РАЗДЕЛ 4
КРУГЛЫЙ СТОЛ К 25-ЛЕТИЮ СИМПОЗИУМА «ДИАЛЕКТИКА ИНТЕРЕСОВ В ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ И АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ»
Организатор - Н.Л. Карпова (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО): На Круглый стол, посвященный XXV юбилейному Международному симпозиуму «Психологические проблемы смысла жизни и акме», были приглашены участники первых симпозиумов и те, кто в течение многих лет продолжал заниматься данными вопросами. Но, поскольку жизненные реалии (пандемия, вызванная коронавирусом, и карантин) не позволили всем собраться за круглым столом очно, каждый из приглашенных прислал свои краткие воспоминания о первых симпозиумах и его основателях, написал о динамике своих интересов в исследовании смысложизненной и акмеологической проблематики, а также о своих размышлениях о дне сегодняшнем и отношении к симпозиуму.
И главная тема, которая звучит почти во всех высказываниях, - предельная актуальность поднятых В.Э. Чудновским и А.А. Бодалевым четверть века назад в трудное для нашей страны время вопросов о смысле жизни и назначении человека и всего человечества. События сегодняшнего дня показывают, что перед эпидемией «чумы XXI века», как и в средние века, все равны - люди всех континентов, всех возрастов, богатые и бедные. Смысложизненные вопросы требуют незамедлительных решений и от всего мирового сообщества, и от правительств всех государств, и от каждого из нас. Будем верить, что праведный смысл жизни, как «буферный механизм» по В.Э. Чудновскому, будет нам опорой в делах и ориентиром в волнах не всегда объективной и разумной информации о происходящем. Надеемся, что итоги современных сложных мировых событий с позиций психологии смысла жизни и акме грамотно подведут участники следующего, XXVI Международного симпозиума, и они будут перспективными.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА
ВСПОМИНАЯ О ГЛАВНОМ...
Мелик-Пашаев А.А., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ПИ РАО
Мало кто из серьезных ученых согласится, что «смысл жизни» - это важная, чтобы не сказать - самая важная проблема психологии. Хорошо еще, если он отнесется к такому утверждению без снисходительной усмешки! Если психология хочет быть «настоящей» наукой, она должна заниматься тем, что можно однозначно определять, экспериментально изучать, измерять, воспроизводить с помощью управляемых воздействий, демонстрировать, доказывать или опровергать т. д. А прочее...
В течение многих лет, в десятках аудиторий я задавал вопрос, звучавший примерно так: «Когда перед вами встают вопросы о главном - о том, «кто мы, откуда и куда идем», о жизни, ее цели или бесцельности, о смерти и бессмертии, о любви, отчаянии, о своем призвании, или другие, сопоставимые с ними по глубине - к каким источникам вы обращаетесь за помощью?». И получал ответы: «К самым близким людям; к мудрым старшим людям; к священнослужителям и религиозным учениям; к философии; к литературе и другим искусствам». Изредка, подобно одному древнему мыслителю, говорили: «К самому себе».
Ни один человек (а в основном это были начинающие психологи) не сказал, что откроет книги классиков психологии. Не лучшая аттестация для нашей науки, не лучший -скажем по-ученому - «предиктор» ее будущего.
Поэтому так велика заслуга ученых - А.А. Бодалева и особенно В.Э. Чудновского, которые 25 лет назад учредили в старейшем психологическом институте ежегодные Симпозиумы, помогающие нам думать и говорить о главном.
О смысле жизни, об акме - высшей точке обретения этого смысла на земном веку человека - бессмысленно говорить «в вещной логике», как о чем-то существующем как объект познания, демонстрировать на экране, из чего он складывается и т.п., оставаясь при этом таким же человеком, каким был до этих размышлений. Волей-неволей ты заглядываешь в глубину себя самого, соотносишь себя, каков ты есть, с тем, кем мог бы быть и хотя, к сожалению, едва ли сильно меняешься после очередного Симпозиума, но все же совершаешь хоть какую то осознанную духовно-практическую работу.
Для меня с чередой этих Симпозиумов так или иначе связаны самые важные замыслы многих лет. Например, понимание того, что мы называем «психикой» как «психического тела» человека, в котором мы, как и в теле физическом, живем, которое непроизвольно созидаем или разрушаем в зависимости от того, как им пользуемся; ответственными соавторами которого мы являемся, сами о том не думая. Или - идея «ключевых переживаний», случавшихся в опыте многих выдающихся людей, чаще в детстве или в юности, когда в самой непредсказуемой ситуации перед человеком высвечивается главное направление его будущей жизни, путь его творческой самореализации, о котором он до этого не имел никакого представления. Или - осознание того, что акме - это не статистическая проблема оптимального возраста достижений в той или иной специальности, а, в первую очередь, состояние, когда человек в максимальной мере бывает «самим собой», когда исчезает расстояние между высшим и повседневным «я»...
Думаю, для всех постоянных участников Симпозиумов ежегодные напоминания о том, что в жизни есть-таки смысл, были не менее полезны.
Каково ближайшее будущее этой замечательной традиции? Трудно сказать. К сожалению, прагматизм, «мамонизация» и «вещное» отношение к другим и к себе самому пока скорее нарастают, чем идут на убыль, и молодые люди, в том числе будущие психологи и педагоги, растут в этой атмосфере. Но в любом случае ободряет мудрая мысль М. Бахтина, который говорил, что культура не знает «мертвых смыслов» - каждый смысл дождется своего праздника возрождения.
ЕЖЕГОДНАЯ РАБОТА СИМПОЗИУМА «СМЫСЛ ЖИЗНИ И АКМЕ» ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ АКТУАЛЬНОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИ И ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ Пашукова Т.И., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой МГЛУ
В конце 90-х гг. я, как обычно, приехала в Москву из г. Кировограда, где тогда работала (сейчас г. Кропивницкий, Украина), и навестила своего научного руководителя по кандидатской диссертации академика А.А. Бодалева. Разговор зашел о мотивах, которые были у абитуриентов, поступавших на факультеты психологии в 1970-80-х гг. Алексей Александрович поинтересовался и моими мотивами.
У меня были интересы к изучению развития психики у детей и животных, но выбрала я факультет психологии МГУ в надежде на получение ответов на вопросы о смысле жизни. В 70-е гг. психологи были увлечены измерением порогов ощущений, изучением восприятия, внимания, памяти, эмоций и чувств, а о смысле жизни почти не говорилось. Поэтому я даже думала менять профессию, чтобы изучать соответствующие труды зарубежных и отечественных философов. Услышав это, Алексей Александрович подошел к телефону, набрал номер В.Э. Чудновского, что-то ему сказал и попросил меня взять трубку.
Через пару дней мы встретились с Виленом Эммануиловичем Чудновским в Психологическом институте РАО. Я обрадовалась, узнав, что он проводит исследования по
проблемам смысла жизни, и что уже было два симпозиума под названием «Психология смысла жизни».
Принимать участие в работе симпозиума я стала, приезжая еще из ближнего зарубежья. Меня интересовали и продолжают интересовать следующие аспекты проблемы: суицидальные установки и эгоцентрические состояния при потере смысла жизни; изменение смысла жизни в процессе духовного преобразования человека; изменения смысла жизни во время трудних психических состояний и кризисов личности, в том числе вызванных экономически сложными ситуациями; роль мировоззрения в смысложизненных ориентациях и выработке стратегии жизненного пути; проблемы смысла жизни у людей с простым и сложным внутренним миром; роль образования новых смыслов в сохранении и перестройке эго-системы; психологическая помощь при потере смысла жизни и суицидальных установках в подростковом и юношеском возрасте; смысл жизни и эгоцентризм у пожилых людей; коммуникативные ресурсы преодоления смысложизненного кризиса, а также несколько экзотические, на первый взгляд, темы связанные с личностным ростом и преобразованием человека. Например, преодоление эгоцентризма и смысл жизни в практиках йоги, буддизма, дзен-буддизма и религиозного подвижничества. О многих из них я писала в тезисах и статьях симпозиумов.
Анализ материалов прошедших 24-х симпозиумов позволяет сделать заключение, что, благодаря коллективным усилиям и умелому научному направлению совместной работы, которые проводили почти 20 лет академик РАО А.А. Бодалев и профессор В.Э. Чудновский, сегодня психологи многое знают: о значении и функциях смысла жизни и его видах, о возрастных этапах его формирования, о смысложизненных кризисах и стадиях их протекания (здесь особо важно отметить труды К.В. Карпинского), а также о многих аспектах феномена акме и его соотношении со смыслом жизни. Мы пытаемся определить структуру смысла жизни, стали компетентными в вопросах проведения эмпирических исследований и оказания психологической помощи при потере смысла жизни в периоды трудных психических состояний и кризисов.
В настоящее время требуется: систематизация накопленных знаний за годы работы симпозиума; уточнение связей и закономерностей в содержании смысла жизни и достижениях жизненных вершин; описание технологий проведения психологического консультирования и оказания психологической помощи при проблемах смысла жизни; мониторинг содержания смысла жизни у представителей разных возрастных и социальных слоев населения в условиях современных реалий на нашей планете.
Ежегодная работа симпозиума «Смысл жизни и акме» продолжает оставаться актуальной, теоретически и практически значимой не только для психологической науки и психотерапии, но и для философии, культурологии, социологии, религиоведения, литературоведения, педагогики и ряда других наук. Но, в первую очередь, для тех, кого интересуют проблемы смысла жизни вообще и своей собственной жизни, в частности.
ВСПОМИНАЯ В.Э. ЧУДНОВСКОГО Шульга Т.И., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой МГОУ
Пролетело время незаметно, вот уже 25-й Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме». У всех, кто хотя бы один раз побывал на данном научном в самом широком смысле этого слова собрании и был участником первых симпозиумов, навсегда в памяти сохранились волнующие выступления его основателя - Вилена Эммануиловича Чудновского. Воспоминания всегда отличаются краткостью, но эти события наиболее яркие, значимые.
Организация первого симпозиума определяла начало исследований психологических проблем смысла жизни. Организаторы волновались, какое содержание данного научного
направления будет принято исследователями, по каким направлениям оно будет развиваться в психологии. Но тогда даже и предположить никто не мог, что таких симпозиумов будет 25 (верим - и больше!), и они станут международными!
Выступления многих первых участников симпозиумов в большей степени отражали идеи В.Э. Чудновского, который заражал всех нас новым направлением исследований. Но постепенно появлялись и новые группы исследователей - студенты, школьники, представители религии и т.д. Это делало симпозиум значимым для многих людей.
Мне навсегда запомнились многие высказывания и мысли В.Э. Чудновского, что побудило изучать смысл жизни уязвимых категорий среди детей и подростков. Особенно запомнилось определение:. «Смысл жизни - не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу». Запомнилось, как говорил В.Э. Чудновский о малых и больших смыслах, реалистичности, конструктивности и оптимальности смыслов, о жизненном пространстве личности, а самое главное - его трепетное отношение к гуманистической составляющей современного образования.
Опыт преподавания в Московском государственном областном университете в 19902000-е годы, научное руководство аспирантами позволило профессору В.Э. Чудновскому первому у нас в стране рассмотреть в единстве проблему смысла жизни человека и смысла жизни педагога. Вспоминается творческая атмосфера единомышленников в работе над учебным пособием для студентов педагогических вузов «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008). Подготовка данного учебного пособия была итогом работы многих симпозиумов.
Убеждена, что все симпозиумы по проблемам смысла жизни и акме имеют важное значение не только для психологической науки как продолжение развития данного направления, но и как возможность саморазвития каждого психолога и педагога.
Симпозиумы должны продолжаться и ради памяти В.Э. Чудновского!
В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ И ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вайзер Г.А., кандидат психологических наук, ассоциированный научный сотрудник ПИ РАО
В.Э. Чудновский особое внимание в работе симпозиума уделял анализу смысложизненного аспекта современного процесса образования. По его предложению была организована секция, где выступали с докладами и сообщениями по актуальным проблемам образования ученые, преподаватели школ, средних специальных и высших учебных заведений. В своем выступлении на XIII симпозиуме В.Э. Чудновский утверждал: «Как ни парадоксально, мы недостаточно осознаем, что будущее человека (и общества) существенно зависит от того "вклада", который вносит в это будущее процесс образования, от того отрезка жизненного пути, в начале которого стоит первоклашка, в конце, - в основном, сложившаяся личность» [2, с. 12]. Характеризуя современное общество, он писал, что в 90-е годы был нанесен "увесистый" удар по подрастающему поколению России. «Составляющие это "удара": ребенок, подросток, юноша оказались в ситуации, когда теперь "все можно"... Государство и государственная школа освободили себя от воспитания подрастающего поколения» [1, с. 22]. И далее В.Э. Чудновский с горечью отмечает, что «в 90-е годы мы промахнулись мимо подрастающего поколения. И этот промах будет долго давать о себе знать» [там же]. Его анализ показал: в современном процессе образования все отчетливей выступает тенденция «промахиваться мимо человека». Наиболее концентрированно эта
тенденция проявляется в том, что «процесс поиска и обретения человеком смысла жизни и процесс образования двигаются как бы по разным орбитам» [2, с. 13].
В.Э. Чудновский в своем последнем обращении к симпозиуму говорил: «Процесс образования в средней школе должен представлять собой органическое единство обучения и становления личности» [1, с. 25]. Он констатировал, что в минувшие десятилетия процесс образования «был подчинен рыночному принципу предоставления образовательных услуг» [1, с. 24]. Недооценивается значимость школы и учителя в судьбе человека. В ответ на обсуждаемые перспективы замены учителя «образовательными машинами» он писал: «Существует мнение, что в современных условиях, когда к процессу образования подключены новейшие информационные технологии, когда чрезвычайно расширились возможности получения знаний с помощью интернета, дистанционного обучения, - роль учителя закономерно снижается. Думается, дело обстоит с точностью до наоборот. Именно сегодня роль учителя в образовательном процессе существенно возрастает» [2, с. 16]. С позиций психологии и педагогики очень важно, что непосредственное, многолетнее влияние личности учителя осуществляется в период наибольшей сензитивности ребенка, подростка, юноши к учебным и воспитательным воздействиям, в период наиболее интенсивного развития личности. И В.Э Чудновский постоянно подчеркивал роль учителя: «Именно от него в решающей степени зависит, в какой мере самые лучшие и самые эффективные научные разработки становятся реальностью для каждой школы и каждого школьника. Именно от учителя во многом зависит, насколько интернет станет для школьника средством получения новых знаний и расширения общего кругозора. Никакие достижения научно-технического прогресса не могут заменить непосредственного влияния личности учителя на обучение и воспитание школьника» [2, с. 16].
Значительное число работ В.Э. Чудновского посвящено анализу деятельности учителя. И это не случайно. Ведь профессия учителя предполагает «проекцию» результатов его кропотливого повседневного труда в отдаленное будущее. Именно в этом, по мнению В.Э. Чудновского, и состоит подлинный смысл труда учителя. Он считал профессию педагога самой смыслообразующей, поскольку «в ней связаны сегодняшний смысл жизни учителя и смысл будущей жизни его воспитанников» [3, с.59].
В ряде своих работ В.Э. Чудновский рассматривал процесс образования как фактор поиска и обретения смысла жизни [1, 2, 3].Он проанализировал соотношение феноменов «смысл жизни» и «смысл процесса образования». Процесс поиска и обретения смысла жизни в его исследовании рассматривается как психологическая реальность, единое смысловое пространство, существенно обусловливающее судьбу человека. В.Э. Чудновский показал, что процесс образования также представляет собой «единое смысловое пространство». Оно содержит определенную «инфраструктуру», включающую две смысловые категории [3, с.52]. Важнейшей является смысловая категория будущего, которая отчетливо кристаллизуется в главной задаче процесса образования - становлении личности взрослеющего человека. Не менее значимой составляющей «инфраструктуры» смыслового пространства процесса образования является смысловая категория «прошлого». В.Э. Чудновский отмечал: «Школа - место, где постоянно учатся у прошлого, учатся на собственных достижениях и ошибках. Переход из класса в класс неизбежно связан с осмысливанием (хотя бы на интуитивном уровне) настоящей, прошедшей и будущей жизни» [3, с. 52].
Вспоминается, что, завершая свои выступления по проблемам современного образования, В.Э. Чудновский часто использовал слова А. Маслоу о том, что на вопрос «Сделали ли тебя лучше уроки тригонометрии?» - Эхо ответит вам: «Вот еще, причем здесь это?». Сегодня, как и в былые годы, пророчески звучат слова нашего дорого Учителя: «Стремиться к тому, чтобы после урока тригонометрии человек стал лучше, - не в этом ли подлинный, глубокий смысл процесса образования? Чтобы каждый урок, по любому предмету, был пусть небольшим шагом (шажком) по длинному и трудному пути поиска и
обретения Я, единственного и неповторимого для каждого смысла жизни. Дорогу осилит идущий.» [2, с. 17].
1. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания). // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17-27. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 19.01. 2018).
2. Чудновский В.Э. Процесс образования как фактор поиска и обретения смысла жизни. // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XIII симпозиума. / Под редакцией Г.А. Вайзер и Н.В. Волковой. - М., 2008. С. 12 - 17. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XIn-simpozium.pdf (дата обращения 16.01. 2019)
3. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопросы психологии, 2009, № 4. С. 50 - 60.
СМЫСЛ ЖИЗНИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА Митина Л.М., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ПИ РАО
В 2020 году мы отмечаем 25-летие международного симпозиума «Психология смысла жизни и акме» и ответственно говорим о его актуальности. Значимость проблемы смысла жизни в нашем обществе особенно отчетливо выступила сейчас из-за распространения и в России коронавируса: ломка устоявшихся отношений, привычных стереотипов, введение режима изоляции, карантина, дистанционного обучения и работы «на удаленке» произвела крупный переворот в сознании миллионов людей и со всей остротой поставила вопрос о цели человеческого существования, о смысле жизни.
Это, в первую очередь, относится к подросткам и молодежи. Их беспомощность и незащищенность, преобразованные защитными механизмами в неуправляемость, браваду и агрессию, во многом определяются тем, что школа по-прежнему не решает одну из важнейших задач воспитания - формирование ценностно-смыслового отношения к миру. Постановка этой задачи предъявляет особые требования к учителю. Мы неоднократно обсуждали на симпозиумах проблему профессионального становления учителя, нового уровня его личностно-профессионального развития, который связан, в первую очередь, с новым взглядом, новым способом мышления, поведения, новым отношением к себе и к ученикам как к свободным и ответственным людям.
Профессия учителя имеет особый статус благодаря тому, что именно человек привносит в свою работу как личность. Педагогическая профессия предполагает непосредственное влияние конкретного педагога на конкретную формирующуюся личность ученика. От системы смысложизненных ориентаций учителя зависит общая атмосфера образовательного процесса, система отношений «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родитель» и т.п., качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения и многое другое. Выявление и формирование смысложизненных ориентаций педагога может и должно считаться актуальнейшей задачей исключительной социальной значимости.
Целью нашей многолетней работы является исследование смысла жизни как определенной психологической реальности, имеющей для человека судьбоносное значение, изучение роли школьного учителя в процессе поиска и обретения человеком смысла жизни, а значит, и роли учителя в судьбе человека.
Каждый день учитель выполняет конкретную «сиюминутную» задачу - передать ученикам очередной фрагмент знаний в своей предметной области. Но при этом он каждый
раз вступает в общение со своими учениками не только как профессионал, но и как личность, как человек, воздействуя на их чувства, способ восприятия мира, самих себя и других людей. И очень важно, в какой мере учитель причастен к судьбе своих питомцев. Смогут ли они найти верные ориентиры в жизни, в определении того, что такое Добро и что такое Зло? «Вопрос отнюдь не праздный, потому что у каждого вора, насильника, убийцы и террориста когда-то была школа и были учителя...» - постоянно напоминал В.Э. Чудновский, один из главных основателей симпозиума, автор книги для учителя «Смысл жизни и судьба» и вдохновитель коллективного труда для студентов педагогических вузов «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога».
Сегодня мы видим свою главную задачу в том, чтобы обосновать более широкий взгляд на роль учителя, которая не сводится к традиционной обязанности передавать конкретные знания и добиваться их усвоения. Показать, что учитель может и должен помочь своим воспитанникам в поиске и становлении смысла жизни, способствующего расцвету индивидуальности, достижению вершин профессиональной деятельности, взвешенному и адекватному ответу на вызовы времени, готовности к преобразованию себя и своего сознания во имя высших целей.
К 25-й ГОДОВЩИЕ ПЕРВОГО КРУГЛОГО СТОЛА
ПО ПРОБЛЕМАМ СМЫСЛА ЖИЗНИ Н.Л. Карпова, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ПИ РАО
В сложные для нашей страны 1990-е годы - в экономическом, политическом, социальном и идеологическом плане - мне очень повезло работать в небольшом коллективе настоящих ученых, который составляли доктор психологических наук Алексей Александрович Бодалев, доктор психологических наук Вилен Эммануилович Чудновский и доктор философских наук Виктор Тимофеевич Ганжин. Всем им я благодарна не только за помощь в подготовке докторской диссертации, но также за высокую интеллектуальную насыщенность коллективной работы над поднятыми В.Э. Чудновским вопросами психологии смысла жизни. Встречи по обсуждению первой статьи Вилена Эммануиловича по данной проблеме, затем - по подготовке Круглого стола с этой темой в Психологическом институте, затем - сам Круглый стол, который стал ежегодным и именовался уже «симпозиумом», последующее подведение его итогов в обзорах для журналов и работа над сборниками материалов симпозиума - все было для меня большой школой коллективного научного поиска и настоящего творческого общения.
Как увлеченно, задорно и вместе с тем предельно корректно обсуждали все вопросы мои Учителя, ведь многие основные аспекты психологического и современно-злободневного подхода к вопросам смысла жизни были обозначены именно на первых симпозиумах 19951999 годов. Тогда же, в 1990-х, появилось большое количество переизданных и изданных вновь работ отечественных и зарубежных философов и психологов, где поднимались вопросы смысла жизни. При обсуждении подготовки каждого симпозиума и совместных статей шел разговор об идеях Е. Ильина, В. Розанова, С. Франка, Э. Фромма, В. Франкла... В течение нескольких лет я словно была слушателем особого увлекательного спецкурса по проблемам смысла жизни.
Необходимость ежегодного участия в подготовке и проведении симпозиума заставила меня по-новому посмотреть на свою работу с группами семейной логопсихотерапии (восстановление нарушенного речевого общения у заикающихся детей, подростков и взрослых), и все мои первые выступления были посвящены анализу смысложизненных проблем в процессе социореабилитации. Это помогло более глубоко осмыслить позиции всех участников логопсихотерапии - заикающихся пациентов, их родителей и родственников, руководителя группы, а также шире посмотреть на саму
проблему в субъективном и объективном плане. К Х симпозиуму (2004 года), когда работа логопсихотерапевтических групп была организована уже не только в Москве, но и в Таганроге, Самаре и Владивостоке, я проанализировала собственный почти 15-летний опыт работы в системе семейной групповой логопсихотерапии с точки зрения выявления ее смысложизненного и акмеологического потенциала. И это тоже было поучительно.
С 1999 года в названии симпозиума была обозначена еще одна тема, поднятая уже многочисленными работами А.А. Бодалева, - психология акме. Именно Алексей Александрович убедительно показал обусловленность и неразрывность смысла жизни и акме, и, придерживаясь логики его исследований, к более поздним симпозиумам мне было интересно посмотреть, как проблема смысла жизни раскрыта в трудах С.Л. Рубинштейна, как тема смысла жизни и акме воплотилась в судьбе «реставратора всея Руси» Саввы Ямщикова. А к ХХ симпозиуму с помощью нашего постоянного внештатного сотрудника -кинорежиссера А.И. Шувикова мы подготовили небольшой фильм «Из истории симпозиумов», который все желающие теперь смогут увидеть на сайте ПИ РАО.
И, конечно, симпозиум подарил мне много интересных встреч с учеными и практиками - психологами и педагогами, а также позволил пригласить к его участию своих коллег-филологов: А.Л. Киселева, Ф.Г. Жарского, Л.А. Финка. Многие их публикации показали творчество знакомых писателей и поэтов-классиков в новом аспекте. А в лице директора института авиакосмической медицины генерал-майора, доктора медицинских наук, академика РАО В.А. Пономаренко, протоиерея Владимира Архипова и доктора психологических наук А.В. Суворова я нашла единомышленников и активных помощников в работе с логопсихотерапевтическими группами.
.Работа симпозиума «Психология смысла жизни и акме» была начата на рубеже XX-XXI веков, второго и третьего тысячелетий, и успешно продолжается уже 25 лет, подтверждая свою востребованность и значимость для профессионалов и начинающих исследователей в различных аспектах психологии и отраслях других наук - гуманитарных, естественных и технических, как показывает состав его участников. И каждый год мы вспоминаем основателей симпозиума - дорогих Вилена Эммануиловича Чудновского и Алексея Александровича Бодалева и обязательно говорим им слова великой благодарности за возможность коллективного сотворчества в осмыслении больших и важных смысложизненных и акмеологических вопросов.
Наши Учителя четверть века назад пророчески подвигли нас ежегодно задаваться вопросами, которые особо остро встали сейчас перед всем человечеством, оказавшемся во власти пандемии. Какими будут те, кто выживет? Какими жизненными смыслами будут руководствоваться? Какой ценой будет оплачено «восхождение к акме» каждого отдельного человека, каждой страны и всего мира? Некоторые ответы, верим, будут озвучены участниками следующего, XXVI симпозиума, и они будут оптимистичны.
СМЫСЛ ЖИЗНИ И МОТИВАЦИЯ А.В. Суворов, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник МГППУ
В конце 1994 года Вилен Эммануилович Чудновский попросил переписать для меня по Брайлю одну из своих первых статей по психологии смысла жизни. Я откликнулся комментариями едва ли не в том же объеме, что и статья Чудновского. Алексей Александрович Бодалев ознакомился с нашей перепиской и предложил организовать по этой тематике Круглый стол. Он состоялся в конце марта 1995. Это стало началом симпозиумов.
Мой первый доклад и статья были на тему «Смысл жизни и воля к жизни». Потом было ещё много докладов и статей, из которых можно составить отдельный сборник.
Смысл жизни и талант, смысл жизни, Акме и счастье, смысл жизни и человечность... Жизнь и прозябание... Нет смысла жизни - нет и человеческой жизни как таковой, только
бессмысленное существование, прозябание... О чем я не написал впрямую, а пытался, подразумевал во всех своих работах этого цикла? Пожалуй, ключевая тема, к которой я пытался подобраться, - смысл жизни и мотивация.
Собственно, смысл жизни и есть - главный, решающий, стержневой, фундаментальный мотив человеческой жизни. Движущая сила нашей человеческой жизнедеятельности, нашей деятельности в течение жизни. То, без чего не может быть целенаправленного движения, а есть какое-то барахтание, или безвольный «сплав» по течению - как повезет, как получится...
Сначала была игра-фантазирование, содержание которой определялось впечатлениями от окружающего мира, от общения с другими людьми, от чтения, от учебы... В игре-фантазировании сформировалась потребность в творчестве - литературном, потом научном, психолого-педагогическом... Сформировалась творческая одержимость. Это и стало изначальным смыслом моей жизни. Тем, что заставило жизнь планировать. Постоянно определять и корректировать ближайшую и отдаленную перспективу. Словом, сознательно относиться к своей жизни, постоянно осмысливать/переосмысливать ее. И соотносить с конечной перспективой - смертью. Ибо прав С.Л. Рубинштейн: «Жизнь есть срочное обязательство, срок истечения которого неизвестен» («Человек и Мир», цитирую наизусть.) И к этому неизвестному сроку надо успеть как можно больше. И ловить шансы. Не упираться лбом в собственные планы, отмахиваясь от остального как лишнего, или несбыточного, или непосильного.
Только что защитил кандидатскую диссертацию. Алексей Александрович Бодалёв предлагает тут же, не расслабляясь, браться за докторскую. Взялся. Пятисотстраничная рукопись «Проблемы конкретной человечности» уже была написана. Вот и основа для докторской... Пригласили в пионерский лагерь. Сначала испугался, потом поехал. Сначала один, потом со слепоглухими детьми. Так началась совместная педагогика. Не раз казалось: всё, отъездился. Здоровье всё больше подводит. Вот уже и колясочником стал... Но - звали, и опять ехал, подумаешь - в коляске... Конечно же, не только и не столько готовность воспользоваться подвернувшимся шансом. Главное - любовь к детям. Любовь - основа, фундамент, ядро всякого возможного смысла жизни...
Может, и воля к жизни. Но не в смысле какого-то самопринуждения, самозаставления, вплоть до эмоционального надрыва, срыва в депрессию. Нет, я всегда был против такого, поистине волюнтаристского, понимания воли к жизни. Всё должно быть в охотку. Нельзя себя постоянно подгонять и загонять, превращать в загнанную клячу. Отшучиваясь от восхищения моей «волей», я подчеркивал, что тут скорее каприз. Хочу, не могу иначе. Вот уж действительно - творческая одержимость. И если в основе этого «каприза», этой одержимости - любовь, а не сплошное волюнтаристское «выполенине долга», то никакого «выгорания» быть не может. Тебя хватит и на тридцать, и на сорок лет. На всю жизнь.
Смысл жизни - это основа активного отношения к себе самому. Это то, что делает меня субъектом моей жизни, а не объектом «обстоятельств». Тогда не возникнет смешного вопроса, «как стать собой», «как найти себя». Просто не надо ждать, что кто-то разжуёт за тебя и в рот положит...
Смысл жизни - это то, что исключает потребительское, пассивное отношение к жизни. Ленивое: «Не по нашим возможностям». Не загадывай заранее. Попробуй проверить свои возможности. Не топчись на берегу. Бросайся в воду и плыви. И тогда на вопрос, счастлив ли, сможешь уверенно ответить: да. Несмотря на инвалидность, вопреки ей. Да - потому что и сам карабкался, и тебе помогали карабкаться на вершину жизненного пути, достигать Акме. Не в одиночку, разумеется. Но постоянно помня, что помочь можно и хочется только тому, кто и сам себе помогает... Это трудное счастье, что говорить. Но, бесспорно, счастье.
СМЫСЛ ЖИЗНИ. ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМАЧЕЛОВЕЧЕСТВА Яхнин Е.Д., доктор химических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны, участник парадов Победы 24 июня 1945 года и 9 мая 2017 года
Человек с самого начала своего появления на земле стал задумываться над окружающим миром: «Зачем? Почему? Для чего?» До сих пор вопрос о смысле жизни задают себе и простые обыватели, и учёные-естественники, философы ... все. Полагаю, что на юбилейном симпозиуме полезно обратить внимание на содержание этого понятия в масштабе существования человека как представителя живого мира на планете и в масштабе его существования как элемента человеческого социума.
В природе нет никаких смысловых категорий. В интеллектуальной сфере человека (в единстве языка и мышления) есть все, включая смыслы. И сущность интеллектуальной сферы можно определить как один из способов (хотя и чрезвычайно сложный) взаимодействия живых систем с окружающим миром, обеспечивающий им наиболее адекватную ответную реакцию на внешнее воздействие и изменения среды. Сопровождающие интеллектуальный процесс слова - это внешние и внутренние сигналы (в звуковой или иной форме, включая виртуальную), отображающие все его элементы и стадии. Слово «смысл» также входит в комплекс слов-сигналов, инициирующих начало и последующие стадии этого процесса. И тогда смысл жизни как процесс есть, а смысла жизни как существования нет.
И все же, каждый из нас вправе ставить вопрос о смысле своего существования. Когда человек начинает осознавать себя исходным элементом социума, он приходит к пониманию, что смысл его существования, его жизни - социум. Любые действия каждого отдельного человека оказывают влияние на состояние и развитие социума и потому имеют смысл, положительный или отрицательный, неважно. Вне социума существование человека бессмысленно. И здесь содержание слова «смысл» бесконечно разнообразно и соотносится с множеством проблем, возникающих перед нами в течение всей жизни, от простейших бытовых до социальных в масштабах всего человечества. Примеры приводить не требуется. Заметим лишь, что психологическая категория «смысл» переплетается с категорией «цель», вплоть до отождествления.
.Вот уже 25 лет симпозиум «Смысл жизни и акме», проходящий в Психологическом институте РАО, продолжает привлекать новых докладчиков и слушателей. Философы и психологи, художники и музыканты, преподаватели учебных заведений и воспитатели, ученые и школьники делятся результатами своих поисков смысложизненных ответов, намечают новые цели и находят для себя новые смыслы жизни. А мне вспоминается послевоенный эпизод (я уже рассказывал об этом происшествии на симпозиуме ранее), когда в экстремальной и напряженной ситуации на неожиданно заданный вопрос: «Вы можете сказать, в чём смысл жизни?» - я, удивительно для самого себя, спокойно ответил: «Смысл жизни в наиболее полной реализации себя, но так, чтобы это было на пользу другим людям».
Это был экспромт и в то же время не экспромт, так как я незадолго до этого размышлял о жизни. И задавший вопрос, казалось бы, враждебно настроенный парень тогда произнес: «Вы очень хорошо, интересно сказали. Спасибо». Позднее, когда прошло ощущение опасности, я понял, что выплеснувшаяся из моего сознания формулировка смысла жизни получилась удачной, емкой: в ней соединилось личное и общее, что обычно трактуется в противопоставлении. Она значима для меня и сейчас, через много лет.
Люди должны жить полной жизнью, получать от нее удовлетворение, наслаждаться ею, совершенствоваться в любом деле, творить идеи, изобретать, созидать, и все это будет на благо общему, в этом суть. Такое понимание себя среди людей особенно важно сейчас, когда техногенная деятельность человечества подняла его на невероятную высоту, сделала «Царем природы».
Таким образом, даже если кто-то говорит: «В природе нет и никогда не было никакого смысла», - люди будут его искать и находить. Найдут так же как нашли Бога - его нет, но он есть в сознании многих людей и продолжает порой достаточно сильно влиять на их жизнь. Хорошо, когда молодые люди озабочены поисками себя в окружающем их противоречивом мире. Это вселяет надежду на еще более великое будущее человечества, и кто знает, может быть далеко за пределами нашего маленького космического кораблика - планеты Земля.
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ К XXV СИМПОЗИУМУ Владимир Архипов, протоиерей
.Любопытное я встретил утверждение в Интернете, прямо для нашего симпозиума: «Поиском смысла жизни чаще всего увлечены люди с депрессивным фоном и люди с романтическими настроениями. Душевно здоровые вопросом смысла жизни не мучаются».
Так, действительно, зачем искать смысл жизни? Он давно определен природой плоти и инстинктом. Но если человек только плоть, которую необходимо кормить, беречь и лелеять, то смысл давно найден: низшему надо отдать власть над высшим. В итоге плоть диктует и разуму, и душе свою «высшую» цель и счастье жизни, уводя ее к абсурду и безумию. Госпожа плоть подобна известному персонажу, который, наполнив закрома богатым урожаем, радовался: «Много добра у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Но Бог сказал: «В эту ночь душу безумца заберут» (может быть, даже коронавирус).
Только человек знает, что такое свобода, и ценит ее превыше всего. Только человек имеет чувство святого и умеет мыслить, любить, страдать, созидать и благоговеть перед красотой. Человечество с первых дней творения доныне доказывает, что все это не балласт, а сокровище, хоть часто и мучительное. Поэтому-то многие от него и отказываются, убежденные, что без свободы и творчества, без собственного мнения и даже без настоящей любви (а значит без смысла) жить в мире абсурда гораздо проще. Но, слава Богу, человек остается тем, кем он создан, и никогда не откажется от поиска смысла жизни.
Снова, как и 25 лет назад, как и 2-5 тысяч лет назад стоит вопрос: кто ты человек, зачем ты пришел в этот мир, чем отличаешься от баобаба или вируса? В чем смысл твоего существования, кроме того, чтобы вкусно и сытно прокормить то, что неизбежно умрет? Стоики жили ради покоя мира и гармонии духа, пифагорийцы - ради очищения души и слияния с божеством, Платон - ради отвлеченной истины, Аристотель видел счастье в служении добру. Для христиан смысл жизни состоит в обретении живого Бога-Любви и служении Ему через служение людям, и здесь вопрос о смысле жизни и счастье не постарел за 2000 лет. Он вечно молод. Потому что его должен решать заново каждый человек. Более того, если смысл, как в христианстве, определяется не догмой и схемой, а живой личностью Христа, то он способен обретать новые интонации и новую глубину.
25 лет (я присоединился к участникам несколько позже) наш симпозиум пытается разобраться в смысле и высшем состоянии счастья с разных точек зрения. Взглянув на публикации первых симпозиумов, я понял, что актуальность темы не пропала. На мой взгляд, сегодня она стала острее. Для меня, во-первых, потому, что по своему миропониманию и роду деятельности я говорю о смысле существования людям уже 30 лет, и спрос с себя за это становится все больше. Во-вторых, жизнь любит задавать мне один и тот же вопрос: не ошибся ли я в найденном смысле и цели? Она упорно требует подтверждение выбранной шкалы ценностей. За последние 30 лет всеми нами прожито несколько эпох обретенных и утраченных надежд на свободу, достоинство и ценность человеческой жизни. Существенно для понимания смысла и то, что мы уже на 25 лет ближе к смерти. А она умеет ставить вопросы и даже подсказывать ответы. Сегодня именно ее близость может придать особую яркость привычным абстрактным размышлениям о смысле и ценности жизни, поскольку смерть - великий учитель жизни.
Одна из задач священника - поделиться своим пониманием смысла жизни с теми, кто его ищет, потому что смысл - это путь к Богу. И все проповеди, все службы и все Евангелия - о смысле жизни в Истине, ради Истины и во имя Истины. Я хочу повторить только несколько существенных моментов, на мой взгляд, ведущих к обретению смысла жизни.
Нельзя рассматривать человека без учета главного измерения - измерения вечности, вне которого тот не может быть правильно понят. Этот вектор устремлен к духовному высшему пространству. Он-то и определяет высшие свойства человека: свободу, духовность, творчество, благоговение, совесть, любовь как жертву. Этот вектор вводит человека в мир реального присутствия Бога. Только когда в жизни человека появляется высшая цель, становится очевидным, что искомый смысл жизни никак не может находиться внутри самого человека. Ни набор земных радостей, ни деловые достижения, ни высоты славы и власти, ни даже вершины творческой самореализации не в состоянии наполнить глубины души. Смысл жизни находится обязательно вне самого человека. Душа слишком глубока, чтобы ее могли удовлетворить преходящие эмоции и удовольствия плоти. Как утверждают святые, только Бог может заполнить пустоту нашей души.
В человека должно попасть семя о своем высшем предназначении в реализации замысла Творца. Он должен задуматься о своем небесном происхождении и родстве. Благодаря этому придет понимание феномена человека, его ценности не по заслугам, а по замыслу Создателя. Тогда и открывается в человеке третье измерение, уходящее к Небу, рождающее смысл и радость восхождения к познанию Бога. Высший смысл является лучшим целителем душевных недугов и силой противодействия злу. Он возвращает человеку великий дар свободы и достоинства. К сожалению, люди часто не замечают в себе или подавляют «за ненадобностью» это беспокойное измерение и теряют, сами того не понимая, главное свое достоинство. Человек без высших устремлений, пренебрегающий духом свободы, творчества, любви, истины не существует как человек. Об этом говорит блаженный Августин: «Жизнь, лишенная вечности, не достойна называться жизнью. Подлинная жизнь - только жизнь вечная». А Честерфилд писал своему сыну, отправившемуся в путешествие по городам мира: «Я не боюсь, что умрет или погибнет твое смертное тело, но я страшусь, если ты растлишь и погубишь свою бессмертную душу».
Если человек находит смысл и радость своего существования в отказе от себя, в умирании эгоистичного «Я», как центра мироздания, то благодаря этому рождается личность, способная жить масштабом вечности. Она-то и противостоит растлению. Человек должен увидеть и принять свое высшее предназначение и родство Создателю в образе и подобии. В этом исполняются слова: «Сеющий в плоть от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Выбор за человеком.
Хочу поблагодарить коронавирус, который обогатил нашу жизнь мыслями и чувствами, вопросами и не найденными ответами. Он оживил многие наши умственные выкладки о смысле, о вере, о нравственности и достоинстве, о главном и второстепенном в нашей жизни. Он вынуждает нас идти на риск внутренней свободы и дерзновенной мысли о ценности и достоинстве человека. Это не отменяет трезвого понимания действительности. Поэтому я не верю, что после пандемии мы будем другими. Это красивый успокоительный стереотип. Другими мы можем стать, если найдем и примем истинный смысл жизни, достойный звания и предназначения человека. Найденный смысл меняет самого человека, исцеляя его душу, возвращая ему внутреннюю гармонию.
ЕЩЕ РАЗ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ: К 25-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СИМПОЗИУМА Панов В.И., академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии ПИ РАО
Ежегодные симозиумы по обсуждению проблемы понимания смысла жизни, начало которым положил 25 лет назад В.Э. Чудновский с коллегами, обретают в настоящее время
особое значение по ряду причин. Основная в том, что все чаще и острее встает проблема сохранения человечества как биологического вида и глобального субъекта, обладающего глобальными технологическими средствами по преобразованию окружающей среды и природы самого человека.
В массовом сознании людей продолжает господствовать «экономическая парадигма» (Хёсле, 1984) развития человечества, целенаправленная на достижение материального благополучия одних людей за счет других и благополучия всего человечества за счет эксплуатации природных ресурсов планеты. И планета, образно говоря, начинает «мстить» человеку за его эгоистическое отношение к себе и за пренебрежение к общеприродным закономерностям и условиям жизни.
Нетрудно заметить, что современная человеческая цивилизация стремительно движется по многоканальному пути самоуничтожения:
• на биологическом уровне - в виде тенденции к нарушению естественного генофонда человечества, которое вызывается, помимо экологически неблагоприятных факторов природной среды, массовым распространением наркотиков и алкоголизации, массовым распространением гено-модифицированных продуктов питания и экспериментами с биологическими формами оружия;
• на экономическом уровне - в виде растущей пропасти между высоко обеспеченными слоями населения и беднейшими слоями населения как в развитых странах, так и в странах развивающихся;
• на социальном уровне - стрессогенностью социальной среды: от агрессии и насилия в семье и школе до межэтнической и межгосударственной агрессии;
• на международном уровне в виде глобальной гонки вооружений, с постоянной угрозой перехода локальных военных конфликтов в третью мировую войну с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;
• на культурном уровне - культивированием потребительского отношения к человеку и природной среде, уничтожением разнообразия культурного наследия, пропагандой насилия во всех его формах, приводящей к обесцениванию духовных ценностей человечества;
• на образовательном уровне - несоответствием технологий обучения собственной природе развития человека, что проявляется в разных формах дидактогении. При этом в нашей стране общее содержание образования по-прежнему ориентировано на экономическую, а не экологическую парадигму развития человеческой цивилизации.
Даже принятая ООН в конце прошлого века международная Концепция устойчивого развития человеческого сообщества и природной среды (Рио-де-Жанейро, 1992) имеет в своей основе ту же антропоцентрическую позицию, которая и привела к глобальному социальному неравенству и экологическому кризису - обеспечить удовлетворение потребностей людей!
Это положение заставляет вновь ставить вопрос о смысле жизни не только отдельных людей, но и о смысле бытия самого человечества в глобальном масштабе - о смысле жизни всего человечества как общеприродного и даже космического явления жизни, как глобального субъекта общепланетарной жизни, несущего ответственность за жизнеспособность не только отдельных индивидов и общностей людей, но и за эволюцию жизни в космических масштабах.
Это далеко не новая постановка вопроса о смысле жизни. Она не только обсуждалась, но и обрела соответствующие практики в древних философско-религиозных учениях. И не только в древних, в качестве примера можно привести имена Чижевского, Циолковского, Вернадского и других представителей русского космизма, а также Тейяра де Шардена и других мыслителей ХХ столетия.
Для чего человек существует? Что он за явление в масштабе планеты, вселенной? В экопсихологическом подходе к развитию психики, где первый постулат - психика как самостоятельная форма бытия, утверждается, что человеку психика дана для того, чтобы он мог стать сознательным субъектом своего (само)преобразования. Сейчас говорят о
духовном, интеллектуальном преобразовании, но речь должна идти о более широком понимании. И здесь существуют разные позиции: в даосизме, например, высшее предназначение человека состоит в том, чтобы объединить Небо и Землю, небесную энергию и земную, ян и инь. Осознав это, он будет идти по пути Дэ, реализующим Дао. В православии - смысл жизни человека в обретении Бога в самом себе, в обожении...
Сейчас идет массовая цифровизация повседневной и профессиональной жизни человека, лет через десять интерфейсы, позволяющие выходить на контакт с интернетом (или чем-то подобным), будут вживляться под кожу человека. И тогда встает вопрос о том, кто кому будет подчиняться: мировая сеть интернета конкретному человеку или конкретный человек будет в подчинении это глобальной информационной сети? В чем здесь смысл жизни человека?
Если отбросить частные моменты, то, наверное, смысл жизни человека заключается в таком его самопреобразовании, которое обеспечивает ему трансцендентный выход на понимание, переживание и непосредственное ощущение своего единства не только с другими людьми, но и со всеми другими формами жизни как на материальном, так и на духовном уровнях бытия. И одна из версий того, зачем и почему появилась пандемия коронавируса, состоит как раз в том, что Природа заставляет человечество остановиться и подумать, в чем действительно состоит смысл жизни человека: в каждодневной суете и погоне за материальными ценностями или в чем-то другом, более всеобщем?