Научная статья на тему 'Научно-образовательный проект для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?»: подготовка практического модуля'

Научно-образовательный проект для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?»: подготовка практического модуля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-образовательный проект / практический модуль / участники проекта / психологический тренинг / упражнения / смысл жизни / судьба / scientific and educational project / practical module / project participants / psychological training / exercises / the meaning of life / fate

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Вероника Александровна, Попова Татьяна Анатольевна

В статье описан опыт участия в подготовке и реализации проекта для молодежи. Приведены примеры занятий, рассмотрены различные этапы подготовки занятий. Рассматриваются различные стороны практического блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT FOR YOUTH “THE SENSE OF LIFE AND DESTINY. HOW TO BUILD YOUR OWN FUTURE?”: PREPARING A PRACTICAL MODULE

The article describes the experience of participation in the preparation and implementation of the project for young people. Examples of classes are given, various stages of class preparation are considered. Various aspects of the practical block are considered

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный проект для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?»: подготовка практического модуля»

успешности собственных проектов. Данные характеристики, как мы полагаем, обусловлены трудностями социально-психологической адаптации.

Литература

1. Клементьева М.В. Личностное проектирование в образовании: структурно-функциональная модель // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики // ФБГОУ ВПО Калужский государственный университет им. Циолковского - Калуга, 2019. -35-40.

2. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк.- М.: Просвещение, 2002. - 378с.

3. Практическая психодиагностика.Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». - 1998. - 672с.

4. Little, B.R. Personal projects analysis: Trivial pursuits, magnificient obsessions, and the search for coherence // Buss&Cantor (Eds). Personality psychology: Resent trends and emerging issues.- New-York, 1989. - pp.15-31.

5. Little, B.R., Lessi, L. & Watkinson, B. Personality and personal projects: Linking Big Five and PAC units of analysis // Journal of Personality, 1992, 60. - pp. 501-525.

УДК 159.9

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ «СМЫСЛ ЖИЗНИ И СУДЬБА. КАК ПОСТРОИТЬ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ?»: ПОДГОТОВКА

ПРАКТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ

Гончарова Вероника Александровна, (Москва, Россия) студентка 1 курса магистратуры НИУ ВШЭ, г. Москва e-mail gon4arow. gon2010@yandex.ru

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990

Аннотация.

В статье описан опыт участия в подготовке и реализации проекта для молодежи. Приведены примеры занятий, рассмотрены различные этапы подготовки занятий. Рассматриваются различные стороны практического блока.

Ключевые слова: научно-образовательный проект, практический модуль, участники проекта, психологический тренинг, упражнения, смысл жизни, судьба

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT FOR YOUTH "THE SENSE OF LIFE AND DESTINY. HOW TO BUILD YOUR OWN FUTURE?": PREPARING A PRACTICAL

MODULE

Goncharova Veronika Aleksandrovna, (Moscow, Russia) 1st year student, HSE, Moscow, e-mail gon4arow.gon2010@yandex.ru

Popova Tatyana Anatolievna (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific

Establishment "Psychological Institute", assistant professor of the Department of Psychotherapy at the Moscow Institute of Psychoanalysis, address Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute" 125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990

Abstract.

The article describes the experience of participation in the preparation and implementation of the project for young people. Examples of classes are given, various stages of class preparation are considered. Various aspects of the practical block are considered.

Keywords: scientific and educational project, practical module, project participants, psychological training, exercises, the meaning of life, fate

В названии нашего проекта ключевые слова - «смысл жизни» и «судьба». Начнем с определения судьбы. У Вилена Эммануиловича Чудновского находим несколько определений понятия «судьба»:

-Случайное стечение обстоятельств, зависящее от «капризов», фортуны, которые невозможно предсказать.

- Изначально предопределенное течение жизни человека, которое должно исполниться в обязательном порядке, на которое человек повлиять не может.

- Положение человека в определенный промежуток времени, неповторимая и единственная линия жизни, включающая как случайные изменения в жизни, так и предопределенные события. [5] Вилен Эммануилович Чудновский, отечественный ученый, посвятивший 20 лет исследований психологическому феномену смысла жизни. По данной проблематике был организован симпозиум, 25 Юбилейный симпозиум проходит в этом 2020 году. С 2011 года организована молодежная секция, в которой неизменно принимают активное участие подростки и студенты, посещающие занятия проекта.

Тема судьбы и смысла актуальны и сегодня, поэтому они становятся темами занятий в проекте. С 2012 года организован научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» в ПИ РАО, здесь участники проекта могут не только теоретически познакомиться с темой судьбы, но и также ответить на свои вопросы, познакомиться со спикерами, исследовать свой творческий потенциал и поразмышлять на тему своего собственного будущего. Подробнее о смысложизненных ценностях в научно-образовательном проекте, а также о формировании представлений о смысле жизни и о ценностях можно прочитать в статьях сборников симпозиума. [3, 4]. Также занятия по тематическому плану проходят и в Казахстане, где есть филиал научно-образовательного проекта, в Алматы. По традиции встречи проходят раз в месяц, одно из которых проводит на территории Московского Университета МВД России им. В.Я. Кикотя.

С помощью стажеров осуществляется подготовка к мероприятию, практическому модулю. Поиск интересных докладчиков, обсуждение вопросов, которые будут заданы спикеру, создание тренингов. Осуществляя поиск психологических игр и упражнений, стажеры часто проявляют креативность - адаптируют уже имеющиеся в литературе либо придумывают абсолютно новые упражнения, формы проведения. Важно при создании тренинга обращать внимание на соответствие цели теме и проблематике занятия, отслеживать тайминг, продумывать различные варианты развития событий. На таких встречах много дискуссий, обсуждения. Распределяются обязанности - проведение упражнений, сопровождение, организация материалов и инструментов, описание придуманной программы занятия. На занятии непосредственное взаимодействие с подростками, тьюторство в малых группах, помощь в сложных ситуациях. Такой формат помогает не только участникам, но и стажерам, которые получают навыки психологической

тренинговой работы, и не только, размышляя и разрабатывая разные темы, стажеры прорабатывают экзистенциальную проблематику.

Встречи состоят из трех частей: первый этап - доклад спикера на определенную тему, каждый раз разную, далее - индивидуальный артлогопроект, после чего проводится психологический тренинг, где участникам предлагают пройти ряд психологических заданий. Стоит отметить, что каждая встреча происходит в психологически-безопасной для всех участников обстановке под руководством опытного, практикующего психолога.

Опыт показывает, что большая часть упражнений дает положительный результат - по словам участников, которые делятся своими впечатлениями на заключительной части -шеринге, упражнения для них бывают откровением- потому что ставят разные, порой философские вопросы, над которыми нужно глубоко подумать и поразмышлять. Однако есть и упражнения, которые оказываются сложными для понимания школьников и студентов. После проведения занятия, один из стажеров пишет новости, в которых кратко дается описание темы и процесса занятия. Приведем в пример несколько таких новостей. Опубликованных на сайте:

«9 декабря состоялось предновогоднее занятие проекта "Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?". Сначала ученица лицея №3 (Дзержинский) Лера защищала свой проект «Моя победа», победа у нее оказалась не одна. Защита прошла успешно, было много вопросов, Лера размышляла и отвечала.

Нашим спикером на данном занятии стала Дарина Умнова, режиссер документального кино. Она работает с телевизионным каналом "Россия 1» и создала для канала фильмы: "Три секунды", «Данила Козловский», «Герой своего времени», «Легенда о танке» и др. Для участников проекта на занятии молодой режиссер презентовала свою студенческую работу -документальный фильм про современные поисковые работы. Участники были тронуты материалами фильма и по-новому взглянули на жанр документального кино. Фильм о памяти, о нашей победе и нашем отношении к Великой Отечественной войне, а главное к людям, подарившим нам свободу, о том, как сегодняшние поисковики восстанавливают великую справедливость. Дарина рассказала о своём творческом пути, в котором было немало трудностей и преодолений.[2]

В тренинговой части занятия участников разделили на группы и им было предложено снять свой собственный документальный материал о различных понятиях, таких как: призвание, жизнь и будущее для людей, которые посмотрят это через 30 лет. Затем Дарина объединила весь снятый материал в короткометражный фильм "Капсула времени" и участники смогли сразу его посмотреть и поделиться своими впечатлениями. Также участники анонимно украсили ёлку шариками с новогодними пожеланиями. На завершающем упражнении участники зарядились новогодним настроением, забрав себе по одному пожеланию с ёлки. Завершающим стало загадывание участниками своих желаний и дружным хором произнесенное "Все сбудется!".

Отметим, что после этого занятия ребята находились в полном восторге - они приготовили свои видео в командах, продемонстрировали использование различных жанров и концепций, даже преподаватели сняли свой мини-фильм» Еще одним занятием, вдохновившим, удивившим наших участников стала встреча с Федором Пасековым, молодым талантливым режиссером музыкального направления: «17 октября 2019 в ПИ РАО состоялась первое занятие научно-образовательного проекта для молодёжи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», в котором приняли участие школьники и студенты ВУЗов Москвы. Основным направлением проекта на этот год стала тема «Моя победа».

Открыла встречу руководитель проекта, Попова Т. А. с небольшой вступительной речью о целях и будущих планах проекта. После этого участники просмотрели известный музыкальный клип «Жить». Режиссер - клипа Федор Пасеков. Наш первый спикер в этом учебном году. году. Гость проекта, войдя в аудиторию, представившись, попросил обратную связь, спросил, какие кадры «зацепили» больше всего. Аудитория оживилась и делилась своими эмоциями. Ф. Пасеков рассказал о том, как создавался клип - какие были сложности

и как он относится к полученному результату. Удивились участники и разносторонним интересам в профессии Федора Пасекова: маркетолог, продюсер, режиссер. Он знает все стороны работы оператора и возможности совмещения всех трех деятельностей -режиссерской, операторской и работы монтажёра. [1]

Фёдор поделился с собравшимися своими мыслями о том, что такое смысл жизни (и как его искать), а также о том, существует ли Судьба. Беседа коснулась и некоторых психологических аспектов, и тонкостей работы маркетолога. История его собственной жизни и нелёгкого пути к желанной творческой профессии увлекла слушателей и дала им пищу для размышлений. Аудитория была взбудоражена спикером. Поднятые им вопросы: о выборе, о том, «как я распоряжаюсь собственной жизнью?», «какую ответственность я беру на себя?», нашли горячий отклик у участников. Особенно подкупила целеустремленность и работоспособность Федора, в свои 26 лет он уже много добился, но считает, что это только начало, все главное еще впереди.

Когда выступление спикера завершилось, состоялся небольшой разминочный тренинг, в котором приняли участие все собравшиеся. Во время тренинга им представилась возможность получше узнать друг друга, а также самим попробовать ответить на вопрос: «Судьба выбирает нас или мы выбираем Судьбу?» Развернулась оживлённая дискуссия, лишний раз показавшая, что решение такого сложного вопроса не уложить в одну встречу. Тренинг окончился на позитивной ноте, участники обменялись впечатлениями и разошлись, вдохновлённые. Следующая встреча обещает быть ещё более интересной и вызвать новые жаркие споры и обсуждения, ведь тема этого года «Победа над собой».[1] После каждого занятия формируется фотогалерея, новости размещаются на сайте и в соцсетях. Стажировка в проекте дает важный опыт участия в интересном и важном деле: формировании представлений об экзистенциальных данностях, главное о смысле и о линии своей судьбы.

Как говорил В.Э. Чудновский: «Обретение смысла жизни - это реальный путь избавления от окружающей нас бессмыслицы жизни; это одновременно и процесс «выстраивания» человеком «линии» своей судьбы».[1]

Литература

1.Молодежный проект. Новости - https://www.pirao.ru/news/1959/

2.Молодежный проект. Новости - https://www.pirao.ru/news/1987/

3.Попова Т.А. Смысложизненные ценности подростков и юношей в образовательном процесс / Прикладная психология на службе развивающейся личности: сборник научных статей и материалов XVI-ой научно-практической конференции с международным участием "Практическая психология образования XXI века. Прикладная психология на службе развивающейся личности", 14-15 февраля 2019 года / под общ. ред. Р. В. Ершовой. -Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2019. - 195 с.

4.Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования представлений подростков и юношей о смысле жизни и ценностях [Текст] / Т.А. Попова, Сегменты социально-педагогической сферы. Ч. 5 (Рецензенцированная коллективная монография). -Коломна: ГОУ ВО МО "Государственный социально-гуманитарный университет", 2019. 5.Чудновский В.Э., Смысл жизни и судьба, М., 1997

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.