Научная статья на тему 'Поиск смысла жизни будущими педагогами в контексте понимания своей профессионально-личностной позиции'

Поиск смысла жизни будущими педагогами в контексте понимания своей профессионально-личностной позиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПОИСК / УТРАТА / ОБРЕТЕНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА КАК ВОСПИТАТЕЛЯ / LIFE WAY MODELS / LIFE SENSES / LIFE SEMANTICS WITHIN PROFESSIONAL FRAMEWORKS OF FUTURE TEACHERS / PROFESSIONAL ETHICS / STUDENTS OF PEDAGOGICAL PROFILES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляев Геннадий Юрьевич, Беляева Алла Владимировна

Проблематика поиска смысла жизни рассмотрена авторами в связи с комплексом выработки профессиональной этики, воспитания, самовоспитания и становления профессионально-личностной позиции будущих педагогов. Авторами проведено исследование смысложизненных ориентаций среди студентов Московского государственно областного университета (университет педагогический ранее МОПИ им. Н.К. Крупской). В ходе проведенного исследования были получены эмпирические данные, и сделаны первичные теоретические выводы, заслуживающие внимания специалистов, занимающихся проблемой воспитательной работы в вузе, повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров как воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search of meaning of the life by the future teachers in a context of the is professionalpersonal position understanding

The article is a scientific report carried out with students of Moscow State University. In the course of research the authors received the data referring to levels of life meaning orientation (Weltschauung) development. Different actual semantic fields of life orientations are connected with principal life motivations of potential future teachers. The research showed that the probationary data are meaningful for specialists and managers working in the sphere of education

Текст научной работы на тему «Поиск смысла жизни будущими педагогами в контексте понимания своей профессионально-личностной позиции»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ —МЕТОДИКА—МЕТОД

Поиск смысла жизни будущими педагогами в контексте понимания своей профессионал ьно-личностной позиции1

Проблематика поиска смысла жизни рассмотрена авторами в связи с комплексом выработки профессиональной этики, воспитания, самовоспитания и становления профессионально-личностной позиции будущих педагогов. Авторами проведено исследование смысложизненных ориентаций среди студентов Московского государственно областного университета (университет педагогический — ранее МОПИ им. Н.К. Крупской). В ходе проведенного исследования были получены эмпирические данные, и сделаны первичные теоретические выводы, заслуживающие внимания специалистов, занимающихся проблемой воспитательной работы в вузе, повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров как воспитателей.

Ключевые слова: смысл жизни, поиск, утрата, обретение смысла жизни, смысложизненные ориентации студентов педагогических специальностей, жизненные приоритеты, мотивация, профессиональная этика, позиция педагога как воспитателя.

Как-то раз семилетний сынишка одной из наших научных сотрудниц спрашивает ее: «Мам, а люди для чего? Рождаются для чего?», и, не дожидаясь маминого ответа, после раздумий сам резюмирует: «Для всего». Обратите внимание, уважаемый читатель, на самую суть вопроса и поразительного по меткости ответа — ведь все чаще ребенок сегодня спрашивает не о том, как люди рождаются, а о том, для чего они рождаются. Наверное, взрослым есть о чем задуматься. Особенно педагогам. Особенно будущим воспитателям.

Одной из актуальных проблем человека (особенно нашего времени) является поиск смысла жизни. Смысл

Г.Ю. Беляев

А.В. Беляева

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ № 11-06-00948а Системный анализ актуальных культурных форм воспитания — определение и характеристика контекстов, имеющих ключевое значение для анализа актуальных культурных форм воспитания.

Авторы статьи выражают признательность за вклад в обработку данных исследования магистру биолого-химичес-кого факультета Московского государственного областного университета Елене Николаевне Калмыковой.

© Беляев Г.Ю., Беляева А.В., 2011

жизни — это общетеоретическая и общефилософская проблема, она затрагивает наиболее фундаментальные вопросы судьбы человека и человечества, их предназначения на земле. Не ошибемся, если скажем, что любой человек, сознает он это или ощущает нечто подобное подсознательно, стремится обрести внятные, приемлемые для себя, для своего «я», смыслы и собственной и общественной жизни и ощущает фрустрацию (обман несостоявшихся ожиданий и несбывшихся или несбыточных надежд), некий вакуум, духовную пустоту, если это стремление остается нереализованным. В свое время великий умница Гёте подобное личностное томление духа выразил краткой и по общественному смыслу чрезвычайно ёмкой формулой Weltschmerz — то есть «мировая скорбь». В дальнейшем — это подхваченная Шеллингом, Байроном и другими романтиками, а в России — нашими мудрыми реалистами (от Пушкина, Чаадаева и Грибоедова до Гончарова и Герцена) тема «лишнего человека», «умной ненужности». Максим Горький «нагрузил» эту тему еще и трагедией жертвенного героизма — горящим сердцем Данко, затоптанным осторожным обывателем, иначе — «глупым пингвином» (кстати, на ум тут же приходят и аллюзии «Острова пингвинов» Анатоля Франса).

В общественной жизни современной России на фоне неоднозначных экономических, политических и социальных изменений отчетливо прослеживается тенденция изменения отношения людей к пониманию своего места в обществе, к выбору профессии, к результатам своего труда. Эта проблема остро стоит и в сфере образования. Учитывая, что образование является главным институтом воспитания личности, важным становится вопрос, какие жизненные позиции и мотивы являются в настоящее время преобладающими у студентов университетов и учителей современной школы. Об огромном значении осознания смысла жизни человеком в любом возрасте говорят следующие высказывания. Девушка-подросток пишет в Интернете: «Я вот год пыталась найти ответ на вопрос, в чем же смысл жизни. Я его не нашла, зато приобрела значительный жизненный опыт. А потом поняла, что смысл жизнь заключается в самой жизни. А жизнь — это все: радости и разочарования, удачи и неудачи, боль и любовь, здоровье и болезнь, рождение детей и смерть родителей, встречи и расставания, тепло домашнего очага и приключения, люди, которые нас окружают, общение с ними, забота и уход за близкими, слезы, эмоции, работа, деньги, учеба, политика, красота, искусство и т. д. Каждый сам выбирает «для чего или для кого ему жить». Этот вопрос встает не только в юности, но и перед зрелыми людьми, и в старческом возрасте. Как говорится, воистину счастлив тот человек, который имеет смысл жизни до последнего мгновения своей жизни, «и, чтобы, умирая, мог сказать...» и т. д.

В. Франклом смысл жизни понимается как тот духовный объект, к которому в самых разных обстоятельствах стремится человеческая душа, и из его работ мы можем вынести несколько важных тезисов для понимания роли смысла в человеческой жизни. Публицисты, журналисты, представители целого ряда философских направлений и психологических школ бьют тре-

вогу — вроде бы (опять-таки, местами, на фоне массовой нищеты и хронического голода в «третьем мире»!) наступает век относительной потребительской сытости, а жизнь человеческая катастрофически обессмысливается, более того — опошляется, оглупляется. До пресыщения жизнью, до полного отвращения, до суицида, провозглашаемого как этический принцип наркосообществами и такими, например, молодежными субкультурами, как «эмо-дети». Постмодернизм зафиксировал это в особого рода концепции, которая провозглашает смерть субъекта, распад рационального сознания, смысло-утрату, когда на смену разного рода ценностным и интеллектуальным конструкциям, наполняющим культурную действительность, приходит, согласно Деррида и Фуко, «деконструкция» — разрушение всего и вся. Индивид становится игрушкой бессознательных сил и обезличенных текстов, он становится «ничто» — без имени, без авторства, без подчинения каким-либо правилам. Но это бессмыслица, а отнюдь не норма жизни современного общества, как пытаются утверждать увлекающиеся постмодернистской модой философы.

Философы-постмодернисты указывают нам на это, не печалясь и не сетуя, просто фиксируя наличную ситуацию и как бы утверждая и упрочивая распад своими собственными усилиями. Это эпатирует публику, вызывает переполох. Однако эпатаж хорош в искусстве и в теории, но безобразен в жизни. Люди, лишившиеся смысла своего бытия, — глубоко несчастные люди. Именно они, молодые люди нового поколения, пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают безмотивные, до садизма жестокие уголовные преступления, они страдают от одиночества и собственной никчемности. Нет в них никакого «обаяния зла и романтизма дьявольщины», потому что и сатанизм, и его субкультурные секты тоже предполагают некоторый смысл, а там, где его нет, и говорить не о чем. Людям остро нужен смысл, несмотря на то, что думают об этом играющие в теорию интеллектуалы. Проблема утраты жизненного смысла была в четкой форме поставлена гуманистической и экзистенциальной психологией. Особую разработку она получила в логотерапии Виктора Франкла [11, с. 20—28, 34—39]. Франкл фиксирует в своих работах, что смыслоутрата и типичная для нее депрессия настигает как индивидов, находящихся в условиях крайних лишений, так и тех, кто сыт, благополучен, чьи интересы и амбиции во многом удовлетворены.

Характерной для современного западного общества стала именно разочарованность людей состоятельных, которым, казалось бы, жить да жить в свое удовольствие. Видимо, проблема упирается здесь в то, что удовлетворение низших, чисто материальных потребностей еще не дает смысла. А ведь устремленность к смыслу — ценность для выживания. Собственно, когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Как показывает Франкл, поиск и нахождение нового смысла или актуализация

прежних смыслов может помочь человеку выжить, сохранить себя физически и психически, выдержать все трудности: бедность, болезнь, враждебность окружения. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть “зачем” жить, может выдержать почти любое “как”». Смысл как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту четкую цель, ради которой стоит бороться. Смысл (то, чем человек воодушевляется в жизни) всегда может быть найден. И ребенок может его обрести на всю жизнь. И в старости смысл может быть обретен, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не приходится по чисто объективным причинам. А люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой и не верить лживым басням современных депрессивных сказочников от масскультуры.

Согласно Франклу, человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми объективными смыслами, которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна трансценденция за пределы самого себя: выход к соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он — результат свободного волеизъявления, волевого акта.

Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют. Это в полной и безусловной мере относится к профессиональной этике врача и педагога, к проблеме моральной самооценки его личностно-профессиональной позиции в сделанном выборе профессии.

Всякое общество задает свои членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Однако смыслы, задаваемые обществом через ценности, — это еще не вся полнота смысла. В свое время замечательный советский психолог А.Н. Леонтьев много внимания уделил личностным смыслам — той интерпретации, которую претерпевают в индивидуальном сознании смыслы внешние, официальные [4, 5: с.13—27]. А интерпретирует каждый из нас, это одно из неотъемлемых прав человека и гражданина. И ребенка — согласно «Декларации прав ребенка». Смысл жизни — одно из тех образований, которые выполняют интегрирующую функцию. В психическом развитии человека наиболее общие характеристики смыслостроительства, по данным Д.А. Леонтьева, контекстуальность (средовый фон смысла чего-либо) всегда определяется через отношение к более широкому контексту и интенциональность (направленность на что-либо, опредмеченность мотива деятельности) смысл чего-либо указывает на предназначение, целевую направленность, или направленность движения.

Имеется двухсторонняя гармоничная или дисгармоничная связь между особенностями человека и характером его профессиональной деятельнос-

ти. Традиционно процесс овладения профессией понимается как процесс овладения определенной системой знаний, навыков, операций, которые адекватны требованиям данной профессии, т. е. приспособлены к ней. Концепция индивидуального стиля деятельности опирается на фундаментальное положение о том, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями.

Овладеть профессией значит выработать свой индивидуальный стиль работы, который основывается на природном своеобразии человека и именно поэтому обеспечивается успех. Проблема ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности, феномен профессионального становления как процесс формирования гармоничных отношений между профессией и индивидуальностью человека-профессионала.

Среди профессионалов можно выделить 3 группы лиц:

1. С профессиональной личностной дезадаптацией, когда работа является непосильным испытанием. Они оставляют службу чаще всего.

2. С пассивной адаптацией, для которых характерно неустойчивое равновесие между требованием к профессии и уровнем их реализации. «Тянут лямку», привыкая к профессии, но не испытывая удовлетворения от профессиональной деятельности, которой исчерпывается решение ближних сиюминутных задач.

3. С активным самосовершенствованием, для которой профессиональное и личное самосовершенствование становится единым взаимосвязанным процессом, возвышающим значимость профессиональной деятельности до уровня смысла жизни.

Непреходящую актуальность имеет изучение ценностного смысла отношения учителя к своей профессиональной деятельности, выработка его профессиональной позиции как воспитателя. Это и есть культурный контекст анализа актуальных культурных форм воспитания. Это более широкий взгляд на роль учителя — не только передавать знания и добиваться их усвоения. Сам процесс образования должен строиться как воспитывающий, подготавливающий благоприятную почву, на которой впоследствии должны происходить поиск и обретение индивидуального для каждого человека смысла жизни. Процесс поиска учителем смысла собственной жизни не является чем-то особым отдельным от его повседневных забот [2, 3]. Этот процесс пронизывает всю его профессиональную деятельность, освещает ее особым светом, позволяет глубже оценить свои профессиональные успехи и неудачи, а также успехи и неудачи своих учеников. Такая деятельность учителя способна развивать творческий потенциал ученика [1].

Педагогическое общение, приобщение учеников к человеческой культуре, к высшим духовным ценностям создают у учащихся личностный фундамент, на котором будет осуществляться поиск и обретение смысла жизни каждым из них. Именно это дает учителю ощущение полноты и насыщенности жизни, наполняя повседневным педагогическим реальным смыслом [8,9].

Может ли учитель, пытаясь ответить на вопрос о собственном смысле жизни, не задумываться о будущих своих воспитанниках, о том, в какой мере его собственная, наполненная личностным смыслом повседневная профессиональная деятельность скажется на их будущей жизни?

Если учитель осознает эту действительно фундаментальную и значительную цель в своей жизни, он уже по иному осмысливает средства и способы решения педагогических задач, по-другому относится к ученикам и общается с ними, по-иному предъявляет себя, свой внутренний мир, освещенный светом обретенного им смысла жизни [9].

Существуют экспериментальные модели творческого и нетворческого учителя. Нетворческие поглощены непосредственным потоком своей деятельности, что требует напряжения и приводит к эмоциональному выгоранию. Они считают, что их выбор — ошибка молодости. Учителя-творцы не мыслят жизнь без своей профессии и без общения с воспитанниками. Практические занятия с погружением в смысложизненную проблематику изменяют их отношение к собственному будущему и собственной профессии.

Процесс образования может рассматриваться как единое целостное смысловое пространство, имеющее определенную инфраструктуру. Направленность на будущее — фундаментальная смысловая категория процесса создания своего образа, постоянного, непрерывного выхода за собственные пределы, процесса, направленного на то, чтобы ученик был завтра лучше, чем вчера, чтобы любой преподаваемый предмет был своеобразным связывающим звеном между сегодняшней жизнью и его будущим [6,13].

Смысловая категория прошлого — важнейшая часть инфраструктуры смыслового пространства процесса образования. Школа — это место, где постоянно учатся у прошлого, функционирование школы — непрерывный процесс перехода от прошлого через настоящее к будущему. Подход к процессу образования как к единому смысловому пространству предполагает рассмотрение гносеологической наполненности: насколько лучшие разработки проблем образования, достижения лучших учителей, лучшей школы, лучших педвузов становятся достоянием всего смыслового пространства процесса образования.

Насколько обучение в вузе способствует становлению и реализации смысла жизни?

Варианты ответов: Соцпед. — 1 курс (25 ст.) Геоэкология — 4 курс (25 ст.)

Большое влияние на переосмысление внутреннего Я 8% 8%

Хорошо 4% 4%

Намного - 40%

Положительно 12% 4%

Очень многое меняет 8% 8%

Подготавливает к будущей жизни 8% 8%

Окончание табл.

Варианты ответов: Соцпед. — 1 курс (25 ст.) Геоэкология — 4 курс (25 ст.)

Самое непосредственное 8% 4%

Полностью 20% 4%

В большой степени 8% 12%

На все 100% 4% 4%

Затрудняюсь ответить 12% -

Немного 8% 4%

Поступление в вуз для студентов является одним из важных событий в жизни. Эффективность, успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Начало занятий и устройство быта означает включение студента в сложную систему адаптации к процессу обучения. Происходит формирование нового отношения к профессии, освоение новых учебных форм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и др. требований, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, обучение новым видам учебной деятельности, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени.

Успешность адаптации к процессу обучения влияет на дальнейшую мотивацию учебной деятельности — на соотнесение целей, стоящих перед студентом, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности. В процессе обучения мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых, следовательно, определяет заинтересованность студентов получить специальность и работать по ней, а не просто учиться (потому что так надо) при нейтральном, а иногда и негативном отношении к той профессии, которую дает вуз. Студенты МГОУ на 96%, особенно 4 курс, считают, что обучение в вузе способствует не только становлению и реализации смысла жизни, но и достижению «акме» — достижения высших для личности результатов в актах индивидуального творчества (любого — от футбола и компьютера до решения нестандартных профессиональных задач и написания замечательных стихов), о чем свидетельствуют данные таблицы. На 1 курсе 20% студентов еще не полностью адаптировались к новым условиям. Задачей преподавателей является своевременное внимание к таким студентам, оказание психолого-педагогической поддержки.

Для анализа содержания смысла жизни мы выбрали классификацию Е.В. Мартыновой [7]. Она предлагает 5 категорий, определяющих смысл жизни.

Категория А включает возвышенные устремления, высокие цели, имеющие общечеловеческую, духовную, глобальную ценности и направленность,

развитие, самосовершенствование, познание, счастье других, активную деятельную жизнь, свободу и творчество, религию, красоту природы и искусства.

Категория Б — обыденные смыслы (смыслы повседневной жизни). Это ценности счастья, семейной жизни, родительства, супружества, образования, работы, материального обеспечения, любви, общения, здоровья и долголетия.

Категория В включает субъективно личные устремления, цели и ценности индивида. Такие как общественное признание, самостоятельность, независимость от других, деловая карьера и успех, развлечения, отдых, путешествия, известность, реализация своих способностей и талантов, познание самого себя, желание ни в чем себе не отказывать и самому быть счастливым.

Категория Г — абстрактно-теоретические смыслы (малоконкретные) найти место в жизни, реализовать мечты, добиться поставленных целей, то, ради чего стоит жить, сама жизнь, судьба, система жизненных ценностей, отрицание наличия смысла жизни.

Категория Д — ситуативные смыслы — план жизни и цели, не затрагивающие основных личностных установок; высказывания, определяющие план жизни от рождения до смерти, приобретение материальных и трудовых навыков.

Мы выяснили, что не только у детей, но и у молодых людей на новом уровне их личностного развития вначале возникают ситуативные смыслы, затем присоединяются обыденные или эгоцентрические, абстрактные или возвышенные. Главное, чтобы у респондента была целостная система. Даже при потере какого-либо из смыслов существующей системы индивид, имея и другие смыслы жизни, сможет найти в себе силы для того, чтобы жить дальше в трудных жизненных обстоятельствах. При отсутствии каких-либо смыслов системы появляется благоприятная почва для возникновения различных видов зависимости.

Таблица 1

Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?

Варианты ответа Студенты 1 курса (25 чел.) Студенты 4 курса (25 чел.)

Позволяет быть целеустремленным 32% 40%

У каждого свой смысл и каждый его по-разному реализует 16% 12%

Без смысла жизни возникает пессимизм 8% 12%

Наличие смысла жизни дает силы жить 4% 12%

Смысл жизни обеспечивает движение вперед 4% 4%

Смысл жизни является стимулом для человека 12% 8%

Самое непосредственное, важное, большое 16% 4%

Смысл жизни дает стремление к развитию, самосовершенствованию 8% 4%

Окончание табл.

Варианты ответа Студенты 1 курса (25 чел.) Студенты 4 курса (25 чел.)

Гармония в семье 40% 32%

Умение радоваться за успехи близких и прощать 12% 16%

Занимать достойное место в жизни близких и общества 44% 28%

Стать ведущим специалистом международного значения 4% 4%

Таблица 2

Какое содержание Вы вкладываете в самоопределение человека в личностном и профессиональном плане?

Варианты ответов Студенты 1 курса (25 чел.) Студенты 4 курса (25 чел.)

Каждый занимается творчеством, одни по желанию, а другие по профессии 8% 40%

Это увлечения, которые человек любит 12% 8%

Это период воодушевления в жизни человека 4% 4%

Возможность самовыражения 16% 12%

Нестандартное мышление — 8%

Реализует свою яркую индивидуальность 4%

Творчество — движение прогресса. У каждого есть творческая сторона 4% 4%

Передача своего взгляда на мир другим 8%

Новое видение мира 8%

Творчество играет важную роль в жизни каждого, оно влияет на развитие в личностном и профессиональном плане 20% 22%

Пока не знаю 8%

Большая крепкая семья 8%

Принести пользу обществу 16% 12%

Сделать увлечения профессиональными 2% 4%

Прочтение всей античной философии 4% —

Заниматься йогой, медитацией 8% —

Хочу быть личностью и профессионалом 40% 24%

Многие студенты указали несколько вариантов ответов.

Профессор А. Вербицкий условно разделил эти факторы на две группы: «внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса» [2, с. 100]. К внешним факторам относят социально-экономическую значимость данной профессии в обществе, профессиональное будущее: гарантии занятости, стабильности, высокооплачиваемой работы; условия работы; престижности.

Влияния со стороны вуза на эти факторы нет практически никакого, так как на них в большей степени влияют социально-экономическая ситуация в стране, особенности развития региона. Но через систему профессиональной ориентации с учетом результатов анализа мотивационной направленности получения образования молодежью, вуз может оказывать опосредованное влияние на эти факторы. В основе смысла жизни лежит мировоззрение, понимание мира, то, что в немецкой философской традиции передается термином Weltshauung. Высшей формой мировоззрения является система убеждений личности. Из ценностей, выстроенных иерархически, возникают: мироощущение, миропонимание, миросозерцание как компоненты мировоззрения. В основе ценностей лежат социальные потребности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальные потребности на определенном этапе развития личности, под действием определенных условий вызывают доминирующую мотивацию, которая активизирует блок памяти, способствующий удовлетворению данной социальной потребности. Память каждого человека, особенно развитого и образованного хранит большое количество вариантов удовлетворения доминирующей в данный момент потребности, поэтому человеку постоянно приходится принимать решение по выбору оптимального варианта поведения. Этот процесс может быть очень сложным в зависимости от важности решаемой задачи.

На этом этапе необходимо развитое мышление (анализ, синтез, сопоставление фактов, суждения, представления, воображение, гипотезы). (У некоторых людей этот процесс происходит преимущественно интуитивно, «озарением»). После принятого решения в коре головного мозга возникает идеальный предполагаемый образ удовлетворения потребности. При нормальной психике у взрослого человека практически мгновенно формируется программа действия, и человек уверенно поэтапно достигает своей цели, удовлетворяя социальную потребность. Это признак зрелой личности, отвечающей за свои слова, поступки, обещания.

Исходя из результатов опроса, первокурсники основным источником информации о вузе и специальности считают родителей, друзей, родственников. Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. Процесс выбора профессии, обучения в вузе для многих студентов становятся прагматичным, соответствующим происходящим изменениям в социально-экономической жизни страны.

Таблица 3

Критериально-аксиологическое анкетирование, проведенное авторами статьи среди студентов МГОУ в 2011 году

Что для Вас является самым главным в жизни?

Здоровье 22%

Чистая совесть 14%

Семья 26%

Работа 6%

Учеба 6%

Любовь, дружба 14%

Верность своим принципам 4%

Разнообразная, веселая жизнь 6%

Другое 2%

С каким настроением Вы встречаетесь с учениками на практике?

Рад предстоящей встрече 38%

Возникают нерадостные мысли 2%

Выполняю программу, остальное мне безразлично 22%

Не задумываюсь над этим 38%

Есть ли у Вас трудности с преподаванием и чем они вызваны?

Трудно работать, много противоречий, конъюнктуры и политической тенденциозности 8%

Из-за перегрузки остается мало свободного времени 62%

То, чему учат, практически никогда не пригодится в жизни 4%

Редко бывают такие уроки, когда ученикам это интересно 26%

Какие у Вас сложились отношения с сокурсниками?

Отличные 10%

Хорошие 44%

Нейтральные («нормальные») 38%

Плохие 2%

Другие 2%

Затрудняюсь ответить 4%

42% всех опрошенных связывают образование с возможностью

иметь интересную работу и повышать свой интеллектуальный уровень. 11% всех опрошенных видят ценность образования в престиже и возможности получить высокооплачиваемую работу и гарантию стабильности. 11% всех опрошенных указали утилитарные мотивы выбора вуза: получение стипендии, место в общежитии. 21% всех опрошенных поступили в МГОУ по заявленным ЕГЭ и потому, что легко поступить. Предполагаем, что у этих студентов низкая мотивация, так как вуз выбирали, исходя из имеющихся результатов ЕГЭ, по принципу: если подходят сданные ЕГЭ, буду учиться здесь. 6% тех, кто не хотел учиться в МГОУ, но не прошел в другие вузы. Успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены мотивацией. Именно мотивы побуждают студентов успешно учиться, а от этого зависит и успеваемость, и другие показатели учебной работы.

Что, по-

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

Диаграмма 1

вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни?

— родители (60%, 70%), личный опыт (30%, 40%)

— сверстники (40%, 55%), личный опыт (30%, 30%)

— личный опыт (20%, 20%), сверстники (15%, 20%)

— педагоги (20%, 30%), СМИ (10%)

— педагоги (30%), лит-ра (10%, 30%), СМИ (20%)

— СМИ (50%), лит-ра (30%)

Диаграмма 2

Назовите судьбоносные для Вас события, которые были на Вашем жизненном пути

Диаграмма 3

Как изменяется смысл профессиональной деятельности в ходе жизни человека?

Диаграмма 4

Изменяется ли смысл жизни с возрастом? Каким образом и почему?

Обобщая вышеизложенное можно сказать следующее:

1. Смысл жизни — ведущая интегральная функция высшей нервной деятельности. Ее можно рассматривать как устойчивую систему, иерархич-но связанных друг с другом функциональных систем поведения, формирующих ядро личности. Смысл жизни как доминирующая функциональная система поведения является основой «Я-концепции» личности.

2. У студентов 1 курса социально-педагогического факультета на данном этапе профессионального развития преобладает обыденное (у 32%), а у студентов 4 курса геоэкологов — профессионально-ориентированное содержание смысла жизни (также в пределах 32%).

3. На становление смысла жизни в большей мере влияют следующие факторы: на первом месте у студентов 1 и 4 курса (60%—72%) родители и в пределах 32%—40% личный опыт. На втором месте — сверстники (56% — 1 курс и 40% — 4 курс) и личный опыт. 32% студентов социальных педагогов 1 курса поставили на четвертое место такой важный фактор как влияние педагогов. Остальные факторы (влияние педагогов, СМИ, литературы) занимают 3—6 места и составляют от 8% до 20%. Представляет интерес тот факт, что 52% студентов 1 курса отметили влияние СМИ на становление смысла жизни и определили ему 6 место.

4. На философский вопрос — чего в жизни человека больше смысла или бессмыслицы? 52% студентов 1 и 4 курса отвечают, что больше смысла.

Определения смысла жизни всех студентов данных факультетов были оригинальны. Около 20% студенток младших курсов давали более развернутые ответы, чем юноши и студентки старших курсов. Например: «Смысл жизни — это то, ради чего стоит и хочется жить, это что-то прекрасное, дорогое и важное, стремление к исполнению своей мечты, иметь цель жизни. Воспитать в себе и моих близких лишь высоконравственные и гуманные качества. Каждый день — это жизнь. И я не хочу жалеть ни об

одном из прожитых мною дней. Смысл жизни в самосовершенствовании и самопознании и самореализации. Для меня это расставить приоритеты и не распыляться на ненужные дела. Хорошо учиться в университете, получить образование, устроиться на хорошую работу, иметь любимую профессию, потомство, иметь близких друзей, помогать родственникам, приходить на помощь и людям, радовать своими положительными поступками, изменяться к лучшему, выполнять свои жизненные обязанности, создать семью, родить детей, обеспечить их и воспитать достойными людьми».

Для многих студенток самое главное в жизни — это любовь, просто жить и быть счастливой. Юноши чаще пишут, что хотят добиться высот в карьере, творческих успехов и при этом заниматься любимым делом, получить достойную работу с хорошей оплатой и самореализоваться. То есть в высказываниях студентов отражены вертикальные (18%), горизонтальные смыслы (82%), в том числе и личностные. К сожалению, только в 10% было озвучено как смысл жизни — воспитание достойных детей, воспитание в себе и моих близких высоконравственных и гуманных качеств.

Однако это не значит, что у студентов этих целей нет. Для выяснения этого важного вопроса нужно дополнительное исследование. Социальные потребности бывают разного уровня сложности, иногда для их реализации требуются годы, или жизнь, тогда они становятся жизненными ценностями. Например, получение школьного, высшего образования, получение достойной должности, ответственное выполнение работы, профессионально-должностных обязанностей, личностно-профессиональный рост, воспитание детей, знание своих гражданских прав. В таком случае они могут расцениваться как жизненные смыслы приоритетные и текущие. Некоторым выдающимся личностям не хватает порой целой жизни (цель равняется жизни, цель ценою в жизнь) для реализации высших адекватных целей. Существуют «личности-универсумы», которые вмещают в себя смыслы всех уровней (и человеческого, и общественного, и личностного), — люди, которые выходят на масштабы человечества (например, Леонардо да Винчи, Махатма Ганди). Марксу не хватило жизни для полного анализа капитала как общественного явления. Художнику Иванову не хватило жизни для написания картины «Явление Христа народу». Это примеры запредельных трансцедентальных целей. Дирижеры, у которых практически неограниченная музыкальная память, могут развить свои способности до уникальных.

При реализации жизненных смыслов требуется воля, труд, целеустремленность, настойчивость, упорство, уверенность в себе, хорошее здоровье. Большие социальные запросы может себе позволить человек с мощными генетическими ресурсами (гормональными, иммунными, ней-ромедиаторными). Путем целенаправленных тренировок практически все системы можно тренировать и увеличить их возможности в 2, в 3 и даже в 10 раз (специальная военная подготовка бойцов спецназа, людей в космос). Поэтому при принятии решения нужно учитывать и этот аспект, чтобы

избежать истощения и профессиональной деформации. Таким образом, важной задачей преподавателей вуза является оказание психолого-педаго-гической поддержки студентам первого курса педагогического вуза в плане формирования профессиональных ценностных установок.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008.

2. Быкова Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективизации жизненных целей. Дис... канд. псих. наук. — Самара, 2005.

3. Ермакова И.В. Социально-психологические факторы экономической социализации старших подростков. — Ярославль, 2008.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.

5. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов. // Психол. Журн., т. 18, 1997, N 6, С. 13—27.

6. Малыгин ГС. Смысл жизни как способ реализации сущности человека.-Дис..д-ра фил. наук. — Иркутск, 1998.

7. Мартынова Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов пед.вуза к профессиональной деятельности: Дис. канд. псих. наук. — М.: МГОУ, 2002.

8. Ожогина Е.М. Характеристики смыслового поля развития подростка. Психологические проблемы смысла жизни и акме. // Материалы 13 симпозиума. — М., 2008.

9. Попова Т.А. Смысложизненный аспект становления Я концепции подростка. Дис. канд. псих наук. — М.: МГОУ, 2009.

10. Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного образования. // Вопросы психологии. — 2009. — №4. — С.50—60.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

12. Чудновский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. — М., 2008.

13. Шульга Т.И. Особенности становления смысложизненных ориентаций у детей и подростков группы риска.// Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога. — М.: ПИ РАО, 2008. — С.377—394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.