Научная статья на тему 'Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты)'

Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1380
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / АКМЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чудновский В. Э., Бодалев А. А., Вайзер Г. А., Вахромов Е. Е., Карпова Н. Л.

В статье представлены результаты теоретического анализа феномена «смысл жизни», а также возрастные, профессиональные и социореабилитационные аспекты проблемы смысла жизни и акме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты)»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ (ВОЗРАСТНОЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И СОЦИОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ)

В.Э. ЧУДНОВСКИЙ*, А.А. БОДАЛЕВ, Г.А. ВАЙЗЕР, Е.Е. ВАХРОМОВ, Н.Л. КАРПОВА, А.В. СУВОРОВ

Психологический институт РАО, Москва

В статье представлены результаты теоретического анализа феномена «смысл жизни», а также возрастные, профессиональные и социореабилитационные аспекты проблемы смысла жизни и акме. Ключевые слова: профессиональная деятельность, смысл жизни, акме.

Более десяти лет в Психологическом институте РАО научно-исследовательский коллектив группы «Психология общения, развития и реабилитации личности» работает над проблемой смысла жизни. За эти годы накоплен значительный фактический материал, проведено его теоретическое осмысление. Основная часть исследований проведена в рамках ряда конкурсных программ РГНФ. Так, с 1994 г. коллектив группы начал исследование по теме «Разработка новых путей социореабилитации людей с различными формами нарушения общения» (руководитель - Некрасова Ю.Б., 1995 г.), которое с необходимостью вывело на изучение смысложизненных проблем у людей с различными формами сенсорной и речевой депривации (заикание и слепоглу-хота), поскольку в зависимости от того, как решается проблема смысла жизни, человек переходит от категории «больного» в категорию «здорового», из состояния инвалидности в состояние социальной значимости и полноценности. В конечном счете это вылилось в исследования по темам «Стратегия становления интрагенной активности в процессе социореабилитации» (руководитель - Чудновский В.Э., 1996-1997 гг.) и «Проблема смысла жизни и форми-

© Чудновский В.Э. , Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В., 2008

* ПИ РАО, 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

рование интрагенной активности в процессе социореабилитации» (руководитель - Чудновский В.Э., 1998-1999 гг.). В рамках выполненных конкурсных программ были рассмотрены некоторые психологические характеристики феномена «смысл жизни» (полимотивированность, избирательность), возрастной и интеграционный аспекты и их роль в становлении интеграционной активности, описаны некоторые «технологии смыслогенеза» (смыслообре-тения и смыслоутрат).

С 2000 г. начал осуществляться более широкий подход к исследованию феномена «смысла жизни» и рассматривалось его соотношение с другими категориями (акме, справедливость, счастье). Так, проблема акме соотносилась с проблемой направленности смысложизненных ориентаций на оптимальное раскрытие и реализацию возможностей человека. Широкий фронт работ проводился в рамках темы «Феномены смысла жизни и акме: сущность, характер их соотношения в процессе жизни человека (возрастной, профессиональный и социо-реабилитационный аспекты)» (руководитель - Бодалев А.А., 2000-2001 гг.) и «Смысл жизни и акме как механизмы профессионального роста педагога» (руководитель -Чудновский В.Э., 2002-2003 гг.). Коллектив участников конкурсных программ мощно разрастался, включая сотрудников ПИ РАО, ряда вузов и других научных учреждений не

только г. Москвы, но и других городов России и ближнего зарубежья. За прошедшие годы проведено 11 научных симпозиумов, посвященных различным аспектам проблемы смысла жизни; доклады и сообщения опубликованы в сборниках, подготовленных в рамках конкурсных программ [7, 9, 11, 12], в статьях и книгах [2-6, 13, 15-17], в сети Интернет на сайте ПИ РАО.

В настоящей статье представляются результаты теоретического анализа феномена «смысл жизни», а также возрастные, профессиональные и социореабилитационные аспекты проблемы смысла жизни и акме.

1. Анализ феномена «смысл жизни» как психологического образования

В психологических исследованиях обычно смысл жизни характеризуют как наиболее значимую для человека цель, самую главную идею, которая существенно обусловливает его жизнедеятельность, его поведение, особенно в трудных ситуациях, на переломах его жизненного пути. Более того, некоторые исследователи даже отождествляют понятия «цель жизни» и «смысл жизни». Так, В.В. Розанов свое исследование проблемы смысла жизни озаглавил «Цель человеческой жизни», а М.М. Тареев утверждал: «Понятие цели есть смысл жизни» [14]. Отсюда возникла необходимость провести соотношение этих понятий.

Мы полагали, что существуют определенные различия в содержании понятий «цель жизни» и «смысл жизни». Цель -осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека [8]. Если это так, то понятия «цель жизни» и «смысл жизни» неразрывно связаны между собой. Что касается понятия «смысл», то оно включает в себя два основных признака: а) суть, главное в данном предмете, явлении; б) личностную значимость для человека этой сути, этого главного [8].

Итак, понятия «цель жизни» и «смысл жизни» заключают в себе два общих при-

знака: образ предвосхищаемого результата, во-первых, и обозначение главной линии жизни, основного результата, на который она направлена, - во-вторых.

Наряду с этим целесообразно обратить внимание на некоторые нюансы, разграничивающие эти понятия. Наличие смысла жизни не обязательно предполагает постановку и формулирование определенной цели. С другой стороны, поставленная субъектом цель вначале может не обладать значимостью смысла жизни и лишь в ходе ее реализации приобретает все большую жизненную значимость. Понятие «смысл жизни» в большей мере отражает внутреннее содержание душевной жизни человека. «Быть источником жизни и тепла для других людей» (Рубинштейн С.Л.) [12] - это скорее относится к смыслу жизни, чем к «цели». Понятие «цель жизни» более «интеллектуально» и более конкретно, более тесно связано с будущим результатом и практической деятельностью по его достижению. По-видимому, неправомерно категорическое противопоставление этих понятий: они не только связаны между собой, но в ряде случаев и взаимозаменяемы.

Отметим диссертации по данной проблеме Т.В. Максимовой «Смысложизнен-ные ориентации как фактор становления индивидуального стиля педагогической деятельности», Е.В. Мартыновой «Роль смысложизненных ориентаций в профессиональной подготовке студентов медвуза», Е.Н. Максимовой «Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя», исследования Е.В. Киселевой «Психологическая структура смыс-ложизненных ориентаций учителя», Л.И. Суторминой «Роль конфликтных ситуаций в становлении смысложизненных ориента-ций учителя» и целый ряд работ, опубликованных в сборниках материалов симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме (см. [7, 9, 10]), в «Психологическом журнале» и журнале «Мир психологии».

В проведенных нами исследованиях исходным стало понимание феномена

смысла жизни как особого психического образования, имеющего свою специфику возникновения, свои этапы становления, которое, приобретая относительную устойчивость и эмансипированость от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека. Это психическое образование может действовать как некий «буферный механизм», как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным и интересам, и влечениям [7, 9, 10, 15-17].

Для выяснения специфики этого образования важно выявить его свойства, основные характеристики и составляющие. Имеющаяся в литературе характеристика смысла жизни является односторонней, подчеркивающей лишь его позитивную направленность (Франкл В., Обуховский К. и др.), в определенной степени идеализируя его. Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческого разума, несет в себе двойственность, амбивалентность последнего. В феномене смысла жизни может воплотиться любой из видов направленности деятельности человеческого разума: созидательная, разрушительная и застойная в форме «кладбища идей».

Кроме амбивалентности, выявлена важная характеристика смысла жизни -его адекватность, включающая в себя два показателя: реалистичность и конструктивность. Реалистичность - это соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой -индивидуальным возможностям человека. Конструктивность - характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. Степень адекватности смысла жизни существенно обусловливает характер профессионального самоопределения: профессиональные устремления, не учитывающие своеобразия индивидуальных

особенностей и возможностей человека, способствуют формированию неадекватного смысла жизни, который как бы закрепляет эти стремления, что приводит к жизненным конфликтам и негативно сказывается на всем процессе становления личности.

Изучение условий становления неадекватных смыслов жизни и причин потери смысла жизни привело к необходимости выделения двух его характеристик: масштабности, динамики и иерархии. Показано, что проблема смысла жизни - это проблема не только (и не столько) «величины», масштабов поступков и свершений, но и проблема осознания человеком своих возможностей, постановки реальных целей, проблема удовлетворения на первый взгляд «малым смыслом». Причем этот «малый смысл» по своему «качеству», удельному весу может превосходить жизненный смысл большого масштаба [7, 15]. В процессе деятельности и жизнедеятельности происходит становление «больших» и «малых» смыслов, сказывается их иерархия. Структура смысла жизни - динамическая иерархия, в которой время от времени происходят подвижки, обусловленные следующими факторами: социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, его субъективной активностью.

В психологических исследованиях (Франкл В., Кон И.С. и др.) авторы, отмечая становление у человека многих жизненных смыслов, нередко рассматривают их как рядоположенные, не уделяют достаточного внимания их иерархии. Полученные в ряде работ данные позволили выделить некоторые типы структур смысла жизни в зависимости от соотношения между ведущими и подчиненными компонентами данной системы:

- «конгломерат» жизненных смыслов (их «мирное сосуществование» или противостояние);

- «монолитная» структура смысла жизни (ведущий компонент становится само-

довлеющим, как бы поглощая остальные компоненты);

- «авторитарная» иерархия (ведущий компонент, оставаясь внутри иерархии, занимает преувеличенно господствующее положение в ней, деформируя всю структуру);

- «разорванная» структура смысла жизни (отрыв главного смысла от остальных компонентов, образование двухполюсной системы);

- «номинальная структура» (усиление компонентов, противоположных главному смыслу, который теряет свою энергетику и остается лишь «прикрытием» нового не адекватного ему, но реально сформированного жизненного смысла);

- «распадающаяся структура» смысла жизни (главный смысл распадается на ряд малых смыслов);

- «гармоничная иерархия» (главный компонент иерархии, оставаясь ведущим, остается элементом иерархии, не только воздействует на нее, но и испытывает ее влияние; возможна смена ведущего компонента) [7].

Накапливание фактического материала по проблеме смысла жизни привело к необходимости выделить еще одну его характеристику и ввести понятие «оптимальный смысл жизни». Дело в том, что в понятии адекватности смысла жизни главным является признак его соответствия внешним и внутренним факторам (соответствия смыс-ложизненных ориентаций, с одной стороны, наличным объективным условиям его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека). Между тем субъект нередко действует не в рамках обычного «соответствия»: он максимально раскрывает свои возможности, достигая высоких результатов в жизни и профессиональной деятельности. В этой связи мы опираемся на проведенное в рамках данного исследования коллектива изучение проблемы соотношения «будничного» и «высшего» Я.

Факты показывают, что в повседневной жизни имеющиеся у субъекта потен-

циальные возможности далеко не всегда реализуются полностью: человек в своей жизни и профессиональной деятельности не выходит за рамки усвоенного раз и навсегда алгоритма. В других случаях, благодаря стечению тех или иных объективных или субъективных обстоятельств привычная «жизненная горизонталь» ломается и происходит подъем, переход с уровня тривиально-будничного Эго на уровень высшего для них Я (см. об этом [1]).

Таким образом, «привыкание» к уровню будничного житейского Я оставляет в большей степени нераскрытым психологический потенциал личности. В этой связи актуально изучение факторов, способствующих достижению высшего Я. Здесь проблема смысла жизни тесно смыкается с проблемой акме человека, которой до настоящего времени не уделялось достаточно внимания в психолого-педагогической и философской литературе. Анализ соотношения данных понятий показывает, что феномены смысложизненных ориентаций и акме, которое мы понимаем как достижение человеком вершины личностных и профессиональных качеств [2], имеют общую психологическую основу - фундаментальную человеческую потребность в самоактуализации (Маслоу А.), стремление «осуществить», «выполнить себя» (Гегель).

Вместе с тем эти феномены далеко не тождественны: наблюдаются существенные различия, а иногда и противоречия между ними. Логический анализ показывает, что данные понятия находятся в отношении частичного совпадения. Несовпадение их может быть следствием неадекватности смысла жизни. Прежде всего, следует отметить «смыслы-эрзацы», наиболее распространенными из которых являются алкоголизм и наркотизация. Указанные состояния дают временное ощущение полноты и удовлетворенности жизнью; стремление к данным состояниям может становиться как бы заменителем смысло-жизненных ориентаций и не только не спо-

собствовать актуализации потенциальных возможностей человека, но и сказываться разрушительно на процессе становления его индивидуальности.

Несоответствие между феноменами «смысл жизни» и «акме» может идти по линии различий между «житейским» и «высшим» Я. «Приземленный» смысл, ограничивающий жизнь будничными интересами сегодняшнего дня, мало способствует самоактуализации личности и достижению акме. Напротив, в этих условиях нередко возникает феномен «эмоционального выгорания», который проявляется либо в притуплении эмоциональных реакций, либо в эмоционально-психическом истощении. Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (см. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В кн.: Практическая психодиагностика. Самара, 1998).

Описанные выше характеристики смысла жизни и типы структур проявляются на разных возрастных этапах развития человека.

2. Смысл жизни и возраст

Значимым направлением исследований является проблема «смысл жизни и возраст». В ходе наших исследований рассмотрены биологический, динамический, интеграционный аспекты этой проблемы. Показано, что смысл жизни - одно из тех образований, которые выполняют интегрирующую функцию в психическом развитии человека: он способствует преобразованию представления субъекта о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Таким образом, становление смысла жизни способствует становлению высшего уровня рефлексии: от рефлексии отдельного поступка через рефлексию отдельных этапов (фаз) жизни - к рефлексии собственной жизни в целом.

В ходе изучения смысла жизни как особого психического образования нами выделены и описаны основные этапы его возникновения и развития [7, 9].

- Этап становления смысла жизни (подростковый возраст и ранняя юность). Показано, что уже к подростковому возрасту создаются психологические предпосылки поиска и нахождения собственного смысла жизни. Переход от подросткового к юношескому возрасту характеризуется постепенной дифференцировкой «больших» и «малых» жизненных смыслов, движением от конгломератов смыслов к их иерархии и выделению главного жизненного смысла.

- Этап оптимального функционирования смысла жизни (зрелый возраст). Сравнительно высокий уровень сформи-рованности личности, большой опыт и вместе с тем наличие жизненной перспективы - факторы, благоприятно сказывающиеся на функционировании смысла жизни. Происходит смена главных тенденций данного процесса: тенденция поиска смысла жизни вытесняется тенденцией его реализации.

- Этап поддержания (или удержания) смысла жизни (старость). На содержание смысла жизни оказывают влияние неблагоприятные факторы: ухудшение здоровья, убывающие жизненные силы, укороченная биологическая перспектива. Показано, что в современных условиях под давлением общественных катаклизмов происходит наложение социального кризиса на возрастной. Выявлено расслоение старшего поколения: у одних более отчетливо выступают широкие социальные смыслы, у других обнаруживается ломка смысла жизни, его сужение до элементарного желания выжить [3].

Анализ процесса становления смысла жизни позволил рассмотреть вопрос о соотношении «детского» и «взрослого» жизненных смыслов. Поиск смысла жизни - прерогатива взрослого и взрослеющего человека. Однако исследования показали, что некоторые элементы смысла жизни за-

кладываются еще в детстве и «прорастают» во «взрослом» смысле. Таким образом, актуальной становится проблема влияния семьи на становлении смысла жизни.

3. Смысл жизни, акме и профессиональная деятельность человека

Одно из значимых направлений в исследовательской деятельности нашего коллектива - изучение феномена смысла жизни и акме человека-профессионала. В исследовании участвовали представители разных профессий: ученые, учителя, школьные психологи, сотрудники Госавтоинспекции, наемные работники сферы малого бизнеса. Остановимся на некоторых данных, полученных в экспериментах с представителями педагогических профессий.

Результаты анкетирования, проведенного с учителями, показали, что понятие «смысл жизни» трактуется учителями неоднозначно: 1) как общая характеристика отдаленного будущего («путеводная звезда, к которой идешь всю жизнь», «вершина, которую человек должен достигнуть», «то, для чего живет человек, самая главная его цель»); 2) как феномен, связывающий прошлое, настоящее и будущее человека, как характеристика, в которой отражается особое качество самого процесса жизни, а не только ее перспективы («условие сохранения человека как биологического вида в его лучших проявлениях», «продолжение рода человеческого и передача накопленных знаний», «комплекс целей и методов их достижения»).

Проведенная работа позволила следующим образом классифицировать представления учителей о смысле жизни:

- Я и общество (широкие социальные смыслы: «приносить больше пользы обществу, цивилизации», «учиться и учить делать добро», «сохранить красоту Земли, остановить деградацию нации», «воспитать из ученика продолжателя своего дела», «постоянно созидать атмосферу добра и любви»).

- Я и мои близкие (групповые смыслы: «дети, внуки», «понимание в семье», «уважение в коллективе»).

- Я - для себя (индивидуальные смыслы: «духовное и профессиональное самосовершенствование», «достижение гармонического существования с тем, что тебя окружает - люди, предметы, природа, возможность заниматься любимым делом», «семейное и материальное благополучие»).

- Я и моя познавательная среда (познавательные смыслы: «познание законов природы и их использование в помощь человеку», «познание самого себя и других людей»).

- Я и моя эмоциональная сфера (эмоциональные смыслы: «эмоциональное удовлетворение от профессиональной деятельности», «знакомство с произведениями искусства», «общение с друзьями»).

Во многих случаях содержание понятий «смысл жизни» и «акме» пересекаются, что особенно отчетливо выступает в высказанном стремлении респондентов к самосовершенствованию: «достичь вершины жизненного пути», «добиться профессиональных достижений». Вместе с тем учителя выделяют два вида «барьеров», препятствующих реализации смысла жизни и движения к акме: барьеры внутренние (качества самого человека) и внешние (обстоятельства, в которых человек живет). Значительная часть респондентов отмечают противоречие, которое существует в современном обществе между профессиональным призванием и его жизненным воплощением: низкая материальная обеспеченность учителя заставляет его искать приработок и сверх меры перегружаться, что отрицательно сказывается на его профессиональных достижениях.

Будучи носителями высоких жизненных смыслов, для реализации которых не созданы необходимые условия, часть учителей считают необходимым бороться с несправедливостью в меру своих сил и возможностей. У ряда респондентов современная социальная ситуация вообще вызывает

сомнение в значимости высоких слов для человека. Они считают, что сейчас нужны более «заземленные» смыслы жизни.

В ряде исследований были рассмотрены проблемы о месте профессиональной деятельности в иерархической структуре смысла жизни, о связи между смыслом жизни и проявлениями индивидуальности человека в профессиональной деятельности, о роли педагогического творчества в становлении смысла жизни.

Экспериментально подтверждено, что профессиональная деятельность учителя может занимать разное место в структуре его смысложизненных ориентаций: быть ведущим компонентом структурной иерархии, смыслом жизни, в других случаях - не быть им. Были получены данные о том, что при высоком уровне значимости педагогической профессии создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальности учителя-профессионала. В условиях малой значимости профессионального смысла затрудняется нейтрализация недостатков, связанных с особенностями личности учителя, что ведет к одностороннему проявлению его индивидуальности, закреплению имеющихся недостатков и эмоциональному выгоранию.

Полученные в данном исследовании факты на материале профессии учителя позволяют сделать некоторые обобщения, на наш взгляд, значимые для дальнейшей разработки проблемы «человек и профессия». Обычно профессиональная подготовка понимается как овладение определенным комплексом профессиональных умений и навыков. Фактически к этому сводится профессиональная подготовка студентов и учащихся профессиональных училищ. Полученные материалы указывают на необходимость весьма важного звена профессиональной подготовки - формирование ценностно-смыслового отношения к избранной профессии, которая должна занимать значимое место в структуре смыс-ложизненных ориентаций будущего специалиста.

Далее полученные данные позволяют дополнить представление о соотношении профессии и индивидуальности человека: человек не только должен приспособиться к профессии и ее требованиям, но и «приспособить» профессию к собственной индивидуальности. Чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, нужно найти в ней нечто близкое к своей индивидуальности. Лишь при этом условии профессиональная деятельность может стать средством раскрытия индивидуальности человека, способствовать реализации его потенциальных возможностей, а, следовательно, средством достижения вершины развития личностных и профессиональных качеств, его акме.

Особую роль в соотношении смысло-жизненных ориентаций и акме человека играет профессиональное творчество. Данная проблема была рассмотрена на материале педагогического творчества учителя. Это исследование - попытка показать, что дает педагогическое творчество лично для учителя, обосновать положение о том, что творчество повышает привлекательность педагогической профессии, несмотря на все ее трудности и низкую оплату. Результаты исследования позволяют сделать вывод о взаимосвязи и взаимовлиянии феноменов «педагогическое творчество» и «смысл жизни учителя»: первоначальное включение педагогической профессии в систему смысложизненных ориентаций учителя - необходимое условие его педагогического творчества, а с ростом уровня педагогического творчества повышается и «статус» педагогической профессии в структурной иерархии смысложизнен-ных ориентаций учителя. Сравнительные данные по экспериментальным группам учителей-«творцов» и «не творцов» показали, что педагогическое творчество может способствовать созданию комфортных условий труда и укреплению физического и психического здоровья педагога.

Изучение биографических данных, а также особенностей педагогической ра-

боты отдельных учителей показало, что ценностно-смысловое отношение к профессии может возникать как в начале профессиональной деятельности, так и на более позднем этапе, когда пережитые в процессе профессиональной деятельности трудности, стрессовые ситуации и неудачи побуждают переосмыслить свое отношение к профессии, выработать новый взгляд на нее. При этом педагогическая профессия, которая представала как совокупность обязанностей, трудностей, нервных напряжений, конфликтов и огорчений, превращается в источник радости, самоуважения, становления смысла жизни. Таким образом, профессиональное творчество помогает человеку осуществить, «выполнить» себя, продвигаться к вершине реализации своих потенциальных возможностей.

Движение человека к вершине в своем профессиональном развитии во многом определяется умением творчески использовать концептуальные положения и модели деятельности. В настоящее время в школе рядом с учителем работают школьные психологи. В отечественном образовании разработаны две концепции психологической службы: первая основана на модели «врача-психотерапевта» и ориентирует школьных психологов на достижение психологического здоровья учеников путем психопрофилактики и психокоррекции (Дубровина И.В., Прихожан А.М. и др.), вторая имеет в своей основе представление о школьном психологе как помощнике педагога и считает главным направлением работы школьного психолога повышение успеваемости школьников применительно к существующей системе оценки (Фридман Л.М. и др.).

Возник вопрос: в рамках какой модели происходит эффективнее личностное развитие ученика и успешнее реализуются его потенциальные возможности? Экспериментальная работа, в которую были вовлечены школьные психологи, показала, что лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда его воздействия оказываются

не в форме психокоррекции, а как «психологическая поддержка», «психологическая помощь». Наиболее значимой для себя целью подростки считают «научиться самостоятельно справляться со своими проблемами и трудностями».

В реализации этой цели существенную помощь может оказать психолог, действующий по первой модели. Вместе с тем ориентация психолога исключительно на достижение психологического здоровья подростка приводит к тому, что разнонаправленные усилия педагогов и психологов не дают ощутимой динамики личностного развития. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что указанные модели деятельности школьного психолога являются не конкурентными, а взаимно дополняющими. Проведенная работа позволяет утверждать, что вторая модель более адекватна для младших классов, а первая - для старших [4].

4. Социореабилитационные аспекты проблемы смысла жизни и акме человека

Весьма значима для решения этой проблемы проводимая в нашем исследовательском коллективе работа по социореа-билитации людей с нарушенным речевым общением, которая ведется с заикающимися пациентами в возрасте от 10 до 45 лет в разных регионах России. При этом большинство из них приходили в группу социореабилитации после неудачных попыток излечения другими средствами и методиками. Лечение осуществлялось посредством групповой логопсихотерапии -методикой, разработанной в 60-х гг. Ю.Б. Некрасовой на основе метода К.М. Дубровского [6].

В этой методике есть и элементы лого-терапии В. Франкла. Фактически данный метод основывался на использовании феноменов смысложизненных ориентаций и акме как психологических механизмов со-циореабилитации. Так, еще до начала лечения проводилась работа по формированию в сознании пациента так называемого

«портрета неповторимости», выявлялись положительные личностные особенности пациента, которые возникают независимо от дефекта и даже вопреки ему. Это давало двойной эффект: во-первых, способствовало раскрытию творческих возможностей пациента, во-вторых, обеспечивало его большую заинтересованность, мотиваци-онную включенность в процесс социореа-билитации.

Все звенья этого процесса фактически представляют собой движение к раскрытию потенциальных возможностей пациента, формированию и укреплению его уверенности в возможность излечения, преодоления дефекта. Особенно наглядно это проявляется в словах психотерапевта, который становится девизом психотерапевтического коллектива: «Каждый заикающийся может и обязан стать оратором». Заметим: речь идет не просто об устранении дефекта, но и о максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности.

В конце 80-х гг. ХХ в. методика Ю.Б. Некрасовой была дополнена и модифицирована Н.Л. Карповой в направлении семейной логопсихотерапии, где на всех этапах социореабилитации в работе активно участвуют родители, родственники и близкие пациенту люди, что повышает эффективность психотерапевтического воздействия [5].

Были выявлены следующие психологические механизмы формирования высокой мотивационной включенности в социо-реабилитационный процесс: использование энергетики идеального Я, воплощение цели в идеальном образе, повышение смыслообразующей функции мотива до уровня смысла жизни и др.

Эта работа показала, что данная методика помогает пациенту выстраивать новый, более оптимистический смысл жизни и обусловливает его движение к «вершине» личностного развития. В настоящее время также проводится исследование смысло-жизненных и акмеологических ориента-

ций руководителей и помощников руководителей логопсихотерапевтических групп.

Особый и неоценимый вклад в решение проблемы смысложизненных ориен-таций и акме человека внесен А.В. Суворовым - человеком, лишенным зрения и слуха, и тем не менее добившимся высочайшего уровня развития интеллекта и большой продуктивности в научных исследованиях.

Используя личный опыт, метод «самоисследования» и диалога с самим собой, автор получил целый ряд новых научных фактов. Им проведен теоретико-экспериментальный анализ проблемы саморазвития в ситуации инвалидности, дана психологическая характеристика «одиночества» и «уединения» как различных психических состояний человека: первое - в основном результат трудностей в общении, второе - необходимое условие «уединенного труда души», направленного на максимальную реализацию своих потенций, достижение высокого уровня духовности и личностного развития [13].

А.В. Суворов ведет большую практическую работу в лагерях Детского Ордена Милосердия по воспитанию у детей человечности, которая, по мнению автора, включает в себя единое взаимодействие механизмов смысложизненных ориента-ций и акме.

Проводимые уже более десяти лет исследования проблемы смысла жизни, характеристика взаимодействия феноменов смысла жизни и акме показывают значимость этой проблемы и убеждают, что тесная связь и взаимообусловленность данных феноменов - необходимое условие оптимального становления личности и подготовки человека к профессиональной деятельности.

Работа выполнялась в рамках конкурсных программ РГНФ № 98-99-00258а и № 02-03-00258а, руководитель - В.Э. Чудновский; № 00-01-00255а и 05-05-14051г, руководитель - А.А. Бодалев.

Литература

1. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека. Соотношение «будничного» и «высшего» Я / В кн.: Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I-II симпозиумов. - М., 1997.

2. Бодалев А.А., Ганжин В.Т. Основные акмеологи-ческие закономерности человеческой жизни // Мир психологии. - 1999. - № 2.

3. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. -1998. - № 5.

4. Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения. Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология. - 2001. - №4; 2002. - № 1, 2.

5. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. - М., 1997.

6. Некрасова Ю.Б. Изменения в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации / В кн.: Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы 1-2 симпозиумов. - М., 1997.

7. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов. - М., 2001.

8. Психологический словарь. - М., 1998.

9. Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы 1-11 симпозиумов. - М., 1997.

10. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

11. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: Материалы VШ-X симпозиумов. Ч. 1-2. М., 2004; Ч. 3. М., 2005.

12. Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VП симпозиумов. - М.; Самара, 2002.

13. Суворов А.В. Совместная педагогика. - М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Тареев М.М. Цель и смысл жизни / В кн.: Смысл жизни. - М., 1994.

15. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. - 1999. - № 2.

16. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.

17. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. - М.; Воронеж, 2006.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF LIFE SENSE AND ACME (AGE, PROFESSIONAL AND SOCIAL REHABILITATION ASPECTS)

V.E. CHUDNOVSKY, A.A. BODALEV, G.A. WAISER, E.E. VAHROMOV, N.L. KARPOVA, A.V. SUVOROV

Psychological Institute RAE, Moscow

The article presents the results of theoretical analysis of the phenomenon of «life sense», as well as age, professional and social rehabilitation aspects of life sense and acme. Keywords: professional activities, life sense, acme.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.