Научная статья на тему 'Личностный рост как акмеологический феномен'

Личностный рост как акмеологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1096
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЯ / ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

В статье рассматривается личностный рост как акмеологический феномен, поскольку акмеологический подход дает ключ к пониманию различных тенденций в развитии способности к личностному росту во многих направлениях практической психологии, социореабилитации и развивающей педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностный рост как акмеологический феномен»

так как отсутствие культуры общения нарушает педагогический процесс обучения в целом. Однако воспитание культуры общения дошкольника не должно сводиться только к вооружению набором способов и средств взаимодействия. Главное - умение общаться со взрослыми в повседневной жизни (речевой этикет за обедом, в гостях, в общественных местах). Для этого необходима разработка конкретных образовательно-воспитательных мероприятий, которые планируются с учетом сложности составных компонентов культуры общения: этические беседы, чтение художественной литературы, игры, индивидуальная работа, решение наглядных задач в форме инсценировок.

Культура речевого общения ребенка во многом зависит от культуры общения взрослых, повышение которой обусловлено творческим использованием и совершенствованием форм и методов воспитательной деятельности и культуры общения родителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азаров Ю.П., Болдырев Н.И., Бондаревская Е.В. Теоретические основы содержания и методики процесса воспитания http ://www. mirrabot.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2000. Т. 2.

3. Кравцова Е., Бережковская Е. Оппоненты или сотрудники? // Дошкольное образование. 2005. № 2.

4. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.

5. 4 типа общения в игровой, учебной, трудовой деятельности / Я. И. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Р. К. Терещук. http://www.mirrabot.

6. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д., 2005.

А.Ю. Кругликова ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Вторая половина ХХ века была ознаменована появлением нового подхода к проблеме личности. Достижения зарубежной гуманистической и экзистенциальной психологии (Д. Бьюджен-таль, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др.), а также исследования отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмо-лов, Б.С. Братусь, В.А. Петровский и др.) способствовали утверждению в науке антропоцентрического эталона, задающего систему координат и ценностных ориентиров в познании человека как саморазвивающейся личности в его взаимодействии с окружающей действительностью.

В связи с этим обрела актуальность проблема исследования феномена личностного роста обусловленная, с одной стороны, активным вовлечением и использованием данного понятия в сфере гуманистической и гуманитарной психологической практики, с другой стороны, - отрывом ее от глубокой теоретической разработки. В общем контексте отечественных исследований личностный рост выступает интегральной характеристикой становления важнейших сфер личности и отражает процесс осуществления человеком отношения к себе и своему способу существования в мире в качестве субъекта деятельности и жизнедеятельности. Современная парадигма субъектности акцент делает акцент на активно-преобразующей функции личности, при этом в центре внимания оказывается изучение главной способности человека - производить взаимообу-словливающие изменения в мире, в других людях и в самом себе, превращая собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Феномен личностного роста фактически отражает указанную способность человека в рамках решения психологических личностных проблем, возникающих на его жизненном пути.

Особый интерес представляет рассмотрение личностного роста в контексте психологии развития и акмеологии с ее устремленностью к достижению высшего уровня, что определяет возможность фиксировать внимание на изучении тех возрастных периодов, которые предшествуют возрасту зрелости человека. Успешно развивающийся с 60-х годов прошлого века акмеологиче-ский подход опирается на совокупность гуманистических, философских и антропологических идей о ценности человека, его духовного мира, стремления к самосовершенствованию и знаменует

смену парадигмы целого ряда наук, их переориентацию на развивающуюся личность и переход от рассмотрения человека как производной общественных явлений к его пониманию как саморазвивающейся личности, субъекта и индивидуальности. Акмеологический подход позволяет «свести» воедино такие понятия, как «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», «развитие», «саморазвитие», и выявить условия и факторы, обеспечивающие возможность достижения человеком вершин зрелости, своего акме, а также механизмы преодоления препятствий, возникающих при этом [2], [6]. Он дает возможность осмысливать и реализовывать потребность в личностном росте отдельной личности и/или группы в психологической и социореабилитационной практике.

Уже в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна личностный рост как аспект саморазвития человека обретает акмеологическое звучание. Им используется понятие «вершина жизни», отражающее феноменологию личностного роста прежде всего на поворотных этапах развития человека. С этих позиций личностный рост рассматривается автором сквозь призму свободы выбора и ответственности за свой выбор, причем не только за содеянное, но и за все упущенное, поскольку каждое совершающееся сейчас действие необратимо, только таким путем возможно достижение своего «акме» - высшего, оптимального уровня своего развития, идеала [10]. И, как отмечает А.А. Деркач, с этого момента «методология развития перестала сводиться к движению по горизонтали, к стадиальности. Открылась «вертикаль» в развитии человека, его восходящий характер» [6, 78].

Парадигмальным для акмеологии является субъектный подход, что обращает внимание исследователей процесса личностного роста к субъектным характеристикам человека как системы индивидуальных, личностных, субъектных свойств и индивидуальности. Исходным моментом для практической психологической деятельности со времен исследований в школе Б.Г. Ананьева можно считать тезис: носителем преобразующих свойств субъекта является личность, а условием осуществления специфического способа бытия человека является развитие у него особого личностного свойства - субъектности [2]. В интегративном понятии «субъект», по В.В. Знакову, воплощено наиболее широкое, всеохватывающее понимание человека, обобщенно раскрывающее целостность всех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных [7].

В свете акмеологического подхода личностный рост можно рассматривать как необходимое проявление субъектности человека, что отражается в конкретных видах его деятельности и в конкретных поступках. Согласно мнению многих исследователей, поступок - мерило социального поведения человека, показатель сформированности духовно-нравственного ядра личности, акт самореализации [1], [2], [5], [10], [11]. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что поступок - есть проявление поведения в этико-оценочном значении этого термина. В поступке личность выступает как носитель субъектности. В деятельностном подходе через поступок возможно изучение переживаний, воли, характера личности [11]. К.А. Абульханова-Славская приоритет в развитии личности-субъекта видела в тех поступках, которые учитывают сопротивление обстоятельствам, противодействие, не совпадающее с желательным для личности направлением [1]. Именно о таких поступках пишет В.П. Зинченко: «Поступок порождает личность, он модифицирует сознание, поднимая его с бытийного на рефлексивный уровень благодаря осознанию самого себя, своих собственных возможностей, в том числе запасов физической и нравственной энергии» [12, 51].

Концепция субъектности В.А. Петровского, выдвигая принцип самополагания в качестве принципа «самоосуществления» и саморазвития личности, позволяет видеть в поступке творческую самореализацию как реализацию осознанных возможностей при постановке целей, выступающих как образ возможного и прообраз действительного, но не всегда совпадающих с возможностями [10]. Ф.Е. Василюк, изучая поведение личности в критических ситуациях, конфликтный смысл видит в основе переживаний человека, сопутствующих выбору решения и последующему поступку [5]. А.А. Бодалев, анализируя судьбы и творческий путь великих и выдающихся людей, подчеркивает значимость активного, творческого поступка, который является результатом разрешения ситуации, ставящей человека перед сложным жизненным выбором [4]. Таким образом, подлинным выражением, «явлением» самому человеку процесса его собственного личностного роста можно считать свободные и ответственные поступки, цель которых не адаптивный, приспо-

собительный путь совладания с проблемной жизненной ситуацией, а собственное прогрессивное развитие наперекор преграждающим личностный рост обстоятельствам.

Все вышесказанное позволяет увидеть источник личностного роста во внутриличностных конфликтах человека (своеобразное пересечение векторов «я хочу», «я могу», «я должен»), а результат его разрешения - в определенном поступке, инициирующем дальнейший личностный рост. В поступке (поступок здесь рассматриваем как результат свободы, выбора и ответственности) заключается суть преломления и взаимодействия структурных компонентов процесса личностного роста (мотивы и смыслы, цели, используемый коммуникативно-творческий инструментарий, собственно поведение). Поступок есть и результат, и собственно сам процесс личностного роста.

Принципиальная открытость акмеологии другим наукам - социологии, возрастной и педагогической психологии, психологии личности - дает возможность рассматривать способность к личностному росту как в целом универсальное акмеологическое качество, присущее личности с учетом возрастных возможностей на определенных ступенях онтогенетического развития, и выявлять вклад отдельных возрастов в общий процесс достижения человеком личностного оптимума. Исходя из этого, развитие человека в пространстве акмеологии носит не линейный, а восходящий, прогрессивный и прогнозируемый, моделируемый, т.е. опережающий характер. На наш взгляд, среди акмеологических моделей развития, рассматриваемых А.А. Деркачом, концепции личностного роста наиболее соответствует интенционально-динамическая модель. Ее существенными признаками являются прогрессивная направленность, интенсивность, принципиальная незавершенность, то есть открытость к следующему витку развития [6]. Данная характеристика развития, как отмечает Л.И. Анцыферова, соответствует представлению о личности как одной из самых пластичных и динамичных организаций, обладающей гибкостью, огромными компенсаторными резервами, возможностями перестройки со способностью постоянно выходить за свои пределы, превосходить себя [3]. На основе такого понимания развития возможно рассмотрение личностного роста как роста многоуровневости личности, расширяющей степени своей свободы, определяющей стратегии решения жизненных задач, углубляющей свои отношения с окружающим миром, обществом, другими людьми. Автор дает основную характеристику субъекта - переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения мира вокруг и мира внутри себя.

Акмеологический подход в рассмотрении феноменологии личностного роста имеет особое значение применительно к проблемам изучения процесса социальной реабилитации, поскольку артикулирует не столько «объективные акме» — высокие результаты деятельности, признаваемые социумом, — сколько «субъективные акме» - достижения, осознаваемые самой личностью как максимально полно реализующие ее возможности на определенном этапе развития в связи с трудностями, вызванными теми или иными психофизическими нарушениями. В указанном аспекте представляет интерес обращение А.А. Бодалева к объективным и субъективным факторам, обусловливающим достижение акме человеком [4]. На наш взгляд, по сути, речь идет о ситуациях, стимулирующих личностный рост или препятствующих ему. К позитивным факторам могут быть отнесены хорошая наследственность, оптимальная семейная среда (микросреда), благоприятные социально-исторические условия (макросреда), психологическая жизнеспособность и устойчивость самой личности. К факторам, блокирующим личностный рост, А.А. Бодалев относит хронические заболевания, возникшие в раннем детстве, изъяны в формировании человека как личности: отсутствие целеустремленности, привычки к будничному трудовому усилию, подверженности негативным влияниям со стороны. В то же время на примере судеб выдающихся исторических личностей он, как и А. Адлер, подчеркивает значимость механизма гиперкомпенсации, под влиянием которого негативные факторы так же могут стимулировать усиленный личностный рост человека. В трудных проблемных ситуациях своей жизни человек волен определять и находить ре-

сурсы для собственного развития и тем самым достигать своих «малых вершин» (микроакме), осуществляя осознанный выбор посредством выхода за пределы собственных наличных возможностей.

Основой достижения акме (результатов процесса личностного роста) в социореабилитации выступает стратегия акмеологического исследования с определяющими ее целями: а) оптимизация функционирования личности или оптимизация развития и совершенствования личности; б) гармонизация, поиск соответствия тех или иных личностных структур; в) выявление закономерностей функционирования, проявления тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптимальному направлению развития личности [6]. В связи с этим представляется возможным сопоставление модели акмеологического исследования с моделью процесса социальной реабилитации.

Целью социореабилитации также является оптимизация и гармонизация функционирования и жизнедеятельности личности в социокультурной среде в связи с теми ограничениями, которые накладывает то или иное психофизическое нарушение, и в конечном итоге - достижение личностью максимума возможного при допустимом минимуме психофизических затрат. Личность в процессе социальной реабилитации, с одной стороны, является объектом диагностического изучения (поиск ростовых точек, личностных и индивидуальных особенностей, актуальных возможностей и ресурсов), результаты которого становятся основой процесса реального совершенствования («личностного преобразования»); с другой стороны, субъектом этого процесса совершенствования при акмеологической поддержке психолога, тренера-ведущего, психотерапевта. В таком контексте процесс социореабилитации позволяет охватывать в теоретическом и практическом ключе все модальности человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. В центре практической работы не абстрактная личность, а личность, имеющая индивидуально-конкретные психологические особенности, биографические и исторические обстоятельства жизни, свою жизненную позицию и опыт, свой личностный потенциал.

Таким образом, с позиций акмеологии, содержанием личностного роста участников процесса социореабилитации становится развитие их субъектности в преломлении индивидно-личностных и индивидуальных особенностей. Критериями эффективности развития как результата осознаваемого и планируемого личностного роста являются: 1) разрешение разного рода внутрилично-стных противоречий (хочу - не могу, не могу - должен); 2) овладение внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности (навыки саморегуляции и управления поведением); 3) формирование Я-концепции как базисного личностного образования, определяющего меру субъектности. Как отмечает Н.Л. Карпова, анализируя собственный опыт экспериментальных исследований в области семейной логопсихотерапии, «акмеологический подход в решении сложных проблем социореабилитации основывается на понимании «акме» как интегральной формулы здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека» [8. Ч. 2. С. 16]. Акмеологически выстроенный процесс социореабилитации помогает пациенту «запустить» механизм «самодвижения», раскрыть свой личностно-субъектный творческий потенциал, актуализировать потребность в личностном росте и поддерживать ее удовлетворение, а также позволяет проследить жизненный путь личности на определенном временном отрезке. В соответствии с указанным принципом личностный рост отражает не столько постоянное стремление к вершине, сколько возможность постоянного нахождения на вершине за счет собственных усилий.

Наше научно-практическое исследование возможности личностного роста на границе детства и ранней взрослости (на материале социореабилитационной работы с младшими подростками и взрослыми по восстановлению нарушенного речевого общения в форме логоневроза) позволило актуализировать поиск соответствующих условий и стратегий для осуществления человеком высших достижений в будущем, изучить способы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса взросления детей и подростков для оказания им помощи по утверждению себя в роли субъекта собственной жизни и формированию позитивной установки на постоянный личностный рост [9]. Нами было предложено определение личностного роста как акмеологически направленного процесса самоизменения человека, совершаемого в его активно-преобразующей деятельности посредством использования проблемных ситуаций индивидуального опыта для соб-

ственного развития, что обеспечивает ему достижение своего акме на ступени взрослости через микроакме на каждом возрастном этапе.

Процесс восстановления полноценного общения по методике семейной групповой логопси-хотерапии у данной категории подростков был рассмотрен нами как модель актуализации и фаси-литации способности субъекта к осознанному личностному росту в условиях интенсивной, напряженной работы над собой с использованием собственных внутренних ресурсов и психологической поддержки семьи и группы. Многогранный феномен личностного роста изучался в следующих аспектах: структура, условия развития, механизмы актуализации, возрастные и индивидуальные закономерности проявления, необходимые психолого-педагогические и психотерапевтические средства.

В результате проведенного исследования выявлены возможности личностного роста и его психологические особенности в младшем подростковом возрасте, который может быть рассматрен в качестве низшей границы возникновения феномена личностного роста, отражающего процесс осознаваемого и управляемого саморазвития. Учитывая, что работа с подростками осуществлялась в условиях разновозрастного коллектива (совместно со взрослыми и старшими подростками), была отмечена социокультурная, психологическая и терапевтическая значимость разновозрастного коллектива, включающего детей и взрослых, как особого пространства, в котором совершается их личностный рост. Анализ динамики личностного роста младших подростков с нарушенным речевым общением в условиях специально организованной логопсихотерапевтической деятельности показал, что она обусловлена развитием субъектных качеств, изменениями в мотивационной и ценностно-смысловой сфере личности младших подростков и выступает интегральным показателем эффективности их «лечебного преобразования» в социореабилитационном процессе и восстановления при этом способности к полноценному и конструктивному общению.

На основании вышеизложенного, следует отметить, что акмеологический подход дает ключ к пониманию различных тенденций в развитии способности к личностному росту во многих направлениях практической психологии, социореабилитации и развивающей педагогики. Это ориентирует их организаторов на создание условий для полноценного личностного роста и достижения человеком личностных «акме», независимо от имеющихся психофизических и/или психологических ограничений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.

3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1991. Т. 6. № 3. С. 54-72.

4. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? М., 2003.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

6. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.

7. Знаков В.В. Психология субъекта - новая методология понимания человеческого бытия // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 Всероссийского съезда психологов: Т. 3. С. 467-470.

8. Карпова Н.Л. Смысложизненный и акмеологический потенциал семейной групповой логопсихоте-рапии // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. М.: Смысл, 2004. С. 15-35.

9. Кругликова А.Ю. Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива (на примере групп семейной логопсихотерапии). Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2006.

10. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.

12. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.