АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
Acmeology of great personalities
УДК 159.9
РЕФЛЕКСИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.А. БОДАЛЕВА И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И АКМЕОЛОГИИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
Семёнов Игорь Никитович, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, академик МААН, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования; e-mail: [email protected]; тел. 8-495-441-48-43.
АННОТАЦИЯ
Рефлексивный анализ жизнедеятельности выдающегося российского психолога, акмео-лога и педагога Алексея Александровича Бодалева (1923-2014). Его вклад в теоретико-экспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии, в изучение актуальных психолого-акмеологических проблем становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессионально-творческой самореализации.
Ключевые слова: Бодалев А.А., психология общения, психология творчества, акмео-логия выдающихся личностей, смысл жизни, профессионально-творческая самореализация.
Выдающийся российский психолог, акмеолог и педагог Алексей Александрович Бодалев (1923-2014) внёс существенный вклад в теоретико-экспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии. Он был единственным в истории нашей науки деканом и заведующим кафедрами общей психологии двух факультетов психологии — ЛГУ и МГУ, а также вице-президентом АПН СССР. Будучи учеником и последователем ленинградской научной школы (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мяси-щев), А.А. Бодалев развил её в процессе комплексного изучения социально-перцептивной компетентности, результаты которого обобщил с учётом достижений московской школы психологии деятельности и личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Научная деятельность А.А. Бодалева — яркий пример продуктивного взаимодействия ленинградской и московской научных школ. Одно из достижений этого взаимодействия — разработка А.А. Бодалевым (совместно с К.А. Абульхановой, О.С. Анисимовым, В.Г. Зазыкиным, Е.А. Климовым, А.К. Марковой, Р.Л. Кричевским, И.Н. Семёновым, Е.А. Яблоковой и др.) под руководством А.А. Деркача основ инновационной области человекознания — акмеологии. На рубеже ХХ-ХХ1 веков А.А. Бодалев изучал актуальные психолого-акмеологические проблемы становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессионально-творческой самореализации.
ВВЕДЕНИЕ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ С А.А. БОДАЛЕВЫМ
Об Алексее Александровиче Бодалеве я впервые услышал в конце 1960-х от сотрудника сектора системных исследований науки ИИЕиТ АН СССР Э.Г. Юдина, который в качестве консультанта философской редакции «Большой советской энциклопедии» курировал подготовку к изданию статей по психологии и педагогике. Будучи аспирантом, я писал для БСЭ статьи о классиках российской психологии и педагогики — В.М. Бехтереве, П.П. Блонском, Л.С. Выготском.
Э.Г. Юдин посоветовал не ограничиваться ортодоксальной трактовкой их творчества с позиций основателя московской школы психологии деятельности А.Н. Леонтьева, а учитывать также позицию ленинградской школы человекознания Б.Г. Ананьева. Э.Г. Юдин назвал её классиков — В.Н. Мясищева, Н.В. Кузьмину, а также интересных современных учёных — А.А. Бодалева, А.А. Крылова, Б.Ф. Ломова. При этом Э.Г. Юдин подчеркнул, что если труды последних двух интересны в плане реализации системного подхода в инженерной психологии и эргономике, то исследования А.А. Бодалева — относительно развития психологии и педагогики.
С начала 1970-х годов стали приобретать известность оригинальные труды А.А. Бодалева по гуманистической психологии межличностного общения, восприятию и пониманию человека человеком. Мы с коллегами (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, С.Ю. Степанов и др.) в то время начали систематические исследования рефлексивности творческого мышления и креативной личности, и наш интерес привлекли результаты изучения А.А. Бодалевым процесса понимания человека человеком, которое трактовалось нами как диалогическая или межличностная рефлексия.
С конца 1970-х, когда А.А. Бодалев стал деканом факультета психологии МГУ, и до начала 2010-х, когда он пригласил меня участвовать в «Энциклопедическом словаре по психологии общения», наши научные пути неоднократно пересекались, особенно с 1992 года в РАГС при разработке под руководством А.А. Деркача теоретических основ акмеологии. В этом инновационном социокультурном контексте особый интерес вызывают фундаментальные труды А.А. Бодалева по акмеологии вершиннности развития профессионализма творческой личности, ярким примером которой являлся сам Алексей Александрович.
Запомнилось, как публично и в личных беседах А.А. Бодалев неоднократно подчёркивал, что в творческом плане наиболее счастливой порой для него был рубеж 19501960-х годов, период докторского диссертационного исследования по проблеме восприятия и понимания человека человеком. На кафедре психологии философского факультета ЛГУ вокруг А.А. Бодалева тогда консолидировались энтузиасты исследования этой мало разработанной проблемы. Однако в её изучении не видели резона члены партийного комитета идеологически ориентированного факультета. Специально созданная комиссия постановила, что поскольку эти изыскания не имеют теоретического и практического значения, то группу А.А. Бодалева следует распустить, а его сотрудников переориентировать на другую проблематику. Ходатайство беспартийного лидера ленинградской научной школы академика АПН РСФСР Б.Г. Ананьева за беспартийного инноватора А.А. Бодалева не возымело действия. Тогда Б.Г. Ананьев при поддержке директора Института психологии академика АПН РСФСР А.А. Смирнова содействовал выдвижению А.А. Бодалева в состав академии, куда он и был вскоре избран членом-корреспондентом. Лишь после этого на философском факультете ЛГУ изменилось отношение к исследованиям социальной перцепции А.А. Бодалева.
А.А. Бодалев всегда подчёркивал высокую культуру межличностных отношений профессорско-преподавательского состава факультета психологии МГУ, при том, что его назначение деканом после кончины А.Н. Леонтьева было настороженно воспринято его учениками.
В связи с переходом на работу в АПН СССР в середине 1970-х А.А. Бодалев переехал в Москву и стал заведовать лабораторией психологии общения в Психологическом инсти-
туте АПН РАО (1976-1994). Был избран академиком-секретарём Отделения психологии и возрастной психофизиологии АПН СССР и её действительным членом (1978). В этой высокой и ответственной должности его застала печальная весть о кончине в 1979 году лидера советской психологической науки А.Н. Леонтьева. Научная общественность в качестве возможных кандидатур на должность нового декана факультета психологии МГУ воспринимала А.А. Бодалева, В.В. Давыдова, А.В. Петровского и О.К. Тихомирова.
Через некоторое время преемником А.Н. Леонтьева был назначен А.А. Бодалев, который имел большой опыт работы деканом факультета психологии ЛГУ в 1972-1976 годах. Сотрудники факультета были в ожидании — в какой мере им удастся развивать деятель-ностный подход под началом представителя ленинградской школы да ещё специалиста по психологии общения. К чести А.А. Бодалева, он в 1979-1986 годах способствовал развитию деятельностного и других подходов (П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, Е.А. Климов, Е.Н. Соколов) на факультете, который ко времени его ухода с поста декана в связи с избранием вице-президентом АПН СССР оказался лидером успеваемости и научной продуктивности среди других факультетов МГУ.
Именно в это время А.А. Бодалев поддерживал по линии МГУ и АПН работу Всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР, в том числе инновационные исследования рефлексивности творческого мышления и позднее, в 1990-е, формирование теоретико-методологических и экспериментально-прикладных основ ак-меологической науки под руководством А.А. Деркача.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА А.А. БОДАЛЕВА
Жизненный путь А.А. Бодалева можно представить в виде следующих основных этапов.
Довоенное время в Ленинграде — начало формирования его мировоззрения в старших классах средней школы.
В 1941-1944 годах он пережил блокаду Ленинграда и участвовал в его обороне.
Постблокадное время (1944-1945) — адаптация к мирной жизни, участие в восстановлении Ленинграда, получение среднего образования в школе рабочей молодёжи.
Студенчество (1945-1950), учёба на философском факультете Ленинградского университета, специализация на кафедре психологии под руководством Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева.
В 1949-1956 годах параллельно с учёбой в университете и после его окончания — учитель логики и психологии, классный руководитель в школах Ленинграда. Работа над кандидатской диссертацией по педагогической теме «Формирование требовательности к себе у старшего школьника», которая была успешно защищена в 1953 году.
На рубеже 1950-1960-х — преподавание педагогики и психологии в ленинградских вузах.
В 1960-е годы А.А. Бодалев изучает на отделении психологии ЛГУ проблемы социально-психологической перцепции, защищает докторскую диссертацию «Восприятие и понимание человека человеком» (1966) и становится профессором (1967).
На рубеже 1960-1970-х его назначают заведующим кафедрой общей психологии ЛГУ (1969-1976), он избирается членом-корреспондентом АПН РСФСР (1971) и деканом факультета психологии ЛГУ (1972-1976).
В 1978 году А.А. Бодалев избирается академиком АПН СССР, становится академиком-секретарём Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР и переезжает в Москву, где в 1976 году создаёт в НИИОПП лабораторию психологии общения и развития личности, в которой ведутся исследования возрастных, профессиональных и индивидуальных особенностей общения, а также анализируются нарушения речевого общения.
В 1979-1986 — заведующий кафедрой общей психологии и декан факультета психологии МГУ, где создаёт руководимый им факультетский Центр психологической помощи
семье в качестве практической службы психологической помощи населению, руководит в НИИОПП лабораторией социальной перцепции.
В 1986-1989 избирается вице-президентом АПН СССР, продолжая заведовать лабораторией в НИИОПП и кафедрой общей психологии в МГУ.
На рубеже 1980-1990-х заведует лабораторией психологии общения и развития личности, с 1993 по 2002 руководит научно-исследовательской группой психологии общения и реабилитации личности, где изучает проблемы развития и социореабилитации человека. С 1994 года — профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ, где читает курсы психологии профессиональной деятельности и акмеологии.
В 1990-2000 годы в научной деятельности А.А. Бодалева доминирует разработка теоретических основ и методических средств акмеологии на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ.
В 2000-2010-е годы параллельно с изучением в РАГС акмеологии профессионализма выдающихся личностей продолжает в ПИ РАО исследовать экзистенциально-психологические проблемы смысла жизни человека и его социореабилитации.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.А. БОДАЛЕВА
Алексей Александрович Бодалев был прирождённым педагогом и обладал не только научным талантом, но и даром общения, в чём мне довелось многократно убеждаться во время нашего сотрудничества на кафедре акмеологии. Когнитивно-коммуникативные способности проявлялись и развивались во всех сферах его многогранной экзистенциально-профессиональной жизнедеятельности: в помощи осаждённым блокадникам Ленинграда, в дружеском общении с товарищами — одноклассниками и сокурсниками, в обучении и воспитании школьников, в сотворчестве с молодыми учёными и его последователями в изучении социально-коммуникативной перцепции и социореабилитации личности, в руководстве аспирантами и управлении научными коллективами психологов в ЛГУ, МГУ, АПН СССР, в организации разработки программ стратегического развития отечественного образования и его психолого-педагогогического обеспечения, в анализе и обобщении достижений психологии и педагогики с позиций инновационной акмеологии вершинно-сти развития профессионализма творческой личности.
Жизнедеятельность А.А. Бодалева — редко встречающееся целостное экзистени-цально-герменевтическое и социально-творческое единство его образа жизни, насыщенной многообразным личностно социальным общением и научно-культурным познанием, и научных изысканий, направленных на изучение понимания личности в общении и управлении и акмеологичности её вершинного развития в социуме и культуре. Своим жизнетворчеством А.А. Бодалев являет акмеологический идеал человекознания, имплицитно содержащийся в аксиологическом потенциале акмеологии.
Предпосылки указанного единства формировались в процессе всего жизненного пути А.А. Бодалева, в течение которого его многообразная научная деятельность осуществлялась в различных взаимосвязанных направлениях.
Первое по времени — воспитательно-педагогическое направление. Оно связано с накоплением опыта педагогического общения в процессе работы А.А. Бодалевым учителем логики и психологии в средней школе и классным руководителем. Именно научное изучение, психологическое осмысление и педагогическое обобщение этого опыта составило эмпирическую базу для теоретической подготовки кандидатской диссертации. В позднейших трудах он неоднократно обращался к психолого-педагогическим проблемам развития и реабилитации личности подростков в изменяющихся социально-культурных условиях.
Второе направление — дидактическое, связанное с разработкой учебных планов, программ, пособий и других методических средств обучения в процессе среднего
и высшего образования. Эмпирическим базисом для этого послужил опыт преподавания А.А. Бодалевым в школах и вузах Ленинграда, а также на философских и психологических факультетах ЛГУ и МГУ, где апробировались и реализовывались разработанные им методические средства и учебные пособия, в том числе по психологии и психодиагностике.
Третье направление — возрастное, оно выражается в психологическом изучении и разработке диагностических средств определения возрастных особенностей психического развития учащихся на основных ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского и последипломного. При доминировании в советской психологии анализа развития дошкольников и школьников А.А. Бодалев стал реализовывать предложенную Б.Г. Ананьевым стратегию изучения возрастных особенностей взрослых учащихся — студентов и профессионалов.
Четвёртое направление — общепсихологическое, связанное с исследованием развития личности и её отношений в ситуациях межличностного общения. Это было новаторством на фоне доминировавшего в советской психологии изучения индивида в процессе социально-нормированной деятельности. А.А. Бодалевым были раскрыты различия психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в особенностях познания при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола, профессии участником общения. Впервые в отечественной психологии А.А. Бодалев изучил закономерности и механизмы формирования первого впечатления о человеке.
Пятое направление — социально-психологическое, оно выражено в исследовании социально-когнитивной перцепции человека в процессах восприятия и понимания другим человеком как личностью. Впервые в отечественном человекознании А.А. Бодалев вскрыл феноменологию познания человека человеком, выраженную в процессах восприятия, памяти, мышления, воображения, когда они актуализируются у людей, взаимодействующих друг с другом в ситуациях общения. При этом были изучены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенности поведения и мотивационно-потребностной сферы участников общения. Исследования А.А. Бодалева процесса понимания человека человеком в межличностном общении — одни из первых изысканий в отечественном человекознании, проводившихся в русле экзистенциально-гуманистической ориентации в психологии.
Шестое направление — акмеологическое, связанное с изучением возрастных особенностей взрослого человека и его профессионально значимых качеств, развитием госслужащих в процессе их профессиональной управленческой деятельности и последипломного образования и повышения квалификации, а также с психолого-акмеологическим анализом достижения вершинности социально-творческого развития выдающейся творческой личности. Это направление реализовалось в ряде учебных курсов А.А. Бодалева по акмеологии в МГУ и РАГС, а также в цикле изданных с его участием учебных пособий и программ, методических материалов и учебников, научных сборников и монографий.
И наконец, седьмое, экзистенциально-психологическое направление, выражающееся в изучении смысложизненных особенностей развития личности на различных этапах её формирования, самоопределения, социореабилитации и самореализации в социокультурных условиях. Развитию этого направления в отечественном человекознании способствовала организация А.А. Бодалевым с А.А. Деркачом и В.Э. Чудновским цикла ежегодных симпозиумов «Смысл жизни и акме», которые обеспечили теоретико-экспериментальную реализацию заложенных в авангардное послереволюционное время новаторских стратегий на изучение психологии смысла жизни личности (М.М. Рубинштейн) и акмеологии развития взрослого человека (Н.А. Рыбников). С этих теоретических позиций психологии общения, акмеологии профессионализма и современного человекознания под руководством А.А. Бодалева было подготовлено фундаментальное масштабное издание «Психология общения. Энциклопедический словарь» (2010, 2014).
ЛИТЕРАТУРА
[1]. АбульхановаК.А., Анисимов О.С., Бодалев А.А., Деркач А.А., Семёнов И.Н. и др. /Под ред. А.А. Деркача. Основы акмеологии. — М.: РАУ, 1994, 1998.
[2]. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А., Семёнов И.Н., Суслова Е.А. Программа по акмеологии для слушателей Российской академии управления при Президенте РФ / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАУ, 1994.
[3]. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Маркова А.К., Семёнов И.Н. и др. Акмеоло-гический словарь / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2004; 2010.
[4]. Авцинова Г.И, Бодалев А.А., Семёнов И.Н. и др. Политический менеджмент. Учебное пособие / Под ред. А.А. Деркача, Ю.М. Жукова, Л.Г. Лаптева и др. — М.: МГСУ-РАГС, 2001; 2004.
[5]. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семёнов И.Н. Рефлексивная психология и акмеология успешных управленцев. — М. — Сочи: ИРПТиГО, 1998.
[6]. Ананьев Б.Г., Бодалев А.А. (ред.). Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л.: ЛГУ, 1969.
[7]. Бодалев А.А. Об учебных способностях подростка и их проявлениях // Пробелемы способностей. — М.: АПН РСФСР, 1962. С. 83-89.
[8]. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л.: ЛГУ, 1965. — 123 с.
[9]. Бодалев А.А. Об общении и учёте его характеристик в работе с людьми. — Л.: ЛГУ, 1972.
[10]. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л.: ЛГУ, 1970. — 135 с.
[11]. Бодалев А.А. (ред.). Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л.: ЛГУ, 1976.
[12]. Бодалев А.А. (ред.). Психология межличностного познания. — М., 1981.
[13]. Бодалев А.А. (ред.). Проблемы способностей в советской психологии. — М.: АПН СССР, 1984. — 144 с.
[14]. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.
[15]. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. — Рязань, 1994.
[16]. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные труды. — М. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 256 с.
[17]. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта; Наука, 1998. — 168 с.
[18]. Бодалев А.А., Ганжин В.Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии // Современные проблемы смысла жизни и акме / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского и др. — М. — Самара: ПИ РАО, 2002. — С. 13-42.
[19]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г (ред.). Рабочая книга практического психолога. — М.: Ин-т психотерапии, 2001. — 629 с.
[20]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Семёнов И.Н. и др. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности / Под ред. А.А. Деркача, И.Н. Семёнова, Е.А. Яблоковой. — М.: РАГС, 1998.
[21]. Бодалев А.А., Карпова Н.Н. Роль общения в формировании и социореабилитации личности // Век психологии./ Под ред. В.В. Рубцова. — СПб., 2012. — С. 722-734.
[22]. Бодалев А.А., Лаптев Л.Г., Семёнов И.Н., Михайловский В.Г. и др. Основы военной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, П.А. Корчемного и др. МВА. им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. — 319 с.
[23]. Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Матюшкин А.М. Психологическая наука — реформе школы // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
[24]. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. — М., 2003
[25]. Бодалев А.А., Столин В.В. (ред.). Основы психодиагностики. — М.: МГУ, 1988.
[26]. Бодалев А.А., Чудновский В.Э., Семёнов И.Н. и др. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VШ — Х симпозиумов / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, М.Ф. Секача. — М.: РАГС, 2005. — 228 с.
[27]. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. — М.: РАГС, 2005. — 197 с.
[28]. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 1998.
[29]. Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова Г.С. Рефлексивно-профессиональное общение. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НГАА, 2010.
[30]. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.). Психолого-педагогические проблемы развития творчества и рефлексии. — М.: Философское общество, 1988.
[31]. Семёнов И.Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3.
[32]. Семёнов И.Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М.М. Зощенко // Акмеология. — 2009. — № 4.
[33]. Семёнов И.Н. Знаковое общение. Самообщение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. — М., 2011. — 600 с.; 2014.
[34]. СемёновИ.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. — 1983. — № 5. — С. 162-164.
[35]. Смирнова В.Э., Сопиков А.П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) // Социальная психология личности / Под ред. А.А. Бодалева. — Л.: Знание, 1974. — С. 140-149.
[36]. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Личностно рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Отв. ред. А.А. Бодалев. — М.: РАО, 1987.
REFLEXION OF BODALEV'S LIFE AND DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGY COMMUNICATION AND AKMEOLOGY OF OUTSTANDING PERSONS
Igor N. Semenov, Professor of National Research University "Higher school of economics", Doctor of Psychology, Academician MAAH, Laureate of the RF President's Prize in Education, Director of the Institute Reflexive Psychology in Creation and Humanity Education; [email protected]
ABSTRACT
In the article there is reflexive analysis of A. Bodalev's life, outstanding Russian psychologist, akmeologist and teacher (1923-2014).
It is determined his essential contribution to theoretic and experimental development of common, aged, social and pedagogical psychology and akmeology, to studying the actual psychological and akmeological problems of formation the prominent personalities, dynamics their meaning of life, professional and creative self-realization.
Key words: Alexey Bodalev, communication psychology, creation psychology, akmeology of prominent personalities, meaning of life, professional and creative self-realization.
REFERENCES
[1]. Abul'hanova K.A., Anisimov O.S., Bodalev A.A., Derkach A.A., Semjonov I.N. i dr. /Pod red. A.A.Derkacha. Osnovy akmeologii. — M.: RAU, 1994, 1998.
[2]. Abul'hanova K.A., Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A., SemjonovI.N., Suslova E.A. Programma po akmeologii dlja slushatelej Rossijskoj akademii upravlenija pri Prezidente RF / Pod red. A.A. Derkacha. M.: RAU. 1994.
[3]. Abul'hanova K.A., Bodalev A.A., Derkach A.A., Markova A.K., Semjonov I.N. i dr. Akmeolog-icheskij slovar' / Pod red. A.A.Derkacha. M.: RAGS, 2004; 2010.
[4]. Avcinova G.I, Bodalev A.A., Semjonov I.N. i dr. Politicheskij menedzhment. Uchebnoe posobie. /Pod red. A.A.Derkacha, Ju.M.Zhukova, L.G.Lapteva i dr. — M.: MGSU-RAGS, 2001; 2004.
[5]. Aljushina N.A., Repeckij Ju.A., Semjonov I.N. Refleksivnaja psihologija i akmeologija uspesh-nyh upravlencev. — M. — Sochi: IRPTiGO, 1998.
[6]. Anan'ev .G., Bodalev A.A. (red.). Teoreticheskaja i prikladnaja psihologija v Leningradskom universitete. L.: LGU, 1969.
[7]. Bodalev A.A. Ob uchebnyh sposobnostjah podrostka i ih projavlenijah // Probelemy sposobnos-tej. — M.: APN RSFSR, 1962. S. 83-89.
[8]. Bodalev A.A. Vosprijatie cheloveka chelovekom. — L.: LGU, 1965. — 123 s.
[9]. Bodalev A.A. Ob obshhenii i uchjote ego harakteristik v rabote s ljud'mi. — L.: LGU, 1972.
[10]. Bodalev A.A. Formirovanie ponjatija o drugom cheloveke kak lichnosti. — L.: LGU, 1970. — 135 s.
[11]. Bodalev A.A. (red.). Psihodiagnosticheskie metody v kompleksnom longitjudnom issledovanii studentov. — L.: LGU, 1976.
[12]. Bodalev A.A. (red.). Psihologija mezhlichnostnogo poznanija. — M., 1981.
[13]. Bodalev A.A. (red.). Problemy sposobnostej v sovetskoj psihologii. — M.: APN SSSR, 1984. — 144 s.
[14]. Bodalev A.A. Akmeologija kak uchebnaja i nauchnaja disciplina. — M.: RAU, 1993.
[15]. Bodalev A.A. Psihologija mezhlichnostnogo obshhenija. — Rjazan', 1994.
[16]. Bodalev A.A. Psihologija obshhenija. Izbrannye trudy. — M. — Voronezh: MODJeK, 1996. — 256 s.
[17]. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i uslovija dostizhenija. — M.: Flinta; Nauka, 1998. — 168 s.
[18]. Bodalev A.A., Ganzhin V.T., Derkach A.A. Chelovek i civilizacija v zerkale akmeologii // Sovremennye problemy smysla zhizni i akme / Pod red. A.A.Bodaleva, V.Je.Chudnovskogo i dr. — M. — Samara: PI RAO, 2002. — S. 13-42.
[19]. BodalevA.A., Derkach A.A., LaptevL.G (red.). Rabochaja kniga prakticheskogo psihologa. — M.: In-t psihoterapii, 2001. — 629 s.
[20]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Semjonov I.N. i dr. Problemy social'no-perceptivnoj kompetent-nosti lichnosti / Pod red. A.A. Derkacha, I.N. Semjonova, E.A. Jablokovoj. — M.: RAGS, 1998.
[21]. BodalevA.A., Karpova N.N. Rol' obshhenija v formirovanii i socioreabilitacii lichnosti // Vek psihologii / Pod red. V.V. Rubcova. — SPb., 2012. — S.722-734.
[22]. BodalevA.A., LaptevL.G., SemjonovI.N., Mihajlovskij V.G. i dr. Osnovy voennoj akmeologii / Pod red. A.A. Derkacha, P.A.Korchemnogo i dr. MVA. im. F.Je.Dzerzhinskogo, 1996. — 319 s.
[23]. Bodalev A.A., Lomov .F., Matjushkin A.M. Psihologicheskaja nauka — reforme shkoly // Vo-prosy psihologii. — 1984. — № 3.
[24]. Bodalev A.A., Rutkevich L.A. Kak stanovjatsja velikimi i vydajushhimisja. — M., 2003.
[25]. BodalevA.A., Stolin V.V. (red.). Osnovy psihodiagnostiki. — M.: MGU, 1988.
[26]. Bodalev A.A., Chudnovskij V.Je., Semjonov I.N. i dr. Smysl zhizni i akme: 10 let poiska. Materialy VSh — H simpoziumov / Pod red. A.A.Bodaleva, A.A.Derkacha, M.F.Sekacha. — M.: RAGS, 2005. — 228 s.
[27]. Derkach A.A., Semjonov I.N., Balaeva A.V. Refleksivnaja akmeologija tvorcheskoj individual'nosti. — M.: RAGS, 2005. — 197 s.
[28]. DerkachA.A., SemjonovI.N., Stepanov S.Ju. Psihologo-akmeologicheskie osnovy izuchenija i razvitija refleksivnoj kul'tury gossluzhashhih. — M.: RAGS, 1998.
[29]. Lapteva O.I., Semjonov I.N., Kulikova G.S. Refleksivno-professional'noe obshhenie. Ucheb-no-metodicheskoe posobie. — Novosibirsk.: NGAA, 2010.
[30]. Ponomarjov Ja.A., Semjonov I.N., Stepanov S.Ju. (red.). Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitija tvorchestva i refleksii. — M.: Filosofskoe obshhestvo, 1988.
[31]. Semjonov I.N. Akmeologija — novoe napravlenie kompleksnyh issledovanij v sovremennom chelovekoznanii // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. — 1998. — № 3.
[32]. Semjonov I.N. Psihologo-akmeologicheskie aspekty jekzistencial'noj refleksii tvorcheskoj individual'nosti pisatelja M.M. Zoshhenko // Akmeologija. — 2009. — № 4.
[33]. Semjonov I.N. Znakovoe obshhenie. Samoobshhenie // Psihologija obshhenija. Jenciklopedi-cheskij slovar' / Pod red. A.A.Bodaleva. — M., 2011. — 600 s.; 2014.
[34]. Semjonov I.N., Stepanov S.Ju. Problemy psihologicheskogo izuchenija refleksii i tvorchestva // Voprosy psihologii. — 1983. — № 5. — S. 162-164.
[35]. Smirnova V.Je., Sopikov A.P. Rassuzhdenie o rassuzhdenijah (refleksivnost' soznanija lichnosti) // Social'naja psihologija lichnosti / Pod red. A.A.Bodaleva. — L.: Znanie, 1974. — S. 140-149.
[36]. Stepanov S.Ju., Semjonov I.N. Lichnostno-refleksivnyj dialog v razvitii tvorcheskih vozmozh-nostej uchashhihsja // Obshhenie i dialog v praktike obuchenija, vospitanija i psihologicheskoj konsul'tacii / Otv. red. A.A. Bodalev. — M.: RAO, 1987.
Продолжение следует