УДК 37.013.77
DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-186-189
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА В НАУКЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Скуднова Татьяна Дмитриевна
Серикова
Ирина
Борисовна
доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (347900, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Тургеневский, 32]. E-mail: [email protected]
кандидат философских наук, магистрант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13]. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты исследования проблемы смысла в науке и психолого-педагогическом образовании. Показана роль изучения и формирования смысложизненных ориентаций студентов - будущих психологов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: смысл жизни, рефлексия, смысложизненные ориентации, субъектность, антропотехнологии, профессиональные цели и ценности.
Проблема смысла в науке и образовании не нова. На протяжении многих столетий она привлекала внимание философов, педагогов и психологов. В современных условиях трансформации общества особую актуальность приобретает идея смысла в науках о человеке. В традициях отечественной педагогической мысли образование рассматривается как процесс, формирующий ценностное отношение человека к миру, определяющее вопросы самореализации и саморазвития. В настоящее время все больше востребована профессиональная психолого-педагогическая деятельность, способствующая становлению человека в качестве субъекта своей жизни и смысловых отношений. Специалисты в области профессионального образования педагогов-психологов признают, что их подготовка должна осуществляться не только на основе передачи профессиональных знаний, но и развития профессиональной культуры, ориентирующей в ценностно-смысловом пространстве профессии.
Рассмотрение проблемы смысла в науке и гуманитарном образовании требует погружения в философско-психологический дискурс. За последние десятилетия понятие смысла широко используется в самых различных областях гуманитарного знания. Анализ феномена «смысл» целесообразно начать с феноменологии Э. Гуссерля, сыгравшей существенную роль в становлении экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр). В трудах отечественных философов М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского изложено персонологическое представление о человеке как источнике, механизме и результате смыслообразования. Более современным источником развития идеи смысла стала герменевтическая традиция, «понимающая психология» (В. Дильтей).
В контексте психологии проблема смысла жизни рассматривается в связи с ценностными ориентациями, установками и смысложизненными ориентирами, начиная от психоанализа З. Фрейда и К. Юнга до философско-психологических концепций В. Франкла, Э. Фромма, Э. Берна и дополняется деятельностным подходом, разработанным в отечественной психологии Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др. Выготский подчеркивал, что целью образования является подготовка человека, «смотрящего дальше своей среды». В разработанной им психологической модели диспозиционной структуры личности личность предстает как многослойный результат социализации и индивидуализации, «выращивания» социальных значений, интериоризации социального опыта.
Внешний слой этой структуры - это социальные роли, отражающие социальный опыт человека. Внутренний слой образуют ценностные ориентации и установки личности, аттитюды. Особую роль в них занимают базовые экзистенциальные ценности: отношение к миру, природе, самому себе, к культуре [1].
Таким образом, смысл - это понятие междисциплинарное, включающее в себя смысло-жизненные ориентиры, идеалы, ценности и цели (смысл жизни, смысл поступков, смысложиз-
Проблемы социологии
ненные ориентации и т.д.]. Смысл понимается и как объективное содержание явления, текста, и как приписываемые субъектам характеристики. Со-бытие людей в мире связано с их личностным смыслом.
Смысловое поле создается в контексте анализа таких понятий как человек и мир, личность и культура, самосознание, интенции, выбор, самоопределение и т.д. Оно связано с проблемой выбора, самопознания, самоопределения, самореализации и целеполагания. Смысл как основная движущая сила человека определяет общение, деятельность и позицию отдельного человека.
Особую роль проблеме смысла отводили представители экзистенциально-гуманистического направления в науке (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.]. Наиболее глубокий анализ и синтез феномена смысла был осуществлен в «логотерапии» В. Франкла в контексте философии свободы и ответственности. «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты, - пишет В. Франкл. - В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [2]. В его работах обретение и реализация смысла выступают как стоящие перед человеком задачи, на решение которых он направляет все свои усилия. Смысл помогает человеку в постановке жизненных целей, в выборе способов поведения, стратегии своей жизни. Потеря смысла приводит к неуверенности, фрустрации, внутренней пустоте, «экзистенциальному вакууму».
В отечественной психологической науке исследованием смысла занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров, В.Э. Чудновский, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев и многие другие. Феномен смысла становится одним из главнейших категорий психологии и, как указывает Д.А. Леонтьев, «является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя к другим явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности» [3].
В исследованиях И.В. Абакумовой, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева показано, что смысловая сфера человека определяет преобразовательную направленность деятельности. По мнению исследователей, высокий уровень сформированно-сти смысла жизни выступает одним из основных источников жизнедеятельности человека (В.Э. Чудновский, А.В. Суворов] и способствует достижению вершин его саморазвития (А.А. Бо-далев]. Несмотря на плюрализм научных подходов к изучению феномена смысла, ученые едины в признании принципа самодеятельности субъектов образования, который рассматривается как «реальный конструкт субъекта в раскрытии смысла творческого субъектного отношения, преобразовательной направленности его деятельности (деятельности-самодеятельности]» [4]. В психолого-педагогической литературе представлен опыт обоснования необходимости создания новых дидактических принципов обучения, непрерывного развития личностно-смысловой сферы в образовании. Учеными-психологами сформулированы новые принципы личностно-смысловой ориентации, проблемности и опережения, которые формируют представления о смыслообразовании как процессе и результате развития личностных смыслов субъектов образования, поскольку в педагогическом процессе исходные мотивационно-смысловые структуры трансформируются и актуализируют механизмы смыслопорождения [5].
Вместе с тем, многочисленные теоретические разработки не включены в профессиональное обучение студентов-психологов, у них формируется недостаточный уровень как профессиональной, так и личностной компетентности в данной области знаний. Первостепенной задачей должна стать подготовка студента - будущего психолога к встрече с личностными смыслами клиента в процессе консультирования, посредством активизации внутренней работы с собственной смысловой сферой с помощью самоанализа, рефлексии системы своих мотивов, ценностей, смыслов [6].
В центре внимания психолого-педагогической деятельности находятся сущностные вопросы природы человека, смысла его жизни и закономерностей его развития. Способность субъектов определять смысл своей профессиональной деятельности развивается и совершенствуется в процессе постижения смыслового содержания аксиологического пространства психолого-педагогического образования. Поэтому важно организовать «выход» студента в культурное, аксиологическое образовательное пространство, который обеспечивается развитием многоплановых и многоаспектных смысловых отношений, порождающих обмен смысловыми значениями. В фокусе внимания оказываются такие составляющие личности как представления
о смысле жизни и реализуемые человеком ценности (творчества, переживания, отношения). Вместе с тем они в недостаточной степени находят свое воплощение в психологической практике. Многим психологам проблема смысла представляется скорее теоретической, чем практической, в то время как смысл является регуляторным принципом сознания и поведения человека и решающим фактором жизненного и профессионального выбора [7].
Для решения этой проблемы в содержание психолого-педагогического образования включается практикоориентированный компонент - антропопрактики и антропотехнологии, направленные на развитие смысловой сферы профессиональной деятельности. Так в ряде вузов разрабатываются и внедряются элективные курсы акмеологической направленности: «Антропология образования» «Психология личности», «Развитие акмеологической культуры субъектов образования», «Акме-тренинг профессионально-личностного развития студентов», «Саморазвитие педагога-психолога как профессионала» и др. [8] Для изучения смысложизненных ориентаций студентов нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 28 студентов - будущих педагогов-психологов 1-го курса и 26 студентов - 4-го выпускного курса бакалавриата Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). В соответствии с целями исследования мы выделили три этапа, согласно которым была построена наша работа.
Первый этап - это изучение знаний и представлений о феномене смысла в науках о человеке и понимание его роли в профессиональном становлении студентов. Для этой цели использовалась разработанная нами анкета «Проблема смысла в психолого-педагогической деятельности», содержание которой позволяет проследить особенности понимания студентами сущности и значимости проблемы смысла в психолого-педагогической деятельности.
Второй этап был направлен на исследование динамики развития смысловой сферы личности студентов - будущих психологов. Профессиональные смыслы в процессе становления студента - будущего педагога-психолога изучались с помощью методик «Незавершенные предложения» и написания педагогических эссе на тему «Смыслы профессионального становления педагога-психолога».
На третьем этапе изучался уровень сформированности смысложизненных ориентаций студентов первого и четвертого курсов бакалавриата на основе использования «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.
Диагностика и контент-анализ показали основные смыслы, выделенные студентами. На первом месте оказались: помощь окружающим и профессионализация, а также смыслы, направленные на саморазвитие и развитие педагогической рефлексии, понимания и эмпатии. По результатам теста «Смысложизненные ориентации» показательно, что наименьшее количество баллов во всех группах набрано по субшкале 4 - «Локус контроля-Я». Низкие баллы в данном случае могут быть обусловлены возрастом испытуемых (1 курс), их социальной несамостоятельностью, материальной зависимостью от родителей и, вследствие этого, неуверенностью в способности контролировать события собственной жизни, неуверенностью в себе и низкой самооценкой.
Результаты исследования послужили основанием для разработки программы развивающих занятий и тренингов по формированию рефлексивных способностей, осмысленного отношения к обучению и развитию смысловой сферы личности студентов-психологов.
Согласно нашей гипотезе в процессе рефлексивной деятельности студентов может «рождаться» смысл обучения. В связи с этим в план каждого занятия курсов по выбору включен этап обращения к антропотехнологиям самопознания и саморазвития. Студентам дается время на размышление о том, зачем необходима в образовательном процессе антропопрактика и какой смысл лично для него имеет ее выполнение. Результаты фиксируются студентами и используются для дальнейшей педагогической рефлексии. Основными средствами реализации разработанной программы являются методы развития субъектности студентов и антропные технологии актуализации эго-состояний с элементами самоанализа, организации рефлексивной деятельности, ролевого проигрывания, Я-высказывания, реализация которых требует от студента активной вербальной включенности. Эффективным способом развития рефлексивных способностей студентов является использование технологии ОТРИ. Ее идея выражена в алгоритме: Опыт-Тактика-Рефлексия-Использование.
Предлагаемый практико-ориентированный курс направлен на решение нескольких задач: способствовать формированию у студентов общего представления о психологии смысла, ее роли в структуре психологического знания, становлению ценностного отношения студентов
П роблемы социологии
к своей профессии и к себе как будущему психологу; содействовать формированию смысложиз-ненных ориентаций, осмысленного отношения к обучению; дать будущим специалистам опыт переживания «поиска смыслов» собственной профессиональной деятельности, что обогащает возможности самопознания и личностно-профессионального саморазвития.
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. В психологии проблема смысла жизни рассматривается в связи с ценностными ориентациями, установками и смысло-жизненными ориентирами. Смысл выступает как фактор развития субъектности человека. Роль смысложизненных ориентаций в психолого-педагогическом образовании чрезвычайно велика. Важно организовать «выход» студента в культурное, аксиологическое образовательное пространство, которое обеспечивается развитием многоплановых и многоаспектных смысловых отношений, порождающих обмен смысловыми значениями. Профессиональное психолого-педагогическое образование способствует накоплению смыслов, а их рефлексия, открытие, активное присвоение происходят в процессе реальной психологической практики.
Литература
1. Голобородько А.Ю., Лубский А.В., Сериков А.В. Культура, идентичность и национальная безопасность России. Ростов н/Д., 2015.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура, динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
4. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства М., 2011.
5. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д, 2006.
6. Скуднова Т.Д. Проблема антропологизации психолого-педагогического образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 4 (188]. С. 155-159.
7. Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка развития профессиональной субъектно-сти студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162]. С. 157-163.
8. Колесникова Е.Ю., Скуднова Т.Д. Практика трансформации российского образования в свете социологических теорий: дефицит «социальности» // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 157-163.
Skudnova Tatyana Dmitrievna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology; Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State Economic University (RINH) (32, Turgenevsky Lane, Taganrog, Rostov Region, 347900, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Serikova Irina Borisovna, Candidate of Philosophy, undergraduate of the Academy of Psychology and Pedagogy; Southern Federal University (13, M. Nagibina Ave., Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation). E-mail: [email protected]
PROBLEM OF SENSE IN SCIENCE AND PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract
The theoretical and practical aspects of the study of the problem of meaning in science and psycho-pedagogical education are considered in the article. The role of studying and forming meaningful orientations of students - future psychologists in the process of vocational training is shown. Keywords: meaning of life, reflection, life-sense orientations, subjectivity, anthropotechnology, professional goals and values.