Научная статья на тему 'Проблема смысла в науке и психолого-педагогическом образовании'

Проблема смысла в науке и психолого-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
403
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / РЕФЛЕКСИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СУБЪЕКТНОСТЬ / АНТРОПОТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ / MEANING OF LIFE / REFLECTION / LIFE-SENSE ORIENTATIONS / SUBJECTIVITY / ANTHROPOTECHNOLOGY / PROFESSIONAL GOALS AND VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна, Серикова Ирина Борисовна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты исследования проблемы смысла в науке и психолого-педагогическом образовании. Показана роль изучения и формирования смысложизненных ориентаций студентов будущих психологов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SENSE IN SCIENCE AND PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

The theoretical and practical aspects of the study of the problem of meaning in science and psycho-pedagogical education are considered in the article. The role of studying and forming meaningful orientations of students future psychologists in the process of vocational training is shown.

Текст научной работы на тему «Проблема смысла в науке и психолого-педагогическом образовании»

УДК 37.013.77

DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-186-189

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА В НАУКЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Скуднова Татьяна Дмитриевна

Серикова

Ирина

Борисовна

доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал] Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (347900, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Тургеневский, 32]. E-mail: [email protected]

кандидат философских наук, магистрант Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет (344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13]. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты исследования проблемы смысла в науке и психолого-педагогическом образовании. Показана роль изучения и формирования смысложизненных ориентаций студентов - будущих психологов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: смысл жизни, рефлексия, смысложизненные ориентации, субъектность, антропотехнологии, профессиональные цели и ценности.

Проблема смысла в науке и образовании не нова. На протяжении многих столетий она привлекала внимание философов, педагогов и психологов. В современных условиях трансформации общества особую актуальность приобретает идея смысла в науках о человеке. В традициях отечественной педагогической мысли образование рассматривается как процесс, формирующий ценностное отношение человека к миру, определяющее вопросы самореализации и саморазвития. В настоящее время все больше востребована профессиональная психолого-педагогическая деятельность, способствующая становлению человека в качестве субъекта своей жизни и смысловых отношений. Специалисты в области профессионального образования педагогов-психологов признают, что их подготовка должна осуществляться не только на основе передачи профессиональных знаний, но и развития профессиональной культуры, ориентирующей в ценностно-смысловом пространстве профессии.

Рассмотрение проблемы смысла в науке и гуманитарном образовании требует погружения в философско-психологический дискурс. За последние десятилетия понятие смысла широко используется в самых различных областях гуманитарного знания. Анализ феномена «смысл» целесообразно начать с феноменологии Э. Гуссерля, сыгравшей существенную роль в становлении экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр). В трудах отечественных философов М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского изложено персонологическое представление о человеке как источнике, механизме и результате смыслообразования. Более современным источником развития идеи смысла стала герменевтическая традиция, «понимающая психология» (В. Дильтей).

В контексте психологии проблема смысла жизни рассматривается в связи с ценностными ориентациями, установками и смысложизненными ориентирами, начиная от психоанализа З. Фрейда и К. Юнга до философско-психологических концепций В. Франкла, Э. Фромма, Э. Берна и дополняется деятельностным подходом, разработанным в отечественной психологии Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др. Выготский подчеркивал, что целью образования является подготовка человека, «смотрящего дальше своей среды». В разработанной им психологической модели диспозиционной структуры личности личность предстает как многослойный результат социализации и индивидуализации, «выращивания» социальных значений, интериоризации социального опыта.

Внешний слой этой структуры - это социальные роли, отражающие социальный опыт человека. Внутренний слой образуют ценностные ориентации и установки личности, аттитюды. Особую роль в них занимают базовые экзистенциальные ценности: отношение к миру, природе, самому себе, к культуре [1].

Таким образом, смысл - это понятие междисциплинарное, включающее в себя смысло-жизненные ориентиры, идеалы, ценности и цели (смысл жизни, смысл поступков, смысложиз-

Проблемы социологии

ненные ориентации и т.д.]. Смысл понимается и как объективное содержание явления, текста, и как приписываемые субъектам характеристики. Со-бытие людей в мире связано с их личностным смыслом.

Смысловое поле создается в контексте анализа таких понятий как человек и мир, личность и культура, самосознание, интенции, выбор, самоопределение и т.д. Оно связано с проблемой выбора, самопознания, самоопределения, самореализации и целеполагания. Смысл как основная движущая сила человека определяет общение, деятельность и позицию отдельного человека.

Особую роль проблеме смысла отводили представители экзистенциально-гуманистического направления в науке (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.]. Наиболее глубокий анализ и синтез феномена смысла был осуществлен в «логотерапии» В. Франкла в контексте философии свободы и ответственности. «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты, - пишет В. Франкл. - В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [2]. В его работах обретение и реализация смысла выступают как стоящие перед человеком задачи, на решение которых он направляет все свои усилия. Смысл помогает человеку в постановке жизненных целей, в выборе способов поведения, стратегии своей жизни. Потеря смысла приводит к неуверенности, фрустрации, внутренней пустоте, «экзистенциальному вакууму».

В отечественной психологической науке исследованием смысла занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров, В.Э. Чудновский, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев и многие другие. Феномен смысла становится одним из главнейших категорий психологии и, как указывает Д.А. Леонтьев, «является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя к другим явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности» [3].

В исследованиях И.В. Абакумовой, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева показано, что смысловая сфера человека определяет преобразовательную направленность деятельности. По мнению исследователей, высокий уровень сформированно-сти смысла жизни выступает одним из основных источников жизнедеятельности человека (В.Э. Чудновский, А.В. Суворов] и способствует достижению вершин его саморазвития (А.А. Бо-далев]. Несмотря на плюрализм научных подходов к изучению феномена смысла, ученые едины в признании принципа самодеятельности субъектов образования, который рассматривается как «реальный конструкт субъекта в раскрытии смысла творческого субъектного отношения, преобразовательной направленности его деятельности (деятельности-самодеятельности]» [4]. В психолого-педагогической литературе представлен опыт обоснования необходимости создания новых дидактических принципов обучения, непрерывного развития личностно-смысловой сферы в образовании. Учеными-психологами сформулированы новые принципы личностно-смысловой ориентации, проблемности и опережения, которые формируют представления о смыслообразовании как процессе и результате развития личностных смыслов субъектов образования, поскольку в педагогическом процессе исходные мотивационно-смысловые структуры трансформируются и актуализируют механизмы смыслопорождения [5].

Вместе с тем, многочисленные теоретические разработки не включены в профессиональное обучение студентов-психологов, у них формируется недостаточный уровень как профессиональной, так и личностной компетентности в данной области знаний. Первостепенной задачей должна стать подготовка студента - будущего психолога к встрече с личностными смыслами клиента в процессе консультирования, посредством активизации внутренней работы с собственной смысловой сферой с помощью самоанализа, рефлексии системы своих мотивов, ценностей, смыслов [6].

В центре внимания психолого-педагогической деятельности находятся сущностные вопросы природы человека, смысла его жизни и закономерностей его развития. Способность субъектов определять смысл своей профессиональной деятельности развивается и совершенствуется в процессе постижения смыслового содержания аксиологического пространства психолого-педагогического образования. Поэтому важно организовать «выход» студента в культурное, аксиологическое образовательное пространство, который обеспечивается развитием многоплановых и многоаспектных смысловых отношений, порождающих обмен смысловыми значениями. В фокусе внимания оказываются такие составляющие личности как представления

о смысле жизни и реализуемые человеком ценности (творчества, переживания, отношения). Вместе с тем они в недостаточной степени находят свое воплощение в психологической практике. Многим психологам проблема смысла представляется скорее теоретической, чем практической, в то время как смысл является регуляторным принципом сознания и поведения человека и решающим фактором жизненного и профессионального выбора [7].

Для решения этой проблемы в содержание психолого-педагогического образования включается практикоориентированный компонент - антропопрактики и антропотехнологии, направленные на развитие смысловой сферы профессиональной деятельности. Так в ряде вузов разрабатываются и внедряются элективные курсы акмеологической направленности: «Антропология образования» «Психология личности», «Развитие акмеологической культуры субъектов образования», «Акме-тренинг профессионально-личностного развития студентов», «Саморазвитие педагога-психолога как профессионала» и др. [8] Для изучения смысложизненных ориентаций студентов нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 28 студентов - будущих педагогов-психологов 1-го курса и 26 студентов - 4-го выпускного курса бакалавриата Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). В соответствии с целями исследования мы выделили три этапа, согласно которым была построена наша работа.

Первый этап - это изучение знаний и представлений о феномене смысла в науках о человеке и понимание его роли в профессиональном становлении студентов. Для этой цели использовалась разработанная нами анкета «Проблема смысла в психолого-педагогической деятельности», содержание которой позволяет проследить особенности понимания студентами сущности и значимости проблемы смысла в психолого-педагогической деятельности.

Второй этап был направлен на исследование динамики развития смысловой сферы личности студентов - будущих психологов. Профессиональные смыслы в процессе становления студента - будущего педагога-психолога изучались с помощью методик «Незавершенные предложения» и написания педагогических эссе на тему «Смыслы профессионального становления педагога-психолога».

На третьем этапе изучался уровень сформированности смысложизненных ориентаций студентов первого и четвертого курсов бакалавриата на основе использования «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.

Диагностика и контент-анализ показали основные смыслы, выделенные студентами. На первом месте оказались: помощь окружающим и профессионализация, а также смыслы, направленные на саморазвитие и развитие педагогической рефлексии, понимания и эмпатии. По результатам теста «Смысложизненные ориентации» показательно, что наименьшее количество баллов во всех группах набрано по субшкале 4 - «Локус контроля-Я». Низкие баллы в данном случае могут быть обусловлены возрастом испытуемых (1 курс), их социальной несамостоятельностью, материальной зависимостью от родителей и, вследствие этого, неуверенностью в способности контролировать события собственной жизни, неуверенностью в себе и низкой самооценкой.

Результаты исследования послужили основанием для разработки программы развивающих занятий и тренингов по формированию рефлексивных способностей, осмысленного отношения к обучению и развитию смысловой сферы личности студентов-психологов.

Согласно нашей гипотезе в процессе рефлексивной деятельности студентов может «рождаться» смысл обучения. В связи с этим в план каждого занятия курсов по выбору включен этап обращения к антропотехнологиям самопознания и саморазвития. Студентам дается время на размышление о том, зачем необходима в образовательном процессе антропопрактика и какой смысл лично для него имеет ее выполнение. Результаты фиксируются студентами и используются для дальнейшей педагогической рефлексии. Основными средствами реализации разработанной программы являются методы развития субъектности студентов и антропные технологии актуализации эго-состояний с элементами самоанализа, организации рефлексивной деятельности, ролевого проигрывания, Я-высказывания, реализация которых требует от студента активной вербальной включенности. Эффективным способом развития рефлексивных способностей студентов является использование технологии ОТРИ. Ее идея выражена в алгоритме: Опыт-Тактика-Рефлексия-Использование.

Предлагаемый практико-ориентированный курс направлен на решение нескольких задач: способствовать формированию у студентов общего представления о психологии смысла, ее роли в структуре психологического знания, становлению ценностного отношения студентов

П роблемы социологии

к своей профессии и к себе как будущему психологу; содействовать формированию смысложиз-ненных ориентаций, осмысленного отношения к обучению; дать будущим специалистам опыт переживания «поиска смыслов» собственной профессиональной деятельности, что обогащает возможности самопознания и личностно-профессионального саморазвития.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. В психологии проблема смысла жизни рассматривается в связи с ценностными ориентациями, установками и смысло-жизненными ориентирами. Смысл выступает как фактор развития субъектности человека. Роль смысложизненных ориентаций в психолого-педагогическом образовании чрезвычайно велика. Важно организовать «выход» студента в культурное, аксиологическое образовательное пространство, которое обеспечивается развитием многоплановых и многоаспектных смысловых отношений, порождающих обмен смысловыми значениями. Профессиональное психолого-педагогическое образование способствует накоплению смыслов, а их рефлексия, открытие, активное присвоение происходят в процессе реальной психологической практики.

Литература

1. Голобородько А.Ю., Лубский А.В., Сериков А.В. Культура, идентичность и национальная безопасность России. Ростов н/Д., 2015.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура, динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.

4. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства М., 2011.

5. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д, 2006.

6. Скуднова Т.Д. Проблема антропологизации психолого-педагогического образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 4 (188]. С. 155-159.

7. Скуднова Т.Д. Психолого-педагогическая поддержка развития профессиональной субъектно-сти студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 3 (162]. С. 157-163.

8. Колесникова Е.Ю., Скуднова Т.Д. Практика трансформации российского образования в свете социологических теорий: дефицит «социальности» // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 157-163.

Skudnova Tatyana Dmitrievna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology; Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch) of Rostov State Economic University (RINH) (32, Turgenevsky Lane, Taganrog, Rostov Region, 347900, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Serikova Irina Borisovna, Candidate of Philosophy, undergraduate of the Academy of Psychology and Pedagogy; Southern Federal University (13, M. Nagibina Ave., Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation). E-mail: [email protected]

PROBLEM OF SENSE IN SCIENCE AND PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract

The theoretical and practical aspects of the study of the problem of meaning in science and psycho-pedagogical education are considered in the article. The role of studying and forming meaningful orientations of students - future psychologists in the process of vocational training is shown. Keywords: meaning of life, reflection, life-sense orientations, subjectivity, anthropotechnology, professional goals and values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.