СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 37.013.77
ББК 88.40
С 46
Т.Д. Скуднова
Доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ); E-mail: skudnovatd@yandex. ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье представлена современная ситуация перехода в психолого-педагогическом образовании от информационно-знаниевой к развивающей парадигме. Рассматривается сущность субъектного подхода и психолого-педагогическая поддержка как условие становления профессиональной субъектности будущих педагогов-психологов.
Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, акмеологическая направленность, саморазвитие, профессиональная субъектная позиция, акмеологическая культура, рефлексия, субъект, профессионализм.
T.D. Skudnova
Doctor of Philosophy, Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, A.P. Chekhov Taganrog Institute (Branch) RGEU (RINH); E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS' PROFESSIONAL SUBJECTNESS
Abstract. The paper presents the current situation in psycho-pedagogical education of transition from information and knowledge to the developing paradigm. The essence of the subject approach and psycho-pedagogical support are considered as a condition of formation of professional subjectness of future educational psychologists.
Keywords: psycho-pedagogical education, acmeologic orientation, self-development, professional subject position, acmeologic culture, reflection, subject, professionalism.
Переход на новую развивающую парадигму высшего профессионального образования, индивидуализация и антропологизация профессиональной подготовки специалистов связаны, прежде всего, с решением проблемы самореализации личности как субъекта образования. Базовой категорией концепции субъектного развития является понятие «поддерживающие отношения» [1]. Целью образовательных отношений становится преобразование внутреннего мира студентов - трансцендирование их субъектности. Основным средством психолого-педагогической поддержки выступает диалогическое общение. Такой подход рождает потребность в организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки процесса развития субъектности на основе формирования профессионально-педагогической культуры и акмеологически-ориентированной стратегии достижения профессиональной
зрелости. С этой точки зрения привлекают рассуждения одного из известных специалистов в области образовательных реформ М. Фуллана. Он предлагает обратить внимание на одну особенность образовательных изменений, всецело исходящую из того, что они не представляют собой обособленную реальность и имеют как минимум три измерения:
- во-первых, изменение содержания образования;
- во-вторых, изменение подходов к организации образовательного процесса (новые стратегии обучения и педагогических технологий);
- в-третьих, изменение принципов, лежащих в основе проектирования образовательной деятельности [2].
Опыт подобного подхода в психолого-педагогическом образовании с акцентом на человекоцентрированный педагогический процесс позволяет выделить базовые принципы самого процесса проектирования. Среди них:
1. Принцип антропогенеза предполагает движение субъекта в экзистенциальном пространстве, где происходит его самоопределение в ценностях, а сами ценности являются основанием для определения стратегии и тактики проектировочной деятельности и реализации проекта.
2. Принцип формогенеза подразумевает развитие такой «со-бытийной общности» субъектов образования, которая способна к самоорганизации и открыта для творчества новых форм своей жизни.
3. Принцип нормогенеза обусловливает взращивание, выработку собственных, адекватных замыслу критериев, норм деятельности и ее продукта.
В силу каких обстоятельств профессиональная субъктность и ее обретение становится методологическим принципом организации психолого-педагогической деятельности?
В гуманистической психологии источник развития помещен в самом субъекте, в его внутреннем росте. А. Маслоу и К. Роджерс утверждали, что предметом изучения в современной науке является целостный человек в его высших направлениях - развитии и саморазвитии, его ценностях, смыслах и творчестве [3; 4].
Категория «субъект» заняла свое место в науке благодаря исследованиям С.Л. Рубинштейна, который связывал ее содержание с принципом «самодеятельности». Он подчеркивал, что субъект образования способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [5]. В трудах его последователей (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Лекторский и др.) сущность категории субъекта раскрывается через саморазвитие, самоопределение, способность к определению стратегии жизни, самосовершенствованию и саморегуляции. Субъектность достаточно часто рассматривается как некоторая способность человека производить взаимообусловленные изменения в мире и в самом себе. Современные исследователи субъектности (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.) особенно выделяют в определении этого понятия способность к самоизменению. Они подчеркивают, что образование есть всеобщая форма становления и развития субъектности [6].
Субъектность конкретно задана на каждом этапе онтогенеза как системообразующее свойство, раскрывающееся через системы смыслов и ценностей, особенностей «Образа-Я», характер и уровень рефлексии, активности, ответственности. Значение субъектного подхода для обеспечения подлинного акмеологически-ориентированного развития чрезвычайно велико. В свете философско-антропологического и акмеологического подхода человек как субъект образования превращает собственную личность и деятельность в предмет практического преобразования и тем самым развивает свою человеческую сущность. Это позволяет наиболее адекватно подойти к изучению развития человека в процессе профессионального становления.
Особый интерес в связи с этим представляет анализ развития личности педагога-психолога, его профессионально-личностного роста, поскольку эта профессия относится к группе профессий, где взаимосвязь и взаимообусловленность изменений субъектов взаимодействия составляют основное содержание их деятельности. Профессиональная
субъектность обусловлена способностью определять свое становление и развитие, активным планированием, наличием мотивов к полной реализации сущностных сил и достижением вершин профессионализма.
При построении теоретической модели профессиональной подготовки акмеологически ориентированных специалистов в области социальной педагогики и психологии одним из исходных моментов стало понимание проявления субъектного подхода в акмеологии. К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что проблемы акмеологии как комплексной науки тесно связаны с теоретическим пониманием субъекта образования. Она имеет дело с комплексным пространством функционирования человека, складывающимся из природных, психических, личностных условий его функционирования, с одной стороны, социальных условий - с другой, и способов организации деятельности как профессии [7].
С этой точки зрения особое место в становлении и развитии профессиональной субъектности педагога-психолога занимает аутопсихологическая компетентность личности, обеспечивающая не только осведомленность о собственных индивидуально-типологических особенностях, свойствах, характеристиках, но и позволяющая индивиду компенсировать негативные проявления и слабые стороны, усовершенствовать имеющиеся способности, развить новые профессионально-значимые личностные качества. Аутопсихологическая компетентность позволяет актуализировать имеющийся у человека внутренний психологический потенциал, что способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, развитию креативных способностей, формированию эффективных стратегий профессионального и жизненного развития.
Аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические потенциалы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, создания волевой установки на достижение значимых результатов. Внутренняя акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие субъектов образования, самостроительство, самопреобразование и самосовершенствование.
Профессиональная подготовка специалистов психолого-педагогического образования связана непосредственно с процессом психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной поддержки развития акмеологически ориентированной личности. Это вызвано еще и необходимостью подготовки активных, инициативных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, социально мобильных, обладающих высоким уровнем профессионализма, творческим потенциалом и активной субъектной позицией.
Под индивидуальным сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся субъект, так и развивающаяся система (О. Газман). Ситуации жизненного выбора рождают множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
По мнению О. Газмана, дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе педагогической поддержки (помощи в саморазвитии). Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с клиентом определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в саморазвитии и самовоспитании, общении и в образе жизни.
Идея педагогической поддержки заложена в явлении со-бытия, которое исследователи определяют через понятие со-переживания и рассматривается нами как его практический коррелят. Со-бытие - диадическая общность совместного бытия - становится пространством духовного развития и совместного проживания общих человеческих смыслов. «Со-бытие, -
указывают авторы, - есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективной реальности» [8].
Психолого-педагогическая сопровождение как гуманитарная технология, адекватная идее со-бытия, в практике подготовки специалистов для работы с людьми выражается в системе мероприятий. Они служат:
- психологической помощи в сохранении и усилении позитивной направленности личности специалиста;
- усилению их социально-ориентированных целей, ценностей, субъективных отношений с другими;
- определению меры и форм активности в осуществлении профессиональной деятельности;
- созданию условий для личностного роста и повышения профессионально-личностной компетентности.
Специалист, работающий в службе психолого-педагогической поддержки и индивидуального сопровождения, - это человек особого рода. К такой деятельности он должен быть подготовлен в вузе. Вузовский этап психолого-педагогической подготовки предполагает углубление в человекознание и осуществляется на протяжении всех пяти лет обучения студентов. На 1-2 курсах целесообразно психолого-педагогическое сопровождение, имеющее целью создать условия для эффективной адаптации, саморазвития и профессионального становления личности на основе удовлетворения базовых потребностей за счет развития профессионально-личностных качеств. При решении педагогических задач на этом этапе необходимо исходить из понимания того, что процесс профессиональной подготовки социальных педагогов должен отвечать следующим условиям:
1. Создание комфортной психологической атмосферы образовательного пространства, обеспечивающей развитие целостного человека (его природной, социальной и духовной детерминанты).
2. Гуманистический характер взаимодействия.
3. Обеспечение личностной духовно-нравственной свободы.
4. Принятие и доверительное общение.
5. Понимание субъекта образования и эмпатия.
6. Создание перспектив личностного и профессионального роста.
7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки личностно-профессионального саморазвития.
Наше исследование подтвердило, что наиболее продуктивными являются методы и технологии подготовки, которые основаны на профессиональном и социальном взаимодействии. Были выделены три основных блока активных групповых методов обучения: дискуссионные, игровые, тренинговые, которые использовались в ходе изучения учебных дисциплин и спецкурсов антрополого-акмеологической направленности: «Педагогическая антропология», «Педагогическая акмеология», «Педагогическая деонтология», «Психодиагностика», «Педагогическая коммуникация», «Саморазвитие личности студента как профессионала».
Задачу обеспечения возможности воссоздать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, моделировать характерные для нее системы отношений помогает широкое использование технологий профессиональной самоактуализации, развития рефлексивных способностей профессиональной субъектности. Достаточно высокой эффективностью обладает использование антропных технологий в педагогическом процессе вуза: технологий модерации, ОТРИ (опыт, тактика, рефлексия, использование), ЭПСУ (эмоционально-психологической сбалансированности учения, групповые мозаики и сетевые технологии. Разнообразные психолого-педагогические тренинги, СПТ, тренинги активной релаксации и личностного роста, сюжетно-ролевые, имитационные и ОДИ, субъектные практикумы, при системной их организации могут стать основными формами развития профессиональной субъектнсти студентов. При выборе
образовательных технологий учитывается их оптимальное сочетание с пространством самостоятельной поисково-познавательной деятельности студентов, их активное участие в научно-исследовательской работе, работе проблемных семинаров, конференций, в деятельности благотворительных обществ и социально-педагогической работе в период прохождения практики. С этой точки зрения наиболее эффективными являются занятия, проектируемые и подготавливаемые самими студентами, в форме «мозгового штурма», составления и публичной защиты программ саморазвития, портфолио, акмеограмм, самодиагностика, самомониторинг, тренинг коммуникативных навыков уверенного поведения, социально-конструктивного общения, навыков саморегуляции, педагогической рефлексии; акме-тренинг личностного роста (развитие адекватного понимания самого себя, коррекции самооценки, развитие потребности и умения в познании других людей, гуманистического отношения к ним; снятие неконструктивных эмоциональных состояний (страх, повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность); формирование профессионально-значимых качеств (эмпатия, рефлексия, сензитивность, ответственность, толерантность и др.) [9].
Разработанная и апробированная антрополого-акмеологическая модель психолого-педагогического сопровождения становления профессиональной субъектности будущих педагогов-психологов предусматривает организацию пространства интеллектуального напряжения, предполагающего возможность «выращивания» целостного, гуманитарного по характеру научно-педагогического мировоззрения, обеспечивающего компетентностное оснащение будущего профессионала и обеспеченность мотивационно-ценностного отношения к профессиональнойдеятельности с высокой степенью технологической готовности. Стержневой характеристикой такой модели ее системообразующим принципом является социализирующая деятельность, воплощающая и порождающая гуманистическую направленность субъектной позиции будущего специалиста, включающую в себя профессионально-ценностные ориентации, гуманистические установки, профессионально-значимые качества личности.
Такой подход дает возможность опираться в организации психолого-педагогической поддержки на внутренние силы человека, его интеллектуальный и нравственный потенциал, базовые потребности, способности и готовность свободно ориентироваться в сложных социокультурных условиях, проявлять творчество, самореализоваться и самосовершенствоваться.
Таким образом, системное проектирование образовательных стратегий развития профессиональной субъектности будущего специалиста подразумевает создание условий для формирования человека культуры, свободного, гуманного, духовно нравственного, владеющего современными психолого-педагогическими знаниями, обладающего новым антропологическим мировоззрением и новейшими технологиями самообразования, саморазвития и самосовершенствования. Целью такого образования является выработка гуманитарной профессиональной культуры как системы общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентации и личностных качеств, универсальных способов самопознания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Наличие такой культуры позволит социальному педагогу погружаться во внутренний мир клиента и оказывать ему помощь в жизненном самоопределении.
Как показывает исследование, процесс становления и развития профессиональной субъектности будущего педагога-психолога может быть организован как комплексный научно-прикладной проект, интегрирующий специальное профессиональное образование, антропологическое мировоззрение и духовно-культурное воспитание. Проект направлен на развитие профессионального самосознания, личностной и профессиональной индивидуальности, профессиональной субъектности и акмеологической культуры на основе открытости, вариативности, динамичности в содержании, формах и методах подготовки, полисубъектности педагогического процесса, его диалогизации и гуманизации. При этом учитывается, что субъектная позиция студента - сложная целостная система, структурно
объединяющая в себе мотивационно-ценностный, отношенческий и деятельностный компоненты, проявляющиеся на различных уровнях (объектный, объектно-субъектный, субъект-объектный и собственно субъектный).
Формирование субъектного потенциала обеспечено следующими условиями: организацией психолого-педагогической поддержки, диагностического мониторинга, ориентацией педагогического процесса с моносубъектной на полисубъектную парадигму, совпадением логики образовательного процесса с логикой индивидуального развития каждого субъекта образования, диалогическим характером взаимодействия, установлением понимающих отношений, междисциплинарной интеграцией знаний и технологий.
Чтобы личность будущего педагога-психолога стала подлинным субъектом образования, необходимо ее постоянное обогащение опытом индивидуально-личностного творчества, включение механизмов самореализации, самоактуализации, саморазвития, то есть становления и развития профессиональной субъектности.
Примечания:
1. Скуднова Т.Д. Философско-антропологические основания трансформации социально-педагогического образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. Вып. 8. С. 26-31.
2. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании. М., 2006. С. 40.
3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
4. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1995. № 1.
5. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб., 1998.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 1995.
7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 2003.
8. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М., 1996. Вып. 6.
9. Скуднова Т.Д., Шалова С.Ю. Инновационные технологии психолого-педагогического образования. Ростов н/Д, 2014.
References:
1. Skudnova T.D. Philosophical and anthropological foundations of transformation of socio-pedagogical education // Bulletin of the Adyghe State University, Ser. 1, Region studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political sciences and Culturology. 2008. Issue 8. P. 26-31.
2. Fullan M. The new meanining of educational change. M., 2006, P. 40.
3. Maslow A. The farther researches of human nature. M., 1999.
4. Rogers C. Creativity as strengthening of oneself // Problems of psychology, 1995, No. 1.
5. Rubinstein S.L. The man and the world. SPb., 1998.
6. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psychology of human development. M., 1995.
7. Abulkhanova-Slavskaya K.A. The strategy of life. M., 2003.
8. Gazman O.S. Pedagogy of freedom: the path to humanistic civilization of the XXI century // New values of education. Issue 6. M., 1996.
9. Skudnova T.D., Shalova S.Yu. Innovative technologies of psychological and pedagogical education. Rostov-on-Don, 2014.