Научная статья на тему 'Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании'

Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2246
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ / ACMEOLOGY APPROACH / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION / REFLECTION / SELF-ACTUALIZATION / SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна

В статье представлена акмеологически направленная система подготовки специалистов в условиях психолого-педагогического образования. Показана роль спецкурсов «Социальное проектирование», «Педагогическая акмеология» и др. в формировании акмеологической культуры специалистов социальной сферы в условиях психолого-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGY APPROACH IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

The paper presents acmeology system of training specialists in psychologicalpedagogical education. It reveals the role of courses of «Social designing», «Pedagogical acmeology» in the formation of acmeology culture of specialists of social sphere in conditions of psychological-pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании»

УДК 37.013.77 ББК 88.40 C 46

Т.Д. Скуднова

Доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии

Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова; E-mail:

skudnovatd@yandex. ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье представлена акмеологически направленная система подготовки специалистов в условиях психолого-педагогического образования. Показана роль спецкурсов «Социальное проектирование», «Педагогическая акмеология» и др. в формировании акмеологической культуры специалистов социальной сферы в условиях психолого-педагогического образования.

Ключевые слова: акмеологический подход, психолого-педагогическое образование, рефлексия, самоактуализация, субъект.

T.D. Skudnova

Doctor of Philosophy, Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, Chekhov

Taganrog State Teachers ’ Training Institute

ACMEOLOGY APPROACH IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. The paper presents acmeology system of training specialists in psychological- pedagogical education. It reveals the role of courses of «Social designing», «Pedagogical acmeology» in the formation of acmeology culture of specialists of social sphere in conditions of psychological-pedagogical education

Key words: acmeology approach, psychological-pedagogical education, reflection, self-actualization,

subject

Современное информационное общество, находящееся в ситуации трансформационных перемен, особенно нуждается в подготовке квалифицированных, компетентных конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному саморазвитию и профессиональной мобильности. В системе образования в настоящее время ярко проявляется острая необходимость разработки эффективной концепции профессиональной подготовки специалистов, работающих с людьми. Прежние подходы к образованию, связанные с передачей знаний и технологий профессиональной деятельности, исчерпали себя. Современное психолого-педагогическое образование базируется на новой системе ценностей. Известно, что образованный человек - это человек знающий. Такой идеал образования ставится сегодня под сомнение. В век информатизации и интенсивного развития науки знания быстро устаревают, следовательно, опережающее образование должно стать развивающим пространством познавательной деятельности, направленной на овладение способами творческого критического мышления, профессионально-личностного развития и духовно-нравственного воспитания. На первый план выходят аксиологические, антропологические и акмеологические смыслы образования.

В ситуации социокультурного и образовательного кризиса, ценностного вакуума поиск аксиологических и акмеологических ориентиров психолого-педагогического образования чрезвычайно актуализируется. Саморазвитие как специальная духовная деятельность может быть содержанием любой деятельности человека и стержнем его личной жизни. Вместе с тем социализация личности как члена профессионального сообщества остается основной социальной целью образования. Наши исследования показывают, что ориентация только на

развитие профессионализма деформирует личность и препятствует целостному самоопределению человека [1, 2, 3]. Преодоление этих деформаций и эффективность саморазвития как фактора достижения «акме» обусловлена развитием акмеологической культуры. Высокий уровень акмеологической культуры позволяет человеку осмысливать процесс саморазвития как смысл и высшую жизненную ценность, создавать условия для самореализации и самоактуализации, творчески проявлять свою индивидуальность.

Акмеология как комплексная, интегративная наука, объектом которой является человек в динамике его развития и становления, исследует закономерности и факторы самореализации творческого потенциала личности и пути достижения образовательных и профессиональных вершин (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.) [4]. Проблема субъекта профессиональной деятельности - одна из актуальнейших в акмеологии. Акмеологическая модель профессионального образования - это человекоразмерное образование, направленное на достижение нового качества учебных сред. Предметом акмеологически ориентированного образования является целостное и устойчивое развитие будущих специалистов с новым интегративным способом мышления, сформированными навыками самореализации и адаптации в современном мире. Сформированность акмеологического мышления и способов креативной деятельности, стремление к инновациям, к успеху, к достижению вершин профессионального мастерства, способность к самореализации творческого потенциала являются необходимыми компонентами акмеологической и общей профессиональной культуры современного специалиста. Акмеологическая культура - это система основных функций, личностных качеств и деятельностных проявлений, сформированность которых является условием и предпосылкой эффективного акме-ориентированного саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления; личностное новообразование, которое обеспечивает ускорение процесса акме-ориентированного саморазвития человека, закрепление новых достижений в этом процессе и подготовку к дальнейшим акме-ориентированным самопреобразованиям. По способу реализации своих функций акмеологическая культура является психологическим образованием, и о ней можно говорить как об одном из видов психологической культуры. Психологическую культуру рассматривают как определенное качество внутренней психической жизни человека, как субъекта, личности, индивидуальности. Исследователи описывают психологическую культуру как комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека, составную часть базовой и нравственной культуры личности [5].

В настоящее время наметилась тенденция к внедрению антрополого-акмеологического подхода в психолого-педагогическом образовании. Это проявляется в поиске, нахождении и использовании психологических ресурсов субъктов образования, их движения к самораскрытию, расцвету, достижению наивысших результатов в профессиональноличностном развитии, понимаемый как психолого-педагогическая поддержка профессионально-личностного развития будущих специалистов социальной сферы. В рамках гуманистической парадигмы уже разработаны теоретико-методологические основания антропологизации педагогического образования (Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков) [6]. С позиций антрополого-акмеологического подхода к образованию педагогическая рефлексия и духовность становятся механизмами трансформации личностных смыслов и ценностных ориентаций. При сохранении общей цели образования такой подход нацеливает на выработку акмеологической грамотности и акмеологической культуры специалистов.

Акмеологический аспект профессиональной подготовки состоит в рассмотрении личности самого человека как орудия, инструмента присвоения себе родовой сущности, т.е. возможности полной самореализации, бесконечного саморазвития, достижения вершин своих креативных возможностей.

Основные методологические положения рассматриваемого подхода раскрыты в монографии «Философские основы антропологизации педагогического образования»:

- в его основе заложены мировоззренческие установки гуманистической философии, психолого-педагогической антропологии, аксиологии и акмеологии;

- предметом его является реальное со-бытие субъектов образования;

- средствами и механизмами образования является способность человека к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию;

- понимающие отношения, самовоспитание и саморазвитие, самосовершенствование и самоактуализация - главнейшие способы со-бытия субъектов взаимодействия.

Перечисленные установки ограничивают набор принципов, методов, форм и средств педагогического воздействия строгим требованием их антропологизации. Методы воспитательно-образовательного процесса в контексте описываемого подхода вытекают из понимающей методологии, включающей в себя понимание (помочь, поддержать, предостеречь); диалог (как способ со-бытия); эмпатию (способность понимать себя и других, сопереживание).

Базовой категорией антрополого-акмеологического подхода является понятие «поддерживающие отношения». Целью образовательных отношений становится преобразование внутреннего мира студентов - трансцендирование их субъектности. Основным средством психолого-педагогической поддержки выступает диалогическое общение (М. Бахтин, В. Библер, Т. Флоренская), направленное на развитие профессиональноценностной ориентации с помощью рефлексивной (индивидуальной и групповой) технологии. Такая работа может строиться на принципах межличностного взаимодействия, которые являются базовыми основаниями для психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы.

Наши исследования показали, что для формирования и развития акмеологической компетентности и повышения уровня акмеологической культуры студентов требуются определенные условия:

а) наличие инновационной, развивающей, акмеологически направленной образовательной среды;

б) достижение в вузе атмосферы сотрудничества, инновационного поиска, приводящего к ситуации успеха;

в) создание системы повышения квалификации, обеспечивающей высокий уровень непрерывного акмеологически направленного образования;

г) организация службы психолого-акмеологического сопровождения (СПАС) студентов;

д) обеспечение комплексной диагностики потребностей, мотивов, когнитивных и креативных способностей студентов и педагогов.

С точки зрения формирования профессионально-ценностных ориентаций особенно важным в современном вузе является необходимость глубокого психологического осмысления не только и не столько закономерностей учебной деятельности или информационных технологий, сколько принципов и методов воспитания и саморазвития студентов, их активного социально-психологического обучения, включая профессиональноролевое. Наше исследование подтвердило, что наиболее продуктивными являются такие активные методы и технологии подготовки, которые основаны на профессиональном и социальном взаимодействии. Мы выделяем три основных блока активных групповых методов обучения: дискуссионные, игровые, тренинговые, которые используются в ходе изучения дисциплин и спецкурсов антрополого-акмеологической направленности: «Социальное проектирование», «Психолого-педагогическая антропология», «Педагогическая акмеология», «Акмеологический тренинг». Такие программы разработаны и активно внедряются уже на протяжении многих лет на факультете социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова.

Задачу обеспечения возможности воссоздать предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, моделировать характерные для нее системы отношений помогает широкое использование технологий профессиональной

самоактуализации, развития субъектности, а также рефлексивных технологий подготовки специалистов. Спецкурс «Aкмеологический тренинг» представляет собой психологопедагогический практикум, построенный как система диагностических методов, антропо- и акме-технологий, основанных на принципах саморегуляции, специальных упражнений и деловых игр, направленных на развитие рефлексии как важнейшей профессиональнозначимой способности студентов, блокирование стереотипов и установок личностного и профессионального развития, сознательное формирование «Я-концепции» и акмеологической культуры. Так, участие в гештальт-тренингах приводит к позитивным изменениям в структуре самоотношения, повышается самооценка, уверенность в себе, формируются навыки саморегулирования. Экспериментально установлено, что в результате развивающего аутопсихологического тренинга «Я-концепция» студентов становится более позитивной и устойчивой, более психологизированной и глубокой с точки зрения анализа индивидуально-типологических особенностей личности. Углубление самопонимания влияет на изменение самоотношения участников тренинга, так как взаимодействие преподавателя и студентов становится личностно-развивающим. Процесс становления дополняется

формированием, а также преобразованием как саморазвитием и преображением, кардинальным преодолением в соответствии с иерархией ценностей и смыслов, что обеспечивает целостное развитие человека в единстве природной, социальной и духовной его сущности.

На факультете имеется служба психолого-акмеологического сопровождения, которая оказывает психолого-педагогическую помощь первокурсникам в период адаптации, проводит комплексную диагностику потребностей, мотивов, когнитивных и креативных способностей студентов, изучает материалы самодиагностики, собирает информацию о личностных и профессиональных достижениях преподавателей и студентов, дает советы и рекомендации по профессионально-личностному развитию. Aкмеографический подход к анализу

профессионального развития субъектов образования базируется на составлении

профессиограмм и акмеограмм, призванных дать качественную и количественную характеристику уровня достижения «акме» в личностно-профессиональном развитии. В нашей работе используются типовые варианты акмеограмм, разработанных Л.И. Катаевой [7], что объективно повышает интерес студентов к дисциплинам психолого-педагогического цикла и к научно-исследовательской работе в области акмеологии, формирует акмеологическую направленность и повышает уровень акмеологической компетентности и культуры будущих специалистов.

Можно утверждать, что инновационное развитие психолого-педагогического образования связано с реализацией эффективной акмеологически ориентированной системы профессиональной подготовки и направленной на развитие интегративного личностного качества - акмеологической культуры. Специалист, обладающий высоким уровнем акмеологической культуры, не просто реализует себя в профессиональной деятельности, он качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, постоянно стремится к наивысшим профессионально-личностным достижениям.

Примечания:

1. Скуднова Т.Д. Развитие акмеологической культуры личности в образовании. Таганрог, 2007.

2. Скуднова Т.Д. Aкмеология. Aксиология. Aнтропология. Таганрог, 2008.

3. Скуднова Т.Д. Философские основы антропологизации педагогического образования. Ростов н/Д, 2007.

4. Aкмеология / под общ. ред. A.A. Деркача. М., 2004.

5. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. М., 2007.

6. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология развития человека. Основы психологической антропологии. М., 2000.

7. Катаева Л.И. Aкмеология субъекта профессиональной деятельности. М., 2007.

1. Skudnova T.D. The development of acmeology culture of a person in education. Taganrog, 2007.

2. Skudnova T.D. Acmeology. Axiology, Anthropology. Taganrog, 2008.

3. Skudnova T.D. Philosophical foundations of anthropologization of pedagogical education. Rostov-on-Don, 2007.

4. Acmeology / ed. by A.A. Derkach. М., 2004.

5. Selezneva E.V. The development of acmeology culture of a person. М., 2007.

6. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psychology of a person’s development. The foundations of psychological anthropology. М., 2000.

7. Kataeva L.I. Acmeology of the subject of professional activity. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.