Научная статья на тему '25 ЛЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ'

25 ЛЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл / смысл жизни / структура феномена / акме / история симпозиума / meaning / meaning of life / structure of the phenomenon / аcme / history of the symposium.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Наталия Львовна

Статья посвящена истории симпозиумов по психологическим проблемам смысла жизни и акме, а также вкладу его основателей – В.Э. Чудновского и А.А. Бодалева – и первых участников симпозиума в Психологическом институте РАО. Рассматриваются основные аспекты и перспективы симпозиума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

25 YEARS OF TEAMWORK ON PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF THE MEANING OF LIFE AND ACME

The article is devoted to the history of symposiums on the psychological problems of the meaning of life and аcme, as well as the contribution of its founders -V.E. Chudnovsky and A.A. Bodalev and the first participants of the Symposium at the Psychological Institute RAЕ. The main aspects and prospects of the Symposium are considered

Текст научной работы на тему «25 ЛЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ»

РАЗДЕЛ 1

ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ

УДК 159.9

25 ЛЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ

Карпова Наталия Львовна - доктор психологических наук, профессор, Федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт»; Москва, ул. Моховая, д.9, стр.4, e-mail: nlkarpova@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена истории симпозиумов по психологическим проблемам смысла жизни и акме, а также вкладу его основателей - В.Э. Чудновского и А.А. Бодалева - и первых участников симпозиума в Психологическом институте РАО. Рассматриваются основные аспекты и перспективы симпозиума.

Ключевые слова: смысл, смысл жизни, структура феномена, акме, история симпозиума.

25 YEARS OF TEAMWORK ON PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF THE MEANING OF LIFE AND ACME

Karpova Nataliya Lvovna - doctor of psychological sciences, professor, Federal state scientific institution «The Psychological Institute»; Moscow, Mokhovaya street, 9/4,

e-mail: nlkarpova@mail.ru

Abstract.

The article is devoted to the history of symposiums on the psychological problems of the meaning of life and аcme, as well as the contribution of its founders -V.E. Chudnovsky and A.A. Bodalev - and the first participants of the Symposium at the Psychological Institute RAE. The main aspects and prospects of the Symposium are considered

Keywords: meaning, meaning of life, structure of the phenomenon, аcme, history of the symposium.

За окном 2020 год, и мы - накануне XXV юбилейного, ставшего уже международным, симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме»... А кажется, совсем недавно на заседании нашей небольшой группы «Психология общения и реабилитации личности» под руководством академика А.А. Бодалева мы обсудили статью профессора В.Э. Чудновского в «Психологическом журнале» и решили провести в Психологическом институте Круглый стол по проблеме смысла жизни, пригласив на него заинтересованных коллег и из других НИИ и ВУЗов. В апреле 1995 года такая встреча состоялась. Есть видеозапись этого исторического события, которое имеет уже четвертьвековую историю ЕЖЕГОДНЫХ симпозиумов [6].

Мне довелось быть в числе организаторов первых 10-ти симпозиумов и стать соавтором и соредактором публикаций их материалов и ежегодных обзоров в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Дальше эстафету успешно приняли сотрудники Психологического института Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельникова и Т.А. Попова. Отмечая 25-ю годовщину со дня начала коллективной работы над психологическими

проблемами смысла жизни и акме, прежде всего, необходимо с благодарностью вспомнить основателей этого научного мероприятия и тех, кто первыми поддержал данную проблематику.

Вилен Эммануилович Чудновский (1924-2016) - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии; награжден медалями «За доблестный труд в Великой отечественной войне» (1946), «40 лет победы в ВОВ» (1985), «50 лет победы в ВОВ» (1995), «Ветеран труда», медалью К.Д.Ушинского (1999). Автор более 110 работ, в том числе 7 монографий и учебных пособий (ряд в соавторстве). Под его руководством защищено 20 кандидатских диссертаций и 1 докторская. В 1994 году В.Э. Чудновский вынес на общее обсуждение актуальный и острый вопрос: действительно ли современный житель Земли - свидетель и участник множества случаев насилия и обмана, террористических актов и войн - принадлежит к виду Homo Sapiens (человека разумного), и есть ли смысл в такой жизни? И последние 20 лет своей жизни Ученый и Педагог самозабвенно работал над этими вопросами. Он постоянно звал и собирал вокруг себя единомышленников, заинтересованных в многостороннем исследовании проблемы смысла современной жизни, подчеркивая, что нельзя считать полноценным педагогическое образование, в котором вопрос смысла жизни есть «терра инкогнито». Именно В.Э. Чудновский в большом количестве статей и выступлений дал всесторонний глубокий психологический анализ феномена «смысл жизни»: были выделены основные психологические характеристики - субстанциальность, этапы становления, структура, относительная устойчивость и эмансипированность; рассмотрены вопросы об амбивалентности смысла жизни, полимотивированности и его адекватности (реалистичности и конструктивности), а также о влиянии на жизнь человека как некоего «буферного механизма», не допускающего одностороннего подчинения «внешнему» и препятствующего преобладанию низменных потребностей и влечений. В.Э. Чудновский написал книгу для учителей «Смысл жизни и судьба» (2001), собрал коллектив специалистов и подготовил с ними учебное пособие для студентов педагогических вузов «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога» (2008), а также обозначил вектор развития симпозиума еще на долгие годы, создав свою научную школу [7].

Алексей Александрович Бодалев (1923-2014) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Международной академии психологических наук, АПСН и ряда других; вице-президент АПН СССР, один из организаторов отечественной науки в 1960-1980 гг. и вдохновитель исследований в области психологии общения [3]. А.А. Бодалев перенес блокаду и был награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1943) и «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945» (1946), позднее был награжден орденом Трудового Красного знамени (1983) и памятными медалями. Автор более 550 публикаций и 12 монографий и учебных пособий (ряд в соавторстве), в том числе ответственный редактор Энциклопедического словаря «Психология общения» (2011, 2014). Под его руководством защищено 134 кандидатских диссертаций и 27 - докторских. Последние 30 лет своей жизни Ученый и Педагог увлеченно работал над проблемой максимальной самореализации человека в разных жизненных «ипостасях» и с самого первого симпозиума поставил вопрос о соотношении феноменов «смысл жизни» и «акме» в жизни человека. На примере людей, достигших личностного акме, был показан процесс объективации жизненного потенциала личности при восхождении от «будничного» к «высшему» «Я». Был выделен особый механизм осуществления такого «перехода» - становление смысла жизни. Именно А.А. Бодалев пригласил на симпозиумы сотрудников из Академии госслужбы (РАГС), где при его участии была открыта первая в стране кафедра по исследованию психологии акме. И уже с 1999 года симпозиум расширил свою проблематику и стал именоваться «Смысл жизни и акме», что позволило привлечь к нему новых интересных ученых и еще глубже исследовать оба психологических феномена и показать их взаимосвязь и взаимообусловленность.

В 1997 году при поддержке РГНФ был опубликован первый сборник статей, посвященный психолого-педагогическим и философским проблемам смысла жизни, который

включал в себя материалы двух симпозиумов [4] и практически развернул современную отечественную науку к проблеме смысла жизни (отметим, что данное понятие отсутствовало в психологическом и философском словарях, в философской энциклопедии и учебниках педагогики и психологии!). В этом сборнике кроме первых фундаментальных статей В.Э. Чудновского и А.А. Бодалева надо особо отметить актуальные и сегодня работы доктора философских наук В.Т. Ганжина, который охарактеризовал смысл жизни как «генеральный код человечности» и уже тогда, в середине 1990-х, подчеркнул, что тяжелые социальные катаклизмы привели к тому, что нарастающие смыслоутраты образовали «зияющие пустоты» в деятельности смыслопорождения, что имеет порой необратимые отрицательные последствия в культуре всего общества и биографии отдельной личности. Эту проблему с позиции «энергетического» аспекта смысла жизни рассмотрел доктор психологических наук В.Г. Асеев, он также подтвердил, что тенденции потребительства, стяжательства и накопительства вызвали в обществе «всплеск» алкоголизма, наркомании и злоупотребления зрелищными мероприятиями. Автор определил и общую причину данного явления: обеднение содержательно-смысловой сферы личности, упрощение и примитивизация системы смысловых установок. А директор Института авиакосмической медицины врач и психолог В.А. Пономаренко, выступая на первых симпозиумах, подчеркивал, что именно искажение устоявшегося образа видения мира и себя в нем выступило как угроза здоровью россиян, что, в конечном счете, привело к тотальному снижению психофизиологического потенциала общего здоровья.

Стремлением дать объективную картину понимания и проявлений смысла жизни в те переломные для страны годы у представителей разных возрастных групп (пожилых людей, старшеклассников и подростков), а также у людей разных сфер деятельности (в том числе -«самозанятых» в торговле) - стали многие исследования кандидата психологических наук Г.А. Вайзер с сотрудниками. Была прослежена динамика возрастных проявлений смысла жизни и представлены результаты ряда сравнительных исследований. Своеобразным ответом на негативные общественные явления были выступления на первых симпозиумах доктора психологических наук А.В. Суворова. Из своего опыта он рассматривал соотношение феноменов «смысл жизни» и «воля к жизни», характеризуя волю как способ выживания в аварийной, экстремальной ситуации, и подчеркивал, что главное здесь -сознательное саморазвитие, самомобилизация человека при поддержке других людей.

Уже на первых симпозиумах доктором психологических наук А.А. Мелик-Пашаевым был поставлен вопрос о «вертикали» смысложизненных устремлений человека и роли духовности в обществе. Эта тема была поддержана в выступлениях преемника о. Александра Меня священника Владимира Архипова и доктора химических наук Е.Д. Яхнина [5]. Многомерности в рассмотрении вопросов смысла жизни добавили выступления доктора психологических наук Н.В. Кудрявой о творчестве Л.Н. Толстого, а также филологов -кандидата наук А.Л. Киселева, который исследовал эту проблему в творчестве М.М. Пришвина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и В. Хлебникова; доктора наук из Самары Л.А. Финка, который писал о мировоззрении Б. Пастернака, о жизненно важных встречах с известными писателями - Л. Леоновым, К. Симоновым Д. Граниным и о своей вере в правду жизни; кандидата наук из Шуи Ф.Г. Жарского, который исследовал смысложизненные вопросы в творчестве и судьбе писателя Э. Казакевича, а также в нелегкой судьбе своей матери - педагога и журналиста Е.В. Семеновой.

Отмечу также, что с первых симпозиумов в выступлениях и публикациях постоянно была представлена проблема социореабилитации в ее смысложизненном аспекте. Сначала она была исследована на примере работы доктора психологических наук Ю.Б. Некрасовой с заикающимися подростками и взрослыми, а затем - на примере наших групп семейной логопсихотерапии в Москве, которые постепенно нашли продолжение в Таганроге, Самаре, Владивостоке. Опыт работы многих групп показал, что, если по А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды, то можно сказать, что в случае успешной социореабилитации происходит

третье рождение личности - переосмысление человеком себя на новом ценностно-смысловом уровне.

...Мы остановились только на некоторых, знаковых, на наш взгляд, аспектах первых симпозиумов (анализ коллективной работы сотрудников ПИ РАО по проблемам смысла жизни и акме был проведен нами к XVII и ХХ симпозиуму [2], а обстоятельный анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований всех участников I-XIV симпозиумов к юбилейному XV дали Г.А. Вайзер и В.Э. Чудновский [1]). Сегодня, к сожалению, больше половины названных выше ученых - замечательных людей уже не с нами, но их труды, как и тех, кто продолжает поддерживать симпозиум, позволяют говорить о высоком научном уровне, который был задан уже в первые годы работы. И каждый симпозиум становился настоящим коллективным научным сотворчеством, позволявшим узнавать новое и обсуждать важные и интересные смысложизненные вопросы.

Суть ежегодного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме», который уже 25 лет подтверждает свою нужность многочисленностью состава, вижу в том, что создана система в исследованиях сложнейших социальных феноменов, которые во многом определяют жизнь каждого отдельного человека (осознает он это или нет) и общества в целом. Ежегодно подводится своеобразный итог наработанного в данной области: есть постоянные участники, москвичи и приезжающие из других городов, для кого эта тема стала одной из основных в исследованиях, но каждый год появляются и новые заинтересованные люди. Симпозиум дает возможность представить на широкое обсуждение свои наработки и познакомиться с другими исследователями и их публикациями, а приглашение в последние годы специалистов из ближнего и дальнего зарубежья расширяет горизонты знаний, контакты и возможности. Особо значимо, что, в отличие от первых печатных публикаций материалов симпозиумов в 250-1000 экземпляров [4; 5], представленные на сайте ПИ РАО электронные сборники последних 15 симпозиумов доступны всем желающим и позволяют проследить динамику индивидуальных и коллективных исследований в различных аспектах обширной смысложизненной и акмеологической проблематики.

Сегодняшний день ставит все новые и более сложные жизненные вопросы и задачи на выживание перед всем человечеством. Пусть достанет сил и научного вдохновения нынешним организаторам и участникам симпозиума «Психология смысла жизни и акме» еще как минимум на четверть века! Коллективный разум способен решать успешно и научные, и жизненные проблемы.

Литература

1. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.

2. Карпова Н.Л. Смысл и акме симпозиума // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015. С. 2426. https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf

3. Психология общения: школа академика А.А. Бодалева. Коллективная монография / Ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2017. - 448 с.

4. Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни (материалы I-II симпозиумов) / Ред. В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. М.: Психологический институт РАО, 1997. - 232 с.

5. Психологические, философские и религиознее аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов / Психологический институт Российской Академии образования / Редкол.: Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Карпова Н.Л., Трипольский В.С., Вайзер Г.А. М.: «Ось-89», 2001. - 336 с.

6. Смысл жизни и акме (из истории симпозиумов). Научно-документальный фильм / Карпова Н.Л., Шувиков А.И., Семенюкова Е.С., Брагинец Е.И. М.: ПИ РАО, 2015. https://www.pirao.ru

7. Школа В.Э. Чудновского: психология смысла жизни. Коллективная монография / Ред. Т А. Попова, Н.Л. Карпова, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинский. М.: ПИ РАО, 2020. В печати.

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК АГЕНТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: ФОРМЫ И УРОВНИ СУБЪЕКТНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ

К.В. Карпинский, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой экспериментальной и прикладной психологии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Ожешко, 22, karpkostia@tut.by

Аннотация.

Изложены результаты теоретического анализа субъектной детерминации психического развития человека. Выделены три формы такой детерминации, каждой из которых соответствуют специфические механизмы и закономерности обусловливания психического развития субъектной активностью человека. Первая форма субъектной детерминации представлена деятельностью как процессом субъект-объектного взаимодействия человека с миром, которое непосредственно преобразует мир, а опосредованно - действующего субъекта. Вторая форма субъектной детерминации представлена саморегуляцией как процессом субъект-объектного взаимодействия человека с собственной деятельностью, которое изменяет не только структуру, динамику и продуктивность деятельности, но и регулирующего ее субъекта. Третья форма субъектной детерминации представлена самодетерминацией как процессом субъект-объектного взаимодействия субъекта с самим собой как носителем отдельных психических регуляторов и целостной системы саморегуляции деятельности. Эта последняя форма является функционально высшей и соответствует саморазвитию - целенаправленной и планомерной активности субъекта, направленной на формирование, сохранение, совершенствование одних индивидуально-психологических свойств, а также на ослабление и изживание других свойств.

Ключевые слова: психическое развитие, личность, субъектная детерминация, деятельность, саморегуляция, самодетерминация.

PERSONALITY DEVELOPMENT AS A SELF-DETERMINED PROCESS: FORMS AND LEVELS OF AGENTIVE DETERMINATION

K.V. Karpinski Doctor of Science (Psychology), Professor, Head of Experimental and Applied Psychology Department,Yanka Kupala State University of Grodno,Belarus, Grodno, Ozheshko str., 22 karpkostia@tut.by

Abstract.

The results of a theoretical analysis of the agentive determination of human development are presented. Three forms of such determination are distinguished, each of which corresponds to specific mechanisms and patterns of development conditioning by a person. The first form of determination is represented by activity as a process of subject-object interaction of a person with the world, which directly transforms the world, and indirectly - of the acting subject. The second form of determination is represented by self-regulation as a process of a subject-object interaction of a person with his own activity, which changes not only the structure, dynamics and productivity of the activity, but also the subject that regulates it. The third form of determination is represented

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.