Электронный сборник материалов XXIII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. С. 122 - 136. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXШ-simpozium.pdf (дата обращения: 01.03.2021).
32.Федосенко Е.В. Духовный фактор психологического здоровье педагога: проблема или ресурс? // Свременная образовательная психология в подготовке специалистов помогающих профессий: актуальные проблемы теории и практики оказания помощи другим / Под ред. Э.В. Котляровой. Могилев, Беларусь: Могилевский государственный университет. 2019. С. 11-15.
УДК 159.923.2
ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПЕРИОДЫ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ ЕЕ
ПОСЛЕДСТВИЙ
Пашукова Татьяна Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук ФГБОУ ВО МГЛУ, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается эго-состояние личности и ее мировосприятие в периоды болезни и переживаний последствий, вызванных коронавирусной инфекцией. Автор обращает внимание на признаки смысложизненного кризиса, включающие рефлексию реализации своего предназначения, смысла жизни и оценки правильности стратегии жизненного пути личности.
Ключевые слова: эго-состояние, смысл жизни, предназначение, стратегия жизненного пути, коронавирусная инфекция.
PROBLEMS OF THE MEANING OF LIFE AND ASSESSMENT OF LIFEPATH STRATEGIES DURING PERIODS OF CORONAVIRUS DISEASE AND ITS
CONSEQUENCES
Pashukova Tatyana Ivanovna, Doctor of Psychological Sciences(Ph.D.2nddegree), Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University, Moscow
Abstract
The article examines the ego-state of the individual and her worldview during periods of illness and experiencing the consequences caused by coronavirus disease. The author draws attention to the signs of a life-meaning crisis, including reflection on the realization of one's purpose, the meaning of life, and the assessment of the correctness of the strategy of the individual's LifePath.
Key words: Ego-state, Meaning of life, Purpose, Life Strategy, Coronavirus Disease.
На протяжении пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией (CoViD-19), в СМИ преобладает информация об опасности заражения и тяжелых последствиях болезни. При этом связь защитных функции организма с установками личности и психическими состояниями почти не обсуждается, хотя в психологии давно известна роль позитивного психологического настроя и воли к жизни для выздоровления.
Беседы с людьми, справившимися с болезнью, указывают на то, что они переживали особые состояния сознания, которые побуждали их к рефлексии жизни, ее смыслов, предназначения и пересмотру своего жизненного пути.
Пандемия стала причиной изменения смысложизненных ориентаций у большой части населения. Это коснулось не только тех, кто переболел, поскольку вернуться в привычный ритм жизни им достаточно сложно, но и тех, кто живет в условиях опасности заражения. Переболевшие CoViD-19, их близкие и врачи обращают внимание на роль психического состояния и смысловой сферы сознания в выздоровлении.
К числу вопросов, возникающих у личности во время болезни и в периоды восстановления организма, относятся вопросы о смысле жизни, ее ценностях, целях, оптимальности. Какие ответы на эти вопросы даст себе больной, зависит от многих факторов, среди которых степень поражения организма и наличие информационно-коммуникативных и энергетических ресурсов личности. Информационно-коммуникативные ресурсы аккумулируют накопленные знания и умения получать нужную информацию, а также использовать ее для организации психосоматических процессов. Недостаток их следует считать серьезной угрозой формирования готовности к выздоровлению и продолжению жизни в период и после болезни. К угрозам относится и состояние среды, в которой живут люди.
В настоящее время глобальными угрозами являются неотвратимые изменения климата, техногенные катастрофы, общественные беспорядки и эпидемии. Д. Шерман и Дж. Коэн добавляют к ним угрозы, вызванные интерпретацией информации о негативных событиях, полученных из СМИ. Возможность поддерживать целостность своего «Я» и глобальное чувство личной адекватности в этих условиях приобретает особое значение [7]. События, угрожающие целостности личности, вызывают стресс и самозащиту, которые могут препятствовать ее жизнедеятельности.
Обуздать эти негативные последствия и направить внимание на основные ценности, способствовать или препятствовать адаптивной адекватности в условиях изменений в своем организме и в социальной среде помогает потребность в самоутверждении и личная ответственность.
В нашей стране группа моральных угроз снижается за счет новостных сообщений в СМИ о возможностях вакцинации, о взаимопомощи, о работе волонтеров. Наблюдается возвращение части молодежи к традиционным ценностям жизни, к пониманию значения объединений и своевременного информирования и поддержки. Участились случаи добровольной помощи, когда: позвонили в больницу, привезли лекарства, донесли сумку с продуктами и т. п. В условиях масочного режима и опасности контактов соучастие особенно ценится и число помогающих людей увеличивается.
К настоящему времени население информировано о том, что следует делать при малейших признаках заболевания. В условиях самоизоляции компенсацией недостатка непосредственного общения стали телефонные разговоры, в том числе и с целью узнать о самочувствии либо что-то посоветовать. Все это благоприятствует чувству общности. Благодаря социальной рекламе и специальным передачам о здоровье у многих есть готовность к тому, как следует действовать и вести себя в условиях пандемии. Выработка ориентировки и готовности действовать определенным образом способствует снижению числа факторов паники, которая вызывается разрывами каналов коммуникации, сильным утомлением и потерей веры в руководство и организацию [4].
Помимо социально-психологических условий, вызванных пандемией, имеются интрапсихические условия, и неслучайно во время болезни, изоляции и выздоровления у многих возникают вопросы о смысле жизни, переоценка ценностей и стратегии своего жизненного пути.
Заразившийся коронавирусной инфекцией человек попадает в другой для него субъективный мир, не зависимо находится ли он в больнице или у себя дома. Образ этого мира детерминирован физиологическими и психологическими симптомами поражения. К
ним относятся: высокая температура, недостаток кислорода, трудности дыхания, одышка при движении, пневмония, резкая потеря сил, чувство слабости. Непривычными становятся изменения в ощущениях: потеря обоняния и обычной вкусовой чувствительности, изменения тактильной чувствительности, ухудшение зрения и слуха. Ощущения во время болезни отражаются на мировосприятии и эго-состоянии, вызывая удивление, тревогу, страх, отчаяние. Человек воспринимает себя находящимся в другой реальности, в которой из-за поражения вирусом нервных клеток, включая глиальные клетки мозга, возможны галлюцинации [2, с. 140-145]. В этих условиях появляются мысли о реальности смертельного исхода, о негативных последствиях на стадии ремиссии и вопросы о качестве и смысле жизни, обостряется отношение к смерти, появляется нежелание бороться за выздоровление у одних и яркое желание быть здоровыми - у других.
Обращение больного к главным вопросам жизни, к ее смыслам и ценностям способствует выживанию и выздоровлению заболевших взрослых и пожилых людей. Смысл, вероятно, содержит в себе энергоинформационный запас, который усиливает мотивацию реализовать в жизни то, ради чего и ради кого следует жить. Поэтому тяжелобольные сообщают о переживаниях по поводу того, что они не успели сделать дома и на работе, что из задуманного и начатого не завершили.В определенные периоды перед ними «предстаёт» прожитое с экзистенциально значимыми моментами. Происходит это симультанно (от лат. Б1ши1 — в одно и то же время, практически одновременно).Одних мучают сомнения в правильности жизненного пути, другие пересматривают отношения к себе и людям. Есть и те, кто решает, что смысл жизни заключается в самой жизни, поэтому нужно выжить и восстановить силы и здоровье.
Роль вопросов о смысле жизни охарактеризована в работах В. Франкла, В.Э. Чудновского и др. [5; 6].
Согласно В.Э. Чудновскому, смысл жизни является системой сдержек и противовесов, не допускающей подчинения человека «внешнему» и «внутреннему», препятствующей превращению человека в раба собственных потребностей, влечений, сиюминутных интересов [6, с. 414]. Смысл жизни сдерживает разрушающее влияние ударов судьбы. Он приобретает особое значение в период кризисов, при которых цели и средства их достижения становятся неадекватными. Причиной кризисных состояний личности может быть угроза жизни.
К.В. Карпинский считает, что основными видами, различаемыми по критерию ведущего кризисогенного противоречия, являются: кризис бессмысленности (кризис самоопределения личности как субъектажизни), кризис смыслоутраты (кризис самосохраненияличности как субъекта жизни) икризис нереализованности смысла жизни (кризис самореализации личности как субъекта жизни) [1, с. 14].
Смысложизненныйкризис представляет сложный комплекс субъективных переживаний, содержание которых касается оценки собственной жизни в целом или отдельных ее периодов, в частности. По мнению К.В. Карпинского, специфическое содержание этих переживаний обусловлено снижениеми (или) выпадением регулирующих функций смысла жизни. К таким функциям он относитпобуждающую, направляющую, смыслообразующую, оценочную, защитную, эмансипирующую, коммуникативную, идентифицирующую и интегрирующую функции [там же].
Болезнь, выступая кризисогенным фактором, отражается на самооценке и оценке адекватности и оптимальности жизни. Она может и вызывать кризис, и преодолеваться благодаря усилению потребности в реализации смысла жизни и выполнения ранее поставленных задач.
Если человек хочет быстрее выздороветь, приступить к завершению начатого, к достижению поставленных целей, то усиление мотивации способствует преодолению слабости организма, перенесшего инфекцию. Однако возможности сразу приступить к реализации задуманного или к завершению уже начатого во время болезни и в период
ремиссии нет. Понимание данного факта важно для того, чтобы не терять силы из-за неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Жизненная стратегия является индивидуальным способом пространственной, временной и смысловой организации жизнедеятельности личности в интересах практической реализации смысла жизни. Она выступает фактором преодоления смысложизненного кризиса благодаря когнитивно-коммуникативным и информационно-энергетическим ресурсам, заложенным в смыслах. Когда удается приступить к их реализации, то человек восстанавливается как личность, включается в социум. У него возникает чувство победителя, наблюдается прилив жизненных сил [3]. В противном случае снижаются социальные контакты, происходит «углубление в себя», возникают состояния эгоцентризма или анапсиоза, в которых человек пассивно ждет выздоровления или свою смерть. В ситуации «здесь и сейчас» больной утрачивает привычное ощущение себя в этом мире в силу остановки обычного ритма и распорядка жизни, при этом его объективная реальность отчуждается.
Таким образом, изменения в состоянии эго-системы, особое мировосприятие и особенности смысловой сферы сознания являются важными психологическими факторами выздоровления и реабилитации.
Высвобождение и активизация содержащегося в смыслах жизни информационно-энергетического потенциала необходимы для восстановления здоровья и личности. Информационно-энергетическая роль смысловых структур и ревизия смыслов и ценностей имеют большую значимость для выздоровления и должны учитываться в консультационной и психотерапевтической работе.
Литература
1. Карпинский К.В. Смысложизненный кризис личности: феноменология, механизмы, закономерности: Автореф. дисс... док.психол. наук. М., 2017. 58 с.
2. Коновалов С.С. Живой щит организма. Учебники Информационной медицины. М.:Изд-во АСТ, 2020. 28 с.
3. Коммуникативные ресурсы преодоления смысложизненногокризиса // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIII симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2018. С. 62 - 65.
4. Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. - Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1967. 340 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла.Пер. с англ. и немецкого. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
6. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. 768 с.
7. Sherman D.K, Cohen G.L. The psychology of self-defense: self-affirmation theory / Advances in Experimental Social Psychology, 38. SanDiego, CA:Ed.: MP Zanna, 2006, P. 183242.
УДК 159.9
ЧТО ОКАЗАЛОСЬ САМЫМ ЦЕННЫМ ДЛЯ РОССИЯН В НАЧАЛЕ
ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА COVID-19. КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СКРИНИНГА УТРАТЫ И ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕСУРСОВ
Шаньков Федор Михайлович, научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ФГБНУ «Психологический институт РАО», психолог I категории ФБУ «Московской службы психологической помощи населению», Россия, г. Москва, [email protected]
Аннотация
Для обсуждения представлены ключевые результаты скрининга утраты и приобретения ресурсов, проведенного в конце мая 2020. Приведены данные первичной обработки очищенных данных 1100 представителей всех регионов России, заполнивших социально-демографическую анкету и модифицированный опросник утраты и приобретения ресурсов с добавлением шкалы ценности ресурсов. Наиболее ценным из 18 ресурсов оказались, помимо здоровья, хорошие отношения с близкими. Значимость качества близких отношений также подтвердилась при контент-анализе ответа на открытый вопрос о духовных ресурсах и в данных пилотажных интервью. Приводятся выводы в научном, практическом и экзистенциальном планах.
Ключевые слова: COVID-19, скрининговое исследование, теория сохранения ресурсов, духовные ресурсы, контент-анализ, ценность, отношения
WHAT APPEARED TO BE OF MOST VALUE AT THE BEGINNING OF COVID-19 PANDEMICS IN RUSSIA. KEY RESULTS OF THE RESOURCE LOST AND GAIN
SCREENING
Shankov Fedor Mikhailovich, researcher at Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy, Psychological Institute of Russian Academy of Education; First category psychologist at the Moscow Service for Psychological Help to Population, Moscow, Russia, fshankov@gmail. com
Abstract
Key results of a screening of resource loss and gain conducted at the end of May 2020 is presented for discussion. Initial data analysis of filtered 1100 respondents that represent all regions of Russia is presented. A socio-demographic questionnaire and modified S. Hobfoll's conservation of resources evaluation with an addition of a value scale is used. The most valued out of 18 resources, apart for health-related resources, was good relationship with intimates. The value of good quality relationships with intimates has been also the majority of answers to open-ended question about spiritual resources and in pilot interviews analysis. Conclusions are made in scientific, practice-oriented and existential scopes.
Keywords: COVID-19, screening study, conservation of resources, spiritual resources, content analysis, value, relationships
Всемирная организация здравоохранения объявила новый коронавирус (COVID-19) пандемией 11 марта 2020 года. Россия, как и другие страны предприняла ряд мер для контролирования распространения заражения (рекомендации самоизоляции, удаленной работы, социальное дистанцирование, ношение средств защиты и др.). Разворачивающийся кризис затронул практически все сферы жизни общества. Ряд масштабных метааналитических исследований [Cenatetal., 2020; Krishnamoorthyetal., 2020; Xiaongetal., 2020] предрекает резкий рост угрозы психологическому благополучию, который в итоге