«психологической почвы» для «взращивания» позитивных смыслов. Выступления на симпозиумах показали, что такая работа ведется и учеными, и специалистами-практиками. Но впереди еще предстоит развертывание целого цикла исследований, посвященных проблемам сохранности «личностного фундамента» смысла жизни, его устойчивости и позитивного развития в разные периоды жизни человека - от подросткового до пожилого возраста.
Литература
1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека // Психологический журнал, 1998, Т 19, №5. С. 3 - 14.
2. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ - Социн, 2010. 72с.
3. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания). // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 - 27. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 15.02.2021).
4 Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего" // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. С. 15 - 26.
5. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 208 с.
6. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни //Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. /Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Часьть I. М.: Смысл, 2004. С. 7 - 23.
7. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.труды. М.: МСПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 768 с
8. Чудновский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008. 52 с.
9. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XX симпозиума /под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГНУ «Психологический институт РАО». 2015. С. 16 - 24. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (дата обращения 15.02.2021).
УДК 159.9, 37.01
ПРОСТРАНСТВО «PRIVACY» В АСПЕКТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО Я ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, [email protected] 0000-0001-8772-8990
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические основы понятия Экзистенциального Я. Описана практика исследования различных аспектов экзистенциального Я с использованием авторского метода артлоготерапии. Апробированы в рамках научно-образовательного
проекта различные варианты артлогоупражнений. Описаны результаты исследований по артлогопроекту «Privacy». Рассмотрены различные аспекты этого феномена.
Ключевые слова: экзистенциальное Я, смысл жизни, смысложизненные ориентации, артлоготерапия, артлогопроекты, подростки, научно-образовательный проект.
SPACE " PRIVACY " IN THE ASPECT OF EXISTENTIAL SELF FOR TEENAGERS AND YOUNG PEOPLE
Popova T. A. (Moscow, Russia), PhD in Psychology, Senior Researcher at the Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy, Professor at PI RAO, Associate Professor at the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling at the Moscow Institute of Psychoanalysis. Federal State Scientific Institution "Psychological Institute" 125009, Moscow, st.Mokhovaya, 9, building 4, e-mail [email protected] ORCID 0000-0001-8772-8990
Abstract.
The article discusses the theoretical foundations of the concept of Existential Self. The practice of researching the possibilities of existential use of the author's method of artlogotherapy is described. Approved within the framework of a scientific and educational project. Various options for arthologous exercises are described. The article describes the results of research on the "Privacy" art log project. Various aspects of this phenomenon are considered.
Key words: existential I, meaning of life, life-meaning orientations, artlogotherapy, artlogoprojects, adolescents, scientific and educational project.
Проблема экзистенциального Я неразрывно связана с проблемами существования человека в мире, его «бытия», некой проявленностью в мире. [9]. Экзистенциальные данности, которые переживает наше экзистенциальное Я, это: одиночество, свобода, смерть, ответственность и выбор, любовь, проблемы смысла и бессмысленности существования. Философы, психологи акцентируются на различных аспектах бытия и этапах становления личности человека. Так, для С. Кьеркегора, рассматривающего различные стадии развития человека, религиозный тип представляется наивысшим образцом развития человеческого бытия [2], в противоположность этому Ролло Мэй представляет креативный тип человека как наиболее сбалансированный. По его мнению, здесь воля и любовь находятся в гармонии [3 ]. Также Р. Мэй внимательно рассматривает типы вины, и экзистенциальная вина, очевидно, что это та вина, за которую в большей мере отвечает экзистенциальное Я. Автор прослеживает связь прежде всего с мирами - разобщение с природным миром, когда человек не может ощущать себя единым целым с природой, с социальным миром, когда он ощущает, что причиняет вред другим людям и личным миром, когда нет согласия с собой или человек наносит вред самому себе [цит. по 4,стр. 85]. В одной из книг по практическому экзистенциальному консультированию Эмми ван Дорцен пишет о чувстве вины, которое испытывает один из ее клиентов в духовном измерении, о том, что он, как религиозный человек, почувствовал тоску и решил, что, забыв о церкви, предал себя, но, исследуя свои смыслы и ценности, понял, что вина не была связана с религией, она была связана с ценностями собственной личности, с духовной составляющей, не фиксирующейся только на религии [1, c.93-96]. Таким образом, экзистенциальное Я как будто вступает в диалог со своими разными аспектами: Я-физическое, Я-социальное, Я-умственное, Я-духовное.
При изучении смысложизненного аспекта Я-концепции подростка нами было обнаружено, что «Я-экзистенциальное» занимает значительное место в данной структуре. Отметим, что основным показателем экзистенциального Я, является осмысленность жизни. «Я-экзистенциальное есть «ядро субъективной активности» Я-концепции, синтезирующее в себе функциональные связи с ее базовым уровнем. Из 35 выявленных 24 корреляционные связи значимы. Так, с Я-физическим - 5, с Я-социальным -12, с Я-эмоциональным - 4, Я-умственным -2. С поведенческими характеристиками - 9, с самооценкой - 8, с когнитивной
составляющей - 4. Экспериментальный показатель «осмысленность жизни» также значимо коррелирует с составляющими Я-экзистенциального. По смысловым профилям - 6 значимых, по представлениям о смысле жизни- 9, по ориентациям в смысловом пространстве - 5, с реализованностью жизненных планов - 4» [5, с. 16-17].
Феномен экзистенциального Я, включает в себя: представление о смысле собственной жизни и отношение к ней как единому смысловому пространству; осознание своего места на этом пространстве в настоящем, прошедшем и будущем; потребность в активной реализации собственного будущего. Для практического исследования экзистенциального Я, осмысленности жизни, смысложизненных ориентаций с 2012 года проводится научно-образовательный проект «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?». Применяя артлоготерапию, базирующуюся на фундаментальных работах о смысле жизни В.Э. Чудновского, концепции логотерапии В. Франкла и работах современных экзистенциальных психологов и психотерапевтов - Д.А. Леонтьева, Е.Е. Сапоговой, Э. ванДорцен, Э. Спинелли и вобравшую в себя арт-терапевтическую часть из трудов А.И. Копытина, Б. Корт, Н. Рождерс, У.Баера, исследуются разные аспекты экзистенциального Я. Через творчество и искусство участники поднимаются к вершинной психологии, к осмысленности и осознанности.
Структура нашего проекта включает в себя несколько обязательных модулей. Первый модуль - теоретический, в котором через беседу с значимыми и интересными людьми рассматриваются различные экзистенциальные данности: свобода, ответственность, время, любовь, одиночество, приватное пространство, бессмысленность и смысл жизни. Сквозь призму личных историй каждый специальный гость проекта рассказывает о своих смыслах: больших и малых. Второй модуль - индивидуальный проект. На каждый учебный год выбирается тема года. Например в 2019 году темой стало «Открытие», в 2020 году -«Победа», в 2021 году - «Пространство«Privacy». Выступление участников проекта со своим творческим продуктом очень трепетный момент. Человек рассказывает о том, что он чувствует, думает, как переживает свое собственное открытие или победу. Мы называем это «защитой артлогопроекта», но такое определение не отражает истинной сути процесса, поскольку защищаться не от кого, никто не нападает, скорее это момент исследования и, если необходимо, отстаивания собственного мнения и собственных границ. В проекте приняты правила, обеспечивающие экологичность процесса и доверительную атмосферу. В такой обстановке исследование собственных аспектов Я становится увлекательным путешествием и знакомством с какими-то сторонами, которые ранее были не изучены. Метафора географической карты, которую любят использовать экзистенциальные психологи, как нельзя лучше подходит под описание этого процесса: на карте terrain cognita появляются осмысленные и осознанные пункты. Практический блок, который обязателен в научно-образовательном проекте - это закрепление понятий в тренинговой форме. В проекте принимают участие стажеры - психологи-руководители групп, студенты-психологи МИП, ВШЭ, МГЛУ. Под каждое занятие разрабатывается программа с упражнениями по классической схеме тренингов: разогрев, основное упражнение, выполняемое в группах, заключительное упражнение и обратная связь от участников. Особенно важным является правило «здесь-и-сейчас», мы вместе проживаем этот момент и осмысливаем, и рефлексируем происходящее.
Артлогоупражнения, которые мы предложили и апробировали не только на научно-образовательном проекте, но и на занятиях со студентами в рамках экзистенциально -гуманистического подхода в психологическом консультировании, нацелены на прояснение смыслов и ценностей. «Дом со смыслами» - артлогопроекты, которые выполняли участники, помогли им найти опорные точки, увидеть в своей жизни необходимость пространства, в котором ты находишься в безопасности, и которое самостоятельно строишь ты. Один из самых интересных индивидуальных проектов с рисунком недостроенного дома. Запомнился, потому что молодой человек отражал момент «здесь -и-сейчас» собственной жизни, дом имеет отличный фундамент-смысл - это семья, и есть другой смысл - учеба, но пока это
только один блок стены, а дальше нужно построить целый дом. Также ценным в этой работе стало то, что автор проекта обозначил место со строительным мусором. Мусор символизирует те качества, которые мешают его развитию, загораживают его будущее. Другая работа - «Дом-корабль». Запомнился яркий инсайт, который испытала 16-летняя девушка, когда ее спросили, кто за штурвалом ее корабля, она выпалила: «Мама». И далее появился вопрос - смыслы твои, а ведет к ним мама? И для нее стало важным открытием -что действительно важно для нее самой. Каковы собственные смыслы? (Руководители групп профессиональные психологи. И, если возникает ситуация, в которой требуется помощь, психолог ее оказывает. Девушка обратилась к психологу, и они вместе работали над темами самостоятельности, аутентичности. Отметим, что наш проект не несет терапевтической функции, наша цель - развитие, профилактика и психолого-педагогическое сопровождение процесса.
Вопросы приоритетов, так остро стоящие перед школьниками и студентами решает артлогоупражнение «Дороги, которые я выбираю». Творческий проект дает возможность осмысления и осознания, по какой дороге следует двигаться сейчас, что важнее, какой выбор имеет больший смысл для человека. Интересный факт, что данное упражнение гораздо больше заставляет задуматься и имеет больший отклик у людей в период зрелости, когда у человека уже есть опыт пройденного пути. Особенно ярко проявляются переживания у людей, которые решают сменить профессию. В КазНУ на отделении логотерапии, такое упражнение выполняют будущие логотерапевты. Этот опыт для них крайне важен, поскольку напрямую их учеба связана как с собственными смыслами, так и с выбранной профессией логотерапевта: специалиста, помогающего обретению смысла.
На нашем проекте поиски смыслов, размышление и формирование представлений об осмысленной жизни так сильно увлекают участников, что некоторые из них приходят и на следующий год. Для таких участников нами было разработано упражнение «Крылья». Оно связано с самотрансценденцией. У В. Франкла находим: «Способность к самотрансценденции- фундаментальная онтологическая характеристика человека -выражается в постоянном выходе человека за пределы самого себя, в направленности его на что-то существующее вне него. Это (а также способность к самоотстранению) позволяет человеку быть самодетерминирующимся существом; механизмы этой самодетерминации принадлежат к ноэтическому измерению человека» [8, с. 17]. Исследуя собственные пути самотрансценденции, школьник приходили к размышлениям о любви, добре, «самовоплощении», о возможности быть в потоке, осуществляя важное предназначение. Участники делают свои шаги в ноологическом взрослении.
В 2021 году исследования проходили по теме Пространство «Privacy», идею которого подарила нам Е. Е.Сапогова. В своей работе, посвященной изучению данного феномена, она пишет: «Внутренний мир подростка служит целям его обособления, эмансипации от мира взрослых, и в нем обнаруживается много приватных аспектов (телесные трансформации, эротические и сексуальные переживания, вхождение в сообщества сверстников, острое стремление к независимости и свободе, становление самосознания, поиски себя и смыслов существования, раздумья относительно предназначения, бренности жизни, справедливости, своей конкурентноспособности и т.д.)» [ 6, c.23].
Было важно исследовать наличие данного пространства у современных подростков, поскольку сегодня все меньше и меньше тем, которые не демонстрируются в соцсетях, иногда кажется, что их совсем не осталось.
Артлогопроекты, подготовленные школьниками, отличаются от проектов, созданных студентами. У школьников преобладают изображения конкретных мест - моя комната, спортзал, мой стол, любимое место в окружении природы. Из этого можно сделать вывод, что у многих происходит слияние понятий места уединения и приватного пространства. С увеличением возраста участников, все чаще появляются в артлогопроектах абстракции. Это может быть сосуд, место в невесомости, может быть обозначено - «где-то в голове», «где-то в груди». При исследовании пространства всегда отмечается эмоциональная составляющая -
«любовь», «мои эмоции», «может быть, я на кого-то злюсь», «все теплое, что испытываю». Вторая составляющая - социальные контакты, межличностное общение. Я и Другой - в этом аспекте довольно часто размышления «кого я пускаю в это пространство», «могу ли я пустить?». У юношей часто приводится четкая схема допуска в это пространство, прохождение отбора другими. Девушки же более погружены в собственные переживания, система отбора проявляется в меньшей степени.
Несомненно, было бы очень интересно предложить участникам проекта исследовать личные истории и экзистенциальное пространство, которое, по мнению Е.Е. Сапоговой, является «совокупностью насыщенных индивидуальной ценностью семантических зон (понятий, представлений, концептов, и связанных с ними переживаний), образованных вокруг сильных, значимых точек индивидуального бытия человека, без которых он не мыслит себя аутентичным» [7, с. 214].
Артлогопроекты помогают в деликатной и мягкой форме исследовать зоны приватности, рассматривать свои смыслы, которые обретают свое воплощение в продуктах творческой деятельности.
Литература
1. Дорцен Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. Ростов-на-Дону. Ассоциация экзистенциального консультирования., 2007. 216 с.
2. Кьеркегор С. Страх и трепет.М.: Республика,1993. 383 с.
3. Мэй Р. Любовь и воля К.: "Ваклер", 1997. 384 с.
4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
464 с.
5. Попова Т.А. Научно-образовательный проект как метод формирования смысложизненных ориентаций. Логоарт-терапия в работе с подростками// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. №4. С. 90-98
6. Сапогова Е.Е. «Privacy»: Экзистенциальные аспекты частной жизни личности. /Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений/ Под ред. Д.А.Леонтьева, А.Х.Фам. - М7: Смысл, 2019. 140 с.
7. Сапогова Е.Е. Территория взрослости. Горизонты саморазвития во взрослом возрасте.М: Генезис, 2016. 312 с.
8. Франкл В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 368 с.
9. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.
УДК 37.035.6
ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО
ПОКОЛЕНИЯ
Казакевич Татьяна Александровна, преподаватель, колледж «АиСТ», Москва
Аннотация
В статье ставятся ребром одна из самых острых воспитательных проблем современности. О тлетворном влиянии на детей толерантности общества к так называемым сексуальным меньшинствам. Российская академия образования не имеет права уклоняться и замалчивать эту проблему. К сожалению, в статье нет ссылок на авторитетные мнения психологов по разрешению проблемы. Возможно, они появятся в работе конференции.