16.Yiu-Kee C., Tang C.S.K. Existential correlates of burnout among mental health professionals in Hong Kong. J Ment Health Couns (1995) 17(2):220-9.
УДК 159.9
АРТЛОГОТЕРАПИЯ: РАСКРЫТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА И СМЫСЛА
Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990
Аннотация. В статье описана артлоготерапия, метод основанный на арт- и логотерапии. Арт-терапия предлагает различные модальности, логотерапия и экзистенциальный анализ помогают найти смысл. Приведены примеры авторских артлогоупражнений. Рассматриваются ценности, пути обретения смысла, возможности обретения смысла через творчество.
Ключевые слова: артлоготерапия, арт-терапия, искусство от имени, логотерапия, артлогопроект, артлогоупражнения.
ARTOLOGOTHERAPY: DISCLOSURE OF VALUES OF CREATIVITY AND MEANING
Popova Tatyana Anatolievna (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute", assistant professor of the Department of Psychotherapy at the Moscow Institute of Psychoanalysis, address Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute" 125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990
Abstract. The article describes artlogotherapy, a method based on art and logotherapy. Art therapy offers a variety of modalities, speech therapy and existential analysis help to find meaning. Examples of copyright artillery exercises are given. Values, ways of gaining meaning, the possibility of gaining meaning through creativity are examined.
Key words: artlogotherapy, art therapy, art on behalf of, logotherapy, artlogoproject, artlogic exercises.
Артлоготерапия - метод в психологии, который, несомненно, рожден необходимостью работы в области консультативной психологии, психотерапии и педагогической психологии. Объединение нескольких направлений, таких как арт-терапия и логотерапия рождает новую модальность в которой сначала специалист работает с творческим потенциалом и вместе с клиентом поднимается до вершинной психологии, к которой относится логотерапия. Одним из истоков артлоготерапии, основанием в части арт-терапии можно назвать работы Натали Роджерс, дочери основателя клиент-центрированной психотерапии Карла Роджерса. Работа с эспрессивными видами искусств, которые помогают человеку распознать собственную творческую силу, которая выражается через различные варианты продукта творческой деятельности.
Натали Роджерс так формулирует определение для экспрессивного искусства: «Мы выражаем наши внутренние чувства путем создания внешних форм. Экспрессивное
искусство - это выражение эмоциональных, интуитивных аспектов нашего существа с помощью различных средств. Использовать искусство экспрессивно - значит войти в свой внутренний мир, чтобы обнаружить там свои переживания, а затем выразить их посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматического акта». [5, с. 3] Активные последователи этого направления отмечают широкий спектр применения, отмечая, что данное направление обладает исцеляющей силой. Это
практикоориентированное направление предполагает интермодальность, далее важнейший акцент делается на то, что творить во взрослом возрасте, если ты не профессионал в творческих видах деятельности требует от человека особого вида мужества - «мужества творить», в данном направлении также есть еще особенность, которая подчеркивает ценность самого творчества - это акцент на самом творчестве, фокус на процесс созидания и создания, а не на интерпретацию и диагностику. Зачастую диагностический аспект девальвирует саму суть творческого процесса, ценности творчества. Поскольку человек боится диагноза, который ему вдруг могут поставить, боится неверной интерпретации, истолкования. На курсах по арт-терапии, которые автор статьи ведет не один год, некоторые студенты признавались в травматическом опыте, связанным с арт-терапией. А ведь арт-терапия считается одним из самых деликатных вариантов консультирования и терапии. Но здесь, наверное, смело можно утверждать, что травма получена от неумелого применения методов арт-терапии, от непрофессионализма специалиста. В большинстве случаев арт-терапевт не должен уметь рисовать, но есть сегодня новые направления, которые предполагают раскрытие ценности творчества через «искусство от имени». В статье Claire Ganzon, Clare O'Callaghan, Justin Dwyer «Искусство от имени»: внедрение доступного подхода арт-терапии, используемого в паллиативной помощи» пациентам возвращают возможности поверить в ценность творчества. [6] Авторы отмечают, что существуют множество препятствий для участия арт-терапии в паллиативной помощи, включая усталость от лечения, навязчивый характер стационарной больничной среды и большие различия в состоянии здоровья пациентов. В данной статье описывается ответ на эти задачи, с помощью «искусства от имени», подхода арт-терапии, в котором арт-терапевт создает произведение искусства от имени пациента. Пациент концептуализирует образ, в то время как арт-терапевт создает картину. Непосредственное изобразительное творчество не является обязательным в этом процессе, и пациент может почувствовать себя вдохновленным на создание картин позже. Анализ кейсов, описанных в трех случаях показывает эффективность применения данного метода. Так, в одном из описанных случаев. Пациент Роберт попросил нарисовать для него дом мечты, на следующем сеансе пациент посмотрел на картину и с благодарностью попросил, чтобы она была выставлена рядом с его кроватью. Это был именно тот дом, о котором он всегда мечтал для себя. Затем он спросил о художественном материале в художественной тележке. В течение следующего месяца он восстановил часть своих сил и приступил к собственному творчеству. Когда он рисовал картину его способность творить становилась очевидной. На последующих сеансах работники медучреждения стояли рядом с ним и помогали в создании художественных материалов, но он не нуждался в помощи в живописи. Позже он сделал абстрактную картину на холсте с яркими линиями и яркими цветами. Роберт сказал, что доволен тем, как все обернулось, учитывая, что прошло уже много лет с тех пор, как он в последний раз рисовал. Он также приобрел портативный художественный набор для себя, чтобы продолжить свое личное творчество. Роберт открыто признал, что картина была жизнеутверждающим опытом во время его госпитализации. Данный метод помог пациенту вспомнить свои навыки и удовольствие от творчества.
Современная практика арт-терапии предполагает ожидание того, что пациенты создают картину, однако это может быть сложной задачей в паллиативной помощи. Подход "Art on Behalf" предлагает инновационную технику арт-терапии, которая позволяет преодолеть разрыв между пациентами, которые хотят общаться, но не могут создавать искусство. Как однажды писал Рикер, "подготовка к смерти-это утверждение жизни". [цит. по 7] Создать
художественную рефлексию истории пациента в условиях неопределенности и утраты может помочь утверждение ценности пациента как личности и того, что значимо для его жизни. Таким образом мы переходим к ценности жизни, а это в большей степени проблематика экзистенциального анализа и логотерапии.
Объединяющим фактором арт-терапии и логотерапии является открытость духовному измерению.
Логотерапия, основанная Виктором Франклом, помогает человеку утвердиться в знании, что жизнь всегда обладает ценностью и смыслом. Артлоготерапия помогает утвердиться не только в рациональном знании, но подключает к этому и эмоциональную сферу. Очень подробно ценность разбирает Альфред Лэнгле в работе «Прикосновение к ценности -значение и влияние чувствования в экзистенциально - аналитической терапии». Автор пишет: «переживание ценности прямо связано с отношением человека к собственной жизни и к ощущаемой самоценности (фундаментальной ценности). [2] Процитируем Франкла «Мы исполняем смысл бытия - мы наполняем смыслом наше бытие - главным образом посредством того, что мы воплощаем ценности» [8, c.202] Лэнгле предлагает прикосновение к ценностям сделать через осознание, что субъективная ценность - это то, что мне близко. Он пишет, что ценности нельзя ощутить физически, телом, их можно почувствовать только «сердцем». Ценности - это динамические величины, они подобны линзам, которые фокусируют жизненную силу Person. Ценности «захватывают» нас еще прежде, чем мы «захватываем» их. Далее автор идеи прикосновения дает нам направление: ценности - это духовная пища человека. Одно из главных экзистенциальных значений ценности в том, что они что-то делают со мной. Чувствование ценностей - это - это внутреннее «схватывание» (постижение) и в то же время «захваченность». И важное замечание, что при отсутствии отношений переживание ценностей невозможно. [2, c.71]
Самоубийца, по мнению А. Лэнгле, переживает себя невыносимо далеким от всех ценностей, которые могут «согреть» его жизнь. Для него уже ничего хорошего нет.
Артлогоупражнение «Драгоценность» может быть диагностическим. Поскольку оно помогает осознать ценность собственной жизни, ответить на вопрос как я делаю этот мир уникальным. Идея упражнения была основана на высказывании В. Франкла о коперниковском перевороте - мы должны не у жизни спрашивать, чем она ценна для нас, а представить, что жизнь спрашивает у нас о нашей ценности. Проведенные нами исследования показывают, что артлогоупражнение проявляет осознание и осмысленность собственного бытия. В младшем подростковом возрасте ребята не могут ответить на вопрос о ценности собственной жизни, они все равно приводят в пример ценности внешние, не внутренние - это природа, это семья, друзья. Взрослея, подростки уже по-другому отвечают: для них ценность - это помощь другим, умение оказать поддержку не только другим, но и себе, ценность собственного творчества, ценность честности, ценность умения общаться, ценность собственной жизни. Нужно отметить, что подростки серьезно задумываются и размышляют, не все находят ответ, кто-то обретает путь поиска. Взрослые тоже не всегда находят сразу ответ. Но на рисунках довольно часто появляется образ сердца. Артлоготерапевтические упражнения помогают с помощью беседы осмыслить образ. Сначала рождается рисунок, в этот момент нужно просто ощутить и прикоснуться к тому, что тебя на самом дела по-настоящему трогает и волнует, а затем рассмотреть и поисследовать полученный образ символ в процессе творчества. И в процессе осмысления приходит то, что человек действительно чувствует и знает про себя. Например, что сердце -это любовь к миру или, сердце - это любовь к себе, или сердце - это открытость и желание помочь другим. Другое артлоготерапевтическое упражнение, которое мы апробировали в этом году на научно-образовательном проекте «Моя Победа». Нам было крайне важно, чтобы ребята правильно расставили приоритеты, рассматривая свои настоящие победы, оценили свое умение преодолевать трудности. Как писал В. Франкл, некоторое напряжение всегда очень важно, оно заставляет человека развиваться и двигаться вперед. Победы у ребят были разные - один из участников это было осознание, что в любой момент из-за глупости
может погибнуть человек и победа в том, чтобы противостоять чужому мнению, вызвать скорую, чтобы спасти человека, победа восьмиклассницы заключалась в принятии себя, в том, чтобы делать что-то не из-за того, что так нужно, кому-то нужно, а осознать, что это нужно тебе, студенты, точнее курсанты также представляли свои артлогопроекты. Один из курсантов представил свой проект, где изображен человек, разделенный на белое и черное. В чем же победа? В том, чтобы каждый день стремится развивать «белые» черты -осознанность, желание освоить профессиональные навыки и работать с «черной частью» -ленью, агрессией. Также к артлогопроектам относятся поэтическая форма, например, синквейн. Написать синквейн на определенную тему, а затем проработать ее. Была предложена тема «Смысл».
Смысл Тревожный, глубокий Ускользает, убегает, исчезает Словно туман над горой Звезда
При работе подросток (Анна С., 15 лет) рассказала, что смысл сейчас похож на туман, она знает, что он важен, но пока не знает какой ее смысл, как будто туман уйдет, а звезда появится.
Вот другой пример:
Смысл Быстрый и текучий Шумит, бурлит, течет Речка большие валуны сдвигает Жизнь
Восьмиклассник (Михаил Д., 15 лет) говорит о том, что смысл он каждый день разный, но есть один большой и он похож на речку, а в реке сеть камни, валуны - они каждый раз разные.
Артлоготерапия в работе с подростками помогает ноологическому взрослению, то есть разумному, осмысленному взрослению. Данный термин был предложен В.Э. Чудновским, которого очень волновало будущее нашей молодежи. Совместно работая над темой смысложизненного аспекта Я-концепции современного подростка мы решили, что необходим научный семинар, помогающий формированию Я-экзистенциального. Семинар теперь приобрел форму научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?». [3,4]
Что же можно назвать источниками осознанной жизни? Элизабет Лукас предлагает различные пути: черпать силы в философии, в обретенном смысле, в литературе. Э. Лукас демонстрирует работу с притчами - библиотерапия, ведущая к смыслу. [1] Но не будем забывать три пути к смыслу, указанные Франклом и первым является ценность творчества (созидания), таким образом, артлоготерапия является той самой дорогой к смыслу - через творчество.
Литература
1. Лукас Э. Источники осознанной жизни. Преврати проблемы в ресурсы. - М: Никея, 2019. - 160 с.
2. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. 3-е изд, испр. - Х., Изд-во «Гуманитарный Центр» / Шипилова О7А., 2017. - 2017. - 284 с.
3. Попова Т.А. Творчество и смысл жизни в научно-образовательном проекте /Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Х. Фам. - М.: Смысл, 2019. - 140 с.
4. Попова Т.А. О смысле жизни для молодежи - отдаленная ориентация на будущее. Идеи В.Э.Чудновского /Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. Под редакцией: Т.А. Попова, Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2019. - 405 с.
5. Роджерс Н. «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. /пер. с англ. А. Орлова»: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015
6. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции.М: Альпина нон фикшен, 2016 - 344 с.
7. Claire Ganzon,Clare O'Callaghan, Justin Dwyer. «Art on Behalf»: Introducing an accessible art therapy approach used in palliative. The Arts in Psychotherapy. Volume 67. February, 2020
8. Frankl V. (1984) Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie Bern: Helber
УДК 159.9
ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ЧЕЛОВЕКА
Штукарева Светлана Владимировна - логотерапевт, руководитель Высшей Школы Логотерапии Московского института психоанализа, почетный член Международной Ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа; Москва, e-mail: svet_vlad@inbox.ru
Аннотация.
Чаще всего в поле зрения психотерапии оказываются причины и последствия негативного травматического опыта. Мало изучены аспекты, касающиеся того, почему при прочих равных человек остается устойчив к негативным проявлениям внешних и внутренних факторов, что именно делает человека устойчивым к негативному воздействию.
Ключевые слова: логотерапия, травма
"LOGOTHERAPEUTICAL VIEW ON TRAUMA EXPERIENCE"
Shtukareva Svetlana Vladimirovna - logotherapist, head of the Higher School of Logotherapy of the Moscow Institute of Psychoanalysis, an honorary member of the Association of Logotherapy and Existential Analysis; Moscow, e-mail: svet_vlad@inbox.ru
Absract.
Usually there are the causes and consequences of negative traumatic experience in the field of view of psychotherapy. But it's very important to study why human could be resistant to the negative manifestations of external and internal factors, what makes a person to be resistant to negative effects.
Keywords: logotherapy, trauma.
В логотерапии ставится под сомнение, что комплексы, конфликты, детские травмы патогенны сами по себе. Если они становятся таковыми, то это во многом происходит в связи с духовно- психическим состоянием человека. Об этом говорит и то, что обследование здоровых и стабильных личностей вскрывает столько же детских травм, как и у больных и нестабильных.