Научная статья на тему 'Психологическое консультирование в работе со смыслом жизни'

Психологическое консультирование в работе со смыслом жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1401
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экзистенциальный анализ / Dasein-анализ / Логотерапия / ответственность / свобода воли / воля к смыслу / смысл жизни. / existential analysis / Daseinsanalysis / logotherapy method / the will to meaning / freedom / responsibility / the meaning of life.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаврилова Елена Игоревна

Описаны основные принципы, из которых исходит психотерапевт в работе со смыслом жизни. Приведены ключевые моменты пяти основных подходов к консультированию человека с точки зрения экзистенциальной психотерапии. Выделены общие и особенные черты работы психотерапевта, в результате которой происходит возврат человека проживанию полноты жизни с полной ответственностью за производимые им выборы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN WORKING WITH THE MEANING OF LIFE

The paper describes the basic principles of the psychotherapist's work with the meaning of life. The author gives the key points of five basic approaches to counseling in existential psychotherapy. General and special features of counseling are highlighted, which helps a person return to a full life with full responsibility for his choice

Текст научной работы на тему «Психологическое консультирование в работе со смыслом жизни»

отношение к собственному жизненному пространству. Девочка училась размышлять над такими непростыми, но важными вопросами, которые ставились перед ней. Будущая жизнь, которая вначале программы представлялась, как нечто неизведанное и неизвестное стала проявляться, появились мечты о будущем и конкретизировались цели. Позитивно, что помимо карьеры и славы для себя, есть альтруистические желания создать благотворительный фонд помощи другим людям. Что подтверждено так же результатами количественных исследований.

Монографический метод исследования позволяет характеризовать Аллу, как дружелюбную, коммуникабельную девочку, в то же время самостоятельную и решительную, уверенную в себе, с адекватной самооценкой, с честолюбием, с нацеленностью на результат. Алла любознательная, наблюдается стремление к саморазвитию, творчеству, самовыражению.

Литература

1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей// Избранные труды по психологии.

- М., 1997. - С. 5-266.

2. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики// Избранные труды по психологии.

- М., 1997. - С. 267-411.

3. Леонтьев Д.А. Метод изучения ценностных ориентаций. - М.,1992

4. Попова Т.А. Научно-образовательный проект - как метод формирования

смысложизненных ориентаций. ЛогоАрттерапия в работе с подростками. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». -М.: Издательство МГОУ, 2014. - №6 5.

5. Попова Т.А. Смысложизненные ориентации и ЛогоАрт-терапия в акмеологическом развитии личности подростка. Научно-практический журнал Акмеология. Москва, №3, 2015. - 141 с.

6. Попова Т.А. Соотношение ориентации на самооценку и оценку другими людьми у современных школьников. // Социальная психология XXI, Ярославль, 1999.

7. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., Смысл,1997

8. Чудновский В. Э. Теоретические и методологические проблемы психологии.

Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования //Психологический журнал. -Москва, 2015. - т. 36, № 1, С. 5-19

159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ СО СМЫСЛОМ

ЖИЗНИ

Гаврилова Елена Игоревна, консультант психолого-ориентированной кинезиологии, к.э.н., Санкт-Петербург

Аннотация.

Описаны основные принципы, из которых исходит психотерапевт в работе со смыслом жизни. Приведены ключевые моменты пяти основных подходов к консультированию человека с точки зрения экзистенциальной психотерапии. Выделены общие и особенные черты работы психотерапевта, в результате которой происходит возврат человека проживанию полноты жизни с полной ответственностью за производимые им выборы.

Ключевые слова: экзистенциальный анализ, Dasein-анализ, Логотерапия, ответственность, свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни.

PSYCHOLOGICAL COUNSELING IN WORKING WITH THE MEANING OF LIFE

Gavrilova Elena, Three In One Concepts applied kinesiology Consultant , Ph.D., St. Petersburg

Abstract.

The paper describes the basic principles of the psychotherapist's work with the meaning of life. The author gives the key points of five basic approaches to counseling in existential psychotherapy. General and special features of counseling are highlighted, which helps a person return to a full life with full responsibility for his choice.

Key words: existential analysis, Daseinsanalysis, logotherapy method, the will to meaning, freedom, responsibility, the meaning of life.

Стремясь преодолеть ограничения Западной цивилизации, всегда ставившей сущность выше существования, психологи начала 20 века, вслед за философским экзистенциализмом, повернули фокус внимания с существа на существование, поставив во главу угла процесс перед статическим конечным продуктом, субъективизм перед объективизмом.

Так появилась экзистенциальная психотерапия — область психотерапии, задачей которой ставится сопровождать человека к осмыслению его собственной жизни, помочь принять ответственность за собственный выбор, определить свои личные жизненные ценности, строить свою жизнь в соответствии с выбранными ценностями, и, в конечном итоге, быть самому автором своей собственной жизни.

В человеке экзистенциалисты подчеркивают важность прежде всего его эссенциальности, и полагают что:

1. Существование человека первично по отношению к его сущности. В конечном итоге, сущность человека определяется тем процессом развития, становления, который он «проходит»за свою жизнь, теми выборами, которые человек делал. Свою сущность человек обретает в процессе проживания своего опыта, и этот процесс не прекращается на протяжении всего жизненного пути.

2. Проживание жизни человеком - это свободное существование. Свобода в экзистенциальной терапии подразумевает под собой свободу выбора, которую никто не может отнять у человека. Некоторые люди проживают свои жизни отрицая возможность самим выбирать для себя, не имея представления о своей власти выбирать или игнорируя ее. Религия, политика, система образования - общественные институты будто сговорились убедить человека в том, что он сам выбора не имеет, что как индивидуум он сам во внешнем мире безвластен, неважен и от него ничего не зависит. Согласно экзистенциалистам, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

3. Существование человека включает в себя ответственность - способность отвечать, возражать, реагировать, отчитываться, отвечать за себя, за то, какой человек есть сам по себе, ручаться, персонально отвечать как за людей, так и за свои дела.

4. Конечность существования человека на земле, неминуемости смерти.

5. Страх (лишённый рациональных объяснений) рассматривается экзистенциалистами с положительной точки зрения, как импульс к изменениям, саморазвитию, гармонизации своего взаимодействия с миром, стимул к движению, переосмыслению ценностей, ориентиров и жизненных отношений.

Выделим 5 основных подходов к психологическому консультированию в направлении работы со смыслом жизни.

1. Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.

2. Dasein-анализ Медарда Босса.

3. Логотерапия Виктора Франкла.

4. Экзистенциальное консультирование Джеймса Бьюдженталя, Ирвина Ялома, Ролло Мэя.

5. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Обозначим особенности, ключевые вопросы, с точки зрения которых проводится консультирование пациента в данных подходах.

Швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер был первым, кто объединил психотерапию с идеями экзистенциализма. Экзистенциальный анализ Бинсвангера опирался на идеи психоанализа Фрейда и экзистенциальной аналитики Хайдеггера, но помимо традиционного рассмотрения сновидений, недостатков личности, навязчивых состояний и неврозов, включал в себя анализ мыслей и суждений человека в бодрствующем состоянии, мироощущений, удачно согласованных действий, образа жизни, характера взаимодействия с окружающим миром. Экзистенциальный анализ Бинсвангера, в отличие от психоанализа, не ищет первопричин или основных побуждений, а ищет в индивиде то, что делает возможным наличие этих первопричин и основных побуждений, направлен на изучение сущности бытия конкретного человека. И при этом в концепции экзистенциального анализа мир не противостоит человеку как объект субъекту, мир и человек составляют единую картину реальности. Бинсвангер признавал, что каждый человек в силу своего отличного существования живет в «мире», отличающемся от миров всех других людей. Знание и научное описание этих «миров» становится главной задачей.

По мысли Бинсвангера, терапия, основанная на экзистенциальном анализе поможет вернуть человеку свободу определять свое будущее путем преодоления «отчужденности от будущего», преодоления замкнутости человека в своей собственной картине мира, поможет избавиться от ее искажающего воздействия, подавляющего и подчиняющего себе всё смысловое содержание индивидуальной жизни, и как следствию, к потере смысловой определенности в мире.

Человека следует изучать с точки зрения его отношений с другими людьми и отношения к самому себе, т.е. с точки зрения его «бытия-в-мире», анализируя каким образом сознание отдельного индивида избирательно ориентируется в мире, выделяя значимые для себя вещи. Целью экзистенциального анализа Бинсвангера, является открытие для человека и осознаниеусловий и возможностей для развития целостной личности, выход за рамки специфической картины мира, существующей для конкретного человека.

При всем при этом, Бинсвангер не рассматривал экзистенциальный анализ в качестве психотерапии, указывая, что экзистенциальный анализ произрастает скорее «из стремления достичь ясности в понятийных основаниях того, что психиатр в психологическом и психотерапевтическом отношении воспринимает у «койки больного», о чем при этом думает и что делает».

Одну из первых практических концепций экзистенциальной психотерапии предложил швейцарский психиатр и психолог Медард Босс.

Dasein-анализ Медарда Босса - концепция, которая на основе понимания человека дает рекомендации, что с ним (человеком) делать применительно к медицине и психологии.

Концепция Босса исходит из того, что рассматривать человека вне его связи, взаимодействия с окружающим миром бессмысленно. И здесь Босс проводит аналогию со светом - феномены существуют только посредством их «высвечивания» человеческим сознанием. При психопатологиях психологическая защита - это «невысвечивание» отдельных аспектов жизни, «жизнь в темноте» как способ защиты.

В ходе консультации психотерапевт высвобождает потенциал пациента, который в своё время был заблокирован жесткими, с точки зрения восприятия ребенка, семейными и социальными ограничениями в раннем детстве, возвращает доверие миру, происходящему, возможности бытию проявить себя для пациента.

Поскольку многие пациенты, по мнению Босса,в детстве были лишены любви, доверия, безусловной уверенности в своей значимости для окружающих, то достижение этого базисного уровня в отношениях между психотерапевтом и пациентом представляет собой

первый шаг психотерапии. И в этом плане фундаментальное партнерство терапевта и пациента является эссенциальным для консультирования в рамках Dasein-анализа.

Итогом консультирования в рамках Dasein-анализа Босс видит возвращение «открытости» пациента для взаимодействия с миром, преодоление ограниченности видения мира. При этом человеческая «открытость» должна сопровождаться способностью выбирать свой ответ, свое отношение к происходящему, не пассивное смирение, не реакция на внешние стимулы, а способность выбрать свой вариант поведения, выбрать какую из имеющихся возможностей человек желает воплотить в жизнь, а какие возможности оставить нереализованными.

Главный вопрос Dasein-анализа: «Почему бы нет?» побуждает человека принимать во внимание более широкий спектр возможностей своего бытия-в-мире, а также признать свою ответственность за происходящее в своей жизни.

К началу 60х годов ХХ века с опорой на идеи экзистенциализма, в отдельное направление психологии выделилась гуманистическая психология, фокус внимания которой направлен на высшие ценности человека, самоактуализацию личности, ответственность, свободу, творчество, любовь, психическое здоровье, межличностное общение. У истоков образования гуманистической психологии стояли Виктор Франкл, Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь и другие.

Логотерапия Виктора Франкла была ответом вызовам времени, поскольку к тому периоду, как писал Франкл, «мы, по сути, имеем дело...с фрустрацией потребностей экзистенциональных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому я и говорю об экзистенциональном вакууме».

Согласно Франклу, человеческая личность состоит из трех составных элементов: психического, физического и ноэтического. Наличие в человеке ноэтической составляющей, превосходство ее над телесным и психическим, психо-духовный антагонизм, обуславливает в человеке свободу, ответственность и духовность.

Отсюда, в основе логотерапии лежат три понятия: свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни.

Как говорил Франкл, это иллюзия, что люди являются пленниками своих чувств или окружения, наоборот, человек обусловлен лишь частично и у него есть как изначальная свобода для принятия решений, так и свобода выбора занимать любую позицию в отношении психологических, биологических и социальных условий его жизни. Свобода определяется как пространство вариантов, внутри которого человек может создавать свою жизнь сам.

При этом человек должен использовать свою свободу для того, чтобы выбирать смысл своего существования, он волен выбирать цель своей жизни сам. По мнению Виктора Франкла, люди в любых ситуациях и состояниях способны стремиться к смыслу для того, чтобы обосновать своё существование. Это является самой мощной мотивирующей силой для личности. Утрата или невозможность найти такой смысл жизни как раз и ведет к ощущению пустоты, бесцельности существования, кризису. Логотерапия в большей степени сосредоточена на ценностном аспекте жизни человека чем весь экзистенциальный анализ до нее.

Логотерапия видит главной задачей человека - создание лучшего себя из «исходного материала», а также создание лучшего окружающего мира, посредством реализации своей свободы и ответственности. Найти цель где-то вне себя, выше, за пределами собственной экзистенции. Ведь люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их, который они должны реализовать.

Цель логотерапевта в процессе терапии - помочь человеку прийти к осознанию своих эссенциальных возможностей и ресурсов, понять, что он всегда является «чем-то большим».

При этом роль логотерапевта сопровождающая. Все возможные смыслы человек должен выбрать для себя сам.

В развитие логотерапии американцем Джеймсом Крамбо, одним из учеников Виктора Франкла, для изучения жизни и ценностей пациента был разработан метод логоанализа. На основе таких приемов как расширение поля сознания и стимулирование творческого воображения, логоанализ позволяет провести «инвентаризацию жизни» пациента. Обсуждение с терапевтом в процессе этой работы вырабатывает навык чаще смотреть и оценивать свою жизнь «со стороны».

В 1963 году американским психологом Джеймсом Бьюдженталем были выдвинуты 5 основных положений гуманистической психологии:

1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих функций.

2. Человеческое существование развертывается и раскрывается в контексте межличностных отношений.

3. Человек сознает себя и может быть понят, только учитывая его непрерывное, многоуровневое самосознавание.

4. Человек имеет выбор и несет ответственность за сделанный им выбор.

5. Человек интенциален - он ищет ценности и смысла жизни.

В основе большинства психологических проблем, по Бюдженталю, находятся экзистенциальные проблемы существования - вопросы свободы выбора и ответственности, автономии и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: «Кто я есть? Что есть этот мир? Каково мое место в этом мире?». Постановка таких вопросов и работа над ними неизбежно сопровождается выходом человека на более высокий уровень осознанности, влечет изменения существования.

В качестве цели психотерапии Бьюдженталь ставит обретение человеком аутентичности, внутренней целостности и самотождественности. Мир субъективного, со всем его многообразием, является местом, где скрыты жизненные цели и ценности, смыслы, ограничения, страхи, проблемы, где находятся самые главные человеческие ресурсы для осуществления изменений собственного существования. И если терапевт действительно хочет помочь человеку изменить его жизнь, помочь сделать ее более осмысленной, эссенциальной, гармоничной, то в центре внимания консультирования должен быть именно мир субъективного. Субъективность человека - это область применения жизнеизменяющей психотерапии.

Одним из главных вкладов Бьюдженталя в методологию психотерапии является разработка концепции присутствия и психотерапевтического альянса. Терапевт может только содействовать, сопровождать внутренние поиски пациента, помогать ему разобраться в себе и получить доступ к собственным, скрытым ранее, ресурсам, активировать осознанность в выборе, пусть даже самом незначительном, тем самым взять ответственность за изменение своей жизни.

При этом самым главным инструментом работы с субъективностью пациента является субъективность психотерапевта, поэтому, для развития чувствительности и мастерства терапевтов, Бьюдженталем было выделено 13 измерений изменения глубины и широты собственной субъективности терапевта.

Американский психиатр и психотерапевт Ирвин Ялом также говорит, что корни всех психологических и поведенческих проблем человека уходят в 4 категории: смерть, изоляция, свобода и внутренняя пустота. И только осознание этих 4 ключевых сторон жизни, решение связанных с ними проблем, способно привести к истинным изменениям человеческого существования.

И хотя, источники проблем являются для всех общими, Ялом подчеркивает, что каждый человек воспринимает стресс человеческой ситуации в высшей степени индивидуально. Исходя из этой индивидуальности, полагает Ялом, консультирование должно иметь динамический характер, «здесь и сейчас» для каждого пациента должна

создаваться новая психотерапия, основанная на межличностных взаимоотношениях пациента и терапевта.

Ролло Мэй, американский психолог и психотерапевт, в своих произведениях подчеркивал, что человек должен всегда рассматриваться в процессе развития, в потенциальном переживании кризиса, и связанными с таким процессом переживаниями отчаяния, отчуждения от самого себя и общества, конфликтами внутренними и внешними.

Австрийский психолог и психотерапевт Альфрид Лэнгле перенял у Франкла трехмерную модель личности, идею способности личности к самотрансценденции и самодистанцированию. Важным же отличием экзистенциального анализа Лэнгле от Логотерапии Франкла, является то, что экзистенциальный анализ Лэнгле не определяет духовное и психофизическое измерения личности как антагонистические. По версии Лэнгле, духовное не имеет превосходства над психологическим и физическим измерениями, не может заменить их. Все измерения человека едины. Возможность и способность преодолеть антагонизм духовного и психофизического, по Лэнгле, указывает на принятие человеком себя.

Лэнгле разработал систему четырех фундаментальных мотиваций человека:

1. Первый уровень мотивации, самый базовый, уровень доверия. На этом уровне идет поиск ответов на вопрос: «Могу ли я быть в этом мире?». Может ли человек принять этот мир и выдержать.

2. Второй уровень мотивации - это уровень чувствования, переживания, отношений, и здесь необходимо ответить на вопрос: «Нравится ли мне жить?», нравится ли «проживать» в чувствах то, что происходит.

3. Второй уровень мотивации - уровень самоценности, аутентичности: «Имею ли я право быть таким, какой я есть?»

4. Третий уровень мотивации - ставит вопрос осмысленности нашей жизни, какой смысл и будущее есть у того, что человек делает, идет поиск ответа на вопрос: «Что я должен делать?». Четвертый уровень мотивации рассматривается только после проработки трех предшествующих, таким образом, цель всей проделанной работы - внесение человека в полноценную жизнь.

Консультирование в рамках экзистенциального анализа Лэнглестроится на диагностике терапевтом всех уровней мотивации пациента, выявлении отклонений и дальнейшей работе по их устранению.

Цель терапии Лэнглевидит как достижение пациентом способности жить в состоянии внутреннего согласия с собой, принятие себя, своего проявления в мир. Внутреннее согласие можно описать как возможность действовать и разрешать сложные ситуации так, чтобы это приводило к принятию себя и ответственности за собственные действия, к экзистенциальной свободе.

Все концепции экзистенциального анализа имеют общую цель - достижение человеком свободы выбирать свою жизнь с принятием ответственности за совершенный выбор. Даже самый маленький выбор, который человек делает, имеет большое значение, поскольку свобода выбирать - является основой осознанной жизни, характеризующейся принятием себя, своей ответственности и других людей такими, какие они есть.

Задача психотерапевта в работе со смыслами жизни состоит в том, чтобы помочь пациенту достичь понимания своего истинного Я, и помочь ему в переосмыслении и изменении его отношений с внешним миром, принятии своей ответственности за собственное существование. Очень важно, что роль терапевта при этом сопровождающая, он ничего сам за пациента не строит, не навязывает, он лишь помогает пациенту глубже понять себя, получить доступ к своему истинному Я, заблокированным внутренним ресурсам, переосмыслить свои ценности и цели, и следит за тем, чтобы процесс возвращения человека к своей сути бал наиболее гармоничным. При этом у психотерапевта нет единого шаблона, конкретного образа, к какой сути он должен привести пациента.

На наш взгляд, в современном мире, в век глобализации и стремительного развития искусственного интеллекта, экзистенциональный подход в консультировании приобретает все большую необходимость, поскольку жизнь человека подвержена влиянию все большего количества факторов.

Литература

1. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. —СПБ.: Ювента, 1999. — 300 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. —СПБ.:Питер, 2001.

3. Глухова И. «Философ поневоле» или страдание из-за собственного бытия. Психоанализ в дазайн-аналитической перспективе. HORIZON. Феноменологические исследования. 5(2) 2016, с. 89-108.

4. Казакова И. Дайзан-анализ: пропедевтика к дискурсу. HORIZON. Феноменологические исследования. 5(2) 2016. С. 15-45.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.:Прогресс, 1990.

6. Лэнгле А. Терапевтический случай нахождения собственного я (применение метода персонального экзистенциального анализа). Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005. Т.2. №2. С.81-98.

7. Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). -С. 22-31

8. Ялом И. Лжец на кушетке. - М.: Эксмо, 2015.

УДК 159.9

ТВОРЧЕСКОЕ «Я» РЕБЕНКА С ОНКОЛОГИЕЙ КАК ПОДДЕРЖКА

ЭКЗИСТЕНЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семенова А. В. студентка магистратуры Московского института психоанализа, Москва, Кутузовский пр.,34, e-mail ilmolta@bk.ru

Попова Т. А. (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru ORCID 0000-0001-8772-8990 Аннотация.

В статье рассматривается процесс творческой самореализации как важный и необходимый компонент экзистенциальной сферы ребенка, страдающего онкологическим заболеванием. Исследуются функции и роль творчества в формировании позитивного отношения к миру у данной категории детей.

Ключевые слова: онкология, смысл жизни, ребенок, экзистенциальные потребности, экзистенциальная педагогика, творчество

CREATIVE "EGO" OF A CHILD WITH ONCOLOGICAL DISEASE AS EXISTENTIAL SUPPORT

Semenova А1епа B. (Moscow, Russia) graduate student, Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, 34 Kutuzovsky pr., E-mail ilmolta@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.