Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ГОРЕМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ГОРЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1191
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
горе / логотерапия / grief / logotherapy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заикина Екатерина Романовна

Статья посвящена возможностям логотерапии в психотерапии лиц в случае горя. В данной работе было рассмотрено отношение логотерапии к смерти, рассмотрены техники логотерапии, которые могут быть применимы при работе с утратой, приведен разбор случаев из психологический практики Элизабет Лукас, Александра Баттиани в логотерапевтическом подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF LOGOTHERAPY IN GRIEF

The article is devoted to the possibilities of Logotherapy in the psychotherapy of persons in case of grief. In this paper, we examined the relationship of Logotherapy to death, considered Logotherapy techniques that can be applied when dealing with loss, and analyzed cases from the psychological practice of Elizabeth Lucas and Alexandra Battiani in the logotherapeutic approach

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ГОРЕМ»

УДК 159.9

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ГОРЕМ

Заикина Екатерина Романовна - студентка курса логотерапии и экзистенциального анализа, Московский Институт психоанализа. e-mail: [email protected].

Аннотация.

Статья посвящена возможностям логотерапии в психотерапии лиц в случае горя. В данной работе было рассмотрено отношение логотерапии к смерти, рассмотрены техники логотерапии, которые могут быть применимы при работе с утратой, приведен разбор случаев из психологический практики Элизабет Лукас, Александра Баттиани в логотерапевтическом подходе.

Ключевые слова: горе, логотерапия

POSSIBILITIES OF LOGOTHERAPY IN GRIEF

Zaikina Ekaterina Romanovna -student of the course of Logotherapy and existential analysis, Moscow Institute of psychoanalysis. e-mail: [email protected],

Abstract .

The article is devoted to the possibilities of Logotherapy in the psychotherapy of persons in case of grief. In this paper, we examined the relationship of Logotherapy to death, considered Logotherapy techniques that can be applied when dealing with loss, and analyzed cases from the psychological practice of Elizabeth Lucas and Alexandra Battiani in the logotherapeutic approach.

Keywords: grief, logotherapy

Исследования показывают, что большинство людей, переживающих утрату, справятся с болью «нормальной» реакции горя без профессиональной помощи и со временем начнут чувствовать себя лучше. Тем не менее, утрата связана с различными негативными последствиями для психического и физического здоровья. Последствия для физического здоровья включают повышение риска болезни. Последствия психического здоровья включают депрессию, посттравматическое стрессовое расстройство и трудности в переживании, которые распространяются по продолжительности и степени тяжести за пределы «нормальных» симптомов горя, также называемых осложненным горем.

В 2011 году было проведено демографическое исследование, определяющее распространенность осложненного горя в репрезентативной выборке населения: у 6,7% людей, перенесших утрату, развивается «осложненное» горе, а у лиц в возрасте 61 года и старше этот показатель более чем удвоился (9%) среди молодых людей. В частности, у пожилых женщин уровень «осложненного» горя (9,6%) намного выше, чем у молодых людей (2,7%) [5].

Франкл и другие логотерапевты рано стали уделять внимание вопросам смерти. Элизабет Кюблер-Росс отправила свою книгу Виктору Франклу, надеясь, что она будет интересна ему и его единомышленникам, так и случилось [1]. Логотерапия считает, что смерть неизбежна, она останавливает человека, но знание о конечности жизни побуждает к духовном подъему. Если человек не может пережить свою смерть, то смерть другого человека становится событием его жизни. К. Мамардашвили говорил: «человек начинается с плача по умершему».

Логотерапевт при работе с горем использует способности человека, с одной стороны к самодистанцированию, с другой стороны - к самотрансцеденции., и тогда человек,

переживший утрату, смотрит на жизнь ушедшего человека и видит, что важного, ценного в ней было, он читает жизнь как теперь уже законченную книгу, он смотрит, что будет читать из этой книги своим детям, внукам. Это позволяет и плакать, и радоваться, и это приводит к светлой печали. Возникает принятие скорби, принятие смертности, согласие, как писал Франкл «склонить голову перед тайной».

Элизабет Лукас пишет о том, что человек скорбит как раз о самом дорогом, ценном, но что было дано «на время», но этот промежуток нельзя изъять, стереть, забыть, он навсегда остается. «Скорбящий богат драгоценными крупицами прошедшего - и поистине беден только тот, кому не о чем сокрушаться. Смерть не может даже поцарапать любовь!» [4]

Техники логотерапии, которые могут быть использованы при работе с утратой:

1. Сократический диалог: наивные вопросы, конъюнктив («если бы»).

2. Нарративная логотерапия (пример работы 2): метафоры, символы, притчи, библиотерапия

3. Имажинативные техники: логодрама, фантастический диалог (примеры работы 1, 3).

Рассмотрим возможности логотерапии на практических примерах.

1. Э. Лукас приводит следующий случай. На прием приходит мужчина, у которого умерла 4-летняя дочь. В доме шел ремонт. Рабочие были заняты процессом, а в одной из комнат стояла бочка с известковым раствором, девочка наклонилась и упала в бочку. Мужчина пребывал в глубокой печали, он винил себя, что не предусмотрел всего и не позаботился о безопасности дочери. Элизабет Лукас поняла, что никто не сможет его утешить, кроме его дочери, поэтому предложила ему поговорить с дочерью.

Через неделю мужчина пришел к терапевту. Он был спокоен, рассказал, что во время медитации увидел лицо дочери и услышал: «Папа, но ведь ты же был у меня, ведь ты же любил меня, папа. И только любовь имеет значение». Мужчина продолжал: «И теперь я знаю, что между нами все сложилось по-доброму. Любовь между нами была, и она останется. Смерть эту любовь не забрала, и я могу жить дальше» [2].

Э.Лукас предложила мужчине представить мысленно разговор с ушедшей дочерью. Здесь использована способность человека дистанцироваться, отойти от горя на расстояние, способность трансценденции, когда мужчина в своем мысленном разговоре делает акцент не на себе, своих переживаниях, а сосредотачивается на образе дочери, что он мог бы ей сказать, что она могла бы ему ответить, ведь важно не только сказать самому, но еще и услышать ответ. Весь разговор разыгрывается в воображении. Ушедший человек продолжает жить в наших ценностях, воспоминаниях. Задача горевания состоит в том, чтобы изменить форму обращения с ними.

2. Еще один пример работы описан А. Баттиани. К терапевту обратилась женщина после смерти своей 4-х летней дочери. На глазах у матери девочка попала под проезжавший автомобиль. В течение двух лет женщину преследовали сны, где она видела истекающего кровью ребенка.

Логотерапевту было нелегко слушать рассказ, так как он пережил потерю ребенка сам. Он сказал: «Мне очень жаль. Но я рад, что ребенка подняли именно вы. Представьте, что если бы вы этого не сделали, то последняя картина, то последняя картинка, которую видел ваш ребенок, было бы грязные следы от шин. Но вы подняли ребенка, и он в последний момент смотрел на вас, видел ваше лицо и чувствовал себя защищенным. Поэтому я очень рад, что вы подняли ребенка и он был у вас на руках». Мать спросила, действительно ли это было хорошо, и получив утвердительный ответ, добавила: «Если это действительно хорошо, то тогда я смогу жить с этим образом, образом ребенка, который смотрит на меня» [1].

Горе, боль этой женщины не изъять, но ей стало легче жить, потому что они уже не приводили к отчаянию. Отчаяние в логотерапии означает страдание минус смысл. Женщина смогла жить дальше, хотя это и было болезненно. Она смогла жить дальше, потому что знала, что то, что она могла сделать во имя ребенка в тот момент, она сделала.

3. В следующей истории присутствуют элементы фантастического диалога. К терапевту обращается пожилая женщина, у которой в автокатастрофе погибли ее 38-летняя дочь и двое внуков дошкольного возраста. Терапевт проявляла терпение, выслушивала. Постепенно женщина приходила к успокоению, и ее посещали мысли, что раньше она уже преодолевала потери. Тогда терапевт спросила, как женщина справлялась с потерями раньше. Пациентка ответила: «жизнь приготовила мне новые задачи. Конечно, трагичность сохранялась, но мир не рухнул». На сессиях они говорили о том, как жизнь часто требует умения перестраиваться, как люди справляются с горем, сколько сил появляется на фоне горя. Терапевт мягко вела пациентку к мысли, что пока та живет, ее жизнь нужна, она востребована.

Однажды находясь в одиночестве пациентка подумала о том, как тяжело сейчас приходится ее зятю, потерявшему жену и детей. Тогда женщина нашла его, восстановила контакт и убедила в память дочери и детей изменить жизнь. Позже женщина, глядя на фотографию дочери, рассказывает ей о зяте. И ей слышится в ответ: «Спасибо, мама» [1]

Горе основано на связи: чем сильнее привязанность, тем больше горе. Воздействие горя может быть очень интенсивным и обширным, потому что затрагивает почти каждый аспект жизни. Горе - это больше, чем эмоциональная реакция на потерю. Оно также включает в себя сложную модель когнитивных, экзистенциальных, духовных процессов преодоления в ответ на распад существующих структур значения. Потеря смысла отношений, жизненных целей и повседневной жизни создает экзистенциальный кризис. С этой более широкой точки зрения работа горя обязательно включает в себя преобразование смысловых структур. То, как на нас влияет утрата близкого человека, во многом зависит от того, какое значение мы придаем потере. Существуют клинические данные, свидетельствующие о том, что в начале терапии, связанной с тяжелой утратой, необходимо учитывать значение утраты. Исследования показывают, что люди, которые видят смысл, имеют меньшую негативную реакцию на утрату и испытывают большее удовлетворение жизнью. Логотерапия как смыслоцентрированная терапия может помочь в обнаружении смысла и значения, что может способствовать положительному разрешению горя. Способность к самотрансцедентности и самодистанцированию пробуждает духовные и экзистенциальные стремления и побуждает подняться над болезненными переживаниями скорби.

Августин писал: «Если тебе больно после потери вещи, это знак того, что ты ее любил, когда имел». Элизабет Лукас предлагает добавить: «А если тебе больно после потери человека, это знак, что он тебя любил, когда был рядом» [3].

Литература

1. Баттиани А., Штукарева С. Логотерапия: теоретические основы и практические примеры. - М.: Новый Акрополь, 2016. - 272 с.

2. Лукас Э. Практика Логотерапии. Материалы 5-дневного семинара 2015 года. - М.: Новый Акрополь, 2016. - 224с.

3. Лукас Э. Учебник логотерапии. Представление о человеке и методы. - М.: Новый Акрополь, 2017. - 256с.

4. Лукас Э., Шёнфельд Х. Смыслоцентрированная психотерапия. Логотерапия Виктора Э. Франкла в теории и на практике. - М.: Новый Акрополь, 2018. - 160 с.

5. Bereavement and Complicated Grief https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3855369/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.