Научная статья на тему 'Юмор и способность к самодистанцированию по В. Франклу, практическое применение в логотерапевтическом консультировании'

Юмор и способность к самодистанцированию по В. Франклу, практическое применение в логотерапевтическом консультировании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
769
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юмор / самодистанцирование / Логотерапия / «свободное пространство» ресурсов. / humor / self-distance / Logotherapy / "free space" of resources

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ерофеева Мария Сергеевна

Статья посвященатеоретическому анализу взаимосвязифеномена юмора и понятия самодистанцирования из Логотерапии Виктора Франкла, а также практическому применению юмора и самодистанцирования в консультационной работе логотерапевта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMOR AND ABILITY FOR SELF-DISTANCE BY V. FRANKL, PRACTICAL APPLICATION IN LOGO-THERAPEUTIC CONSULTINGADVICE

The article is devoted to the theoretical analysis of the relationship between the phenomenon of humor and the concept of self-distance from Victor Frankl’s Logotherapy,as well as the practical use of humor and self-distance in the logotherapeutic counseling.

Текст научной работы на тему «Юмор и способность к самодистанцированию по В. Франклу, практическое применение в логотерапевтическом консультировании»

10. Руслина А.О. Периодизация процесса переживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословия - Консультативная психология и психотерапия - 2012. Т. 20, № 3

11. Сайт Ассоциации понимающей психотерапии https://www.co-experiencing.org

УДК 159.9

ЮМОР И СПОСОБНОСТЬ К САМОДИСТАНЦИРОВАНИЮ ПО В.ФРАНКЛУ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ

КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Ерофеева Мария Сергеевна, Психолог-логотерапевт, Индивидуальный предприниматель Ерофеева М.С., Московская область, [email protected]

Аннотация.

Статья посвященатеоретическому анализу взаимосвязифеномена юмора и понятия самодистанцирования из Логотерапии Виктора Франкла, а также практическому применению юмора и самодистанцирования в консультационной работе логотерапевта.

Ключевые слова: юмор, самодистанцирование, Логотерапия, «свободное пространство» ресурсов.

HUMOR AND ABILITY FOR SELF-DISTANCE BY V. FRANKL, PRACTICAL APPLICATION IN LOGO-THERAPEUTIC CONSULTINGADVICE.

Dr. Maria Erofeeva, Psychologist-logotherapist, Individual entrepreneur Erofeeva M.S., Moscow region,Email [email protected]

Abstract.

The article is devoted to the theoretical analysis of the relationship between the phenomenon of humor and the concept of self-distance from Victor Frankl's Logotherapy,as well as the practical use of humor and self-distance in the logotherapeutic counseling.

Keywords: humor, self-distance, Logotherapy, "free space" of resources.

По определению Виктора Франкла - способность к самодистанцированию - духовная способность, позволяющая «занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к самому себе» [В. Франкл «Человек в поисках смысла»]

Это способность человека видеть любую жизненную ситуацию во всей ее полноте, с осознаванием себя, обстоятельств, мира и других участников ситуации. Это не просто расширенное внимание, но и полезная саморефлексия, которая позволяет человеку принимать решения и действовать по собственному выбору с учетом внешних обстоятельств. Конечно, самодистанцирование не может быть постоянным состоянием человека, для жизнедеятельности человеку нужны разные состояния и разные виды внимания и рефлексии.

С самого начала развития психологии, как науки, юмор исследовался как часть психической активности человека. В последнее время появляются новые исследование юмора - как полезного или вредного психоэмоционального явления. В Санкт-Петербурге в 2019г. был проведен пятый международный конгресс по гелологии - новой науке о смехе и юморе.

Юмор - человеческая способность отображения словами реальной или вымышленной действительности, вызывающее сложное состояние у человека, творящего юмор, и у воспринимающих юмор людей. Состояние, имеющее несколько видов, воспринимаемое

людьми различным образом и вызывающее совершенно разную психоэмоциональную реакцию у разных людей в разных ситуациях.

Юмор - это явление на грани множества логических, лингвистических и эмоциональных противоречий.

В этом докладе мы рассмотрим юмор с точки зрения применения его в психологическом консультировании на базе Логотерапии.

Способность к самодистанцированию помогает клиентам психолога-логотерапевта снять гиперрефлексию, а именно болезненную концентрацию на себе и своей проблеме, увидеть свою жизнь шире этой проблемы, увидеть «свободное пространство» ресурсов.

Это необыкновенная полезная способность к самодистанцированию - должна быть как-то активизирована психологом у клиента. И юмор - один из замечательных способов, который способствует этому. Но любой ли юмор способствует самодистанцированию? И в какой ситуации?

В Логотерапии юмор активно применяется в методах парадоксальной интенции и модуляции установок, для самодистанцирования клиента в виде шуток, анекдотов, самоиронии. Иногда используются лишь элементы или оттенки юмора.

Конечно, юмор, как смех над собой и своей ситуацией, должен исходить от самого клиента, и психотерапевт поощряет данные проявления только при исключении противопоказаний, которыми являются некоторые психические нарушения, ситуации и состояния клиента в конкретных обстоятельствах психологической работы.

Когда мы начали рассматривать эту тему, была идея проанализировать стили юмора по опроснику Рода Мартина для возможности к самодистанцированию. В этом опроснике юмор классифицируется на четыре стиля - два из которых имеют позитивную направленность: это аффилиативный юмор (поддерживающий, направленный на других) и самоподдерживающий юмор; и два, имеющих негативную направленность, это: агрессивный юмор и самоуничижительный. Было бы просто разделить юмор на полезный и вредный, но в разных ситуациях спасительную роль может сыграть и «вредный» юмор: агрессивный и самоуничижительный.

Юмор в своей основе уже парадоксальное явление - это нечто, что может из агрессии привести человека к доброте или наоборот. Самоуничижительный юмор - средство защиты, мы не можем забрать что-то у человека, не дав ему что-то другое взамен. Самодистанцирование - это то, что расширяет границы возможного для человека и любой юмор в определенном контексте работает на это же. Например, казалось бы, где присутствует горе и страдание смех неуместен, но тем не менее В.Франкл - один из тех, кто на своем личном опыте доказал - юмор может быть спасением от отчаяния в концлагере. Основой диссертации Хаи Островер стал юмор как механизм психологической защиты во время Катастрофы. Она взяла подробнейшие интервью у 55 человек, выживших в годы Холокоста, и на основе своей работы написала книгу. «Без юмора мы бы покончили с собой». Это фраза одной из женщин, прошедшей все ужасы Освенцима.«Если главная функция юмора вообще — психологическое облегчение сложных ситуаций путем их сведения к смешной и нелепой форме, то черный юмор помогает пережить наиболее трагические ситуации, которые традиционно считаются слишком трагичными, чтобы над ними шутить», — считает Андрей Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН.

Виктор Франкл в своей книге «Психолог в концлагере» вспоминает, что, когда заключенные, уже без вещей, побритые, голые стояли в душе и все иллюзии о будущем уже рухнули — тогда «явилось нечто неожиданное: черный юмор. Мы ведь поняли, что нам уже нечего терять, кроме этого, до смешного голого тела. Еще под душем мы стали обмениваться шутливыми (или претендующими на это) замечаниями, чтобы подбодрить друг друга и прежде всего себя... Но не удивляйтесь. Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор — тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что

юмор как ничто другое способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго».

В практике логотерапии, почти с каждым клиентом, рассматривается личная ситуации через понимание того, что мы не можем изменить, того, что не зависит от нас и наши потенциальные возможности. Этот анализ проводиться через схему двух полей: поля Судьбы и поля Свободного пространства. Рассматривая «Свободное пространство» вместе с терапевтом, клиент обнаруживает возможности действий или отношения к чему-либо, множество ресурсов. Именно на этапе перечисления потенциальных возможностей логотерапевты активно поощряют клиента использовать юмор, так как чем шире клиент посмотрит на «Свободное пространство», чем больше увидит потенциальных возможностей, даже абсурдных и смешных, тем более творчески он сможет подойти к открытию своих реальных жизненных смыслов.

Юмор выводит человека за границы привычного и даже дозволенного, в том числе и дозволенного самому себе. Конечно, в обычной жизни человек не будет следовать совсем абсурдным, смешным вариантам, которые он может предложить, как вариант развития события, действий и слов. Но его отношение в этот момент уже изменилось, его свобода расширилась. Человек смог дистанцироваться от себя и своей проблемы, а это и есть «самодистанцирование» по В. Франклу.

Типичный пример из лекций Виктора Франкла: студентка мединститута страдала треморофобией, дававшей о себе знать каждый раз, когда профессор по анатомии входил в секционный зал. Применив метод Виктора Франкла - она в такой ситуации стала повторять фразу «Да, теперь наконец мне есть перед кем дрожать, и он должен увидеть, как хорошо я умею это делать». И вскоре студента написала Франклу - что навсегда избавилась и от треморофобии и от самого тремора.

А иногда наоборот - смех и смешное рождается из новой свободы, осознанной клиентом из нового варианта действий, отношений и слов:

Пример из практики Элизабет Лукас - девочка плакала, когда дети в ее классе отбирали ее вещи (шапочку и т.д.) и прятали. Элизабет Лукас проработала с ней вариант - что, когда шапочку забирают - девочка говорит детям «забирайте, мне родители новую купят, вот возьмите еще и варежки». В следующей подобной ситуации девочка могла без страха сказать эту фразу, и дети потеряли интерес у нее что-либо отбирать. Конечно, девочка испытала радость и даже эта ситуация могла в последствии ей казаться смешной.

Таким образом самодистанцирование в свою очередь может породить юмор.

Юмор - это игра, а игра идет из детства - это радостное, легкое действие, активирующее воображение и творчество. Аллегорически наших скрытых возможностей.

Выводы: Юмор дает возможность человеку взглянуть туда, куда мешает смотреть его страх.

Юмор - и на сегодняшний день сложный и недостаточно изученный феномен. Обязательно ли юмор должен иметь позитивную направленность или духовное содержание для того, чтобы вызвать у человека самодистанцирование? И всегда ли юмор клиента будет активировать его способность к самодистанцированию? Возможно ли исследование юмора без контекста конкретной ситуации? Множество вопросов ждут своего исследования, а пока юмор был и будет надежным помощником в практической работе психологов. юмор -это кость, которую мы бросаем злому псу наших страхов, которые сидит на сундуке

Литература

1. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.