Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5080
787
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АРТЛОГОПРОЕКТ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОБРАЗОВАНИЕ / НООЛОГИЧЕСКОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / ART PROJECT / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROJECT / EDUCATION / NOOLOGICAL MATURATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т. А.

В статье рассматриваются проблемы проектной деятельности в образовательном пространстве. Предлагается историческая справка о развитии проектного метода. сравниваются и анализируются теоретические подходы к проектной деятельности, определению «проект» Т.А. Лопатухиной, А.В. Осиповой, В.И. Слободчиковым. Представлены различные виды классификаций, описаны элементы проекта, жизненный цикл и роли участников. Предложены примеры национальных инициатив и проектов. Рассмотрено развитие проектной деятельности в школах. Представлены результаты внедрения проектной деятельности в профессиональном образовании (НИУ ВШЭ, ДФВУ, Московский политех и др.) В статье рассматривается вопрос разделения педагогического и психологического аспектов в проектной деятельности учащихся. Особое внимание уделяется психологическому аспекту в научно-образовательном проекте для молодежи «смысл жизни и судьба. как построить собственное будущее?» ФГБНУ «ПИ РАО». Описаны инновационные методы, такие как артлоготерапия. Проект рассматривается с точки зрения классификаций, структуры и перспектив развития. Сформулирован вывод о необходимости внедрения в образовательное пространство проектов с психологической направленностью, что позволит помочь ноологическому взрослению молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY IN EDUCATIONAL SPACE

The article dwells on project activities in the educational space; gives the historical background of the project method development. theoretical approaches to project activities and the definition of “project” by t.a. lopatukhina, a.V. osipova, and V.i. slobodchikov are compared and analyzed. Various types of classifications are presented, project elements, life cycle, and roles of participants are described. examples of national initiatives and projects are proposed. the development of project activities in schools is considered. the article looks at the implementation of project activities in vocational education (Hse, FeFu, Moscow Polytechnic university, etc.). the authors raise the problem of separating pedagogical and psychological aspects in students’ project activities. Particular attention is paid to the psychological aspect in the scientific and educational project for young people “the meaning of life and fate. How to build your future?” FsBi Pi Rao. innovative methods, such as artlogotherapy, are described. the project is considered in terms of classifications, structure, and development prospects. the study results allow the authors to conclude that it is necessary to introduce projects with a psychological focus in the educational space, which will help young people in noological growing up.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

уДК 159.9, 378

Т. А. Попова

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт» РАО, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования, Московский институт психоанализа; е-таН: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются проблемы проектной деятельности в образовательном пространстве. Предлагается историческая справка о развитии проектного метода. Сравниваются и анализируются теоретические подходы к проектной деятельности, определению «проект» Т.А. Лопатухиной, А.В. Осиповой, В.И. Слободчиковым. Представлены различные виды классификаций, описаны элементы проекта, жизненный цикл и роли участников. Предложены примеры национальных инициатив и проектов. Рассмотрено развитие проектной деятельности в школах. Представлены результаты внедрения проектной деятельности в профессиональном образовании (НИУ ВШЭ, ДФВУ, Московский политех и др.) В статье рассматривается вопрос разделения педагогического и психологического аспектов в проектной деятельности учащихся. Особое внимание уделяется психологическому аспекту в научно-образовательном проекте для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?» ФГБНУ «ПИ РАО». Описаны инновационные методы, такие как артлоготерапия. Проект рассматривается с точки зрения классификаций, структуры и перспектив развития. Сформулирован вывод о необходимости внедрения в образовательное пространство проектов с психологической направленностью, что позволит помочь ноологическому взрослению молодежи.

Ключевые слова: проект; проектная деятельность; артлогопроект; научно-образовательный проект; образование; ноологическое взросление.

T. A. Popova

Ph.D. (Psychology), Senior Researcher,

Federal State Budgetary Scientific Institution "Psychological Institute" RAO, Associate Professor of Psychotherapy and Psychological Counseling Moscow Institute of Psychoanalysis, e-mail: [email protected]

PROJECT ACTIVITY IN EDUCATIONAL SPACE

The article dwells on project activities in the educational space; gives the historical background of the project method development. Theoretical approaches to project activities and the definition of "project" by T.A. Lopatukhina, A.V. Osipova, and V.I. Slobodchikov are compared and analyzed. Various types of classifications are presented, project elements, life cycle, and roles of participants are described.

Examples of national initiatives and projects are proposed. The development of project activities in schools is considered. The article looks at the implementation of project activities in vocational education (HSE, FEFU, Moscow Polytechnic University, etc.). The authors raise the problem of separating pedagogical and psychological aspects in students' project activities. Particular attention is paid to the psychological aspect in the scientific and educational project for young people "The meaning of life and fate. How to build your future?" FSBI PI RAO. Innovative methods, such as artlogotherapy, are described. The project is considered in terms of classifications, structure, and development prospects. The study results allow the authors to conclude that it is necessary to introduce projects with a psychological focus in the educational space, which will help young people in noological growing up.

Key words: project, project activity, art project, scientific and educational project, education, noological maturation.

Введение

Современные реалии российского образовательного пространства характеризуются демонстрированием тенденции повышения требований к качеству профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений. Реорганизации и инновации определяются, в частности, во внедрении проектной деятельности во все ступени образовательной системы. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования по подготовке педагогов и психологов указаны универсальные компетенции: «Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих норм, ресурсов и ограничений» [Федеральный государственный образовательный стандарт 2018].

В российском образовании существует определенный опыт внедрения проектной деятельности, разработана классификация, имеются примеры эффективного применения метода проекта.

Основная часть

Истоками проектной деятельности принято считать метод проблем, который был разработан в XX веке американским педагогом Дж. Дьюи и его учеником У. Х. Килпатриком. Базой явились гуманистические идеи в образовании. Дж. Дьюи организовал в США школы-лаборатории, где и была реализована идея проектного метода. Если обратиться к отечественной истории, то еще в позапрошлом

веке старший учитель Императорской гимназии С. И. Любомудров писал: «Ученик не владеет свободно и уверенно своими познаниями, ибо ему не достает надлежащих внутренних связей между тем, что он выучил в различных областях; он не удерживает прочно и надолго того, что узнал, потому что он усвоил это не при помощи самостоятельной работы, непосредственного интереса, но путем простой рецепции. В нем нет живого стремления к возможно более многостороннему расширению и углублению своих познаний; умственные силы его ученьем не крепнут: он в большинстве случаев апатичен, равнодушен, вял, рассеян» [Любомудров 2019]. В России разработкой метода проектов активно занимался с 1905 года С. Т. Шацкий. Таким образом, мы видим, что проектному методу уже более ста лет.

Рассмотрим сущность и особенности проектов. Проектная деятельность является инновационной, поскольку предполагает преобразование реальности. Проектная деятельность призвана осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции, что даст возможность обеспечить высокую конкурентоспособность специалисту.

В исследованиях встречаем разные определения термина «проект», начиная от лаконичного: «Проект - это продукт людей творческой или узкопрактической деятельности» [Лопатухина, Осипова 2015, с. 37]. Определение как комплекс усилий: «Проект представляет собой комплекс усилий (включающих анализ цели и проблемы), которые должны управляться и планироваться для достижения желаемых изменений в организациях, окружении людей, знаниях, отношении к жизни, включает новую сложную задачу или проблему и должен быть завершен в заранее определенное время [Михалкина 2016]. В. И. Слободчиков обобщает сферы применения проекта как «оформленного комплекса инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельностях» [Слободчиков 2007, с. 29].

Проекты имеют классификацию и в 1920-е гг. Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов: «Проекты игр» - различные игры, народные танцы, постановки. «Экскурсионные проекты» - окружающая среда и общественная жизнь. «Повествовательные проекты» - рассказы в устной, письменной, художественной (картина), музыкальной формах. «Конструктивные

проекты» - например, изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и другое.

Многие проекты узнаваемы и сегодня, но имеют другие, более замысловатые, названия. Проекты игр превратились в «геймифика-цию», «повествовательные» в «арт-проекты».

Современные классификации разделяются по ведущей деятельности, которая осуществляется в этих проектах и по продуктовому результату, который получается на выходе. Классификация следующая: 1. Ведущая деятельность: исследование; тип проекта - исследовательский проект. 2. Ведущая деятельность: конструирование; тип проекта - инженерно-конструкторский.3. Ведущая деятельность: организационное проектирование, тип проекта - организационный проект. 4. Ведущая деятельность: стратегическое проектирование, тип проекта - стратегический проект. 5. Ведущая деятельность: художественное творчество, тип проекта - арт-проект. Отметим, что реальная проектная деятельность редко представлена «чистой» формой, чаще это интеграция и синтез нескольких типов.

Классификация по продуктовому результату: 1. Продуктовый результат: знание, тип проекта - научно-исследовательский проект. 2. Продуктовый результат: объекты / опытные образцы, тип проекта -Опытный проект / НИОКР; 3. Продуктовый результат: технологии, тип проекта - технологический проект. 4. Продуктовый результат: инфраструктура, схема отрасли, тип проекта - инфраструктурный проект. 5. Продуктовый результат: компания, бизнес, рынок, тип проекта - предпринимательский проект. 6. Продуктовый результат: инновация (прохождение полного цикла), тип проекта - инновационный проект. Добавим, что и здесь реальный проект может сочетать в себе и новые знания, и технологии, и инновации [Проектное обучение 2018].

Проекты подразделяются на классы: монопроект, мультипроект, мегапроект. Масштаб проекта классифицируется по размерам самого проекта, по количеству участников и степени влияния на окружающий мир. По длительности проекты делятся на краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет) и долгосрочные (свыше 5-ти лет). Каждый проект имеет ступени своего развития, полная совокупность ступеней от идеи до завершения образует жизненный цикл проекта. Далее деление предполагает фазы, стадии и этапы. Рассмотрим цикл жизни проекта: выделение проблемы - постановка целей,

гипотезы - задачи, планирование - реализация продукта - оформление и представление результата - рефлексия образовательных результатов.

Некоторыми авторами предложены аксиомы получения знаний в проектной деятельности: обучение тому, как учиться; обучение анализировать и решать проблемы; получение знаний от других и совместно с другими; формирование ответственности за собственный познавательный процесс [Михалкина 2016, с.10].

Важнейшим элементом является команда проекта, обычно это участники проекта - учащиеся образовательных учреждений. Выделяют также роль куратора - ключевой руководитель проекта, который отвечает за существование проекта, координирует работу команды, ориентируется в профессиональной области, мотивирует участников команды. Тьютор - эта позиция характерна для образовательных проектов, тьюторы помогают участникам выделять и осмысливать полученный опыт, выстраивать маршрут движения. Особенно важным является акцент на личностные характеристики и личностные компетенции обучающихся. В образовательном проекте обязательно есть позиция преподавателя - это профессионал, который передает ЗУНы (знания, умения, навыки) в специально организованном образовательном процессе. В проекте есть также и позиция лаборанта, который отвечает за оборудование и инструменты. Проекту важно двигаться в правильном направлении и сверяться с картой и маршрутом, специально созданным под каждый проект. Именно это помогает сделать эксперт, профессионал, привлекающийся на всех этапах, но не участвующий в проекте. Важнейшим звеном являются стейкхол-деры - инвесторы, заказчики, пользователи, определяющие требования и принимающие результаты проектной деятельности [Проектное обучение 2018]. Исследования показывают, что проектной деятельностью в образовании занимаются с конца 1990-х гг., диссертационные исследования по данной проблематике насчитывают более 19 тыс. диссертаций по педагогике и психологии. Особый подъем наблюдается с 2005 г., когда был принят приоритетный национальный проект «Образование», в 2019 г. запущен новый национальный проект «Образование», рассчитанный на 5 лет.

Перечислим некоторые из федеральных проектов, входящих в национальный проект: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».

Если обратиться к современному состоянию проектной деятельности в российских школах, можно убедиться, что уже немало сделано: разработаны классификация проектов, каждый элемент проекта исследуется отдельно, рассматриваются возможности и эффективность. По ФГОСу введена отдельная, оцениваемая проектная деятельность для школьников, также с 2020 г. вводится специалист «организатор проектной деятельности» в штатное расписание. Образовательный центр «Сириус» демонстрирует развитие проектной деятельности, в Сочи со всей страны собираются школьники, выигравшие региональные этапы конкурсов, они участвуют в разработке как собственных, так и коллективных проектов. Проводится всероссийский конкурс проектных работ. Тематика и отрасли представлены самые разные - «Агромпромышленные технологии», «Нанотехнологии», «Когнитивные исследования», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина», «Космические технологии» и др. Педагогами и психологами пишутся диссертационные исследования по проектной деятельности. Отметим разброс от действительно интересных идей и инновационных предложений, таких как управление поддержкой проектной деятельности школьников в условиях поликультурного муниципального образования [Бело-усова 2009], развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности [Бичерова 2009], развитие социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах [Опарина 2019], формирование готовности подростков к сбережению здоровья средствами проектной деятельности [Белокопытова 2019] до работ, в которых старые идеи «упакованы» в новую обложку проектной деятельности: проекты как мероприятия во всей школе [Катербарг 2015].

Отметим, что существует значительная разница в представленности проектной деятельности в школах и в высших учебных заведениях, в вузах пока не столь широко она заявлена и внедрена, некоторая активность появилась лишь несколько лет назад, в связи с государственной инициативой в виде национальных проектов, таких как «Экспорт образования», «Новые возможности для каждого», «Молодые профессионалы» и др. Обучающим центром «Сколково» была подготовлена программа наставничества, которая уже сегодня дает

некоторые результаты. Разные варианты внедрения проектной деятельности возможны в профессиональном образовании. В НИУ ВШЭ с 2014 г. наличие проектов является особым видом учебной деятельности, и данная дисциплина введена как обязательная часть подготовки в бакалавриате. Студенты получают зачетные единицы. ВШЭ также активно развивает формат проектно-учебных лабораторий, где особое внимание уделяется междисциплинарности, характеру активностей и исследований. Важными для обучения являются получаемые навыки и итоги реализации проектов. Московский политехнический университет выбрал кардинальные преобразования собственной системы, где главной целью стало сближение университета с реальными секторами экономики. Проектное обучение направлено на разработку студентами востребованного практического решения через реализацию полного жизненного цикла проекта и междисциплинарный подход, активно применяется метод погружения студентов в проектную работу. В Дальневосточном университете выбрали другой путь - создание предпосылок для образования компаний-технологических стартапов. Создан Центр проектной деятельности в форме подразделения Дирекции. Работа проводится со всеми заинтересованными сторонами, присутствует четкое распределение ролей, поиск и удержание партнеров, уделяется внимание рискам. В Нижнетагильском технологическом институте акцент сделан на пошаговом механизме вовлечения в проектную деятельность и созданию уникального продукта. Представлен в вузах и опыт создания самоуправляемой деятельности малой группы студентов с обязательной презентацией итогов работы (Институт компьютерных технологий ЮФУ, Москва). Нижегородский университет представляет уже реализованные проекты в формате всероссийских школ «Технология + Бизнес», где основная задача - получение студентами и молодыми специалистами метазнаний. Результатом учебной проектной деятельности является прототип - модель объекта или вида деятельности [Проектное обучение 2018].

Особое внимание хочется уделить педагогическому и психологическому аспектам. Педагогический аспект реализуется в форме образовательного проекта, поскольку каждый проект должен содержать результат, отдельно должен быть представлен образовательный результат, не только получение ЗУНов, но и компетенций, повышающих конкурентоспособность обучающегося.

В образовательном проекте представлена педагогическая составляющая, реализуемая в организационных ролях, - это наставник, куратор, тьютор, преподаватель. Отметим, что темой проекта становится деятельность или продукт, непосредственно связанные с какой-то дисциплиной. Каким образом реализуется психологический аспект в проектной деятельности, и кто отвечает за психологическое сопровождение? Представляется, что в вопросах мотивации, вовлеченности, рефлексии должны быть заинтересованы все участники проекта. Но больше всего психологическим (наряду с педагогическим) сопровождением должен быть озадачен тьютор, именно он отвечает за рефлексию на каждом этапе проекта, отслеживает вовлеченность и мотивацию участников команды. Сплоченность, умение выстраивать коммуникацию необходимы при формировании команды. Значимым результатом представляется в психологическом аспекте рост и развитие гармоничной личности, осознающей собственную ответственность и имеющей основу в виде духовно-нравственных ценностей. Представляется сложным деление на педагогическую и психологическую составляющие, поскольку эти цели ставятся как в психологии, так и в педагогике, в приоритетах по воспитанию. Но есть ли проекты, не связанные с дисциплинами, а отвечающие вызовам жизни, времени, где учащийся будет не только конкурентоспособным, но и жизнестойким? Такая форма проекта представляется нам возможной для реализации как в школах, так и в профессиональном обучении. Научно-образовательный проект для молодежи «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее», реализуемый с 2012 г. в ФГБНУ «ПИ РАО» одной из задач ставит психолого-педагогическое сопровождение формирования смысложизненных ориентаций молодежи. Целевая группа: школьники и студенты. Отметим, что данный проект по классификации ведущей деятельности является синтезом двух деятельностей: исследовательской и творческой и содержит варианты индивидуальных и командных результатов. Участники проекта представляют свои исследования по экзистенциальной проблематике - это исследовательские работы по смыслу жизни и акме, а также творческие работы - эссе-размышления на экзистенциальные темы. Вторая ведущая деятельность - творческая, каждый участник готовит свой артлогопроект. Артлогопроект - творческое выражение собственных представлений об экзистенциальных ценностях. В этом

году темой для проектов стала «Моя Победа». Риски и перспективы нравственно-патриотического воспитания рассматривает в своих работах И. В. Ульянова [Ульянова 2020]. Представляется значимым, что подростки и юноши, погружаясь в историю страны, празднующей 75-летие, разделяя ее великий подвиг, могут задуматься и о собственной победе, поразмышлять о том, чего они стоят, какие преодоления, трудности были у них в жизни, какая внутренняя победа была одержана и стала собственной ценностью. Темы упражнений для артлогопроектов разные, рассматривающие приоритеты смыслов («Дороги, которые я выбираю»; «Дом со смыслами»), ценности («Рюкзак»), поиски собственной идентичности («Герб моей идентичности»), прикосновение к самотрансценденции («Крылья»), ценность собственной жизни («Драгоценность»), знакомство с собой («Открытие»), развитие и размышление над преодолениями («Моя Победа») [Попова 2018].

Вернемся к классификации. По продуктовому результату научно-образовательный проект также относится и к научно-исследовательскому, продуктом является знание. Одним из критериев проекта является образовательный результат, выраженный в ЗУНах. Преподавательскую функцию, обеспечивающую область знаний в описываемом проекте выполняют руководитель проекта, стажеры и приглашенные гости. Знания собраны в мини-лекции, беседы, презентации. Часто разбираются темы по психологии. С помощью спикеров знания приобретают живой характер, поскольку это не сухой материал, а открытый разговор с примерами из собственного богатого опыта гостя. Спикерами на проекте бывают состоявшиеся в жизни и в профессии люди: ученые, бизнесмены, спортсмены, представители творческих профессий - писатели, актеры, певцы, художники, военные. Этот блок является теоретическим модулем, за ним следует «индивидуальный творческий артлогопроект». Каждый участник добровольно, в спокойной, доброжелательной обстановке представляет свой проект. Защита проекта дает возможность найти ответы на вопросы, возникает новая форма общения - диалог с другим, появляется реальная возможность отстоять свой проект, собственный взгляд или решение, может быть сделать паузу и поразмышлять. На занятиях участников часто озаряют инсайты. Посредством творчества они выходят на смыслы: большие и малые, осознают свои ценности, жизненное пространство и ориентиры.

В творческой части, кроме реализации арт-замысла, есть еще тренировка для овладения важными умениями и навыками: навык публичных выступлений, умение отстаивать собственную точку зрения, умение вступать в диалог, быть участником полилога. Практический модуль представлен тренинговыми упражнениями, подготовленными командой проекта, руководителем и стажерами - студентами психологических факультетов, которые добровольно принимают участие в занятиях. Упражнения готовятся строго по тематике и дают возможность участникам размышлять над экзистенциальной проблематикой, закреплять полученные теоретические знания и, конечно, овладевать навыками работы в группах. Подростки и юноши, становясь командой, овладевают не только умениями в сфере коммуникации, но и навыками принятия решения. В этой части заложены большие возможности освоить soft skills: социально-коммуникативные навыки, атрибуты личности, креативность, эмоциональный интеллект, когнитивные навыки [Раицкая, Тихонова 2018]. Социально-коммуникативные навыки участники проекта приобретают, когда общаются и взаимодействуют, они объединены общими целями, задачами, вместе решают и предлагают полученный продукт к защите. Следующий уровень ключевых навыков - атрибуты личности: убеждения, взгляды, рефлексия собственного опыта, осознание своих ценностей, осмысление собственной жизни. Все эти моменты представлены в части защиты артлогопроекта. В практическом модуле часто применяемый вариант образования - кейс-стади. Новые нестандарные методы, применяемые в обучении, демонстрируют эффективность в различных областях [Пашукова 2019]. Разбор примеров и случаев дает возможность участникам развить и проявить креативность, эмоциональный интеллект и когнитивные навыки. Познавательная активность проявляется в обработке теоретического материала, которая реализуется в первом блоке научно-образовательного проекта. Формируемые в практическом блоке группы чаще всего разновозрастные: курсанты и студенты |I курса и школьники 13 - 16 лет. Развитие социальных контактов, эмоционального интеллекта, использование различных стратегий взаимодействия и приобретение опыта сотрудничества развиваются именно в этом практическом модуле.

В перспективе формат проекта, возможно, претерпит изменения, начнет развиваться по новой траектории. Планируется введение

малых проектов в большой. Стажеры смогут взять на себя роль кураторов, а психологи, руководители групп из разных школ станут тьюторами. Каждый проект будет командным, но у каждого участника будет индивидуальный проект. Участник выбирает тип проекта самостоятельно: артпроект, исследовательский, может быть конструкторский, но в любом случае он будет иметь образовательный результат. В каждом малом проекте будут введены курсы личностного роста. Необходимо продумать варианты проведения занятий - на интернет-площадках. Необходимо разработать варианты привлечения экспертов и критерии экспертных оценок. Продукты проекта будут продемонстрированы в конце учебного года - на симпозиуме.

Заключение

Тема проектов стала актуальной не случайно, во всем мире образование ждут большие перемены. Знаньевая парадигма в образовании потеряла свою значимость, любой дошкольник сегодня может получить информацию из Интернета, и кажется, что преподаватель и учитель уже не нужны. Но это не так, учащимся необходим наставник. Митио Каку, известный футуролог, именно таким видит будущее профессии учителя и преподавателя. Наставник может ставить проблемные задачи, предлагать получать знания через проектную деятельность, самостоятельно освоенные знания являются наиболее ценными и эффективными. Вывод, к которому приводят современные вызовы: за образовательными проектами стоит будущее, которое уже наступило. Но наиболее важным представляются проекты, у которых ключевой темой является ноологическое (осознанное и осмысленное) взросление, о котором писал В. Э. Чудновский [Чудновский 2015]. Стейхолд ерами -заказчиками являются сами участники, общество и, в конечном счете, как бы это пафосно не звучало - жизнь. Подростки и юноши в психологическом, научно-образовательном проекте формируют свое понимание и представление о смысле жизни, о жизненном пространстве, смысложизненных ориентациях, учатся рефлексировать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белокопытова С. В. Формирование готовности подростков к здоровьесбере-

жению средствами проектной деятельности : автореф. ... дис. канд. пед.

наук. Липецк, 2019. 24 с.

Белоусова Т. Н. Управление поддержкой проектной деятельности школьников в условиях поликультурного муниципального образования : авто-реф. ... дис. канд. психол. наук. М., 2011. 23 с.

Бичерова Е. Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности : автореф. ... дис. канд. психол. наук. М., 2009. 24 с.

Большие вызовы. Отчет по образовательной программе. Сочи : Сириус,

2018. 27 с.

Катербарг Т. О. Профессиональное развитие педагога в проектной деятельности общеобразовательной организации: автореф. .дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2015. 24 с.

Лопатухина Т. А., Осипова А. В. Международные проекты и авторская проектная деятельность в образовании // CETERIS PARIBUS. 2015. N° 2. 37 с. URL : https: // cyberleninka.m/artide/n/mezMunarodnye-proekty-i-avtorska-ya-proektnaya-deyatelnost-v-obrazovanii (дата обращения: 05.06.2020).

Любомудров С. И. Значение теории интересов в организации и методе преподавания в классической школе (окончание) / Исследователь / Researcher Научно-методический журнал. 2019. № 3. С. 44-55.

Михалкина Е. В. Организация проектной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. 146 с.

Опарина Е.В. Развитие социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах : автореф. . дис. канд. пед. наук. М., 2019. 23 с.

Пашукова Т. И. Психологические особенности обучения иностранным языкам и применение нестандартных методик преподавателями и студентами-практикантами // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки.

2019. Вып. 3 (832). С. 256-268. URL: www.vestnik-mslu.ru//Vest-2019/3_ 832.pdf.

Попова Т. А. Диалог и полилог в пространстве научно-образовательного проекта // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 6 (814). С. 207-216. URL: www.vestnik-mslu.ru//Vest-2019/6_ 814.pdf.

Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Ев-стратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешуковой. М. : Сколково; 2018. 154 с.

Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363.

Слободчиков В. И. Методология и экспертиза инновационных образовательных проектов // Экспертиза образовательных проектов : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2007. С. 28-41.

Ульянова И. В. Нравственно-патриотическое воспитание российского студенчества в условиях постиндустриального общества: сущность, риски, перспективы // Профилактика зависимостей. 2020. № 1 (21). С. 64-68.

Чудновский В. Э. К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников // Вестник МГОУ. Психологические науки. 2015. № 1. С. 66-72.

REFERENCES

Belokopytova S. V. Formirovanie gotovnosti podrostkov k zdorov'esberezheniju sredstvami proektnoj dejatel'nosti : avtoref. ... dis. kand. ped. nauk. Lipeck, 2019. 24 s.

Belousova T. N. Upravlenie podderzhkoj proektnoj dejatel'nosti shkol'nikov v us-lovijah polikul'turnogo municipal'nogo obrazovanija : avtoref. ... dis. kand. psihol. nauk. M., 2011. 23 s.

Bicherova E. N. Razvitie issledovatel'skoj iniciativnosti mladshih shkol'nikov v uslovijah proektnoj dejatel'nosti : avtoref. ... dis. kand. psihol. nauk. M., 2009. 24 s.

Bol'shie vyzovy. Otchet po obrazovatel'noj programme. Sochi : Sirius, 2018. 27 s.

Katerbarg T. O. Professional'noe razvitie pedagoga v proektnoj dejatel'nosti obshheobrazovatel'noj organizacii: avtoref. .dis. kand. ped. nauk. Krasno-jarsk, 2015. 24 s.

Lopatuhina T. A., Osipova A. V. Mezhdunarodnye proekty i avtorskaja proektnaja dejatel'nost' v obrazovanii // CETERIS PARIBUS. 2015. № 2. 37 s. URL : https://cyberleninka.ru/article/n7mezhdunarodnye-proekty-i-avtorskaya-proektnaya-deyatelnost-v-obrazovanii (data obrashhenija: 05.06.2020).

Ljubomudrov S. I. Znachenie teorii interesov v organizacii i metode prepodavanija v klassicheskoj shkole (okonchanie) / Issledovatel' / Researcher Nauchno-metodicheskij zhurnal. 2019. № 3. S. 44-55.

Mihalkina E. V. Organizacija proektnoi dejatel'nosti: ucheb. posobie / E. V. Mi-halkina, A. Ju. Nikitaeva, N.A. Kosolapova; Juzhnyi federal'nyi universitet. Rostov-na-Donu : Izdatel'stvo Juzhnogo federal'nogo universiteta, 2016. 146 s.

Oparina E. V. Razvitie social'nyh navykov shkol'nikov vo vneurochnoj proektnoj dejatel'nosti v raznovozrastnyh gruppah : avtoref. ... dis. kand. ped. nauk. M., 2019. 23 s.

Pashukova T. I. Psihologicheskie osobennosti obuchenija inostrannym jazykam i primenenie nestandartnyh metodik prepodavateljami i studentami-praktikantami // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta.

Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019. Vyp. 3 (832). S. 256-268. URL: www.vestnik-mslu.ru//Vest-2019/3_ 832.pdf.

Popova T. A. Dialog i polilog v prostranstve nauchno-obrazovatel'nogo proek-ta // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. 6 (814). S. 207-216. URL: www.vestnik-mslu.ru//Vest-2019/6_ 814.pdf.

Proektnoe obuchenie: praktiki vnedrenija v universitetah / pod red. L. A. Ev-stratovoj, N. V. Isaevoj, O. V. Leshukovoj. M. : Skolkovo; 2018. 154 s.

Raickaja L. K., Tihonova E. V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studen-tov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta // Vestnik RUDN. Serija: Psihologija i pedagogika. 2018. T. 15. № 3. S. 350-363.

Slobodchikov V. I. Metodologija i jekspertiza innovacionnyh obrazovatel'nyh proektov // Jekspertiza obrazovatel'nyh proektov : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Minsk, 2007. S. 28-41.

Ul'janova I. V. Nravstvenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskogo studenchestva v uslovijah postindustrial'nogo obshhestva: sushhnost', riski, perspektivy // Profilaktika zavisimostej. 2020. № 1 (21). S. 64-68.

Chudnovskij V. Je. K voprosu o neobhodimosti uchebnogo kursa formirovanija smyslozhiznennyh orientacii starsheklassnikov // Vestnik MGOU. Psihologi-cheskie nauki. 2015. № 1. S. 66-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.