Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности со студентами'

Организация проектной деятельности со студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / проект / проектная деятельность / процесс обучения. / student / project / project activity / learning process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Ш. Гамидов, Х. М. Мартазанов, Р. Р. Алиева

В статье изучена проектная деятельность и рассмотрен процесс ее организации со студентами. Выявлено, что проектная деятельность как средство обучения предполагает интеллектуальное творческое развитие и саморазвитие субъекта образовательной деятельности; как метод обучения способствует широкому переносу знаний в новые нестандартные условия, расширяя границы школьных дисциплин. Проектная деятельность студента рассматривается с нескольких сторон: процесс – как работа по выполнению проекта; продукт – как материализованный результат; защита – как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Выполнение исследовательских проектов дает подрастающему поколению ключ к пониманию того, что знания, полученные в ходе практической деятельности, усваиваются гораздо быстрее и прочнее, чем сухие факты и статистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Ш. Гамидов, Х. М. Мартазанов, Р. Р. Алиева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY WITH STUDENTS

The article studies project activities and considers the process of organizing it with students. It reveals that project activity is a means of learning involves intellectual creative development and self-development of the subject of educational activity and how teaching method contributes to the wide transfer of knowledge to new non-standard conditions, expanding the boundaries of school disciplines. The student’s project activities are considered from several points of view: from the point of view of process – as work on the implementation of the project; of product – as a materialized result; and of protection – as an illustration of the student’s educational achievement. The use of research projects gives younger generation the key to understanding that the knowledge gained in the course of practical activity is absorbed much faster and stronger than the just facts and statistics.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности со студентами»

мое государством, нарушит Закон и Конституцию, государство и РПЦ достигли компромисса в том, что создали курс ОРкСэ, включающий шесть отдельных модулей [3].

Сегодня в программы школ включен еще один обязательный предмет -«Основы духовно-нравственной культуры народов России», являющийся логическим продолжением ОРКСЭ [12].

Рассмотрим основные образовательные достижения детей по курсу ОРКСЭ, согласно пункту 12.6 ФГОС ОО:

1) готовность к нравственному саморазвитию, религиозному самосовершенствованию;

2) знакомство с основными правилами светской и религиозной морали, а также понимание их значения и построение конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание роли морали, веры и религии в жизни людей и в обществе;

Библиографический список

4) формулирование первоначальных взглядов на светскую этику, традиционные религии, их роль в культуре, истории и современных периодах развития России;

5) формирование взглядов на историческую роль традиционных религий в развитии российской государственности;

6) формирование внутренней мотивации человека действовать в соответствии с его верой;

7) нравственное воспитание, основанное на свободе совести и религии, духовных традициях русских народов;

8) признание ценности человеческой жизни [13].

Таким образом, реализация религиозного образования в нашей стране была и остается весьма дискуссионной проблемой. Сегодня одним из путей ее решения является курс «Основы религиозной культуры и светской этики» как обязательный предмет общеобразовательной школы. Курс направлен на углубление знаний детей о сущности и традициях основных конфессий РФ.

1. Basil J.D. Russian School Textbooks on Religion: Theological Learning, Ideological Confrontation, or Religious Education. Journal of Church and State. 2013; Vol. 55, № 4: 712 - 739.

2. Blinkova A., Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis British Journal of Religious Education. 2018; Vol. 40, № 2: 194 - 206.

3. Blinkova A. & Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis. British Journal of Religious Education. 2006; № 40 (2): 194 - 206. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687

4. Jackson R. Religious Education and Debates about Plurality and Culture. International Handbook of the Religious, Moral and Spiritual Dimensions of Education. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2006: 295 - 306.

5. Kollner T. Patriotism, Orthodox Religion and Education: Empirical Findings from Contemporary Russia. Religion, State and Society. 2016; 44(4), 366 - 386. DOI: 10.1080/09637494.2016.1246852

6. ORKSE. (2016 - 17). Retrieved from. Available at: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%200RKSE%20v%2020172018%20gg.pdf

7. POOP. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshhego obrazovaniya (Suggested Basic Curriculum of Primary General Education). Moscow: Ministry of Education and Science, 2015.

8. Rozanskij V. Theology Returns to Russian Universities. AsiaNews.it. Retrieved from, 2017. Available at: http://www.asianews.it/news-en/Theology-returns-to- Russian-universities-41022.html

9. Zwahlen R. The Lack of Moral Autonomy in the Russian Concept of Personality: A Case of Continuity across the Pre-Revolutionary, Soviet and Post- Soviet Periods? State, Religion and Church. 2015; № 2 (1), 19 - 43.

10. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г № 3266-1 с изменениями и дополнениями. ВСНД РФ и ВС РФ. 1992; № 30.

11. Запорожченко А.В., Давыдова К.Д. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: проблемы и перспективы. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. Available at: https: // cyberleninka.ru / article / n/kurs-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-problemy-i-perspektiv

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 373 от 6 ноября 2009 года. Пункт 12.6. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/

References

1. Basil J.D. Russian School Textbooks on Religion: Theological Learning, Ideological Confrontation, or Religious Education. Journal of Church and State. 2013; Vol. 55, № 4: 712 - 739.

2. Blinkova A., Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis British Journal of Religious Education. 2018; Vol. 40, № 2: 194 - 206.

3. Blinkova A. & Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis. British Journal of Religious Education. 2006; № 40 (2): 194 - 206. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687

4. Jackson R. Religious Education and Debates about Plurality and Culture. International Handbook of the Religious, Moral and Spiritual Dimensions of Education. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2006: 295 - 306.

5. Kollner T. Patriotism, Orthodox Religion and Education: Empirical Findings from Contemporary Russia. Religion, State and Society. 2016; 44(4), 366 - 386. DOI: 10.1080/09637494.2016.1246852

6. ORKSE. (2016 - 17). Retrieved from. Available at: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%20ORKSE%20v%2020172018%20gg.pdf

7. POOP. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshhego obrazovaniya (Suggested Basic Curriculum of Primary General Education). Moscow: Ministry of Education and Science, 2015.

8. Rozanskij V. Theology Returns to Russian Universities. AsiaNews.it. Retrieved from, 2017. Available at: http://www.asianews.it/news-en/Theology-returns-to- Russian-universities-41022.html

9. Zwahlen R. The Lack of Moral Autonomy in the Russian Concept of Personality: A Case of Continuity across the Pre-Revolutionary, Soviet and Post- Soviet Periods? State, Religion and Church. 2015; № 2 (1), 19 - 43.

10. Ob obrazovanii. Zakon Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 s izmeneniyami i dopolneniyami. VSND RF i VS RF. 1992; № 30.

11. Zaporozhchenko A.V., Davydova K.D. Kurs «Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj 'etiki»: problemy i perspektivy. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2013. № 1. Available at: https: // cyberleninka.ru / article / n/kurs-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-problemy-i-perspektiv

12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya» s izmeneniyami i dopolneniyami Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii № 1897 ot 17 dekabrya 2010 goda. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

13. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii № 373 ot 6 noyabrya 2009 goda. Punkt 12.6. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/

Статья поступила в редакцию 09.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10142

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: Gls2209@yandex.ru

Martazanov Kh.M, Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Sports Disciplines, Ingush State University (Magas, Russia) Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY WITH STUDENTS. The article studies project activities and considers the process of organizing it with students. It reveals that project activity is a means of learning involves intellectual creative development and self-development of the subject of educational activity and how teaching method contributes to the wide transfer of knowledge to new non-standard conditions, expanding the boundaries of school disciplines. The student's project activities are considered from several points of view: from the point of view of process - as work on the implementation of the project; of product - as a materialized

result; and of protection - as an illustration of the student's educational achievement. The use of research projects gives younger generation the key to understanding that the knowledge gained in the course of practical activity is absorbed much faster and stronger than the just facts and statistics. Key words: student, project, project activity, learning process.

Л.Ш. Гамидое, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: Gls2209@yandex.ru Х.М. Мартазаное, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rukisha@bk.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТУДЕНТАМИ

В статье изучена проектная деятельность и рассмотрен процесс ее организации со студентами. Выявлено, что_проектная деятельность как средство обучения предполагает интеллектуальное творческое развитие и саморазвитие субъекта образовательной деятельности; как метод обучения способствует широкому переносу знаний в новые нестандартные условия, расширяя границы школьных дисциплин. Проектная деятельность студента рассматривается с нескольких сторон: процесс - как работа по выполнению проекта; продукт - как материализованный результат; защита - как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Выполнение исследовательских проектов дает подрастающему поколению ключ к пониманию того, что знания, полученные в ходе практической деятельности, усваиваются гораздо быстрее и прочнее, чем сухие факты и статистика. Ключевые слова: студент, проект, проектная деятельность, процесс обучения.

Новая парадигма образования требует от преподавателя поиска новых методик, на основе которых наряду с высоким уровнем теоретической подготовки необходимо обеспечить переориентацию образовательного процесса на формирование исследовательских компетенций обучающихся.

Метод проектов возник в начале ХХ века в США. Выдающийся американский философ и педагог Дж. Дьюи разработал его как метод решения проблем. Первым в 1918 году термин «метод проектов» ввел последователь Дж. Дьюи В. Килпатрик. Тогда были провозглашены принципы «обучения через деятельность», «все из жизни, все для жизни» [1].

М. Кноллом выделены следующие фазы становления и развития метода проектов:

1) начало проектной деятельности в архитектурных школах Европы (1590 - 1765 гг.);

2) использование проекта как обычного методического приема и распространения его в США (1765 - 1880 гг.);

3) реализация проектов в трудовых школах США (1880 - 1915 гг.);

4) инновационная трактовка метода проектов и начало его распространения в Европе (1915 - 1965 гг);

5) переосмысление идеи проектного обучения и третья волна его международного распространения (с 1965 г и до сих пор)» [2].

Научные изыскания Н.Ю. Пахомовой позволили выделить другую, более обобщенную периодизацию эволюционного развития проектного обучения, а именно:

1) этап становления проектирования как педагогической технологии обучения (XVI в. - конец Х1Х в.);

2) этап активного внедрения в учебно-воспитательный процесс (начало XX - 20-е годы XX века);

3) этап трансформации (30-е годы XX в. - 80 - е годы XX в.);

4) этап активизации (90-е годы XX в. - начало XXI в.)» [3].

Метод проектов имеет богатую историю развития, в условиях современности он обрел большую популярность и используется в образовательном процессе разных стран.

В.В. Гузеев отмечает, что учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия субъектов учебного процесса, и результат деятельности как найденный способ решения проблемы [4].

Е.К. Чиркова под учебным проектом понимает результат проектной деятельности школьников и определяет его как самостоятельно разработанный и изготовленный учащимися продукт от идеи до воплощения, имеющий объективную и субъективную новизну [5].

В.В. Патракова проектную деятельность характеризует следующим образом: «...проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам» [6].

Методика организации проектной деятельности на занятиях по своей структуре является системой, которая состоит из трех блоков: управленческого, организационно-процессуального и содержательного.

Управленческий блок раскрывает роль педагога как руководителя проектной деятельности обучающихся. В работе над проектом происходит изменение функций учителя (тот, кто учит) на функции руководителя (тот, кто направляет) проекта. Управленческая деятельность руководителя исключает авторитарный стиль общения между ним и школьниками.

Работа над проектом основана на сотрудничестве руководителя и отдельного ученика или группы детей. Их сотрудничество-сотворчество ведется на уровне субъект-субъектных отношений. Такая позиция педагога влечет за собой большую ответственность. С одной стороны, педагог является равноправным участником проекта, а с другой - ответственным лицом в любой ситуации. Самое главное - педагог взвешенно направляет все предложения и идеи участников в нужном направлении, которое соответствует целям и задачам, теме и предмету обсуждения. Руководитель проекта создает систему организационно-процессуальных условий для качественного выполнения проекта школьниками.

Управленческая роль руководителя проекта по математике реализуется через сотворчество, поддержку, советы, ответы на вопросы обучающихся и постановку наводящих вопросов. Управленческая деятельность руководителя проекта тесно связана с организацией проектной деятельности обучающихся и самоорганизацией младших школьников в работе над проектом, входящей в организационно-процессуальный блок.

В основу организационно-процессуального блока положена идея об особенностях проектной деятельности, когда проект выступает как процесс, деятельность, инициированная определенной проблемой, имеет конкретный порядок действий: деятельности над разработкой, выполнением и воплощением проектного замысла, приводит к конкретному результату. Таким образом, понятие «проектная деятельность» охватывает работу учителя и учеников, начиная от задумки осуществлять проектную деятельность и заканчивая представлением результатов этой деятельности; в том числе оно включает в себя и процесс решения центральной проблемы, суть которой в последовательном выполнении намеченных шагов проекта.

В том случае, когда работа над проектом инициируется учителем математики (руководителем проекта), первым шагом является мотивация учащихся к проектной деятельности и актуализация идеи проекта в сознании участников проектных групп. Раскрыв актуальность и привлекательность проектного замысла, руководитель проекта тем самым пытается заинтересовать учеников, чтобы они стали партнерами, единомышленниками, ведь один из основных принципов технологии проектного обучения - это сотрудничество и сотворчество.

Стадия предпроекта предусматривает обсуждение собственных интересов учеников, проблем (познавательных, личных или общественных), которые бы стали предметом проектной деятельности; высказывания пожеланий, вопросов; короткое обсуждение идей, что возникли; перечень возможных (более конкретных) тем проекта; формулирование темы проекта для класса или группы; формирование проектных групп, пар или самоопределение в персональный проект [7].

Когда рабочие группы окончательно сформированы, темы определены, начинается непосредственная работа над конкретным проектом. Эта работа начинается с планирования: определение временных рамок, разграничение работы по этапам, определение ответственных, определение наиболее актуальной проблемы, вокруг которой развернется проектная деятельность.

В основе каждого проекта должна лежать проблема, вызванная желанием познать новое и наметить практическое применение полученного знания. Проблема проекта определяет мотив деятельности, направленный на ее решение. Выбор проблемы является одним из важных и сложных этапов. Необходимо направить мысли школьника на самостоятельный поиск проблемы. Важно научить учащихся видеть противоречия между известным и неизвестным, что достигается применением разнообразных методических приемов: «круглый стол», «мозговой штурм», а также создание учителем проблемных ситуаций. К этому побуждает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью, основанная на актуальных детских интересах.

Далее участники переходят к практическому этапу, суть которого - осуществить запланированные действия и получить результат. Следовательно, создание продукта проекта подчиняется задачам обучения математике. Суть проектной технологии - в ее прагматическом направлении через практическое

использование знаний, умений, навыков для осознания учащимися значения полученного опыта. Здесь происходит мотивация к изучению математики через интерес к конечному результату проекта, поскольку проектная деятельность учит школьников решать разнообразные учебно-познавательные, прикладные ситуации или просто интересные проблемные задачи [8].

Когда процесс выполнения проектного замысла закончен, а участники достигают запланированного результата, следующим шагом является презентация полученного продукта. При подготовке участников к презентации следует помнить, что им нужно как можно лучше представить продукт, ради которого был организован проект.

Третьим функциональным компонентом методики является содержательный блок, выражающий содержание образования, заложенный в основу учебной и внеучебной проектной деятельности учащихся на занятиях. Необходимо большее внимание уделять проектам, связанным с учебной программой дисциплины. На занятиях важно вызвать познавательный запрос студентов, например:

- раскрывать межпредметные и интеграционные связи;

- включать в рабочую программу небольшие дополнения, которые направлены на формирование отдельных представлений, понятий, имеющих прикладной характер;

- решать задачи прикладного характера;

- разработать систему проблемных задач интеллектуально-практического характера [9].

Осуществив анализ научно-методической литературы, обобщив результаты наблюдений, нами определены общие требования к организации проектной деятельности на занятиях:

- целостность системы;

Библиографический список

- наличие различных типов заданий и связей между ними для формирования умения планировать свою деятельность;

- иерархическая подчиненность заданий;

- связь с учебно-воспитательной средой;

В основу педагогической работы по организации проектной деятельности положены следующие дидактические принципы:

- принцип целостности (влияние составляющих системы на формирование ее целостности);

- принцип научности и доступности (простейшие задачи по математике являются основой для построения более сложных);

- принцип систематичности (формирование умения работать самостоятельно и в группе над проектом, а также планировать свою деятельность осуществляется систематически и целенаправленно);

- принцип противодействия выработке стереотипа мышления (сохранение гармонии между рациональным и психоэмоциональным уровнями восприятия).

Итак, проектная деятельность как средство обучения предполагает интеллектуальное творческое развитие и саморазвитие субъекта образовательной деятельности; как метод обучения способствует широкому переносу знаний в новые нестандартные условия, расширяя границы школьных дисциплин. Проектная деятельность студента рассматривается с нескольких сторон: процесс - как работа по выполнению проекта; продукт - как материализованный результат; защита - как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Выполнение исследовательских проектов дает подрастающему поколению ключ к пониманию того, что знания, полученные в ходе практической деятельности, усваиваются гораздо быстрее и прочнее, чем сухие факты и статистика.

1. Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении. Исследовательская работа школьников. 2006; № 1: 100 - 107.

2. Knoll M. The Project Method: Its Vocational Origin and International Development. Journal of Industrial Teacher Education. 2017; Vol. 34, № 3: 59 - 80.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? Методист. 2010; № 1: 39 - 46.

4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. 2015; № 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Available at: http://obrpeterhof.ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FG0S_373.pdf

6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2015; № 9: 55 - 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А. Структура и содержание проектной деятельности. Стандарты и мониторинг в образовании. 2014; № 4: 21 - 26.

8. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. 2013; № №6: 33 - 38.

9. Степанова С.В. Организация проектной деятельности в начальной школе. Начальная школа. 2010; № 10.

References

1. Obuhov A.S. Ocenka 'effektivnosti primeneniya proektnoj i issledovatel'skoj deyatel'nosti v obuchenii. Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov. 2006,; № 1: 100 - 107.

2. Knoll M. The Project Method: Its Vocational Origin and International Development. Journal of Industrial Teacher Education. 2017; Vol. 34, № 3: 59 - 80.

3. Pahomova N.Yu. Proektnoe obuchenie - chto 'eto? Metodist. 2010; № 1: 39 - 46.

4. Guzeev V.V. «Metod proektov» kak chastnyj sluchaj integral'noj tehnologii obucheniya. Direkiorshkoly. 2015; № 6.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://obrpeterhof. ru/upload/08-Normativnie_documents/02-FGOS_373.pdf

6. Zemlyanskaya E.N. Uchebnye proekty mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2015; № 9: 55 - 59.

7. Kal'nej V.A., Matveeva T.M., Mischenko E.A. Struktura i soderzhanie proektnoj deyatel'nosti. Standarty imonitoring vobrazovanii. 2014; № 4: 21 - 26.

8. Sidenko A.S. Metod proektov: istoriya i praktika primeneniya. Zavuch. 2013; № №6: 33 - 38.

9. Stepanova S.V. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti v nachal'noj shkole. Nachal'naya shkola. 2010; № 10.

Статья поступила в редакцию 09.12.19

УДК 372 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10143

Dzidzoeva S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: sofia62@mail.ru

Krasnoshlyk Z.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: zina.solovevа@mail.ru

TECHNOLOGICAL REFERENCE POINT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF RSO-ALANIA. Ethno-cul-tural education of preschoolers is a process of formation of the personality loving his homeland, proud of historical achievements of his people and culture. The territory with which the history of the people is connected, a corner of the native land, is closely connected and is one of the deepest sources of patriotic feelings. The article presents a theoretical analysis of ethno-cultural education of preschool children, identifies features of ethno-cultural education of older preschoolers, systematizes the technology of ethno-cultural education of preschoolers, proposes a partial program "Preschooler in the world of culture of the native land" on the materials of RSO-Al-ania, developed in accordance with the requirements of the GEF DO.

Key words: technology, technological reference point, ethno-cultural education, partial program, culture of native land, preschool education, socio-cultural values.

С.М. Дзидзоева, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail:sofia62@mail.ru

З.П. Краеношлык, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: zina.solovevа@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.