9. Ознакомление обучающихся с фактами, носящими, по их мнению, необъяснимый характер.
10. Создание межпредметных связей.
11. Переформулировка вопросов задания [4].
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что при создании проблемной ситуации педагог может использовать следующие методические приемы:
- подвести школьников к имеющемуся в проблемной ситуации противоречию, предложить обучающимся самостоятельно найти способ его разрешения;
- предложить выполнить практические действия, которые, на первый взгляд ,не вызовут у обучающихся трудностей, но в результате окажутся невыполнимыми;
- предложить задания с элементами исследовательской работы, цель которых - овладение навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов;
- столкнуть между собой противоречия практической деятельности;
- изложить различные взгляды по одному и тому же вопросу;
- предложить рассмотреть жизненные явления с различных позиций (например, с точки зрения представителей различных профессий);
- использовать в основе решения проблемы жизненный опыт обучающихся, в результате чего ими будет выявлена недостаточность имеющихся у них представлений, возникнет потребность в освоении новых знаний;
Библиографический список
- побудить обучающихся к диалогу: предложить сделать сопоставление фактов, их анализ, обобщение, сделать выводы из ситуации;
- поставить конкретные вопросы, требующие обоснования логики рассуждения, развернутого аргументированного высказывания, обобщения фактов проблемной ситуации;
- определить теоретические и практические задания: этапы решения поставленной проблемы;
- создать ситуацию выбора, при которой необходимо избрать из ряда способов решения проблемы наиболее рациональный;
- сформулировать проблемные задачи, данные в которых будут недостаточными или избыточными; с заведомо допущенными ошибками; противоречивыми.
Возможна также неопределенность при постановке вопроса, которая будет наталкивать обучающихся на то, что они обладают недостаточными знаниями для разрешения поставленного вопроса. При этом к профессионализму педагога предъявляются особые требования - сам педагог должен в совершенстве владеть техникой постановки проблемных вопросов [7 - 9].
Таким образом, при использовании проблемных ситуаций создаются все условия для проявление познавательной активности. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднения и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Москва: Издательская корпорация «Логос», 2005.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. Москва: Педагогическая литература, 2008.
3. Диагностика «Лесенка уроков». Ваш психолог. Москва, 2009 - 2016. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/125-diagnostic-ladder-lessons
4. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Проект «Инфоурок». Смоленск, 2012 - 2016. Available at: https: //infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_ shkolnoy_motivacii_n. g.luskanovoy-374120.htm
5. Понамарева Е.В., Пыльненькая Е.А., Булыгина И.В., Гончарова Н.Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. 2017; № 3: 64 - 68. Available at: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2002.
7. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100
8. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-2: 127 - 131.
9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1. С. 171 - 174.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 2005.
2. Bozhovich L.I. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna. Moskva: Pedagogicheskaya literatura, 2008.
3. Diagnostika "Lesenka urokov". Vash psiholog. Moskva, 2009 - 2016. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/125-diagnostic-ladder-lessons
4. Anketa «Ocenka urovnya shkol'noj motivacii» N.G. Luskanovoj. Proekt «Infourok». Smolensk, 2012 - 2016. Available at: https: //infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_ motivacii_n. g.luskanovoy-374120.htm
5. Ponamareva E.V., Pyl'nen'kaya E.A., Bulygina I.V., Goncharova N.G. Problemnaya situaciya kak uslovie razvitiya poznavatel'noj motivacii doshkol'nika // Voprosy doshkol'noj pedagogiki. 2017; № 3: 64 - 68. Available at: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/
6. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2002.
7. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100
8. Gorbunova N.V. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: ot nachala puti k uspehu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51-2: 127 - 131.
9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1. S. 171 - 174.
Статья поступила в редакцию 19.11.19
УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10141
Akisheva M.S., teaching assistant, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE COURSE "BASICS OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS" AND THE SPECIFICS OF ITS INTRODUCTION INTO THE RANGE OF GENERAL SUBJECTS. The article deals with history of religious education in Russia, the main stages of its formation. The paper studies the history of the course "Basics of religious culture and secular ethics" in modern Russian education. The article substantiates the contents of the course and characterizes its modules. The study examines the main problems associated with the introduction of this course and its state at the present stage. The author concludes that the realization of religious education in our country has been and remains a very controversial problem. Today, one of the ways to solve it is to use this course as a compulsory subject of general education school. The course is aimed at deepening children's knowledge of traditions of the main denominations of the Russian Federation.
Key words: "Basics of religious culture and secular ethics", Orthodox culture, religious culture, religious education, secular ethics. tolerance, multi-culturalism, moral culture.
М.С. Акишева, ассистент, филиал Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
СУЩНОСТЬ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И СПЕЦИФИКА ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В СПЕКТР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье рассматривается история религиозного образования в России, основные этапы его становления. В работе изучается история возникновения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в современном российском образовании, обосновывается сущность курса, охарактеризованы его модули. В исследовании также рассматриваются основные проблемы, связанные с внедрением курса «Основы религиозной культуры и светской этики», и его состояние на современном этапе.
Ключевые слова: «Основы религиозной культуры и светской этики», православная культура, религиозная культура, религиозное образование, светская этика, толерантность, мультикультурализм, духовно-нравственная культура.
На основе изучения научных исследований по истории педагогики, научно-педагогических публикаций последних лет, а также опыта работы учреждений основного общего образования можем говорить о том, что становление религиозного образования в современной России (после выхода ее из состава СССР) было процессом неоднородным. Внедрение конфессионального компонента в систему отечественного образования прошло несколько этапов. Обратимся к их более детальному изучению [1 - 13]. Содержание этих этапов и их хронология представлены в этой статье.
В 1992 году был принят Закон об образовании, который гласит, что «деятельность религиозных движений и организаций (союзов) в государственных школах запрещена» [10]. Такая политика была обоснована светским характером образования.
Однако в данный исторический период наблюдался большой общественный интерес к вопросам религии и желание различных религиозных общин, в частности Русской православной церкви, участвовать в деятельности государственных школ. Но призывы РПЦ ввести обязательный класс по религиозному образованию в течение длительного времени не были услышаны на федеральном уровне, в связи с чем долгие годы потребность разработки программы религиозного образования не стояла на повестке дня решений законодателей в сфере образования.
В 2002 году министром образования Филипповым было подписано распоряжение о включении образовательного курса православной культуры в программы муниципальных школ. Первый учебник «Основы православной культуры», на основе которого преподавался курс, принадлежит авторству Аллы Бородиной. Анализ мнения педагогов и представителей православного духовенства позволяет говорить о спорной качественности данного учебника. Однако на протяжении учебного года обучение на его основе все же было реализовано.
В 2003 году министр Филиппов подвергся жесткой критике со стороны представителей других конфессий РФ за то, что предпочтение было отдано православию, результатом чего со стороны министерства было предложено разработать курс по нескольким религиям. Данное предложение, в свою очередь, было критично воспринято православными иерархами, желавшими сохранить отдельный курс по Православию. Они стало лоббировать конфессиональную модель религиозного образования, которая позволила бы обучать школьников согласно их религиозным предпочтениям в отдельных классах [9]. Такая позиция была рассчитана на то, что в государстве, в котором до 80% населения исповедуют православие, большинство родителей и обучающихся отдадут предпочтение курсу по культуре православия. Однако ожидания православных иерархов не вполне оправдались.
В 2006 году в некоторых регионах были введены обязательные занятия по православному христианству в государственных школах; в ряде других регионов курс был введен как факультативный предмет, что вызвало значительный протест со стороны религиозных меньшинств, атеистов и интеллектуалов, жалующихся на «клерикализацию образования» [5].
2007 год был ознаменован внесением поправок в Закон об образовании, в результате которых местные и региональные компоненты учебных программ были упразднены. Так, государственные школы стали реализовывать образовательную деятельность по учебным программам согласно федеральному стандарту. В том же году Министерством образования в сотрудничестве с руководством МП РПЦ расширило федеральный стандарт путем создания новой учебной области под названием «Духовно-нравственное развитие граждан России», в которой курс по религиозным культурам стал первым.
В 2012 году в систему учебной программы государственных школ был введен однолетний курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в качестве обязательного предмета. Школьникам и их родителям следовало выбрать один из шести модулей, составляющих курс, а именно:
- основы ислама;
- основы иудаизма;
- основы буддизма;
- основы православного христианства;
- основы мировых религиозных культур или светской этики.
Курс был рассчитан на школьников четвертых и пятых классов.
На основе анализа официальных документов было отмечено, что цель ОРКСЭ как образовательного курса включала следующие положения:
- понимание значения моральных норм и ценностей и умение вести себя в соответствии с этими принципами;
- стремиться к нравственному совершенству и духовному развитию;
- развивать первичные знания о традиционных религиях русского населения (православие, ислам, буддизм и иудаизм), его роли в культуре, истории и современном мире;
- формирование российского государства и русской светской этики в отношении вопросов морального выбора, действий по совести [7].
Цель внедрения курса ОРКСЭ можно сравнить с английской и шведской моделями религиозного образования, объединяющими в себе подход «learning about religion» с «learning from» [2]. Данные образовательные модели подчеркивают значимость духовного развития обучающихся наряду с необходимостью получения знаний о религиозных культурах и нерелигиозных мировоззрениях.
В целом официально ОРКСЭ является неконфессиональным учебным предметом, который преподается светскими учителями. Однако в действительности он является ориентированным на образование «into religion», то есть направленным на «взращивание веры» [4]. Такая характеристика предмета относится ко всем модулям, его составляющим. Однако в большей степени образование по принципу «into religion» касается модуля, отведенного для изучения православной культуры.
Самым весомым из системы учебно-методического обеспечения курса ОРКСЭ, в частности православного модуля, представляется учебник «Основы православной культуры», автором которого является протодиакон РПЦ Андрей Кураев. Его сопровождает методическое пособие для учителя авторства ГА. Обернихиной. Эти образцы учебно-методической литературы отличаются изобилием катехизаторских материалов, в них также присутствуют фрагменты для чтения, открыто призывающие к религии.
И хотя каждый модуль курса ОРКСЭ посвящен той или иной религиозной или нерелигиозной традиции, все они направлены на решение главной задачи новой образовательной программы - усиление российского национального единства [8] через традиционализм, православие и патриотизм.
Статистический анализ, проведенный в 2016 - 2017 учебном году, дает следующую картину:
- 40,5% обучающихся выбрали основы светской этики;
- 38,5% школьников изучали основы православной культуры;
- основы мировых религиозных культур выбрали 16,5% обучающихся;
- изучение ислама было выбрано 4 школьников;
- буддизм и иудаизм изучали менее 1% детей [6].
В общественном сознании и восприятии курс ОРКСЭ до настоящего времени является довольно дискуссионным. С одной стороны, по словам российских чиновников, этот курс поможет школьникам развить свою этническую идентичность, моральный смысл и терпимость. Противники внедрения курса указывают на то, что выбор предметов изначально несовместим с позициями толерантности, в частности в связи с тем, что изучение христианства включает только одну ветвь, а именно русское православие; кроме того, содержание модуля «светской этики» остается неясным.
По словам исследователей А.В. Запорожченко и К.Д. Давыдовой, «введение курса скорее усилило напряжение в обществе. Косвенным свидетельством является тот факт, что в последнее время в выборе родителей и детей (или скорее администрации школы) четко лидируют две антагонистические позиции: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». Выбор во многом предопределен мировоззрением родителей. «Основы мировых религиозных культур» - курс, изначально направленный на воспитание мультикультурализма и толерантности, теряет свою популярность» [11].
Анализируя сущность курса ОРКСЭ и историю его внедрения в российские школы, можно говорить о том, что такое решение было своеобразным компромиссом между государством и Русской православной церковью.
Представители образовательной политики хотели ввести неконфессиональный курс религиозного образования для всех обучающихся, не разделяя их на «группы интересов», однако со сторон руководства РПЦ это предложение было отвергнуто из-за боязни, что такой курс может привить подрастающему поколению моральный релятивизм и равнодушие. Понимая тот факт, что открытое конфессиональное религиозное образование, предоставляемое и финансируе-
мое государством, нарушит Закон и Конституцию, государство и РПЦ достигли компромисса в том, что создали курс ОРкСэ, включающий шесть отдельных модулей [3].
Сегодня в программы школ включен еще один обязательный предмет -«Основы духовно-нравственной культуры народов России», являющийся логическим продолжением ОРКСЭ [12].
Рассмотрим основные образовательные достижения детей по курсу ОРКСЭ, согласно пункту 12.6 ФГОС ОО:
1) готовность к нравственному саморазвитию, религиозному самосовершенствованию;
2) знакомство с основными правилами светской и религиозной морали, а также понимание их значения и построение конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание роли морали, веры и религии в жизни людей и в обществе;
Библиографический список
4) формулирование первоначальных взглядов на светскую этику, традиционные религии, их роль в культуре, истории и современных периодах развития России;
5) формирование взглядов на историческую роль традиционных религий в развитии российской государственности;
6) формирование внутренней мотивации человека действовать в соответствии с его верой;
7) нравственное воспитание, основанное на свободе совести и религии, духовных традициях русских народов;
8) признание ценности человеческой жизни [13].
Таким образом, реализация религиозного образования в нашей стране была и остается весьма дискуссионной проблемой. Сегодня одним из путей ее решения является курс «Основы религиозной культуры и светской этики» как обязательный предмет общеобразовательной школы. Курс направлен на углубление знаний детей о сущности и традициях основных конфессий РФ.
1. Basil J.D. Russian School Textbooks on Religion: Theological Learning, Ideological Confrontation, or Religious Education. Journal of Church and State. 2013; Vol. 55, № 4: 712 - 739.
2. Blinkova A., Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis British Journal of Religious Education. 2018; Vol. 40, № 2: 194 - 206.
3. Blinkova A. & Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis. British Journal of Religious Education. 2006; № 40 (2): 194 - 206. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687
4. Jackson R. Religious Education and Debates about Plurality and Culture. International Handbook of the Religious, Moral and Spiritual Dimensions of Education. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2006: 295 - 306.
5. Kollner T. Patriotism, Orthodox Religion and Education: Empirical Findings from Contemporary Russia. Religion, State and Society. 2016; 44(4), 366 - 386. DOI: 10.1080/09637494.2016.1246852
6. ORKSE. (2016 - 17). Retrieved from. Available at: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%200RKSE%20v%2020172018%20gg.pdf
7. POOP. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshhego obrazovaniya (Suggested Basic Curriculum of Primary General Education). Moscow: Ministry of Education and Science, 2015.
8. Rozanskij V. Theology Returns to Russian Universities. AsiaNews.it. Retrieved from, 2017. Available at: http://www.asianews.it/news-en/Theology-returns-to- Russian-universities-41022.html
9. Zwahlen R. The Lack of Moral Autonomy in the Russian Concept of Personality: A Case of Continuity across the Pre-Revolutionary, Soviet and Post- Soviet Periods? State, Religion and Church. 2015; № 2 (1), 19 - 43.
10. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г № 3266-1 с изменениями и дополнениями. ВСНД РФ и ВС РФ. 1992; № 30.
11. Запорожченко А.В., Давыдова К.Д. Курс «Основы религиозных культур и светской этики»: проблемы и перспективы. Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. Available at: https: // cyberleninka.ru / article / n/kurs-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-problemy-i-perspektiv
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 373 от 6 ноября 2009 года. Пункт 12.6. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/
References
1. Basil J.D. Russian School Textbooks on Religion: Theological Learning, Ideological Confrontation, or Religious Education. Journal of Church and State. 2013; Vol. 55, № 4: 712 - 739.
2. Blinkova A., Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis British Journal of Religious Education. 2018; Vol. 40, № 2: 194 - 206.
3. Blinkova A. & Vermeer P. Religious Education in Russia: A Comparative and Critical Analysis. British Journal of Religious Education. 2006; № 40 (2): 194 - 206. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687
4. Jackson R. Religious Education and Debates about Plurality and Culture. International Handbook of the Religious, Moral and Spiritual Dimensions of Education. Dordrecht, Netherlands: Springer, 2006: 295 - 306.
5. Kollner T. Patriotism, Orthodox Religion and Education: Empirical Findings from Contemporary Russia. Religion, State and Society. 2016; 44(4), 366 - 386. DOI: 10.1080/09637494.2016.1246852
6. ORKSE. (2016 - 17). Retrieved from. Available at: http://orkce.apkpro.ru/doc/Vybor%20modulia%20ORKSE%20v%2020172018%20gg.pdf
7. POOP. Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshhego obrazovaniya (Suggested Basic Curriculum of Primary General Education). Moscow: Ministry of Education and Science, 2015.
8. Rozanskij V. Theology Returns to Russian Universities. AsiaNews.it. Retrieved from, 2017. Available at: http://www.asianews.it/news-en/Theology-returns-to- Russian-universities-41022.html
9. Zwahlen R. The Lack of Moral Autonomy in the Russian Concept of Personality: A Case of Continuity across the Pre-Revolutionary, Soviet and Post- Soviet Periods? State, Religion and Church. 2015; № 2 (1), 19 - 43.
10. Ob obrazovanii. Zakon Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 s izmeneniyami i dopolneniyami. VSND RF i VS RF. 1992; № 30.
11. Zaporozhchenko A.V., Davydova K.D. Kurs «Osnovy religioznyh kul'tur i svetskoj 'etiki»: problemy i perspektivy. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2013. № 1. Available at: https: // cyberleninka.ru / article / n/kurs-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoy-etiki-problemy-i-perspektiv
12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya» s izmeneniyami i dopolneniyami Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii № 1897 ot 17 dekabrya 2010 goda. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
13. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii № 373 ot 6 noyabrya 2009 goda. Punkt 12.6. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-06102009-n-373/
Статья поступила в редакцию 09.12.19
УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10142
Gamidov L.Sh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Martazanov Kh.M, Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Sports Disciplines, Ingush State University (Magas, Russia) Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional Pedagogy, Technology and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY WITH STUDENTS. The article studies project activities and considers the process of organizing it with students. It reveals that project activity is a means of learning involves intellectual creative development and self-development of the subject of educational activity and how teaching method contributes to the wide transfer of knowledge to new non-standard conditions, expanding the boundaries of school disciplines. The student's project activities are considered from several points of view: from the point of view of process - as work on the implementation of the project; of product - as a materialized