Научная статья на тему 'Организация проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике'

Организация проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельность / студент / процесс обучения / информатика. / project / project activity / student / learning process / computer science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э. Р. Гузуева, Э. С. Бабаева, П. Р. Мурадова

В статье изучен процесс организации проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике. Сделан вывод о том, что организация проектной деятельности по информатике является средством объединения всех звеньев педагогически организованной образовательной среды, основанной на добровольной деятельности учащихся под руководством педагога, имеет целью развивать, удовлетворять познавательные запросы студентов по информатике и осуществляется в учебное и внеучебное время в рамках содержания учебной программы, интегрируя знания различных дисциплин. Педагог осуществляет лишь «поддержку» активной учебной деятельности студентов через их сотрудничество и продуктивное общение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э. Р. Гузуева, Э. С. Бабаева, П. Р. Мурадова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE

The article studies the process of organizing students’ project activities in the process of teaching computer science. It is concluded that the organization of project activities in computer science is a means of combining all the links of a pedagogically organized educational environment based on the voluntary activities of students under the guidance of a teacher, and aims to develop, satisfy the cognitive needs of students in computer science, and is carried out in school and extracurricular time, as part of the curriculum content and integrates knowledge of various disciplines. The teacher provides only “support” of the active learning work of students through their cooperation and productive communication.

Текст научной работы на тему «Организация проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике»

Партисипативный подход (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.) ориентируется на совместную творческую деятельность педагога и обучаемых, основываясь на сотрудничестве, соучастии, диалоговом общении, что в итоге обеспечивает наиболее высокий уровень формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. В образовательном процессе дети участвуют на паритетных началах с педагогом. Актуализация потенциалов саморазвития детей дошкольного возраста будет происходить значительно эффективнее, если занятия будут строиться по принципу диалога, в котором принимают активное участие две стороны: и педагог, и дети. Партисипативный подход реализует активные методы, формы и средства обучения, в которых обязательно обозначена совместимость целей каждого ребенка, сотрудничество между ними, благодаря чему правовое образование достигает более высокого уровня.

Применение партисипативного подхода дает возможность переосмыслить общую структуру организации процесса формирования у детей правовых умений. Этот подход предполагает особенную форму образовательного процесса на занятиях по основам права, потому что детям дошкольного возраста требуется не только всестороннее внимание, но и педагогическое воздействие и поддержка, что логически приводит к действию продуктивных механизмов, дозволяющим воспитать всестороннюю творческую и свободную личность.

Таким образом, партисипативный подход помогает в области правового образования и подготовки к нему детей определять новые источники знаний и опыта; обеспечивать взаимодействие, поддержку и помощь, увеличивающих усилия воспитанников, стимулирующих более высокую результативность формирования у детей правовых умений [6].

На основе партисипативного подхода выделим принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе и принцип применения ресурсов медиасреды, которые выявляют и показывают зависимость между целями процесса формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста и объективными закономерностями развития данного процесса.

Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе проявляется путем осуществления совместной групповой деятель-

Библиографический список

ности для достижения определенной цели. Данная цель понимается всеми участниками образовательного процесса как единая, требующая общих усилий всех членов группы. Этого можно добиться в процессе деятельности на основе кооперации при определенном разделении труда. Данный способ организации между обучаемыми складывает отношение взаимозависимости. Проверка и регулирование со стороны обучающего дополняется взаимоконтролем и регулированием их деятельности и поведения самими обучаемыми.

Принцип применения ресурсов медиасреды устанавливает мультимедиа -многокомпонентную среду, позволяющую использовать текст, графику, мультипликацию, видео; принцип применения ресурсов медиасреды упрощает процесс запоминания, делает занятия более интересным и динамичным, повышает познавательный интерес к предмету, делает характер обучения проблемным, творческим, исследовательским; медиасредства в обучении формируют новые формы образовательной деятельности, такие как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, способствуют передаче больших объемов информации, представленных в разной форме, помогают управлять изображением моделей различных объектов, явлений, процессов на экране.

Таким образом, рассмотрев подходы различных уровней, выделили социально ориентированный (общенаучный уровень), правовой (конкретно-научный уровень) и партисипативный (методико-технологический уровень) подходы [7]. Основываясь на данные подходы, выработали структурно-функциональную методику формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Она определена в виде системы элементов, которые передают структуру правового образования детей и структурно-функциональный состав многогранной правовой подготовки, социально-правового образования детей. В ней внешние и внутренние взаимосвязи объединены общей целью. Успешность реализации методики формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста непосредственно зависит в свою очередь и от правильного выбора комплекса педагогических условий.

1. Елисеенко О.В. О правовых знаниях детей старшего дошкольного возраста в сфере образования. Наука ЮУрГУ: материалы 69-й научной конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ 2017: 587 - 592.

2. Такахо М.Х., Гридасова Ж.В. Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 10: 76 - 80.

3. Никитина Е.Ю., Елисеенко О.В. Теоретические аспекты проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2018; № 6: 159 - 172.

4. Елисеенко О.В. Теоретико-методологические подходы к развитию правоведческой компетенции будущих учителей. Международный журнал экспериментального образования. Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания». 2016; № 11-1: 13 - 16.

5. Атагимова Э.И., Горбачева Е.В. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. Москва: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016.

6. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010; № 1: 163 - 170.

7. Елисеенко О.В. Формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста как актуальная проблема методики дошкольного образования. Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статьей XVI Международной научно-практической конференции. 2018; 233 - 238.

References

1. Eliseenko O.V. O pravovyh znaniyah detej starshego doshkol'nogo vozrasta v sfere obrazovaniya. Nauka YuUrGU: materialy 69-j nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YuUrGU <https://elibrary.ru/publisher_books.asp?publishid=9561>. 2017: 587 - 592.

2. Takaho M.H., Gridasova Zh.V. Pravovoe vospitanie detej kak innovacionnaya forma doshkol'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2016; T. 10: 76 - 80.

3. Nikitina E.Yu., Eliseenko O.V. Teoreticheskie aspekty problemy formirovaniya pravovyh umenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Yuzhno-Ural'skij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet. 2018; № 6: 159 - 172.

4. Eliseenko O.V. Teoretiko-metodologicheskie podhody k razvitiyu pravovedcheskoj kompetencii buduschih uchitelej. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. Penza: Izdatel'skij Dom "Akademiya Estestvoznaniya". 2016; № 11-1: 13 - 16.

5. Atagimova 'E.I., Gorbacheva E.V. Pravo znat pravo: metodicheskie rekomendaciipo organizaciipravovogo prosvescheniya uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Moskva: FBU NCPI pri Minyuste Rossii, 2016.

6. Nikitina E.Yu., Kazaeva E.A. Partisipativnyj podhod kak metodicheskij regulyativ k pedagogicheskoj koncepcii razvitiya grazhdanskoj pozicii buduschego uchitelya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; № 1: 163 - 170.

7. Eliseenko O.V. Formirovanie pravovyh umenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak aktual'naya problema metodiki doshkol'nogo obrazovaniya. Aktual'nye problemy doshkol'nogo obrazovaniya: tradicii i innovacii: sbornik stat'ej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018; 233 - 238.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10076

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: guzueva@mail.ru

Babaeva E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, branch of Moscow Pedagogical State University

(Grozny, Russia), E-mail: Elnaras1@rambler.ru

Muradova P.R., Senior Lecturer, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: milana81910@mail.ru

ORGANIZATION OF DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE. The article studies the process of organizing students' project activities in the process of teaching computer science. It is concluded that the organization of project activities in computer science is a means of combining all the links of a pedagogically organized educational environment based on the voluntary activities of students under the guidance of a teacher, and aims to develop, satisfy the cognitive needs of students in computer science, and is carried out in school and extracurricular time, as part of the curriculum content

and integrates knowledge of various disciplines. The teacher provides only "support" of the active learning work of students through their cooperation and productive communication.

Key words: project, project activity, student, learning process, computer science.

Э.Р. Гузуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: guzueva@mail.ru

Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц., филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Ставрополь,

E-mail: Elnaras1@rambler.ru

П.Р. Мурадова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: milana81910@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

В статье изучен процесс организации проектной деятельности студентов в процессе обучения информатике. Сделан вывод о том, что организация проектной деятельности по информатике является средством объединения всех звеньев педагогически организованной образовательной среды, основанной на добровольной деятельности учащихся под руководством педагога, имеет целью развивать, удовлетворять познавательные запросы студентов по информатике и осуществляется в учебное и внеучебное время в рамках содержания учебной программы, интегрируя знания различных дисциплин. Педагог осуществляет лишь «поддержку» активной учебной деятельности студентов через их сотрудничество и продуктивное общение.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, студент, процесс обучения, информатика.

Главная цель развития государственной системы образования в условиях воспроизводства и укрепления интеллектуального потенциала страны состоит во всестороннем развитии личности с учетом ее способностей, наклонностей и потребностей. Данное требование в полной мере отражает Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО). ФГОС ВО определяет переход образовательной системы от пассивного накопления знаний к формированию творческой, трудолюбивой личности; развитию интеллектуальных способностей и талантов учащихся; формированию готовности и способности к самообразованию.

Организация проектной деятельности на занятиях по информатике ведет к изменению позиции педагога. Он теперь выступает не как носитель готовых знаний, а превращается в организатора познавательной деятельности студентов, причем образовательно-воспитательный процесс протекает в условиях информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Это ведёт к изменениям в работе, педагог ориентирует работу учащихся на разные виды самостоятельной деятельности -исследовательскую, поисковую и творческую, а информационная образовательная среда позволяет поднять процесс проектирования на новый уровень. Именно поэтому включение студентов в проектную деятельность становится важнейшей задачей современного педагога.

Выяснение сути понятия «проектная деятельность» требует краткого анализа таких дефиниций, как «учебная деятельность» и «проектирование».

Учебная деятельность в психолого-педагогической литературе традиционно рассматривается как целенаправленный двусторонний педагогический процесс организации и стимулирования учителем учебно-познавательной деятельности ученика по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию способностей, эмоционально-ценностного и творческого отношения к действительности.

Переходя к определению понятия «проектирование», необходимо представить мнение Н.Г Алексеева, который рассматривает проектирование как осознанную и целенаправленную поэтапную деятельность, которая завершается созданием определенного продукта, являющегося результатом ее реализации. В широком смысле проектирование рассматривается как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде, как естественной, так и искусственной. Проектирование предполагает наличие проблемы, которая имеет практический характер и разрешается в процессе организации различных видов деятельности. Поэтому большинство ученых акцентируют внимание на проблем-но-деятельностном характере проектирования. С точки зрения такого подхода суть проектирования заключается в постепенном осознании личностью проблемы и поиске путей ее решения.

Отечественные ученые связывали проектное обучение с развитием личности, рассматривая проектную деятельность как средство развития отдельных ее качеств, а именно:

- всестороннего упражнения ума и развития мышления;

- формирования творческих способностей;

- развития самодеятельности, подготовки к профессиональной деятельности;

- слияния теории и практики в обучении.

Проектная деятельность является эффективным способом организации образовательного процесса через активные методы обучения (планирование, перспективное прогнозирование, анализ, синтез, оценка, рефлексия).

Как отмечает Е.Б. Новикова, понятие «проектная деятельность школьников» находит свое обоснование на стыке педагогической и психологической науки, поэтому обучение проектной деятельности предполагает учет, как основных закономерностей педагогического процесса, так и ее психологического содержания [1].

Проектная деятельность направлена на развитие личности ученика, что и предопределяет ее цели, содержание, организацию, функционирование.

Наиболее обобщенным определением указанного понятия является утверждение, суть которого заключается в рассмотрении проектной деятельности как любой активности личности, которая основывается на последовательном планировании своих действий с предвидением определенных желаемых результатов [2].

Рассматривая проектную деятельность как метод и средство обучения, Н.М. Конышева утверждает, что она не может полностью реализоваться в рамках одной теории или метода обучения, что объясняется ее междисциплинарным характером и наличием собственного содержания, который включает в себя не только генерирование проектных идей, но и материальное воплощение замысла и его презентацию. Проектная деятельность как средство обучения дает возможность определять содержание и уровень сложности проектных заданий для учащихся, что влияет не только на усвоение знаний по отдельным учебным предметам, но и способствует развитию личности школьника [3].

Как отмечает В.А. Красильникова, проектная деятельность оказывает значительное влияние на формирование регулятивных компонентов самосознания, создания механизмов регуляции поведения личности, при этом знания приобретают для ученика личную значимость [4].

Следует отметить, что рефераты и доклады, которые носят сугубо информативный характер, не являются проектами. Дидактическая единица проектной деятельности - это проблема, взятая из реальной жизни и лично значимая для ученика. Проблема представляет собой сложный теоретический или практический вопрос, требующий интегрированных знаний и исследовательского поиска для решения.

При постановке проблемы важно:

- описать причину ее возникновения;

- выявить ее значимость;

- описать необходимость выполнения проекта;

- определить способы решения проблемы.

Для решения проблемы ее нужно превратить в творческую, познавательную задачу, которая позволит проверить модели тех или иных сознательных или интуитивных решений [5].

С методической точки зрения Е.Н. Землянская определяет такие цели проектной деятельности [6]: развитие у учащихся глубокого и устойчивого интереса к предмету; развитие познавательной самостоятельности; формирование и развитие творческих способностей; формирование рациональных способов деятельности; развитие опыта самообразования.

Результатом проектной деятельности является учебный проект. Раскроем суть понятия «учебный проект». Современное понимание проекта пришло в педагогику из экономики и менеджмента предприятий. Но и там оно не является неизменным, устоявшимся. Первоначально под проектом понимали (от лат. projectus - букв.: брошенный вперед; лат. projectus - выступающий вперед) прототип, прообраз предлагаемого объекта. Тогда проектирование - это процесс, деятельность по созданию проекта [7].

Проект - это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

В рамках нашего исследования проектную деятельность мы будем рассматривать как эффективную образовательную технологию, которая объединяет два процесса: проектирование (создание модели, включающее в себя постановку проблемы, выдвижение гипотез, планирование и пр.) и непосредственную реализацию самого проекта.

Итак, проектная деятельность как средство обучения предполагает интеллектуальное творческое развитие и саморазвитие субъекта образовательной деятельности; как метод обучения способствует широкому переносу знаний в но-

вые нестандартные условия, расширяя границы изучаемых дисциплин. Проектная деятельность учащегося рассматривается с нескольких сторон: процесс - как работа по выполнению проекта; продукт - как материализованный результат; защита - как иллюстрация образовательного достижения учащегося. Выполнение исследовательских проектов дает подрастающему поколению ключ к пониманию того, что знания, полученные в ходе практической деятельности, усваиваются гораздо быстрее и прочнее, чем сухие факты и статистика.

Основная задача преподавателя информатики - не просто передача ученикам определенной суммы знаний, а вооружение их умениями приобретать эти знания самостоятельно, применяя для решения новых познавательных и практических задач; содействие формированию у учащихся коммуникативных навыков; привитие учащимся умения пользоваться исследовательскими приемами: сбора информации, анализа различных точек зрения, постановки гипотез, обобщения результатов.

Рассмотрим образовательные результаты организации проектной деятельности на занятиях в вузе:

- интегрирование теоретических и практических знаний в процессе обучения;

- осуществление организованной поисково-исследовательской деятельности;

- ориентирование обучающихся в информационном пространстве, критическое и компетентное оценивание информации;

- умение анализировать, систематизировать, обобщать найденный материал;

- развитие кооперативных навыков и самообразовательной деятельности в процессе решения практических задач.

Проектная деятельность по информатике имеет, прежде всего, учебный характер. В процессе такой работы углубляются знания, развиваются наблюдательность, умение анализировать, нарабатывается исследовательский подход к решению поставленных проблем. В результате проектной деятельности учащиеся получают навыки работы с информационными источниками, учатся планировать, подбирать методики исследования, овладевают элементарным навыками обработки результатов исследования и формулированием выводов.

Выделяют следующие основные этапы проектирования (табл. 1):

На начальном этапе проектной деятельности педагог ставит перед учащимися задачу и раскрывает структуру ее выполнения. При этом важно, чтобы задача была сформулирована как проблемная, не предусматривающая усвоения знаний в готовом виде. В процессе ее решения учащимся необходимо использовать уже имеющиеся знания, подключить практическую и мыслительную деятельность. Усвоение знаний в процессе проектной деятельности активизирует образовательный процесс, развивает самостоятельность и творчество учащихся. Опыт работы показывает, что знания, добытые школьниками в процессе проектной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее.

Этап реализации проекта посвящен непосредственной реализации задуманного исследования. Ученики выполняют работу самостоятельно, учитель выступает в роли помощника и координатора.

Заключительная часть проекта акцентирует внимание на характеристике результатов работы, может быть как количественной (какое количество учащихся привлекалось к проекту, сколько проведено дискуссий, потрачено времени), так и качественной (изменилось ли отношение школьников к учебе, активизировалась внеклассная работа по предмету, как изменились межличностные отношения

Библиографический список

Таблица 1

Основные этапы проектирования

№ Этап Его содержание

1. начальный этап разработка основных идей, констатация изученности проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуальности, формулировка гипотезы;

2. этап разработки выбор исполнителя (исполнителей), формирование групп, осознание задач, планирование деятельности, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога;

3. этап реализации проекта интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели; подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта; контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с определенной целью, руководство, координация работы учащихся;

4. завершение проекта оформление проекта в виде доклада, мультимедийной презентации и т.д., демонстрация проекта в аудитории, получение критических отзывов (в случае их наличия). Коррекция проекта (при необходимости)

учащихся класса, группы к предмету и др.). Качественная характеристика более субъективная, однако, она предусматривает применение таких объективных показателей, как опрос, педагогические наблюдения и т.д.

По мнению ГГ. Митрофановой, необходимо дать возможность каждому студенту поразмышлять, что дало выполнение проекта ему лично, что не удалось по собственной вине, и в чем именно это заключалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) с целью формирования адекватной оценки себя и других. Выявив причины неудач, следует подумать о том, как избежать их в будущем. Отдельно необходимо обсудить и положительные результаты проекта, и то, что не удалось сделать или то, что нужно изменить. Проектная деятельность в рамках дисциплины «Информатика» в вузе требует хорошо обдуманной структуры, определенной цели, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманности методов исследовательской деятельности.

Таким образом, организация проектной деятельности по информатике является средством объединения всех звеньев педагогически организованной образовательной среды, основанной на добровольной деятельности учащихся под руководством педагога, имеет целью развивать, удовлетворять познавательные запросы студентов по информатике, осуществляется в учебное и внеучебное время в рамках содержания учебной программы и интегрирует знания различных дисциплин. Педагог осуществляет лишь «поддержку» активной учебной деятельности студентов через их сотрудничество и продуктивное общение.

1. Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых. Начальная школа. 2012; № 5: 34 - 38.

2. Ильин В.И. Организация проектной деятельности школьников на уроках ОБЖ. Available at: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-proektnoi-deiatelnosti-shkolnikov-1.html

3. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы. Начальная школа. 2012; № 1: 17 - 27.

4. Зеленецкая М.С. Организация проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности. Available at: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ tema_%C2%ABorganizatciya_proektnoj_deyatelnosti_po_inform_183741.html

5. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности. Начальная школа. 2013; № 7: 40 - 43.

6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2015; № 9: 55 - 59.

7. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Москва: Владос, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Novikova E.B. Sovmestnaya proektnaya deyatel'nost' detej i vzroslyh. Nachal'naya shkola. 2012; № 5: 34 - 38.

2. Il'in V.I. Organizaciya proektnojdeyatel'nostishkol'nikov na urokah OBZh. Available at: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-proektnoi-deiatelnosti-shkolnikov-1.html

3. Konysheva N.M. Proektnaya deyatel'nost shkol'nikov: sovremennoe sostoyanie i problemy. Nachal'naya shkola. 2012; № 1: 17 - 27.

4. Zeleneckaya M.S. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti po informatike vo vneurochnoj deyatel'nosti. Available at: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tema_%C2%ABorganizatciya_ proektnoj_deyatelnosti_po_inform_183741.html

5. Salomatova O.S. Stanovlenie kommunikativnoj kompetentnosti shkol'nikov v hode proektno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Nachal'naya shkola. 2013; № 7: 40 - 43.

6. Zemlyanskaya E.N. Uchebnye proekty mladshih shkol'nikov. Nachal'naya shkola. 2015; № 9: 55 - 59.

7. Bychkov A.V. Metod proektov v sovremennoj shkole. Moskva: Vlados, 2011.

Статья поступила в редакцию 22.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.