Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста'

Теоретико-методологические основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое образование / дети старшего дошкольного возраста / социально ориентированный подход / правовой подход / партисипативный подход / методика / педагогические принципы / legal education / children of senior preschool age / socially-oriented approach / legal approach / participatory approach / methodology / pedagogical principles

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Елисеенко

В данной статье обозначена актуальность формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста в условиях смены целей и парадигмы отечественного дошкольного образования. В статье описана необходимость формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, проводится анализ теоретико-методологических подходов (социально ориентированного, правового, партисипативного) и педагогических принципов, позволяющих выявить разнообразие типов связи и соединить их в общую теоретическую картину. На основе данных подходов и принципов создана методика формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, направленная на личностное социально-правовое становление ребенка, внешние и внутренние взаимосвязи, соединенные общей целью. Установлены перспективы совершенствования предложенной методики. Цель исследования состоит в обосновании теоретико-методологической основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. В. Елисеенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF LEGAL SKILLS OF OLDER CHILDREN PRESCHOOL AGE

The article reveals the urgency of formation of legal skills of children of senior preschool age in the conditions of change of the purposes and a paradigm of Russian preschool education is designated. The article describes the need for the formation of legal skills of preschool children, analyzes theoretical and methodological approaches (socially oriented, legal, participatory) and pedagogical principles that allow to identify the diversity of types of communication and combine them into a general theoretical picture. The work is based on the above approach and principles the technique of forming the legal skills of preschool children, aimed at personal socio-legal formation of children, internal and external relationships, connected by one goal. Prospects of improvement of the offered technique are established. The objective of the study is to substantiate the theoretical and methodological basis for the formation of legal skills of preschool children.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста»

оценок и притязаний ребенка с ожиданиями социума. Кроме того, важнейшим условием будет включение в совместную со здоровыми детьми деятельность. И пусть это будет один тип занятости, но содержательно индивидуальная деятельность субъектов будет отличаться в зависимости от их возможностей. Включение ребенка с ОВЗ в коллективную деятельность, возможно отличающуюся от деятельности других обучающихся, но соответствующую его возможностям, и будет представлено как его вклад в общее дело. Здесь важно показать возможности ребенка при выполнении тех или иных заданий. Совместная деятельность детей с ОВЗ и здоровых детей, обучающихся классе инклюзивного обучения, может быть рассмотрена с двух позиций: возникновение коллективных отношений в направлении развития коллектива класса и развитие учебной деятельности в контексте реализации практики инклюзивного обучения. Ребенок с ОВЗ может приобщаться к жизни сообщества как через учебную, так и через внеучебную деятельность. Здесь важны конкретные шаги по включению в сообщество. Адекватное отношение здоровых людей к людям с ограниченными возможностями здоровья поможет им полноценно участвовать в образовательной и общественной деятельности, это и есть важнейший положительный итог существования инклюзивных образовательных организаций [9].

Библиографический список

Таким образом, рассматривая аспекты моделирования различных направлений организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, следует отметить, что в основе разработки инновационных моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ лежит принцип обеспечения равного доступа детей с ОВЗ к образованию. Здесь также нужно обозначить, что для обеспечения адресной помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования возможно сочетание различных моделей перечисленных выше направлений: технологизации инклюзивного образовательного процесса, сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ, создания инклюзивной образовательной среды по принципу синергетичности. Таким образом, необходим учет особенностей ребенка и его индивидуальных потребностей в образовательном пространстве, наличие и квалификация специалистов на различных уровнях сопровождения такого ребенка, условий, созданных в образовательной организации. При сочетании или интегрировании вышеописанных моделей также нужно оценить возможности их взаимодействия на разных уровнях, имеющиеся ресурсы в образовательной организации и территории проживания ребенка с ОВЗ, компетентность педагогов и других специалистов, взаимодействующих с ребенком с ОВЗ и его семьей и т.д.

1. Наумов А.А. Современные проблемы готовности педагогов к реализации инклюзивного образования в России и за рубежом. Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2017; № 2-1: 110 - 114.

2. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. Под редакцией В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой. Москва: ФОРУМ, 2012.

3. Льюсберг А.Л. Обучение учащихся в структурированных классных комнатах. International Journal of Inclusive Education. 2011; № 2: 195 - 210.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. Москва: НИИ школьных технологий, 2005.

5. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Дмитриева Т.П. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике. Вестник Московского городского педагогического университета. 2010; № 4(14): 81 - 91.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Москва: Политиздат, 1992.

7. Emanuelson I. Integreringogkonsek-vensaravintegreringsideologien. Spesialpedagogiskа utfordringar. Universi-etsforl-aget, Oslo, 1995.

8. Шмидт М., Кагран Б. Психологический климат в классах с детьми с особыми потребностями в средней общеобразовательной школе. Educational Studies. 2006; № 4.

9. Астоянц М.С., Россихина И.Г Социальная инклюзия: попытка концептуализации и операционализации понятия. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009; № 12: 51 - 58.

References

1. Naumov A.A. Sovremennye problemy gotovnosti pedagogov k realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2017; № 2-1: 110 - 114.

2. Rossijskie izarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Pod redakciej V.L. Ryskinoj, E.V. Samsonovoj. Moskva: FORUM, 2012.

3. L'yusberg A.L. Obuchenie uchaschihsya v strukturirovannyh klassnyh komnatah. International Journal of Inclusive Education. 2011; № 2: 195 - 210.

4. Selevko G.K. Pedagogicheskie tehnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. Moskva: NII shkol'nyh tehnologij, 2005.

5. Semago M.M., Semago N.Ya., Dmitrieva T.P. Inklyuzivnoe obrazovanie: ot metodologicheskoj modeli k praktike. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; № 4(14): 81 - 91.

6. Sorokin P.A.Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo. Moskva: Politizdat, 1992.

7. Emanuelson I. Integreringogkonsek-vensaravintegreringsideologien. Spesialpedagogiska utfordringar. Universi-etsforl-aget, Oslo, 1995.

8. Shmidt M., Kagran B. Psihologicheskij klimat v klassah s det'mi s osobymi potrebnostyami v srednej obscheobrazovatel'noj shkole. Educational Studies. 2006; № 4.

9. Astoyanc M.S., Rossihina I.G. Social'naya inklyuziya: popytka konceptualizacii i operacionalizacii ponyatiya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009; № 12: 51 - 58.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 373.24 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10075

Eliseenko O.V., teacher, Department of Modern Educational Technologies, South Ural State University (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: eliseenkoov@gmail.com

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR THE FORMATION OF LEGAL SKILLS OF OLDER CHILDREN PRESCHOOL AGE. The article reveals the urgency of formation of legal skills of children of senior preschool age in the conditions of change of the purposes and a paradigm of Russian preschool education is designated. The article describes the need for the formation of legal skills of preschool children, analyzes theoretical and methodological approaches (socially oriented, legal, participatory) and pedagogical principles that allow to identify the diversity of types of communication and combine them into a general theoretical picture. The work is based on the above approach and principles the technique of forming the legal skills of preschool children, aimed at personal socio-legal formation of children, internal and external relationships, connected by one goal. Prospects of improvement of the offered technique are established. The objective of the study is to substantiate the theoretical and methodological basis for the formation of legal skills of preschool children.

Key words: legal education, children of senior preschool age, socially-oriented approach, legal approach, participatory approach, methodology, pedagogical principles.

О.В. Елисеенко, преп., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: eliseenkoov@gmail.com

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье обозначена актуальность формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста в условиях смены целей и парадигмы отечественного дошкольного образования. В статье описана необходимость формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, проводится анализ теоретико-методологических подходов (социально ориентированного, правового, партисипативного) и педагогических принципов, позволяющих выявить разнообразие типов связи и соединить их в общую теоретическую картину. На основе данных подходов и принципов создана методика формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, направленная на личностное социально-правовое становление ребенка, внешние и внутренние взаимосвязи, соединенные общей целью. Установлены перспективы совершенствования предложенной методики. Цель исследования состоит в обосновании теоретико-методологической основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: правовое образование, дети старшего дошкольного возраста, социально ориентированный подход, правовой подход, парти-сипативный подход, методика, педагогические принципы.

Современная правовая и демократическая страна должна соблюдать главенство закона, гарантировать равные права и свободы своим гражданам. Последовательная правовая позиция, гибкое мышление, устойчивые мировоззренческие убеждения важны для того, чтобы точно и всесторонне сориентироваться в различных аспектах политической жизни и активных общественных изменениях. Актуальность проблемы формирования правовых умений детей обусловлена не только в связи с динамичным развитием социальных процессов, происходящих в общественной жизни, но и с повышением научно-технического прогресса.

Сегодня дошкольное образование находится в состоянии непрерывного процесса совершенствования. Воспитание уважения к праву и законам приобретает особую важность в условиях дошкольных образовательных организаций. Для того чтобы процесс формирования правовой культуры проходил согласованно с ориентиром на правовые, социальные и нравственные ценности, необходимо кардинально изменить сегодняшние подходы к формированию правовых умений детей в детских дошкольных образовательных организациях, ведь именно им принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина страны. Дошкольное детство - важный период становления личности ребенка. Для формирования у ребенка современных понятий о своих правах и свободах, проявления уважения и терпимости к иным людям и их правам необходимо не только дать знания, но и создать условия их применения на практике [1].

Правовое образование, являясь одной из главных тенденций современного общества, предполагает вовлечение ребенка в мир человеческих ценностей. Начальные знания о социальных нормах поведения людей, необходимости и упорядоченности во взаимоотношениях людей приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. Раннее правовое образование приводит к общему социальному развитию детей - становлению сознания, познавательных навыков, способностей к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Выбор теоретико-методологической основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, обозначающей конкретный подход к познанию, является важнейшим для исследования и получения результатов. Под методикой обучения признаем объединенный комплекс основных закономерностей осуществления образовательной деятельности. Целью исследования определяем обоснование теоретико-методологической основы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Разработка методики формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста опирается на использование теоретико-методологических подходов и принципов, дающих возможность показать целостность процесса формирования правовых умений, выявить многообразие типов связи и объединить их в единую теоретическую картину. Такая взаимодополняющая разработка разрешает осуществить комплексное исследование процесса формирования правовых умений детей и спроектировать эффективно работающую методику этого процесса [2].

Созданная методика формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста содействует наиболее высокому уровню усвоения преподаваемого материала и его эффективному применению в деятельности. По данным проведенного нами исследования обозначим необходимым применить социально ориентированный подход, представляющий общенаучный уровень, правовой подход, представляющий конкретно-научный уровень и партисипатив-ный подход, представляющий методико-технологический уровень исследования. Объединение данных подходов - это основа методики формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, которая обеспечивает методологическую многоуровневость и иерархический характер данной структуры [3].

Социально ориентированный подход (Б.П Ананьев, М. Вебер, П.А. Сорокин и др.) выражается в понимании социализации в качестве индивидуально-творческого вовлечения детей в социальные и общественные взаимоотношения, которые должны осознаваться и наделяться определенным смыслом. Социально ориентированное образование поддерживает проявление индивидуальности личности ребенка, выступает как главный механизм социализации детей - со-циогенеза. Оно способствует росту возможностей выбора личностью ребенка способов саморазвития и самоопределения. Реализация данной функции образования осуществляется исключительно в социально-образовательном пространстве, в котором объединяется комплекс внешних и внутренних условий. Данные условия приводят к процессу формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. К внешним условиям можно отнести культурно-информационную среду, ценностное диалоговое взаимное общение каждого субъекта образовательного процесса и социальную гуманную событийность жизнедеятельности обучаемых. К внутренним условиям относятся развитие способностей самостоятельной реализации детей в мире общественно значимых ценностей, формирование у ребенка концепции собственного «Я»; становление социального самосознания [3].

Основные постулаты социально ориентированного подхода к процессу формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста можно определить как следующие положения:

- понимание социализации в качестве индивидуальной творческой деятельности вовлечения детей в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуально-личностным смыслом;

- социально ориентированное обучение детей является механизмом социализации (социогенеза), поддерживающего проявление индивидуальных осо-

бенностей детей, способ увеличения возможностей выбора ими путей поведения и саморазвития личности;

- процесс формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста подразумевает, что реализация этой функции обучения может быть осуществлена только в социально-образовательном пространстве, соединяющим комплекс внешних и внутренних условий [4].

Методика формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста опирается на конкретные принципы, так как изучение основ права немыслимо представить без соблюдения его особого алгоритма, объединяющего в себе цели, задачи и закономерности, без которых обучение качественно построить затруднительно. В контексте рассматриваемой проблематики, принцип - это необходимое правило, главенствующая идея, важное требование к поведению и деятельности детей, основанное на установленных наукой закономерностях.

Опираясь на социально ориентированный подход, выделим принцип доступности и принцип поликультурности, которые выявляют и показывают зависимость между целями процесса формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста и объективными закономерностями развития данного процесса.

Принцип доступности устанавливает соотнесение учебного процесса с уровнем развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и представлениями об окружающем мире, которыми дети владеют; предполагает, что новое содержание должно быть связано с имеющимися у детей знаниями, их детским опытом; педагог определяет уровень развития познавательных психических процессов, виды и операции мышления, которые уже сформировались у детей и которые еще формируются; условием, обеспечивающим доступность обучения, становится формирование познавательных интересов детей.

Принцип поликультурности обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды, что осуществляется благодаря наполнению её ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры. Данные ценности вовлекают ребёнка в деятельностный процесс познания и созидания. Осуществляется процесс путем правового диалогового общения, сотрудничества и самореализации сущностных сил и возможностей детей в их культурной идентификации.

С позиции правового подхода (С.С. Алексеев, Н.А. Катаев, Л.Н. Панченко и др.) формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста представляется как процесс, обеспечивающий развитие основ правосознания и зачатков правовой культуры. Данный процесс определяется степенью сформиро-ванности отношения к закону как ценности, которая находится в демократическом обществе вне конкуренции. Суть правового подхода заключается в обеспечении такого поведения будущего гражданина страны, которое будет соответствовать потребностям, интересам и ценностями современного общества, находящим воплощение в правовой системе. У обучаемых детей адекватное отношение к нормам права формируют педагоги. Они же вырабатывают и устойчивые навыки (поведенческие стереотипы) правового поведения личности.

Использование правового подхода к формированию правовых умений детей старшего дошкольного возраста способствует:

- знакомству детей с нормами и правилами, принятыми в обществе, и формированию устойчивой привычки подчинять свое поведение установленным нормам;

- ознакомлению детей в доступной им форме с основными нормами права и правовыми документами;

- успешному усвоению норм и правил правового поведения с учетом предполагаемого уровня развития и способностей детей [4].

Опираясь на правовой подход, выделим принципы законности и толерантности, которые выявляют и показывают зависимость между целями процесса формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста и объективными закономерностями развития данного процесса.

Принцип законности предполагает, что педагог вырабатывает у обучаемых соответствующее их возрасту отношение к нормам права и формирует устойчивые навыки (поведенческие стереотипы) правового поведения личности. Принцип законности вырабатывает формирование основных правовых умений детей старшего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации, способствует знакомству детей с основными правами и свободами человека, формирует осознание смысла правовых понятий и помогает усвоению детьми навыков законопослушного поведения [5].

Принцип толерантности определяет условие сосуществования, взаимообогащения человеческой культуры. Это в первую очередь способность уважать, признавать равенство, отказ от насилия и агрессии, признание многообразия человеческой культуры, социально-общественных норм поведения. Необходимо отказаться от приведения данной многомерности к единству или превалированию какой-то одной точки зрения. Основой толерантности является способность детей реалистически воспринимать окружающий мир, не нарушать связи с другими людьми, а открывать перспективу взаимодействия с ними. Для этого ребенку предлагается мысленно поставить себя на место другого (других), а другого представить на своём собственном месте. Толерантность - это уровень культуры индивидуума в целом, важное условие эффективного взаимодействия людей. Толерантность в общении благоприятствует познанию позиции, мнения других, стабилизирует весь процесс коммуникации.

Партисипативный подход (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.) ориентируется на совместную творческую деятельность педагога и обучаемых, основываясь на сотрудничестве, соучастии, диалоговом общении, что в итоге обеспечивает наиболее высокий уровень формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. В образовательном процессе дети участвуют на паритетных началах с педагогом. Актуализация потенциалов саморазвития детей дошкольного возраста будет происходить значительно эффективнее, если занятия будут строиться по принципу диалога, в котором принимают активное участие две стороны: и педагог, и дети. Партисипативный подход реализует активные методы, формы и средства обучения, в которых обязательно обозначена совместимость целей каждого ребенка, сотрудничество между ними, благодаря чему правовое образование достигает более высокого уровня.

Применение партисипативного подхода дает возможность переосмыслить общую структуру организации процесса формирования у детей правовых умений. Этот подход предполагает особенную форму образовательного процесса на занятиях по основам права, потому что детям дошкольного возраста требуется не только всестороннее внимание, но и педагогическое воздействие и поддержка, что логически приводит к действию продуктивных механизмов, дозволяющим воспитать всестороннюю творческую и свободную личность.

Таким образом, партисипативный подход помогает в области правового образования и подготовки к нему детей определять новые источники знаний и опыта; обеспечивать взаимодействие, поддержку и помощь, увеличивающих усилия воспитанников, стимулирующих более высокую результативность формирования у детей правовых умений [6].

На основе партисипативного подхода выделим принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе и принцип применения ресурсов медиасреды, которые выявляют и показывают зависимость между целями процесса формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста и объективными закономерностями развития данного процесса.

Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества в учебной группе проявляется путем осуществления совместной групповой деятель-

Библиографический список

ности для достижения определенной цели. Данная цель понимается всеми участниками образовательного процесса как единая, требующая общих усилий всех членов группы. Этого можно добиться в процессе деятельности на основе кооперации при определенном разделении труда. Данный способ организации между обучаемыми складывает отношение взаимозависимости. Проверка и регулирование со стороны обучающего дополняется взаимоконтролем и регулированием их деятельности и поведения самими обучаемыми.

Принцип применения ресурсов медиасреды устанавливает мультимедиа -многокомпонентную среду, позволяющую использовать текст, графику, мультипликацию, видео; принцип применения ресурсов медиасреды упрощает процесс запоминания, делает занятия более интересным и динамичным, повышает познавательный интерес к предмету, делает характер обучения проблемным, творческим, исследовательским; медиасредства в обучении формируют новые формы образовательной деятельности, такие как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, способствуют передаче больших объемов информации, представленных в разной форме, помогают управлять изображением моделей различных объектов, явлений, процессов на экране.

Таким образом, рассмотрев подходы различных уровней, выделили социально ориентированный (общенаучный уровень), правовой (конкретно-научный уровень) и партисипативный (методико-технологический уровень) подходы [7]. Основываясь на данные подходы, выработали структурно-функциональную методику формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Она определена в виде системы элементов, которые передают структуру правового образования детей и структурно-функциональный состав многогранной правовой подготовки, социально-правового образования детей. В ней внешние и внутренние взаимосвязи объединены общей целью. Успешность реализации методики формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста непосредственно зависит в свою очередь и от правильного выбора комплекса педагогических условий.

1. Елисеенко О.В. О правовых знаниях детей старшего дошкольного возраста в сфере образования. Наука ЮУрГУ: материалы 69-й научной конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ 2017: 587 - 592.

2. Такахо М.Х., Гридасова Ж.В. Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; Т. 10: 76 - 80.

3. Никитина Е.Ю., Елисеенко О.В. Теоретические аспекты проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2018; № 6: 159 - 172.

4. Елисеенко О.В. Теоретико-методологические подходы к развитию правоведческой компетенции будущих учителей. Международный журнал экспериментального образования. Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания». 2016; № 11-1: 13 - 16.

5. Атагимова Э.И., Горбачева Е.В. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. Москва: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016.

6. Никитина Е.Ю., Казаева Е.А. Партисипативный подход как методический регулятив к педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010; № 1: 163 - 170.

7. Елисеенко О.В. Формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста как актуальная проблема методики дошкольного образования. Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статьей XVI Международной научно-практической конференции. 2018; 233 - 238.

References

1. Eliseenko O.V. O pravovyh znaniyah detej starshego doshkol'nogo vozrasta v sfere obrazovaniya. Nauka YuUrGU: materialy 69-j nauchnoj konferencii. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YuUrGU <https://elibrary.ru/publisher_books.asp?publishid=9561>. 2017: 587 - 592.

2. Takaho M.H., Gridasova Zh.V. Pravovoe vospitanie detej kak innovacionnaya forma doshkol'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2016; T. 10: 76 - 80.

3. Nikitina E.Yu., Eliseenko O.V. Teoreticheskie aspekty problemy formirovaniya pravovyh umenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Yuzhno-Ural'skij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagogicheskij universitet. 2018; № 6: 159 - 172.

4. Eliseenko O.V. Teoretiko-metodologicheskie podhody k razvitiyu pravovedcheskoj kompetencii buduschih uchitelej. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. Penza: Izdatel'skij Dom "Akademiya Estestvoznaniya". 2016; № 11-1: 13 - 16.

5. Atagimova 'E.I., Gorbacheva E.V. Pravo znat pravo: metodicheskie rekomendaciipo organizaciipravovogo prosvescheniya uchastnikov obrazovatel'nogo processa. Moskva: FBU NCPI pri Minyuste Rossii, 2016.

6. Nikitina E.Yu., Kazaeva E.A. Partisipativnyj podhod kak metodicheskij regulyativ k pedagogicheskoj koncepcii razvitiya grazhdanskoj pozicii buduschego uchitelya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010; № 1: 163 - 170.

7. Eliseenko O.V. Formirovanie pravovyh umenij detej starshego doshkol'nogo vozrasta kak aktual'naya problema metodiki doshkol'nogo obrazovaniya. Aktual'nye problemy doshkol'nogo obrazovaniya: tradicii i innovacii: sbornik stat'ej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018; 233 - 238.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10076

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: guzueva@mail.ru

Babaeva E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, branch of Moscow Pedagogical State University

(Grozny, Russia), E-mail: Elnaras1@rambler.ru

Muradova P.R., Senior Lecturer, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: milana81910@mail.ru

ORGANIZATION OF DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING COMPUTER SCIENCE. The article studies the process of organizing students' project activities in the process of teaching computer science. It is concluded that the organization of project activities in computer science is a means of combining all the links of a pedagogically organized educational environment based on the voluntary activities of students under the guidance of a teacher, and aims to develop, satisfy the cognitive needs of students in computer science, and is carried out in school and extracurricular time, as part of the curriculum content

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.