Научная статья на тему 'Теоретические аспекты проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста'

Теоретические аспекты проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРАВОВЫЕ УМЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРАВОВОЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / LEGAL EDUCATION / LEGAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / LEGAL SKILLS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / COMPONENTS OF LEGAL SKILLS / FORMATION OF LEGAL SKILLS OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / SOCIALLY-ORIENTED APPROACH / LEGAL APPROACH / PARTICIPATORY APPROACH / HISTORICAL STAGES OF LEGAL EDUCATION OF CHILDREN / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Елисеенко О.В.

Введение. В статье обоснована актуальность формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста в условиях смены целей и парадигмы отечественного дошкольного образования; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме правового воспитания и обучения детей, раскрыта историография проблемы, разработан понятийный аппарат и указаны основные теоретико-методологические подходы вопроса формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Цель статьи обосновать и раскрыть авторскую систему организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них правовых умений. Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы, посвященный проблеме правового образования детей. В ходе исследования использованы нормативные документы, посвященные теме дошкольного правового образования. Результаты. Выявлены теоретические аспекты формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, обозначена инновационная функциональная теоретико-методологическая основа, способствующая созданию условий для успешного процесса формирования правовых навыков детей; выявлены и описаны эффективные теоретико-методологические подходы, способствующие правовому образованию детей. Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является формирование правовых умений у детей старшего дошкольного возраста. Заключение. Проанализировано состояние проблемы формирования правовых умений детей в психолого-педагогической литературе и обоснована её актуальность; выявлена сущность и специфика понятий «правовое образование», «правовые умения» и их структура, «формирование правовых умений» детей старшего дошкольного возраста; определены основные методологические подходы к решению данной проблемы. Основные положения: обозначена актуальность проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста; представлены основные исторические этапы становления правового образования; разработано понятийное поле проблемы, а именно: правовое образование, правовые умения, формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста; определены теоретико-методологические подходы к формированию правовых умений детей старшего дошкольного возраста: социально-ориентированный; правовой и партисипативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Introduction. The article substantiates the relevance of the formation of legal skills of children of preschool age in terms of changing the goals and paradigm of domestic pre-school education; provides an overview of the main ideas of modern researchers on the problem of legal education and training of children, reveals the historiography of the problem, develops the conceptual apparatus and the main theoretical and methodological approaches to the formation of legal skills of children of preschool age. The purpose of the article is to substantiate and to reveal the author's concept of the effective organization of work with children of preschool age on the formation of their legal skills. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of legal education and training of children, the formation of their legal skills; as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, methods of statistical data processing. Results. Theoretical aspects of formation of legal skills of children of the senior preschool age are revealed, the innovative functional theoretical and methodological basis promoting creation of conditions for successful process of formation of legal skills of chil dren is designated; the effective theoretical and methodological approaches promoting legal education of children are revealed and described. Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the project is the formation of sustainable legal skills in children of preschool age. Conclusion. The state of the problem of formation of children's legal skills in psychological and pedagogical literature is analyzed and its relevance is substantiated; the nature and specificity of the concepts of "legal education", "legal skills" and their structure, "formation of legal skills" of children of preschool age are revealed; the main methodological approaches for solving this issue are defined. Highlights: the urgency of the problem of formation of legal skills of children of preschool age; the main historical stages of this issue; the conceptual field of the process of formation of legal skills of children of preschool age, namely the concept of "legal education", "legal skills" and "formation of legal skills" of children of preschool age; identified effective theoretical and methodological approaches to the successful process of formation of legal skills of children of preschool age: socially-oriented; legal and participatory approaches and identified their totality.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.53..6..012

УДК 373.24 ББК 74.00

Е. Ю. Никитина1, О. В. Елисеенко2

1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

е

2ORCID № 0000-0003-4596-755Х 3

е

Преподаватель кафедры управления и права, 1

с

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: eliseenkoov@gmail.com с

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение. В статье обоснована актуальность формирования правовых

3 о

ее е

о

Аннотация I

р

о

№ а

умений детей старшего дошкольного возраста в условиях смены целей и |

►а з

а № о №

№ а

Й

парадигмы отечественного дошкольного образования; представлен обзор основных идей современных исследователей по проблеме правового воспитания и обучения детей, раскрыта историография проблемы, разработан понятийный аппарат и указаны основные теоретико-методологические № подходы вопроса формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую систему организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них правовых умений.

Материалы и методы. Основным методом исследования является анализ научной литературы, посвященный проблеме правового образования детей. В ходе исследования использованы нормативные документы, посвященные теме дошкольного правового образования.

л г о

д о

ш

к

ь

он о

г о

в о

кй з

а о

Результаты. Выявлены теоретические аспекты формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста, обозначена инновационная функциональная теоретико-методологическая основа, способствующая созданию условий для успешного процесса формирования правовых навыков детей; выявлены и описаны эффективные теоретико-методологические подходы, способствующие правовому образованию детей.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является формирование правовых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение. Проанализировано состояние проблемы формирования правовых умений детей в психолого-педагогической литературе и обоснована её актуальность; выявлена сущность и специфика понятий «правовое образование», «правовые умения» и их структура, «формирование правовых умений» детей старшего дошкольного возраста; определены основные методологические подходы к решению данной проблемы.

Ключевые слова: правовое образование детей старшего дошкольного возраста; правовые умения детей старшего дошкольного возраста; формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста; социально-ориентированный подход; правовой подход; партисипативный подход; исторические этапы становления правового образования детей; теоретико-методологические подходы.

Основные положения: обозначена актуальность проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста; представлены основные исторические этапы становления правового образования; разработано понятийное поле проблемы, а именно: правовое образование, 1 правовые умения, формирование правовых умений детей старшего до-J школьного возраста; определены теоретико-методологические подходы к

«з формированию правовых умений детей старшего дошкольного возраста:

о

« социально-ориентированный; правовой и партисипативный.

s

| 1. Введение (Introduction) в дошкольном образовании, связан-

^ Актуальность исследования вы- ных с важностью осуществления

^ звана новейшими тенденциями правового образования детей; недос-

таточной разработкой теоретико-методологических аспектов и мето-дико-технологического аппарата формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста. Значимость проблемы формирования правовых умений детей увеличивается не только в связи с высокой динамикой социальных процессов, происходящих в общественной жизни, но и в связи с повышением требований научно-технического прогресса. Чтобы верно и всесторонне разобраться в разнообразии политической жизни, динамичных изменениях, происходящих в современном обществе, важны гибкое мышление, устойчивые мировоззренческие убеждения, последовательная правовая позиция.

Современное правовое и демократическое государство призвано соблюдать верховенство закона, гарантировать равенство, права и свободы граждан. Тем не менее, состояние общества характеризуется негативными тенденциями: устранение из общественной жизни и размытость важнейших личностных норм и ценностных установок, проявление различных видов девиа-нтного поведения подрастающего

поколения, что приводит к росту правонарушений [1].

Сегодня дошкольное образование находится в состоянии непрерывного процесса совершенствования. Педагогическая деятельность направлена на формирование всесторонне развитого ребенка, на укрепление и сохранение здоровья детей: вводятся парциальные программы развития, сочетающие различные стороны педагогического процесса и ориентированные на обеспечение принципа комплексности; внедряются дополнительные занятия для детей: иностранный язык, компьютерное обучение, уроки социального и гражданского развития, робототехника, хореография и т. д.

Правовое образование, являясь одной из ведущих тенденций современного общества, предполагает вовлечение ребенка в мир человеческих ценностей. Начальные представления о социальных нормах поведения людей, о важности определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. Исследования Л. В. Выготского, Д. Б. Эльконина и др. указы-

£ Л

л

з

Л

Л О

Л

№ а

О

а

л *

3 о

Л Л

з

о

№ а

ж 5

з

а № о

№ О* №

Л

л

ж 5

Й д Л

3

Л Й

кЗ з

л

г о

д о

£ §

о-

ж о

г о

№ о

кй з

а О

§ ж

О

сц О

а ж а £

а £

2>

вают, что дошкольный период является сенситивным в развитии и становлении личности детей.

Дошкольное детство - самый ответственный период, так как определяются основы гражданственности, нравственности, духовности, складываются социальные и правовые установки, отношение к себе, людям, обществу. В дошкольных образовательных организациях детей формируется личность с активными стремлениями к самосовершенствованию, самореализации, самопознанию. На начальных этапах своей жизни дети приобретают основы личностной культуры и её базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям [2]. А основы правовой культуры рассматриваются как важнейшая составляющая часть базиса личностной культуры ребенка. Передача правовых ценностей на начальных этапах должна осуществляться только с учетом возраста детей. Наиболее активные взгляды, жизненные позиции, основные мотивы поведения личности складываются именно в дошкольные годы. От того, какое понимание права и отношение к нему формируется в этот период

становления личности, во многом зависит последующее поведение человека-гражданина в правовой сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ исследований (В. А. Ка-заева, С. А. Козлова, С. В. Федотова, Д. С. Яковлева) дает возможность установить, что правовое образование детей старшего дошкольного возраста является сложным педагогическим процессом: он включает в себя сообщение детям знаний, формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, и затем применение этих знаний в практической деятельности. Раннее правовое образование приводит к общему

социальному развитию детей формированию сознания, познавательных интересов, способностей к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Воспитание уважения к правовым нормам приобретает особую значимость в условиях дошкольных образовательных организаций. Чтобы процесс формирования правовой культуры протекал адекватно с ориентиром на правовые, социальные и нравственные ценности, необходимо радикально изменить сущест-

вующие подходы к формированию правовых умений дошкольников в организациях дошкольного образования, и именно этим учреждениям принадлежит важная роль в воспитании будущего гражданина страны. Дошкольное детство - особенно важный период становления личности ребенка. Для формирования у ребенка основных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только дать знания, но и создать условия их применения на практике.

2. Материалы и методы (Materials and мethods)

В Национальной доктрине образования, Федеральной программе развития образования, Законе РФ «Об образовании», нормативных актах, регламентирующих процесс управления системой образования, в числе важнейших закономерно провозглашается задача демократизации образования, без решения которой невозможно добиться построения и развития гражданского общества, создания условий разностороннего развития личности. В связи с принятием федеральных государст-

венных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования подчеркивается важным роль обновления и внедрения социально-педагогических программ и проектов, направленных на формирование гражданско-правовой культуры как общенациональной ценности. Так, ФГОС ДО провозглашает следующие принципы: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [3].

Всесторонне изучив правовую и психолого-педагогическую литературу (С. Н. Апиян, Е. В. Понома-ренко, Е. В. Титаринцева и др.), выявили, что главными недостатками

§ Л

л

s

к

§

о §

№ а о

а

§

о

§

§

к

к

о

№ а

ж к

So

а № о

№ О* №

л

§

ж к

Й д

л

s

л й

кЗ 3

л

г о

д о

ш

к

ьь

о-ж

о

г о

№ о 3 а

о

§ ж

50 SJ

И5

о «

Ж

s £

s £

hq

настоящего времени в системе правового образования детей дошкольного возраста являются отсутствие конкретно поставленных целей, усвоение формального аспекта правового обучения, пренебрежение культурной составляющей и низкий уровень мотивации к получению правового образования. 3. Результаты (Results) Историко-педагогический анализ проблемы формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста позволил установить степень её разработки в теории и практике дошкольного образования, что послужило далее стимулом к осмыслению путей поиска новейших педагогических задач и выявлению способов их решения.

В истории развития проблемы выделены три этапа:

- первый этап (вторая половина 19 в. - первая половина 20 в.) - этап накопления теоретических знаний в области правового воспитания и внедрения его в образовательный процесс, характеризуется признанием значения правового воспитания в образовании, необходимости воспитания у детей чувства законности. Однако правовое воспитание

на этом этапе сводилось фактически к правовому просвещению в рамках изучения норм законов;

- второй этап (1960-1990-е гг.) -этап актуализации проблемы формирования правовых умений детей, отличается появлением общих понятий, составляющих терминологическое поле проблемы: правовое воспитание и обучение детей, правовое сознание, правовая культура, правовые нормы. Тем не менее, основные задачи правового воспитания сводились к тому, чтобы давать лишь представление о правовых нормах и стимулировать деятельность детей в этом направлении, способствуя накоплению позитивного опыта. Знакомство воспитанников с правовыми аспектами осуществлялось в большей степени для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отсутствуют работы по формированию правовых умений и навыков детей в сфере дошкольного образования;

- третий этап (90-е гг. 20 в. - наст. время) - этап активной разработки терминологии и основных положений правового образования детей

характеризуется динамичном разработкой терминологического поля и основных положений правового образования детей. Происходит более детальное изучение правовых исследований: от описания и обобщения педагогического опыта правового образования детей, в том числе дошкольного возраста, формирования правовых знаний детей в образовательном процессе к выявлению психологических и социологических связей в данном направлении, повышается интерес исследователей к формированию правовых умений и навыков детей дошкольного возраста. Однако понятия представлены разрозненно, процесс формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста исследован недостаточно.

Изучив правовую и психолого-педагогическую литературу (Н. Ф. Виноградова, С. А. Рудых, Э. К. Суслова и др.), можно сказать, что правовое образование детей старшего дошкольного возраста - это педагогический процесс, направленный на осознание детьми гражданами своей страны, на овладение ими важнейшими знаниями о нравственных и правовых нормах, на усвоение

привычек правопослушного, т. е. согласующегося с нормами права поведения, а также первичные навыки социальной деятельности; это педагогический процесс воспитания социально-активной личности, основ правового мышления и сознания детей, привычек поступать соответственно законам, формирование у ребенка мышления о самом себе, о своих правах и обязанностях.

Цель педагогического процесса в правовом образовании детей старшего дошкольного возраста - формирование основ правового сознания и правовых умений детей дошкольного возраста. Задачами данного процесса явились: создание условий для развития у детей положительного самоощущения; развитие социальных и коммуникативных навыков; воспитание уважения и терпимости, вне зависимости от происхождения, национальной и расовой принадлежности, языка, пола, возраста, поведенческого и личностного своеобразия (также внешнего облика и физических недостатков); формирование чувства собственного достоинства, уяснение своих прав и свобод, развитие чувства ответственности за другого чело-

£ §

л

з

к

§

о §

№ а о

а

§

о

§

§

к

к

о

№ а

ж к

3 а

№ о

№ О* №

л

§

ж к Й

д

§

3 §

й

кЗ 3

л

г о

д о

£ §

о-ж

о

г о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ о 3 а

о

века, начатое дело, данное слово; воспитание уважения к достоинству и личным правам других людей; объяснение общественных норм и правил поведения; знакомство детей в соответствующей их возрасту форме с важнейшими документами по защите прав человека. Системой взаимодействия выступают организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей [4].

Под правовыми умениями детей

старшего дошкольного возраста понимаем усвоение правовых знаний, принципов и норм; навыки их практической реализации; формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации; умения использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности.

Структура правовых умений детей старшего дошкольного возраста представлена тремя компонентами, которые отображены в Таблице 1.

Таблица 1 - Компоненты структуры правовых умений детей старшего дошкольного возраста

Table 1 - Components of the structure of legal skills of preschool children

§ ж

50 SJ

ttj О

a ж s

s «

£

Si hq

Компонент Характеристика компонента

Информационно-познавательный Знания детей о правах; знания детей об обязанностях; умение воспринимать правовую информацию; умение передавать правовую информацию; умение строить свою речь.

Эмоционально-оценочный Оценка собственной деятельности; умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права; умение осознавать ценность правовых установок; осознанное вступление в диалог с собеседником; желание идти первым на контакт с собеседником; стремление к познанию окружающего мира.

Поведенческо-де-ятельностный Владение умениями и навыками по реализации правового поведения; умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и выполнять обязанности; умение сопереживать собеседнику; поиск интересных тем для беседы; положительный настрой к партнеру по диалогу; умение правильно оценивать и воспринимать собеседника.

Формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста - это целенаправленная, систематическая квалифицированная деятельность по влиянию на сознание и поведение ребенка для формирования у него правовой образованности, то есть такого комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников правовых умений, реализация которых в практической деятельности будет отвечать требованиям общества.

4. Обсуждение (Discussion)

На основе философской, педагогической и психологической литературы проанализированы подходы различных уровней, что позволило выделить социально-ориентированный (общенаучный уровень), правовой (конкретно-научный уровень) и партисипативный (методико-техно-логический уровень) подходы. Интеграция данных подходов является основой формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста и обеспечивает методологическую многоуровневость и иерархический характер.

Социально-ориентированный

подход представлен в работах таких исследователей, как А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, М. Вебер, Л. С. Выготский, К. Мангейм, Д. В. Никулин, П. А. Сорокин и др. Сущность социально-ориентированного подхода проявляется в восприятии социализации как индивидуального творческого процесса включения ребенка в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом. Социально-ориентированное обучение детей является механизмом социализации (социогенеза), поддерживающим проявление индивидуальности личности, увеличение возможностей выбора личностью путей самоопределения и саморазвития. Процесс формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста полагает, что реализация данной функции образования может осуществляться только в социально-образовательном пространстве, интегрирующем комплекс внешних (целостная культурно-информационная среда, ценностно-диалоговое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, социогу-манная событийность жизнедеятельности обучаемых) и внутрен них

е е

л

s

s л л о

л

№ а о

а

л

«

о

л л

s

о № а ж

Sa 3

а

№ о

№ О* №

л

л

ж s

Kl

g

л

s л

к

3

л

г о

д о

ш

к

ьь

о-ж

о

г о

№ о 3 а

о

(становление у ребенка «Я - концепции», возрастание социального самосознания, и способностей к самореализации в мире общественно-значимых ценностей) условий.

С позиции правового подхода формирование правовых умений детей старшего дошкольного возраста рассматривается как процесс, обеспечивающий развитие основ правосознания и зачатков правовой культуры, определяющихся степенью сформированности отношения к закону как ценности, находящейся в демократическом обществе вне конкуренции. Разработкой и реализацией правового подхода занимались такие ученые, как Ю. С. Гамбаров, Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Л. И. Петражицкий, Е. Н. Трубецкой и др. Сущность правового подхода заключается в том, чтобы обеспечить такое поведение будущего гражданина страны, которое бы согласовывалось с потребностями, 1 интересами и ценностями совре-

| менного общества, находящими во-

ц

площение в правовой системе. Пра-

« вовое образование должно доно-

| ситься не как комментарии соответ-

^ ствующих законодательств, а как

* особая педагогическая деятельность

с важнейшими правовыми понятиями и конструкциями, способами, формами их применения в практической деятельности, использование при этом примеров из отечественного и зарубежного законодательств, ибо закладывание основ правосознания зависит от высокой правовой подготовки и умения самостоятельно применять законодательные нормы. Педагог формирует у обучаемых адекватное отношение к нормам права, а также вырабатывает устойчивые навыки (поведенческие стереотипы) правового поведения личности [5].

Партисипативный подход (О. Ю. Афанасьева, Е. В. Грош, Е. Ю. Никитина, Л. А.Клыкова, Е. Б. Юну-сова и др.) ориентируется на совместную творческую деятельность педагога и обучаемых, основываясь на сотрудничество, соучастие, диалоговое общение, что в итоге обеспечивает наиболее высокий уровень развития правовых умений детей старшего дошкольного возраста. В образовательном процессе дети участвуют на паритетных началах с педагогом. Актуализация потенциалов саморазвития детей дошкольного возраста будет происходить зна-

чительно эффективнее, если занятия будут строиться по принципу диалога, в котором принимают активное участие обе стороны: и педагог, и дети. Партисипативный подход ориентирован на реализацию активных методов, форм и средств обучения, в которых должна быть совместимость целей каждого ребенка, сотрудничество между детьми, в связи с чем правовое обучение достигает более высокого уровня [6].

5. Заключение (Conclusion)

Итак, теоретические аспекты формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста выявлены в результате анализа документов в области системы дошкольного образования, программ и работ ведущих исследователей в

сфере правового образования. Кроме того, выделена структура правовых умений, выявлены подходы, соответствующие избранному предмету исследования, доказана их связь с темой исследования. Теоретические аспекты формирования правовых умений детей старшего дошкольного возраста определяют важнейшую из задач в области дошкольного образования: разработку, построение и научное обоснование специальной методики, обеспечивающей в процессе правового образования детей старшего дошкольного возраста формирования у них правовых умений. Последующие исследовательские работы в данной области приведут к решению поставленной задачи.

Библиографический список

1. Путило Н. В., Волкова Н. С. Образовательное законодательство России: новая веха развития: монография. - М. : Издательство «Юриспруденция». 2015. — 470 с.

2. Майданкина Н. Ю., Аблязова Г. И. Парциальная образовательная программа по развитию у детей младшего дошкольного возраста интереса к окружающему миру в процессе диалога культур. - Ульяновск, 2017. - 68 с.

3. Погребняк Л. П. Правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования. - М.: Издатальство «Педагогическое общество России». 2014. - 107 с.

4. Кропачева Е. М. Теория и методика обучения праву / Е. М. Кропачева. - Екатеринбург : изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2010. - 166 с.

5. Такахо М. Х., Гридасова Ж. В. Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. - Т. 10. - С. 76-80.

6. Тарасова Н. В. Общественная аккредитация дошкольных образовательных организаций: право, доверие, партнерство: монография. - М. : Издательство «АСТ». -2015. - 142 с.

S S

л S s л л о

S

№ а о а

л «

о

л л

s

о № а ж

So 3

а

№ о

№ О* №

S

л

ж s

Kl

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

g

л

S л

к

3

л

г о

д о

ш

к

ьь

о-ж

о

г о

№ о 3 а

о

ii s

50 to

a .g

Si £

hq

E. YU. Nikitina1, O. V. Eliseenko2

1ORCID No. 0000-0001-9550-4700

Professor, doctor of pedagogical Sciences, Professor of department of Russian Language and literature and methods of teaching Russian Language and literature, South-Ural state humanitarian-pedagogical university. Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

ORCID No. 0000-0003-4596-755X lecturer in management and law, South Ural state University, Chelyabinsk, Russian Federation.

E-mail: eliseenkoov@gmail.com

THEORETICAL ASPECTS OF PROBLEMS OF FORMATION OF LEGAL SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Abstract

Introduction. The article substantiates the relevance of the formation of legal skills of children of preschool age in terms of changing the goals and paradigm of domestic pre-school education; provides an overview of the main ideas of modern researchers on the problem of legal education and training of children, reveals the historiography of the problem, develops the conceptual apparatus and the main theoretical and methodological approaches to the formation of legal skills of children of preschool age. The purpose of the article is to substantiate and to reveal the author's concept of the effective organization of work with children of preschool age on the formation of their legal skills.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of scientific literature on the problem of legal education and training of children, the formation of their legal skills; as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, methods of statistical data processing.

o Results. Theoretical aspects of formation of legal skills of chil

dren of the senior preschool age are revealed, the innovative functional theoretical and methodological basis promoting creation of conditions for successful process of formation of legal skills of chil

dren is designated; the effective theoretical and methodological approaches promoting legal education of children are revealed and described.

Discussion. It is emphasized that the effectiveness of the project is the formation of sustainable legal skills in children of preschool age.

Conclusion. The state of the problem of formation of children's legal skills in psychological and pedagogical literature is analyzed and its relevance is substantiated; the nature and specificity of the concepts of "legal education", "legal skills" and their structure, "formation of legal skills" of children of preschool age are revealed; the main methodological approaches for solving this issue are defined.

Keywords: legal education; legal education of children of preschool age; legal skills of children of preschool age; components of legal skills; formation of legal skills of children of preschool age; socially-oriented approach; legal approach; participatory approach; historical stages of legal education of children; theoretical and meth- | odological approaches.

Highlights: the urgency of the problem of formation of legal skills of children of preschool age; - the main historical stages of this issue; - the conceptual field of the process of formation of legal for skills of children of preschool age, namely the concept of "legal education", "legal skills" and "formation of legal skills" of children of preschool age; - identified effective theoretical and methodological approaches to the successful process of formation of legal skills of children of preschool age: socially-oriented; legal and participatory approaches and identified their totality. dre

References

1. Putilo N.V. (2015) Obrazovatel'noe zakonodatel'stvo Rossii: novaya vekha razvitiya: monografiya [Educational legislation of Russia: a new milestone: monograph]. Izdatel'stvo «Yuris-prudenciya». 470 p. (In Russian).

2. Majdankina N.YU. Parcial'naya obrazovatel'nayaprogrammapo razvitiyu u detej mlad-shego doshkol'nogo vozrasta interesa k okruzhayushchemu miru v processe dialoga kul'tur [Partial

S

0 s

1

XT*

S

O

c h

C6

s

s

s e

S S

r 3

s

>1

c

h S

S A

e

educational program for the development in children of primary school age interest in the world in the process of the dialogue of cultures]. Ul'yanovsk: Izdatel' Kachalin Aleksandr Vasil'evich. 2017. 68 p. (In Russian).

3. Pogrebnyak L.P. Pravovoe obespechenie realizacii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya: [Legal support of implementation of FSES of preschool education]. Izdatal'stvo «Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii». 2014. 107 p. (In Russian).

4. Kropacheva E.M. Teoriya i metodika obucheniya pravu (ucheb. Posobie) [Theory and methods of teaching law (studies. Benefit)]. Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta. 2010. 166 p. (In Russian).

5. Takaho M.H. (2016) Pravovoe vospitanie detej kak innovacionnaya forma doshkol'nogo obrazovaniya [The Legal education of children as an innovative form of preschool education]. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept». 10, 76-80. (In Russian).

6. Tarasova N.V. (2015) Obshchestvennaya akkreditaciya doshkol'nyh obrazovatel'nyh or-ganizacij: pravo, doverie, partnerstvo: monografiya [Public accreditation of preschool educational institutions: law, trust, partnership: monograph]. Monografiya. Izdatel'stvo «AST». 142 p, (In Russian).

o

a .g

£

Si £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.