Научная статья на тему 'Теоретико-методическая основа применения информационно- коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста'

Теоретико-методическая основа применения информационно- коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / информационный подход / аксиологический подход / герменевтический подход / теоретико-методологические принципы / information and communication technologies / information approach / axiological approach / hermeneutic approach / theoretical and methodological principles.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. П. Кушнерова

В данной статье раскрываются и обосновываются теоретико-методические подходы, а также принципы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, дающих возможность показать основные идеи улучшения и развития теории и практики дошкольного образования. Представленный материал позволяет сделать вывод, что на основе указанных подходов выработана методика применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая базируется на соблюдении системы принципов, каждый из которых отображает её целевую, содержательную и структурную характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Д. П. Кушнерова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR THE APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ENHANCING THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article deals with the theoretical and methodological approaches so as the principles of the application of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of senior preschool age, giving the opportunity to show the basic ideas of improving and developing the theory and practice of preschool education. The presented material allows us to conclude that on the basis of these approaches, a methodology has been developed for the use of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of senior preschool age, which is based on compliance with a system of principles, each of which reflects its target, content and structural characteristics

Текст научной работы на тему «Теоретико-методическая основа применения информационно- коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

ции второй раз, отразите его содержание в виде рисунка. Используйте символы, обозначающие людей £, космический корабль , космическую станцию - , выражение «можно считать материальной точкой» -*(•), выражение «нельзя считать материальной точкой <•'»).

Итак, можно выделить наиболее эффективные вербапьно-визуальные опоры при обучении аудированию лекций по специальности: схемы-таблицы, схемы-блоки, схемы-рисунки. Модель обучения иностранных студентов аудированию лекций по специальности с использованием всех описанных в данной работе вербально-визуальных опор представлена на рис. 4.

Описанные вербально-визуальные опоры эффективны на всех этапах работы со звучащим текстом: на предтекстовом с целью активизации фоновых знаний, притекстовом при восприятии и извлечении необходимой информация в результате выполнения заданных меняющихся коммуникативных установок, на послетекстовом этапе при проведении контроля уровня понимания прослушанного текста, а также выходе в устную коммуникацию в процессе передачи основного содержания услышанного.

Библиографический список

Вербально-визуальные опоры позволяют снимать объективные трудности аудирования, связанные с восприятием структуры и содержания звучащего текста.

Вербально-визуальные опоры помогают студентам сформировать умение понимать логику изложения лекционного материала, ориентироваться в его структуре и содержании, членить звучащий текст на смысловые части, устанавливать логические связи между компонентами текста, определять главную и второстепенную информации, сворачивать и разворачивать основное содержание лекции.

Таким образом, работа с вербально-визуальными опорами при обучении аудированию лекций по специальности помогает сформировать у иностранного студента умение осмысленного слушания лекций в результате вырабатывания собственных стратегий аудирования учебно-научного монологического текста по специальности в естественных условиях, в которых студенту приходится воспринимать на слух информацию с опорой на вербально-визуальный компонент слайдов лекционной презентации, что, несомненно, существенно повышает качество его обучения на неродном языке.

1. Клобукова Л.П., Михалкина И.В. Проблемы обучения аудированию в зеркале реальной коммуникации. Available at: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_255

2. Павлова В.П. Обучение конспектированию: теория и практика. Москва: Русский язык, 1983.

3. Левина Г.М. Изменение содержания и формата тестирования по РКИ на подготовительных факультетах российских вузов в связи с изменением когнитивного стиля учащихся и развитием новых технологий. Русский язык за рубежом. 2017; № 5: 105 - 112.

4. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. Санкт-Петербург: Златоуст, 2008.

5. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: ИКАР 2009.

6. Гальскова Н.Д. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.В. Акимова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

7. Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация). Методическое пособие для русистов. Санкт-Петербург: Златоуст, 2007.

8. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. Москва: Русский язык. Курсы, 2012.

9. Пашкова М.Н. Обучение аудированию и конспектированию научного монологического высказывания иностранцев-нефилологов на материале языка специальности (фреймовый подход). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2017.

10. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. Под редакцией В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. Москва: Просвещение, 2010.

References

1. Klobukova L.P., Mihalkina I.V. Problemy obucheniya audirovaniyu vzerkale real'noj kommunikacii. Available at: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_255

2. Pavlova V.P. Obuchenie konspektirovaniyu: teoriya ipraktika. Moskva: Russkij yazyk, 1983.

3. Levina G.M. Izmenenie soderzhaniya i formata testirovaniya po RKI na podgotovitel'nyh fakul'tetah rossijskih vuzov v svyazi s izmeneniem kognitivnogo stilya uchaschihsya i razvitiem novyh tehnologij. Russkij yazykza rubezhom. 2017; № 5: 105 - 112.

4. Surygin A.I. Pedagogicheskoe proekiirovanie sistemy predvuzovskojpodgotovkiinostrannyh studentov. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2008.

5. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: IKAR, 2009.

6. Gal'skova N.D. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: uchebnoe posobie / N.D. Gal'skova, A.P. Vasilevich, N.V. Akimova. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017.

7. Passov E.I., Kibireva L.V., Kollarova 'E. Koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya (teoriya i ee realizaciya). Metodicheskoe posobie dlya rusistov. Sankt-Peterburg: Zlatoust, 2007.

8. Schukin A.N. Obuchenierechevomu obscheniyuna russkomyazyke kakinostrannom. Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2012.

9. Pashkova M.N. Obuchenie audirovaniyu i konspektirovaniyu nauchnogo monologicheskogo vyskazyvaniya inostrancev-nefilologov na materiale yazyka special'nosti (frejmovyj podhod). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2017.

10. Myakishev G.Ya., Buhovcev B.B., Charugin V.M. Fizika. 11 klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: bazovyj i profil'nyj urovni. Pod redakciej V.I. Nikolaeva, N.A. Parfent'evoj. Moskva: Prosveschenie, 2010.

Статья поступила в редакцию 25.11.19

УДК 373.24 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10059

Kushnerova D.P., senior teacher, South-Ural State University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: grustik2007@mail.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR THE APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A MEANS OF ENHANCING THE COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. The article deals with the theoretical and methodological approaches so as the principles of the application of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of senior preschool age, giving the opportunity to show the basic ideas of improving and developing the theory and practice of preschool education. The presented material allows us to conclude that on the basis of these approaches, a methodology has been developed for the use of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of senior preschool age, which is based on compliance with a system of principles, each of which reflects its target, content and structural characteristics.

Key words: information and communication technologies, information approach, axiological approach, hermeneutic approach, theoretical and methodological principles.

Д.П. Кушнерова, ст. преп., Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, E-mail: grustik2007@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье раскрываются и обосновываются теоретико-методические подходы, а также принципы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, дающих возможность показать основные идеи улучшения и развития теории и практики дошкольного образования. Представленный материал позволяет сделать вывод, что на основе указанных подходов выработана методика применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая базируется на соблюдении системы принципов, каждый из которых отображает её целевую, содержательную и структурную характеристики.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, информационный подход, аксиологический подход, герменевтический подход, теоретико-методологические принципы.

Актуальность проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста определена развитием информатизации общества, модернизацией всей образовательной системы государства, условиями современного общества, социальными потребностями в повышении качества воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, кроме того, недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий [1].

Целью исследования является изучение теоретико-методических подходов и принципов применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Разработка методики применения данных технологий основывается на применении теоретико-методических подходов и принципов, дающих возможность показать основные идеи улучшения и развития теории и практики дошкольного образования.

В исследование включаем интеграцию информационного, аксиологического и герменевтического подходов в качестве теоретико-методической основы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим целесообразно рассмотреть составляющие трех выбранных подходов более детально.

Информационный подход исследован в трудах РФ. Абдеева, В.Г. Афанасьева, В.М. Казакевича, К.К. Колина, О.Ф. Ливичева, В.А. Якунина и др. [2].

При объединении информационного подхода с познавательной деятельностью детей дошкольного возраста осуществляется активное развитие личности ребенка, развитие мышления и умений работать с информацией за счёт освоения и применения информационных технологий, подготовка к жизни в условиях информационного общества, возрастание внимания к усваиваемому материалу, поскольку звук, движения, мультипликация надолго притягивают внимание детей, развитие общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация), развитие психофизиологических функций, формирование умений производить познавательную и экспериментальную деятельности в ходе выполнения упражнений по той или иной теме занятия.

Применение информационного подхода в процессе активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью ИКТ способствует не просто наращиванию объема знаний по различным предметам, а приобретению разностороннего опыта познавательной деятельности с информацией при помощи информационных технологий; овладению способами работы с информацией; развитию коммуникативных умений в различных видах деятельности со средствами ИКТ

Следовательно, с помощью средств ИКТ труд, потраченный на управление познавательной деятельностью, оправдывает себя в полной мере: улучшает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; учит справляться с трудностями; вносит радость в жизнь; дает возможность проводить обучение и воспитание в зоне ближайшего развития; формирует оптимальные условия с целью наилучшего взаимопонимания воспитателя и ребенка. Применение ИКТ в дошкольном образовании позволяет расширить творческие способности воспитателя и оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Педагогические принципы в исследовательской деятельности представляются обязательными элементами её теоретического знания. В нынешней науке принципы выступают как главные идеи, действия, основные правила поведения.

Наше понимание принципа заключается в том, что это «ориентир, рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах достижения меры, единства, гармонии в сочетании каких-то противоположных сторон, начал с тенденцией педагогического процесса» [3].

Представим выделенные на основе информационного подхода принципы применения информационно-коммуникационных технологий как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: интерактивности и адаптивности.

Принцип интерактивности предоставляет возможность всем детям дошкольного возраста быть вовлеченными в процесс общения, выражать собственное мнение, делиться мыслями и знаниями, быть правомочными участниками образовательного процесса. Принцип интерактивности представляет информацию в форме, располагающей к диалогу пользователя с компьютером. Он направлен на активизацию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование мультимедийных интерактивных технологий значительно повышает качество подачи материала и эффективность его усвоения детьми старшего дошкольного возраста, расширяет содержание образовательного процесса, увеличивает мотивацию, освещает совместную деятельность воспитателя и детей. Мультимедийные технологии предполагают применение таких интерактивных и аудиовизуальных средств обучения, как программные средства (презентации, аудио-, видеоролики, мультимедийные диски, веб-ресурсы сети Интернет) [2].

Достоинством принципа интерактивности считается то, что он активизирует заинтересованность детей, стимулирует их участие, содействует эффективному изучению материала, проявляет разностороннее влияние, развивает актуальные умения. Он предоставляет прочность знаний и высокую мотивацию, формирует воображение, общительность, творчество. У детей образовывается индивидуальность, командный дух, возможность самовыражения. Также принцип учит взаимоуважению, деятельности и демократичности, оказывает содействие на развитие познавательной активности у детей, способствует развитию навыка изучения средств и методов познания, также опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, взаимодействия с окружающим миром, накапливанию навыка эмоционально-практического сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

В основе организации процесса обучения лежит принцип адаптивности, который состоит в обретении максимально возможных познаний детей согласно индивидуальным способностями человека; помогает приспособиться детям к условиям жизни, социального воспитания, а также к результативному взаимодействию с компьютером, информационно-образовательной средой и пр.

Принцип адаптивности в ходе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий приобретает новое значение и предоставляется средствами наглядности, разделяет учебный материал по объему, сложности, содержанию, который располагается на особом месте во время исследования и оценки результатов обучения и ориентирован на раскрытие степени изучения познаний и активизации познавательной деятельности детей.

Компьютерные технологии формируют принцип адаптивности. Они предоставляют возможность разработать программы, стимулирующие или показывающие разнообразные виды обучения. Компьютерные обучающие программы могут адаптироваться к различным интересам детей, в текущей сфере обучения автоматически устанавливать степень знания и умения, распознавать проблемы в понимании или недопонимании, давать совет, а также предоставлять помощь.

Принцип адаптивности позволяет гарантировать процесс воспитания, а также саморазвитие детей, отталкиваясь от их индивидуальных качеств как субъекта познания и познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности становится возможной за счет формирования подобных обстоятельств, в которых ребенок способен показать избирательность к предметному материалу, его типу и форме.

На методико-технологическом уровне раскрыт аксиологический подход, над разработкой и реализацией которого трудились такие ученые, как Э. Гарт-ман, А.В. Кирьякова, И.Б. Котов, П. Лапи, ГИ. Чижаков и др.

Реализация аксиологического подхода в условиях информатизации образования России позволяет формировать личность с информационным мышлением и одновременно развитой ценностной картиной мира. Известно, что становление системы ценностей детей, их положительного социального поведения и социального отношения как к реальной, так и к виртуальной действительности осуществляется через содержание образования. В рамках аксиологического подхода последнее рассматривается как педагогический адаптированный общественный опыт человечества, идентичный по структуре человеческой культуре.

Концепция аксиологического подхода в работе с детьми направлена на организацию и поддержку собственной познавательной деятельности, на проявление, развитие индивидуально-личностных способностей ребенка. Аксиологический подход позволяет определить совокупность приоритетных ценностей в обучении, воспитании и саморазвитии ребенка, помогает, с одной стороны, развивать у детей умения самоопределяться в сетевых ситуациях согласно своей ценностной картине мира, с другой-навыки самостоятельно искать, анализировать и отбирать в виртуальном режиме необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Использование аксиологического подхода в применении информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей реализуется за счет соблюдения принципов творческой инициативы и индивидуальной обусловленности.

Принцип творческой инициативы содержит познавательную мотивацию, мотивацию достижения; самостоятельность в определении цели деятельности; подготовленность и способность к саморазвитию, а также личностному самоопределению; действия смыслообразования; направленность на открытие нового и открытость новому, инициативность.

Принцип творческой инициативы стимулирует детей самостоятельно сочетать, фантазировать, создавать новое творение при использовании прошлого опыта, выявлять способности, дающие возможность выполнить задание в незнакомой ситуации. В зависимости от возрастных особенностей детей содержание заданий становится более трудным, что дает возможность поступать им по собственной инициативе.

Современные информационно-коммуникационные технологии в основном нацелены на выявление творческого потенциала и ребенка, и воспитателя. В числе создающих программных педагогических продуктов почти отсутствуют те, которые направлены только на формальное исполнение. В основном во всех них, так или иначе, помещены элементы развивающего обучения.

Из чего следует, что принцип творческой инициативы считается уникальным методом развития у детей таких существенно значимых сторон психической жизни, как творческое мышление, положительное эмоциональное самочувствие,

творческие и художественные способности, содействующих активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Принцип индивидуальной обусловленности указывает на точное формулирование критериев использования компьютера в зависимости от целей, содержания и этапа обучения, возрастных особенностей детей, применяемой методики обучения. В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками.

Принцип учета индивидуальных особенностей максимально осуществляется непосредственно при компьютерном обучении. Индивидуализация процесса обучения выполняется вследствие широкого потенциала компьютерных средств адаптации к интересам детей. Применение данного принципа способствует не только учету возрастных особенностей и степени развития детей, но и индивидуально-психологических характеристик каждого ребенка.

С использованием компьютерных сетей и онлайновых средств дошкольные организации получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ребенка. Таким образом, принцип индивидуальной обусловленности предполагает представление уникальности, несхожести, неповторимости каждого ребёнка, формирование условий для проявления, а также выявления творческого потенциала, что способствует активизации познавательной деятельности.

Герменевтический подход показан в трудах таких ученных, как Х.-Г Гада-мер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, А. Лоренцер, П. Рикёр, М. Хайдеггер, Ф. Шлейер-махер и др. и подразумевает теорию интерпретации языковых выражений (текстов), нацеленную на понимание их смысла. «Осознать текст - значит осознать заданный в нем вопрос, который выводит в виртуальное, открытое информационно-образовательное пространство, реализовывает двухстороннюю взаимосвязь между имеющимся знанием и познанием» [1].

Цель герменевтического подхода - рост процесса саморазвития, а также самореализации ребенка, активизация познавательной деятельности, которая не заканчивается рамками обучения.

Герменевтический подход дает возможность актуализовать потенциал информационных ресурсов и выполнять следующие задачи: способность сосредоточивать мыслительную активность и внимание детей; погружаться в противоречивую суть изучаемых явлений; создавать проблемное видение, самостоятельность суждений; видеть источник поставленной проблемы, ее сущность [4].

Данный подход согласуется с положением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором предполагается «развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира» [5].

Герменевтический подход к использованию информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста выдвигает следующие принципы: принцип прочности и действенности результатов и принцип самостоятельности и включенности в деятельность.

Библиографический список

Принцип прочности и действенности результатов требует, чтобы в процессе подготовки обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялось не механическое усвоение материала, а осознанное, смысловое.

Принцип прочности и действенности результатов способствует подбору заданий с использованием знаний, умений и навыков, направленных на доказательства и аргументированные выступления, помогающих в ходе обсуждений и дискуссий и т.п. Прочным достоянием памяти делаются те знания, в которых ребенок испытывает постоянную потребность, стремится применить в своей познавательной деятельности.

Принцип прочности и действенности результатов подвигнул к созданию различных тренажеров, а с этапа основания применения компьютерных технологий - к разработке определенных программ. Речь идет о виртуальных средах обучения и воспитания, где возникает абсолютная видимость реального участия ребенка в тех моментах, которые смоделированы с помощью компьютерных технологий, и необходимо поступать на базе того, что ценишь, знаешь, умеешь, понимаешь.

С помощью этого принципа и информационно-коммуникационных технологий повышается качество образовательного процесса, способность к самостоятельным действиям; развивается память, логическое мышление - все это способствует активизации познавательной деятельности детей.

При применении принципа самостоятельности и включенности в деятельность образование направлено на формирование самостоятельной деятельности с целью разрешения вопросов, на реализацию собственных небольших проектов. Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, реализации их стремления выполнить заданные условия, а также желания достичь конечного итога.

Принцип самостоятельности и включенности в деятельность содержит прямую связь с техническими средствами обучения. С их поддержкой дети точнее ориентируются в фактах и явлениях, они вызывают активность, учат использовать получаемые знания.

Благодаря принципу самостоятельности и включенности в деятельность дети обучаются без помощи других ставить задачи и цель в своей деятельности, исследовать ее условия, выражать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, обнаруживать для этого средства, справляться с разногласиями, формировать, а также корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, добиваясь положительного итога. Данный принцип дает возможность совершенствовать значимые познавательные функции: внимание, память, восприятие, формирует способности партнерства, дружеские взаимоотношения, чувство взаимопомощи.

Итак, на основе указанных подходов спроектирована методика применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая имеет конкретную структуру (что дает возможность ее дифференцировать) и связи между составляющими (что делает ее полной). Также методика базируется на соблюдении системы принципов, каждый из которых отображает её целевую, содержательную и структурную характеристики.

1. Никитина Е.Ю., Химичева Д.П. Теоретические аспекты проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018; № 7: 126 - 137.

2. Милютина А.А. Теоретико-методическая основа формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка. Вестник Челябинского государственного университета. 2014; № 5: 138 - 147.

3. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.

4. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография. Москва: МАНПО, 2006.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г № 1155. Москва. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

References

1. Nikitina E.Yu., Himicheva D.P. Teoreticheskie aspekty problemy primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij kak sredstva aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; № 7: 126 - 137.

2. Milyutina A.A. Teoretiko-metodicheskaya osnova formirovaniya mediakompetencii mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 5: 138 - 147.

3. Nikitina E.Yu. Teoriya i prakiika podgotovki buduschego uchitelya k upravleniyu differenciaciej obrazovaniya: monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo ChGPU, 2000.

4. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnyepodhody: monografiya. Moskva: MANPO, 2006.

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. Moskva. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

Статья поступила в редакцию 21.11.19

УДК 372.882 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10060

Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru

STRATEGIES FOR DELIVERING REGIONAL LITERACY COMPONENT. The paper introduces discrete features of applied strategies in bilingual education. It shows that it is needed to develop strategies to improve readability, develop literacy and analytics training, help interpret, synchronize and execute live information. In the discussion of theoretical aspects of the training strategy, describe the three stages of the training strategy: pre-text, text, post-text. The work presents a fragment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.