Научная статья на тему 'Торетические аспекты проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста'

Торетические аспекты проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОД / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COGNITIVE ACTIVITY / PRESCHOOL EDUCATION / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.Ю., Химичева Д.П.

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Представлена история развития проблемы (основные этапы), описано её понятийное поле. Цель статьи обосновать авторскую идею применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей. Материалы и методы. В ходе исследования использованы нормативные документы, посвященные теме дошкольного образования и информационных технологий. Одним из основных методов исследования является анализ научной литературы по проблеме применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности в дошкольных организациях. Результаты. Разработаны и описаны подходы, совокупное применение которых является теоретико-методической основой исследования. Обсуждение. Подчеркивается, что с помощью средств информационно-коммуникационных технологий усилия, потраченные на управление познавательной деятельностью, оправдывают себя в полной мере. Заключение. Делается вывод о том, что проведенное исследование эффективно, выбраны верные методологические подходы, расширено понятийное поле в сфере применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Основные положения: рассмотрена история развития применения информационно-коммуникационных технологий в дошкольных организациях; расширено понятийное поле проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей, а именно разработаны и определены понятия «информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации (ДОО)», «познавательная деятельность старшего дошкольного возраста», «активизация познавательной деятельности»; определены методологические подходы исследования к применению информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е.Ю., Химичева Д.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Introduction. This article discusses the theoretical and methodological foundations of the use of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of preschool age. The historiography of the problem (main stages) is presented. The conceptual field of the problem is considered. The components of cognitive activity of preschool children are described. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of the use of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children. Materials and methods. In the course of the study, we used the normative documents devoted to the topic of early childhood education and information technology. One of the main method of research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of using of information and communication technologies as a means of enhancing cognitive activity in preschool organizations. Results. Approaches are developed and described, the connection of them is the theoretical and methodological basis of the study; the author presents the characteristics of the main components of the model. Discussion. It is emphasized that with the help of information and communication technologies, the work spent on the management of cognitive activity is fully justified. Conclusion. It is concluded that the study effectively selected the right methodological approaches, expanded the conceptual field in the field of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of preschool age. Highlights: the history of development of information and communication technologies in preschool organizations is considered; the conceptual field of the problem of application of information and communication technologies as a means of enhancing cognitive activity of children is expanded, namely the concepts of " information and communication technologies in preschool educational organization (Doo)", "cognitive activity of preschool age", "activation of cognitive activity"; methodological approaches to the use of information and communication technologies as a means of enhancing cognitive activity are defined.

Текст научной работы на тему «Торетические аспекты проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.71..7..009

УДК 373.24 ББК 74.00

Е. Ю. Никитина1, Д. П. Химичева2

1ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID № 0000-0002-9624-344X Старший преподаватель кафедры техники, технологии и строительства, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация, E-mail: khimichevadp@susu.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Представлена история развития проблемы (основные этапы), описано её понятийное поле. Цель статьи - обосновать авторскую идею при-| менения информационно-коммуникационных технологий как средства ак-. тивизации познавательной деятельности детей. | Материалы и методы. В ходе исследования использованы норматив-

| ные документы, посвященные теме дошкольного образования и информа-з ционных технологий. Одним из основных методов исследования является анализ научной литературы по проблеме применения информационно-ком

муникационных технологии как средства активизации познавательной де-

е

ятельности в дошкольных организациях.

л

Результаты. Разработаны и описаны подходы, совокупное применение которых является теоретико-методической основой исследования.

Обсуждение. Подчеркивается, что с помощью средств информационно-коммуникационных технологий усилия, потраченные на управление познавательной деятельностью, оправдывают себя в полной мере.

Заключение. Делается вывод о том, что проведенное исследование эффективно, выбраны верные методологические подходы, расширено по- и нятийное поле в сфере применения информационно-коммуникационных ее

и

технологий как средства активизации познавательной деятельности детей

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, дошкольное образование, подход. Основные положения:

- рассмотрена история развития применения информационно-комму-

расширено понятийное поле проблемы применения информаци-

1 Введение (Introduction) к жизни в условиях ускоряющегося

Современное информационное технологического прогресса и воз-

общество, нацеленное на индивиду- никновения новых информационных

ума, умеющего быстро находить и технологий, формулирует серьезные за-

использовать информацию для пос- дачи перед социальными институтами,

тавленной задачи, подготовленного отвечающими за подготовку человека

3 о

е №

старшего дошкольного возраста. ч

§ * С з

№ д

с Т

в §

§

а

никационных технологий в дошкольных организациях; к

а о

з а

онно-коммуникационных технологий как средства активизации познава- § тельной деятельности детей, а именно разработаны и определены понятия «информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации (ДОО)», «познавательная деятельность старшего дошкольного возраста», «активизация познавательной деятельности»;

- определены методологические подходы исследования к применению информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности.

ж о

Й д

№ So

ж о с

Т

к д

№ Т

Й й

кЗ з

г о

д о

£

к g

о-

ж о

г о

в о

з

§ й

§

в

е ч

s

I

^

a" ж s

S §

£

hq

к функционированию в обществе с новыми требованиями. Среди них выступает развитие способности человека работать с информацией и электронными средствами коммуникации, то есть с информационно-коммуникационными технологиями. Ее развитие зарождается у подрастающего поколения инстинктивно, с рождения, напрямую во взаимосвязи с устройствами, такими, как персональный компьютер, телефон, планшет и др. Однако целенаправленной подготовки в старшем дошкольном возрасте не происходит.

Актуальность проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста обусловлена модернизацией всей образовательной системы государства, развитием информатизации общества, социальными потребностями в улучшении воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, условиями современного социума, а также недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии являются ключевыми средствами для любой деятельности детей, особенно для познавательной.

Чтобы решать проблему применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, в первую очередь, следует изучить ее историю, что даст возможность, во-первых, выделить достижения в исследовании выбранной проблемы, во-вторых, правильно применять историческое наследие, а в-третьих, отметить нераскрытые многочисленные аспекты в ее решении и аргументировать пути совершенствования.

Применяя процессный подход в представлении истории развития проблемы, полагаем значимым выделить основные этапы в ее развитии.

Первый этап - этап накопления теоретических знаний в сфере информационных технологий и раскрытия возможностей её применения в образовательном процессе дошкольной организации. Данный этап определяется процессом становления инфор-

мационно-коммуникационных технологий в отечественных дошкольных организациях, позволяющим детям познать закономерности многочисленной коммуникации и подготовить их к жизни в информационном обществе: обучить воспринимать различную информацию, модифицировать, осваивать методы общения на базе различных форм коммуникации с использованием технических средств.

В первый этап входят два периода:

Первый период (1919 - 1970-е гг.) характеризуется тем, что в процесс образования детей вводят средства массовой коммуникации; не существует такого направления, как компьютеризация, однако присутствует процесс практического использования кинематографии, фотографии, прессы для обучения детей, формирования их умственных и творческих способностей.

Второй период первого этапа (70-е - 90-е гг. ХХ в.) определяется наиболее активным развитием проблемы применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В данный период

времени возникают такие понятия, как информационно-коммуникационные технологии, компьютеризация. Осуществляются первые внедрения в процесс образования дошкольных организаций информационных технологий и изучаются способы работы с ними.

Второй этап (90-е гг. ХХ в. -настоящее время) характеризуется активной разработкой компьютерных средств, вызванной интенсификацией научно-технического прогресса, осмыслением необходимости внедрения компьютеров в образовательный процесс дошкольных организаций и активным использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для достижения учебных целей и подготовки детей старшего дошкольного возраста к жизни в информационном обществе. Впрочем, понятия представлены разрозненно, процесс применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста практически не исследован [1].

Прежде всего, рассмотрим понятийное поле проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы

е е

е

3

и ^

о §

е

а о

а

е

*

о

ее е

л

ж е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

я §

§

§ с е

д

о 3 в а

а *

а

и

и

ж о

й ж

а в

а

ж о

й

д

е

¡0

ж о

о

3 и

д

е

3 е

й о

кЗ

г о

д о

£ *

§

о-ж

о

г о

в о

а о

(Э. Г. Азимова, Е. В. Астахова, Л. Л. Бо-совой, Е. В. Клокова, И. В. Роберта и др.) позволил трактовать понятие «информационно-коммуникационные технологии в дошкольной образовательной организации (ДОО)» как комплекс учебных и методических материалов, инструментальных и технических средств вычислительной техники, форм и методов их применения в практике работы специалистов организаций дошкольного образования (воспитателей, администрации), а также в целях образования детей старшего дошкольного возраста.

Период старшего дошкольного возраста непосредственно связан с подготовкой к поступлению в школу. По признанию экспертов всего мира, это время считается периодом быстрого психического и физического развития ребёнка, интенсивного развития психических и физических качеств, так необходимых человеку в дальнейшей жизни и активного раз-| вития познавательной деятельности

а

^ как залога успешного процесса обу-

^ чения [2].

Изучив научно-психологическую

и

§ литературу (Б. Г. Ананьева, Л. С. Вы-

¡£5

^ готского, Л. А. Венгера, А. Г. Запо-

^ рожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубин-

штейна, Т. И. Шамова и др.), трактуем понятие «познавательная деятельность старшего дошкольного возраста» как сознательную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности посредством таких психических процессов, как мышление, речь, восприятие, внимание, память. А понятие «активизация познавательной деятельности» трактуем как модернизирование форм, методов и средств обучения, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую познавательную деятельность обучающихся, отражающуюся в мобилизации ими нравственно-волевых, умственных и физиологических сил, нацеленных на результат познавательной деятельности.

Применение информационно-коммуникационных технологий способствует не только достижению максимально нового качества образования детей старшего дошкольного возраста, улучшает логическое мышление, но и повышает их мотивацию к обретению новых знаний, знакомит с социальным миром, формирует новые средства воспитательного воздействия.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования является одним из важнейших документов, характеризующих правила и способы работы в дошкольных организациях. Основной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий нам представляется формирование общего информационного пространства образовательной организации, системы, в которую включены и на информационном уровне взаимосвязаны все участники образовательного процесса: дети и их родители, педагоги, администрация [3].

Исходя из указа президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы», приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №2 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», реализации программы «Электронная Россия» и национальной образовательной концепции «Наша новая школа» выделим главные нап-равле-ния становления информационно-коммуникационных технологий:

- применение персонального компьютера с целью ознакомления детей с современными техническими

средствами передачи и хранения информации;

- использование информационно-коммуникационных технологий как средства интерактивного обучения, что дает возможность стимулировать познавательную активность детей и принимать участие в изучении новых познаний;

- совместная работа с семьей ребёнка в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий дома.

Для дошкольного образования информационно-коммуникационные технологии определяются следующим образом: совокупность учебных и учебно-методических материалов, инструментальных и технических средств вычислительной техники учебного назначения с целью: формирования системы научных познаний о роли и месте средств вычислительной техники в образовательном процессе; совершенствования методов и форм работы специалистов образовательных организаций (администрации, педагогов, методистов, воспитателей); образования детей дошкольного возраста. Сегодня информационно-коммуникационные технологии существенно расширяют возможности педагогов,

е

е

е

3 и

4 е о

*ие

е

а о

п

е

*

о

ее е

л ж

е ж

ия §

§

*а *

о е д о

3 в

а а *

а

к и

и п о

й ж

а в а

ж о

д е

¡0

ж о

о

3 и

д е

3 е

й о

кЗ

л г

о д о

£ *

§

о-ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о г о в о а о

а

«о

У S

I

^

а" ж я

£ §

£

Si hq

родителей и специалистов в сфере дошкольного образования. Возможности применения персональных компьютеров способствуют более полному и успешному совершенствованию развития способностей ребенка. Обучение на персональном компьютере по сравнению с обычными техническими средствами способствует не только наполнению ребенка огромным числом готовых, строго отобранных, подходящим образом организованных знаний, но и формированию умственных, творческих способностей, и что весьма важно в дошкольном возрасте - умению самостоятельно получать новые знания с использованием современных технологий.

3 Результаты (Results)

Теоретико-методической основой применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, согласно проведенному исследованию, является объединение аксиологического, герменевтического и информационного подходов.

Информационный подход показан в трудах Р. Ф. Абдеева, В. Г. Афанасьева, В. М. Казакевича, К. К. Ко-лина, О. Ф. Ливичева, В. А. Якунина

и др. [4]. Целью информационного подхода является стремление к наиболее результативному применению в педагогической системе информационного поля, улучшение ее оперативности, управляемости и результативности. Этот подход предоставляет широкие технические возможности применения новейших цифровых технических устройств, свободу в доступе к информации, вовлечение детей в феномен «коллективного разума».

Этот подход обеспечивает изучение скрытых внутренних механизмов взаимодействия воспитателя и детей в ходе информационного обмена, изучение особенности их проявления как в процессе воспитания, так и в процессе преподавания.

Изучение научной литературы (В. И. Журавлев, В. М. Казакевич, К. К. Колин, А. И. Субетто, В. В. Щи-панов, В. А. Якунин и др.) позволяет сделать вывод, что применение информационного подхода в образовательном процессе дает возможность улучшить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Применение информационно-коммуникационных технологий на различных занятиях в дошкольных организациях позволяет детям развивать

умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; формировать навыки, способствующие обмену информацией с помощью современных технических средств; осваивать практическими способами работу с информацией; активизировать познавательную деятельность.

Использование информационного подхода дает возможность поднять процесс обучения и воспитания на качественно новый уровень. Включение в мультимедиа фрагментов видеофильмов, анимации позволяет усилить визуальное восприятие и способствует усвоению учебно-воспитательного материала [4].

На методико-технологическом уровне выявлен аксиологический подход, исследованием и реализацией которого занимались такие ученые, как Э. Гартман, А. В. Кирьякова, И. Б. Котов, П. Лапи, Г. И. Чижаков и др.

Специфика использования аксиологического подхода при применении информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей состоит, по данным нашего исследования, в том, что он: 1) позволяет определить совокупность приобретенных ценностей в образовании,

воспитании, саморазвитии детей старшего дошкольного возраста; в качестве таких ценностей выступают коммуникативные, информационные, этнические, культурные; 2) оказывает влияние на ценностную ориентацию детей, способствует становлению и социализации их личности в процессе активной образовательной деятельности; 3) позволяет осуществить расширение границ индивидуальной картины мира обучаемого за счет обширных возможностей персонального компьютера и сети интернет; 4) предоставляет связь между системой знаний, умений, навыков и ценностями, которые ориентированы не только на удовлетворение потребностей отдельных людей, но и на решение вопросов гуманизации общества.

Герменевтический подход представлен в работах таких исследователей, как Х.-Г. Гадамер, В. Гумбольдт, В. Дильтей, А. Лоренцер, П. Рикёр, М. Хайдеггер, Ф. Шлейермахер и др. и предполагает теорию интерпретации языковых выражений (текстов), направленную на понимание смысла данных выражений. Осознать текст -значит осознать заданный в нем вопрос, который выводит в виртуальное, открытое информационно-образова-

£ Л

л

з

ж л л о

л

№ а о

а

л

*

3 о

л л

кй з

ж л

ж

I §

§

а з

л

д

о 3 № а

а *

а -к ж ж а о

й ж

а

№ а

Ж

о Й

д

л

¡0

ж о

о

3 ж

д

л

3

л

й о

кЗ з

л

г о

д о

£ *

§

о-ж

о

г о

№ о

кЙ з

а о

а

«о

У S

i

^

а" ж s

S §

£

Si hq

тельное пространство, реализовывает двустороннюю взаимосвязь между имеющимся знанием и познанием [5].

Применительно к нашему исследованию герменевтический подход позволяет актуализировать потенциал информационных ресурсов и решать следующие задачи: концентрировать мыслительную активность и внимание детей; формировать проблемное видение, самостоятельность суждений; углубляться в противоречивую сущность постигаемых явлений, видеть отношения единства и противоположности их сторон; познать источник поставленной проблемы, ее суть.

4 Обсуждение (Discussion)

Следовательно, усилия, потраченные на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно-коммуникационных технологий, оправдывают себя в полной мере: улучшится качество знаний; дети продвигаются в общем развитии; легче справляются с трудностями; появляется возможность вести обучение в зоне ближайшего развития; формируются подходящие условия для лучшего взаимопо-

нимания воспитателя и ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволит расширить творческие способности воспитателя и окажет позитивное влияние на воспитание, обучение и развитие детей старшего дошкольного возраста.

5 Заключение (Conclusion)

Рассмотрена теоретико-методическая основа применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а именно: изучена история развития проблемы (основные этапы), описано и расширено её понятийное поле; исследованы основные методологические подходы к изучению проблемы исследования. Намечены направления для последующей научно-исследовательской деятельности, позволяющие раскрыть вопрос применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Корнетов Г. Б. Методология изучения педагогического прошлого историко-пе-дагогической наукой // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. №№ 2. С. 37-47.

2. Гришкова Г. Н., Юсубова И. Б. Развитие познавательного интереса в игровой деятельности // Начальная школа. 2004. № 11. С. 41-45. ^

3. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. 2006. № 3. С. 9-11.

4. Милютина А. А. Теоретико-методическая основа формирования медиакомпе-

о

а

^

о' а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тенции младших школьников на уроках русского языка // Вестник Челябинского госу- Л дарственного университета. 2014. № 5. С. 138-147.

5. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю. Педагогическое управление коммуника- ^ тивным образованием студентов вузов: перспективные подходы : монография. М. :

о'

а ^

0 а

МАНПО, 2006. 114 с.

E. YU. Nikitina1, D. P. Khimicheva2

1ORCID No. 0000-0001-9550-4700 f

s

Professor, doctor of pedagogical Sciences, professor of department of Russian 1

language and literature and methods of teaching Russian language and literature, §

n

South-Ural state Humanities-Pedagogical university, Chelyabinsk, Russia. ^

E-mail: elenaurievna@bk.ru

2ORCID No. 0000-0002-9624-344X Senior lecturer of the Department of engineering, technology and construction,

9 s

s g

s

о' a

s a

e

о a

E-mail: khimichevadp@susu.ru i

g

South-Ural state University, Chelyabinsk, Russia.

THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS MEANS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract

Introduction. This article discusses the theoretical and methodological foundations of the use of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of preschool age. The historiography of the problem (main stages) is presented. The conceptual field of the problem is considered. The components of cognitive activity of preschool children are | described. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of the use of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children.

Materials and methods. In the course of the study, we used the

«г a

a s

0

c

s

s

й' a

s 9

a ^

9

1

s

л

x c

s

s'

л h

ft a

^

e

ft s

c

h 9

9 e

normative documents devoted to the topic of early childhood education and information technology. One of the main method of research is the analysis of scientific literature devoted to the problem of using of information and communication technologies as a means of enhancing cognitive activity in preschool organizations.

Results. Approaches are developed and described, the connection of them is the theoretical and methodological basis of the study; the author presents the characteristics of the main components of the model.

Discussion. It is emphasized that with the help of information and communication technologies, the work spent on the management of cognitive activity is fully justified.

Conclusion. It is concluded that the study effectively selected the right methodological approaches, expanded the conceptual field in the field of information and communication technologies as a means of enhancing the cognitive activity of children of preschool age.

Keywords: information and communication technologies, cognitive activity, preschool education, approach. Highlights:

- the history of development of information and communication technologies in preschool organizations is considered;

- the conceptual field of the problem of application of information and communication technologies as a means of enhancing cognitive activity of children is expanded, namely the concepts of " information and communication technologies in preschool educational organization (Doo)", "cognitive activity of preschool age", "activation of cognitive activity";

- methodological approaches to the use of information and com-¿3 munication technologies as a means of enhancing cognitive activity

are defined.

Oh

Q

a .g

£ ix,

faq

References

1. Kornetov G. B. (2018) Metodologiya izucheniya pedagogicheskogo proshlogo is-toriko-pedagogicheskoy naukoy [Methodology of studying pedagogical past by the history of pedagogy]. Academia. Pedagogicheskiy zhurnalPodmoskovya. 2. 37-47. (In Russian).

2. Grishkova G. N. (2004) Razvitie poznavatel'nogo interesa v igrovoj deyatel'nosti [Development of cognitive interest in children's play activities]. Nachal'naya shkola. 11, 41- ^ 45. (In Russian). |

3. Bezrukih M. M. (2009) Predshkol'noe obuchenie: «plyusy» i «minusy» [Pre-School jj education: «pros» and «cons»]. Nachal'noe obrazovanie. 3, 9-11. (In Russian). x

4. Milyutina A. A. (2014) Teoretiko-metodicheskaya osnova formirovaniya media- ^ kompetencii mladshih shkol'nikov na urokah russkogo yazyka [The theoretical and methodo-

logical basis of formation of the media competence of junior pupils at Russian lessons]. Vestnik

CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 5, 138-147. (In Russian). aa

5. Nikitina E. YU. (2006) Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obra-

zovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody. [Pedagogical management of communica- ^

tive education of University students: promising approaches: monograph].Monografiya. Mos- ^

cow, MANPO. 114. (In Russian). |

o s a s d

9

s

c'

a

s

s ?

c

h s

o

9

g

(6

a s

s

o

c

s

s'

K' a

s 9

s ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 S

ro

x o

s s'

s ?

s ^ ?

s o

h 9

9

X ?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.