Научная статья на тему 'Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий'

Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / PowerPoint / компьютерные игры / речевое развитие / мультимедийная презентация / гигиеническое требования / образовательная деятельность. / information and communication technologies (ICT) / PowerPoint / computer games / speech development / multimedia presentation / hygienic requirements / educational activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К П. Зайцева

В статье «Организация речевого развития детей вобразовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий» рассматриваются основные аспекты организации деятельности педагога по речевому развитию детей дошкольного возраста, а именно образовательная деятельность с использованием мультимедийной и компьютерной поддержки. В статье рассмотрена проблема использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в образовательной деятельности. Цель данной статьи – рассмотреть организацию деятельности педагога при использовании ИКТ. Описываются возможности ИКТ в педагогической деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста, а также физиологические и морфологические особенности организма детей. Выделяются достоинства программы PowerPoint в педагогической работе. Статья описывает организацию занятия с учетом гигиенических требований к безопасности оборудования при работе с цифровыми ресурсами. Описываются основные требования к развивающим компьютерным играм и особенности их применения в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — К П. Зайцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN IN EDUCATIONAL ACTIVITIES USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The author of the article considers the main aspects of the organization of activities of a teacher in the speech development of children of preschool age, namely educational activities using multimedia and computer support. The article deals with the problem of using information and communication technologies (ICT) in educational activities. The purpose of this article is to consider the organization of the activities of the teacher when using ICT. The author describes the possibilities of ICT in pedagogical activities for the speech development of children of preschool age, as well as the physiological and morphological features of the body of children. The article highlights the merits of PowerPoint in pedagogical work. The article describes the organization of classes with regard to hygienic requirements for the safety of equipment when working with digital resources. The author describes the main requirements for developing computer games and features of their use in educational activities.

Текст научной работы на тему «Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ

УДК 37

ш

К. П. Зайцева

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье «Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий» рассматриваются основные аспекты организации деятельности педагога по речевому

_ развитию детей дошкольного возраста, а именно

кафе'дръгразвития'до-образовательная деятельность с использовани-школтого ооразования, ем мультимедийной и компьютерной поддержки.

Челябинский институт

В статье рассмотрена проблема использования информационно-коммуникационных технологий

(далее - ИКТ) в образовательной деятельности. Цель данной статьи - рассмотреть организацию деятельности педагога при использовании ИКТ. Описываются возможности ИКТ в педагогической деятельности по речевому развитию детей Development of Preschool дошкольного возраста, а также физиологические Education, Chdyabmsk и морфологические особенности организма детей.

Institute for Enhancing

EdUcatfn Выделяются достоинства программы PowerPoint 1 в педагогической работе. Статья описывает ор-

ганизацию занятия с учетом гигиенических требований к безопасности оборудования при работе с цифровыми ресурсами. Описываются основные требования к развивающим компьютерным играм и особенности их применения в образовательной деятельности.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), PowerPoint, компьютерные игры, речевое развитие, мультиме-

Кандидат педагоги ческих наук, доцент

повышения и перепод готовки работников

образования

E-mai l: Kcer/P24® rambler.ru

Ksenia P. Zaitseva

PhD (Education), Associate Professor, the Department of

Какцитироватьстатью: Зайцева К. П. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 1 (57). С. 28-35.

дийная презентация, гигиенические требования, образовательная деятельность.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время широко обсуждаются вопросы формирования речи у детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошкольного возраста грамматической, лексической, звуковой и связной сторон речи, которые, в свою очередь, являются предпосылками к обучению грамоте. Помимо формирования разных сторон речи ФГОС дошкольного образования предписывает знакомство с книжной культурой, детской литературой [4]. Сензитивным периодом овладения речью является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте происходит становление всех видов речи, которое влияет на дальнейшее умственное, нравственное развитие детей.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] в настоящее время идет активное развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях, а обновленные нормы в сфере образования приводят к необходимости для педагогов систематически повышать свой профессиональный уровень, проектировать рост профессиональной компетентности. Основой для такой работы служат стандартизированные требования, отраженные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном Приказом Минтруда России N° 544н от 18 октября 2013 г. [3]

Анализ нормативных документов позволил нам выявить проблему: несмотря на требования и правовые нормы в сфере образования, посвященные информатизации, работы по подготовке работников дошкольных образовательных учреждений к овладению информационно-коммуникационными технологиями мы не обнаружили, в то время как на сегодняшний день существуют противоречия:

1) между возросшими требованиями со стороны образовательных учреждений и недостаточностью знаний, умений и навыков у работников дошкольных образовательных учреждений;

2) между объективными возможностями дошкольного образова-

тельного учреждения и сохраняющимися подходами к разработке вопроса, посвященного информатизации образования.

Теоретический подход к речевому развитию детей дошкольного возраста основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. Основу данного подхода составили взгляды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича.

Теоретические основы реализации ИКТ рассматриваются в трудах Т. В. Зиновьева, О. И. Семенкова, О. Филатова. Фундаментальные проблемы исследуются в работах А. И. Ракитова, Э. Тоффлера, М. Кас-тельса.

Использование ИКТ в образовательной деятельности для педагога направлено прежде всего на:

- цифровой формат оформления, а именно календарно-тематические и перспективные планы, оформление речевого материала по формированию речи в дошкольном возрасте;

- методическую работу по разработке дидактических и подбору наглядных пособий для развития речи детейдошкольного возраста;

- развивающую среду (игры — развивающие, дидактические, сюжет-но-ролевые и т.д.; пособия) и реализацию проектов.

ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), применяемые на занятиях по речевому развитию детей, можно описать как технологии, где используются мультимедийные презентации, программные продукты.

В данной статье мы рассматриваем понятие «мультимедийная презентация», которая дает возможность педагогу организовать образовательную деятельность, используя видеофрагменты и наглядность, а компьютерные программные продукты помогают наглядно демонстрировать темы образовательной деятельности.

При использовании ИКТ в речевом развитии детей в образовательной деятельности следует учитывать следующие физиологические и морфологические особенности организма детей. Для детей дошкольного возраста характерны быстрая утомляемость и неспособность к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата.

Таким образом, при организации речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием ИКТ необходимо учитывать

гигиенические требования, которые описаны в СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями ВС РФ и на 2018 год и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [6].

При организации речевого развития дошкольников с использованием ИКТ необходимо учитывать также психологические нюансы, характерные для детей этого возраста; недопустимость использования программных продуктов, пропагандирующих применение физической силы.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ по речевому развитию детей дошкольного возраста делится на два вида: с использованием мультимедиа и компьютерного класса.

Образовательная деятельность по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием мультимедиа определяет наличие одного компьютера (ноутбука), мутимедийной доски (либо экрана) и проектора. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать цифровые информационные продукты.

Образовательная деятельность по речевому развитию детей дошкольного возраста в компьютерном классе заключается в применении компьютерных игр (обучающих, диагностических, развивающих). Для этого дошкольной образовательной организации необходим полноценный компьютерный класс с учетом СанПиН 2.4.1.3049-13 [5] для детских садов ДОУ, а также лицензионное программное обеспечение.

Для речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием ИКТ в основном используются развивающие игры, поэтому необходимо описать основные требования к развивающим программным продуктам, а именно:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка;

- используемые игры должны соответствовать возрасту детей.

Применение развивающих программ по речевому развитию детей

дошкольного возраста в подготовительной части подразумевает погружение ребенка в активную деятельность: конкурсы, наблюдения, игровую среду, беседы для подготовки к компьютерной игре. Основная часть направлена непосредственно на самостоятельную работу с компьютером, подразумевается, что ребенок дошкольного возраста уже знает назначение каждой клавиши, способы управления программным продуктом с помощью алгоритма (карточка-схема). Заключительная

часть направлена на подведение итогов, упражнений для снятия напряжения с глаз (физминутки, физические упражнения и т.д.).

Рассматривая образовательную деятельность по речевому развитию речи детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, мы опираемся на работы А. М. Бородич, которая выделяет ее основные задачи:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

6. Ознакомление с художественной литературой.

7. Подготовка детей к обучению грамоте [1].

Но нужно обратить внимание, что эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, а конкретное содержание, которое зависит от возрастных возможностей детей, решается индивидуально для каждого ребенка.

На основании вышеперечисленных задач нами были сформулированы цели педагога в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, а также рассмотрены содержание и виды детской деятельности, распределяемые по темам недели, предложенным детским садом в соответствии с реализуемой программой.

Таблица №1 Организованная образовательная деятельность

Цели педагога в образовательной деятельности с использованием ИКТ по речевому развитию детей дошкольного возраста Содержание и виды деятельности

Развитие словаря

Развивать активный и пассивный словарь детей дошкольного возраста по темам основной образовательной программы детского сада Игровая деятельность: компьютерные игры «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель»

Познавательно-исследовательская деятельность: форма виртуальной экскурсии, виртуального путешествия, например: «Путешествие по реке времени», «Путешествие по карте»

Формирование грамматической стороны речи

Учить детей дошкольного возраста нормам видоизменения слов в предложениях, в соответствии с возрастными нормами Коммуникативная деятельность: использование мультимедийной презентации, например: тема «Прогулка по родному городу» и обучающий мультфильм «Уроки Тетушки Совы»

Воспитание звуковой культуры речи

Знакомить детей со звуковой структурой слова и фонетическим оформлением звука Игровая деятельность: компьютерные игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»

Формирование разговорной (диалогической) речи

Учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать Игровая деятельность: компьютерные игры «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения»

Обучение рассказыванию (монологической речи)

Учить детей строить описательные, повествовательные фразы по сюжетной картинке Игровая деятельность: игра «Форма. Секреты живописи для маленьких художников»

Ознакомление с художественной литературой

Формировать у детей умения слушать и воспроизводить художественные произведения в соответствии с основной образовательной программой детского сада, рассказывать о героях произведений Коммуникативная деятельность: использование мультимедийной презентации. Просмотр сказки «Капризная принцесса», прослушивание фольклорных аудиозаписей по теме «Масленица»

Подготовка детей к обучению грамоте

Учить детей звуковому анализу и синтезу речи Развивающие игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; «Мир информатики»

Использование ИКТ при организации работы по речевому развитию дошкольников позволяет детям усваивать понятия в соответствии с предложенными темами, пополнять активный и пассивный словарь, овладеть письмом и чтением, а разработанное содержание и виды детской деятельности позволяют педагогам ДОУ осуществлять календар-но-тематическое планирование с использованием ИКТ.

Таким образом, правильно организованная образовательная деятельность позволяет развивать речь ребенка дошкольного возраста и тем самым реализовывать федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Литература

1. Бородин А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.

2. Машурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. 2012. №8. С. 270-273 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive/43/5256 (дата обращения: 10.12.2018).

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N° 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 24.11.2018).

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «(Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 5.12.2018).

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения: 20.11.2018).

6. СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями ВС РФ и на 2018 год и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 10.12.2018).

ORGANIZATION OF SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN IN EDUCATIONAL ACTIVITIES USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The author of the article considers the main aspects of the organization of activities of a teacher in the speech development of children of preschool age, namely educational activities using multimedia and computer support. The article deals with the problem of using information and communication technologies (ICT) in educational activities. The purpose of this article is to consider the organization of the activities of the teacher when using ICT. The author describes the possibilities of ICT in pedagogical activities for the speech development of children of preschool age, as well as the physiological and morphological features of the body of children. The article highlights the merits of PowerPoint in pedagogical work. The article describes the organization of classes with regard to hygienic requirements for the safety of equipment when working with digital resources. The author describes the main requirements for developing computer games and features of their use in educational activities.

Keywords: information and communication technologies (ICT), PowerPoint, computer games, speech development, multimedia presentation, hygienic requirements, educational activities.

References

• Borodich A. M. Metodika razvitiya rechi detej. M.: Prosveshchenie, 1981. 256 s. [In Rus].

• Mashuryan I. S. Informatizaciya kak osnovopolagayushchij faktor razvitiya obshchestva // Molodoj uchenyj. 2012. №8. S. 270-273. [Elektronnyj resurs]. URL: https://moluch.ru/archive/43/5256 (data obrashcheniya: 10.12.2018). [In Rus].

• Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N° 273-FZ (s izm. i dop., vst-up. v silu s 15.07.2016) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174 (data obrashcheniya: 24.11.2018). [In Rus].

• Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obra-zovaniya: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 g. Moskva [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70412244 (data obrashcheniya: 20.11.2018). [In Rus].

• Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')»: Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «(Zaregistrirovan v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550) [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstand-art/01.001 .pdf (data obrashcheniya: 5.12.2018). [In Rus].

• SanPiN 2.4.1.3049-13 s izmeneniyami VS RF i na 2018 god i SanPiN 2.2.2/2.4.1340-03 [Elektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (data obrashcheniya:10.12.2018). [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.