риативному, творческому) должно происходить на уроках соответствующего типа.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели некоторые подходы к определению типов уроков технологии (труда). В связи с возможностью осуществления интеграции предметной
области «Технология» с другими дисциплинами начальной ступени, в проблеме типологии уроков появился новый аспект. Это еще раз убеждает в том, что проблема требует дальнейшей разработки как на дидактическом уровне, так и на уровне частных методик.
Литература
1. Геронимус Т. М. Работаем с удовольствием : уроки труда 1-4 классы: метод. рекомендации для учителя. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
2. Голубева Л. В. Анализ урока: типология, методика, диагностика / Л. В. Голубева, Т. А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнобразования. - М.: Академия, 1999.
4. Моргунова И. Г. Урок трудового обучения (технологии) в начальных классах : учеб. пособие для студ. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2006.
5. Приступа Г. Н. О типах, структуре и системе уроков // Начальная школа. - 1990. - №11. - С. 54-58.
6. Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1988.
7. Фрейтаг И. П. Урок технического труда в начальных классах: пособие для студентов-заочников фак. педагогики и методики нач. обучения пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 1990.
Моргунова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства Педагогического института Бурятского госуниверситета, e-mail: [email protected]
Morgunova Irina G., candidate of Education, associate professor, Department of Technology and Management, Pedagogical Institute, Buryat State University, е-mail: [email protected]
УДК 37.014.15
© Г. А. Пеньковская, Т. А. Сидина, А. А. Тараканова
Роль информационно-коммуникационных технологий как инновационного аспекта в реализации ФГОС ДО
Статья посвящена проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в специальном дошкольном образовании. Обосновывается целесообразность использования компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в речевом развитии. Представлены результаты экспериментальной работы, направленной на разработку инновационного продукта, предназначенного для активизации и эффективного функционирования компенсаторных механизмов в процессе коррекции различных нарушений речи и развития познавательной сферы у дошкольников.
Ключевые слова: коррекция речевых нарушений, инновационный продукт, Мттю-технологии.
G. A. Penkovskaya, T. A. Sidina, A. A. Tarakanova
The role of information and communication technology as an innovative aspect in the Federal Sate Education Standards for Preschool Education implementation
The article deals with the use of information and communication technologies in the special education preschool. The authors stress the feasibility of computer technology use in correctional and development work with preschool children with deviations in speech development. The article presents results of experimental work aimed at the development of an innovative product designed to enhance the effective functioning and compensatory mechanisms in the correction of speech disorders and the development of cognitive abilities of preschool children.
Keywords: correction of speech disorders, innovative product, Mimio-technology.
Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни современного человека. В связи с этим система образования предъявляет новые требования к воспитанию, обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, в том числе за счет использования компьютерных технологий.
Еще недавно считалось, что современные образовательные технологии, в том числе компьютерные, - прерогатива школы. Но в последние годы все большую актуальность приобретает проблема использования компьютерных средств в дошкольном образовательном учреждении. Включение обучающих компьютерных игр и средств мультимедиа в образовательный процесс способствует активизации мыслительной деятельности, развитию проективных способностей личности, положительной мотивации учения, позволяет индивидуализировать обучение [1], существенно повысить воспитательную эффективность образования [2]. В специальном дошкольном образовании компьютерные технологии применяются, прежде всего, с целью коррекции нарушений речи, а также общего развития детей.
У детей с общим недоразвитием речи отмечается задержка в развитии семантической структуры слова, нарушения в соотношении компонентов значения слова (особенно обобщающих слов), выражающихся в формировании нечеткого, неполного значения слова, недостаточной сформированности грамматического значения слова, недостаточном объеме словаря [3]. Недостаточное развитие способности дифференциации фонем у дошкольников с нарушениями речи оказывает неблагоприятное воздействие на процесс формирования фонематического восприятия [4]. Такие дети испытывают затруднения при анализе звукового состава слова, придумывании слов с заданным звуком и т. д.
Таким образом, экспериментальная работа, направленная на создание системы коррекцион-ной работы с детьми, страдающими нарушениями речи, и ее методическое обеспечение на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальной.
Цель экспериментальной работы: разработка инновационного продукта «Мультимедиа для дошколят», предназначенного для активизации и эффективного функционирования компенсаторных механизмов в процессе коррекции различных нарушений речи, формирования и развития языковых и речевых средств, а также об-
щего развития детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Гипотеза заключается в предположении, что использование инновационного продукта в кор-рекционно-образовательном процессе позволит значительно повысить эффективность логопедической работы по коррекции всех сторон речи и развитию познавательных процессов дошкольников.
Методологической основой создания инновационного продукта «Мультимедиа для дошколят» является деятельностный подход, который состоит в том, что в результате внедрения продукта ребенок выступает в позиции субъекта познания, общения и деятельности.
Основные направления и задачи экспериментальной работы:
1. Научно-методическое сопровождение. В рамках данного направления решались задачи:
• Определение содержания новых форм работы с использованием ИКТ
• Разработка и апробирование системы кор-рекционной работы и ее методического обеспечения на основе ИКТ.
• Создание банка методических материалов, разработок по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.
3. Экспериментальная работа с детьми. В рамках данного направления решались следующие задачи:
- Использование инновационно-коммуникационных технологий для интегратив-ного обучения, развития и воспитания дошкольников в пяти образовательных областях, расширения интеллектуальных возможностей детей.
- Обеспечение достижения дошкольниками уровня общего интеллектуального речевого и социального развития, необходимого для последующего успешного обучения в школе и дальнейшей интеграции в обществе.
- Формирование у детей первичных навыков практической работы с современным программным обеспечением, развитие простейших технических умений.
4. Работа с родителями. В рамках данного направления решалась задача использования интерактивных форм общения с родителями с целью индивидуализации обучения, развития и воспитания детей.
Реализация указанных направлений осуществлялась следующим образом.
В соответствии с ФГОС ДО [5] развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Экспериментальный продукт «Мультимедиа для дошколят» предполагает использование интерактивного устройства и технологии Mimio. Устройство Mimio легко переносить из помещения в помещение, крепить на любую ровную поверхность - как на вертикальную, так и на горизонтальную. Таким образом, Mimio - технологии обеспечивают периодическую сменяемость игрового материала, и стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Созданная в учреждении в процессе экспериментальной работы медиатека включает лицензионные компьютерные программы, игры, а также авторские проекты, презентации, игры, клипы, разработанные педагогами в программах Power Point и Mimio Studio. Все мультимедийные материалы подобраны и разработаны к пяти образовательным областям, лексическим темам, проектам, праздникам, различным событиям.
Презентации и другие мультимедийные находки прошли «строгий отбор» на педагогических советах. Педагоги используют материал в воспитательно-образовательном процессе только после его тщательного изучения и анализа.
С помощью Mimio-технологии авторским коллективом учителей - логопедов разработан инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп» часть I, состоящий из серий компьютерных игр и игровых упражнений для коррекции речи. «МИМИО-калейдоскоп» часть II разработан воспитателями и включает игры и игровые упражнения по образовательным областям.
Каждый блок игры структурно разделен на две части: (методические рекомендации и дидактический материал - компьютерную игру). В методических рекомендациях представлено описание используемых компьютерных игр. Методическое сопровождение включено в каждую страницу продукта. В компьютерных дидактических играх выделяются два компонента: обучающий и игровой. В каждой конкретной игре один из этих компонентов обычно является преобладающим. Если преобладает обучающий компонент, то игра предоставляет широкие возможности, связанные с воспроизведением знаний, умений, навыков, их применением и обработкой. Обучающие задачи игры включают:
• Овладение детьми знаниями, умениями, навыками.
• Формирование опыта применения знаний
• Формирование опыта деятельности.
В случае преобладания игрового компонента игра может использоваться в качестве средства наглядности и повышения мотивации к обуче-
нию. Таким образом, оптимальное соотношение этих компонентов имеет решающее значение.
Представленные игры имеют свою специфику в следующем:
1. Инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп» является Мтю-компьютерным практикумом, целью которого является развитие и коррекция речи у дошкольников, а также развитие интеллектуальных, познавательных и коммуникативных способностей детей, социализация дошкольников в современном мире. В основе практикума заложена компьютерная дидактическая игра.
2. Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения компьютерного практикума ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
3. Инновационный продукт предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику, приучает его к самостоятельности, развивает самоконтроль.
4. В процессе работы с Мтю-играми, ребенок приобретает уверенность в себе, ведь у него есть возможность самому исправлять ошибки.
5. Педагог получает возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и коррекции детей, использования готового комплекса упражнений; в зависимости от особенностей детей проектирования различных занятий-практикумов; чередования интерактивных заданий Мтю с традиционными.
6. Ребенок получает возможность включиться в новый вид деятельности; приходить к верному решению самостоятельно, повышая успешность своей деятельности и мотивацию обучения; проводить различные интерактивные действия с объектами (двигать, перемещать, растягивать и т.д.).
7. Интерактивные Мтю-игры можно использовать не только как демонстрационный материал во время объяснения нового, но и как практические виртуальные задания.
8. Интерактивный продукт «Мимио-калейдоскоп» имеет ряд преимуществ: здоровь-есберегающий компонент (ребенок не находится непосредственно за компьютером), возможность индивидуализации деятельности детей (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия), самостоятельное получение выводов и самопроверка, а так же умение работать в парах и малых подгруппах.
Таким образом, экспериментальный продукт носит практическую направленность, которая
находит отражение в системе воспитательно-образовательной работы. Все формы работы с применением ИКТ способствуют формированию предметно-развивающей среды, проходят в игровой деятельности, с учетом гигиенических норм СанПин.
Продукт «Мультимедиа для дошколят» рассчитан на детей от 4 до 7 лет, и предполагает непрерывную его реализацию на всем протяжении пребывания ребенка в детском саду.
Продукт раскрывает новые возможности для реализации педагогических и коррекционных задач, ключевыми из которых является интеграция и индивидуализация воспитательно-образовательного процесса, повышение его эффективности и предполагает, наряду с использованием традиционных средств, использование компьютера как самого совершенного информационного средства. «Мультимедиа для дошколят» представляет новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошкольного образования. Эти ресурсы обеспечивают развитие активно-деятельной формы познания, коммуникации и социализации.
Практика ДОУ показала, что в результате использования элементов программно-компьютерного обучения у детей старшего дошкольного возраста развиваются технические навыки и умения работы на компьютере и в Mimio. Это в частности умение ориентироваться на экране монитора, на доске, умение управлять манипулятором мышь, различать правую и левую кнопки мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью стилуса на интерактивной поверхности.
С целью определения эффективности экспериментального обучения согласно плану экспериментальной работы нами в течение 3-х лет проводилась пролонгированная диагностика уровня речевого и психического развития детей. Для этого нами были сформированы экспериментальная группа детей, с которыми в течение учебного года осуществлялось экспериментальное обучение, и контрольная группа детей, обучение которых осуществлялось с использованием традиционных методов и приемов. В экспериментальную (130 человек) и контрольную (40 чел.) группы входили дети в возрасте от 4 до 7 лет, имеющие логопедический диагноз общее недоразвитие речи П-Ш уровней. Мониторинговое исследование предусматривало ежегодно первичную и итоговую диагностику детей. Целью первичной диагностики было определение
уровня речевого и психического развития детей на начало экспериментального обучения с использованием информационно-компьютерных технологий. Целью итоговой диагностики являлось выявление динамики в речевом и психическом развитии детей экспериментальных и контрольных групп по окончанию процесса обучения с последующим проведением сравнительного анализа эффективности обучения с использованием экспериментальных и традиционных методов и приемов. Итоговая диагностика проводилась по тем же методикам, что и первичная. Диагностическое исследования осуществлялось в двух направлениях: психологическое исследование и логопедическое исследование.
Психологическая диагностика включала исследование восприятия (зрительного и слухового), памяти (зрительной и слуховой), внимания (концентрации и распределения) и мышления (осведомленности, классификации, умозаключения, невербального и вербального мышления).
Логопедическая диагностика предусматривала всестороннее исследование речи детей и включала исследование неречевых психических функций (слухового внимания, восприятия и воспроизведения ритма, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса), фонетической стороны речи (звуко-произношения и звуко-слоговой структуры), фонематической стороны речи (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза), лексико-грамматического строя импрес-сивной речи (пассивного словаря, понимания различных грамматических форм словоизменения, дифференциация форм словообразования, понимания словосочетаний, понимания простых распространенных предложений, понимания сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций и понимания связной речи), лексико-грамматического строя экспрессивной речи (лексики, словоизменения, словообразования, связной речи).
Первичное исследование показало гомогенность экспериментальной и контрольной групп на начало экспериментального обучения (результат ^критерия Стьюдента = 0).
Итоговая диагностика:
Анализ результатов проведенного психологического исследования показал следующее:
• сравнительный анализ результатов исследования психических процессов в начале и в конце года выявил динамику в развитии познавательной деятельности дошкольников (при расчете ^критерия Стьюдента в КГ полученное эмпирическое значение t (10.7) находится в зоне
значимости, в ЭГ полученное эмпирическое значение 1 (16.8) находится в зоне значимости), причем в экспериментальной группе по всем показателям эта динамика была более значительной, чем в контрольной группе (при расчете 1>критерия Стьюдента полученное эмпирическое значение 1 (3.7) находится в зоне значимости);
• у детей как экспериментальной, так и контрольной групп наиболее значительные изменения выявлены в развитии способности к умозаключениям, в развитии невербального и вербального мышления. Следует отметить, что в начале года способность делать умозаключения была наименее сформированной у детей в обеих группах;
• в целом формирование психических процессов у детей экспериментальной группы происходило более успешно, чем у детей контрольной группы, что свидетельствует о положительном влиянии использования информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с нарушениями речи на их психическое развитие.
Анализ результатов проведенного контрольного логопедического обследования показал следующее:
• у детей экспериментальной и контрольной групп отмечалось значительное улучшение по всем показателям речевого развития (при расчете 1>критерия Стьюдента в КГ полученное эмпирическое значение 1 (8.9) находится в зоне значимости, в ЭГ полученное эмпирическое значение 1 (10.6) находится в зоне значимости);
• наиболее значительные изменения отмечаются по тем параметрам, по которым при первичном исследовании были выявлены самые низкие показатели. Так, в среднем успешность выполнения заданий на умение воспринимать и воспроизводить ритм, составила в ЭГ 85,25%, тогда как в начале года успешность выполнения этого задания в среднем составляла 21,75%. Значительно повысилась успешность выполнения заданий на исследование умения определять количество звуков в слове (93% по сравнению с 37,85% на начало года), способности повторять слоги (87,75% по сравнению с 38,25% на начало года), способности воспроизводить изолированные слова и предложения (85,5% по сравнению с 51,33% на начало года);
• произносительные навыки были сформированы полностью у 81% обследованных детей. Оставшиеся 19% составили дети среднего и старшего дошкольного возраста, имевшие на начало года общее недоразвитие речи II уровня. У этих детей сократилось количество нарушен-
ных звуков. В основном, нарушенными остаются звуки позднего генеза;
• анализируя динамику формирования различных компонентов речевой системы, следует отметить, что наиболее сформированными у детей экспериментальной группы на конец года оказались лексика и грамматический строй речи, а также фонематическая сторона речи. Динамика в формировании всех компонентов речевой системы в экспериментальной группе была более значительной, чем в контрольной группе (при расчете 1>критерия Стьюдента полученное эмпирическое значение 1 (4.3) находится в зоне значимости).
Обобщая полученные результаты итогового исследования, можно сделать вывод о том, что использование информационно компьютерных технологий в работе с дошкольниками, страдающими различными речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность данной работы.
На заключительном этапе экспериментальной работы нами был проведен опрос родителей с целью изучения их отношения к внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс. В опросе участвовало 78 человек. Большинство родителей (97,44%) в целом положительно относятся к внедрению компьютерных технологий в коррекционно-образовательный и воспитательный процесс.
Большинство респондентов считают, что использование компьютера в ДОУ оправдано тем, что он вызывает у детей заинтересованность и желание заниматься (35,76 %), его новизной и привлекательностью для детей (22,52 %), тем, что изображение на экране более динамичное и красочное (19,2 %), тем, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку (15,89 %). Кроме того, в защиту внедрения компьютеров приводились такие аргументы: компьютер позволяет дать детям более интересный материал; вносит разнообразие в процесс обучения; позволяет развиваться в ногу с прогрессом; без современных технологий невозможно дальнейшее обучение, образование и работа; позволяет развивать актуальные для современной жизни, востребованные навыки взаимодействия с компьютером.
25,6 % респондентов отмечают негативные стороны использования компьютеров в детском саду. Большинство из них (77,8 %) обосновывают это тем, что компьютер наносит вред здоровью детей, а также тем, что компьютер отвлекает детей от основного содержания занятий (22,2 %).
50% родителей считает, что продолжительность работы детей с компьютером не должна превышать более 15 мин, 35 % полагают, что продолжительность работы не должна превышать более 10 мин, 10,8% респондентов отмечают, что продолжительность работы детей с компьютером не должна превышать более 5 мин, и только 4% опрошенных склонны думать, что продолжительность работы детей с компьютером не должна превышать более 2-3 мин.
39% родителей допускают ежедневное использование компьютеров в воспитательно-образовательном процессе, 57% опрошенных считают возможным использовать компьютер 23 раза в неделю, а 4% респондентов - компьютер можно использовать не более 1 раза в неделю. При этом большинство опрошенных родителей (83%) считают, что использование компьютера должно осуществляться в различных ви-
дах деятельности детей. По мнению 69,6% респондентов, в работе с детьми следует чередовать различные компьютерные технологии.
Проведенный опрос свидетельствует о том, что экспериментальная работа по использованию ИКТ в коррекционном и воспитательно-образовательном процессе находит поддержку и одобрение со стороны родителей.
Таким образом, внедрение ИКТ в коррекци-онно-образовательный процесс позволяет более успешно осуществлять коррекцию нарушенных речевых навыков, формировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создает у детей устойчивую мотивацию и заинтересованность в занятиях, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.
Литература
1. Вилков А. Л. Компьютерные дидактические технологии как средство воспитания личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №88.
2. Крыгина М. В. Новые информационно-коммуникационные технологии как фактор совершенствования образовательного процесса // Известия ТПУ. - 2009. - №6.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс; СПб.: Союз, 2004. - 224 с.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособие. - СПб.: Союз, 2000. - 192 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155)
Пеньковская Галина Алексеевна, заведующая детским садом № 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected].
Сидина Татьяна Александровна, старший воспитатель детского сада № 51 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, e-mail: [email protected]
Тараканова Алла Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, e-mail: [email protected]
Penkovskaya Galina A., head of compensative kindergarten № 51, St. Petersburg, е-mail: [email protected]
Sidina Tatyana A., head nursery teacher, compensative kindergarten № 51, St. Petersburg, е-mail: [email protected]
Tarakanova Alla A., candidate of Education, associate professor, Department of Speech Training, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, е-mail: [email protected].
УДК 373.2.016:796
© В. Г. Савватеева
Некоторые представления о биомеханике мышечного сокращения при коррекции плоскостопия
В статье представлены новые взгляды на возможность коррекции плоскостопия с помощью изменения условий выполнения физических упражнений с точки зрения биомеханических процессов мышечного сокращения. Ключевые слова: плоскостопие, биомеханика, мышечное сокращение.