Научная статья на тему 'Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения'

Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2451
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оробинская А. Н.

В работе рассмотрено одно из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения»

УДК: 37.037.1

Оробинская А.Н.

старший преподаватель Филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске, Россия

МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В работе рассмотрено одно из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий — мультимедиа-технологии и их использование в системе дошкольного обучения.

Ключевые слова: мультимедиа-технологии, информатизация дошкольного образования, перспективные направления, компьютерные программы, проектная деятельность.

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационных технологий, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность всё боле определяет уровень его образованности.

Информатизация дошкольного образования — это комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ [5].

Информатизация дошкольного образования открывает воспитателям новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.

Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ — одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность её решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества.

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала. Всё это на занятии может обеспечить только компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедиа-технологии. Этот термин пришёл к нам из английского языка (multimedia — от multi — много и media — среда).

Мультимедиа, как отмечается в литературе — это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь [2].

С.Л. Новоселова рассматривает понятие мультимедиа как возможность с помощью компьютера предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, мультипликация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст [1].

Конечно, существует необходимость оснащения дошкольных образовательных учреждений современным мультимедийным оборудованием, таким как:

- мультимедиа-проекторы;

- интерактивные электронные доски;

- слайд проекторы и т. д.

При наличии в дошкольных учреждениях компьютера, проектора и экрана специалисты имеют возможность создавать такую образовательную среду, которая интересна, познавательна детям и является современной, что отвечает требованиям общества.

В основном, воспитатели дошкольных образовательных учреждений используют цифровой фотоаппарат, видеокамеру, диктофон, проекторы, компьютеры, принтер, причём некоторыми видами этой сложнейшей техники могут пользоваться не только воспитатели, но и под их руководством и сами дошкольники.

Спектр используемых педагогами в образовательном процессе информационных ресурсов сегодня очень разнообразен. Прежде всего, это компьютерные развивающие программы для детей. К их числу относится программа «Скоро в школу». Она содержит комплекс увлекательных игр-заданий, которые в сочетании с красочными иллюстрациями, захватывающими историями, анимацией способствуют развитию психических процессов детей: речи, памяти, воображения, мышления, расширению их кругозора. Большой популярностью среди детей и взрослых пользуется программа «Страна знаний». Она предназначена не только для совместной работы педагогов с детьми, но и для самостоятельной работы дошкольников на компьютере. Программа включает в себя интерактивные учебные игры, в которых описываются приключения различных персонажей, с которыми происходят различные события.

Достоинством этой программы, по нашему мнению, является тот факт, что игры имеют разные уровни, поэтому дети могут самостоятельно добиваться различных результатов в ней. Представленные в этой программе игры не требуют сложных технических навыков от дошкольников, в частности владение умениями работы на клавиатуре. Щёлкая мышью, дети перемещают различные объекты на экране. К тому же программа предусматривает и систему подсказок, позволяющих ребёнку без помощи взрослого найти правильный ответ. Таким образом, педагоги имеют возможность организовать индивидуальные занятия ребёнка с компьютером в подходящем для него темпе, помогают детям овладевать практическими способами работы с информацией.

Однако важно заметить, что не всегда имеющиеся компьютерные программы можно использовать в работе с дошкольниками. Как правило, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, не соответствуют по своему содержанию дидактическим принципам (прежде всего принципу научности, учёта возрастных особенностей детей), направлены на развитие у детей агрессивности, жестокости, насилия. Поэтому специалисты разрабатывают и активно используют авторские тематические мультимедийные презентации. Презентации позволяют глубже погрузить ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию сопричастности, сопереживания с изучаемым объектом.

Практика показывает, что создание презентаций отнимает много времени, поскольку нужно найти необходимый иллюстративный материал, продумать его расположение, техническое оформление. В поисках информации воспитателей выручают мультимедийные энциклопедии. В этих дисках они используют не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия.

В течение нескольких лет в ДОУ мультимедиа средства и технологии используются в проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности с использованием мультимедиа можно решить ряд

задач:

- развитие творческих способностей;

- создание условий для социального самовыражения детей;

- ознакомление педагогов, родителей с компьютерными технологиями, цифровой техникой;

- обучение детей навыкам фотографирования;

- формирование начальных представлений у детей о профессиях журналиста, корреспондента, телеведущего.

Как и любая проектная деятельность, проекты с использованием мультимедиа имеют свои этапы: педагоги формируют группу участников проекта в 4-5 человек. В качестве примера можно привести работу детей и взрослых над проектом «Тайны муравейников». В начале, необходимо, совместно с детьми, разработать этапы осуществления проекта — планирование деятельности, сбор информации, далее подготовка презентации, презентация проекта, рефлексия.

Важным шагом проекта является опрос детей, родителей, родственников. Как правило, необходимо создать условия, чтобы опрос проводили старшие дошкольники: Есть ли муравейники в городе? Опасны ли они? Что случится, если они исчезнут?

Поиск информации начинается со словарей и энциклопедией, из которых извлекается нужная информация. Далее в Интернете с помощью взрослых дети находят иллюстрации, фотографируют выбранные объекты, самые интересные нужно распечатать. Также можно составить загадки, снять видеорепортаж, придумать викторину. Использование занимательных игровых приёмов «Игры в журналистов, фотокорреспондентов» расширяют представления детей о профессиях, способствуют социализации детей с ОВЗ. Экологические экскурсии вмещают в себя не только описание местности, знания о данной территории, но и получение эстетического удовольствия от созерцания природы, культурных памятников. Важную роль в экологических экскурсиях играет историко-культурная характеристика местности [5, с 127].

Собранные материалы можно оформить в презентацию, фотоальбомы с комментариями, фото и видеорепортажи. Данная деятельность поможет дошкольникам почувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, самоутвердиться [4].

Таким образом, дети в ходе исследовательской деятельности приобретут умение планировать свои действия. Также можно организовать такие проекты, как «Солнечный свет: польза и вред», «Как появляется ветер» и т.д.

На занятиях с применением мультимедийных технологий (слайдовые презентации, компьютерные игры) решаются следующие коррекционно-логопедические задачи:

1. Активизация и обогащение словаря детей;

2. Совершенствование грамматического строя речи;

3. Развитие связной речи;

4. Развитие интонационной стороны речи;

5. Формирование правильного звукопроизношения;

6. Развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление);

7. Подготовка к обучению грамоте [1].

Детский сад наряду с детьми раннего и дошкольного возраста посещают дошкольник с задержкой психического развития, с нарушением зрения. Дети с ОВЗ могут иметь серьёзные проблемы с развитием моторных, сенсорных функций, психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений. У таких дошкольников может наблюдаться повышенная утомляемость.

Учёные отмечают, что использование информационных технологий в совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей является одним из эффективных способов коррекции имеющихся проблем в психическом, личностном развитии ребёнка: активизируют и восстанавливают высшие психические функции, повышают мотивацию деятельности, её регуляцию ребёнком. К тому же они являются средством, обеспечивающим индивидуализацию воспитания и обучения воспитанников.

Существует ряд комплексов, способствующий эффективной коррекционно-развивающей работе:

- компьютерно-игровой комплекс для ортопедического кабинета ДОУ: использование компьютерных программ «Цветок» и «РЕЬАХ» позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи тифлопедагогического воздействия на детей (специальные упражнения по этим программа проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на других аппаратах);

- комплекс графических программ — электронных тренажёров «Плеоптика», «Паучок», «Крестики» для развития зрительного восприятия;

- комплекс компьютерных логопедических программ позволяет специалистам эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Объёмное изображение, звуковое сопровождение познавательного материала, игровая интерактивная форма его подачи делают программу не только привлекательной для дошкольников, но и способствуют повышению речевой мотивации к занятиям с логопедом, скорости запоминания, улучшают речевое продуцирование [1].

Таким образом, специалистами ДОУ отмечено, что использование в коррекционном процессе компьютерных программ способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового), позволяет добиться устойчивого внимания, поддержки интереса детей к изучаемым явлениям на протяжении всего процесса обучения.

В ДОУ мультимедийные технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Воспитатель может создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения, использования анимации, да и компьютер сам по себе очень привлекателен для большинства детей. Многие родители знают, как нелегко оторвать от него ребёнка. А если есть интерес, то возникает желание заниматься [3].

Тематика презентаций может быть разная: занятия по математике, виртуальные посещения картинных галерей, знакомство с природой, правила безопасного поведения дома и на улице.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

1. Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счёт того, что презентация несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать.

2. У дошкольников повышается мотивация к работе на занятии за счёт привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.

3. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

4. Презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.) [2].

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, логопеда и т. д. не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

Таким образом, использование мультимедийных технологий в работе специалистов ДОУ возможно и необходимо.

Литература

1. Гладышева Н. Н., Храмова И. Н. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе/ Гладышева Н. Н., Храмова И. Н.//Рабочие программы ДОУ. — 2014. — Март — май. — С. 102108

2. Колганов А. А. Системы мультимедиа сегодня / А. А. Колганов // HARD&SOFT. — 2008. — №4. — С. 56—58.

3. Новосельцев С. В. Мультимедиа — синтез трёх стихий / С. В. Новосельцев // Компьютер-Пресс. — 2007. — №1. — С. 42-45.

4. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3-7 лет/ Румянцева Е. А.// В помощь педагогу ДОУ. — 2014. — №1. — С. 78-80

5. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011.— 172 с. («педагогический колледж — педагогический вуз»): Монография.

6. Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л. А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Humahities and Social Scienics, 2014, № 3-4, с.125-128

7. Шумилова Н. Н. Управление качеством подготовки специалистов / Н. Н. Шумилова // Специалист. — 2007. — № 3. — С. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.