Научная статья на тему 'Роль информационнокоммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста'

Роль информационнокоммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PLAY ACTIVITIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COGNITIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Тамара Семеновна, Москвина Анна Сергеевна, Третьяков Андрей Леонидович

В данной статье теоретики и практики дошкольного образования анализируют роль и миссию информационнокоммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется феномену познавательного развития дошкольника в условиях активизации теории Л. С. Выготского. Раскрываются структурные компоненты и критерии познавательного интереса детей дошкольного возраста. Освещаются информационно-коммуникационные возможности, которые обеспечивают инновационный горизонт формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на инновационной миссии современной дошкольной образовательной организации в цифровых реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комарова Тамара Семеновна, Москвина Анна Сергеевна, Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Information and Communication Technologies in the Cognitive Development of Preschool Children

In this article, theorists and practitioners of preschool education analyze the role and mission of information and communication technologies in the cognitive development of children of preschool age. Special attention is paid to the phenomenon of the preschool children cognitive development in the context of the activation of the theory of L. S. Vygotsky's. The structural components and criteria for the cognitive interest of children of preschool age are disclosed. Information and communication opportunities that provide an innovative horizon to form cognitive interest in children of preschool age are covered. The innovative mission of modern preschool educational organization in digital realities is highlighted.

Текст научной работы на тему «Роль информационнокоммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

УДК 373.2 ББК 74.102

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Комарова Тамара Семеновна

Заведующий кафедрой дошкольного образования Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Международной академии наук педагогического образования

E-mail: [email protected]

Москвина Анна Сергеевна

Заместитель декана факультет психологии Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Komarova Tamara S.

Head of the Department of Preschool Education, Moscow Region State University, ScD in Education, Full Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Academician of the International Academy of Pedagogical Education Sciences E-mail: [email protected]

Moskvina Anna S.

Deputy Dean of the Faculty of Psychology, Moscow Region State University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]

Третьяков Андрей Леонидович

Старший преподаватель кафедры дошкольного образования Московского государственного областного университета E-mail: [email protected]

Tretyakov Andrei L.

Senior Lecturer at the Department of Preschool Education, Moscow Region State University E-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье теоретики и практики дошкольного образования анализируют роль и миссию информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется феномену познавательного развития дошкольника в условиях активизации теории Л. С. Выготского. Раскрываются структурные компоненты и критерии познавательного интереса детей дошкольного возраста. Освещаются информационно-коммуникационные возможности, которые обеспечивают инновационный горизонт формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на инновационной миссии современной

Abstract. In this article, theorists and practitioners of preschool education analyze the role and mission of information and

The innovative mission of modern preschool educational organization in digital realities is highlighted.

Special attention is paid to the phenomenon of

the preschool children cognitive development in the context of the activation of the theory of

communication technologies in the cognitive development of children of preschool age.

criteria for the cognitive interest of children of preschool age are disclosed. Information and communication opportunities that provide an innovative horizon to form cognitive interest in children of preschool age are covered.

L. S. Vygotsky's. The structural components and

дошкольной образовательной организации в цифровых реалиях.

Ключевые слова: федеральный государственный Keywords: Federal State Educational

коммуникационные технологии, познавательное development. развитие.

Исследование вопроса познавательного развития в педагогической теории и образовательной практике всегда занимало особое место. Интерес, стремление к получению новых знаний об окружающем мире, умение получать и обрабатывать информацию являются одной из основных черт всесторонне развитой личности.

Опираясь на труды ученых в областях педагогики, психологии и социологии, можно перечислить несколько значений термина «познавательное развитие». Жан Пиаже считал, что это процесс постепенного осознания человеком окружающей его действительности, приобретения знания о нем с целью адаптации [1]. По мнению Л. С. Выготского, познавательным развитием является взаимодействие между учеником и опытным педагогом в процессе обучения [2]. С точки зрения Л. В. Трубайчука, познавательным развитием является целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательного потенциала, возможностей активного познания окружающего мира.

Исходя из некоторых представленных определений и обобщая высказывания ученых, можно выявить, что под познавательным развитием в педагогической литературе

образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная среда, игровая деятельность, информационно-

Standard of preschool education, educational environment, play activities, information and communication technologies, cognitive

понимается процесс выявления в человеке познавательных возможностей с целью исследования мира, направленный на осознание окружающей действительности и реализуемый в результате совместной деятельности взрослого и ребенка.

Следовательно, периодом первоначального познания человеком окружающей действительности выступает дошкольный возраст.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» [3].

Выполнение данных задач к концу дошкольного детства подводит ребенка к формированию умения учиться в течение всей своей жизни, совершенствовать свои знания, умения и навыки, получать образование.

Познавательное развитие рассматривается как качественное свойство личности, находящейся в состоянии познавательной деятельности.

Познавательный интерес дошкольника можно представить в виде трех структурных компонентов: интеллектуального, эмоционально-волевого и процессуального.

1. Интеллектуальный компонент является показателем уровня развития умственной деятельности.

2. Эмоционально-волевой компонент представляет собой потребности, интересы и мотивы, побуждающие детей к участию в образовательной или игровой деятельности.

3. Процессуальный компонент - это проявленные ребенком интерес и познавательная активность при взаимодействии с окружающим миром [4].

Согласно А. К. Марковой, выделяется ряд критериев уровня познавательного развития ребенка, к которым относятся:

• избирательность, направленность интереса на определенный предмет или явление;

• активность, проявляющаяся в сосредоточении на процессе познания;

• выражение интереса в реальном поведении, действиях ребенка;

• наличие ценностных ориентиров;

• осознанность процесса познания, поиск способов решения задач для достижения результата;

• наличие устойчивого интереса к ряду занятий, самостоятельность возникновения интереса без побуждения извне [5].

Формирование познавательного развития ребенка происходит под воздействием определенных факторов, к которым относятся:

• наличие благоприятного психологического климата;

• эмоциональный комфорт детей;

• стимулирование и поддержание детского интереса;

• вовлеченность в деятельность, использование на занятиях дидактических средств [6].

Важным условием для формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста является создание насыщенной развивающей среды, способствующей активизации познавательного интереса. Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования, в результате которого цели и задачи, установленные новым ФГОС ДО, являются выполнимыми.

Важно понимать, что имеется ряд характеристик, присущих только тем видам обучения, основными составляющими которых являются ИКТ, такие как: интерактивность, муль-тимедийность, коммуникативность, высокая производительность и проч. [7].

Применение ИКТ в дошкольной образовательной организации значительно увеличивает потенциал в вопросах обогащения и расширения используемых методик, позволяет достичь качественно нового уровня воспитательно-образовательного процесса и повысить эффективность проводимых занятий. Иными словами, информатизация и цифровиза-ция образования приводят к изменению значительных сторон дидактического процесса: во многом изменяется деятельность педагога и воспитанника.

Во многом педагог освобождается от рутинных действий, меняется методика диагностирования, отслеживание динамики прогресса усвоения знаний, тогда как воспитанник получает возможность быть более самостоятельным в процессе получения информации, оперировать большим ее количеством и проч. [8].

Использование ИКТ на сегодняшний день открывает перед педагогическим сообществом целый ряд новых возможностей: это и игровые, и обучающие программы, созданные для детей, а также множество программ для расширения методического обеспечения, возможность использования музыки, изображений, фильмов.

Отмечается, что при этом программы, используемые непосредственно при работе с детьми, имеют строгие критерии в отношении формы, оформления, информации, степени педагогической ценности, соответствия возрастным и личностным особенностям детей. Каждая из используемых программ, в первую очередь, направлена на развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных и познавательных способностей ребенка.

Применение ИКТ на занятиях вызывает увеличение познавательного интереса, соответственно растет и общий уровень познавательных возможностей благодаря тому, что информационные технологии имеют ряд существенных отличий от стандартных детских игр и занятий.

Для ребенка привлекательно получение информации текстового, графического и звукового характера одновременно. Яркость и динамичность, возможность стать непосредственным участником происходящего, самостоятельно менять фото, видеоряд, ведение занятия не только педагогом, но и вымышленным сказочным самостоятельно говорящим и поощряющим ребенка персонажем создает видимость, в первую очередь, игры, что вызывает у детей дошкольного возраста особый интерес и вовлеченность в процесс.

За счет использования непривычных для детей дошкольного возраста методов обучения и закрепления полученной информации развивается непроизвольное внимание дошкольников, которое может поддерживаться более длительное время, в сравнении с традиционными формами занятия, за счет многообразия материала и возможности действия

с ним. Кроме того, активизируется мотивация детей, поскольку, начиная со средней группы детского сада, любое занятие можно превратить в интеллектуальную эстафету.

Возможность моделировать различные ситуации и сюжеты позволяет преподносить на занятиях новую информацию и закреплять уже имеющиеся знания, используя каждый раз принципиально новые образы, что также положительно влияет на познавательное развитие дошкольника.

С помощью использования ИКТ у педагога появляется возможность как оптимизировать педагогический процесс, так и реализовать индивидуальный подход к дошкольникам, ориентируясь на группы детей с разным уровнем развития познавательного интереса.

Но все же основной положительной особенностью занятий с использованием ИКТ является их игровая составляющая, которая повышает привлекательность для детей за счет эмоциональной окраски, и соответствие с ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Данный факт значительно повышает результативность процесса формирования познавательного интереса у дошкольников.

Информационно-коммуникационные технологии также обеспечивают следующие возможности для формирования познавательного интереса:

• моделировать ситуации, находящиеся за гранью той деятельности, которой ребенок занимается привычно, - это может быть как интерактивное путешествие в незнакомые страны, так и просмотр фильма о космосе, о морских глубинах и проч.;

• обеспечить более высокую скорость восприятия информации за счет задействования большего количества анализаторов, что при этом не влияет на качество усвоения знаний;

• качественно улучшить эстетику занятия, что, как правило, ведет к более устойчивому вниманию ребенка;

• сформировать предпосылки к произвольности и способности регулировать собственное поведение у ребенка, легкой включаемости дошкольника в деятельность;

• повысить самооценку детей.

Впоследствии, с определенным уровнем информационной грамотности, дети становятся способны ориентироваться в информационных потоках, самостоятельно находить и обрабатывать информацию, используя различные компьютеры и девайсы, а также обучаться, развивать свои знания, умения и навыки на основе собственной инициативы, что является показателем сформированности познавательного развития ребенка [9].

Итак, мы можем сделать заключение о том, что на данном уровне информатизации общества применение средств ИКТ играет большую роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста [10].

Расширение возможностей в оптимизации образовательно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации и изменение его значительных сторон открывают перед педагогическим работником ряд инновационных способов формирования познавательного интереса детей [11].

Игровая форма компьютерных программ, созданных для детей дошкольного возраста, соответствует их ведущей деятельности и позволяет достичь качественно нового уровня воспитательно-образовательного процесса и повысить эффективность проводимых занятий, тем самым благотворно влияя на формирование познавательного развития дошкольников.

Список литературы

1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: Когито-Центр, 2010. - 350 с.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2005. - 1136 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 01.11.2018).

4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия,

2009. - 640 с.

5. Маркова Т. А. Основы дошкольной педагогики. - М.: Наука, 2010. - 177 с.

6. Кибальченко И. А. Взаимосвязь субъектного, ментального и познавательного опыта у лиц с разной успешностью деятельности // Психологический журнал. -

2010. - № 3. - С. 17-21.

7. Пеньковская Г. А., Сидина Т. А., Тараканова А. А. Роль информационно-коммуникационных технологий как инновационного аспекта в реализации ФГОС ДО // Вестн. Бурятского гос. ун-та. Педагогика. Филология. Философия. - 2014. - № 1. -С. 26-31.

8. Третьяков А. Л. Современный ребенок в дошкольном образовании Российской Федерации: особенности развития и интеграции в обществе знаний // Ребенок в образовании: тематич. сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2017 г. - М., 2017. - С. 103-106.

9. Ямалдинова З. Н. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. - М., 2012. - 439 с.

10. Москвина А. С., Радомская О. И., Юдушкина О. В. Изобразительное искусство и литературное медиатворчество в организации трудового воспитания детей дошкольного и школьного возрастов // Педагогика искусства. - 2016. - № 3. - С. 66-73.

11. Комарова Т. С., Комарова И. И. Дети младшего возраста и информационные технологии // Педагогика. - 2011. - № 8. - С. 59-68.

12. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.

References

1. Butterworth G., Harris M. Printsipy psikhologii razvitiya. Moscow: Kogito-Tsentr, 2010. 350 p.

2. Vygotskiy L. S. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Moscow: Smysl, 2005. 1136 p.

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart doshkolnogo obrazovaniya. Available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed: 01.11.2018).

4. Mukhina V. S. Vozrastnayapsikhologiya. Fenomenologiya razvitiya. Moscow: Akademi-ya, 2009. 640 p.

5. Markova T. A. Osnovy doshkolnoy pedagogiki. Moscow: Nauka, 2010. 177 p.

6. Kibalchenko I. A. Vzaimosvyaz subyektnogo, mentalnogo i poznavatelnogo opyta u lits s raznoy uspeshnostyu deyatelnosti. Psikhologicheskiy zhurnal. 2010, No. 3, pp. 17-21.

7. Penkovskaya G. A., Sidina T. A., Tarakanova A. A. Rol informatsionno-kommunikatsion-nykh tekhnologiy kak innovatsionnogo aspekta v realizatsii FGOS DO. Vestn. Buryatsk-ogo gos. un-ta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. 2014, No. 1, pp. 26-31.

8. Tretyakov A. L. Sovremennyy rebenok v doshkolnom obrazovanii Rossiyskoy Federatsii: osobennosti razvitiya i integratsii v obshchestve znaniy. Rebenok v obrazovanii. Proceedings of All-Russian scientific-practical conference 2017. Moscow, 2017. Pp. 103-106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Yamaldinova Z. N. Ispolzovaniye informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy v uchebnomprotsesse. Moscow, 2012. 439 p.

10. Moskvina A. S., Radomskaya O. I., Yudushkina O. V. Izobrazitelnoye iskusstvo i liter-aturnoye mediatvorchestvo v organizatsii trudovogo vospitaniya detey doshkolnogo i shkolnogo vozrastov. Pedagogika iskusstva. 2016, No. 3, pp. 66-73.

11. Komarova T. S., Komarova I. I. Deti mladshego vozrasta i informatsionnyye tekhnologii. Pedagogika. 2011, No. 8, pp. 59-68.

12. Aleksandrova V. G. Boguslavskiy M. V. Novyye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1

Статья поступила в редакцию 07.11.2018 The article was received on 07.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.