УДК 378
Н. В. Иванова, М. А. Винорадова
Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов
В статье рассматривается проблема дифференциации образовательных технологий как условия, способствующего развитию субъектной позиции будущих педагогов, раскрыты основания такой дифференциации: учет стартового уровня сформированности ключевых учебных умений студентов, уровня основной профессиональной образовательной программы и курса обучения.
В статье выделены преимущества уровневой дифференциации: использование учебных ресурсов студентов и поступательное развитие субъектной позиции не только в учебной, но и профессиональной деятельности; создание ситуации учебного успеха; освоение необходимого содержание учебного материала всеми студентами; демонстрация студентам разных возможностей достижения учебной цели за счет организации учебного взаимодействия обучающихся с разным уровнем возможностей; развитие рефлексивных способностей как базовой основы субъектной позиции педагога дошкольного образования.
Представлена матрица соотнесения цели, технологий, методов и приемов обучения, а также примеры дифференциации образовательных технологий в контексте подготовки специалистов в сфере дошкольного образования. В связи с тем что одним из целевых ориентиров уровневой дифференциации является формирование рефлексивных способностей учащихся, в статье приведены примеры рефлексивных карт, которые позволяют студенту самостоятельно определять уровень осмысления дисциплины и своей практической подготовленности к решению профессиональных задач.
Ключесвые слова: субъектная позиция студента, дифференциация образовательных технологий, уровень сформированности ключевых учебных умений, матрица соотнесения цели обучения и образовательных технологий.
N. V. Ivanova, M. A. Vinogradova
Differentiation of educational technologies in higher education as the precondition for the development of the subject position of future teachers
The article considers the problem of differentiation of educational technology as an environment conducive to the development of the subjective position of future teachers, revealed the cause of this differentiation: the starting level of development of key academic skills of students, level of the basic professional educational program and training.
The article highlights the advantages of the level differentiation: the use of educational resources students and the ongoing development of a subject position, not only in training but also professional activities; creating a situation of educational success; the development of educational material required by all students; demonstration for students different possibilities for achieving educational goals through the organization of educational interaction of students with different levels of capability; the development of reflexive abilities as a base of a subject position of the teacher of preschool education.
The article presents the correlation matrix of goals, technologies, methods and techniques of training, also examples of differentiation of educational technologies in the context of the preparation of specialists in the field of early childhood education. Due to the fact that one of the targets of the level differentiation is the formation of reflective abilities of students, we present examples of reflexive cards that allow the student to independently determine the level of understanding of the discipline and its practical training to solve professional goals.
Keywords: subjective position of student differentiation of educational technologies, the level of development of key academic skills, the matrix relating the learning objectives and educational technologies.
Завершение перехода системы общего образования в РФ на новые федеральные государственные образовательные стандарты, курс на мо-
дернизацию педагогического образования, разработка и апробация современных моделей подготовки педагогических кадров задают систему
© Иванова Н. В., Винорадова М. А., 2015
принципиально новых требований к компетенциям современного педагога, формирование которых осуществляется на основе субъектно-деятельностной парадигмы педагогического образования. Данная парадигма предполагает, прежде всего, изменение отношения к самому обучаемому, который рассматривается не как объект воздействия, а как активный субъект деятельности. Итоговым результатом процесса подготовки выступает субъектная позиция специалиста как интегративный показатель его готовности к профессиональной деятельности [4].
Обращение к исследованиям субъектной позиции в профессиональной деятельности педагога позволяет выделить несколько важных теоретических оснований:
- субъект определяется как носитель активности в том или ином виде деятельности,
- субъект деятельности - это активно действующий, познающий, обладающий сознанием человек, проявляющий инициативу и самостоятельность в принятии решения, его реализации и оценке, готовый изменяться и самосовершенствоваться, определять перспективы деятельности,
- субъектная позиция - это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности. Она отражает способ самореализации, самоутверждения и саморазвития человека-профессионала;
- субъектная позиция педагога - это особое развивающееся качество его личностной позиции: характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение к профессиональной деятельности, ее смыслу, целям и результатам; выражается в умении ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения; проявляется в различных сферах жизни, прежде всего, в профессиональной деятельности [2; 3].
Сущностную характеристику субъекта педагогической деятельности, который сможет осуществлять научное управление процессом обучения и воспитания, можно раскрыть через следующие показатели:
- умение определять цели и видеть перспективы педагогического воздействия на личность ребенка с учетом реальных условий;
- умение адекватно целям осуществлять, анализировать, контролировать, оценивать процесс и результат деятельности;
- умение вносить необходимые коррективы и прогнозировать перспективы совершенствования педагогической деятельности;
- способность осознавать и умение адекватно оценивать свои возможности педагогической деятельности;
- умение анализировать состояние образования в целом и отдельных его этапов, предвидеть возможные изменения, объективно осознавать свою социальную роль и прогнозировать появление новых требований к профессиональной деятельности педагога [1].
Понимание субъектной позиции студента как основы профессионального становления будущего специалиста актуализирует вопросы, связанные с определением стратегий и тактик ее развития в условиях высшей школы. Становление субъектности студента предполагает последовательное усложняющееся прохождение ряда этапов: от развития потребности в самостоятельно -сти действия, способности задавать цель деятельности и регламентировать норму действия до созидания новых реалий действительности или способов действия [4].
На современном этапе в образовательном пространстве вуза выявляется определенное противоречие. С одной стороны, современный преподаватель вуза владеет достаточным арсеналом технологических средств обучения, а с другой стороны, обнаруживается недостаточное теоретическое и методическое осмысление необходимости дифференциации образовательных стратегий, технологий обучения в зависимости от этапа становления субъектной позиции обучающихся, а также необходимости учитывать уровень готовности самих студентов включаться в образовательное взаимодействие в рамках той или иной технологии.
Целенаправленный выбор образовательных технологий, по нашему мнению, должен основываться на учете следующих факторов:
- стартовый уровень ключевых учебных умений студентов;
- уровень основной профессиональной образовательной программы (бакалавриат или магистратура);
- курс обучения.
Приведем пример дифференциации технологий в контексте подготовки специалистов в сфере дошкольного образования.
В таблице 1 представлены ключевые учебные умения, последовательно формируемые у студентов от курса к курсу на протяжении всего обучения в вузе.
Таблица 1
Преемственность в формировании ключевых учебных умений в процессе подготовки бакалавров и магистров в сфере психолого-педагогического образования
Для выбора образовательной технологии с учетом стартовых возможностей студентов и уровня образовательной программы можно использовать представленную ниже матрицу соотнесения цели, технологий, методов и приемов обучения.
Бакалавриат, курс 1 Цель: усвоение основных алгоритмов учебной деятельности в вузе.
Технологии: репродуктивно-алгоритмические. Приемы: внимательное слушание объяснения, работа с литературой; выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя.
Пример дифференциации заданий по дисциплине с учетом стартового уровня сформирован-ности учебных умений.
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогического исследования » Дидактическая задача: сформировать у учащихся умения определять методологический аппарат исследования.
Уровень 1. Провести анализ методологического аппарата с намеренно допущенными
ошибками (для отработки умения задание выполняется три раза с разными текстами).
Уровень 2. Сформулировать методологический аппарат на основе заданной темы.
Уровень 3. Самостоятельно сформулировать методологический аппарат.
Бакалавриат, курс 2
Цель: формирование умения решать типовые задачи.
Технологии: операциональные (формирование способов деятельности).
Приемы: анализ продуктов учебной и профессиональной деятельности (планы, конспекты, коррекционные программы и т. д.); проектирование программы формирования разных сфер личности ребенка или развития разных видов деятельности (игровой, предметной, учебной).
Пример дифференциации заданий по дисциплине с учетом стартового уровня сформирован-ности учебных умений.
Дисциплина «Теория и методика игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Дидактическая задача: сформировать практические умения проектировать творческие игры в дошкольном возрасте. На основе работы с одним текстовым документом студент выбирает уровень сложности задания.
Уровень 1. Провести анализ перспективного плана-конспекта сюжетно-ролевой игры в соответствии со структурными компонентами и соотнесением целевого и содержательного компонентов. Сформулировать рекомендации (анализ трех планов разных игр).
Уровень 2. На основе результатов диагностики игровых умений разработать перспективный план-конспект сюжетно-ролевой игры.
Уровень 3. Самостоятельно провести диагностику уровня развития игровой деятельности и разработать перспективный план-конспект творческой игры (студент переносит стандартные знания о плане-конспекте сюжетно-ролевой игры на все виды творческих игр).
Бакалавриат, курс 3
Цель: формирование опыта поисковой, эвристической деятельности.
Технологии: эвристические технологии.
Приемы: деловые игры, проектная деятельность, разбор нетиповых педагогических ситуаций.
Пример дифференциации заданий по дисциплине с учетом стартового уровня сформирован-ности учебных умений.
Программа обучения Курс обучения Формируемые ключевые учебные умения
Бакалавриат 1 общеучебные умения и навыки
2 умения решать типовые задачи в профессиональной деятельности
3 эвристические умения в решении теоретических и практических задач
4 творческое профессиональное мышление
Магистратура 1 исследовательская компетентность
2 субъектная позиция в профессиональной деятельности
Дисциплина «Психокоррекция как вид психологической практики в ДОУ» Дидактическая задача: формирование профессиональных умений проектировать и реализовы-вать коррекционно-развивающую программу для детей дошкольного возраста.
Уровень 1. На основе результатов диагностики разработать коррекционно-развивающую программу для коррекции одной формы эмоционального неблагополучия (например, агрессивное поведение и тревожность). Для отработки умения студент должен составить три программы.
Уровень 2. На основе результатов диагностики разработать коррекционно-развивающую программу для коррекции двух и более форм эмоционального неблагополучия ребенка, показав комплексность работы (например, агрессивное поведение и страхи).
Уровень 3 Самостоятельно провести диагностику уровня эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста и на основе полученных результатов разработать коррекционно-развивающую программу.
Деловая игра на тему «Взаимодействие педагога-психолога с семьей в процессе коррекционно-развивающейработы с детьми» Уровневая дифференциация проявляется в роли, которую выбирает студент и в ее реализации.
Уровень 1. Роль родителя с запросом, сформулированным по аналогии с примерами из литературы или лекций.
Уровень 2. Роль родителя: сформулировать нестандартный запрос. Роль педагога-психолога: предлагает стандартные приемы для решения проблемной ситуации.
Уровень 3. Роль педагога-психолога: предлагает разнообразные, в том числе и нестандартные приемы для решения проблемной ситуации.
Бакалавриат, курс 4 Цель: формирование творческого профессионального мышления.
Технологии: технологии развития творческих способностей.
Приемы: ситуация затрудненных условий; групповое решение творческих задач; коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», синектика; ситуации активизации «критического мышления» и др.)
Пример дифференциации заданий по дисциплине с учетом стартового уровня сформирован-ности учебных умений.
Дисциплина «Подготовка дошкольников к обучению в школе» Дидактическая задача: формирование профессиональных умений построения индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе подготовки кобучению в школе. К 4 курсу обучения после систематической работы задания 1 уровня сложности не предлагаются. Дифференциация возможна за счет увеличения количества выполнения задания исходя из разных диагностических данных.
Уровень 2. Разработать программу индивидуального образовательного маршрута ребенка на основе заданного уровня всех видов готовности к обучению в школе (две программы для детей с разным уровнем готовности к обучению в школе).
Уровень 3. Самостоятельно провести диагностику уровня каждого вида готовности к обучению в школе, составить комплексное заключение и программу индивидуальной работы с ребенком.
Магистратура, курс 1 Цель: Формирование исследовательской компетентности.
Технологии: Проблемно-поисковые и исследовательские технологии.
Приемы: анализ психолого-педагогических исследований разного уровня.
Формы работы: проектирование и реализация психолого-педагогических исследований.
Пример дифференциации заданий по дисциплине с учетом стартового уровня сформирован-ности учебных умений. В магистратуре используются задания 2 и 3 уровня сложности.
Дисциплина: «Комплексное сопровождение развития ребенка дошкольного возраста» Уровень 2. Провести сравнительный анализ теоретических подходов к осмыслению феноменологии «Комплексное Сопровождение развития ребенка».
Уровень 3. Провести анализ диссертационных исследований в проблемном поле «Комплексное сопровождение развития ребенка в образовательном учреждении».
Магистратура, курс 2 Цель: формирование субъектной позиции в профессиональной деятельности.
Технологии: технологии сотрудничества. Формы работы: написание статей, выступление на конференциях разного уровня, организация экспериментальной деятельности в образовательном учреждении.
Пример дифференциации заданий по дисциплине с учетом стартового уровня сформирован-ности учебных умений - это написание магистерской диссертации. На выпускных курсах студентам предъявляются единые задания, а достижения студентов дифференцируются в зависимости от количества мероприятий и уровня их проведения. В портфолио магистры указывают количество опубликованных статей и выступления на конференциях, для более высокой оценки необходимы публикации в зарубежных изданиях или журналах из перечня ВАК, а также уровень конференций не ниже всероссийского.
На формирование субъектной позиции студентов также влияет и то, какие формы контроля используются в процессе обучения. Уровневая дифференциация в данном контексте может выступать через такие формы контроля, как написание статьи с публикацией или публичное выступление на студенческой научной конференции. Кроме того, использование защиты проекта доказывает свою эффективность. Например, по дисциплине «Теория и методика организации игровой деятельности дошкольников» можно предложить в качестве итогового задания разработку проекта по формированию социально-игрового опыта детей дошкольного возраста на основе комплексного метода руководства творческой игрой с использованием мультимедийных презентаций. Студентам заранее предоставляются критерии оценки проекта, на контрольно-итоговых занятиях они выступают в роли экспертов, и итоговая оценка выставляется с учетом мнения учебного коллектива.
Одним из целевых ориентиров уровневой дифференциации является формирование рефлексивных способностей учащихся. Поэтому итогом изучения дисциплины может выступать «рефлексивная карта», в которой студент самостоятельно определяет уровень осмысления дисциплины, своей практической подготовленности к решению тех или иных задач, а также определяет перспективы развития. Примеры рефлексивных карт представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 2
Рефлексивная карта по дисциплине «Теория и методика организации игровой деятельности дошкольников» (44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования»)
Чему еще я должен научиться
Таблица 3
Рефлексивная карта по дисциплине «Мотивация профессиональной деятельности педагогов» (44.04.02 Психолого-педагогическое образование, магистерская программа «Психология образования»)
Чему научился в процессе изучения дисциплины Баллы
- анализировать пространство методической работы в ДОУ 1-2-3-45-6-7-89-10
- выявлять мотивы профессиональной деятельности педагогов ДОУ 1-2-3-45-6-7-89-10
- выявлять образовательные и профессиональные запросы педагогов взрослых 1-2-3-45-6-7-89-10
- определять зону ближайшего развития мотив профессиональной деятельности педагогов ДОУ 1-2-3-45-6-7-89-10
- проектировать цели, задачи и содержания индивидуальных и дифференцированных образовательных маршрутов развития мотивов профессиональной деятельности педагогов ДОУ 1-2-3-45-6-7-89-10
- проектировать образовательное пространство педагогов в ДОУ на основе проблемно-ориентированного анализа с учетом мотивации профессиональной деятельности 1-2-3-45-6-7-89-10
Чему научился в процессе изучения дисциплины Баллы
- анализировать игровое пространство в ДОУ 1-2-3-45-6-7-89-10
- выявлять актуальный уровень профессиональной компетентности педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста 1-2-3-45-6-7-89-10
- выявлять актуальный уровень развития игровой деятельности детей дошкольного возраста 1-2-3-45-6-7-89-10
- определять зону ближайшего развития игровой деятельности дошкольников 1-2-3-45-6-7-89-10
- проектировать цели, задачи и содержания развития разных видов игр в разных возрастных группах на основе проблемно-ориентированного анализа 1-2-3-45-6-7-89-10
- проектировать перспективные планы конспекты развития творческих игр на основе комплексного метода руководства 1-2-3-45-6-7-89-10
Чему еще я должен научиться
Преимуществами уровневой дифференциации в выборе технологий, учебных заданий и форм контроля выступают:
- использование учебных ресурсов студентов и поступательное развитие субъектной позиции не только в учебной, но и профессиональной деятельности,
- создание ситуации учебного успеха, что способствует преобладанию внутренней мотивации учебной деятельности,
- освоение необходимого содержание учебного материала всеми студентами,
- демонстрация студентам разных возможностей достижения учебной цели за счет организации учебного взаимодействия обучающихся с разным уровнем возможностей,
- развитие рефлексивных способностей как базовой основы субъектной позиции педагога дошкольного образования.
Таким образом, дифференциация образовательных технологий способствует формированию у будущих педагогов не только набора необходимых профессиональных компетенций, но и умения реа-лизовывать систему действий по самореализации, саморазвитию профессиональной компетентности. Также дифференциация обеспечивает развитие у студентов субъектной позиции по отношению к педагогической действительности, что становится основой профессионального саморазвития в дальнейшем и позволяет адекватно и эффективно действовать в условиях постоянно изменяющейся педагогической практики.
Библиографический список
1. Абашина, В. В. Профессиональная подготовка будущих педагогов к управлению математическим развитием детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... кандидата пед. наук / В. В. Абашина. - Сургут, 1998.
2. Иванова, Н. В. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направленииям подготовки педагогического образования в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ [Текст] / Н. В. Иванова, О. А. Денисова, М. А. Виноградова, О. Л. Леханова. -Череповец : ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2012.
3. Иванова, Н. В. Методология построения образовательного пространства многоуровневой подготовки субъектов к сохранению социального здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Иванова, М. А. Виноградова, О. Л. Цыба-
нова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - № 37-2 - Т. 1. - С. 121125.
4. Психологическая наука и образование. Модернизация педагогического образования в России [Текст] / Гл. ред. В. В. Рубцов. - 2014. -Т. 19. - № 3.
Bibliograficheskij spisok
1. Abashina, V. V. Professional'naya podgotovka budushhix pedagogov k upravleniyu matema-ticheskim razvitiem detej doshkol'nogo vozrasta [Tekst]: diss.... kandidata ped. nauk / V. V. Abashina. - Surgut, 1998.
2. Ivanova, N. V. Proektirovanie sovremennyx obrazovatel'no-professional'nyx programm po napravleniiyam podgotovki pedagogicheskogo obrazovaniya v sfere soxraneniya soci-al'nogo zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta i detej s OVZ [Tekst] / N. V. Ivanova, O. A. Deni-sova, M. A. Vinogradova, O. L. Lexanova. - Chere-povec: FGBOU VPO ChGU, 2012.
3. Ivanova, N. V. Metodologiya postroeniya obrazova-tel'nogo prostranstva mnogourovnevoj podgotovki sub"ektov k soxraneniyu social'nogo zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta [Tekst] / N. V. Ivanova, M. A. Vinogradova, O. L. Cybanova // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - T. 1. - № 37-2 . - S. 121125.
4. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. Mo-dernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v Ros-sii [Tekst] / Gl. red. V. V. Rubcov. - 2014. - T. 19. -№ 3.