Научная статья на тему 'Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и школьников'

Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / проектная деятельностьэкзистенциальная направленность / подростки / студенты / научно-образовательный проект / project / project activity / existential orientation / adolescents / students / research and educational project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Т. А.

В статье рассматриваются различные подходы и определения проекта и проектной деятельности, описываются различные направления в образовательном пространстве: в высших учебных заведениях и в школах. Описаны варианты индивидуальных и командных проектов, Описана структура научно-образовательный проекта, исследующего экзистенциальные данности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXISTENTIAL DIRECTION IN THE DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN

The article presents various approaches and definitions of the project and project activities that describe various areas in the educational space: in higher education institutions and in schools. The structure of the scientific and educational project, the study of existential data.

Текст научной работы на тему «Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и школьников»

УДК 37.01

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Попова Т. А. (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail [email protected] ORCID 0000-0001-8772-8990

Аннотация.

В статье рассматриваются различные подходы и определения проекта и проектной деятельности, описываются различные направления в образовательном пространстве: в высших учебных заведениях и в школах. Описаны варианты индивидуальных и командных проектов, Описана структура научно-образовательный проекта, исследующего экзистенциальные данности.

Ключевые слова: проект, проектная деятельностьэкзистенциальная направленность, подростки, студенты, научно-образовательный проект.

EXISTENTIAL DIRECTION IN THE DESIGN ACTIVITY OF STUDENTS AND

SCHOOLCHILDREN

Popova T. A. (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute", assistant professor of the Department of Psychotherapy at the Moscow Institute of Psychoanalysis, address Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute" 125009, Moscow, Mokhovayastr., 9, building 4, e-mail [email protected] ORCID 0000-0001-8772-8990

Abstract.

The article presents various approaches and definitions of the project and project activities that describe various areas in the educational space: in higher education institutions and in schools. The structure of the scientific and educational project, the study of existential data.

Keywords: project, project activity, existential orientation, adolescents, students, research and educational project

Что мы называем проектной деятельностью? Стоит обратиться к философской энциклопедии, которая дает следующие объяснения: проект (лат. project — "выброшенный вперед"): это продукт деятельности проектирования или организация кооперативных форм деятельности или еще один вариант - понятие экзистенциальной антропологии, предложенное Сартром. [4] Если мы говорим о проекте в архитектуре, то это схемы и чертежи объекта, основные этапы его изготовления. В то же время проектом мы можем называть не только продукт, но и средство проектирования. Не каcаясь кооперативной формы деятельности, остановимся на понятии проекта в экзистенциализме. Так, Сартр, считал, что посредством проекта человек преодолевает противоречие между потребностями и миром, отрицает внешне инертную материю, «относится к определенному будущему объекту», который вызывает к жизни то, что «еще не было». Вернемся к этому определению позже, когда будем рассматривать артлогопроекты. [9, с. 113-114).]

Для нашего исследования проект мы принимаем определение, которое объединяет в себе как некоторый продукт, который связан с будущим (выброшен вперед), в то же время эта форма совместной деятельности. Какие проекты сегодня реализуются в образовательном пространстве? На сайте НИУ ВШЭ находим информацию о том, что с 2014 года для всех бакалавров НИУ ВШЭ предусмотрена проектная деятельность как обязательный элемент подготовки. Далее идет определение: «Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. Она позволяет студентам участвовать в создании конкретного результата и научиться работать в условиях ограниченного времени, под руководством реального заказчика, презентовать проект, работать в команде, а также обрести навыки профессиональной коммуникации с различными контрагентами». Внеаудиторная деятельность является ядром проектной работы и предлагает студентам присоединиться или создать собственный проект, как внутри, так и вне ВШЭ. Интересным подходом является то, что НИУ создана Ярмарка проектов, элементом является электронная площадка для размещения предложений для студентов, здесь руководитель размещает свой проект, рассматривает заявки, осуществляя отбор. Далее предлагается четкая классификация проектов:

Исследовательский проект: основная цель- проведение исследования, результат -некоторый научный или научно-прикладной продукт (публикация статьи или тезисов, научного отчета или обзора, методического пособия);

Прикладной проект: основная цель - решение какой-либо прикладной задачи(разработка и обоснование проектного решения, создание бизнес-плана, кейса)

Сервисный проект: основная цель - вовлечение и участие студентов в организации какого-либо мероприятия или в реализации организационных процессов в качестве исполнителя (техническая подготовка учебных материалов, помощь в процессе проведения занятий, помощь в организации конференций, экскурсий и т.п.) [8]

Проектная деятельность в образовательном пространстве носит разнообразный характер - от индивидуальных проектов до создания коллективов, которые реализуют общий проект.

Наибольший отклик проектная деятельность имеет в школе, поскольку введен предмет «Индивидуальный проект» в старшей школе. Во ФГОС Среднего (полного) общего образования по данному вопросу имеем: «Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности Индивидуальный проект в старшей школе - это познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

• способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух

лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» [7].

По требованиям становится более-менее понятным что может из себя представлять индивидуальный проект - это достаточно широкое поле для воплощения один предмет или несколько или межпредметная область, какое-либо исследование или творческий проект. Если мы зададимся вопросом, почему такой предмет появился в образовательных стандартах, то нам кажется очень тезисно на это ответили А.С. Обухов и Л.А.Борисова:

• мир быстро изменяется, а следовательно, новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. И важно научиться жить и активно действовать в ситуации изменчивости и неопределенности;

• исходя из первого тезиса, естественно, возникает специальная задача взращивать субъективность и способность к преадаптации в образовании. И в этом контексте проблемы внутренней мотивации, инициативности, саморегуляции становятся жизненно важными качествами, развитию которых важно отвести место и время в процессе обучения. Развитие самостоятельности познания и метапознания стали важными векторами обучения;

• все это, естественно, влечет за собой изменения в образовании. В контексте образования становится необходимым создание ситуации выбора и самоопределения. Становится необходимым выделение места и времени для проявления обучающимися инициативы и реализации продуктивного действия, исследовательская и проектная деятельность учащихся». [5, с. 59-60]

Формы индивидуального проекта могут развиваться в групповых и командных форматах. Авторы статьи задумались над тем какими могут быть результаты проектной деятельности в различных образовательных учреждениях и предложили идею создания «универсального» конструктора, в рамках которого каждая школа сможет осознанно разработать и реализовать свою модель реализации предмета «Индивидуальный проект». «При этом смысловым ориентиром является поиск тех оптимальных условий организации предмета «Индивидуальный проект», которые в большей мере обеспечивают развитие преадаптивных способностей (готовности к изменениям) и эффективных стратегий жизнедеятельности человека в ситуации множественных выборов и неопределенности». [5, с.61]

Эдвард Л. Деси, Ричард М. Райна [10] в исследованиях по самодерминации и мотивации пишут о развитии нескольких потребностей в условиях готовности к изменениям:

-потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), которая представляет собой стремление чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать свое поведение;

- потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определенных внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чем-либо;

- потребность во взаимосвязи с другими людьми, которая обозначает стремление субъекта к установлению надежных отношений, основанных на чувствах привязанности и принадлежности. [цит. по 5]

Мировые тренды в образовании - развитие образования через открытия и метод проектов. Здесь мы можем наблюдать те самые экзистенциальные показатели -толерантность к неопределенности, вызовы и испытания новыми как переживаниями, так и познаниями.

Важнейшим фактором развития, по мнению А.С. Обухова и Л.А. Борисовой является «преобразование исследовательской активности в исследовательскую деятельность: от спонтанного интереса к целенаправленной деятельности, в ходе которой осваиваются средства (алгоритмы и методы). Одним из ключевых показателей эффективности такой

практики обучения является вовлеченность, основной признак которой - непосредственное соучастие в деятельности и доведение начатого до результата». [5, с. 61]

Алгоритм проектирования предложил Н.Г. Алексеев. Включено три этапа. «Замысел»: здесь поле для вопросов «кто и с кем», «что и зачем», «куда и когда». Следующий этап «Реализация» с вопросами: «что делают», «как фиксируют», «с кем взаимодействуют». И наконец «Рефлексия» - «внешний продукт», «формат коммуникации», «способ осмысления».[1]

Не только алгоритм проведения проекта волнует педагогов и психологов. Так А.В. Леонтович в статье «Как выполнить индивидуальный проект в команде» ставит несколько актуальных вопросов и проблем в этой сфере. Большой нагрузка учителей, недостаточность у них профессиональных компетенций в области руководства проектной деятельностью, отсутствием общепринятых методик оценки ее результатов — это несомненно затрудняет реализацию данного предмета ФГОС. Автором рассмотрены условия развития универсальных учебных действий школьников, и определено значение в этой работе исследовательской и проектной деятельности учащихся. Статистические данные показывают, что большинство родителей и учителей отмечают лишь важность предметных знаний (около 88% родителей), но на softskills обращают гораздо меньше внимания. В то время как мировые тенденции показывают необходимость этих навыков. «При этом во многих странах мира развитию «компетенций XXI века» уделяется большое внимание. Развиваются национальные системы проектных конференций, победители которых приравниваются к победителям предметных олимпиад, в школах реализуются образовательные программы, основанные на командной проектной работе». Также выстраиваются системы конкурсных мероприятий и формируются национальные экспертные сообщества - RED в Мексике, МИЛСЕТ в международном масштабе, FAST, AMAVET, SIRASTI в разных странах Европы, SocietyforScience&thePublic в США и т. д. Автор обращает внимание на то, что существует разрыв между современными мировыми тенденциями в образовании, основанными на развитии способности жить в меняющемся мире, и сложившимися в отечественной образовательной системе стереотипами и практикой предметоцентричного обучения и оценки преимущественно предметных результатов образования. [3, с.65,69 ]

А.В. Леонтович приводит в пример возможности и принципы, организационные условия и позиционная структура успешного встраивания индивидуального проекта в командный проект. Если правильно распределены роли, то ученик воплощает свой проект в рамках большего проекта: обычный проект фитоуголка может стать командным, если есть менеджер проекта, объединяющий взаимодействия и организующий работу, дизайне, выполняющий работу по встраиванию фитоуголка в пространство, биолог-исследователь, исследующий наилучшие варианты флоры для данного фитоуголка, презентер -показывающий результат и представляющий проект для СМИ, включен даже философ -рассатривающего какова роль фитоуголка в сообществе школы и т.д. [3, с. 73] Также необходимым этапом для командной работы играет проведение специального тренинга с целью сплочения группы, после которой каждый член команды осознает свою цель, свои задачи и точки взаимодействия друг с другом. [ 3,с. 70]

Подчеркнем, что проектная деятельность как со школьниками, так и со студентами требует руководства взрослым профессионалом. Не о такой ли функции учителя и преподавателя говорил Митио Каку на Московском форуме? Американский физик настаивал, что образование очень скоро кардинально изменится и сегодняшняя парадигма основанная на функции памяти, которая накапливает знания будет изменена на деятельность, в которой не нужны будут учебники, более того, в сегодняшнем понимании не нужны будут учителя и преподаватели как носители и передатчики знания, а скорее всего они будут востребованы как наставники, руководящие индивидуальными образовательными траекториями, которые сегодня в самом начале своего развития представлены проектной деятельностью. В то же время нам кажется, что и однозначно актуальной остается идея Л.С.

Выготского о зоне ближайшего развития. По мнению В.К. Зарецкого, «развитие происходит только тогда, когда ребенку трудно, когда он не может справиться с некоей работой самостоятельно. Возникает потребность в новых способах действия, носителем которых является взрослый. Однако учитель должен понимать специфические причины каждого типа ошибок и трудностей, чтобы помочь ребенку организовать ту деятельность, которая будет полезна именно ему. При этом важно, чтобы все, что ребенок может сделать сам, он сделал самостоятельно...» [2, с. 24].

Экзистенциальной направленностью может обладать проект, если целью является исследование экзистенциальных данностей. Научно-образовательный проект, организованный в 2012 году, не сразу обрел современный формат. Сначала это был скорее научный семинар, на котором каждый подросток мог выступить с собственной идеей, занятия выстраивались психологами на смысложизненную тематику. И скорее это был формат научного семинара с элементами тренинга. Экзистенциальная педагогика, наряду со смысложизненной проблематикой, логотерапией и арт-терапией являются базой для проекта.[6] Сегодня в структуре есть теоретический блок, который соответствует плану и тематике, организован он достаточно неординарно: основные понятия вводит не психолог и не ведущий проекта, а приглашенный спикер, который является профессионалом в своей деятельности. Ведущий потом резюмирует необходимые понятия, проверяя правильно ли они усвоены участниками. Здесь осуществляется связь между смысложизненными понятиями и темой занятия (например, «Творчество и смысл жизни»). Далее проходит защита индивидуального проекта участниками. И здесь можно говорить о проекте в том смысле, который закладывал в проект Сартр: это момент конструирования собственного смысла, момент жизнетворчества. Защита делает эту часть проекта творческой, презентационной и рефлексивной для защищающего свой артлогопроект и коммуникационной, рефлексивной для других участников. На защитах проектов часто участники получают инсайты - как от своих работ, так и от защит других участников. Творческий проект помогает представить и озвучить собственную позицию, мнение. А окончательное осознание и осмысление приходит в момент, когда проект нужно объяснить другим участникам, ответить на вопросы, как бы увидеть свой проект с другого ракурса. Именно этот совсем иной аспект проекта, с которого на него не смотрел автор, бывает открытием, вдруг возникшими осознанием и осмыслением. Тема выбирается на год, представляется в виде артлогоупражнения. В 2019-2020 году это было «Моя Победа». Участники защищая проекты, рассказывали о разных победах - о том, что имеют право на собственное мнение, о том, что не нужно искать причины для того, чтобы принимать себя, о том, что приходит понимание ценности жизни, когда ты видишь как легко можно потерять эту жизнь в беспечном и безответственном времяпрепровождении. Третья часть проекта -это тренинговая часть, в которой по разработанной программе, ведущий психолог и стажеры проводят целевые упражнения, направленные на отработку тех или иных понятий или отработку каких-либо навыков. Этот блок имеет и скрытую направленность - softskills, именно в этой части ребята из разных школ, ВУЗов контактируют друг с другом, более того они должны на этот период создать команду, которая должна решить какие-то задачи -например, подготовить общий рисунок, выстроить презентацию какой-то идеи или подготовить вопросы для других групп, дать обратную связь по заданию. Трениговая часть вызывает всегда много эмоций, реакций - подростки взаимодействуют, решают сообща поставленные проблемы, дискутируют, создавая поле полилога. Обратим внимание на то, что в проекте создается доверительная и экологичная система, обговариваются правила взаимодействия. Именно поэтому подростки готовы делится своими важными открытиями, своими жизненными, личными проектами. Еще один важный блок работы, который представляет собой ценность. Работа со стажерами - группа студентов-психологов из разных ВУЗов - МИП, ВШЭ, МГЛУ командно готовят программу тренинга. Это отдельный творческий проект - сначала на тему предлагаются различные упражнения, которые соответствуют целям и задачам. Затем коллективно в дебатах и жарких дискуссиях

принимаются решения о какое именно упражнение будет принято в последнем варианте программы. Учитываются различные моменты - насколько упражнение подходит под общую концепцию научно-образовательного проекта и насколько согласуется с задачами данного занятия, учитывается количество человек-участников, тайминг, материалы. Иногда проигрывается сюжет. Не все и не всегда утвержденные упражнения бывают успешными. Например, предложив введения «Министерства осознанности» и, попросив, предложить проекты этому министерству мы столкнулись с неправильным пониманием, группы участников ушли в разработку социальных проектов, несмотря на то что был подготовлен пояснительный блок. Данный опыт также пригодился для рефлексии и понимания построения задания и инструкции. Взаимодействие, которое происходит у стажеров -показывает, как важно иметь практические навыки при проведении работы с подростками. Другой уникальный опыт получают курсанты МУ МВД им В.Я. Кикотя, курсанты психолого-педагогического направления обучения принимают участие как участники проекта, они взаимодействуют с подростками. С тем возрастным контингентом, с которым они будут работать по своей специальности. Умение выстраивать диалог, направлять подростков или давать им возможность проявиться - также вариант для принятия собственного решения здесь-и-сейчас. Подготовка собственных артлогопроектов помогает курсантам проникнуть в понимание собственного Я.

Таким образом, отметим, что научно-образовательный проект представляет собой интегрированную модель проекта индивидуального в командный проект. Существует еще дополнительно исследовательская часть, которая готовится к финальному событию -международному симпозиуму, где исследования, проведенные в течении года, приобретают форму доклада на молодежной секции и публикуются в сборнике материалов симпозиума. Наличие проектной деятельности позволяет участникам по-иному взглянуть на себя, свой мир, на экзистенциальные данности, поразмышлять и сформировать собственные представления о смысле жизни, о времени и свободе, об ответственности и любви, и, отправиться в увлекательное путешествие по поиску собственного смысла жизни.

Литература

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №2. С. 85-102

2. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «Зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13-25.

3. Леонтович А. В. Как выполнить индивидуальный проект в команде?// Исследователь/Reseacher. Научно-методический журнал. 2019. №3 (27). С. 65-76

4. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. (В. М. Розин)/ Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

5. Обухов А, С., Борисова Л. А. «Универсальный конструктор» для проектирования организации предмета «Индивидуальный проект» в старшей школе //Исследователь/Reseacher. Научно-методический журнал. 2019. №3 (27),c.56-65

6. Попова Т.А. Экзистенциальная педагогика. Работа со смысложизненными ориентациями подростка/Формирование здорового образа жизни: Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей: методическое пособие областной межведомственной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей» (03 октября 2019, Коломна) / Авторы-составители М. А. Ерофеева, Е. Н. Белоус. - Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2019. С. 23-28.

7. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». URL: https:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikazminobmauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009-g-413.html

8. Проекты и проектная деятельность. Бакалаврская программа «Управление 6roHecoM».https://www.hse.m/ba/bba/projects

9. Сартр Ж. П. Проблемы метода. М., 1994, с. 113-114).

10. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Т. 49. С. 182-185.

УДК 37.015.3

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

Кагермазова Лаура Цраевна, д.психол.н., профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», Грозный, Россия

Абакумова Ирина Владимировна, д.психол.н., профессор, декан факультета «Психологии, педагогики и дефектологии», зав. кафедрой «Общей и консультативной психологии», профессор. член-кор.РАО, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия

Масаева Зарема Вахаевна, к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Грозный, Россия

Аннотация:

Компетентностный подход - процесс интегративный, когда речь идет об обучении педагогов в образовательной среде вуза. Высшее образование прошлого века основывалось на принципе, что образование выполняет функцию социальную и культурную, в настоящее время высшее образование становится смыслообразованием, учитывающим индивидуально-личностных и ценностно-смысловых качеств и особенностей. Многоуровневое образование формирует новый уровень подготовки преподавателя высшей школы - где каждый студент должен самостоятельно приобретать новые компетенции в парадигме компетентностного подхода.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее образование - бакалавр и магистратура, модернизация высшего образования, формирование и развитие педагогических компетенций.

COMPETENCE APPROACH IN PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE TEACHER IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Kagermazova Laura Tsraevna, Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology"Chechen State Pedagogical University", Grozny, Russia

Abakumova Irina Vladimirovna, Doctor of Psychology, professor, dean of the faculty of "Psychology, pedagogy and defectology", Head Department of General and Advisory Psychology, professor. Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia.

Masaeva Zarema Vakhaevna, PhD in psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology "Chechen State University", Grozny, Russia

Abstract.

The Competence approach is an integrative process when it comes to teaching teachers in the educational environment of the University. Higher education of the last century was based on the principle that education performs the function of social and cultural, now higher education becomes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.