УДК 378+37.0
Газизова Татьяна Владиславовна
Старший преподаватель кафедры педагогики, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, [email protected], Лесосибирск
Колесникова Татьяна Алексеевна
Ассистент кафедры педагогики, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, kolesnikovatanya.96@mail. ги, Лесосибирск
Пеленков Александр Игоревич
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, [email protected], Лесосибирск
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается процесс подготовки студентов педагогического вуза к личностному участию в составлении и реализации педагогических проектов. Отмечено влияние проектной деятельности на процесс формирования профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов. В работе уделено внимание и определено значение последовательности соблюдения основных этапов, используемых в формировании проектной деятельности студентов. Авторами предпринимается попытка создания некой универсальной модели, которая может быть использована студентами при самостоятельном составлении педагогического проекта. При этом особое внимание уделено использованию приемов целепола-гания и самоконтроля как в целом для всего создаваемого проекта, так и для отдельных этапов работы над ним. Существенный вклад в педагогическую науку имеет и методическая направленность предлагаемых заданий, благодаря которым активизируется процесс первоначального выдвижения идеи, так и ее последующая разработка для конкретных условий, выдвижение способов контроля получаемого результата. Помимо этого в статье обозначено значение проектной деятельности для личностного развития будущих учителей начальной школы, подчеркнута необходимость сформированности умений и навыков переноса полученных теоретических знаний в опыт практической деятельности.
Ключевые слова: педагогический проект, проектная деятельность, универсальные учебные действия, педагогические компетенции.
Современные требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предполагают обязательное развитие у будущих учителей умений осуществлять проектную деятельность для любого вида занятий с учащимися. При этом сама проектная деятельность может и должна рассматриваться как одно из важнейших средств формирования личностных качеств студентов, определяющих его готовность к педагогической деятельности. Важно заметить, что проблема подготовки студентов педагогических факультетов к осуществлению проектной деятельности достаточно многогранна и должна рассматриваться в различных аспектах.
Проводя анализ различных исследований, можно отметить, что вопросы о значении подготовки студентов педагогического вуза к проектной деятельности достаточно подроб-
но рассматриваются в работах Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова, И. С. Якиманской и других исследователей. На особенности обучения проектной деятельности обращается внимание в работах В. В. Гузеева, Е. А. Крюковой, Е. С. Полат, И. Д. Черчиль и др.
Важно заметить, что в большинстве рассмотренных нами исследований сущность понятия «проектная деятельность» взаимосвязана с такими научными понятиями, как «проект», «проектный подход», «проектирование», которые, в свою очередь, имеют разный характер с точки зрения различных отраслей научного знания и разных уровней методологии науки. Обращаясь к анализу основного понятия, мы находим его различную трактовку в работах ученых. Так, например, в педагогическом словаре А. М. Новикова понятие «педагогический проект» рассматривается как цикл продук-
тивной педагогической деятельности, начальной фазой которого является педагогическое проектирование. При этом автором выделяются такие фазы педагогического проекта, как технологическая и рефлексивная [8]. Родственную трактовку понятия «проектная деятельность» можно видеть и в работе Е. А. Митрофановой, которая определяет его как продукт педагогической деятельности, предполагающий получение некого результата решения обозначенной проблемы [5].
В исследовании И. В. Николаюк проектная деятельность рассматривается как способ адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности [7]. Использованию динамической интерактивной обучающей среды, цикличности моделирования при организации проектной деятельности обращено внимание в исследовании И. С. Тулохоновой [12]. Комплексный характер проектной деятельности студентов находит отражение в работе Т. П. Камыниной. Автором достаточно четко выделены основные этапы ее осуществления, выражающиеся в осознании проблем, выдвижении целей, прогнозировании результата, нахождении путей и средств его достижения, рефлексии собственной деятельности и ее дальнейшей корректировки [2].
Ряд характерных особенностей проектной деятельности выделяется С. А. Назаровым. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для создателя проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается в ходе работы и также становится средством решения проблемы проекта [6].
Сопоставляя различные определения проектной деятельности, предлагаемые в научной литературе, мы выделили один общий для данного понятия факт: проектная деятельность, направленная на решение конкретной проблемы, позволяет достичь цели
наиболее эффективным способом. При этом необходимо обратить особое внимание на то, каким образом для решения обозначенной проблемы создается проектный продукт, какие цели и задачи ставятся его создателем на различных этапах проведения данной работы. Каким же образом должна проводиться подготовка студентов к выдвижению некоторой педагогической идеи и каковы способы поиска путей ее теоретического обоснования мы и постараемся рассмотреть в рамках данной работы.
Сразу же следует отметить, что актуализация проектной деятельности студентов в вузе достигается за счет соблюдения принципа непрерывности и последовательности в построении педагогического процесса. Благодаря созданию педагогических проектов уже с первого курса, студенты от проектов университетского уровня переходят к созданию проектов широкой социальной направленности, в ходе которых приобретаются следующие умения и навыки: интегрировать и применять полученные теоретические знания по разным учебным дисциплинам; самостоятельно мыслить и принимать решения, проявлять изобретательность; владеть методами психолого-педагогического исследования; раскрывать профессиональные педагогические способности и реализовывать их в будущей профессиональной деятельности [10].
Организовывая опытно-экспериментальную работу со студентами психолого-педагогического факультета по подготовке к созданию и последующей реализации педагогического проекта, нами была предложена некоторая система мероприятий, которая последовательно готовила будущих педагогов к данному виду работы. На начальном этапе особое внимание было уделено вопросам, касающимся анализа педагогической ситуации и необходимости внешнего воздействия на ее дальнейшее развитие. В этой связи нами было выделено значение проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, а также рассматривалась необходимость ее осуществления в контексте реализации ФГОС НОО.
Данный этап подготовки студентов во многом способствовал объяснению направленности создаваемого проекта на результат, предполагающий процесс формирования
универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. В связи с этим с будущими учителями более детально рассматривались задачи развития младших школьников, обозначенные в ФГОС НОО.
Особая актуальность данного этапа заключалась еще и в том, что введение в образовательные стандарты системно-деятель-ностного подхода, УУД, метапредметных образовательных результатов не снабжено способами реализации, диагностики и оценки. Как следствие, многим практикующим педагогам непонятно, как обеспечить выполнение новых требований и обучать учебным предметам при помощи средств, в основном имеющих психологическую основу [13].
Первостепенное значение отводилось готовности и формированию стремления обучающихся к саморазвитию, развитию сознательной мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловых установок своей будущей профессии, принятие и освоение новой социальной роли. Наряду с этими качествами в деятельность будущего педагога закладывались фундаментальные теоретические знания, необходимые для формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Следующим этапом в подготовке студентов педагогического факультета к проектной деятельности явилось определение ценностей педагогического действия. На данном этапе подготовительной работы осуществлялось формирование умения аргументированно отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других. При реализации данного этапа студенты учились рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда, подчинять личные амбиции коллективным интересам. В широком смысле слова - это был творческий компонент педагогической деятельности, направленный на поиск дополнительных ресурсов для осуществления замысла.
Важную составляющую при осуществлении данного этапа в работе со студенческой аудиторией мы выделяем в том, что в процессе обсуждения проекта у будущих учителей начальных классов на более высо-
ком научном уровне формировалось умение слушать собеседника и вести диалог; развивалась готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержательное наполнение проекта происходило и за счет целенаправленного подбора студентами тех средств, которые могли бы быть использованы в процессе его практической реализации. К таким средствам, в частности, относилось целенаправленное и фиксированное во времени выполнение предлагаемых видов работ и практических заданий, определение форм и видов контроля в процессе их выполнения, а также достаточно мобильный мониторинг создавшейся ситуации и внесение каких-либо корректив в процесс ее практического воплощения.
При осуществлении данного этапа нами активно использовались результаты исследования, проведенного Е. С. Чеботаревой, в котором процесс проектной деятельности рассматривается как специально организованный совместно с преподавателем. При этом выполняемый студентами комплекс самообразовательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой проблемы, завершающийся созданием полезного продукта, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике при создании этого продукта [14].
Особое место в процессе подготовки студентов к проектной деятельности было отведено формированию у будущих педагогов личностно-деятельностного подхода. Общеизвестно, что практическое внедрение проектов в большей степени дает студентам возможность реализовать свои профессиональные знания, умения и навыки, сформировать готовность к самостоятельному осуществлению проектной деятельности.
Опираясь на достижения отечественных ученых (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин,
С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Б. Эль-конин), мы пришли к мнению, что личност-но-деятельностный подход наилучшим образом удовлетворяет определению будущим педагогом целей обучения, а также позволяет выявить и сформулировать систему умений, которыми должны овладеть обучаемые. С позиций современных требований педагогической психологии и дидактики конечной целью обучения является не столько приобретение знаний, сколько формирование способа действий, реализуемого через умения, что возможно осуществить посредством организации проектной деятельности в вузе.
Не лишним будет заметить, что личност-но-деятельностный подход в полной мере отвечает целям и задачам развивающего обучения, суть которых заключается не столько в получении необходимых знаний, сколько в формировании у будущих педагогов умений действовать со знанием дела - компетентно. Соответственно при этом знания должны быть средством обучения действиям, а сам процесс усвоения знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач [1].
Одним из важных этапов в процессе подготовки студентов к проектной деятельности в период вузовского обучения нами было выделено формирование творческого подхода к разработке проекта.
Как уже было отмечено ранее, студенты, создавая проекты, оформляют их как результаты интеллектуальной деятельности, учатся работать в области инновационных педагогических технологий, развивают свои научно-творческие способности, реализуют на практике созданные интеллектуальные продукты. В этой связи проектная деятельность может рассматриваться и как способ стимулирования творческой активности, обеспечивающий развитие профессионально важных качеств студентов.
Опираясь на мнение Н. Е. Сауренко о том, что в основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, навыки и умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информа-
ционном пространстве, развитие профессиональной компетентности, нами использовалась система заданий, ориентирующая студентов на обязательное использование в своей работе основ инновации, эксперимента и прогнозирования [9].
Методологическое значение педагогического проектирования мы выделяли в том, что оно обязательно предполагает ценностно-смысловое значение поиска условий его осуществления, поиска внешних и внутренних латентных возможностей. Здесь действует присущий именно этому типу деятельности механизм втягивания и умножения ресурсов в ходе реализации проекта. Проектировщик становится вдохновителем, автором, исполнителем и управленцем процесса, а его проектная деятельность выходит за пределы стандартного опыта, что позволяет принимать оригинальные решения и более осмысленно ориентироваться в образовательной среде [4].
Рассматривая процесс подготовки студентов педагогического вуза к осуществлению проектной деятельности, нельзя оставить без внимания и такой важный момент как подготовка и описание сопровождающей документации.
Как и любой другой вид продуктивной деятельности, проектная деятельность должна иметь содержательное наполнение в форме некого прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта. В этом случае возникает необходимость в осуществлении контроля за состоянием разработки, наличием комплекта документации, предназначенной для создания определенного объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Именно поэтому правильное составление некой модели проекта в четко обозначенной форме документации играет ключевую роль для понимания его (проекта) смысла другими людьми.
Отмечая значимость ведения документации при работе над проектом, важно заметить, что благодаря модели проекта в форме первоначальной разработки документов можно провести анализ некоторой несогласованности между теоретическими и практическими идеями, предупредить возмож-
ные ошибки реализации педагогического проекта [3].
По итогам проведенного исследования нами были сформулированы некоторые выводы, суть которых заключается в следующем.
Во-первых, подготовка студентов к проектной деятельности позволяет поднять на качественно новый уровень соотношение теоретических знаний с практикой их применения в учебной деятельности, что не только обеспечивает успешное усвоение учебного материала, но и способствует интеллектуальному развитию обучающихся, формирует самостоятельность.
Во-вторых, процесс подготовки к проектной деятельности опирается на логическую последовательность отдельных этапов, которые включают в себя осознание и вынашивание некой проблемы, обогащение знаний о способах ее воплощения, самостоятельный поиск оригинального решения и осуществле-
ние мониторинга получаемых результатов.
В-третьих, подготовка студентов к проектной деятельности позволяет сместить ряд акцентов в самом процессе профессиональной подготовки будущего учителя, а именно избежать пассивного накопления студентами суммы знаний, заменив его более действенным путем получения знания через различные источники информации, учитывая личностный и деятельностный характер работы каждого.
Также в ходе проведенного исследования было установлено, что качество и эффективность проектной деятельности студентов зависит от сформированности готовности к ней, а педагогический смысл проектной деятельности заключается в направленности процессов проблематизации, коммуникации и рефлексии всех субъектов общеобразовательной организации на профессиональное развитие педагога.
Библиографический список
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
2. Камынина Т. П. Формирование учебно-проектной деятельности студента в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2006. - 183 с.
3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учебн. заведений. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
4. Лаврентьева З. И. Педагогическое проектирование как методология, технология и образовательная услуга. - Новосибирск: Лаборатория пед. проектирования, 2004. - 240 с.
5. Митрофанова Е. А. Подготовка студентов к проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2005. - 24 с.
6. Назаров С. А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2006. - 156 с.
7. Николаюк И. В. Содействие адаптации студентов младших курсов педагогического вуза к учебной деятельности посредством технологии проектного обучения: дис. ... канд. пед. наук. -Чита, 2009. - 197 с.
8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр
ИЭТ, 2013. - 268 с.
9. Распопина Р. Б., Парфенова Т. А. Проектная деятельность как метод становления профессиональной компетентности студентов гуманитарных ВУЗов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.docme.ru/doc/7010/raspopina--parfenova-proektnaya-deyatel._nost._-kak-metod-sta... (дата обращения: 31.10.2015).
10. Сауренко Н. Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 248 с.
11. Стенина Т. Л. Становление проектной культуры студентов в социально-педагогическом пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2011. - 24 с.
12. Тулохонова И. С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 187 с.
13. Хуторской А. В. Модель системно-дея-тельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - № 2. - URL: http://www.eidos. ru/journal/2012/0329-10.htm (дата обращения: 31.10.2015).
14. Чеботарева Е. С. Развитие самообразовательной компетентности студентов в процес-
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
се проектной деятельности: дис. ... канд. пед. Education Origin and International Development // наук. - Курск, 2010. - 241 с. Journal of Industrial Teacher Education. - 1997. -
15. KnollМ. The Project Method: Its Vocational № 34 (3). - P. 59-80.
Поступила в редакцию 18.12.2015
Gazizova Tatyana Vladislavovna
Senior Lecturer of the Department of Pedagogy, Lesosibirsky Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University, gaztan @ mail.ru, Lesosibirsk
Kolesnikova Tatyana Alekseevna
Assis. of the Department of Pedagogy, Lesosibirsky Pedagogical Institute - a branch of the Siberian Federal University, [email protected], Lesosibirsk
Pelenkov Alexandr Igorevich
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy, Lesosibirsky Pedagogical Institute -a branch of the Siberian Federal University, [email protected], Lesosibirsk
PREPARATION PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO DESIGN ACTIVITY
Abstract. The process of preparation of students of pedagogical high school to personal participation in the formulation and implementation of educational projects. The influence of project activities on the process of formation of professional competence of future primary school teachers. The work paid attention to, and determined by the value of the sequence to the basic steps used in the formation of the design activity of students. The author makes an attempt to create a kind of universal model that can be used by students for self-preparation of the pedagogical project. Special attention is paid to the use of goal-setting and self-monitoring techniques in general for the whole project to create, and for the individual stages of work on it. A significant contribution to the science of teaching and methodological orientation has offered jobs to help activate the process of nomination of the initial idea and its subsequent development for specific conditions, the promotion of ways to control the result. In addition, the article is indicated by the value of the project activities for the personal development of future elementary school teachers, stressed the need for formation of skills transfer of theoretical knowledge into practical experience.
Keywords: pedagogical project, the project activity, universal educational activities, pedagogical competence.
References
1. Davydov, V. V., 1986. Problemy razviva-jushhego obuchenija: Opyt teoreticheskogo i jeks-perimental'nogo psihologicheskogo issledovanija [Problems of developmental education: experience of theoretical and experimental psychological research]. Moskow: Education, 240 p. (in Russ.).
2. Kamynina, T. P., 2006. Formirovanie ucheb-no-proektnoj dejatel'nosti studenta v obrazova-tel'nom processe [Formation of teaching and design activity of students in the educational process]. Cand. Sci. (Pedag.). Orenburg, 183 p. (in Russ.).
3. Kolesnikova, I. A., Gorchakova-Siberskaya, M. P., 2008. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogical design]: textbook allowance for higher. training. Institutions. Moskow: Academy, 288 p. (in Russ.).
4. Lavrent'eva, Z. I., 2007. Pedagogicheskoe proektirovanie kak metodologija, tehnologi i obrazo-vatel'naja usluga [Pedagogical designing as a meth-
odology, technology and educational services]. Novosibirsk: Laboratory ped. Design, 234 p. (in Russ.).
5. Mitrofanova, E. A., 2005. Podgotovka studen-tov k proektnoj dejatel'nosti [Preparing students to the project activity.]. Cand. Sci. (Pedag.). Saratov, 24 p. (in Russ.).
6. Nazarov, S. A., 2006. Pedagogicheskie osnovy proektirovania lichnostno-razvivajushhej informa-cionno-obrazovatel'noj sredy tehnicheskogo vuza [Pedagogical bases of designing student-evolving information and education among technical university]. Cand. Sci. (Pedag.). Rostov-on-Don, 156 p. (in Russ.).
7. Nikolayuk, I. V., 2009. Sodejstvie adaptacii studentov mladshih kursov pedagogicheskogo vuza k uchebnoj dejatel'nosti posredstvom tehnologii proektnogo obuchenija [Promote adaptation year students of pedagogical high school to learning ac-
tivities through project-based learning technologies]. Cand. Sci. (Pedag.). Chita, 197 p. (in Russ.).
8. Novikov, A. M., 2013. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij [Education: Dictionary of basic ponyatiy]. Moskow: Publishing Center IET, 268 p. (in Russ.)
9. Raspopina, R. B., Parfjjonova, T. A., 2015. Proektnaja dejatel'nost' kak metod stanovlenija professional'noj competentnosti studentov qumani-tarnich vuzov [Project activities as a method of formation of professional competence of students of liberal arts colleges] [online]. Available at: http://www. docme.ru/doc/7010/raspopina-parfenova-proekt-naya-deyatel. nost. -metod-kak sta... (Accessed 31 October 2015) (in Russ.).
10. Saurenko, N. E., 2004. Proektnaja deja-tel'nost' kak sredstvo formirovanija tvorcheskoj aktivnosti studentov kolledzha [Design activity as means of formation of creative activity of the first college students]. Cand. Sci. (Pedag.). Moskow, 248 p. (in Russ.).
11. Stenina, T. L., 2011. Stanovlenie proektnoj kul'tury studentov v social'no-pedagogicheskom prostranstve vuza [Formation of design culture of students in the socio-n edagogicheskom space of the
university]. Cand. Sci. (Pedag.). Ulyanovsk: Ulyanovsk State Technical University, 24 p. (in Russ.).
12. Tulohonova, I. S., 2009. Formirovanie proektnoj dejatel'nosti studentov tehnicheskogo vuza v us-lovijah predmetnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy [Formation of the design activity of students of a technical college in the conditions of the subject information and educational environment]. Cand. Sci. (Pedag.). Ulan-Ude, 187 p. (in Russ.).
13. Hutorskoy, A. V., 2012. Model' sistem-no-dejatel'nostnogo obuchenia i samorealizatsii uchashichsa [Model of system-activity and self-education students]. Internet magazine "Eidos". No 2 [online]. Available at: http: // www.eidos.ru/jour-nal/2012/0329-10.htm (Accessed 31 October 2015) (in Russ.).
14. Chebotareva, E. S., 2010. Razvitie samoo-brazovatel'noj kompetentnosti studentov v processe proektnoj dejatel'nosti [Development of self-competence of students in the course of the project]. Cand. Sci. (Pedag.). Kursk, 241 p. (in Russ.).
15. Knoll M., 1997. The Project Method: Its Vocational Education Origin and International Development. Journal of Industrial Teacher Education, 34 (3), P. 59-80.
Submitted 18.12.2015