Научная статья на тему 'Разработка сетевого обучения для преподавателей иностранного языка'

Разработка сетевого обучения для преподавателей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / NETWORK TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ / DISTANCE COURSES / ИНОЯЗЫЧНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE INTERACTION / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / FOREIGN LANGUAGES TEACHERS / УЧАЩИЕСЯ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покусаева Т. Н., Иванова Ю. А., Иванова Т. М.

В статье рассматриваются вопросы создания проекта, который решает задачи теоретического обоснования, разработки, экспериментальной проверки и внедрения информационной системы, направленной на сетевое обучение преподавателей иностранных языков проектной деятельности как средству формирования у обучающихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия. Данное направление является актуальным с точки зрения изучения новых методик организации повышения квалификации практикующих учителей, обучения студентов педагогических вузов с использованием незадействованного потенциала современных информационных технологий, а также поиска эффективных средств их распространения в педагогическом сообществе. Информационная система также будет нацелена на создание условий для эффективного взаимодействия всех участников проектов (ученые, учителя, студенты, школьники и другие) и выступит в качестве платформы для систематизации педагогических знаний, обмена опытом, освещения и обсуждения ученических и студенческих проектов на иностранных языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покусаева Т. Н., Иванова Ю. А., Иванова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NETWORK TRAINING FOR TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGE

In the article the questions of development of the project that solves the problem of the theoretical justification, working out, experimental checking and implementation of the information system aimed at the network training of foreign languages teachers project activity as a tool of forming students’ communicative interaction skills, are presented. This direction is topical from the viewpoint of learning new methods of organizing advanced training practicing teachers, training students of pedagogical universities using the untapped potential of modern information technologies, as well as the search for effective methods of their distribution in the pedagogical community. The information system will also be aimed at creating conditions for effective interaction among all project participants (scientists, teachers, university students, schoolchildren and others) and will act as a platform for systematization of pedagogical knowledge, sharing experience, coverage and discussing the students’ projects in the foreign languages.

Текст научной работы на тему «Разработка сетевого обучения для преподавателей иностранного языка»

УДК 378

Pokoussayeva T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Ivanova Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

Ivanova T.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF NETWORK TRAINING FOR TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGE. In the article the questions of development of the project that solves the problem of the theoretical justification, working out, experimental checking and implementation of the information system aimed at the network training of foreign languages teachers project activity as a tool of forming students' communicative interaction skills, are presented. This direction is topical from the viewpoint of learning new methods of organizing advanced training practicing teachers, training students of pedagogical universities using the untapped potential of modern information technologies, as well as the search for effective methods of their distribution in the pedagogical community. The information system will also be aimed at creating conditions for effective interaction among all project participants (scientists, teachers, university students, schoolchildren and others) and will act as a platform for systematization of pedagogical knowledge, sharing experience, coverage and discussing the students' projects in the foreign languages.

Key words: network training, information resources, project activity, distance courses, foreign language communicative interaction, foreign languages teachers, students.

Т.Н. Покусаева, канд. пед. наук, доц. Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]

Ю.А. Иванова, канд. пед. наук, доц. Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]

Т.М. Иванова, канд. пед. наук, ст. преп. Волгоградского государственного социально-педагогического университета, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются вопросы создания проекта, который решает задачи теоретического обоснования, разработки, экспериментальной проверки и внедрения информационной системы, направленной на сетевое обучение преподавателей иностранных языков проектной деятельности как средству формирования у обучающихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия. Данное направление является актуальным с точки зрения изучения новых методик организации повышения квалификации практикующих учителей, обучения студентов педагогических вузов с использованием незадейство-ванного потенциала современных информационных технологий, а также поиска эффективных средств их распространения в педагогическом сообществе. Информационная система также будет нацелена на создание условий для эффективного взаимодействия всех участников проектов (ученые, учителя, студенты, школьники и другие) и выступит в качестве платформы для систематизации педагогических знаний, обмена опытом, освещения и обсуждения ученических и студенческих проектов на иностранных языках.

Ключевые слова: мтевое обучение, информационные ресурсы, проектная деятельность, дистанционные курсы, иноязычное коммуникативное взаимодействие, преподаватели иностранных языков, учащиеся.

В настоящее время важную роль играет непрерывное общее и профессиональное развитие преподавателя нового типа. Школьный преподаватель согласно профессиональному стандарту должен владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий, и прежде всего, проектной деятельностью; а также должен владеть как общепользовательской ИКТ-компетентностью, так и общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностью [1; 2].

В связи с этим, возникает потребность в наличии компетентного педагога, способного обеспечить готовность школьников и студентов неязыковых специальностей вузов к осуществлению иноязычного коммуникативного взаимодействия. Реализация данного требования обеспечивается в условиях обучения проектной деятельности, как наиболее адекватного средства формирования у школьников и студентов умений иноязычного коммуникативного взаимодействия [3].

Все вышесказанное обуславливает необходимость разработки системы сетевого обучения преподавателей иностранных языков проектной деятельности, как средству формирования у учащихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия. Благодаря дистанционной форме преподаватели имеют возможность обучаться без отрыва от места работы, использовать непосредственно в собственной профессиональной деятельности полученные знания, а также овладевать способами практической деятельности и применять их в реальной ситуации. Таким образом, повышение уровня квалификации преподавателя в рамках сетевого обучения способно оказать решающее влияние как на профессиональное мастерство самих преподавателей, так и на качество подготовки учащихся [4].

Особенно актуальна данная система сетевого обучения для преподавателей областных школ или школ, отдаленных от

города, в условиях которых, с одной стороны, реализовать коммуникативный компонент обучения в полной мере весьма затруднительно, с другой стороны, сказывается отсутствие опыта у преподавателей по использованию проектной методики в обучении.

Ожидаемым результатом сетевого обучения преподавателей проектной деятельности как средству формирования у учащихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия являются проекты учащихся на иностранном языке, выполненные под руководством преподавателей и представленные на конкурс [5].

Отметим, что такой конкурс творческих проектов «Самообразование — мой путь к профессиональному мастерству на иностранном языке (английский и немецкий)» уже был проведён в качестве эксперимента на базе кафедры иностранных языков ВГСПУ (2014г., 2015г.). Данный конкурс выявил: 1) заинтересованность преподавателей иностранных языков в методической поддержке (на всех этапах подготовки проекта к конкурсу); 2) возможность формирования у школьников и студентов неязыковых специальностей вузов мотивации к изучению иностранного языка и понимания ими необходимости дальнейшего самообразования для своего личностного и профессионального совершенствования; 3) потребность формирования навыков иноязычного коммуникативного взаимодействия у школьников и студентов неязыковых специальностей вуза, коммуникативной компетенции у учащихся, в т. ч. умение монологического высказывания, особенно в условиях подготовки к устной части ЕГЭ по иностранному языку [5].

Хотелось бы отметить, что ВГСПУ является одним из крупнейших научно-исследовательских центров в сфере непрерывного педагогического образования, в связи с чем

представляется возможным организовать взаимодействие между ВГСПУ, как носителем передового опыта, и школами, как потенциальным потребителем. И одной из возможностей внедрить наш опыт в практику работы городских и областных школ является разработка системы сетевого обучения преподавателей проектной деятельности как средству формирования у учащихся умений иноязычного коммуникативного взаимодействия.

Данный дистанционный курс будет интегрирован в систему подготовки факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФФП и ППРО), который является структурным подразделением ФГБОУ ВО «ВГСПУ». Это будет способствовать преемственному решению задачи по организации и осуществлению научно-методической и научно-исследовательской деятельности по направлениями профессиональной переподготовки специалистов на отвечающем современным уровне требованиям [4].

Открытое дистанционное образование привлекает в настоящее время пристальное внимание педагогической и методической практики и науки. В теории и практике открытого дистанционного образования имеется значительный задел в вопросах информатизации образования - работы Е.С. Полат, С.Л. Каплан, Ю.В. Исаева (междисциплинарные аспекты, концептуальные основы, комплексы открытого образования); С.И. Маслова, А.В. Белякова (опыт создания и применения электронных образовательных ресурсов и средств поддержки управления учебным заведением); А.В. Соловова (проблематика электронного обучения, интегрирующая роль дистанционного образования) и др. Существуют фундаментальные труды и в области взаимодействия. К ним относятся работы по межличностному взаимодействию (Н.Д. Гальскова, В.А. Горянина и др.); влиянию (А.В. Морозов, Р Чалдини и др.); общению (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик,

A.А. Леонтьев, Р.П. Мильруд и др.); коммуникации, социокультурной и коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Г.А. Китайгородская, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др.). В фокусе внимания исследователей оказались такие языковые феномены, как речевое воздействие, проблемы диалогического взаимодействия (Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Л.А. Киселева, Ю.И. Левин, Х. Сакс, А.Д. Шмелев и др.). На современном этапе развития методики отечественными и зарубежными исследователями показаны возможности, потенциал и преимущества проектной деятельности как средства обучения и воспитания (Н. Вайдал,

B. Килпатрик, В.В. Копылова, Н.Ф. Коряковцева, Н.Ю. Пахомо-ва, Е.С. Полат, Р. Рибе, Т.Е. Сахарова, Д. Фрайд-Бут, С. Хайнц, Т. Хатчинсон и др.).

При этом возникает противоречие между потребностью в широком применении проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе и недостаточным уровнем владения методами её применения на практике. В частности, обнаружилось, что практически отсутствуют исследования по изучению специфики разработки сетевого обучения для преподавателей иностранного языка как средства обучения студентов и школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию на основе проектной деятельности. В этой связи проблема создания информационной системы с целью использования проектной методики в обучении приобретает особую остроту.

Мы обратились к проектной деятельности в процессе обучения иностранному языку в школе, как к наиболее эффективному, по нашему мнению, средству формирования и развития навыков иноязычного коммуникативного взаимодействия. Нами были разработаны следующие информационные ресурсы для реализации поставленных целей и задач:

1. Была создана информационная система (www.miroznai.ru/ konkurs5), где учителя дистанционно могут овладеть методикой проектной деятельности в обучении иностранному языку (английскому или немецкому).

2. По окончании курсов преподаватель должен представить научно-творческий проект на иностранном языке (английском или немецком), созданный учеником (учениками) под его руководством. Данный проект может быть создан в области изобразительного искусства, литературы авторов-носителей изучаемого языка, фотографии, исполнения музыкальных произведений, хореографии и т. п. с комментариями на иностранном (английском или немецком) языке. Он также должен содержать эссе или доклад на выбранную тему на иностранном языке.

3. Свой проект на английском или немецком языке школьник представляет на специально разработанном в рамках уже созданной информационной системы (www.miroznai.ru/konkurs5) научно-творческом конкурсе на иностранном языке «Самообразование - мой путь к профессиональному мастерству» по теме на выбор: 1) «Самообразование - мой путь к профессиональному мастерству», где участник на английском или немецком языке рассказывает о своей будущей профессии, и как самостоятельно вне рамок школьного образования он стремится к профессиональному совершенствованию; или 2) «Мои увлечения, моё творчество - мой путь к самосовершенствованию», где школьник рассказывает о своих увлечениях (хобби, музыка, спорт, рисование и др.) и дополнительном образовании (музыкальная, художественная, спортивная и др. школы), о своих достижениях, и как его увлечение помогает ему самосовершенствоваться [5].

Особого внимания заслуживает формат проведения Конкурса - дистанционное участие в первом туре, которое даёт преимущество выходить в Интернет в любое удобное время, в любом удобном месте и режиме. Проекты размещались на страничке Конкурса на сайте «Мирознай» (www.miroznai.ru/konkurs5). Оценивание работ осуществлялось экспертной комиссией, в состав которой входили, в том числе, преподаватели иностранных (английского и немецкого) языков ВГСПУ Кроме того, параллельно проходило онлайн-голосование в номинации «Приз зрительских симпатий», и обеспечивалась обратная связь за счёт комментариев, которые могли оставить все желающие. Таким образом, результаты первого заочного тура были достаточно прозрачными, так как участники могли осуществлять мониторинг его проведения, оценивания и представления результатов. Второй тур конкурса проходил очно на базе ФГбОу ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», куда приглашались победители первого дистанционного отборочного тура. Участники устно презентовали свои проекты на английском или немецком языке. Среди них определялись абсолютные победители и призёры конкурса творческих проектов на иностранном языке «Самообразование - мой путь к профессиональному мастерству». По окончании данного мероприятия преподавателям иностранного языка, которые являлись руководителями научно-творческих проектов участников, была предложена анкета на выявление их отношения к проведению Конкурса, а также возможной интеграции дистанционных курсов, направленных на обучение учителей-предметников проектной деятельности в области иностранных языков. Результаты анкеты, которые также можно найти на сайте www.miroznai.ru/konkurs5, стали свидетельством недостаточной осведомлённости преподавателей в этой сфере, а также их заинтересованности и желании получить подобный опыт. Это окончательно убедило нас в необходимости дальнейшей разработки информационных ресурсов для преподавателей иностранного языка с целью повышения их квалификации в области проектной деятельности в процессе обучения школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию [5].

Таким образом, повышение уровня квалификации преподавателей иностранного языка, в том числе информационной составляющей в её структуре, способно оказать решающее влияние как на профессионализм самих преподавателей, так и на качество подготовки обучающихся.

Библиографический список

1. Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержденный от «18» октября 2013 г. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html

2. Федеральный государственный образовательный стандарт: примерные программы по учебным предметам: иностранный язык. Available at: http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2628

3. Покусаева Т.Н. Обучение студентов-лингвистов монологическому взаимодействию на основе проектной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2006. 18 с.

4. Официальный сайт Российского Гуманитарного Научного Фонда: Available at: http://grant.rfh.ru/task

5. Покусаева Т.Н., Роговская Н.И. Разработка информационных ресурсов для преподавателей иностранных языков как средства овладения проектной методикой в обучении школьников иноязычному коммуникативному взаимодействию. Концепт. 2014. Спецвыпуск № 21. ART14759. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14759.htm

References

1. Professional'nyj standart: pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'), utverzhdennyj ot «18» oktyabrya 2013 g. Available at: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

2. Federal'nyjgosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart: primernye programmypo uchebnym predmetam: inostrannyjyazyk. Available at: http:// standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=2628

3. Pokusaeva T.N. Obuchenie studentov-lingvistov monologicheskomu vzaimodejstviyu na osnove proektnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2006. 18 s.

4. Oficial'nyjsajt Rossijskogo Gumanitarnogo Nauchnogo Fonda: Available at: http://grant.rfh.ru/task

5. Pokusaeva T.N., Rogovskaya N.I. Razrabotka informacionnyh resursov dlya prepodavatelej inostrannyh yazykov kak sredstva ovladeniya proektnoj metodikoj v obuchenii shkol'nikov inoyazychnomu kommunikativnomu vzaimodejstviyu. Koncept. 2014. Specvypusk № 21. ART14759. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14759.htm

Статья поступила в редакцию 23.03.17

УДК 378

Serov P.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Drawing and Painting Department, High School of Folk Arts

(the Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE MODERN APPROACHES TO THE PAINTING TEACHING IN THE TRADITIONAL APPLIED ART EDUCATION. The article highlights the importance and features of training of future artists painting traditional crafts. The technique of teaching, giving fundamental artistic training and considering features of various kinds of traditional applied art is studied. In particular, the work analyses the relationship between the learning content of the painting with decorative compositional and coloristic solutions to specific kinds of traditional applied art. The use of this relationship allows enriching the scientific concept of continuing professional education in the field of traditional applied art and experimental techniques. The work is based on latest explanatory and illustrative, partial search, problem-based and exploratory methods, conceptual search, a phased development of the painting and the phased control, technique and technology of painting, the degree of decoration and compositional patterns in painting, etc.

Key words: creativity, color, painting, methods, traditional applied art.

П.Е. Серов, канд. пед. наук, доц. каф. рисунка и живописи Высшей школы народных искусств (института),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЖИВОПИСИ

БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье освещается значение и особенности обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства. Рассматривается методика преподавания, дающая фундаментальную общехудожественную подготовку и учитывающая особенности различных видов традиционного прикладного искусства. В частности, анализируется взаимосвязь содержания обучения живописи с декоративно-композиционными и колористическими решениями конкретного вида традиционного прикладного искусства. Реализация этой взаимосвязи позволяет осуществить обогащение научной концепции непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и экспериментальные методики. В основе последних лежат объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы, эскизный поиск, поэтапное освоение живописи и поэтапный промежуточный контроль, техника и технология живописи, степень декоративности, композиционные закономерности в живописи и др.

Ключевые слова: творчество, цвет, изделие, живопись, методика, традиционное прикладное искусство.

Приобщение молодого поколения к истокам отечественной культуры, традиционному прикладному искусств является важной задачей современного профессионального художественного образования России. Сохранение и развитие традиций требует обязательного творческого подхода к источникам прошлого, художественного переосмысления ярких образцов народного искусства.

Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание - главная задача художника традиционного прикладного искусства. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от студентов самых различных умений - от создания грамотного эскиза до разбора сложнейших колористических отношений в работе. Художник традиционного прикладного искусства должен владеть выразительными средствами живописи, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект [1, с. 5].

В педагогических исследованиях в Высшей школе народных искусств (ВШНИ)по вопросам обучения живописи установлено, что спецификой изучения живописи является использование объемно-пространственных средств живописи (умение передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов, знание теоретических основ линейной и воздушной перспективы, законов светотени, умение работать методом тоновых и цветовых отношений, знание закономерностей построения композиции) и средств декоративной переработки натуры (стилизация, трансформация, прием ограниченной палитры, плоскостное решение про-

странства, ритм, силуэт, орнамент, художественная условность, использование сильных цветовых и цвето-тональных контрастов, а также построение колорита на определенной заданной гамме цветов или гамме оттенков одного цвета), соотнесенных с конкретной специализацией традиционного прикладного искусства.

В поиске гармоничной пластической структуры, которую обучающийся находит самостоятельно, нельзя обойти значение работы с натуры. Природа является первоисточником гармонии, которую человек призван понять, прочувствовать с помощью многократного обращения к ее реалистическому изображению. Здесь формируется проблема перехода от простого копирования к творческому акту, где обучающийся сам задает параметры трансформации зрительного образа - усилит плавность и текучесть форм, ослабит цвета и линии, а другие напротив, подчеркнет и усилит, постарается выделить внутреннюю архитектуру изображаемого, утрируя формы до геометрических сегментов. Можно сказать, что декоративное решение является основным способом создания проблемной ситуации, переоценить роль которой в учебном процессе невозможно.

На протяжении всей истории изобразительного искусства мы находим элементы декоративно-условной стилизации в реалистическом искусстве и приемы реалистической живописи в произведениях декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись металла, лаковая миниатюра). Декоративно-условные и объемно-пространственные средства живописи могут применяться отдельно, но чаще они объединяются, используются все вместе, дополняя друг друга (в работе может быть выделен линейный контур, подчеркивающий контраст, использоваться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.