Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка
5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. -2001. - № 1. - С. 6-7.
6. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
7. Питюков В.Ю. Основы психологии. - М., СПЕКТРА, 2007. - 528 с.
8. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Юногогика. - М.: ВЛАДОС,
2008. - 264 с.
9. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
10. Тульчинский Г.Л. Российский духовный опыт и проблема успеха. - Этика успеха: Вып.3. -Тюмень-Москва: Центр прикладной этики, 1994. -
С. 12-16.
11. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - 2000. - № 2. - С. 22.
УДК 378
Зубцова Людмила Кирамовна
кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
ОПТИМИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья имеет целью нахождение эффективных путей практического применения инновационных технологий в учебном процессе в ходе профессионально-педагогического становления начинающего учителя иностранного языка; показывает роль преподавателя через интерактивный характер обучения, что оптимизирует навыки его труда; констатирует выбор форм и методов при использовании электронных ресурсов, которые делают уроки иностранного языка интереснее, разнообразнее и насыщеннее. Использование мультимедийных средств дает возможность более глубокого ознакомления с социокультурной спецификой страны изучаемого языка для учащихся, а начинающий учитель иностранного языка приобретает новый подход к процессу обучения и профессионально-значимые качества становления его как специалиста.
Ключевые слова: интерактивность, инновационные технологии в преподавании иностранного языка, профессионализм начинающего учителя, коммуникативная компетенция, активное обучение, эффективность и оптимизация при системно-деятельностном подходе.
В связи с реализацией концепции профессионального стандарта педагога [10], современный образовательный процесс должен основываться не только на новых технических средствах, но и на модернизации форм и методов преподавания, системно-деятельностном подходе к процессу обучения. Все это становится актуальным для начинающих учителей иностранного языка в ходе работы в школе, так как значительная часть выпускников испытывает серьезные затруднения при проведении уроков и в педагогической деятельности [5].
Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между требованиями общества к обновлению деятельности общеобразовательной школы и ограничением возможности применения инновационных технологий в учебном процессе.
Целью данного исследования служит предоставление опыта применения инновационных технологий на уроках английского языка в образовательном процессе.
Начинающий специалист, впервые приступив к трудовой деятельности, должен не только наладить отношения с детьми, но и заинтересовывать учеников своим предметом, а это невозможно без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Как правило, у молодого специалиста еще не сформированы профессионально значимые качества. Он имеет достаточные знания
иностранного языка, но недостаточные умения использования инновационных технологий в преподавании предмета, которые позволяют вносить элементы совместного творчества и самостоятельности в продуктивную деятельность учителя и учащихся
Инновационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер не только развивает познавательную активность учащихся, но и формирует их практические знания, умения и навыки, является универсальным средством обучения. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе дает возможность изменить роль преподавателя и обучаемого и оптимизировать их взаимоотношения [3; 7].
Применение инновационных технологий (форм, методов) подразумевает интерактивный характер обучения и выделяет один из главных принципов: это - принцип индивидуализации. Каждый обучаемый планирует индивидуальные, именно ему присущие, темп и пошаговое усвоение учебного материала. Целостность учебного процесса при этом не нарушается. Через индивидуализацию обучения с помощью инновационных технологий осуществляется переход к его дифференциации.
© Зубцова Л.К., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
27
ПЕДАГОГИКА
Также при эффективном использовании инновационных технологий происходят изменения мотивации среди учащихся, что целесообразно сказывается на образовательном процессе, т.к. с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению [2].
Обучение с применением инновационных технологий успешно сочетает различные методы, формы и средства обучения, а также подразумевает доступ к информационным ресурсам сети Интернет и использованию различных программ. А различные вспомогательные средства, такие как интерактивная доска, аудио-видео и раздаточные материалы и др., - помогают вызвать интерес к обучению и развить активность каждого в учебном процессе; осуществляют обратную связь с аудиторией.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость исследования заключается в применении интерактивных форм и методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе; обобщение полученных результатов и использование их общеобразовательными школами в учебном процессе.
Исходя из цели, мы поставили следующую задачу: выработать навыки рациональной организации учебного труда при использовании инновационных технологий в преподавании иностранного языка, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету.
Были использованы различные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование; изучение передового педагогического опыта работы педагогических коллективов школ с молодыми учителями; выявление затруднений молодых учителей в учебно-воспитательной деятельности на базе школ г. Набережные Челны.
В связи с этим, мы можем констатировать, что специфика деятельности педагога в современных условиях, опираясь на инновационные явления, порождает переход к интерактивным формам и методам обучения, которые предоставляют определенную свободу творчества, выбор модели обучения, без которых немыслим образовательный процесс в настоящее время.
Интерактивный характер обучения несопоставим с традиционным методом обучения иностранному языку, который предполагает усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего невозможно сформировать навыки и умения школьников на должном уровне и сделать занятия более живыми и интересными для развития коммуникативности и мышления на иностранном языке.
Для повышения уровня изучения дисциплины служит использование электронных учебников
и пособий, демонстрируемых с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы интернета, DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями, видео и аудиотехника, ролевые игры, викторины.
Исследование показывает, что внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых и оптимизирует деятельность начинающего учителя. В связи с этим, это имеет достаточно широкие перспективы на сегодняшний день: школьники совместно с преподавателем используют интернет-технологии - электронную почту и другие сетевые проекты; подготовку презентаций и т.д. Они могут принять участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, тестировании, проводимых по сети интернет; переписываться и общаться со сверстниками своей страны и зарубежных стран, что дает возможность собрать сведения из разных областей знаний, воспользоваться электронными периодическими изданиями на иностранном языке, более глубоко ознакомиться с социокультурной спецификой страны изучаемого языка [4]. Исходя из этого, повышается активность, креативность, познавательная деятельность каждого ребенка.
Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.
При помощи компьютерных программ возможны: изучение лексики и различных грамматических аспектов; отработка произношения, диалогической и монологической речи; обучение письму. Подача информации происходит в ярко-красочном виде, с использованием диаграмм, графиков, рисунков [4; 9].
Таким образом, мы можем видеть, что начинающий учитель иностранного языка приобретает новый подход к процессу обучения, а общение, умение реагировать в различных ситуациях ведет к основной цели в изучении иностранного языка - это формирование коммуникативной компетенции. Все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Практическое применение мультимедийных средств формирует навыки информационной культуры:
- самостоятельность в организации познавательной деятельности;
- участие в проектной деятельности;
- извлечение информации из иноязычных источников и перевод ее из одной знаковой системы в другую.
Говоря о современных образовательных технологиях (формах, методах) [6] обучения иностран-
28
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка
ному языку, нельзя не выделить те из них, которые носят интерактивный характер: групповой метод, разработка проекта, кейс-метод, деловая игра; поисковый, проблемный, исследовательский методы и т.д. В сочетании с другими методами, игровой метод обучения будет гораздо более интересным для учащихся начальных классов при усвоении иностранного языка, формировании навыков коллективной работы.
Применение проблемного метода в обучении оправдывает себя в таких видах коммуникативной деятельности как чтение и говорение. Решение проблемных задач позволяет извлекать информацию из текста, глубоко проникать в смысл прочитанного. Поэтому использование элементов проблемного метода в обучении иностранному языку формирует у школьников творческий подход к работе, воспитывает упорство в достижении цели, повышает интерес к познавательной деятельности.
Развитию творчества служит также метод проектов, который позволяет учащимся применить накопленные знания по изучаемому предмету. Дети под руководством учителя работают не только с учебником, но и со справочным материалом, компьютером; слушают иноязычную речь и стараются слышать и понять друг друга при защите проектов. Работа над проектом развивает интеллектуальные способности учащихся, воображение, творческое мышление, самостоятельность.
К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Таким образом, для того, чтобы повысить эффективность преподавания иностранного языка, необходимо широко использовать инновационные технологии разнообразного вида в образовательном процессе.
Анализ состояния проблемы использования средств инновационных технологий в сфере обучения иностранным языкам показывает, что эффективность их применения зависит от выбранных способов и форм и уровня владения учителем методикой работы с электронными ресурсами. Применение интерактивных технологий в педагогической деятельности позволяет совершенствовать профессионально-значимые качества в процессе становлении молодого специалиста и оптимизировать навыки его труда, обогащая арсенал методи-
ческих средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся [6].
Применение инновационных технологий в обучении иностранному языку имеет широкий диапазон возможностей. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся; строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы; организовывать рефлексию, самоконтроль; осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.
Библиографический список
1. Волченкова Н.П. Профессиональная компетентность будущих педагогов: пути формирования // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. -№ 5. - С. 19-23.
2. Евстигнеев М.Н.Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 2-9.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
4. Зубцова Л.К. Особенности межкультурной коммуникации молодежи в ходе овладения иностранным языком в рамках интерактивного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 7. - С. 111-113.
5. Зубцова Л.К. Трудности адаптационного периода начинающего учителя иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 36-39.
6. Зубцова Л.К. Профессионально-педагогическое совершенствование начинающего учителя иностранного языка // Казанская наука. - 2011. -№ 3. - С. 149-151.
7. Коваль О.И. Использование видео в качестве аудиовизуальных материалов на занятиях иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2013. - № 4. - С. 96-99.
8. Нироева Л.В. Пути становления профессионализма учителя инновационной школы // Начальное образование. - 2009. - № 5. - С. 31-33.
9. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. -2005. - № 4. - С. 6-10.
10. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2
29