Научная статья на тему 'Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка'

Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ / INTERACTIVITY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING / PROFESSIONALISM OF YOUNG TEACHER / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ACTIVE TEACHING / EFFECTIVENESS AND OPTIMISATION IN SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубцова Людмила Кирамовна

Статья имеет целью нахождение эффективных путей практического применения инновационных технологий в учебном процессе в ходе профессионально-педагогического становления начинающего учителя иностранного языка; показывает роль преподавателя через интерактивный характер обучения, что оптимизирует навыки его труда; констатирует выбор форм и методов при использовании электронных ресурсов, которые делают уроки иностранного языка интереснее, разнообразнее и насыщеннее. Использование мультимедийных средств дает возможность более глубокого ознакомления с социокультурной спецификой страны изучаемого языка для учащихся, а начинающий учитель иностранного языка приобретает новый подход к процессу обучения и профессионально-значимые качества становления его как специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубцова Людмила Кирамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A young foreign language teacher’s optimisation for innovative educational activities

This article aims to find effective ways in practical application of innovative technologies in education on the stage of teacher’s professional formation that optimises his or her skills of work; we state the choice of using electronic resources which make foreign language lessons more interesting, various and saturated. Using multimedia aids give schoolchildren an opportunity for deeper familiarisation with social-cultural peculiarities of a teaching-language country but a young teacher acquires new approaches in schooling and professional important qualities to become a well-qualified specialist.

Текст научной работы на тему «Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка»

Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка

5. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. -2001. - № 1. - С. 6-7.

6. Новикова Л.И., Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

7. Питюков В.Ю. Основы психологии. - М., СПЕКТРА, 2007. - 528 с.

8. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Юногогика. - М.: ВЛАДОС,

2008. - 264 с.

9. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

10. Тульчинский Г.Л. Российский духовный опыт и проблема успеха. - Этика успеха: Вып.3. -Тюмень-Москва: Центр прикладной этики, 1994. -

С. 12-16.

11. Ясвин В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды // Дополнительное образование. - 2000. - № 2. - С. 22.

УДК 378

Зубцова Людмила Кирамовна

кандидат педагогических наук, доцент Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Ludmila.7337@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья имеет целью нахождение эффективных путей практического применения инновационных технологий в учебном процессе в ходе профессионально-педагогического становления начинающего учителя иностранного языка; показывает роль преподавателя через интерактивный характер обучения, что оптимизирует навыки его труда; констатирует выбор форм и методов при использовании электронных ресурсов, которые делают уроки иностранного языка интереснее, разнообразнее и насыщеннее. Использование мультимедийных средств дает возможность более глубокого ознакомления с социокультурной спецификой страны изучаемого языка для учащихся, а начинающий учитель иностранного языка приобретает новый подход к процессу обучения и профессионально-значимые качества становления его как специалиста.

Ключевые слова: интерактивность, инновационные технологии в преподавании иностранного языка, профессионализм начинающего учителя, коммуникативная компетенция, активное обучение, эффективность и оптимизация при системно-деятельностном подходе.

В связи с реализацией концепции профессионального стандарта педагога [10], современный образовательный процесс должен основываться не только на новых технических средствах, но и на модернизации форм и методов преподавания, системно-деятельностном подходе к процессу обучения. Все это становится актуальным для начинающих учителей иностранного языка в ходе работы в школе, так как значительная часть выпускников испытывает серьезные затруднения при проведении уроков и в педагогической деятельности [5].

Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между требованиями общества к обновлению деятельности общеобразовательной школы и ограничением возможности применения инновационных технологий в учебном процессе.

Целью данного исследования служит предоставление опыта применения инновационных технологий на уроках английского языка в образовательном процессе.

Начинающий специалист, впервые приступив к трудовой деятельности, должен не только наладить отношения с детьми, но и заинтересовывать учеников своим предметом, а это невозможно без применения инновационных технологий в образовательном процессе. Как правило, у молодого специалиста еще не сформированы профессионально значимые качества. Он имеет достаточные знания

иностранного языка, но недостаточные умения использования инновационных технологий в преподавании предмета, которые позволяют вносить элементы совместного творчества и самостоятельности в продуктивную деятельность учителя и учащихся

Инновационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер не только развивает познавательную активность учащихся, но и формирует их практические знания, умения и навыки, является универсальным средством обучения. Учитель перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе дает возможность изменить роль преподавателя и обучаемого и оптимизировать их взаимоотношения [3; 7].

Применение инновационных технологий (форм, методов) подразумевает интерактивный характер обучения и выделяет один из главных принципов: это - принцип индивидуализации. Каждый обучаемый планирует индивидуальные, именно ему присущие, темп и пошаговое усвоение учебного материала. Целостность учебного процесса при этом не нарушается. Через индивидуализацию обучения с помощью инновационных технологий осуществляется переход к его дифференциации.

© Зубцова Л.К., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

27

ПЕДАГОГИКА

Также при эффективном использовании инновационных технологий происходят изменения мотивации среди учащихся, что целесообразно сказывается на образовательном процессе, т.к. с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы, как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению [2].

Обучение с применением инновационных технологий успешно сочетает различные методы, формы и средства обучения, а также подразумевает доступ к информационным ресурсам сети Интернет и использованию различных программ. А различные вспомогательные средства, такие как интерактивная доска, аудио-видео и раздаточные материалы и др., - помогают вызвать интерес к обучению и развить активность каждого в учебном процессе; осуществляют обратную связь с аудиторией.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость исследования заключается в применении интерактивных форм и методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе; обобщение полученных результатов и использование их общеобразовательными школами в учебном процессе.

Исходя из цели, мы поставили следующую задачу: выработать навыки рациональной организации учебного труда при использовании инновационных технологий в преподавании иностранного языка, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету.

Были использованы различные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование; изучение передового педагогического опыта работы педагогических коллективов школ с молодыми учителями; выявление затруднений молодых учителей в учебно-воспитательной деятельности на базе школ г. Набережные Челны.

В связи с этим, мы можем констатировать, что специфика деятельности педагога в современных условиях, опираясь на инновационные явления, порождает переход к интерактивным формам и методам обучения, которые предоставляют определенную свободу творчества, выбор модели обучения, без которых немыслим образовательный процесс в настоящее время.

Интерактивный характер обучения несопоставим с традиционным методом обучения иностранному языку, который предполагает усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего невозможно сформировать навыки и умения школьников на должном уровне и сделать занятия более живыми и интересными для развития коммуникативности и мышления на иностранном языке.

Для повышения уровня изучения дисциплины служит использование электронных учебников

и пособий, демонстрируемых с помощью компьютера и мультимедийного проектора, образовательные ресурсы интернета, DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями, видео и аудиотехника, ролевые игры, викторины.

Исследование показывает, что внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых и оптимизирует деятельность начинающего учителя. В связи с этим, это имеет достаточно широкие перспективы на сегодняшний день: школьники совместно с преподавателем используют интернет-технологии - электронную почту и другие сетевые проекты; подготовку презентаций и т.д. Они могут принять участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, тестировании, проводимых по сети интернет; переписываться и общаться со сверстниками своей страны и зарубежных стран, что дает возможность собрать сведения из разных областей знаний, воспользоваться электронными периодическими изданиями на иностранном языке, более глубоко ознакомиться с социокультурной спецификой страны изучаемого языка [4]. Исходя из этого, повышается активность, креативность, познавательная деятельность каждого ребенка.

Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.

При помощи компьютерных программ возможны: изучение лексики и различных грамматических аспектов; отработка произношения, диалогической и монологической речи; обучение письму. Подача информации происходит в ярко-красочном виде, с использованием диаграмм, графиков, рисунков [4; 9].

Таким образом, мы можем видеть, что начинающий учитель иностранного языка приобретает новый подход к процессу обучения, а общение, умение реагировать в различных ситуациях ведет к основной цели в изучении иностранного языка - это формирование коммуникативной компетенции. Все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Практическое применение мультимедийных средств формирует навыки информационной культуры:

- самостоятельность в организации познавательной деятельности;

- участие в проектной деятельности;

- извлечение информации из иноязычных источников и перевод ее из одной знаковой системы в другую.

Говоря о современных образовательных технологиях (формах, методах) [6] обучения иностран-

28

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Оптимизация инновационно-педагогической деятельности начинающего учителя иностранного языка

ному языку, нельзя не выделить те из них, которые носят интерактивный характер: групповой метод, разработка проекта, кейс-метод, деловая игра; поисковый, проблемный, исследовательский методы и т.д. В сочетании с другими методами, игровой метод обучения будет гораздо более интересным для учащихся начальных классов при усвоении иностранного языка, формировании навыков коллективной работы.

Применение проблемного метода в обучении оправдывает себя в таких видах коммуникативной деятельности как чтение и говорение. Решение проблемных задач позволяет извлекать информацию из текста, глубоко проникать в смысл прочитанного. Поэтому использование элементов проблемного метода в обучении иностранному языку формирует у школьников творческий подход к работе, воспитывает упорство в достижении цели, повышает интерес к познавательной деятельности.

Развитию творчества служит также метод проектов, который позволяет учащимся применить накопленные знания по изучаемому предмету. Дети под руководством учителя работают не только с учебником, но и со справочным материалом, компьютером; слушают иноязычную речь и стараются слышать и понять друг друга при защите проектов. Работа над проектом развивает интеллектуальные способности учащихся, воображение, творческое мышление, самостоятельность.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Таким образом, для того, чтобы повысить эффективность преподавания иностранного языка, необходимо широко использовать инновационные технологии разнообразного вида в образовательном процессе.

Анализ состояния проблемы использования средств инновационных технологий в сфере обучения иностранным языкам показывает, что эффективность их применения зависит от выбранных способов и форм и уровня владения учителем методикой работы с электронными ресурсами. Применение интерактивных технологий в педагогической деятельности позволяет совершенствовать профессионально-значимые качества в процессе становлении молодого специалиста и оптимизировать навыки его труда, обогащая арсенал методи-

ческих средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся [6].

Применение инновационных технологий в обучении иностранному языку имеет широкий диапазон возможностей. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся; строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы; организовывать рефлексию, самоконтроль; осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.

Библиографический список

1. Волченкова Н.П. Профессиональная компетентность будущих педагогов: пути формирования // Начальная школа: плюс до и после. - 2009. -№ 5. - С. 19-23.

2. Евстигнеев М.Н.Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 2-9.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

4. Зубцова Л.К. Особенности межкультурной коммуникации молодежи в ходе овладения иностранным языком в рамках интерактивного подхода // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 7. - С. 111-113.

5. Зубцова Л.К. Трудности адаптационного периода начинающего учителя иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 36-39.

6. Зубцова Л.К. Профессионально-педагогическое совершенствование начинающего учителя иностранного языка // Казанская наука. - 2011. -№ 3. - С. 149-151.

7. Коваль О.И. Использование видео в качестве аудиовизуальных материалов на занятиях иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2013. - № 4. - С. 96-99.

8. Нироева Л.В. Пути становления профессионализма учителя инновационной школы // Начальное образование. - 2009. - № 5. - С. 31-33.

9. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе. -2005. - № 4. - С. 6-10.

10. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.