УДК 378
Глумова Елена Петровна
кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
el. glumo va2010@yandex. ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
На основе анализа ФГОС ВПО, а также исследований профессиональной компетентности учителя иностранного языка нами разработана структура портфолио как формы комплексного контроля сформированности всех субкомпетенций студента, определяющих его готовность к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность учителя иностранного языка, профессиональный портфолио, контроль сформированности компетенций.
Основными тенденциями, определяющими суть современного образования, являются его непрерывный характер, компетентностный подход и информатизация. Сегодня профессиональный потенциал личности должен определять умения активных и уверенных действий, самостоятельности в выборе решений, творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности. Именно поэтому компетентностный подход является основополагающим при определении целей и содержания образования для всего мирового сообщества. Н.Ф. Ефремова определяет компетентностный подход как «приоритетную ориентацию на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация); самоактуализация; социализация и развитие индивидуальности» [2. с. 17].
Присоединение России к Болонскому процессу определило перенос акцента на компетентностный формат образовательного процесса в вузе, проявляющийся в существенном усилении его студенто-центрированной направленности. Компетентност-ная модель выпускника вуза, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его будущую деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса.
Ключевая роль в реализации стратегических направлений образовательной политики государства принадлежит преподавателям вузов и учителям школ. Сегодня на рынке труда востребованы творческие, активные, компетентные преподаватели, обладающие комплексом интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, организаторских умений и способные формировать физически и интеллектуально развитую, духовно-нравственную, творческую личность.
Предметом исследования данной статьи является профессиональная подготовка учителя иностранного языка в свете новых образовательных стратегий европейского сообщества и на основе Российских законодательных документов в сфере образования: «Национальной доктрины образования
в Российской Федерации до 2025 года», Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки 035700.62 Лингвистика (Профиль подготовки: Теория и методика преподавания ИЯ и культур, квалификация (степень) «бакалавр») и 050100.62 Педагогическое образование (Профиль подготовки: Иностранный язык, квалификация (степень) «бакалавр») выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями [4]. Согласно ФГОС ВПО совокупность данных компетенций являет собой профессионально-педагогическую компетентность как стратегическую цель подготовки будущих учителей иностранного языка.
Современные исследователи проблемы формирования профессиональной компетентности (компетенции) учителя иностранного языка (Е.И. Пассов, Ю.В. Еремин, Г.А. Китайгородская, К.С. Мах-мурян, Р.П. Мильруд, К.Э. Безукладников, И.Л. Колесникова, М.В. Тамашевич, Т.Ю. Архипова и др.), по разному рассматривают данный феномен, в связи с выделяемыми авторами компонентами структуры профессиональной деятельности по обучению иностранному языку.
На наш взгляд профессионально-педагогической компетентностью учителя иностранного языка можно считать способность осуществлять специфическую деятельность по формированию у учащихся умений быть полноценными участниками межкультурного диалога с представителями стран изучаемого языка в различных ситуациях общения. Реализацию данной способности определяет наличие сформированных компетенций, т.е. знаний, умений, навыков, личностных качеств, мотивационных установок, необходимых для осуществления конкретных функций в составе профессиональной деятельности учителя иностранного языка, которые могут быть оценены (измерены), могут сравниваться с предварительно разработанными стандартами и совершенствоваться путем обучения. Профессиональная деятельность учите-
110
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Глумова Е.П., 2014
Профессиональный портфолио как форма контроля сформированности компетенций будущего учителя..,
ля иностранного языка выражается в реализации основных функций: коммуникативной, развивающей и воспитывающей. Достижение практических, развивающих и воспитательных результатов непосредственно осуществляется в исследовательской, планирующей, организаторской и контролирующей деятельности учителя иностранного языка. В соответствие с этим, перед вузами стоит задача сформировать у студентов - будущих учителей иностранного языка коммуникативно-методическую компетенцию как интегративное новообразование, включающее в свой состав следующие субкомпетенции: 1) исследовательскую; 2) проектировочную; 3) организационную; 4) контрольно-коррегирую-щую [1].
Процесс формирования профессиональных компетенций учителя иностранного языка должен носить управляемый характер, осуществляемый за счет своевременно организованного и адекватного объектам формирования контроля. Правильно подобранные формы контроля позволят установить результаты процесса подготовки учителя иностранного языка запланированным государственным образовательным стандартом целям.
Одной из наиболее эффективных форм контроля достижений в овладении профессиональной деятельностью является портфолио, которое представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности. Портфолио может использоваться «для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности» [3, с. 155-156]. Портфолио -визитная карточка, досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий и т.д., дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста. Основной смысл портфолио - показать всё, на что ты способен. Такая форма оценивания позволяет изменить методологию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Портфолио как форма контроля позволяет сместить акценты с того, что студент не знает и не умеет, к тому, что он способен и готов выполнять в рамках своей профессиональной деятельности.
Профессиональный портфолио будущего учителя иностранного языка может выступать формой текущего и итогового контроля учебной деятельности студентов. Для того чтобы портфолио мог явиться качественной формой итогового контроля преподаватель должен осуществлять текущий контроль создания профессионального портфолио по темам, видам учебной деятельности, разделам, модулям и блокам учебного курса.
В совокупности форм и методов подготовки учителя важное место принадлежит педпрактике. Педагогическая практика в вузах служит связующим
звеном между теоретическим обучением студентов и их будущей самостоятельной работой в школе, а также призвана осуществлять подготовку студентов к педагогической деятельности, вооружать их комплексом умений и навыков творчески осуществлять все виды учебно-воспитательной работы. Именно в ходе педпрактики студенты могут реализовать функции учителя иностранного языка, осуществляемые на основе профессиональных компетенций. На наш взгляд, портфолио студента-практиканта будет являться оптимальной формой контроля сформированности компетенций учителя иностранного языка, так как позволит проконтролировать готовность к профессиональной деятельности комплексно, в составе исследовательской, проектировочной, организационной, контрольно-корре-гирующей компетенций.
Структура профессионального портфолио студента - будущего учителя иностранного языка, разработанная и внедренная на кафедре лингводидак-тики и методики преподавания иностранных языков Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова включает следующие разделы, направленные на контроль сформированности отдельных компетенций, в составе профессионально-педагогической компетентности учителя иностранного языка:
1. Научно-методическое обеспечение: статьи из научно-методических журналов; научные статьи из сборников; дополнительные материалы из методических пособий, учебной и научной литературы по страноведению, лингвострановедческих справочников, грамматических пособий; словарные статьи; материалы о родной лингвокультуре на иностранном и родном языках; аутентичная лингвост-рановедческая наглядность; прагматические материалы и т.д. Компоненты данного раздела должны быть отобраны в соответствии со ступенью обучения иностранному языку, на которой проводились уроки, и отображать материал, реально использованный студентом в учебном процессе по иностранному языку во время педпрактики. Работа над созданием научно-методического обеспечения педагогической деятельности студента направлена на формирование в первую очередь исследовательской компетенции будущего учителя иностранного языка. Данная компетенция включает умения анализировать учебное и социальное значение овладения иностранным языком: изучать условия общения, взаимодействия культур, исследовать и анализировать родной и иностранный языки в их ком-парации с целью предотвращения возможных ошибок языкового и речевого характера у учащихся, изучать иноязычное общество и родной лингвосо-циум с целью учета различия менталитетов в процессе общения, изучать родную культуру и способы передачи знаний ородной культуре в процессе межкультурного взаимодействия, уметь переводить
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
111
общие педагогические и методические цели в обучении межкультурному общению в личностно значимые для каждого ученика.
2. Творческая работа: планы уроков разных типов и видов по основному иностранному языку, планы уроков по второму иностранному языку, подтверждение проведенной внеклассной работы по иностранному языку: сценарий мероприятия, описание стенгазеты на иностранном языке, отчет о работе кружка и т.д. Обязательным является использование и представление в данном разделе информационно-коммуникационных технологий. Второй раздел профессионального портфолио отражает уровень сформированности проектировочной компетенции будущего учителя иностранного языка, связанной с умениями планировать, проектировать учебно-воспитательный процесс по иностранному языку как процесс обучения межкультурному взаимодействию. Это выражается в определении учителем конкретных способов, путей, приемов, форм работы на уроках иностранного языка, а также в создании различных систем упражнений, включающих отдельные комплексы. Успешное планирование урочной и внеурочной деятельности учащихся по овладению иностранным языком определяет достижение результатов на каждом этапе обучения. В разделе «Творческая работа» студент демонстрирует также умения, составляющие организационную компетенцию, направленную на осуществление непосредственного взаимодействия учителя и учащихся во время урочной и внеурочной деятельности и позволяющую формировать у учащихся способность быть полноценными участниками диалога культур. Данная функция включает организаторские умения учителя иностранного языка, основными из которых являются следующие: организовывать учащихся и целенаправленно управлять их деятельностью по овладению иностранным языком как новым средством общения на протяжении всего курса обучения иностранному языку в школе; организовывать свою деятельность и деятельность учащихся на уроках, а также во время внеклассных мероприятий; организовывать межкультурные обмены, встречи с носителями изучаемого языка, конференции, форумы и т.д.; рационально сочетать различные формы работы учащихся; эффективно применять информационно-коммуникационные технологии в обучении иноязычному общению.
3. Диагностика успешности работы учителя ИЯ: мониторинг качества выполнения устных и письменных работ по иностранному языку учащимися (тесты, контрольные работы, проекты, творческие работы и т.д.). В третьем разделе порт-фолио реализуется контролирующая функция учителя иностранного языка. Осуществление контроля в обучении иностранному языку требует наличия специальных умений, входящих в состав конт-
рольно-коррегирующей компетенции учителя, а именно: осуществлять оценку успешности коммуникативных действий учащихся на уроке и вне его, оценить практическую значимость своих действий по обучению межкультурному взаимодействию, осуществлять учет, контроль и корректирование учебной и коммуникативной деятельности учащихся на каждом этапе усвоения иностранного языка как нового средства общения.
4. Отзывы: отчет студента о педпрактике по форме, отзывы учителей о студенте, отзывы учащихся, отзывы родителей. Материалы данного раздела направлены на развитие у студентов механизмов осмысления собственных педагогических и методических действий по формированию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка и во время внеурочной деятельности. Рефлексия, понимаемая буквально как «обращение назад, отражение» позволяет будущему учителю иностранного языка сознательно контролировать и регулировать свою деятельность и деятельность учащихся по овладению иностранным языком как новым средством общения. Самоанализ направлен на осознание уровня сформиро-ванности умений, входящих в состав исследовательской, проектировочной, организационной, кон-трольно-коррегирующей компетенций. Отчет студента и отзывы отражают динамику личностного профессионального роста и развития будущего учителя иностранного языка, помогают отслеживать результативность педагогической деятельности. Кроме этого, материалы содержат позитивную оценку работы студента во время педпрактики, что способствует формированию мотивации, положительного отношения к будущей профессиональной деятельности.
Основными критериями создания портфолио учителя иностранного языка являются:
1. Последовательность.
2. Достоверность.
3. Объективность.
4. Актуальность.
5. Логичность и лаконичность всех материалов.
6. Аккуратность и эстетичность.
7. Технологичность.
8. Творчество.
Критерии оценки профессионального портфо-лио:
«5» - портфолио характеризуется всесторонностью в отражении основных компонентов структуры деятельности учителя ИЯ. Содержание портфо-лио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента по развитию профессиональной компетентности, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к предмету. В содержании и оформлении портфо-лио ярко проявляется оригинальность и изобретательность.
112
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы студентов..,
«4» - портфолио демонстрирует солидные знания и умения студента, но в нём отсутствуют некоторые элементы разделов. Также может быть недостаточно выражена оригинальность содержания и отсутствовать творческий элемент в оформлении материалов.
«3» - в портфолио данного уровня основной акцент сделан на формальном наличии основных документов, по которым можно судить о сформирован-ности основных профессионально-педагогических умений студента. В портфолио отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого мышления, способности к самоанализу.
«2» - портфолио, по которому трудно сформировать представление о профессиональных способностях студента. В нём представлены отрывочные материалы из разных категорий. Портфолио не отвечает практически ни одному из критериев его создания.
Обобщая результаты использования профессионального портфолио в качестве отчетной документации по педагогической практике студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Лингвистика» и «Педагогическое образование» в лингвистическом университете, следует подчеркнуть следующие преимущества данной формы контроля. Портфолио позволяет проконтролировать уровень сформированности коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностран-
ного языка комплексно, в составе исследовательской, проектировочной, организационной и конт-рольно-коррегирующей субкомпетенций. При этом следует учитывать также большие возможности портфолио для формирования творческого отношения к деятельности, развития эмоциональной сферы, мотивов, без которых учитель иностранного языка не может быть успешным в профессиональной сфере.
Библиографический список
1. Глумова Е.П. Теория и практика обучения будущих учителей иностранного языка организации межкультурного общения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 3 (24). - С. 225-230.
2. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. - 416 с.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки 035700 лингвистика, 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ uploadffles/fgos/3/20Ш115120152.pdf
УДК 378
Кобелева Елена Павловна
кандидат педагогических наук
Матвиенко Елена Николаевна
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
eleko [email protected], elenanick [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ СИНХРОННОЙ И АСИНХРОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТЕКСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обоснована необходимость формирования навыков самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования, ориентированного на потребности работодателей, представлены подходы к организации самостоятельной работы, предложена собственная трактовка понятия «самостоятельная работа студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки в системе профессионального образования», описана организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы в процессе контекстной иноязычной подготовки будущих экономистов в рамках образовательных требований.
Ключевые слова: профессиональное образование, самостоятельная работа, контекстная иноязычная подготовка, синхронная/асинхронная самостоятельная работа студентов.
В концепции вузовского профессионального образования, направленного на формирование компетенций и ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция требований, предъявляемых работодателями [10]. Современные работодатели заинтересованы в выпускниках, демонстрирующих готовность самостоятельно выявлять возникающие в реальной профессиональной действительности
проблемы и самостоятельно искать пути их рационального разрешения.
Поэтому одним из важных требований, предъявляемых к подготовке будущих специалистов, является формирование у них способности определить собственную траекторию образования и нести ответственность за его результаты, постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции и навыки самостоятельной деятельности, что обус-
© Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
113