А. Ю. Симонова
ИНОЯЗЫЧНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ
Динамичное развитие профессионального образования в России, вызванное социальными потребностями общества и интеграцией в общеевропейское и мировое образовательное пространство, обусловило изменение главных ориентиров образовательной деятельности. В современных условиях от личности требуются такие качества, как способность к принятию собственных ответственных решений, самостоятельное определение целей и задач своей деятельности, способность действовать эффективно и оценивать результаты своей работы, активно взаимодействовать с окружающим миром. Все это составляет сущность продуктивной образовательной деятельности, а характеризующие ее качества необходимы любому специалисту, в частности студентам, будущим учителям технологии и предпринимательства.
Цель данной статьи — рассмотреть продуктивную образовательную деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода к иноязычному обучению студентов, которая позволяет формировать профессиональные умения будущих учителей технологии и предпринимательства на занятиях по иностранному языку посредством применения проектной методики.
В рамках современной концепции личностно-ориентированного развивающего образования (Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Н. Ф. Коряковцева, Е. С. Полат и др.) продуктивное образование определяется как «процесс, направленный на всестороннее развитие личности, способной осваивать единую социально-культурную картину мира; как процесс, при котором приращение знаний, способностей, опыта происходит в ходе создания обучающимся собственных образовательных продуктов» [2, с. 11]. Исходя из данного определения, мы можем рассматривать продуктивную учебную деятельность (далее — УД) как творческую познавательную деятельность, которая обеспечивает самоопределение и саморазвитие личности.
Одной из ведущих современных личностно-ориентированных технологий продуктивного обучения иностранным языкам, реально создающих условия для самостоятельного управления учебно-познавательным процессом со стороны студентов и реализации их креативных способностей, является проектная методика (технология).
Е. С. Полат рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта. По ее мнению, «при организации использования проектного метода в практике иноязычного образования следует учитывать следующее:
Во-первых, чтобы сформировать у обучаемых необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также языковую компетенцию на уровне, определенном программой, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.
© А. Ю. Симонова, 2010
Во-вторых, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи; важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над путями решения данных проблем, с тем, чтобы обучаемые акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формировании и формулировании этих мыслей.
В-третьих, чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре» [3, е.95].
Организуя проектную работу студентов по иностранному языку, мы учитываем основные признаки данной технологии, сформулированные Е. С. Полат:
1) наличие концептуальной идеи автора (авторов) проекта;
2) точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения, временная и структурная завершенность проекта;
3) нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и др.), воплощенного в видах и формах учебной и внеучебной деятельности (коллаж, комикс, сценарий, стенгазета и т. п.);
4) связи идеи проекта с реальной жизнью, наличие связей между теорией и практикой;
5) оамоорганизация и ответственность участников проекта, консультационно-коор-динирующий характер деятельности учителя;
6) обоснованная технология обучения коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебной), которая является главным условием развития межкультурной коммуникации [3, о. 134].
Проектно-ориентированная деятельность позволяет формировать важнейшие компоненты не только продуктивной учебной деятельности студентов, но и их профессиональные способности:
— учебную компетенцию, или позицию «Я — учитель», т. е. способность и готовность к осознанному и эффективному самостоятельному управлению учебной деятельностью;
— позицию деловой активности, т. е. способность к инициации учебной деятельности, владение стратегиями целеполагания и принятия самостоятельных независимых решений и принятию на себя ответственности за результат конечной деятельности, взаимодействие и сотрудничество в процессе решения задач УД в группе и в образовательной и профессиональной среде;
— позицию конструктивной и творческой деятельности, т. е. ориентацию на создание личностного образовательного продукта, выстраивание собственных систем знаний и личностных способов получения знаний и умений, гибкость и адаптивность УД к различным ситуациям;
— позицию рефлексивной самооценки, что означает способность к рефлексивной самооценке целей, процесса и продукта УД, рефлексию, коррекцию и накопление эффективного опыта УД, формирование индивидуального стиля УД, перенос рационального опыта в новые учебные контексты [2, с. 13].
Указанные выше способности составляют основу профессиональных умений будущих преподавателей дисциплин, которые требуют высокого уровня самостоятельности и ответственности, таких как технология и предпринимательство. Подготовка специалистов в данной области требует комплексного подхода, что включает и формирование готовности к участию в межкультурной коммуникации в условиях иноязычного общения.
Несмотря на высокий спрос на специалистов со знанием иностранного языка, иноязычное обучение в неязыковом вузе, как показывают результаты опросов и тестирования, сводится к формированию умений чтения и реферирования специальной литературы, устному и письменному общению на иностранном языке на начальных уровнях, определенных Советом Европы как Breakthrough (уровень выживания), Waystage (до-пороговый уровень) и Threshold (пороговый), что явно недостаточно для полноценного профессионального общения и взаимодействия с представителями других стран.
Применение метода проектов на занятиях по английскому языку со студентами неязыковых специальностей позволяет повысить их мотивацию к изучению языка, способствует созданию наиболее благоприятного образовательного процесса конструирования собственного образовательного продукта. В качестве доказательства высокой оценки студентами и преподавателями применения метода проектов в иноязычном обучении студентов могут служить результаты проведенной в Сургутском государственном университете анкеты по оценке эффективности использования проектных работ на занятиях по иностранному языку.
Для проведения опроса была разработана анкета закрытого типа, в которой опрашиваемые оценивали уровень эффективности использования проектов в баллах (от 0 до 3). Оценивание эффективности проводилось по следющим пяти аспектам, отражающим комплекс профессиональных умений, формируемых в ходе осуществления студентами проектной деятельности:
1) Организационно-проектировочный, предполагающий умение организовать групповую форму взаимодействия; самостоятельную работу студентов; проектировать деятельность (постановка целей и задач, определение способов их решения); адаптироваться к новым условиям в ходе реализации проектной работы.
2) Когнитивно-прагматический, предусматривающий умение осуществлять поиск новой и нужной информации (в том числе и в сети Интернет); вести отбор и анализ информации на иностранном языке; применять новые языковые, социокультурные и профессиональные знания.
3) Мотивационно-ценностный, включающий повышение интереса к изучению иностранного языка как средству а) получения новых знаний; б) межкультурного общения; повышение личной активности; творческий (креативный) подход к проекту; формирование адекватной рефлексивной самооценки в процессе выполнения проекта.
4) Коммуникативный, предполагающий умение вступать в межличностное и групповое общение; пользоваться приемами и стратегиями общения; вербальными и невербальными средствами коммуникации; управлять своим речевым поведением.
5) Продуктивный, предусматривающий умение выбирать оптимальные способы реализации проекта и получения продукта; представить результаты работы на иностранном языке.
В результате опроса студентов неязыковых специальностей, в частности будущих учителей технологии и предпринимательства и преподавателей иностранного языка кафедры № 2 СурГУ, нами были получены данные, свидетельствующие о высокой оценке эффективности применения проектно-ориентированной технологии в процессе ино-
язычного обучения: самую высокую оценку (30%) получил мотивационно-ценностный аспект, 25% — коммуникативный, 20% — продуктивный, 15% — когнитивный, 10% — организационно-проектировочный. На основании полученных данных можно сделать вывод, что применение проектов в процессе изучения студентами иностранных языков позволяет сформировать у них отношение к английскому языку не только как обязательной учебной дисциплине, но и как средству межкультурного общения и успешной личностной социализации.
Учебная программа по иностранному языку и специфика профессиональной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство», не позволяют использовать все многообразие видов проектных работ в области изучения иностранного языка. Однако информационные, творческие и исследовательские проекты достаточно успешно применяются на занятиях по английскому языку, а также во внеучебной деятельности студентов, в частности в процессе их участия в работе английского разговорного клуба «Глобус».
Рассмотрим некоторые особенности разных типов проектной деятельности (ПД).
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, подобную научному исследованию.
Творческие проекты всегда требуют творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, но они предполагают соответствующее оформление результатов в виде четко продуманной структуры: сценария, сочинения, репортажа, видеофильма, программы праздника и т. п.
В ролевых и игровых проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты изначально направлены на сбор информации об объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (статьи, доклады, видео, рефераты и т. п.). Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, ориентированный на социальные интересы самих участников. В процессе социокультурного обучения это может быть: словарь обиходной лексики, глоссарий, буклет по страноведению и т. п.
Участие студентов в проектной деятельности (ПД) позволяет формировать у них профессиональные умения, которые они применяют в учебной и практической деятельности. Профессиональные умения учителя технологии и предпринимательства мы, опираясь на определение О. В. Варниковой, рассматриваем как совокупность профессионально-технических, общепедагогических и методических умений, включающих в себя комплекс предметных знаний, навыков профессиональной деятельности, личностных
качеств и способностей, обеспечивающих успешность осуществления своей профессиональной деятельности по обучению учащихся (определенных образовательной программой) технологиям, связанным с проектной деятельностью и интегрированных с дизайном как процессом преобразования объектов окружающей среды. Анализируя структуру и содержание профессиональных умений, данный автор показывает, что критериальными характеристиками уровня их формирования и проявления являются: качества личности (трудолюбие, самостоятельность, ответственность); отношения (межличностные, ответственной зависимости, предметно-деятельные); навыки социального, индивидуального и дидактического плана; опыт социальной и дидактической самореализации личности во всех видах и типах групповых отношений; индивидуальные особенности студентов и преподавателей (интуиция, тревожность, лабильность, утомляемость) [1].
В рамках данного исследования мы выделили 4 типа проектов (см. таблицу), посредством которых формируются профессиональные умения:
Типы проектов и формируемые ими профессиональные умения
Типы проектов Профессиональные умения
1. Исследовательский Целеполагания, аналитические, деятельностные, оценочно-результатирующие, прогностические
2. Творческий Конструктивные, коммуникативные, гностические, организационные, прикладные, рефлексивные
3. Информационный (ознакомительно-ориентировочный) Целеполагания, аналитические, деятельностные, оценочно-результатирующие, прогностические
4. Предметно-ориентировочный Проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивирующие, контролирующие, исследовательские, вспомогательные
Разрабатывая план или программу выполнения проектной работы, студенты развивают основные проектировочные (прогностические) умения, что позволяет им качественно спланировать свою деятельность по организации и управлению учебной деятельностью учащихся, т. е. они детерминируют цели и задачи, прогнозируют соблюдение временных параметров, обеспечивают динамику урока и развитие обучаемых тщательным отбором приемов и упражнений.
Как показывает практика, условия учебного процесса могут подвергаться различным изменениям под влиянием как объективных, так и субъективных факторов, поэтому студенты часто оказываются в ситуации, когда нужно скорректировать намеченный заранее план осуществления проектной работы. Они должны уметь применить адаптационные умения, включающие умения, связанные со способностью учителя подобрать всевозможные приемы и средства обучения, адекватные реальным условиям, а также приемы психологической и социальной адаптации самого себя и учащихся к учебному процессу.
Учитель технологии и предпринимательства выступает в роли организатора определенного технологического практического процесса, так как обучение технологии — это специально организованный процесс, которым студенты учатся управлять. Успешность их профессиональной деятельности во многом зависит от наличия у них ор-
ганизационных умений, предполагающих осуществление учителем функции коммуникативной интеграции, т. е. организация деятельности учащихся на уроке, включение их в различные виды работы и создание творческого коллектива на всех этапах учебного процесса. Как показывает опыт, педагогическая деятельность более успешно проходит у студентов, имеющих активную жизненную позицию, способность применить на практике свои теоретические знания, инициативность, творческий подход, настойчивость и целеустремленность, самостоятельность и ответственность, организованность и критичность, которые являются основой для формирования организационных умений.
К числу ценностных компонентов воздействия ПД на студентов следует прибавить то, что она расширяет круг общения студентов. Коммуникативные умения, или умение общаться, являются жизненно необходимыми в профессиональной деятельности преподавателя технологии и предпринимательства.
Коммуникативные умения предполагают субъектно-субъектные отношения, в которых учитель и ученик являются речевыми партнерами. Общаясь друг с другом как личности, они вступают: а) в личностный контакт, так как предмет общения становится личностно значимым для обоих, а поведение, следовательно, мотивированным;
б) эмоциональный контакт, так как их отношения — это отношения сопереживания, симпатии, искренности и т.п.; в) смысловой контакт, так как оба они приняли ситуацию, поняли ее, следовательно, смысловые барьеры сняты.
Проектная деятельность на иностранном языке способствует развитию мотивационных умений у студентов. Мотивационные умения являются неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции, поскольку учитель технологии и предпринимательства должен быть «энергизатором», т. е. он стимулирует внешнюю и внутреннюю мотивацию учащихся к изучению своего предмета, вызывает у них интерес и желание, активизирует их волю и помогает осознать потребность в самостоятельном овладении технологической культурой.
Одними из самых сложных для начинающих учителей являются умения контроля и самоконтроля, формирование которых напрямую зависит от наличия практического, профессионального и витагенного (жизненного) опыта. Формирование данных умений также возможно при выполнении ПД, когда студенты принимают участие в разработке критериев оценки проекта.
Современному учителю технологии и предпринимательства необходимо не только владеть технологией обучения, но и формировать и развивать исследовательские умения, которые условно можно разделить на три группы: 1) умения, связанные с анализом; 2) умения, связанные с методами научного исследования; 3) умения общего характера. В процессе ПД они учатся анализировать научно-педагогическую и методическую литературу на английском языке, разрабатывать уроки различных видов с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий, знакомиться с отечественными и зарубежными учебными пособиями, создавать проекты и творческие работы, общаться с зарубежными коллегами и партнерами.
Таким образом, включение студентов в проектную деятельность на занятиях по иностранному языку способствует формированию у них профессиональных умений, обеспечивающих их успешную профессиональную социализацию не только в условиях образовательного учреждения, но и в условиях межкультурной коммуникации.
1. Варникова О. В. Формирование профессиональных умений у студентов технического вуза: Автореф. дис. .. . канд. пед. наук. URL: http://dissertation1.narod.ru/aftoreferats2/av207/ av207.htm.
2. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. 272 с.
Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.