Организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы студентов..,
«4» - портфолио демонстрирует солидные знания и умения студента, но в нём отсутствуют некоторые элементы разделов. Также может быть недостаточно выражена оригинальность содержания и отсутствовать творческий элемент в оформлении материалов.
«3» - в портфолио данного уровня основной акцент сделан на формальном наличии основных документов, по которым можно судить о сформирован-ности основных профессионально-педагогических умений студента. В портфолио отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого мышления, способности к самоанализу
«2» - портфолио, по которому трудно сформировать представление о профессиональных способностях студента. В нём представлены отрывочные материалы из разных категорий. Портфолио не отвечает практически ни одному из критериев его создания.
Обобщая результаты использования профессионального портфолио в качестве отчетной документации по педагогической практике студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Лингвистика» и «Педагогическое образование» в лингвистическом университете, следует подчеркнуть следующие преимущества данной формы контроля. Портфолио позволяет проконтролировать уровень сформированности коммуникативно-методической компетенции будущих учителей иностран-
ного языка комплексно, в составе исследовательской, проектировочной, организационной и конт-рольно-коррегирующей субкомпетенций. При этом следует учитывать также большие возможности портфолио для формирования творческого отношения к деятельности, развития эмоциональной сферы, мотивов, без которых учитель иностранного языка не может быть успешным в профессиональной сфере.
Библиографический список
1. Глумова Е.П. Теория и практика обучения будущих учителей иностранного языка организации межкультурного общения // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 3 (24). - С. 225-230.
2. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М.: Изд-во «Национальное образование», 2012. - 416 с.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлениям подготовки 035700 лингвистика, 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/ uploadfiles/fgos/3/20Ш115120152.pdf
УДК 378
Кобелева Елена Павловна
кандидат педагогических наук
Матвиенко Елена Николаевна
Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск
eleko [email protected], elenanick [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ СИНХРОННОЙ И АСИНХРОННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТЕКСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье обоснована необходимость формирования навыков самостоятельной работы студентов в системе профессионального образования, ориентированного на потребности работодателей, представлены подходы к организации самостоятельной работы, предложена собственная трактовка понятия «самостоятельная работа студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки в системе профессионального образования», описана организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы в процессе контекстной иноязычной подготовки будущих экономистов в рамках образовательных требований.
Ключевые слова: профессиональное образование, самостоятельная работа, контекстная иноязычная подготовка, синхронная/асинхронная самостоятельная работа студентов.
В концепции вузовского профессионального образования, направленного на формирование компетенций и ориентированного на результат, цели обучения формулируются как проекция требований, предъявляемых работодателями [10]. Современные работодатели заинтересованы в выпускниках, демонстрирующих готовность самостоятельно выявлять возникающие в реальной профессиональной действительности
проблемы и самостоятельно искать пути их рационального разрешения.
Поэтому одним из важных требований, предъявляемых к подготовке будущих специалистов, является формирование у них способности определить собственную траекторию образования и нести ответственность за его результаты, постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции и навыки самостоятельной деятельности, что обус-
© Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
113
ловливает необходимость совершенствования форм самостоятельного обучения, в том числе и в процессе иноязычной подготовки.
В педагогической теории и практике отсутствует однозначная трактовка термина «самостоятельная работа». Сущность самостоятельной работы, различные аспекты ее организации и оценки эффективности представлены в трудах Л.Г. Вяткина, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, О.А. Ниль-сона, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, И.Э. Уэн-та и др.
Так, отмечалась необходимость большого умственного напряжения при выполнении самостоятельной работы (И.Э. Уэнт), а также систематического уменьшения прямой помощи преподавателя (Л.Г. Вяткин); указывалось на то, что самостоятельная работа как форма учебной деятельности способствует формированию самостоятельности как черты личности (Н.Г. Дайри) и является следствием интенсивной интеллектуальной деятельности (Б.П. Есипов), формирует активную, самостоятельную личность в процессе субъект-субъектных отношений (О.А. Козарева). И.А. Зимняя дает определение самостоятельной работы с позиции самого обучающегося, что особенно актуально для системы профессионального образования [3].
Считаем, что организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку имеет свои специфические особенности. Данная проблема является предметом изучения исследователей в области преподавания иностранных языков. Так С.А. Чичиланова [12] считает, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов в процессе самостоятельной работы должно происходить на основе деятельно-стного, коммуникативного и компетентностного подходов, сознательности обучающихся, а также в процессе освоения иноязычной культуры через общение. Т.В. Сидоренко [9] делает упор на расширение межпредметных связей, которые, по ее мнению, положительно влияют на формирование профессиональных компетенций. Л.Н. Базир [1] предложила критерии оценки эффективности самостоятельной работы. А.М. Ишмурадова [4] убеждена, что процесс формирования иноязычных компетенций студентов технического вуза в самостоятельной учебной деятельности должен учитывать специфику определенного направления подготовки.
Мы поддерживаем точку зрения Г.А. Титовой [11] и других исследователей, рассматривающих контекстный подход как основу для организации самостоятельной работы. Согласно положениям данного подхода [7], обучающийся находится в «деятельностной» позиции, а знания усваиваются в контексте моделируемых профессиональных ситуаций.
Таким образом, анализ подходов различных авторов к изучению сущности самостоятельной
работы, а также специфики ее организации в процессе изучения иностранных языков, позволяет дать собственную трактовку понятия «самостоятельная работа студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки в системе профессионального образования». Это самостоятельная деятельность проектного типа, направленная на решение моделируемых проблемных профессиональных ситуаций на иностранном языке, имеющая прямую (синхронная самостоятельная работа) или косвенную (асинхронная самостоятельная работа) координацию со стороны преподавателя.
В процессе синхронной самостоятельной работы роль преподавателя может быть определена как контрольно-координирующая, в то время как в условиях асинхронной самостоятельной работы она трансформируется в консультационную. Цели, задачи, объем и время выполнения асинхронной самостоятельной работы определяется студентом, а координация, осуществляемая преподавателем, является косвенной [8].
Рассмотрим организацию самостоятельной работы студентов в процессе их иноязычной подготовки на примере обучения студентов направления подготовки «Экономика» в Сибирском государственном университете путей сообщения (кафедра «Английский язык»). Необходимость формирования навыков самостоятельной работы у данной категории обучающихся обусловлена нормативными документами. Например, согласно ФГОС ВПО, выпускник должен обладать такими компетенциями, как способность самостоятельно осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10).
К тому же в контексте новых стандартов предполагается значительное сокращение аудиторной работы (лекций, семинаров и практических занятий) и, соответственно, пропорциональное увеличение самостоятельной работы. ФГОС ВПО предлагает иную организацию образовательного процесса, в котором доля самостоятельной работы достигает 50%.
Представленные выше требования и условия сделали необходимым моделирование процесса самостоятельной работы студентов в процессе иноязычной подготовки с целью оптимизации подходов к ее организации, а также совершенствования ее форм и методов. Основными детерминантами в организации самостоятельной работы являются положения контекстного, компетентностного, лич-ностно-деятельностного и системного подходов.
Модель имеет форму пирамиды (см. рис. 1), основанием которой является организованная
Организация синхронной и асинхронной самостоятельной работы студентов...
ПОДХОДЫ
контекстный
к ом пете нтн остн ый
личности о-деятельностный
системный
СО Ц И АЛ ЬНАЯ М ОДЕЛЬ О БУЧЕН И Я (асинхронная само сто работа)
Фор мы CP: контекстно-ориентированная проектная деятельность, НИРС
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ (синхронная самостоятельная работа)
Формьь CP: работа с профессиональной документацией на иностранном языке по направлению профессиональной
деятельности ¡напр. составление и перевод контрактов), Еедение деловой переписки, решение проблемных профессиональных сиг,'эций (case study). ролеане и делоЕые игры
СЕМИОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ (синхронная самостоятельная работа)
планирование и систематичность
межпредметная интеграция
комплексная
оценка результатов
автономность субъекта и рефлексия
Формы СР: работа с профессиональными текстами и справочной литературой на иностранномязыке, написание аннотаций,эссе, реферирование, вы пол не ни е контр ал ьно-тестоьыхзаданий
Рис. 1. Модель организации самостоятельной работы (СР) студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки в системе профессионального образования
и контролируемая преподавателем самостоятельная работа студентов в аудитории, т.е. учебная деятельность академического типа (синхронная самостоятельная работа). Студенты вовлечены в учебно-познавательною деятельность, в ходе которой получают теоретические знания и практические навыки, связанные с контекстом их будущей профессии. На этом уровне применима семиотическая модель обучения, когда единицей работы студента является речевое действие [2]. На данном этапе обучающийся получает знаковую информацию, происходит усвоение образцов познавательных действий через осмысленное копирования действий преподавателя.
Применительно к иноязычной подготовке - это усвоение студентом грамматических моделей, лексических единиц и профессиональной терминологии, а также навыков, приемов и способов анализа и перевода текстов, содержащих теоретическую информацию о конкретной области профессиональной деятельности. Именно на этом этапе отрабатываются основные языковые умения и навыки посредством различных типов заданий, которые носят, в основном, тренировочный характер. Это делается как во время аудиторных занятий, так и вне их, где продолжается работа над усвоением языкового материала, полученного на занятиях. Используются такие формы самостоятельной работы, как чтение текстов по направлению подготовки, вы-
полнение контрольно-тестовых заданий на понимание содержания текста по специальности, работа со справочной литературой, написание эссе, аннотаций, реферирование.
Далее происходит постепенное вхождение в ква-зи-профессиональную деятельность, при этом используются имитационные модели обучения, и занятия приобретают более выраженный профессиональный, практико-ориентированный характер. На этом уровне единицей работы студента является предметное действие [2]. Студент переносит усвоенные образцы в новые условия работы - в моделируемую ситуацию будущей профессиональной деятельности. Усвоение учебного материала происходит в процессе самостоятельного решения коммуникативных задач. Здесь можно выделить такие формы работы, как ведение деловой переписки, работа с профессиональной документацией, решение проблемных профессиональных ситуаций ^ase study), ролевые и деловые игры. Выполнение различного типа проектных заданий становится на этом этапе неотъемлемой составляющей асинхронной самостоятельной работы, когда студент сам определяет цели, задачи, средства выполнения того или иного проекта, а также промежуточные и контрольные сроки его реализации [6].
И, наконец, в ходе учебно-профессиональной деятельности студент выполняет реальные исследовательские и практические функции, происходит
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1|
максимальное сближение учебной и практической профессиональной деятельности; в этом контексте все знания, умения и навыки, полученные в ходе предыдущих этапов обучения, интегрируются в единое целое, учебная деятельность трансформируется в профессиональную. Основной единицей активности студента в социальной обучающей модели является поступок [2], который реализуется в ходе интерактивного социального взаимодействия студентов в группах. Контекстно-ориентированная проектная деятельность, направленная на решение проблемных профессиональных ситуаций, является примером данной обучающей модели. Контекстно-ориентированная проектная деятельность представляет собой результативное субъект-субъектное взаимодействие в рамках образовательного процесса, ориентированное на формирование профессиональной иноязычной компетенции средствами учебного проекта (содержательно связанного с определенной профессиональной областью), сопровождающегося различными формами экспертной (внешней) и самооценки [5].
Огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет научно-исследовательская работа студентов, которая является максимально приближенной к будущей профессиональной деятельности, а потому наиболее сложной формой самостоятельной работы.
Апробация предложенной модели в процессе иноязычной подготовки экономистов-международников в СГУПСе позволила сформулировать ряд принципов, повышающих эффективность ее практической реализации - планирование и систематичность самостоятельной работы, межпредметная интеграция, комплексная оценка ее результатов, а также автономность субъекта обучения и развитие его способности к рефлексии.
Таким образом, содержание обучения в системе профессионального образования, коррелирующее с требованиями современного рынка труда, обусловливает необходимость для студентов самостоятельно определять траекторию собственной образовательной деятельности и эффективно организовать свою самостоятельную работу, увеличивая при этом степень самостоятельности и поисковой активности при определении и разрешении профессиональных проблем.
Представленная модель организации синхронной и асинхронной самостоятельной работы студентов в процессе контекстной иноязычной подготовки [5] в системе профессионального образования, на наш взгляд, способствует достижению таких целей, как формирование готовности обучающихся выполнять свои профессиональные функции, сопряженные с принятием самостоятельных решений и требующих уверенного владения иностранным языком, а также формирование профессиональной иноязычной компетенции выпускников,
которая выражается в умении находить, систематизировать и анализировать информацию профессионального характера на иностранном языке, излагать основное содержание изучаемого материала и давать собственную оценку обсуждаемым проблемным вопросам, свободно высказываться по изучаемым темам профессионального характера, участвовать в проектной деятельности и готовить презентации ее результатов на иностранном языке с использованием информационных технологий, принимать участие в беседах и переговорах профессионального характера.
Библиографический список
1. Базир Л.Н. Интегративная технология управления самостоятельной работой студентов транспортных вузов (на примере изучения иностранного языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. - 24 с.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -84 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -Ростов н/Д, 1997.- 480 с.
4. Ишмурадова А.М. Формирование иноязычных компетенций студентов технического вуза в проектной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - 22 с.
5. Кобелева Е.П. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих экономистов транспортной отрасли: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2012. - 22 с.
6. Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н. Отраслевое профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 137-141.
7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asu.ru/cppkp/ mdex.files/ucheb.ffles/mnov/Part1/chapter1/1_4.html (дата обращения 04.10.2013).
8. Орлова С.Л. Алгоритм организации и задания для асинхронной самостоятельной работы модуля «Современный русский литературный язык»: методические рекомендации. - Орск: Орский гуманитарно-технологический институт, 2012. - 57 с.
9. Сидоренко Т.В. Самостоятельная работа студентов технического вуза в профессионально ориентированном обучении иностранному языку: условия оптимизации // Вестник ТГПУ. - 2010. -№ 1 (91). - С. 127-130.
10. Силкина Н.В., Пименова Е.А. Образовательное пространство дополнительного профессиональ-
Формирование нравственных качеств студентов в гуманитарной среде технического вуза..,
ного образования: отраслевой аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2012. - № 6. - С. 105-108.
11. Титова Г.Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2005. - 186 с.
12. Чеснокова Г. С. Системный подход в профилактике кризисов профессионального развития
учителя // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2012. - № 2. - С. 41-45.
13. Чичиланова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технического вуза в процессе внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку (французскому). - Челябинск: Челябинский государственный агроинженерный университет, 2008. - 66 с.
УДК 378+811.1
Баранова Екатерина Владимировна
Волжская Государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ГУМАНИТАРНОЙ СРЕДЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В статье представлена структура нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды, с использованием специально разработанных методов и приемов обучения и воспитания.
Ключевые слова: гуманитарная среда, гуманитарная дисциплина в техническом вузе, нравственное воспитание, методы и приемы обучения и воспитания.
Проблемами создания и моделированием гуманитарной среды вуза занимались . многие ученые (Г. А. Жданова, О. Л. Ко-лоницкая, Л.А. Коняева, В.Л. Кургузов, Л.В. Петрова, Р.М. Петрунева и др.). Нравственное воспитание студентов технического вуза в условиях гуманитарной среды учебной дисциплины гуманитарного цикла, недостаточно полно разработано в педагогике.
Нельзя не согласиться с Л.А. Коняевой, что одним из условий успешности нравственного воспитания студентов технического вуза является наличие гуманитарной среды, представляющей собой совокупность различных видов деятельности, которые, в свою очередь, ведут к формированию ценностных ориентаций, мировоззрения, мотивации и культуры во всех ее проявлениях [2].
В техническом вузе при создании гуманитарной среды учебной дисциплины гуманитарного цикла необходимо учитывать ряд особенностей. Несмотря на то, что для формирования профессиональных компетенций и личностных качеств гуманитарные дисциплины играют одну из важных ролей, количество отведенных на них часов очень незначительно. Следовательно, для того чтобы обучение и воспитание на занятиях по гуманитарным дисциплинам было максимально эффективным, особого внимания требует построение каждого занятия, где должны быть представлены: 1) педагогическая интерпретация содержания учебного материала, которая представит изучаемый материал с точки зрения ценностного содержания; 2) регу-
лирование взаимоотношений в учебной группе между преподавателем и студентами, их гуманизация, когда большое значение имеют профессиональные умения преподавателя и его личные качества; 3) организационная сторона учебного процесса, которая включает продуманную, целенаправленную деятельность преподавателя и познавательную деятельность студента, который получая знания, может раскрыть его ценностный смысл и определить его значимость для собственной жизни.
Учитывая вышесказанное, мы представляем структуру нравственного воспитания студентов технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин в условиях гуманитарной среды с точки зрения поэтапного появления и фиксирования в сознании молодого человека сформированных нравственных качеств.
При изучении гуманитарных дисциплин, в первую очередь студент получает определенные знания, в том числе и касающиеся нравственных категорий, таких как нравственные ценности.
В ходе прохождения собственного социально-нравственного опыта, параллельно с усвоением нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, студент приобретает нравственные понятия - о добре и зле, о счастье и несчастье, о вере и т.д. Нравственные понятия можно рассматривать, как определенный вектор поведения, которым руководствуется молодой человек в той или иной жизненной ситуации.
Нравственные убеждения появляются, когда нравственные понятия проходят через личностное
© Баранова Е.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
117