Научная статья на тему 'Организация профессионально направленной самостоятельной работы будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка'

Организация профессионально направленной самостоятельной работы будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONALLY ORIENTED SELF-DIRECTED LEARNING / FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO UNIVERSITY STUDENTS IN ENGINEERING FIELD / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Наталья Вячеславовна

В статье рассматривается профессионально направленная самостоятельная работа будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка, раскрывается понятие «профессионально направленная самостоятельная работа студентов», предлагается использование дистанционных технологий в процессе ее организации, в частности, метод смешанного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Наталья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Professional Foreign Language Self-Study of University Students in Engineering Field

The article is devoted to the problem of self-study organization in professional foreign language teaching to university students in engineering field. It shortly covers the main approaches to the problem research, defines the term «professionally oriented self-directed learning» and offers to organize self-directed foreign language learning with distance learning technologies.

Текст научной работы на тему «Организация профессионально направленной самостоятельной работы будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка»

УДК 802/809:378 ББК 81.2+74.58

Михайлова Наталья Вячеславовна

соискатель

кафедра иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических

специальностей Оренбургский государственный университет г. Оренбург Mikhailova Natalya Vyacheslavovna Applicant for a Degree Chair of Foreign Languages in Science and Engineering Field Orenburg State University Orenburg

Организация профессионально направленной самостоятельной работы будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка Organization of Professional Foreign Language Self-Study of University

Students in Engineering Field

В статье рассматривается профессионально направленная самостоятельная работа будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка, раскрывается понятие «профессионально направленная самостоятельная работа студентов», предлагается использование дистанционных технологий в процессе ее организации, в частности, метод смешанного обучения.

The article is devoted to the problem of self-study organization in professional foreign language teaching to university students in engineering field. It shortly covers the main approaches to the problem research, defines the term «professionally oriented self-directed learning» and offers to organize self-directed foreign language learning with distance learning technologies.

Ключевые слова: профессионально направленная самостоятельная работа студентов, обучение иностранному языку будущих инженеров, использование технологий дистанционного обучения, смешанное обучение.

Key words: professionally oriented self-directed learning, foreign language teaching to university students in engineering field, distance learning technologies.

Активное использование иностранного языка (ИЯ) в инженерной деятельности значительно усиливает внимание к проблеме профессиональной направленности обучения иностранному языку студентов технического вуза. Вопросам профессиональной направленности посвящены работы многих отечественных психологов и педагогов. В исследованиях этих ученых рассматриваются различные аспекты профессиональной направленности. Однако вопросу организации профессионально направленной самостоятельной работы (ПН СР) будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка уделено недостаточно внимания. Необходимость комплексного исследования

данной проблемы мы объясняем актуальностью вопросов, связанных с современным состоянием организации учебного процесса в высшей технической школе и имеющих непосредственное отношение к иноязычной подготовке студентов инженерных специальностей. К этим вопросам мы относим:

- высокие требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущих инженеров в целом, а также к уровню владения иностранным языком, его адекватности всем видам ситуаций применения в инженерной деятельности;

- неполная реализация возможностей самостоятельной работы студентов ^Р^ в условиях традиционного подхода к ее организации и недостаточная способность студентов к ней при ее огромном потенциале и значительном объеме в условиях высшего профессионального образования;

- низкий уровень мотивации к изучению иностранного языка, что объясняется принадлежностью дисциплины к общеобразовательному циклу.

Рассмотрев различные подходы к определению понятия «СРС» в разные исторические периоды, мы пришли к выводу, что наиболее обоснованным и соответствующим современному уровню развития педагогики является определение СРС как специфической формы учебной деятельности обучающегося, характеризующейся всеми ее особенностями. [1, С. 224] Профессионально направленную самостоятельную работу мы рассматриваем как средство организации профессионально направленного обучения, главной целью которого является формирование профессиональной компетентности специалиста. Поэтому важным условием эффективности ПН СРС является, прежде всего, ориентация ее целей на компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста.

Анализ научной педагогической, а также психолого-педагогической литературы выявил несколько подходов к исследованию проблемы профессиональной направленности обучения, Профессиональная направленность:

- исследуется в общеметодическом аспекте: выявляются средства, пути, условия, способствующие наиболее эффективной реализации принципа про-

фессиональной направленности, являющимся специфическим принципом дидактики профессиональной школы.

- рассматривается как средство мотивации учебной деятельности студентов. Профессиональная направленность в этом случае определяется как ведущий мотив учения, стимулирующий познавательную деятельность студента в процессе образования и самообразования.

- соотносится с личностной направленностью процесса обучения и подразумевает такое использование педагогических средств (содержания, форм, методов обучения), которое, обеспечивая усвоение студентами программного объема знаний, умений и навыков, способствует формированию и развитию профессиональных качеств личности.

Всесторонний анализ сложного понятия профессиональной направленности обучения начал проводиться в литературе только последние двадцать лет. Одни авторы рассматривают профессиональную направленность как одну из форм межпредметных связей общетехнических и образовательных предметов (Т.Н. Алешина, А.Я. Кудрявцев, Л.В. Мельникова, А. А. Рыбкина), другие - как одно из качеств личности (Н.В. Кузьмина, М.И. Махмутов, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков).

Так, по мнению А.Я. Кудрявцева, принцип профессиональной направленности, предполагает, прежде всего, использование «профессионального» в процессе обучения общеобразовательным предметам. [2, С.100] Широкий анализ принципа профессиональной направленности, проведенный М.И. Махмутовым в 1985 году, показал, что регулятивная функция этого принципа состоит в изучении структуры содержания, методов, средств обучения с целью формирования профессиональной направленности личности. [3, С.7] Следовательно, включение в учебно-воспитательный процесс целей формирования профессиональной направленности личности является главной задачей всего этапа подготовки учащихся.

На наш взгляд, при организации ПН СРС необходимо учитывать оба этих положения, которые прямым образом отражаются во всех компонентах ПН СРС: содержательном, операционном, мотивационный и рефлексивном.

Содержательная сторона ПН СРС по изучению ИЯ будущими инженерами представляет собой наполнение содержания самостоятельной учебной деятельности (СУД) собственно профессиональной тематикой и терминологией по специальности. Профессиональная направленность языкового учебного материала делает мотивированным процесс обучения ИЯ и является одним из условий формирования у обучаемых положительного интереса к будущей специальности. Содержательная сторона СУД, безусловно, является крайне важной. Однако, как показывает практический опыт, очень часто в процессе профессионально направленного обучения в целом преподаватели учитывают лишь эту сторону учебной деятельности студентов. Это выражается в том, что профессиональным в обучении является только лексика, аутентичные материалы, тексты, тематика речевого общения.

Нужно помнить, что содержание знания влияет на эффективность обучения лишь в единстве со способами действий по их усвоению. Ни прогностич-ность, ни действенность знаний студентов не могут быть обеспечены при игнорировании действий, с помощью которых они усваиваются. В этом случае в содержательную сторону учебной деятельности, кроме предметных знаний, необходимо включать знания о самой деятельности, усвоение способа деятельности. Профессионально направленная СРС, предусматривающая профессиональную направленность деятельности, включает в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности предполагает интеграцию дисциплины «Иностранный язык» с профилирующими дисциплинами, использование форм и методов, способных обеспечить формирование профессиональных умений и навыков будущего специалиста, ставит перед преподавателем иностранного языка задачу научить студента на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического пополнения своих профессиональных знаний.

Формирование мотивационной сферы представляется особенно важным в организации ПН СР в процессе иноязычной подготовки будущих инженеров. Это обусловлено, прежде всего, тем, что сама по себе «проблема формирования

у учащихся способности к СР перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации» [1, С. 231]. Кроме того, «Иностранный язык», являясь дисциплиной общеобразовательного цикла, не представляет большой значимости для студентов технических специальностей, начавших свое обучение в вузе. Как показывает практика и проведенные исследования, этой категории студентов свойственен прагматизм, который ведет к снижению интереса к дисциплинам, не имеющим прямого отношения к их будущей профессиональной деятельности. Это объясняется низким уровнем профессиональной направленности студентов младших курсов, знания которых о своей будущей профессии ограничиваются рамками учебных дисциплин общетеоретического и общеобразовательного циклов, которые не могут дать глубокого и всестороннего представления о будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем, профессиональное становление личности в вузе зависит от понимания и осознания связи целей обучения с функциональными задачами будущей профессии.

В связи с этим решение проблемы повышения качества иноязычной подготовки студентов, мы видим в разработке и организации ПН СРС, в которой одной из главных целей, ее естественным и обязательным компонентом является ПН студентов.

Воздействие на направленность личности в процессе ПН СР выступает, в свою очередь, необходимым условием реализации основной функции любой СРС, которой является формирование самостоятельности студентов. (Н.Г. Дай-ри, Б.П.Есипов, Г.Е.Ковалева, Л.М.Пименова, Я.А.Пономарев и др.)

ПН СРС выступит эффективным средством формирования профессионально-творческой самостоятельности будущих инженеров как стержневого качества этой категории специалистов, а также повысит уровень их ПН, если будет состоять из специально подобранных профессионально направленных задач, являющихся дидактическим отражением профессиональных задач будущего специалиста. Такие задачи ставятся перед студентами на основе проблемных ситуаций, адекватных реальным условиям будущей профессиональной деятельности студентов и предполагающих включение творческого продуктивного мышления учащихся.

Ситуация понимается нами как обучающая среда, мобилизирующая творческие способности студента и создающая условия для плавного перехода от учебно-познавательной к будущей профессиональной деятельности.

Содержание такой ситуации составляет тот новый вид опыта, который надлежит освоить будущему специалисту в ходе ее разрешения, и предполагает включение учебного материала в виде последовательно усложняющихся профессионально направленных задач. Формирование и развитие способности компетентного решения системы таких задач с использованием иностранного языка и должно составлять цель организации профессионально направленной СР будущего инженера. [4,С.29.]

Такой подход к организации СРС позволяет решить основную проблему, связанную с иноязычной подготовкой будущих инженеров. Сформированные в процессе такой СУД иноязычные возможности не остаются общелингвистическими, а становятся специальными компетенциями. Иноязычные компетенции, которые являются главной целью иноязычной подготовки будущих инженеров на современном этапе, усваиваются в единстве с инженерными и связываются логикой профессиональной деятельности. Инженерные и иноязычные компетенции не выступают по отношению друг к другу психологическими барьерами, препятствующими их мгновенной интеграции в производственных ситуациях. У молодого специалиста складывается механизм оперативной реализации профессиональной компетенции, органично включающей иноязычную компоненту.

Таким образом, под ПН СРС мы понимаем форму самостоятельной учебной деятельности студентов, основой которой является решение специально подобранных профессионально направленных задач, способствующих личностному включению будущего специалиста в процесс освоения профессиональной деятельности, формированию научных знаний и профессиональных знаний и умений, интереса к данной профессии, целостного отношения к ней, а также развитию профессионально важных качеств личности, основным из которых является профессионально-творческая самостоятельность.

Только такая личностно ориентированная профессионально направленная учебная ситуация может привести в движение механизмы профессионального самостановления будущего инженера в процессе его СР. Наряду с последовательно усложняющимися профессионально направленными задачами в содержание СРС можно включать контекстные вариативные задания, имитационноигровое моделирование инженерной деятельности, профессионально ориентированные вопросы, проблемы, требующие поисковых, исследовательских, творческих способов решения.

Педагогическими средствами, служащими реализации профессиональной направленности самостоятельной учебной деятельности студентов являются как элементы содержания обучения, так и технологии, методы и формы обучения. Большим потенциалом в этом отношении обладают современные методы и формы обучения на основе новых информационных и коммуникационных технологий. Научно-обоснованное применение компьютера в курсе иностранного языка можно рассматривать как один из способов реализации принципа профессиональной направленности обучения или как необходимое условие его реализации с учетом современных условий использования иностранного языка специалистами, особенно в области технических направлений подготовки. [5,С.21]

Однако традиционный подход к организации учебного процесса не позволяет в полной мере реализовать все дидактические возможности новых педагогических и информационных технологий, а также достичь целей ПН СРС. Результативность ПН СРС обеспечивается реализацией инновационного подхода к организации СУД студентов в рамках модели смешанного обучения.

Смешанное обучение широко используется в мировой учебной практике школ и вузов. (М. Driscoll, Р. Singh, Ch. Graham, J.Smith) В нашей стране различным аспектам смешанного (интегрированного, комбинированного) обучения посвящены работы Ю.И. Капустина, Е.С. Полат, О. Ребрина, И.Г. Захаровой. В основе концепции смешанного обучения лежат идеи личностно ориентированного подхода и идеи конструктивизма, главной из которых является

понимание учения как собственно активного процесса конструирования знания, на основе раннее приобретенного опыта и ранее усвоенных знаний. Ключевым концептом конструктивистской теории обучения является также восприятие учащегося как самостоятельной, мотивированной и способной рефлексивно оценивать свою учебную деятельность личности.

Под смешанным обучением в своем исследовании мы понимаем оптимальный уровень интеграции технологий, методик, форм и видов учебных занятий, наиболее адекватно соответствующих целям, этапам обучения, типу учебного заведения, уровню подготовки учащихся. Реализация смешанного обучения предполагает сохранение общих принципов построения традиционного учебного процесса с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения.

Наша модель ПН СРС, построенная на основе использования дистанционных технологий, включает следующие виды самостоятельной учебной деятельности: аудиторная (индивидуальная, групповая, фронтальная; традиционная и на основе НИКТ), внеаудиторная (индивидуальная, групповая; традиционная и на основе гибкой виртуальной учебной среды МооШе).

Использование дистанционных технологий наряду с традиционными в процессе организации ПН СРС значительно расширяет ее возможности за счет многообразия внеаудиторных форм деятельности (индивидуальная, групповая, реальная, виртуальная). Особенную важность представляет система МооШе, которая позволяет обеспечивать качественную поддержку внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности студентов, ее управление и мониторинг качества. Реализация модели ПН СРС на основе учебной платформы МооШе предполагает, наряду с общедидактическими и общими методическими, использование специальных методических принципов: модульности, использования различных способов представления учебного материала, глубокой структуризации учебного материала, выбора траектории обучения, актуализация содержания обучения, принцип определения готовности к дистанционному обучению и диагностики обучаемых на каждом этапе, динамичного соответст-

вия обучающей деятельности и учебно-познавательной деятельности студента ориентации содержания обучения на реальные задачи производства, эргономичности информационной системы, концентрической организации содержания и видов деятельности, интерактивности средств обучения, множественности способов взаимодействия субъектов образовательного процесса, организации дискуссионного обсуждения ключевых проблем, составляющих

содержание обучения.

Таким образом, ПН СРС по изучению ИЯ будущими инженерами на основе концепции смешанного обучения, позволит в значительной степени повысить уровень иноязычной подготовки студентов, будет способствовать формированию профессиональной компетентности, обеспечит готовность будущих специалистов осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с современными требованиями к ней.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -

480с.

2. Кудрявцев А.Я. К проблеме принципов обучения [Текст] // Советская педагогика. М., 1981. № 8. С. 100-106.

3. Махмутов М.И. Принцип профессиональной направленности обучения [Текст] // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: ЧГПИ, 1985. - С. 88-100.

4. Вербицкий А.А., Тенищева В.Ф. Иноязычные компетенции как компонент общей профессиональной компетенции инженера: проблемы формирования [Текст] // Высшее образование сегодня. М., 2007. № 12. С. 27-31.

5. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (Технический вуз. Английский язык). Автореферат дисс... док. пед. наук. [Текст] - М., 2007. - 49 с.

Bibliography

1. Evdokimova, M.G. Foreign Languages Teaching System with ICT (Technical University. The English Language). Synopsis of Diss. ... Doc. of Ped. [Text] - M., 2007. - 49 p.

2. Kudryavtsev, A. Ya. To the Problem of Teaching Principles [Text] // Soviet Pedagogy. -1981. - № 8. - P. 100-106.

3. Makhmutov, M.I. Principle of the Profession Orientation in Teaching [Text] // Principles of Teaching in Modern Pedagogical Theory and Practice. - Chelyabinsk: ChSPI, 1985. - P. 88100.

4. Verbitsky, A.A., Tenishcheva, V.F. Foreign Language Competences as a Component of an Engineer’s Professional Competence: Formation Problems [Text] // Higher Education Today. -2007. - № 12. - P. 27-31.

5. Zimnyaya, I. A. Pedagogical Psychology [Text]. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1997. -

480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.