Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения иностранного языка'

Организация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СИСТЕМА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТ-ЗАОЧНИК / УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ТЕХНОЛОГИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / INDEPENDENT WORK / A FOREIGN LANGUAGE / DISTANCE TEACHING SYSTEM / A CORRESPONDENCE STUDENT / INDEPENDENT WORK SKILLS / INDEPENDENT WORK TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS PECULIARITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская Галина Владимировна

В статье раскрываются особенности организации, структуры и содержания самостоятельной работы студентов-заочников, направленной на их подготовку к самостоятельной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка. Определяется ряд задач, вытекающих из современной дидактической, методической и психологической специфики вузовского обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишневская Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378.016=20

Г. В. Вишневская

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации, структуры и содержания самостоятельной работы студентов-заочников, направленной на их подготовку к самостоятельной учебной деятельности в процессе изучения иностранного языка. Определяется ряд задач, вытекающих из современной дидактической, методической и психологической специфики вузовского обучения иностранному языку.

Ключевые слова: самостоятельная работа, иностранный язык, система заочного обучения, студент-заочник, умения самостоятельной работы, технологии самостоятельной работы, специфика образовательного процесса.

Abstract. In the article the features of organization, structure and contents of correspondence students’ independent work are examined directed to their preparation in the process of independent studying a foreign language. A number of tasks connected with modern didactical, methodical and psychological peculiarity of teaching foreign languages in a higher school are determined.

Keywords: independent work, a foreign language, distance teaching system, a correspondence student, independent work skills, independent work technologies, educational process peculiarity.

Дисциплина «Иностранный язык» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, составляя органическую часть профессиональной и общекультурной подготовки студентов. Программа дисциплины «Иностранный язык для неязыковых заочных вузов», разработанная в соответствии с государственными стандартами к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, акцентирует важность роли самостоятельной работы (СР) в процессе обучения иностранному языку и определяет объем, структуру и содержание изучения иностранного языка в условиях заочного образования. Одним из концептуальных положений программы является «формирование и развитие автономности учебно-познавательной деятельности студента по овладению иностранным языком, что непосредственно связано с развитием самостоятельности студента, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения» [1].

Согласно данной программе, вузовский курс иностранного языка носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля. Основной целью овладения иностранным языком студентами-заочниками неязыковых специальностей является приобретение ими коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет практически использовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей дальнейшего самообразования.

В данной программе также указано, что при организации обучения необходимо принимать во внимание конечные потребности студентов-заоч-ников, т.е. определить круг их профессиональных задач, для решения которых будет использоваться иностранный язык, сформировать навыки и умения, необходимые выпускникам для реализации этих задач. В связи с этим одной из наиболее важных задач, которая должна быть решена в вузовском курсе иностранного языка, является формирование умений самостоятельной работы и дальнейшего самообразования в области изучаемого языка в соответствии с профессиональными интересами, сферой деятельности будущего специалиста.

Таким образом, мы считаем правомерным заявить о самостоятельной работе студентов (СРС) неязыковых заочных вузов как о важнейшей и неотъемлемой части обучения иностранному языку (ИЯ). Но не противоречит ли эта организационная форма учения, предполагающая, что студент-заочник находится «наедине с собой», сущности предмета, в котором на первом месте -общение с людьми? Несомненно, устная речь и в первую очередь говорение осуществляются непосредственно в присутствии собеседников, языком как средством общения невозможно овладеть «в одиночку». Именно поэтому обучение говорению предполагает определенные подготовительные стадии, «гарантирующие общение, для которых самостоятельная работа является наиболее адекватной формой». Только при СРС возможно обеспечить достаточно большое количество употреблений языкового материала в варьируемых ситуациях.

Говоря об организации самостоятельной работы в процессе изучения ИЯ студентами-заочниками, необходимо учитывать специфические особенности ИЯ: это не приобретение суммы знаний и комплекса понятий, а формирование речевых умений и навыков.

Под самостоятельной работой по иностранному языку многие методисты понимают такую форму организации учебно-речевой деятельности студентов, при которой они самостоятельно (по инструкции преподавателя) на занятии и вне его осуществляют последовательный цикл учебных действий, направленных на овладение соответствующим языковым материалом или на формирование речевых умений.

М. К. Бородулина [2] называет СРС одной из ведущих форм обучения ИЯ в вузе и выделяет следующие формы самостоятельных занятий: аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя; обязательную СРС по заданию преподавателя; обязательную СРС по заданию преподавателя, выполняемую во внеаудиторное время, в том числе с использованием технических средств обучения; индивидуальную СРС под руководством преподавателя; индивидуальные консультации.

Согласно точке зрения И. П. Павловой, СРС по ИЯ в вузе может выполняться [3, 4]:

- с разными целями: развитие навыков и умений различных видов речевой деятельности; формирование некоторых умений самостоятельного изучения иностранного языка;

- в разных условиях: в аудитории при непосредственном управлении преподавателя или вне аудитории - в лаборатории или дома; при опосредованном управлении преподавателя; в условиях самоуправления студентов;

- в разных организационных формах: индивидуально, в парах, в группах из 2-4 человек, фронтально;

- с использованием разных источников информации: нетехнических -учебника или печатных пособий; технических - различных ТСО (в том числе компьютера);

- при использовании разных каналов поступления и приема информации: визуального, аудитивного, аудиовизуального;

- с применением разных способов оформления результатов: речевого -устного, письменного, устно-письменного; смешанного - таблиц, схем с вербальными компонентами;

- с использованием разных форм контроля: контроля со стороны преподавателя, самоконтроля;

- на основе разных психических процессов: рецептивных; репродуктивных; смешанных (этот параметр специфичен именно для самостоятельной работы по иностранному языку и характеризует задания и упражнения, выполняемые в ее ходе в соответствии с целью работы);

- при включении решения учебных задач разного характера и разной степени сложности.

С точки зрения роли, места и условий, в которых проходит СРС в системе обучения ИЯ в неязыковом заочном вузе, различают три ее вида: 1) СРС во время аудиторных занятий; 2) СРС в лаборатории; 3) СРС вне вуза (в межсессионный период).

Самостоятельная работа студентов-заочников во время аудиторных занятий протекает таким образом, что определенный отрезок времени отдельный студент или группа студентов выполняют какие-либо задания без прямого участия преподавателя. Присутствие преподавателя дает студенту возможность получать от него любую необходимую справку по ходу выполнения задания, в то же время преподаватель может в любой момент проконтролировать ход работы студентов. Эти условия не дают прерваться связи между преподавателем и студентом, и СРС в аудитории опирается косвенно на эту связь. Во время самостоятельной работы студенты могут выполнять задания в режиме взаимоконтроля (парная работа). Здесь большую роль играет необходимость правильной дозировки времени для СРС и установление того момента, когда самостоятельно работающие студенты включаются в работу с преподавателем.

Опыт работы со студентами-заочниками, особенно первокурсниками, показывает, что вводить на занятиях самостоятельную работу, т.е. осуществлять дифференциацию СРС, необходимо как можно раньше. Такая необходимость обусловлена колебаниями в общем уровне знаний, навыков и умений в области ИЯ. Студенты-заочники с различным уровнем подготовки овладевают учебным материалом в неодинаковом темпе, у некоторых недостаточно сформированы психические функции памяти, мышления, восприятия.

Рядом исследователей отмечается (В. И. Загвязинский, П. И. Пидкасис-тый, Г. М. Гапонов [5-7]), что значительная часть студентов-заочников учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы. В своих трудах В. И. Загвязинский указывает на то, что начинать готовить студентов к учебной деятельности необходимо уже в школе, а перед преподавателем каждой учебной дисциплины в вузе ставится задача, макси-

мально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять СРС, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности.

В лаборатории студенты-заочники работают с техническими средствами по программированным материалам. Задания лабораторных работ предназначены для отработки до автоматизма произносительных навыков, определенных грамматических конструкций, лексического материала. Отрабатываемый в лаборатории языковой материал служит основой для работы в аудитории по схеме: ознакомление с языковым материалом и его осмысление (аудитория или домашняя работа) ^ тренировка языкового материала, формирование навыка (лаборатория) ^ применение на практике (аудитория). С точки зрения методических функций программ для СРС в вузе можно выделить следующие их типы: программы для обучения аудированию; лексические и грамматические программы; программы для обучения произношению и интонации; программы для обучения переводу и т.д.

Самостоятельная работа в межсессионный период вне вуза может быть управляемой и целенаправленной (прежде всего на начальном этапе). Задания для СРС должны быть рассчитаны именно на эти условия. Умение, знание того, как работать самостоятельно, является одним из факторов, определяющих успешность СРС. Это означает, что правильно организованная СРС должна быть подготовлена в аудитории. Рациональная организация домашней работы начинается на занятии; студент-заочник должен иметь установку продолжить работу самостоятельно с интересом к ней и с четким представлением, как ее организовать, с уверенностью, что выполнит ее. Давая задание, преподаватель не только определяет его содержание и объем, но и показывает способы СРС, которые ведут к наиболее прочному и осмысленному усвоению материала. Задания для самостоятельной работы в межсессионный период вне вуза предусматривают работу студентов с дополнительной учебной литературой, справочниками, словарями и т.п. Для этого студентов-заочников необходимо ознакомить с имеющимися справочными материалами, научить пользоваться рациональными приемами в работе с ними. Преподаватели должны ориентировать студентов в отношении приемов и форм работы.

Вышеизложенное подводит нас к выводу о взаимосвязи СРС и индивидуализации в руководстве ею. Система организации СРС по ИЯ в условиях заочного обучения должна обладать максимальной гибкостью, обеспечивать индивидуализацию обучения, допускать дифференцированный подход: любое задание должно составляться с таким расчетом, чтобы учитывать и требования программы обучения, и уровень подготовки каждого обучаемого, и его личностные свойства - интересы, черты характера и пр.

Исходя из многочисленных исследований дидактов и методистов (Т. Н. Андреев, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, А. И. Нильсон, П. И. Пид-касистый, Н. Ф. Талызина, Г. М. Гапонов, В. Г. Кисиль, Э. Л. Носенко), оказалось возможным сформулировать основные требования к проведению самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения ИЯ:

- соответствие содержания СРС требованиям учебных программ;

- посильность СРС для студентов-заочников;

- соблюдение принципа сознательности при выполнении самостоятельных заданий;

- организация СРС в определенной системе;

- точное и четкое инструктирование студентов-заочников о целях и задачах СР;

- вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками;

- постановка перед студентами-заочниками такой задачи, разрешение которой потребовало бы от них умственных усилий;

- соблюдение дозировки времени, отведенного на выполнение СРС;

- обязательная проверка выполнения студентами СРС;

- формирование навыков самоконтроля во время работы;

- осуществление индивидуального подхода к студентам-заочникам в процессе организации СРС.

В педагогических исследованиях (И. А. Андреева, И. В. Перлова,

О. П. Крюкова, А. А. Леонтьев, К. Б. Есипович, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов, И. П. Качан, А. А. Вербицкий и др.) достаточно подробно представлены характерные свойства СРС в учебном процессе при изучении ИЯ: индивидуальность, активность, добровольность, творчество, отсутствие преподавателя, посильность, готовность к иноязычной коммуникации, комфортность.

Специфика СР студентов-заочников, определяемая особенностями учебного предмета «Иностранный язык», должна отражаться в ее мотивах, целях, учебных задачах, учебных действиях, способах регуляции деятельности и характере учебной информации. Следует отметить и такую сторону, как особая сложность формирования и поддержки познавательного интереса обучаемых к предмету «Иностранный язык». Это обусловливается тем, что основным источником мотивации при овладении языком является общение на изучаемом языке, т.е. возможность реализации коммуникативных потребностей. В условиях отсутствия языкового окружения, ограниченного, искусственного иноязычного общения, которым отличается традиционное обучение студентов-заочников неязыковых специальностей, потребность в общении на языке сведена к минимуму и недостаточна для овладения им. Это ставит перед преподавателем задачу формирования познавательного интереса обучаемых с использованием всех возможных психолого-педагогических средств.

По мнению П. И. Пидкасистого, для запуска структуры деятельности, организуемой формой СРС по ИЯ, необходимо средство логической и психологической организации материала. Обращение к триаде единичного акта самостоятельной деятельности «мотив-план-результат» позволяет заметить, что взаимодействие между компонентами самостоятельной деятельности выступает при наличии мыслительной задачи, т.е. в структуре СРС присутствует точка - начало всякой познавательной активности и самостоятельности. И. Я. Лернер, Т. В. Напольнова, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Н. В. Языкова, И. С. Якиманская называют эту точку познавательной задачей (учебной проблемой), являющейся мотивом овладения умением самостоятельно действовать.

В педагогической литературе под учебными умениями подразумеваются такие умения, которые заключаются во владении необходимыми для учеб-

ной деятельности умственными приемами. Понятие «умения самостоятельной работы» близко по смыслу к понятию «учебные умения», но оно несколько уже, т.к. учебное умение требуется при любой форме учебной работы, а умение СР - при выполнении самостоятельной работы. Не останавливаясь подробно на классификации учебных умений, отметим, что мы используем следующую таксономию умений самостоятельной работы студентов-заочников по иностранному языку:

1) умения, связанные с восприятием иноязычного учебного материала (умения чтения, письма, аудирования);

2) умения логического оперирования учебным материалом (выделение основной мысли, структурирование материала, сравнение, умение делать выводы);

3) организационно-процессуальные умения (умение ставить перед собой цель, определять задачи, подбирать способы решений проблемы и т.д.);

4) творческие умения (решение проблем, творческая работа);

5) рефлексивные умения (соотнесение полученного результата с поставленной целью).

Реализация задач по формированию вышеперечисленных умений СР студентов-заочников в процессе изучения ИЯ происходит в ограниченных временных рамках вузовского курса ИЯ в условиях заочного обучения (где на аудиторную работу, т.е. на непосредственный контакт студентов-заочников с преподавателем, отводится не более 13 % от общего количества учебного времени). Поэтому на первый план выступает необходимость интенсификации учебного процесса, которая, по нашему мнению, может быть эффективно решена путем его технологизации, под которой мы понимаем, как уже отмечалось, поднятие структуры и содержания образования студентов-заочников (в частности, организации их самостоятельной учебной деятельности в процессе изучения ИЯ) на технологический уровень преподавания и учения через использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие студентов-заочников, развитие их познавательной активности, творческой самостоятельности, способностей и интересов. К таким технологиям, по нашему мнению, относятся следующие:

- технология контекстного обучения (А. А. Вербицкий, Н. Г. Смирнова, Ю. В. Маслова и др.) - моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности средствами ИЯ в условиях организации активности студентов;

- технология проблемного обучения (Дж. Дьюи, В. И. Загвязинский, Ю. И. Новик, Т. А. Ильина, Н. Д. Никандров, М. И. Махмутов и др.) - последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных коммуникативных задач, создание проблемных ситуаций, при разрешении которых у них формируются умения творческой деятельности и благодаря этому происходит активное усвоение знаний, развивается познавательная активность и творческая самостоятельность;

- технология проектного обучения (Е. С. Полат, И. А. Зимняя, М. Г. Ку-черяну, В. А. Кузнецова, Ю. А. Воронин, И. М. Степанова, и др.) - самостоятельно планируемая и реализуемая работа студентов по изучению ИЯ, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (мозговая атака, круглый стол, защита проекта);

- технология коммуникативного (интенсивного) обучения (Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов, В. Л. Скалкин, И. А. Зимняя, Б. А. Лапидус, Р. П. Миль-руд, И. Р. Максимова и др.) - обучение ИЯ на основе общения через создание ролевых ситуаций (социально-статусных, деятельностных, нравственных), понимаемых как интегративная динамическая система взаимоотношений субъектов общения, что способствует интенсификации речемыслительной деятельности, повышению внутренней активности и развитию самостоятельности студентов;

- технология игрового обучения (П. П. Блонский, А. А. Вербицкий, О. С. Газман, А. Н. Леонтьев, Д. В. Эльконин, Е. И. Пассов, Е. В. Андреева, М. Ф. Стронин и др.) - личностно-деятельностный характер приобретения, усвоения и совершенствования иноязычных умений и навыков в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением для формирования профессиональной и языковой компетенции;

- технология развивающего обучения (Д. В. Эльконин, И. П. Волков, И. С. Якиманская, Г. К. Селевко и др.) - основа развития творческого потенциала и познавательных сил студентов с опорой на их творческие потребности, индивидуальный опыт и потребности самосовершенствования;

- технология дифференцированного (разноуровнего) обучения (А. А. Бу-дарный, З. И. Калмыкова, Н. К. Гончаров, В. В. Фирсов, Н. П. Гузик, И. М. Че-редов, М. Н. Скаткин, И. Т. Огородников, И. Э. Унт, М. А. Меньшиков и др.) -усвоение программного материала по изучению ИЯ на различных планируемых уровнях при создании оптимальных условий для развития познавательной активности студентов, их интересов, способностей и индивидуальных особенностей;

- технология модульного (концентрированного) обучения (С. Я. Батышев, О. Г. Кукосян, Г. Н. Князева, П. Юцявичене, П. И. Третьяков, И. Б. Сен-новский, В. М. Гареев и др.) - самостоятельное достижение студентом конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе изучения ИЯ посредством работы с модулем, выступающим в качестве индивидуализированной программы обучения;

- технология индивидуализированного обучения (А. А. Аристова, М. А. Данилов, И. Т. Огородников, А. Г. Асмолов, А. С. Границкая, И. Э. Унт, В. Д. Шадриков, Е. С. Рабунский, В. В. Пикан и др.) - реализация гуманистического подхода к обучению студентов, предполагающего преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках (технология обучения без отстающих - ТОБО (В. В. Пикан)), формирование их адекватной самооценки и предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения, благодаря чему проявляется творческая индивидуальность и самостоятельность в процессе познания;

- технология «Дальтон-план» (Х. Паркхерст, А. Н. Добриневская, Ю. В. Лукьянов, Ю. Л. Загуменов и др.) - обучение студентов самостоятельному поиску знаний через специальным образом составленные задания, направленные на повышение мотивации студентов к участию в учебном процессе и развитие их творческой самостоятельности в процессе изучения ИЯ;

- технология «Портфель ученика» (Е. С. Полат, О. Г. Шишкова и др.) -инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда

студентов, способствующий формированию необходимых навыков рефлексии их собственной деятельности;

- технология «Учебные пакеты» (С. Н. Постлезвайт) - «особые комплекты» дидактических материалов (учебные пособия и методические рекомендации по организации самостоятельной работы; средства стандартизированного контроля; средства дополнительного обучения, предусматривающие достижение запланированных результатов при минимальной помощи со стороны преподавателя, которая носит организационно-консультативный характер), рассчитанных на индивидуальную самостоятельную работу студентов при изучении тех или иных разделов учебного материала;

- информационно-коммуникационные технологии обучения: технологии программированного обучения, компьютерные, телекоммуникационные технологии, технология мультимедиа, дистанционного обучения, гипертекстовая, виртуально-тренинговая технология, кейс-технология (Э. Г. Азимов,

0. И. Руденко-Моргун, Е. С. Полат, Е. В. Филимонова, Е. И. Дмитриева, М. В. Моисеева, А. Ю. Уваров, О. К. Филатов и др.) - погружение студентов в реальную языковую среду через общение с носителями языка, приобщение их к языковой предметно-коммуникативной деятельности посредством самостоятельной, парной или групповой работы с использованием широкого выбора и широкого доступа к электронным дидактическим и справочным материалам, что позволяет максимально ускорить развитие умений и навыков самостоятельной работы студентов.

Таким образом, специфика образовательного процесса в системе заочного обучения требует исследования и разработки спектра технологий, направленных непосредственно на подготовку студентов-заочников к самостоятельной работе, активизирующих их самореализацию и творчество и в то же время охватывающих все компоненты обучения: цели обучения, содержание учебного материала, профессионально значимые качества преподавателя, взаимоотношения обучающихся, т.е. психологическую атмосферу всего процесса обучения, что будет способствовать личностному и профессиональному развитию студентов-заочников.

Список литературы

1. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» / Министерство образования Российской Федерации. - М. : Изд-во МПСИ, 2000. - 18 с.

2. Бородулина, М. К. Обучение иностранным языкам как специальности / М. К. Бородулина. - М. : Высшая школа, 1982. - С. 81.

3. Павлова, И. П. Обучающие программы в самостоятельной работе по иностранному языку : автореф. дис. ... доктора пед. наук / И. П. Павлова. - М., 1992. - 43 с.

4. Павлова, И. П. Типологии обучающих программ по иностранным языкам и их место в самостоятельной работе студентов : межвуз. сб. науч. тр. / И. П. Павлова ; Куйбыш. гос. ун-т, каф. нем. филолог. - Куйбышев : КГУ, 1990. - С. 145.

5. Загвязинский, В. И. Теория обучения. Современная интерпретация : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.

6. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная работа студентов / П. И. Пидкасистый, М. Г. Гарунов. - М. : Знание, 1978. - 56 с.

7. Гапонов, Г. М. Самостоятельная работа студентов / Г. М. Гапонов // Организация самостоятельной работы студентов. - Воронеж, 1969. - 123 с.

Вишневская Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Российский государственный социальный университет (филиал в г. Пензе)

E-mail: assol@pnz.ru

УДК 378.016=20 Вишневская, Г. В.

Организация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения иностранного языка I Г. В. Вишневская II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. -№ 3 (11). - С. 156-164.

Vishnevskaya Galina Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of sub-department of accounting, analysis and audit,

Russian State social University (affiliated branch in Penza)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.