Научная статья на тему 'Управление самостоятельной работой студентов-заочников в условиях дистанционного образования'

Управление самостоятельной работой студентов-заочников в условиях дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
657
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТ-ЗАОЧНИК / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / INDEPENDENT WORK / A CORRESPONDENCE STUDENT / DISTANCE TEACHING / MANAGEMENT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская Галина Владимировна

Статья посвящена проблеме управления самостоятельной работой студентов-заочников неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка в условиях дистанционного образования. Проводится анализ и обоснование методологических и технологических аспектов управления самостоятельной работой студентов как системы структурированных управленческих компетенций субъектов дистанционного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление самостоятельной работой студентов-заочников в условиях дистанционного образования»

УДК 378.016=20

Г. В. Вишневская

УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления самостоятельной работой студентов-заочников неязыкового вуза в процессе изучения иностранного языка в условиях дистанционного образования. Проводится анализ и обоснование методологических и технологических аспектов управления самостоятельной работой студентов как системы структурированных управленческих компетенций субъектов дистанционного образовательного процесса.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студент-заочник, дистанционное образование, технологии управления.

Abstract. The article is devoted to the problem of correspondence students’ independent work management in the process of studying a foreign language by means of distance teaching. Analysis and basing of methodological and technological aspects of students’ independent work management as a system of structural managerial competences of distance teaching process’ subjects is done.

Keywords: independent work, a correspondence student, distance teaching, management technologies.

Рост интеллектуального потенциала является основным фактором развития цивилизации, движущими силами которого выступают наука и образование. Значение образования как важнейшей составляющей формирования нового качества экономики и общества в целом постоянно изменяется. Эти изменения связаны с историей развития социально-экономических процессов в обществе, которые имеют конкретные закономерности, определяющие появления новых требований к личности человека.

Современный этап развития нашей страны требует создания условий достижения нового качества профессионального образования при его соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе модернизации образовательного процесса в вузах.

Развитие системы образования, популярность и актуализация высшего образования предъявляют повышенные требования к качеству подготовки дипломированных специалистов. От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих наряду с его фундаментальностью развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, потребностей в самообразовании на основе потенциальной многовариантности содержания и организации образовательного процесса [1].

Существенно, что характер взаимодействия субъектов образовательной деятельности в этом процессе определяется, с одной стороны, принципами управления и организации процесса обучения, а с другой - результатами действий ее субъектов.

Механизм управления самостоятельной работой студентов в процессе их профессионального обучения основан на опыте разработки и внедрения инновационных подходов в образовании. При этом образовательное про-

странство, в котором взаимодействуют студент и преподаватель, характеризуется комплексными условиями организации учебного процесса, в том числе его уровнем автоматизации.

Новой образовательной парадигме соответствует дистанционная модель образования, особенностью которой является индивидуализация обучения. В связи с этим представляется актуальной разработка и последующее исследование оптимальных и универсальных методов, приемов, технологий, необходимых для успешного функционирования дистанционной модели образования, и возникает вопрос о методологических и технологических аспектах управления самостоятельной работой студентов как системы структурированных управленческих компетенций субъектов дистанционного образовательного процесса.

Целостность формирования познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников, а следовательно, их готовности к самостоятельной работе по иностранному языку, зависит от эффективной организации процесса обучения, чему способствует, по нашему мнению, внедрение дистанционной технологии, завоевывающей в мире все большее внимание (А. А. Андреев, О. В. Виштак, А. А. Кашаев, Е. С. Полат, О. К. Филатов и др.).

Существуют различные мнения ученых относительно взаимосвязи дистанционного и заочного обучения.

Мы разделяем мнение специалистов (Ю. Ю. Григорьева, И. Г. Крев-ский, М. Б. Стрюков и др.), считающих, что дистанционной является не форма получения образования, а технология обучения. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии студента и преподавателя. Это совокупность технических средств и учебного материала, которая образует единое целое благодаря единству выполняемой ими задачи развития знаний, умений и навыков в данной предметной области.

Согласно действующим нормативным документам, эти технологии (кейсовая, телекоммуникационная, интернет-технология, технология гипертекста и т.д.) могут использоваться в рамках существующих форм получения образования, предусмотренных законодательством (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными технологиями.

На рис. 1 и 2 представлены схемы традиционного заочного обучения и дистанционного обучения с использованием инновационных образовательных технологий, предложенные Е. В. Александровой [2].

Из данных схем видно, что при использовании дистанционных образовательных технологий изменяются связи между студентами и преподавателем, который превращается в соучастника образовательного процесса наряду со студентами, в противоположность классической схеме, где преподаватель играет доминирующую роль.

В настоящее время в дистанционном образовании, в частности, при обучении иностранному языку, широко используются традиционные регламентированные формы обучения (лекции, семинары, консультации, экзамены, самостоятельная работа и т.д.), специфика которых проявляется в частоте их применения в учебном процессе и преимущественном использовании тех-

нических средств и новых информационных технологий (компьютерные обучающие программы, видео- и аудиолекции, деловые игры, тестирования, аудиотренинги, логические схемы базы знаний и т.д.).

Рис. 1. Схема традиционного процесса обучения в системе заочного обучения

Рис. 2. Схема инновационного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение - следствие процесса информатизации общества, развития компьютерных телекоммуникаций. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого, самообразование. Без формирования у студентов навыков самостоятельной работы, учебных умений, учебной компетенции нельзя создать у них необходимые предпосылки для самостоятельной работы, постоянного самообразования. Самостоятельную работу мы рассматриваем как динамичный процесс, складывающийся из множества задач, подчиненных конечной цели обучения, сформулированной в программе.

Технология дистанционного обучения предполагает самостоятельное изучение учебных дисциплин, в том числе иностранного языка, с помощью различных средств и форм обучения: слайд- и видеолекций, индивидуальных

компьютерных тренингов, кейс технологий, интернет-технологий, ЕШКО (Европейская школа корреспондентского обучения) и т.д.

Самостоятельная работа студентов-заочников по иностранному языку при дистанционном обучении, как правило, осуществляется без непосредственного участия преподавателя. Она способствует формированию самостоятельности, творческого отношения к труду, познавательной активности. При самостоятельной работе студенты опираются на свои знания, умения, опыт в изучении предмета.

Успешность и качество дистанционного обучения, самостоятельной работы в большей мере зависят от эффективности организации учебного процесса и методического качества используемых учебно-методических материалов, специально разработанных для самостоятельного изучения.

Большая часть самостоятельной работы студентов-заочников в условиях дистанционного образования связана с работой на компьютере. Использование компьютерной программы по иностранному языку видоизменяет, моделирует учебную деятельность, способствует повышению ее интенсивности и эффективности, ускоряет процесс усвоения, сокращает затраченное время (например, использование электронного словаря, грамматического справочника); изменяет последовательность действий студента, замещает одни функции другими, т.е. перестраивает всю структуру поведения.

При работе на компьютере внимание студентов фокусируется на основных вопросах и моментах, которые выделены другим цветом, шрифтом, курсивом, нестандартными приемами (подчеркивание, стрелки, звуковое сопровождение).

Другим эффективным способом управления вниманием является введение различных по характеру заставок (вербальных и кинетических), оперативный ввод ответа и рейтинговая оценка выполнения (например, в программе «REWARD InterN@tive» по английскому языку) [3].

Применение текстовой, статичной и динамичной информации, графики, мультипликации вызывает интерес и позволяет создать языковую среду обучения. Визуализация звучащей речи позволяет корректировать навыки аудирования и произношения, что дает возможность студенту увидеть на экране сходства и различия в звучании эталона и его собственной речи.

Сочетание зрительного и звукового рядов, использование видеофрагментов при обучении аудированию делает процесс изучения иностранного языка увлекательным и продуктивным, создает атмосферу познавательной активности.

Многие исследователи (Е. С. Полат, Е. В. Филимонова, Е. И. Дмитриева, М. В. Моисеева, А. Ю. Уваров) отмечают перспективность дистанционного обучения для изучения иностранного языка. Дидактические возможности телекоммуникационного межличностного общения позволяют погружать студента в реальную языковую среду через общение с носителями языка, приобщать его к языковой предметно-коммуникативной деятельности через парную и групповую работу, через участие в совместных телекоммуникационных проектах.

Обучающие иностранному языку программы, рассчитанные на самостоятельную работу, используются либо как компьютерная поддержка базовому курсу, проводимому преподавателем, либо автономно. При разработке комплексных заданий для самостоятельной работы с применением средств

мультимедиа важно учитывать то, что, поскольку студенты выполняют учебные задания самостоятельно, в их содержании должны прослеживаться функции преподавателя по управлению процессом усвоения знаний [4].

Являясь субъектом образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения, студент участвует в организации собственной учебнопознавательной деятельности по изучению иностранного языка, сам создает условия для своего дальнейшего развития. Поэтому для координации когнитивной деятельности обучающихся педагогу необходимо знать, как студент определяет задачи своей работы и какие цели ставит в процессе ее выполнения.

Достижение гарантированного качества усвоения содержания обучения при планировании и использовании педагогических приемов по интенсификации обучения в зависимости от когнитивных способностей студента является одной из главных задач современного профессионального образования. Ее решение целиком и полностью зависит от понимания того, что образовательное пространство студента формируется как результат взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавание и учение, воспитание и самовоспитание), приводящих к повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающих их переход от развития к саморазвитию. Повышение творческого потенциала обучающегося лежит в основе всех интенсивных образовательных технологий, в том числе и технологий управления самостоятельной деятельностью студентов.

Эффективность применяемых технологий управления самостоятельной деятельностью студентов зависит от многих факторов, в том числе и от восприятия обучающимися самостоятельной работы как активной формы усвоения знаний, умений, навыков и развития способностей студентов-заочников.

В практике дистанционной формы подготовки высококвалифицированных профессионалов с успехом практикуется активное применение, наряду с традиционными, инновационных технологий управления самостоятельной работой студентов-заочников в процессе их изучения различных дисциплин [5]:

- технология развивающего обучения, технология целевой интенсивной подготовки специалистов;

- технология логико-эвристического проектирования профессионального образования;

- технология проектирования систем интенсивного обучения, технология контекстного обучения;

- технология позиционного обучения;

- технология санкционирования студентов;

- технология сотрудничества в учебном процессе;

- технология личностно ориентированного обучения;

- технология комплексного применения ЭВМ.

Эффективная реализация технологий управления самостоятельной работой студентов-заочников в условиях дистанционной формы образования возможна только в педагогических условиях, формирующих потребность в получении знаний и осознанность их необходимости. Тенденции развития педагогических технологий напрямую связаны с гуманизацией образования и внутренними психическими процессами студента, способствующими самоактуализации и самореализации его личности.

Каждая составляющая педагогической технологии оптимизирует образовательных процесс, если имеет соответствующие психологические обоснования и практические выводы, и использует широкий спектр средств, обеспечивающих наглядность, запоминание, освоение учебной информации.

Педагогические технологии управления самостоятельной работой сту-дентов-заочников в процессе профессионального обучения в условиях дистанционного образования, а также методики формирования профессиональной компетенции позволяют таким образом организовать учебный процесс, чтобы максимально выполнить задачу, поставленную перед профессиональным образованием сегодня, - подготовить высококвалифицированного специалиста.

Список литературы

1. Яхина, Е. П. Автоматизированная дидактическая система как модель дидактического обеспечения дистанционного обучения / Е. П. Яхина // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - № 2. - С. 43-45.

2. Александрова, Е. В. Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе инфокоммуникационных технологий в техническом вузе : дис. ... канд. пед. наук / Александрова Е. В. - Самара, 2005. - 180 с.

3. Железнякова, Г. А. Моделирование самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения / Г. А. Железнякова // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2005. - № 2. - С. 59-61.

4. Колесова, Т. В. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы студентов в неязыковом вузе : дис. ... канд. пед. наук / Колесова Т. В. -Йошкар-Ола, 2004. - 240 с.

5. Усманов, В. В. Интенсивные технологии управления самостоятельной работой студентов в процессе их профессионального обучения : дис. ... д-ра пед. наук / Усманов В. В. - М., 2006. - 339 с.

Вишневская Галина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и психологии, филиал Российского государственного социального университета (г. Пенза)

E-mail: assol@pnz.ru

Vishnevskaya Galina Vladimirovna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, head of sub-department of social work and psychology, affiliated branch of Russian State Social University (Penza)

УДК 378.016=20 Вишневская, Г. В.

Управление самостоятельной работой студентов-заочников в условиях дистанционного образования I Г. В. Вишневская II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. -№ 4 (16). - С. 170-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.