Научная статья на тему 'Отраслевое Профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе'

Отраслевое Профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОНОМИСТЫ-МЕЖДУНАРОДНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобелева Елена Павловна, Матвиенко Елена Николаевна

В статье обоснована необходимость формирования корпоративных компетенций будущих экономистов-международников в процессе их иноязычной подготовки в транспортном вузе; раскрыты цели и задачи иноязычной подготовки, обусловленные необходимостью формировать у будущих экономистов-международников соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных образовательными требованиями (ФГОС ВПО), а также требованиями отраслевых работодателей; авторами раскрыты возможности технологии контекстно-ориентированной проектной деятельности будущих экономистов-международников в процессе их иноязычной подготовки и предложены критерии оценки результатов проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобелева Елена Павловна, Матвиенко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отраслевое Профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе»

УДК 378.016:811

Кобелева Елена Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск

Матвиенко Елена Николаевна

Доцент кафедры английского языка Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск

ОТРАСЛЕВОЕ ПРОфЕССИОНАЛьНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе

Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования корпоративных компетенций будущих экономистов-международников в процессе их иноязычной подготовки в транспортном вузе; раскрыты цели и задачи иноязычной подготовки, обусловленные необходимостью формировать у будущих экономистов-международников соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций, обозначенных образовательными требованиями (ФГОС ВПО), а также требованиями отраслевых работодателей; авторами раскрыты возможности технологии контекстно-ориентированной проектной деятельности будущих экономистов-международников в процессе их иноязычной подготовки и предложены критерии оценки результатов проектной деятельности.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, экономисты-международники, формирование корпоративных компетенций, контекстно-ориентированная проектная деятельность.

Kobeleva Elena Pavlovna

PhD in Pedagogics, Assistant Professor of the English Language Department at the Siberian Transport University, [email protected], Novosibisrk

Matvienko Elena Nikolaevna

Assistant Professor of the English Language Department at the Siberian Transport University, [email protected], Novosibisrk

INDUSTRY-ORIENTED PROFESSIONAL EDUCATION: FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF STUDENTS SPECIALIZING IN INTERNATIONAL BUSINESS (TRANSPORT UNIVERSITY)

Abstract. The present paper investigates the peculiarities of foreign language teaching of students specializing in international business (transport university). The process of foreign language teaching with a significant focus on the priorities of the transport industry and developing the economists' corporate competencies is described; the pedagogical technology of context-based project work of students specializing in Economics is suggested.

Keywords: foreign language teaching, students specializing in international business, developing corporate competencies, context-based project work.

Транспортная отрасль является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, способствующей созданию экономических связей на региональном, государственном и международном уровнях. Кроме того, она решает определенные социальные задачи, среди которых развитие корпоративной системы здравоохранения, сферы услуг, а также системы отраслевого

профессионального образования (создание образовательных кластеров, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов для данной сферы экономики) [4]. Современная транспортная отрасль интегрирует внутренние и международные перевозки, логистику, таможенные службы, а также сферу обслуживания - всего тридцать четыре различных направления разви-

тия бизнеса, которые нуждаются в компетентных специалистах.

В этой связи, создание единой стратегии, которая определяет направление развития отраслевого профессионального образования, включает разработку корпоративных компетенций, которые понимаются как совокупность знаний, навыков, способностей и личностно-деловых качеств, отражающая необходимый стандарт рабочего поведения в компании, который един для всех должностей [6]. Потребность в разработке корпоративных компетенций обусловлена несколькими причинами, главная из которых - понимание необходимости культивировать, поощрять и развивать те модели поведения сотрудников (их знания, навыки и функционирование), которые создают ключевые конкурентные преимущества компании [5].

Для многих организаций компетенции становятся своеобразным «центром интеграции» кадровых процессов, таких как подбор, оценка, обучение, кадровый резерв и управление карьерой. Они задают единый стандарт управленческой и деловой квалификации [3]. В 2009 году в ОАО «РЖД» были разработаны, а в 2010 году приняты корпоративные компетенции «5К+Л», которые включают: компетентность (наличие профессиональных компетенций, способность учиться и развиваться, готовность делиться опытом и передавать знания); клиентоо-риентированность (ориентация на пользу для клиентов компании); корпоративность и ответственность (ориентация на интересы компании, умение работать в команде, нацеленность на результат); качество и безопасность (ориентация на качество и эффективность, обеспечение безопасности); креативность и инновационность (выдвижение и поддержка инициатив, внедрение инноваций); лидерство (мотивирование и убеждение без административного давления). Наличие корпоративных компетенций позволяет организации управлять развитием профессиональной квалификации и выступать в роли заказчика профессиональной подготовки по отношению к учреждениям высшего и среднего профессионального образования [3].

Принимая во внимание тот факт, что современная система высшего профессиональ-

ного образования развивается в направлении более тесной интеграции с реальным производством, что находит отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, корпоративные компетенции можно рассматривать в качестве концептуальной основы для организации образовательного процесса в отраслевом вузе, так как здесь происходит становление готовности будущего специалиста к дальнейшему обогащению и развитию своего потенциала в определенной области, обеспечивая человеку определенные стартовые возможности [Там же].

Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод о необходимости формирования корпоративных компетенций у студентов отраслевого вуза, в том числе в процессе их иноязычной подготовки. Поскольку Россия участвует в Организации Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), осуществляет строительство высокоскоростных железных дорог с использованием зарубежного опыта, а железнодорожная отрасль активно вовлечена в международные экономические процессы, устанавливает деловые контакты с зарубежными партнерами и создает совместные предприятия, все это обусловливает необходимость подготовки квалифицированных экономистов в области международных экономических отношений и международных торговых перевозок, при этом владение иностранным языком становится ключевым фактором, определяющим уровень профессиональной компетентности специалиста. Поэтому актуальной является проблема совершенствования иноязычной подготовки экономистов - международников в транспортном вузе с акцентом на корпоративные приоритеты.

В этой связи, с целью изучения реальных потребностей рынка труда и уточнения требований относительно подготовки будущих экономистов-международников, а также повышения качества образовательного процесса было проведено анкетирование работодателей, среди которых компании ОАО «РЖД». Им предлагалось с практической точки зрения оценить компетенции, необходимые для работы в области международных экономических отношений и международных торговых перевозок. В числе предлагавшихся де-

сяти вопросов анкеты 60% касались общих проблем ведения бизнеса, таких как поиск и анализ профессиональной информации на иностранном языке, ведение телефонных переговоров, осуществление деловой переписки, подготовка мультимедийных презентаций и составление аналитических отчетов; а 40% вопросов имели отношение к ведению внешнеэкономической/внешнеторговой деятельности: владение основами МСФО (международных стандартов финансовой отчетности), участие в переговорных процессах, заключение контрактов и их перевод с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный.

Анализ ответов показал, что 100% работодателей отмечают необходимость владения иностранным языком; свыше пятидесяти процентов работодателей (58.7%) признают важность вышеперечисленных умений и навыков в сфере ведения бизнеса, которые, безусловно, сопровождают и обеспечивают внешнеэкономическую деятельность. Однако умения и навыки, связанные с внешнеэкономической деятельностью, являются приоритетными для организаций, занятых в этой сфере и, как следствие, свыше 70% работодателей отметили данные знания, умения и навыки как обязательные, что и позволило сделать вывод о необходимости формирования соответствующих профессиональных компетенций в процессе обучения иностранному языку.

Что касается образовательных требований (ФГОС ВПО) к подготовке студентов профиля «Мировая экономика», акцент делается на практико-ориентированную, профессиональную составляющую обучения, т.е. выпускники должны уметь использовать иностранный язык в своей профессиональной деятельности. Процесс изучения языковых дисциплин направлен на формирование как общекультурных компетенций (способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14)), так и профессиональных, связанных с аналитической научно-исследовательской деятельностью (способность

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9)).

Таким образом, образовательные и отраслевые требования, представленные выше, определяют направления профессионально-ориентированной иноязычной подготовки экономистов-международников (кафедра «Английский язык», СГУПС). Студенты профиля «Мировая экономика» изучают дисциплины «Иностранный язык», «Деловой английский язык», «Иностранный язык в экономике», «Английский язык во внешнеторговой деятельности». Целями освоения данных дисциплин являются:

- практическое владение английским языком для специальных (профессиональных) целей в различных областях профессиональной деятельности, в сотрудничестве и общении с зарубежными партнерами при заключении внешнеторговых контрактов, в научной и практической работе;

- повышение общей культуры и образования студентов, а также культуры делового и профессионального общения, воспитание терпимости и уважения к духовным ценностям других культур.

Для достижения обозначенных целей в процессе изучения языковых дисциплин решаются следующие задачи:

- обучение студентов-экономистов работе с информацией профессионального характера, включая область внешнеэкономической деятельности, на иностранном языке (поиск, перевод, анализ и синтез);

- формирование навыков общения в профессиональной сфере, включая подготовку презентаций, осуществление деловой переписки, проведение деловых встреч и переговоров во время подготовки, подписания и исполнения договора купли-продажи т.д.;

- овладение приемами научно-исследовательской деятельности (решение кейсов, проектная деятельность студентов и т.д.).

Обозначенные цели и задачи определяют содержание обучения, которое раскрыва-

ет такие аспекты ведения международного бизнеса, как производство, способы продвижения товаров, маркетинг, формы собственности, слияния и поглощения, социальная ответственность бизнеса, взаимодействие экономических агентов, основы ведения внешнеторговых экспортно-импортных операций и связанной с ними деятельности (деловые переговоры во время подготовки, подписания и исполнения договора купли-продажи) и др.

Таким образом, целевая установка профессионально-ориентированной иноязычной подготовки экономистов-международников и ее содержание коррелируют с отраслевыми потребностями профессиональной подготовки специалистов, занятых в сфере международных экономических отношений. Это обусловило необходимость разработки релевантных педагогических технологий, способствующих решению поставленных задач.

В теории и практике профессионального образования проблема формирования иноязычной компетентности будущих экономистов-международников технологически решается по-разному: через обучение иноязычному научному выступлению (О. А. Колмакова), с акцентом на компетент-ностный подход и синергетическую модель образования (Е. В. Воевода), с использованием методики организации и

проведения деловой управленческой игры в образовательном процессе как средства формирования межкультурной и межнациональной коммуникации (З. С. Караева), через основные речевые жанры, функционирующие в указанной сфере: презентации, деловой беседы, делового письма, переговоров, внешнеэкономического контракта (Н. М. Громова), посредством формирования коммуникативной мобильности (О. В. Смирнова) и др.

Анализ данного опыта, а также практика подготовки студентов профиля обучения «Мировая экономика» позволяет говорить об эффективности использования технологии контекстно-ориентированной проектной деятельности студентов в процессе изучения языка специальности [2]. Контекстно-ориентированная проектная деятельность понимается нами как продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на формирование их профессиональной иноязычной компетенции в ходе реализации учебного проекта экономической тематики, сопровождающегося внешним мониторингом, само- и взаимооценкой [1].

Основными преимуществами данной технологии являются:

- возможность максимального сближения учебного процесса и условий будущей профессиональной деятельности студентов-экономистов;

Рисунок - Критерии оценки результатов проектной деятельности

- межпредметная интеграция;

- акцент на свободное владение иностранным языком как инструментом профессиональной деятельности (продуцирование неподготовленных монологических, диалогических и полилогических высказываний);

- формирование навыков работы в команде;

- формирование осознанного и ответственного отношения к принимаемым решениям; а также

- переоценка роли преподавателя в процессе обучения иностранному языку в пользу коллегиального обучения (team-teaching) и др.

Оценка результатов проектной деятельности расширяет границы оценки владения иностранным языком и, таким образом, дает возможность оценить также сформирован-ность навыков ведения переговоров, публичного выступления и ведения дискуссии, умений работать в команде, принимать решения в ситуации неопределенности, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, что содержательно совпадает с заявленными выше корпоративными компетенциями.

Диаграмма, представленная на рисунке 1, раскрывает возможности контекстно-ориентированной проектной деятельности экономистов-международников с точки зрения ее целей и содержания.

Итак, организация иноязычной подготовки экономистов-международников в условиях отраслевого вуза определяется совокупностью образовательных и отраслевых требований к их профессиональному обучению. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования, выражающиеся в его переориентации на реальные потребности рынка труда и усилении роли работодателя в образовательном процессе, целесообразно осуществлять формирование у будущих экономистов корпоративных компетенций.

Таким образом, иностранный язык выходит за рамки учебного предмета в вузе и

становится инструментом формирования специалиста новой формации, готового к самообразованию, способного самостоятельно приобретать знания, а предлагаемая технология контекстно-ориентированной проектной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки является профессионально ориентированной, основывается на междисциплинарном подходе и выступает фактором формирования экономического мышления и профессиональной компетентности экономиста, необходимой в практической деятельности, что является залогом обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста, его успешной деловой карьеры и востребованности на рынке труда.

Библиографический список

1. Кобелева Е. П. Формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих экономистов транспортной отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2012. - 22 с.

2. Матвиенко Е. Н., Ступинская Е. А., Кобелева Е. П. Метод проектов как способ реализации контекстного обучения иностранному языку студентов-экономистов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 218-222.

3. Пульт управления. Журнал для руководителей Российских железных дорог [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pult.gudok. ru/archive/detail.php?ID=420072 (Дата обращения 06.04.2013).

4. Силкина Н. В., Пименова Е. А. Образовательное пространство дополнительного профессионального образования: отраслевой аспект. // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - №6. - С. 105-108.

5. Халитова И. С. Формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 22 с.

6. Шабанова Г. П. Развитие корпоративных компетенций для реализации стратегических целей и конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.intellect-capital.ru/news/2010/10/27/190 (Дата обращения 06.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.