РАЗДЕЛ V
ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. В. Горина, П. И. Фролова ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфики психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональной компетентности студентов технических вузов в социальной проектной деятельности. В работе охарактеризована деятельность преподавателя на разных этапах организации социальной проектной деятельности студентов. В статье показаны организационно-педагогические трудности на разных этапах психолого-педагогического сопровождения студентов. Авторами обоснована необходимость применения особых методических приемов психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности. Отмечается, что раскрытие возможностей психолого-педагогического сопровождения студентов в высшей школе во многом зависит от личности педагога, его ценностно-смысловой сферы.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, социальное проектирование, проектная деятельность, студент технического вуза, профессиональная компетентность, личность педагога, методические приемы.
Введение
Определяющим фактором качественной подготовки специалиста являются новые педагогические технологии, позволяющие изменять традиционную (знаниевую) парадигму в целях повышения продуктивности учебной процесса, превращения обучающегося в активного субъекта собственного учения, нацеленного на перспективу непрерывного образования в течение всей жизни, ориентации на будущую профессиональную деятельность. Большой потенциал для решения данных актуальных задач с целью формирования профессиональной компетентности студентов представляется в проектном методе обучения.
Организационно-педагогические аспекты психолого-педагогического сопровождения формирования профессиональной
компетентности студентов технических вузов в рамках социальной проектной деятельности: методические приемы преодоления рисков
Метод проектов - выполнение индивидуального или группового творческого проекта по какой-либо теме. В процессе
применения данного метода учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление, что в дальнейшем способствует формированию профессиональной
компетентности студентов [1].
Как правило, в научной литературе описываются следующие виды проектов: учебный, исследовательский,
информационный, творческий, социальный. Но также справедливо отметить, что в работах ученых встречаются и иные типологии и виды проектов. Так, на основе анализа опыта использования метода проектов, С. А. Кустова предлагает следующую типологию проектов: 1) по предметно-содержательным областям:
монопроекты (в рамках одной предметной
области) и межпредметные; 2) по характеру контактов: внутренние или региональные (в пределах одной страны) и международные (участники являются представителями разных стран); 3) по количеству участников: индивидуальные и групповые; 4) по продолжительности выполнения проекта: мини-проекты (часть учебного занятия); краткосрочные (несколько занятий); средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев); 5) по доминирующей в проекте деятельности учащихся: исследовательские проекты; творческие проекты; ролевые, игровые проекты; ознакомительно-ориентировочные (информационные
проекты); практико-ориентировочные
(прикладные проекты) [14].
Применение метода проектов в учебном процессе, как правило, оценивается положительно как исследователями, так и педагогами-практиками [1,7].
Например, по мнению И. А. Дралюк, повышение значения студенческого самоуправления в профессиональной школе в воспитании социальной активности студентов происходит именно при внедрении в воспитательный процесс учебного заведения проектной деятельности, основанной на свободном коллективном творческом поиске уникального разрешения общественно значимых проблем [8].
Исследователи отмечают, что применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы формируем общие и профессиональные компетенции [14, 20]. По мнению С. А. Кустовой, реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников; используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность; развивают исследовательские способности; умение презентовать свои проекты; учатся совместному труду [14].
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает
обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции будущих специалистов [10,14].
Проектная деятельность в учебном процессе позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к.
подразумевает самостоятельную творческую деятельность учащихся. В процессе проектной деятельности создаются условия для формирования общекультурных компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Перечень общекультурных компетенций корректируется в зависимости от специальности, но универсальность проектной деятельности позволяет подготовить студентов к любым реалиям трудовой и социальной жизни в современном обществе [3].
Основным достоинством социальной проектной деятельности студентов и преподавателей является педагогическая составляющая:
1. Итогом индивидуальной работы или совместной деятельности всегда оказывается подлинный продукт, студент осязает, видит результаты своего труда. При этом реализация может быть достаточно отдалена во времени. Главный показатель хорошего проекта - его результативность.
2. Достигается определенная «технологизация» процесса обучения. Метод проектов может достаточно широко использоваться педагогами технического вуза в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации воспитательной работы в вузе [13]. Выполняя интересные и актуальные работы, студенты учатся применять полученные знания на практике, работать с разнообразными источниками информации (первоисточниками могут быть материалы из интернета, современные научные издания, материалы выставок, конференций и т.д.).
3. Обеспечивается высокий уровень активизации студентов. Студенты учатся ставить новые цели и, достигая результата, планировать свою дальнейшую деятельность, работать сообща, решать новые задачи и находить новые решения прошлых задач, анализировать выработанные решения и представлять свой продукт другим. Реализуются диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.
4. Работа над проектом представляет большое поле для первоочередного формирования функциональной грамотности и навыков самообразования студентов [19]. В проектной деятельности развиваются учебно-познавательные и профессиональные
компетентности, а также решается главная проблема обучения в техническом вузе -«формирования у обучаемых системного инженерного мышления», проектной культуры [16], что особо существенно для подготовки молодого специалиста в современном мире.
Вместе с тем стоит отметить также и затруднения, возникающие в процессе применения метода проектной деятельности:
1. Длительность подготовительной и разъяснительной работы при первичной организации проектной деятельности студентов.
2. Большая трудоемкость и временные затраты со стороны педагога, организующего проектную деятельность, для осуществления систематического контроля за работой студентов, что дает определенную гарантию эффективности и завершения проекта.
3. Необходимость осуществления методического, дидактического, организационного и информационного сопровождения со стороны преподавателя требует высокой педагогической, методической и психологической квалификации преподавателя.
Таким образом, технология проектной деятельности относится к технологиям будущего, так как способствует выполнению важнейшей социальной функции высшего образования - формирования личности специалиста, соответствующего социальным требованиям.
Помимо вышеуказанных достоинств и преимуществ применения проектной технологии в образовании, необходимо отметить и те нюансы, с которыми сталкивается руководитель (педагог), осуществляя психолого-педагогическое
сопровождение формирования
профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности.
В современной педагогической литературе уделено достаточно внимания принципам организации проектной деятельности в вузе, анализу феномена психолого-педагогического сопровождения, рассмотрению его видов, уровней, структуры, а также условиям его реализации в системе непрерывного образования [8, 9]. В данной работе акцент предлагается сделать на рассмотрение возможных рисков, чаще всего возникающих в процессе психолого-педагогического сопровождения
формирования профессиональной
компетентности студентов в социальной проектной деятельности.
Под педагогическим сопровождением понимаем метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (трактовка понятия по А. П. Тряпицыной). В качестве ситуаций жизненного выбора следует рассматривать множественные проблемные ситуации, путем решения которых субъект определяет для себя путь развития. Иными словами, сопровождение - это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение жизненных проблем развития сопровождаемого [12, 15, 17]. Сопровождение, как правило, осуществляется со стороны преподавателя, научного руководителя, куратора. В ситуации социального проектирования студентами, в роли сопровождаемого выступает
непосредственно тот человек, который «проживает» весь проектный цикл вместе со студентами, консультируя сопровождаемых на каждом этапе разработки и реализации социального проекта. К принципам сопровождения как такового относятся: приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, комплексный подход [15]. В контексте заявленной темы работы, данные принципы реализуются на протяжении всего проектного цикла: при выборе социально-значимой проблемы для проекта учитываются личностные качества участников и организаторов проекта, их образовательные потребности; непрерывность сопровождения осуществляется на всех этапах проектирования, а также рекомендуется «постпроектное» сопровождение (с целью развития проектной компетентности студентов - от участника проекта - к организатору проекта); комплексный подход состоит в предоставлении возможностей для многопланового развития личностных качеств и ключевых компетенций с целью формирования на данной базе профессиональной компетентности будущих специалистов [11].
В данной работе авторами предлагается рефлексивный анализ собственного опыта психолого-педагогического сопровождения студентов, разработавших и реализовавших социально-значимые проекты (базой реализации являются технические вузы г. Омска: ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского» в г. Омске, ФГБОУ ВПО «ОмГТУ»).
Стоит отметить, что социальной проектной деятельностью со студентами авторы данной работы занимаются уже не первый год. С 2005 года совместно со студентами разработано и реализовано несколько социально-значимых проектов, направленных на решение таких проблем как психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детских домов; методическое обеспечение дисциплин социо-гуманитарного цикла в техническом вузе; формирование коммуникативных
компетентностей, повышение уровня речевой культуры в молодежной среде, сопровождение процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в техническом вузе, практическая деятельность по разработке предметной олимпиады и регионального учебного пособия по социо-гуманитарным дисциплинам в техническом вузе и др. [4, 5, 18].
Суммировав имеющийся опыт руководства студенческими социально-значимыми проектами за последние годы, попытаемся обозначить неизбежно возникающие риски («подводные течения») проектной деятельности. Под рисками проектной деятельности понимаются те организационно-педагогические аспекты, которые не так явно осознаются на первоначальных этапах проектирования как студентами, так и «начинающими руководителями» - педагогами,
осуществляющими психолого-
педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов.
Рассмотрим существующие риски проектной деятельности параллельно с методическими приемами, способствующими предупреждению и преодолению рисков, а также более активному и эффективному включению студентов в социальную проектную деятельность.
Во-первых, в проект по возможности всегда следует включать несколько студентов на лидирующие позиции. Иными словами, у проекта тем больше шансов быть реализованным, чем больше у него инициативных деятелей
(инициаторов/авторов/лидеров). Проблема заключается в том, что при долгосрочном проектировании первоначальный активный деятель может просто перестать заниматься проектом. Отказ от участия в проектной деятельности может произойти совершенно по разным причинам: утрата интереса, личные обстоятельства, трудности с успеваемостью и др. Соответственно, для успешного окончания работы всегда должен
быть «запасной» проектировщик, который сможет вовремя «подхватить» проект и завершить его реализацию.
Во-вторых, всем студентам, погруженным в проектную деятельность, должна быть очевидна их социальная «польза» и «выгода» от участия в проекте. Проблема мотивации студентов является одной из острейших проблем реализации социальной проектной деятельности [2], тем более, когда речь идет о долгосрочном социальном проекте (как «удержать» студента в рамках проекта на протяжении, например, учебного года?..) Соответственно, педагог должен заранее предусмотреть всевозможные «выгоды» для всех участников проекта. При этом стоит «приучать» студентов, инициаторов проекта мыслить так же: предусматривать эту «выгоду» для всех тех новых участников и помощников в реализации, кого они собираются «позвать» в свой проект. То, что проект социально-значимый и направлен на разрешение общественной проблемы, это ясно - но ясно только на декларативном уровне. На субъективном же уровне индивидуального сознания нередко требуется дополнительная мотивация (например, можно акцентировать внимание на том, что участие в проекте позволит студенту-участнику не только способствовать решению социально-значимой проблемы, но и позволит расширить собственный круг общения, завязать отношения с неординарными личностями и т.п.).
В-третьих, зная и понимая, насколько трудоемкой является проектная технология на практике, педагог - на этапе мотивирования студентов участвовать в разработке и реализации социально-значимых проектов, должен тем не менее убедить участников, что «социальный проект - это не так уж и сложно», «его нетрудно реализовать». Иными словами, важно не «напугать» студента проектной технологией, а погрузить его в проектную деятельность так, чтобы для него это было естественно и не вызывало чувства дискомфорта, страха и боязни. В противном случае, это приведет к тому, что на самом важном этапе проектного цикла студент «неожиданно» (для педагога, курирующего проект) «выпадет из проекта». Необходимо «правильно подать идею проектного обучения», постараться помочь студенту принять замысел не только на рациональном уровне, но и на эмоциональном - хорошо, если студент приступает к разработке проекта, пребывая в положительных эмоциях и позитивном настрое.
В-четвертых, перед тем, как «погрузить» студента в проект, стоит его обучить проектированию как таковому. На первоначальном этапе работы необходимо пропедевтическое ознакомление (например, в форме семинара), целью которого является приобретение студентами необходимых умений для разработки своего проекта на практике, а также умение реализовать, представить и защитить свою работу. Обучающий семинар может включать: 1) разъяснение основных этапов деятельности и задач; 2) теоретические основы (например, объяснение структуры и особенностей проектирования); 3) групповая работа (например, студентам можно предложить проанализировать несколько реализованных проектов, самостоятельно прописать какой-либо проект по заданной структуре, презентовать проект, обсудить в группе, внести коррективы по результатам обсуждения). В данном случае проблема заключается в том, что студент (без предварительного скрупулезного объяснения, что такое социальный проект) зачастую будет проявлять спонтанную активность и совершенно не понимать, почему педагог, руководитель проекта им «не доволен» и все еще ожидает от него каких-то действий в рамках проекта. Не понимая структуры проекта, студенту сложно «вжиться» в «проектировочное пространство». Ему сложно мыслить глобально (проектно): охватить мыслью весь проект от начала до завершения, что жизненно необходимо в проектной деятельности.
В-пятых, педагогу следует проявлять больше гибкости и своевременно корректировать проект, перераспределять зоны ответственности для всех участников проекта. Не стоит излишне «давить» на студентов. В конце концов, если тот или иной студент всячески отказывается принимать участие в разработке и реализации проекта, или не «справляется» с поставленными задачами, - необходимо «освободить» такого студента от социальной проектной деятельности, потому что причина отказа участвовать в проекте скорее всего связана с личными обстоятельствами студента. Мы не можем «заставить» выполнять студента то, «к чему у него душа не лежит». Самым справедливым решением, на наш взгляд, будет замена данного задания (разработка и реализация проекта) на то, которое формирует те же компетенции, но
представляет собой иной вид оценочного средства (это может быть, например, какое-нибудь творческое задание или выступление на конференции и т.п.).
В-шестых, педагогу следует общаться со студентами в демократическом стиле, а не в авторитарном. Зачастую данное условие выполняется педагогическим сообществом с невероятным трудом - возникают различные психологические барьеры. Но данное условие - это необходимое условие эффективного сотрудничества студентов и педагогов в рамках социального проектирования. Иными словами, мало кто из студентов согласится раскрывать и развивать свой личностный потенциал, формировать компетенции, когда в качестве педагога, курирующего проект, оказывается настоящий контролер и надзиратель. Подобная модель
взаимоотношений (авторитарная) вызывает психологический дискомфорт у студентов, а потому - более явное желание «выйти из проекта». Соответственно, если педагог заинтересован в завершении проекта, его успешной реализации, ему следует придерживаться демократического стиля общения со студентами, стараться занимать позицию «рядом» - в психологическом отношении.
В-седьмых, педагогу следует тщательно продумывать «будущее» всех проектов, иными словами, нужно ясно представлять, каковы перспективы того или иного проекта (уже реализованного). Некоторые студенты включаются в социальную проектную деятельность, исходя - в первую очередь - из тех перспектив, которые открываются после реализации планируемого проекта (например, цель проекта «Центр развития интегративного гуманитарного знания (ЦРИГЗ)» (на 2013-2014 гг.) состояла в моделировании ЦРИГЗ как таковом [см. подробнее 6]. Но именно дальнейшая разработка, предполагаемое дипломное проектирование и в будущем возможное строительство данного объекта (перспектива данного проекта) - являлось основным мотиватором участия в проекте на этот учебный год). Иными словами, студент «собирает себя из будущего». Т.е. связывает себя, свою профессиональную деятельность с теми перспективами, которые откроются по завершению настоящего проекта. По возможности педагогу следует оказывать «постпроектное» психолого-педагогическое сопровождение таких студентов (т.е. морально поддерживать, консультировать и т.п.).
В-восьмых, следует всячески
способствовать созданию супер-
положительного имиджа в молодежной среде - тех студентов, кому удалось успешно реализовать социальный проект. Фактически педагог должен уделять особое внимание (время и силы), чтобы активно «пиарить» образцовых студентов-проектировщиков. Как правило, студенты, которые ещё только собираются участвовать в проектах (но пока ещё сомневаются - «а стоит ли?..»), услышав про успешных студентов-проектировщиков, задают себе вопрос: «А я что хуже? А я разве не смогу?». В результате, имея перед глазами позитивный пример реализации социального проекта, студенты охотнее включаются в социальную проектную деятельность. Таким образом, все реализованные проекты будут служить в качестве примера и образца для подражания только в том случае, если о них начинающие проектировщики-студенты будут знать. Информирование студенчества о том, что «социальное проектирование - это не только удел избранных, но и удел по силам» -задача того, кто заинтересован в эффективности социального проектирования как такового. Как правило, этой фигурой выступает педагог, оказывающий психолого-педагогическое сопровождение
формирования компетентности студентов на всех этапах проектного цикла.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что участие в проектной деятельности создает условия для того, чтобы студенты прошли путь от освоения проектной деятельности до формирования профессиональной
компетентности, которая на старших курсах становится одним из факторов успешности освоения и развития профессиональной деятельности. Организация проектной деятельности студентов базируется на решении студентами типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом на базе преимущественно практикоориентированных знаний. Системообразующим стержнем является осознание студентом
необходимости решения проблемы (участия в проекте), как проблемы личностно-значимой и социально значимой.
Успех социальной проектной
деятельности студентов напрямую связан с личностными качествами педагога, оказывающего психолого-педагогическое сопровождение. Личность педагога,
выступающего руководителем студенческих проектов, можно рассматривать как «триггер» социальной проектной деятельности студентов. Если замысел и цель социально-значимого проекта действительно значимы для педагога, осуществляющего курирование такого проекта, то зачастую проект оказывается успешно реализованным как раз благодаря этой значимости и важности. Иными словами, ценности и личностные смыслы педагога выступают тем самым «пусковым механизмом» (триггером) социальной проектной
деятельности, в которую включаются студенты. Несомненно, влияние личностных качеств и профессиональной компетентности педагога на эффективность сопровождения студенческих социальных проектов - одно из перспективных направлений дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Авадэни, Ю. И. Преимущества и достоинства технологии учебного сквозного проектирования для формирования профессиональных компетенций выпускников вуза / Ю. И. Авадэни, А. Н. Витушкин, А. П. Жигадло, Е. В. Цветкова // Вестник СибАДИ. - 2014. - № 3 (37). - С. 138 - 145.
2. Азизова, Л. В. Мотивационный компонент социальной активности студентов вузов / Л. В. Азизова // Инженерно-строительный Вестник Прикаспия. - 2013. - Том 2 (№ 3). - С. 74 - 76.
3. Бородина О. А. Формирование общекультурных компетенций на основе проектной деятельности. - Режим доступа : http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija obrazovatelnoqo
uchrezhdeni¡a/2 аргоЬасма sovremennvkh obrazovatelnvkh tekhnoloqi¡/formirovanie obshhekul ШтукЬ| kompetenci¡ па osnove proektno¡ de¡atelno sti/19-1-0-149 (дата обращения: 11.07.2014).
4. Горина, А. В. (Шведова А. В.). Опыт социального проектирования студентами заочной формы обучения / А. В. Горина, (Шведова А. В.), Ю. А. Данилова, // Теоретические знания - в практические дела: сб. научн. статей межд. научно-практич. конф. студентов, аспирантов и молодых исследователей 25 марта 2008 года. В 5 ч. Ч.5. - Омск: Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП» в г. Омске, 2008. - С. 95 - 96.
5. Горина, А. В. Проектная деятельность «Творческой мастерской» как средство адаптации абитуриентов и студентов / А. В. Горина, М. В. Макурина // Развитие непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров в условиях инновационных технологий: сб. мат. Межд. научно-метод. конф. - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», Ч. 2., 2009. - С. 9 - 10.
6. Грудинина, В. В. Проектная деятельность учащихся на основе сотрудничества школы и вуза в условиях новых образовательных стандартах / В. В. Гудрина // Вестник МГОУ. - 2012. - № 4. - С. 78 - 81.
7. Дамдинов, А. В. Об уровнях и видах педагогического сопровождения / А. В. Дамдинов, Г. Ц. Молонов // Вестник Восточно-сибирской государственной академии образования. - 2011. -№ 15. - С. 125 - 128.
8. Дралюк, И. А. Проектная деятельность как средство воспитания социальной активности студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / И. А. Дралюк - Саратов, 2005. - 168 с.
9. Зиатдинова, Ф. Н. Психолого-педагогическое сопровождение студентов высшей школы в современных социокультурных условиях / Ф. Н. Зиатдинова // Российский электронный научный журнал. - 2013.- № 5. - С. 195 - 200.
10. Казанская, В. Г. О психолого-педагогическом сопровождении самоактуализации личности в образовательном пространстве / В. Г. Казанская, А. Н. Колпакова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2013. - Том 5 (№ 3). - С. 28 - 37.
11. Капустин, А. Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза / А. Н. Капустин // Перспективы науки и образования. - 2013. - №1. - С. 61 - 67.
12. Кленин, Д. А. Индивидуальная образовательная траектория, как составляющая современного образования / Д. А. Кленин, В. А. Сальников, Ю. А. Ешкова, Е. М. Ревенко // Вестник СибАДИ. - 2013. - № 6 (34). - С. 176-182.
13. Колчина, А. А. Педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе / А. А. Колчина // Человек и образование. - СПб.: Институт педагогического образования и образования взрослых РАО. - 2012. - № 1. - С. 142 - 145.
14. Кустова, С. А. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов. -Режим доступа: http://festival.1 September. ru/articles/633155/ (дата обращения: 11.07.2014).
15. Лоренц, В. В. Основы проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента: учебно-методическое пособие к курсу «Практическая педагогика» / В. В. Лоренц - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 157 с.
16. Стенина, Т. Л. Становление проектной культуры студентов в контексте социально-культурного подхода к модернизации / Т. Л. Стенина // Известия Саратовского университета. -2013. - Том 2 (№1). - С. 75 - 80.
17. Файззулина, Г. З. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении студентов института / Г. З. Файззулина, Д. Р. Мерзлякова // Вестник КИГИТ. - 2013. - № 11 (41). - С. 4 - 10.
18. Фролова, П. И. Проектная деятельность как средство развития компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин / П. И. Фролова // Межвуз. сб. тр. молодых ученых, аспирантов и студентов. - Омск: СибАДИ, 2008. - Вып. 5, ч. 2. -С. 274 - 279.
19. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография / П. И. Фролова - Омск: СибАДИ, 2012. - 196 с.
20. Цыгулева, М. В. Опыт реализации проектной методики для формирования профессиональной компетентности специалиста / М. В. Цыгулева // Вестник ТПГУ. - 2010. - Вып. 10. - С. 56 - 62.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENT'S PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION AT SOCIAL PROJECT ACTIVITIES
A. V. Gorina, P. I. Frolova
Abstract. Article is devoted to consideration of specifics of psychology and pedagogical maintenance of formation of professional competence of students of technical colleges of social design activity. In work activity of the teacher at different stages of the organization of social design activity of students is characterized. Organizational and pedagogical difficulties at different stages of psychology and pedagogical escort of students are shown in article. Authors proved need of application of special methodical methods of psychology and pedagogical maintenance of formation of professional competence of students for social design activity. It is noted that disclosure of opportunities of psychology and pedagogical escort of students at the higher school in many respects depends on the identity of the teacher, his valuable and semantic sphere.
Keywords: Psychological and pedagogical support, project, social designing, project activity, student of a technical university, professional competence, personality of a teacher, methodological techniques.
References
1. Avadjeni Ju. I, Vitushkin A. N., Zhigadlo A. P., Cvetkova E. V. Preimushhestva i dostoinstva tehnologii uchebnogo skvoznogo proektirovanija dlja formirovanija professional'nyh kompetencij vypusknikov vuza [Advantages and advantages of technology of educational through design for formation of professional competences of university graduates]. Vestnik SibADI, 2014, no 3 (37). pp. 138 - 145.
2. Azizova L. V. Motivacionnyj komponent social'noj aktivnosti studentov vuzov [Motivational component of social activity of students of higher education institutions]. Inzhenerno-stroitel'nyj Vestnik Prikaspija, 2013, no 2 (3). pp. 74 - 76.
3. Borodina O. A. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij na osnove proektnoj dejatel'nosti [Formation of common cultural competences on the basis of design activity] Available at: http://lfostu.ucoz.ru/publ/filosofija_obrazovatelnogo _uchrezhdenija/2_aprobacija_sovremennykh _obrazovatelnykh_tekhnologij/formirovanie_obshhekul turnykh_kompetencij_na_osnove_proektnoj_dejatelno sti/19-1-0-149 (accessed 11.07.2014).
4. Gorina A. V. (Shvedova A. V.), Danilova Ju. A. Opyt social'nogo proektirovanija studentami zaochnoj formy obuchenija [Experience of social design by students of tuition by correspondence] Teoreticheskie znanija - v prakticheskie dela: sb. nauchn. statej mezhd. nauchno-praktich. konf. studentov, aspirantov i molodyh issledovatelej 25 marta 2008 goda. V 5 ch. Ch.5. Omsk: Filial GOU VPO «RosZITLP» v g. Omske, 2008. pp. 95 - 96.
5. Gorina A. V., Makurina M. V. Proektnaja dejatel'nost' «Tvorcheskoj masterskoj» kak sredstvo adaptacii abiturientov i studentov [Design activity of "A creative workshop" as means of adaptation of entrants and students] Razvitie nepreryvnoj professional'noj podgotovki i perepodgotovki kadrov v uslovijah innovacionnyh tehnologij: sb. mat. Mezhd. nauchno-metod. konf. Moscow, GOU VPO «RosZITLP», Ch. 2., 2009. pp. 9-10.
6. Grudinina V. V. Proektnaja dejatel'nost' uchashhihsja na osnove sotrudnichestva shkoly i vuza v uslovijah novyh obrazovatel'nyh standartah [Design activity of pupils on the basis of cooperation of school and higher education institution in the conditions of new educational standards] Vestnik MGOU, 2012, no 4. pp. 78 - 81.
7. Damdinov A. V., Molonov G. C. Ob urovnjah i vidah pedagogicheskogo soprovozhdenija [About levels and types of pedagogical maintenance]. Vestnik Vostochno-sibirskoj gosudarstvennoj akademii obrazovanija, 2011, no 15.pp. 125 - 128.
8. Draljuk I. A. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo vospitanija social'noj aktivnosti studentov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. [Design activity as
educational tool of social activity of students: yew....
edging. neg. sciences: 13.00.01.]. Saratov, 2005, 168 p.
9. Ziatdinova F. N. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov vysshej shkoly v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah [Psychology and pedagogical escort of students of the higher school in modern sociocultural conditions] Rossijskij jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2013, no 5. pp. 195 - 200.
10. Kazanskaja V. G., Kolpakova A. N. O psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii samoaktualizacii lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve [About psychology and pedagogical maintenance of self-updating of the personality in educational space]. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina, 2013, Tom 5 (no 3). pp. 28 - 37.
11. Kapustin A. N. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie v formirovanii professional'noj kompetentnosti studentov vuza [Psychology and pedagogical maintenance in formation of professional competence of students of higher education institution]. Perspektivy nauki i obrazovanija, 2013, no 1. pp. 61 - 67.
12. Klenin D. A., Sal'nikov V. A., Eshkova Ju. A., Revenko E. M. Individual'naja obrazovatel'naja traektorija, kak sostavljajushhaja sovremennogo obrazovanija [Individual educational trajectory as component of modern education]. Vestnik SibADI, 2013, no 6 (34).pp. 176-182.
13. Kolchina A. A. Pedagogicheskie uslovija organizacii vospitatel'noj dejatel'nosti v sovremennom vuze [Pedagogical conditions of the organization of
educational activity in modern higher education institution]. Chelovek i obrazovanie St.Petersburg, Institut pedagogicheskogo obrazovanija i obrazovanija vzroslyh RAO, 2012, no 1. pp. 142 - 145.
14. Kustova S. A. Proektnaja dejatel'nost' kak odno iz uslovij formirovanija obshhih i professional'nyh kompetencij studentov [Design activity as one of conditions of formation of the general and professional competences of students] Available at: http://festival. 1 september.ru/articles/633155/ (accessed 11.07.2014).
15. Lorenc V. V. Osnovy proektirovanija individua'no-obrazovate'nogo marshruta studenta: uchebno-metodicheskoe posobie k kursu Prakticheskaja pedagogika [Bases of design of an individual and educational route of the student: an educational and methodical grant to the course "Practical Pedagogics"]. Omsk, Izd-vo OmGPU, 2006. 157 p.
16. Stenina T. L. Stanovlenie proektnoj kul'tury studentov v kontekste social'no-kul'turnogo podhoda k modernizacii [Formation of design culture of students in the context of welfare approach to modernization] Izvestija Saratovskogo universiteta, 2013, Tom 2 (no 1). pp. 75 - 80.
17. Fajzzulina, G. Z., Merzljakova D. R. K voprosu o psihologo-pedagogicheskom soprovozhdenii studentov instituta [To a question of psychology and pedagogical escort of students of institute] Vestnik KIGIT, 2013, no11 (41). pp. 4 - 10.
18. Frolova P. I. Proektnaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza v processe izuchenija gumanitarnyh disciplin [Design activity as a development tool of competence of students of technical college in the course of studying of humanitarian disciplines]. Mezhvuz. sb. tr. molodyh uchenyh, aspirantov i studentov. Omsk: SibADI, 2008. no 5, ch. 2. pp. 274 - 279.
19. Frolova P. I. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti kak osnova razvitija uchebno-poznavatel'noj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza v processe izuchenija gumanitarnyh disciplin: monografija [Formation of functional literacy as a basis of development of educational and informative competence of students of technical college in the course of studying of humanitarian disciplines: monograph]. Omsk: SibADI, 2012. 196 p.
20. Cyguleva M. V. Opyt realizacii proektnoj metodiki dlja formirovanija professional'noj kompetentnosti specialista [Experience of realization of a design technique for formation of professional competence of the expert]. Vestnik TPGU, 2010, np. 10. pp. 56 - 62.
Горина Анна Владимировна (Россия, г. Омск) -кандидат философских наук, доцент кафедры Инженерная педагогика ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080 Россия, г. Омск, пр. Мира 5, e-mail: anna2012gorina@gmail. com).
Фролова Полина Ивановна (Россия, г. Омск) -кандидат педагогических наук доцент кафедры Инженерная педагогика ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080 Россия, г. Омск, пр. Мира 5, e-mail: frolpi4774@mail. ru).
Gorina A. V. (Russia, Omsk) - the candidate of philosophical sciences, the associate professor Engineering pedagogies of the Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080 Russia, Omsk, Mira Ave. 5, e-mail: [email protected]).
Frolova P. I. (Russia, Omsk) - the candidate of pedagogical sciences associate professor Engineering pedagogies of the Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080 Russia, Omsk, Mira Ave. 5, e-mail: [email protected]).
УДК 37.01: 378
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Л.Ф. Рахуба ФГБОУ ВПО «СибАДИ», Россия, г. Омск,
Аннотация. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по проверке результативности обучения, направленного на формирование конкурентоспособного специалиста в техническом вузе. Организация процесса обучения строится на основе деятельностного подхода и предполагает использование технологии контроля учебной деятельности студентов. Автор делает вывод о положительном воздействии экспериментального обучения на обучающихся.
Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, обучение, технология, деятельность, учебная деятельность.
Введение
Актуальность проблемы формирования конкурентоспособного специалиста (КС) в современном вузе обусловлена текущими социально-экономическими условиями
профессиональной деятельности
специалиста, характеризующимися наличием конкурентной профессиональной среды. По нашему мнению, такая среда представляет собой общее пространство, в котором разные специалисты осуществляют свою
профессиональную деятельность
относительно друг друга, вступая во взаимодействие друг с другом, а также с другими субъектами. С учетом этого интерес представляют вопросы о том, каковы особенности профессиональной
деятельности специалиста,
детерминированные конкурентной средой, а также каковы возможности формирования специалиста, способного к осуществлению такой деятельности, в условиях вузовского процесса обучения.
Описание исследования
Анализ исследований содержания и структуры деятельности, профессиональной деятельности, а также
конкурентоспособности специалиста (А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков, А. М. Новиков, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, В. И. Андреев, Ю. В. Андреева, С. А. Хазова, В. В. Радаев, Р. А. Фатхутдинов и др.), изучение специфических
особенностей профессиональной
деятельности КС как представителя категории людей, освоивших профессию [1], позволили выявить две деятельностью составляющие конкурентоспособности
специалиста - способность к осуществлению деятельности КС (ДКС) и способность к осуществлению деятельности субъекта конкуренции (ДСК). Теоретический анализ [2, 3, 4 и др.] показал, что ДКС представляет собой социально значимую деятельность по решению профессиональной задачи, которое осуществляется в конкурентной среде при взаимодействии (прямом или
опосредованном) специалиста и заказчика. «Заказчиком» выступают «потребители» результатов деятельности, т.е.
субъект/субъекты, для которых эти результаты предназначены, за исключением самого субъекта деятельности. ДСК является деятельностью самоуправления ДКС и самим субъектом в конкурентной среде, включает действия анализа, самоорганизации и принятия разного рода решений относительно предмета самоуправления и имеет целью достижения субъектом конкуренции профессионального статуса. Особенностью интерпретации
самоуправления КС как субъекта конкуренции в настоящем исследовании является его трактовка как отдельной деятельности, осуществляемой относительно