Научная статья на тему 'Поисковая деятельность в формировании универсальных и профессиональных компетенций магистрантов и аспирантов'

Поисковая деятельность в формировании универсальных и профессиональных компетенций магистрантов и аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МАГИСТРАНТЫ / АСПИРАНТЫ / COMPETENCIES / INQUIRY-BASED ACTIVITY / PROBLEM-BASED LEARNING / PROJECT WORK / FOREIGN LANGUAGE / MASTER'S STUDENTS / GRADUATE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелёхина Елена Анатольевна, Лелеп Людмила Викторовна

В статье говорится о том, что одним из результатов деятельности вузов, зафиксированном в компетентностных моделях выпускников, является формирование навыков поисково-исследовательской деятельности, особенно актуальных для магистрантов и аспирантов. Формированию этих навыков способствуют личностно-ориентированные технологии, основанные на поисковой деятельности, такие как проблемное обучение и метод проектов. Данные технологии, используемые в процессе обучения иностранному языку магистрантов и аспирантов, позволяют активно вовлекать обучающихся в процесс самостоятельного поиска решений на поставленные учебные или научно-исследовательские задачи, развивая критическое и аналитическое мышление. Задачей преподавателя становится выбор тем и заданий, соответствующих интересам обучающихся. В статье даются примеры таких заданий и указываются компетенции, которые могут быть сформированы в ходе их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелёхина Елена Анатольевна, Лелеп Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inquiry-based methods in developing keyand professional competencies of graduate students

In the article, the focus is made on the principal results of university teaching activity stipulated by state federal standards in the lists of competencies the graduates should possess. Among those competencies one of the most important for graduate students is the ability to do research. To develop the skills necessary for research work teachers use inquiry-based learner-centered technologies, such as problem-based learning or project work. When applied to foreign language learning such technologies help teachers to actively involve learners into independent or cooperative process of problem solving or individual or team project work, which stimulates analytical and critical thinking. The teacher’s role is to offer the tasks and topics relevant to students’ needs and interests. The examples of such tasks are given as well as competencies which they help to develop.

Текст научной работы на тему «Поисковая деятельность в формировании универсальных и профессиональных компетенций магистрантов и аспирантов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378+37.0

Мелёхина Елена Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, теккта. elena@list.ru, Новосибирск

Лелеп Людмила Викторовна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, llelep@mail.ru, Новосибирск

ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ

Аннотация. В статье говорится о том, что одним из результатов деятельности вузов, зафиксированном в компетентностных моделях выпускников, является формирование навыков поисково-исследовательской деятельности, особенно актуальных для магистрантов и аспирантов. Формированию этих навыков способствуют личностно-ориентированные технологии, основанные на поисковой деятельности, такие как проблемное обучение и метод проектов. Данные технологии, используемые в процессе обучения иностранному языку магистрантов и аспирантов, позволяют активно вовлекать обучающихся в процесс самостоятельного поиска решений на поставленные учебные или научно-исследовательские задачи, развивая критическое и аналитическое мышление. Задачей преподавателя становится выбор тем и заданий, соответствующих интересам обучающихся. В статье даются примеры таких заданий и указываются компетенции, которые могут быть сформированы в ходе их выполнения.

Ключевые слова: компетенции, поисковая деятельность, проблемное обучение, метод проектов, иностранный язык, магистранты, аспиранты.

Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности при некоторой разнице в формулировках является одним из условий успешной реализации образовательных программ высшего образования, зафиксированным в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. В связи с этим обучающиеся всех направлений и уровней подготовки должны иметь возможность ставить исследовательские задачи, планировать, осуществлять сбор и интерпретацию данных, а также сообщать о полученных результатах исследований в устной или письменной форме.

Поиски путей решения проблемы формирования навыков поисково-исследовательской деятельности отражены в публикациях многих ученых, в которых анализируются тенденции развития и описываются результаты экспериментальной работы в данном направлении. Так, О. М. Хлытина, проанализировав последние законодательные документы в образовании, заключает, что в будущем поисково-исследовательская

деятельность обучающихся может стать «массовым явлением» [7, с. 73]. Одной из актуальных ключевых компетентностей, включающей умение определять проблемы и вырабатывать стратегии для их решения, М. В. Литвинцева называет исследовательскую компетентность человека и подчеркивает необходимость системного, а не стихийного подхода к ее формированию [4]. Результаты эксперимента Г. М. Махутовой и С. П. Микитченко подтверждают, что проблемная и поисковая деятельность на занятиях по иностранному языку стимулирует мышление, развивает интеллектуальные и коммуникативные умения обучающихся [5].

Под информационно-поисковой деятельностью С. В. Богомазов и В. В. Игнатова понимают поиск, структурирование и сохранение информации для осмысления, переработки и преобразования с целью дальнейшего применения в конкретной ситуации [2]. Одним из главных элементов информационно-поисковой деятельности Е. А. Рога-нина считает чтение, посредством которого

формируется навык преодоления информационного барьера и свободной ориентации в информационной среде [6]. Такая деятельность направлена на формирование профессионально важных качеств личности, позволяющих самостоятельно ориентироваться и действовать в нестандартных ситуациях [1].

Самостоятельность в исследовательской деятельности является ключевым словом, определяющим личностную заинтересованность обучающегося в ее результатах. В свою очередь, личностная заинтересованность в обучении формируется и поддерживается личностно-ориентированными образовательными технологиями.

Сущность личностно-ориентированных образовательных технологий заключается в принципиальной позиции педагога по отношению к обучающемуся как к самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития. Эти технологии наилучшим образом способствуют реализации таких целей обучения, как формирование навыков самостоятельной работы, умение работать в команде, достижение более высокого уровня автономности обучающегося, самостоятельное приобретение профессиональных знаний во время прохождения различных видов практики. Большинство личностно-ориентированных технологий обучения позволяют обучающимся выработать собственные стратегии учения. В контексте личностно-ориентированного обучения процесс учения имеет большую значимость, чем полученные знания.

Несмотря на различные названия, лич-ностно-ориентированные технологии обучения основываются на общих принципах, таких как:

- активная вовлеченность обучающихся в процесс учения на основе внутренней мотивации;

- выбор мотивирующих к изучению тем, согласующихся с интересами обучающихся;

- построение обучения на ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Лично стно-ориентированные технологии и контексты, в которых они применяются, реализуются, главным образом, через поисковую деятельность, лежащую в основе таких методов, как проблемное обучение, проекты и электронное обучение (е-1еагт^).

Далее рассмотрим, как поисковая деятель-

ность способствует формированию универсальных, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций магистрантов и аспирантов гуманитарных специальностей на примере дисциплины «Иностранный язык».

Для начала определим особенности поисковой деятельности в структуре учебной деятельности. В поисковой деятельности обучающемуся необходимо исследовать проблему в активной форме, получить соответствующие данные, проанализировать причинно-следственные связи, сделать выводы или предложить решения. Поисковая деятельность наиболее эффективна при выполнении следующих условий:

- процесс поиска хорошо структурирован;

- обучающиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми и достаточными для выполнения исследования;

- преподаватели оказывают необходимую помощь во время исследования.

К преимуществам поисковой деятельности можно отнести следующее:

- обучающиеся активно вовлечены в процесс учения и им интересны исследуемые вопросы;

- выполняемые задания наполнены большим личностным смыслом, чем традиционные упражнения из учебника;

- обучающиеся приобретают исследовательские и рефлексивные навыки, которые могут быть использованы не только в учебных, но и других жизненных ситуациях;

- приобретаются навыки работы в команде [8].

Поскольку магистерская и аспирантская подготовка предполагает выполнение самостоятельного исследования, включающего анализ теоретических источников как отечественных, так и зарубежных, преподавателю иностранного языка необходимо выяснить (лучше через обсуждение в группе), какие зарубежные научные электронные ресурсы знают обучающиеся. В случае если обучающиеся не знакомы или имеют неполное представление о научных базах данных, преподаватель самостоятельно или с помощью сотрудников научной библиотеки показывает возможные пути поиска значимой для исследования информации. Далее обучающиеся самостоятельно проводят анализ научных

публикаций в зарубежных журналах, составляют терминологический словарь и реферативное описание прочитанного. Таким образом, в поисковой деятельности через анализ, синтез и умение создавать ресурсно-информационные базы с помощью ИКТ формируются общекультурные компетенции, а через умение применять найденную информацию к решению конкретных научно-исследовательских задач формируются профессиональные компетенции.

Что касается проблемного обучения - метода (под методом в данном случае понимается обобщенная модель обучения), основанного на принципах поисковой деятельности, то его целью является побуждение обучающихся к поиску вариантов решения поставленной перед ними проблемы, основанной на реальной жизненной ситуации, обладающей рядом характеристик, таких как:

- наличие интеллектуальных затруднений, преград для достижения целей, которые возникли из-за определенных условий;

- необходимость выбора из нескольких возможных ситуаций наиболее адекватного решения задачи;

- недостаток полных исходных данных условий задачи;

- столкновение интересов и различных точек зрения [3].

К преимуществам проблемного обучения относят то, что оно:

- развивает критическое и аналитическое мышление;

- приобщает к определению, поиску и использованию необходимых ресурсов;

- мотивирует обучающихся, связывая обучение с реальными жизненными ситуациями;

- носит междисциплинарный характер;

- позволяет использовать приобретенные знания и умения в других учебных ситуациях;

- развивает коммуникативные навыки, необходимые для работы в команде.

Проблемное обучение в курсе иностранного языка у аспирантов и магистрантов может быть реализовано как в разрешении сложных вопросов учебных кейсов, так и в реальных ситуациях, обусловленных требованиями, предъявляемыми к университетам в части международной академической мобильности молодых исследователей.

Для решения проблемы подачи заявок на получение гранта международного фонда

обучающиеся самостоятельно ищут фонды, определяют конкурсы, соответствующие их научным интересам, готовят пакет требуемых документов на иностранном языке. Преподаватель оказывает необходимую помощь, помогая с выбором соответствующих языковых структур, редактированием текстов документов, обязательных для подачи заявки.

Решая проблему подачи заявки, обучающиеся пополняют словарный запас, совершенствуют навыки письма для академических целей, письменной коммуникации для профессиональных целей, командной работы при коллективной заявке. Таким образом, формируются такие компетенции, как готовность к осуществлению научной коммуникации на иностранном языке и работе в между -народных научных коллективах.

Говоря о проектном обучении, необходимо отметить, что на протяжении многих лет оно остается популярным методом личностно-ориентированного обучения. Проекты разнообразны по форме, длительности и количеству участников. Самые простые проекты используются уже в начальной школе для индивидуального или коллективного сбора и представления информации по выбранной теме.

Что касается проектной деятельности обучающихся в высшей школе, то она направлена на решение сложных вопросов или проблем посредством исследования, конструирования, принятия решений. Отличительной особенностью метода проектов является ориентация на автономную деятельность обучающегося или группы обучающихся в ситуациях разрешения реальных жизненных, исследовательских или профессиональных вопросов.

Преимущества проектного метода обучения заключаются в следующем;

- может быть использован в преподавании почти всех дисциплин;

- способствует осознанному учению, устанавливая связь между прошлым опытом обучающихся и вновь получаемой информацией;

- побуждает не только находить, но и анализировать информацию;

- обучающиеся несут ответственность за свое обучение, что повышает их мотивацию к учению;

- учебный процесс, основанный на проектном методе обучения, предполагает раз-

нообразие форм взаимодействия участников проекта.

Участие в международной конференции с публикацией на иностранном языке является примером использования проектной методики при изучении иностранного языка. Обучающиеся учатся писать тезисы и/или статьи на иностранном языке и готовят презентации выступлений. Таким образом, средствами иностранного языка приобретаются навыки письма для академических целей, цитирования, оформления библиографии, а также навыки публичной речи, формулирования вопросов и ответов.

Проект «Международная конференция» может быть осуществлен в группе, если уровень владения обучающихся иностранным языком недостаточный для эффективной коммуникации в ситуации реального общения с его носителями. Моделируемая языковая среда стимулирует обучающихся к профессиональному общению и формирует такие компетенции, как способность к критическому анализу, интерпретации результатов исследования, следование этическим нормам в профессиональной деятельности.

Излишне говорить, что в настоящее время поисковую деятельность невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий. Компьютеры в учебном процессе способствуют не только быстрому поиску и систематизации информации, но также письменной и устной коммуникации. При обучении иностранному языку аспирантов и магистрантов преподаватель может использовать следующие интернет-технологии:

- сервисы Web 2.0, например, блоги для обсуждения проблемных тем;

- вики-технологии для организации самостоятельной работы;

- электронную почту для обмена выполненными и проверенными заданиями;

- видеоконференции через Skype при об-

щении в режиме удаленного доступа с обучающимися или коллегами из-за рубежа.

Такие технологии отвечают принципам личностно-ориентированного обучения и через приобретаемый опыт способствуют обучающимся в выработке собственных стратегий поиска и анализа необходимой информации.

Конечно, описанные выше методы обучения иностранному языку имеют как до сто -инства, так и недостатки, к которым можно отнести:

- большие временные затраты в сравнении с традиционной формой получения знаний из объяснения преподавателем;

- наличие исправной техники и высокоскоростного интернета для выполнения поиска;

- наличие у обучающихся не только определенных знаний для выполнения поисковой деятельности, но и навыков самообразования и самоорганизации;

- недостаточная сформированность у преподавателей компетенций, необходимых для руководства поисковой деятельностью обучающихся.

В заключение необходимо отметить, что формирование у обучающихся умения конструктивно решать проблемы через поисково-исследовательскую деятельность является одной из задач при подготовке бакалавров, магистрантов и аспирантов. Решению этой задачи способствуют личностно-ориентированные технологии, основанные на принципах поисковой деятельности. Такие технологии применяются в преподавании различных дисциплин, включая иностранный язык. Использование проблемного обучения и проектного метода в процессе изучения иностранного языка в магистратуре и аспирантуре помогает формировать определенные образовательным стандартом универсальные и профессиональные компетенции.

Библиографический список

1. Богомазов С. В. Информационно-поиско- и образования вая деятельность в рамках всеобщей информатизации образования // Наука и современность. -2015. - № 37. - С. 114-118.

2. Богомазов С. В., Игнатова В. В. Информационно-поисковая деятельность будущего бакалавра в образовательном процессе: теоретический аспект // Современные проблемы науки

2014. - № 6. - С. 819-856.

3. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англорусский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ"», «Cambridge University Press», 2001. - 224 с.

4. Литвинцева М. В. Формирование поиско-

вой деятельности студентов в процессе математической подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2008. - 173 с.

5. Махутова Г. М., Микитченко С. П. Моделирование проблемных задач и проблемных ситуаций в обучении иностранным языкам // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 1. - С. 75-79.

6. Роганина Е. А. Информационно-поисковая

деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 1 (9). - С. 110-118.

7. Хлытина О. М. Исследовательская деятельность школьников в области истории: Проблемы педагогического сопровождения // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 73-78.

8. Westwood P. What teachers need to know about teaching methods. - ACER Press, 2008. - 106 p.

Поступила в редакцию 12.12.2015

Melekhina Elena Anatolievna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Head of the Foreign Languages Department for the Humanities, Novosibirsk State Technical University, melehina.elena @list.ru, Novosibirsk

Lelep Ludmila Viktorovna

Senior Teacher of the Foreign Languages Department for the Humanities, Novosibirsk State Technical University, llelep @mail.ru, Novosibirsk

INQUIRY-BASED METHODS IN DEVELOPING KEY AND PROFESSIONAL COMPETENCIES OF GRADUATE STUDENTS

Abstract. In the article, the focus is made on the principal results of university teaching activity stipulated by state federal standards in the lists of competencies the graduates should possess. Among those competencies one of the most important for graduate students is the ability to do research. To develop the skills necessary for research work teachers use inquiry-based learner-centered technologies, such as problem-based learning or project work. When applied to foreign language learning such technologies help teachers to actively involve learners into independent or cooperative process of problem solving or individual or team project work, which stimulates analytical and critical thinking. The teacher's role is to offer the tasks and topics relevant to students' needs and interests. The examples of such tasks are given as well as competencies which they help to develop.

Keywords: competencies, inquiry-based activity, problem-based learning, project work, foreign language, master's students, graduate students.

References

1. Bogomazov, S. V., 2015. Informacion-no-poiskovaja dejatel'nost' v ramkah vseobshhej informatizacii obrazovanija [Inquiry-Based Learning in the Process of Total Informatization of Education]. Nauka i sovremennost' [Science and Modernity], 37, pp. 114-118 (in Russ, abstr. in Eng.).

2. Bogomazov, S. V., Ignatova, V. V., 2014. In-formacionno-poiskovaja dejatel'nost' budushhego bakalavra v obrazovatel'nom processe: teoreticheskij aspekt [Inquiry-Based Learning of Future Bachelors: Theoretical Aspect]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Urgent Problems of Science and Education], 6, pp. 819-856 (in Russ.).

3. Kolesnikova, I. L., Dolgina, O. A., 2001. An-glo-russkij terminologicheskij spravochnik po meto-dike prepodavanija inostrannyh jazykov [A Handbook of English-Russian Terminology for Language Teaching]. Saint-Petersburg: Russko-Baltiskiy in-formatzionnyj tzentr "Blitz", Cambridge University

Press, 224 p. (in Russ.).

4. Litvintseva, M. V., 2008. Formirovanie poisk-ovoj dejatel'nosti studentov v processe matematich-eskoj podgotovki v pedagogicheskom vuze [Development of University Students Inquiry Skills in the Process of Teaching Mathematics]. Cand. Sci. (Pedag.). Krasnoyarsk, 173 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Makhutova, G. M., Mikichenko, S. P., 2014. Modelirovanie problemnyh zadach i problemnyh situacij v obuchenii inostrannym jazykam [Modelling of Problems and Problem Situations in Teaching Foreign Languages]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Urgent Problems of Science and Education], 1, pp. 75 (in Russ.).

6. Roganina, E. A., 2012. Informacionno-poisk-ovaja dejatel'nost' studentov v processe profes-sional'noj podgotovki [Information Inquiry-Based Activity in the Process of Professional Training of Students]. Vestnik Volzhskogo universiteta im.

V. N. Tatishheva [Newsletter of Volzhsky University named after V. N. Tatishchev], 1 (9), pp. 110-118 (in Russ. abstr. in Eng.).

7. Hlytina, O. M., 2014. Issledovatel'skaja de-jatel'nost' shkol'nikov v oblasti istorii: problemy pedagogicheskogo soprovozhdenija [Research ac-

tivity of students in the field of history: the problem of pedagogical support]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2, pp. 73-78 (in Russ. abstr. in Eng.).

8. Westwood, P., 2008. What teachers need to know about teaching methods. ACER Press, 106 p.

Submitted 12.12.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.