Научная статья на тему 'Практика формирования исследовательских компетенций студентов как условие развития социально-образовательной среды колледжа'

Практика формирования исследовательских компетенций студентов как условие развития социально-образовательной среды колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ / ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД / МЕТОД ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИЙ / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING METHODS / RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS / GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES / WORKBOOK / PRACTICE OF RESEARCH COMPETENCIES DEVELOPMENT / METHOD OF RESEARCH PROJECTS / PROBLEM-SEARCH METHOD / METHOD OF DALTON TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельдинова Елена Владимировна

Одной из актуальных задач педагогической науки на современном этапе образования является повышение компетентности специалиста, что предполагает становление интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией саморазвития. Современные специалисты должны уметь делать собственные выводы, моделировать, генерировать идеи и решать исследовательские задачи разных типов и уровня сложности. Этим обусловливается необходимость формирования исследовательских компетенций студентов колледжей. Лекционные занятия, тестирование или опрос студентов в устной фронтальной форме ориентированы в большей степени на репродукцию текста и тренируют память. Значит, есть необходимость обсудить методы обучения и практические задания, способные заставить студента анализировать, сравнивать материал, задумываясь над недостатками или преимуществами, например, каких-то финансовых инструментов, составлять сравнительные характеристики условий кредитования и т.д.; проводить небольшие исследования в поисках оптимальных условий. В статье описана практика формирования исследовательских компетенций студентов колледжа, обучающихся по специальности «Банковское дело», при помощи проблемно-поискового метода, метода Дальтон-технологий и метода исследовательских проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бельдинова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

College students’ research competencies development as part of the college social and educational environment

At the present stage of education, the problem of improving the quality of specialists is significant. One of the urgent tasks of pedagogical science at the present stage of education is to improve the quality of a specialist, which implies the formation of an intellectually developed personality with a positive motivation for self-development of the individual. Modern specialists should be able to draw their own conclusions, model, generate ideas and solve research problems of different types and levels of complexity. This makes it necessary to form the research competence of college students as one of the important characteristics of the personality. Consequently, there is a need for the formation and development of the research competencies of college students. Lecture classes, testing or questioning of students in oral frontal form is focused more on the reproduction of the text, and the test tasks mostly train the memory. So, there is a need to discuss teaching methods and practical tasks that can force the student to analyze, compare the material, thinking about shortcomings or advantages, for example, of some financial instruments, to make comparative characteristics of credit conditions, to conduct small studies in search of optimal conditions. The article describes the practice of forming research competencies of college students studying in the specialty «Banking», using the problem-search method, the Dalton-technology method and the method of research projects.

Текст научной работы на тему «Практика формирования исследовательских компетенций студентов как условие развития социально-образовательной среды колледжа»

УДК 377.1

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА

COLLEGE STUDENTS' RESEARCH COMPETENCIES DEVELOPMENT AS PART OF THE COLLEGE SOCIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

© 2017

Е.В. Бельдинова Самарский филиал Финуниверситета (Россия, Самара)

E.V. Beldinova Samara Branch of the Financial University (Russia, Samara)

Одной из актуальных задач педагогической науки на современном этапе образования является повышение компетентности специалиста, что предполагает становление интеллектуально развитой личности, обладающей положительной мотивацией саморазвития. Современные специалисты должны уметь делать собственные выводы, моделировать, генерировать идеи и решать исследовательские задачи разных типов и уровня сложности. Этим обусловливается необходимость формирования исследовательских компетенций студентов колледжей. Лекционные занятия, тестирование или опрос студентов в устной фронтальной форме ориентированы в большей степени на репродукцию текста и тренируют память. Значит, есть необходимость обсудить методы обучения и практические задания, способные заставить студента анализировать, сравнивать материал, задумываясь над недостатками или преимуществами, например, каких-то финансовых инструментов, составлять сравнительные характеристики условий кредитования и т.д.; проводить небольшие исследования в поисках оптимальных условий. В статье описана практика формирования исследовательских компетенций студентов колледжа, обучающихся по специальности «Банковское дело», при помощи проблемно-поискового метода, метода Дальтон-технологий и метода исследовательских проектов.

At the present stage of education, the problem of improving the quality of specialists is significant. One of the urgent tasks of pedagogical science at the present stage of education is to improve the quality of a specialist, which implies the formation of an intellectually developed personality with a positive motivation for self-development of the individual. Modern specialists should be able to draw their own conclusions, model, generate ideas and solve research problems of different types and levels of complexity. This makes it necessary to form the research competence of college students as one of the important characteristics of the personality. Consequently, there is a need for the formation and development of the research competencies of college students. Lecture classes, testing or questioning of students in oral frontal form is focused more on the reproduction of the text, and the test tasks mostly train the memory. So, there is a need to discuss teaching methods and practical tasks that can force the student to analyze, compare the material, thinking about shortcomings or advantages, for example, of some financial instruments, to make comparative characteristics of credit conditions, to conduct small studies in search of optimal conditions. The article describes the practice of forming research competencies of college students studying in the specialty «Banking», using the problem-search method, the Dalton-technology method and the method of research projects.

Ключевые слова: учебный процесс; методы обучения; исследовательская деятельность студентов; общепрофессиональные дисциплины; рабочая тетрадь; практика формирования исследовательских компетенций; метод исследовательских проектов; проблемно-поисковый метод; метод Дальтон-технологий.

Keywords: educational process; teaching methods; research activity of students; general professional disciplines; workbook; practice of research competencies development; method of research projects; problem-search method; method of Dalton technologies.

В последние годы в современных образовательных организациях исследовательская деятельность студентов развивается все больше с целью совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся, становления студента как востребованного и конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы средствами обучения создать благоприятные условия, которые провоцировали бы будущих специалистов делать собственные выводы, моделировать, генерировать идеи и решать исследовательские задачи разных типов и уровня сложности, что в полной мере будет способст-

вовать формированию и развитию исследовательских компетенций [1, с. 81-91].

Преподаватели общепрофессиональных дисциплин Самарского финансово-экономического колледжа регулярно актуализируют параметры заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов, что обусловлено динамикой экономических процессов и постоянных изменений в налоговой, банковской, финансовой системах. Это связано и с запросами работодателей, которые предъявляют все больше требований к будущим специалистам. Правильно подобранные методы обучения способны помочь преподавателю справиться с задачей формирования исследовательских компетенций студентов колледжа.

Успешность формирования исследовательских компетенций студентов колледжа зависит от их профессионально значимых качеств, а именно мотивации, ценностных установок к учебной и профессиональной деятельности, а также творческих и рефлексивных способностей. Становление и развитие данных качеств может быть обеспечено целенаправленной деятельностью всего педагогического коллектива по формированию исследовательской компетенции [2, с. 12-17].

Анализ имеющихся исследований (Е.В. Бережнова, Л.П. Качалова, В.В. Краевский и др.) позволяет сделать вывод о необходимости участия преподавателя в процессе формирования исследовательских компетенций не столько в роли носителя информации, сколько в роли профессионального организатора систематической самостоятельной поисковой исследовательской деятельности студентов [2; 3, с. 45-47].

Целью данной статьи является представление практики формирования исследовательских компетенций студентов колледжа посредством использования наиболее эффективных методов обучения.

Прежде чем приступить к описанию основных методов формирования исследовательских компетенций студентов колледжа, целесообразным будет определить сущность понятия «метод». В педагогике метод определяется как способ организации деятельности человека, направленной на успешное познание, общение и

созидание [4, с. 271-272]. Особое место в образовательных организациях занимает учебная и исследовательская деятельность обучающихся [5; 6; 7; 8]. Каждый отдельно взятый метод обучения включает в себя обучающую работу и организацию активной учебно-познавательной деятельности студентов.

Организованная совместно с научно-исследовательской лабораторией субъектной самореализации и инновационных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета (заведующая доктор педагогических наук, профессор Е.И. Тихомирова) практика формирования исследовательских компетенций студентов колледжа основана на использовании следующих методов обучения: метод исследовательских проектов; проблемно-поисковый метод; метод Дальтон-технологий [9; 10].

В основе метода исследовательских проектов лежит развитие критического мышления, познавательных, творческих навыков студентов колледжа, умений самостоятельно генерировать свои идеи, ориентироваться в информационной среде. Основными преимуществами такого метода являются высокая степень самостоятельности, инициативности и познавательной активности студентов. В ходе такой работы студенты колледжа приобретают опыт исследовательской деятельности. Использование этого метода позволяет обеспечить поисковую ориентацию студентов, направленную на творческое развитие личности, накопление поисковых навыков, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, взаимосвязей [11, с. 161-168].

Метод исследовательских проектов предполагает не только обнаружение и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование и распределение действий, наличие стратегии решения выявленной студентом колледжа проблемы. Задания для каждого студента колледжа, обучающихся, в частности, по специальности «Банковское дело», индивидуально формулируются в рабочей тетради для реализации метода исследовательских проектов.

В процессе использования проблемно-поискового метода преподаватель ставит проблему перед студентами колледжа,

которые должны найти ее решение. Этот метод помогает закрепить ранее изученный теоретический материал, так как студент применяет его для решения задач с помощью своих умозаключений. Проблемно-поисковый метод тоже эффективен при формировании у студентов колледжа исследовательских компетенций, поскольку от обучающихся требуется логическое размышление, обобщение и доказательства, основанные на ранее изученном материале. Метод необходим для развития творческой составляющей мышления студентов колледжа. Организация практических занятий предполагает создание проблемных ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную деятельность студентов колледжа по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей.

Сущность проблемного обучения заключается в том, что перед студентами ставится задача проблемного характера, способ выполнения которой был изучен на занятиях (не стоит ставить задачи, которые непосильны обучающимся, так как они требуют новых знаний и подготовки). Использование проблемно-поискового метода способствует не только развитию самостоятельности студентов, их включению в поисковую и исследовательскую деятельность, но также допускает возможности сотрудничества преподавателя и студента, развивает самостоятельное добывание знаний путем собственной поисковой деятельности, продуктивное мышление, мотивацию. Однако данный метод имеет и некоторые недостатки, например, сложность вовлечения студентов колледжа с низким уровнем теоретических знаний по дисциплине в процесс исследования.

Целью метода Дальтон-технологии является обеспечить в колледже условия для индивидуального развития. Дальтон-технологии - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, в основе которого лежит три принципа: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Это метод работы, в рамках которого создается пространство, обеспечивающее максимальное раскрытие потенциала

каждого студента [12, с. 12-16]. Метод опирается на исходное положение о синтезе различных целей. Главными элементами педагогического процесса при этом являются сами студенты колледжа, их работа, сотрудничество в группе. Задания, сформулированные преподавателем, составляют основу технологии Дальтон. Они должны носить индивидуальный и творческий характер. В каждом задании определяется задача, а сами задания делятся на несколько этапов. Могут быть задания исследовательского характера с постановкой эксперимента, разработкой проекта. Они могут ограничиваться учебной программой дисциплины или выходить за ее пределы. Результат творческой деятельности проверяется преподавателем индивидуально. Отметка при этом не ставится, а только отмечается выполнение задания и дается устный комментарий. Срок реализации Дельтон-задания - от нескольких дней до нескольких месяцев. В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных [13]. Нельзя забывать, что для реализации Дальтон-задания необходимо, чтобы студент в любое время имел доступ к нужному ему материалу. Для студентов колледжа, обучающихся по специальности «Банковское дело», использовались материалы сайта заранее выбранной кредитной организации.

Метод помогает студенту колледжа формировать общие, профессиональные и исследовательские компетенции, стимулировать творческую активность, самостоятельность. В результате развивается познавательный интерес к дисциплине, умения самостоятельно оценивать результаты выполненной деятельности, чувство ответственности, способность сотрудничать с однокурсниками, умение работать с различной справочной литературой [1418]. К отрицательным факторам Дальтон-технологии можно отнести трудоемкость проверки и оценивания результатов выполненного студентами задания.

В описанной практике формирования исследовательских компетенций сту-

дентов колледжа по специальности «Банковское дело» использовалась рабочая тетрадь с заданиями, составленными с целью реализации перечисленных методов обучения. Но необходимо также учитывать, что большая часть заданий может не иметь строгого алгоритма выполнения, что дает полную свободу студентам в их выполнении, и как следствие решает проблему «списывания друг у друга», помогая активизировать и формировать исследовательские компетенции [19; 20].

Структура актива

Приведем пример одного из заданий, предложенных для выполнения студентам колледжа в рабочей тетради, в процессе реализации метода Дальтон-технологии.

Задание. Проанализируйте структуру актива баланса кредитной организации, исходя из риска вложений, доходности и ликвидности. Заполните пустые ячейки в таблице в соответствии с данными, опубликованными на сайте выбранной вами кредитной организации. Выполните задания, сделайте выводы, предложите свои пути совершенствования.

Таблица

кредитной организации

Активы Сумма (тыс. руб.) Удельный вес (%)

Денежные средства на резервном счете в ЦБРФ

Здания

Денежные средства на корреспондентских счетах в кредитных организациях

Денежные средства в кассе банка

Вложения в государственные ценные бумаги

Вложения в коммерческие ценные бумаги с целью перепродажи

Денежные средства на корреспондентском счете в ЦБРФ

Итого

Выводы_

Задания, формирующие ОК1-11 / ПК 1.4 / ПК 2.1 / ПК 2.5 / ИК

• Задание 1. Заполните ячейки в таблице согласно показателям выбранной вами кредитной организации (добавьте ячейки согласно структуре активов).

• Задание 2. Определите удельный вес активов, приносящих доход и не приносящих доход.

• Задание 3. Определите удельный вес активов с минимальным риском, с повышенным риском и безрисковых активов.

• Задание 4. Проанализируйте структуру и сделайте выводы об оптимальности доходности, рисках и ликвидности вложений.

• Задание 5. Сделайте выводы об основных направлениях кредитной политики банка.

• Задание 6. Сделайте предложения по совершенствованию структуры активов.

Самостоятельность выполнения задания заключается в том, что студент выбирает себе объект исследования сам из предложенных ему реально существующих кредитных организаций («Абсолют

Банк», «Авангард Банк», «Альфа-Банк», «Бинбанк», «ВТБ24», «Газбанк», «Газпромбанк», «Кошелев-Банк», «Почта Банк», «Райффайзенкбанк», «Росбанк» и др.).

Таким образом, студент колледжа выполняет на примере выбранной кредитной организации все задания, предложенные в рабочей тетради (разработанной преподавателем дисциплины для описанных методов обучения) самостоятельно, формируя исследовательские компетенции [21]. Преподаватель же, создавая средствами обучения благоприятные условия, провоцирует будущих специалистов делать собственные выводы, моделировать, генерировать идеи и решать ис-

следовательские задачи разного типа и уровня сложности, что в полной мере способствует формированию и развитию исследовательских компетенций [22, с. 380383]. Итоговая диагностика результатов практики формирования исследовательских компетенций студентов колледжа, осуществленная совместно с ЛаСС СГСПУ, показывает, что этот процесс обеспечивает позитивные результаты и имеет перспективы развития.

Анализируя практику формирования исследовательских компетенций студентов колледжа, целесообразно в дальнейшем особое внимание обратить на технологии организации этого процесса и проблемы, возникающие при ее реализации.

1. Набиулина К.А., Солодовников В.В., Цыбикова Д.Г. Выпускники социологических факультетов на рынке труда // Социологические исследования. 2016. №8. С. 81-91.

2. Качалова Л.П. Исследовательская компетенция магистрантов: структурно-содержательный анализ // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». 2015. №3(55), март. С. 12-17.

3. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М.: Академия, 2009. С. 45-48.

4. Тихомирова Е.И. Научная школа исследователей социально-гуманитарных технологий личностного развития в образовательных учреждениях // Социально-гуманитарные технологии личностного развития: опыт, инновации, перспективы : матер. III Междунар. науч.-практ. конф. (27-28 ноября 2014 г.) /сост. и науч. ред. Е.И. Тихомирова. Самара: АСГАРД, 2015. С. 50-53.

5. Паневина Г.Н. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде // Просвещение. Общественные науки : интернет-издание для учителя. 2012. URL: socialnauki.prosv.ru/article/1513 (дата обращения 4.03.2017).

6. Шехмирзоева А.М., Сташ С.М. Рабочая тетрадь как дидактическое средство формирования профессиональных компетенций в ходе самостоятельной работы бакалавров // Вестник Майкопского гос. технологич. ун.-та. 2014. №2. С. 26-28.

7. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика. №4. М. : Наука, 2005. С. 13-18.

8. Щеткин Б.Н. Методика разработки и использования рабочей тетради по дисциплине «Экология» // Междунар. ж.-л экспериментального образования 2016. №12 (часть2). URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10976 (дата обращения 4.03.2017).

9. Тихомирова С.С. Результаты исследования представлений магистрантов педагогического образования о цели научно-исследовательской деятельности в образовательной организации // Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание : науч.-пед. интернет-ж.-л. Ноябрь, 2015. URL: http://www/emissia/org/offline/2015/2435.htm (дата обращения 4.03.2017).

10.Петрова Е.Ю. Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся в школьных курсах географии // Вестник Томск. гос. пед. ун.-та. 2014. №11. С. 217-132.

11.Казейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России. 2016. №7. С. 161-168.

12.Игошин В.И., Филипченко С.Н., Тернова Л.Н., Крылатова Я.Г. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения. М., 2014. С. 12-16.

13. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика : учеб. пос. для студ. пед. уч. завед. М. : Школа-Пресс, 1998. 312 с.

Л « «

14.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 22.

15.Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетент-ностного подхода) // Высш. образование в России. 2004. №11. С. 34-45.

16.Чучалин А.И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высш. образование в России. 2008. №11. С. 43-47.

17.Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода : монография. Красноярск : Краснояр. гос. пед. ун.-т, 2006.

18.Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Наука и образование. 2004. №3. С. 35-43.

19. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Экономика и экономические науки. Томск, 2014. С. 65-68.

20.Нужнова С.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов при подготовке к профессиональной мобильности. Троицк : ЧелГУ, 2012. 188 с.

21.Тимофеева А.С., Федина В.В., Бурякова А.В. Значение курсовых работ в подготовке квалифицированных специалистов // Напрвление : сб. науч. тр. Ч. 1. Белгород, 2003. С. 172-173.

22.Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире : матер. междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С. 380-383.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.