Научная статья на тему 'Использование технологии case study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку'

Использование технологии case study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / КЕЙС-МЕТОД / CASE-STUDY / CASE-STUDY КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / CASE-STUDY AS A TECHNOLOGY OF TEACHING / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / TRAINING OF STUDENTS / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / TECHNOLOGICAL TRAINING / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаева Фатима Борисовна

Статья посвящена обоснованию эффективности технологии case-study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, который способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучаемым базовым дисциплинам, развивает коммуникативные, исследовательские и творческие компетенции. Реформирование системы высшего образования вызывает у преподавателей вузов большой интерес к активным и интерактивным методам и технологиям обучения. Такие технологии обучения помогают выработать профессиональные компетенции, так как в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения главным является развитие личности, ее конкурентоспособности и профессиональной мобильности. Наряду с традиционными методами обучения на этапе реорганизации системы высшего образования особую актуальность приобретают активные и интерактивные технологии обучение. Бесспорным достоинством технологии case-study при обучении студентов иностранному языку, основанной на реальных практических ситуациях, является не только формирование теоретических знаний и практических навыков, но и совершенствование навыков поисковой деятельности с извлечением необходимой информации; конкретизация профессиональных установок студентов будущих специалистов; расширение спектра их духовных ценностей и жизненных директив; совершенствование профессиональных компетенций; оптимизация осознанного миропонимания. Case-study интерактивная педагогическая технология в сфере высшего образования, учитывающая специфику изучаемых дисциплин и способствует освоению всех необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Реализация такой технологии направлена на решение жизненно важных проблем, основанных на действительных обстоятельствах. Учебно-познавательная деятельность, основанная на активном применении технологии case-study, способствует формированию таких профессионально-важных качеств, как: лидерство, целеустремленность, коммуникабельность. В результате такой работы формируются также умения: анализировать большой объем информации, принимать ответственное решение при недостаточном объеме информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абаева Фатима Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY IN STUDENT TRAINING TO PROFESSIONALLY-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the substantiation of the effectiveness of case-study technology in teaching students to a professionally-oriented foreign language that promotes the formation of a sustainable cognitive interest in the basic disciplines under study, develops communicative, research and creative competencies. The reform of the system of higher education causes great interest among university professors in active and interactive teaching methods and technologies. Such training technologies help to develop professional competencies, since in the conditions of transition to educational standards of the new generation, the development of the individual, its competitiveness and professional mobility is the main one. Along with the traditional methods of teaching at the stage of the reorganization of the system of higher education, active and interactive training technologies are becoming particularly relevant. The indisputable advantage of case-study technology in teaching students a foreign language based on real practical situations is not only the formation of theoretical knowledge and practical skills, but also the improvement of the skills of search activity with the extraction of necessary information; Specification of professional attitudes of students future specialists; expanding the range of their spiritual values and life directives; improvement of professional competencies; optimization of the realized worldview. Case-study is an interactive pedagogical technology in the sphere of higher education, taking into account the specificity of the disciplines studied and contributes to the development of all necessary general cultural and general professional competencies. The implementation of this technology is aimed at solving vital problems based on actual circumstances. Educational and cognitive activity, based on the active application of case-study technology, contributes to the formation of such professionally important qualities as: leadership, dedication, communication skills. As a result of this work, skills are also formed: analyze a large amount of information, make a responsible decision with insufficient information.

Текст научной работы на тему «Использование технологии case study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку»

педагогические Абаева Фатима Борисовна

науки ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CASE STUDY В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2018

Абаева Фатима Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

для неязыковых специальностей Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена обоснованию эффективности технологии case-study в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку, который способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучаемым базовым дисциплинам, развивает коммуникативные, исследовательские и творческие компетенции. Реформирование системы высшего образования вызывает у преподавателей вузов большой интерес к активным и интерактивным методам и технологиям обучения. Такие технологии обучения помогают выработать профессиональные компетенции, так как в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения главным является развитие личности, ее конкурентоспособности и профессиональной мобильности. Наряду с традиционными методами обучения на этапе реорганизации системы высшего образования особую актуальность приобретают активные и интерактивные технологии обучение. Бесспорным достоинством технологии case-study при обучении студентов иностранному языку, основанной на реальных практических ситуациях, является не только формирование теоретических знаний и практических навыков, но и совершенствование навыков поисковой деятельности с извлечением необходимой информации; конкретизация профессиональных установок студентов - будущих специалистов; расширение спектра их духовных ценностей и жизненных директив; совершенствование профессиональных компетенций; оптимизация осознанного миропонимания. Case-study - интерактивная педагогическая технология в сфере высшего образования, учитывающая специфику изучаемых дисциплин и способствует освоению всех необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Реализация такой технологии направлена на решение жизненно важных проблем, основанных на действительных обстоятельствах. Учебно-познавательная деятельность, основанная на активном применении технологии case-study, способствует формированию таких профессионально-важных качеств, как: лидерство, целеустремленность, коммуникабельность. В результате такой работы формируются также умения: анализировать большой объем информации, принимать ответственное решение при недостаточном объеме информации.

Ключевые слова: иностранный язык, дискуссия, кейс-метод, case-study как технология обучения, обучение студентов, технологическое обучение, обучение иностранному языку, высшее образование, профессиональное образование.

USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY IN STUDENT TRAINING TO PROFESSIONALLY-ORIENTED

FOREIGN LANGUAGE

© 2018

Abaeva Fatima Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages for non-language specialties North-Ossetian State University Named K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street, 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the substantiation of the effectiveness of case-study technology in teaching students to a professionally-oriented foreign language that promotes the formation of a sustainable cognitive interest in the basic disciplines under study, develops communicative, research and creative competencies. The reform of the system of higher education causes great interest among university professors in active and interactive teaching methods and technologies. Such training technologies help to develop professional competencies, since in the conditions of transition to educational standards of the new generation, the development of the individual, its competitiveness and professional mobility is the main one. Along with the traditional methods of teaching at the stage of the reorganization of the system of higher education, active and interactive training technologies are becoming particularly relevant. The indisputable advantage of case-study technology in teaching students a foreign language based on real practical situations is not only the formation of theoretical knowledge and practical skills, but also the improvement of the skills of search activity with the extraction of necessary information; Specification of professional attitudes of students - future specialists; expanding the range of their spiritual values and life directives; improvement of professional competencies; optimization of the realized worldview. Case-study is an interactive pedagogical technology in the sphere of higher education, taking into account the specificity of the disciplines studied and contributes to the development of all necessary general cultural and general professional competencies. The implementation of this technology is aimed at solving vital problems based on actual circumstances. Educational and cognitive activity, based on the active application of case-study technology, contributes to the formation of such professionally important qualities as: leadership, dedication, communication skills. As a result of this work, skills are also formed: analyze a large amount of information, make a responsible decision with insufficient information.

Keywords: foreign language, discussion, case-study, case-study as a technology of teaching, training of students, technological training, teaching foreign languages, higher education, vocational education.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В связи с переходом на новые образовательные стандарты в системе высшего образования проблема реализации профессионально-ориентированного обучения студентов иностранному языку приобретает особую актуальность. Существующие исследования (Ю.В. Клопова, О.А. Минеева, А.А. Оладышкина), базирующиеся на технологии профессионально-ориентированного обучения, представляют собой процесс оптимизации учебного процесса путем формирования способности к решению различных нестандартных ситуаций, возможных в будущей профессиональной деятельности [1]. Многие совре-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

менные исследователи (Н.С. Евстропова, К.С. Опарина) в условиях высокой конкуренции на рынке труда наиболее приемлемым признают совершенствование профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов всех направлений и профилей подготовки [2, 3]. Это обусловлено тем, что в числе необходимых компетенций значится способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5). К числу наиболее эффективных технологий обучения английскому языку, на наш взгляд, относится технология case-study.

Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

Abaeva Fatima Borisovna pedagogical

USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY ... sciences

рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Технология сase-study, как интерактивная технология обучения, анализируется с различных точек зрения: как инновационный метод обучения, направленный на активизацию у обучающихся мыслительных процессов (С.А. Амбалова, М.И. Бекоева) [4], умения выслушивать и осознавать альтернативную точку зрения, обосновано высказывать свои воззрения (Н.И. Асташина, М.В. Симусева) [5], вероятность представления собственного воззрения по отношению к различной информации (А. Долгоруков) [6], конструктивное изложение ситуации с определенными цифрами и показателями (Е.И. Михайлова) [7]. Для того, чтобы процесс обучения студентов иностранному языку на основе реализации технологии сase-study был наиболее действенным и результативным, особо значимы два обстоятельства: первое - сase-study должен быть успешно подобранным; второе - необходимо применить радикальную технологию его реализации в процессе обучения иностранному языку. Технология сase-study, как отмечает О.Г. Смолянинова в своем исследовании, не примитивное отображение реальных событий и фактов, а специально организованный информационный комплекс, направленный на решение разнообразных проблемных ситуаций, получивших название кейсов [8]. Помимо этого, он содержит вопросы, облегчающие решение рассматриваемой проблемы. Грамотно разработанный кейс должен удовлетворять следующим условиям: соответствовать конкретной цели создания (О.Г. Смолянинова) [8]; владеть соответствующим уровнем сложности (Л.В. Алиева, И.В. Руденко) [9]; содержать несколько моментов реальной ситуации (С.А. Амбалова) [10]; не терять свою актуальность слишком быстро (М.И. Бекоева) [11]; включать национально-региональный компонент; быть достаточно значимым в современном обществе; демонстрировать характерные обстоятельства в будущей профессиональной сфере (Ю.П. Сурмина) [12]; формировать творческое, критическое мышление [13, 14]; содействовать бесконфликтной дискуссии [15, 16]; решаться несколькими вариантами решений.

Формирование целей статьи. Сущность технологии case-study в профессионально-ориентированном обучении студентов иностранному языку заключается в самостоятельной иноязычной деятельности студентов в искусственно организованной профессиональной сфере, которая дает возможность интеграции теоретической подготовки и практических умений, необходимых для активизации творческой деятельности в профессиональной сфере. Студентам предлагается осмыслить разнообразные нестандартные обстоятельства профессиональной деятельности, которые предполагают различные варианты решения проблемы. В процессе решения возникших ситуаций обучаемые применяют необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Case-study, таким образом, это интерактивная технология обучения, основывающаяся на анализе практических примеров, конкретных ситуаций, решении и обсуждении смоделированных, так и реальных ситуаций. Она дает возможность максимально активизировать профессиональную подготовку студентов, учитывать интересы, демонстрировать выработанный стиль мышления и поведения, что позволяет широко использовать данную технологию для обучения иностранному языку и его эффективном использовании в своей будущей профессии.

Изложение основного материала исследования. Специфической особенностью технологии case-study выступает искусственное создание проблемных ситуаций с применением фактов из обыденной жизни, то есть данная технология транслирует подлинные ситуации из социальной, профессиональной, экономической, культурной жизни общества. Данная технология демонстрирует уровень академических знаний и практических навыков 178

с точки зрения настоящих событийных явлений, формирует познавательный интерес у студентов как к профильным дисциплинам, так и к дисциплинам естественнонаучного, гуманитарного и математического циклов. Помимо всего этого, case-study способствует усвоению знаний и навыков сбора, анализа и хранения большого объема учебной информации, содержащей всевозможные варианты решения кейса. Отличительным признаком технологии case-study считается паритетность всех участников в процессе обсуждения кейса. При реализации технологии case-study студенты знания получают не на основе репродуктивной трансляции готовых знаний, а на основе активного сотворчества преподавателя и студентов.

По содержанию кейсы могут быть простыми (состоят из одного объекта) и сложными (состоят из двух и более объектов); по конструкции бывают - структурированные и неструктурированные; по объему различают - узкоформатные и широкоформатные. Но при этом следует помнить, что широкоформатные кейсы у студентов могут вызвать определенные трудности по сравнению с узкоформатными, особенно при решении кейсов первый раз. Case-study может описывать одну ситуацию в одной организации или разнообразные ситуации в различных организациях; может содержать известные ситуационные модели или новые, еще незнакомые модели и т. д. Технология реализации case-study, содержащей споры, дискуссии, аргументации при обучении студентов иностранному языку довольно сильно тренирует участников обсуждения, призывают студентов к соблюдению норм и правил взаимодействия. Большая ответственность ложиться на преподавателя, который в течение всего процесса обучения должен сохранять эмоциональный настрой, предупреждать конфликтные ситуации, создавать комфортные условия для сотрудничества и одновременно для здоровой конкуренции, и самое главное, обеспечить личностные права каждого участника. Проявление своих способностей к коммуникации в ходе обсуждения вопросов case-study на иностранном языке позволяет каждому участнику обнаруживать собственные слабые стороны и стимулирует жажду приобретения знаний по иностранному языку и его использованию в будущей профессиональной сфере. Дискуссии в рамках case-study предшествует работа с лексикой и грамматикой, призванная помочь обучающимся более четко выразить свои идеи и удостоверить остальных участников кейса в правоте своей точки зрения. Это в лишний раз доказывает тот факт, что использование case-study в преподавании иностранного языка является эффективным и способствует развитию разговорной речи. Диалогу и дискуссии в рамках технологии case-study предшествует активная работа над совершенствованием лексики и грамматики, призванные помочь студентам ясно выражать свои идеи и убеждать участников кейса в правоте своей точки зрения. Таким образом можно прийти к выводу что использования кейс метода в преподавании иностранного языка в данном случае английского является эффективным и способствует развитию разговорной речи.

В последнее время все чаще применяются презентации мультимедийных материалов. Однако презентация роликов, аудио и видео материалов часто создают определенные трудности. Иногда легче бывает работать с печатной информацией (Г.Ю. Беляев, С.Н. Горшенина, И.А. Неясова), анализировать ее, чем иметь дело с информацией, представленной исключительно в мультимедиа ресурсах [17, 18]. Однако ограниченные возможности многоразового интерактивного просмотра информации на печатных носителях могут привести к ее искаженному восприятию (Е.В. Глазкова, И.И. Лейфа), в то время как представление case-study с использованием мультимедиа продуктов дают возможность минимизировать вышеназванные проблемы [19].

Анализ большого количества публикаций, а также Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Абаева Фатима Борисовна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

собственные исследования в данной области позволили доказать целесообразность выделения следующих основных этапов разработки и реализации case-study при обучении иностранному языку студентов:

Первый этап. Формулировка цели создания кейса, например, развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов при обучении английскому языку. Для этого необходимо разработать технологию реализации case-study по установленному, хорошо известному сценарию, представив все детали, применяемые в межличностном взаимодействии членов кейса. Далее следует составить проблемные вопросы и задания, которые направлены на овладение студентами различными формами коммуникации; формирование способности к выходу из конкретной ситуации в максимально короткое время;

Второй этап. Идентификация цели кейса и конкретной реальной ситуации.

Третий этап. Предварительный сбор, хранение и обработка различных источников информации для расширения кейса.

Четвертый этап. Обработка собранной для case-study информации, анализ каждой новой детали, отбор главного инструментария для работы.

Пятый этап. Предварительное составление начального варианта собранной и изученной информации и его представление в форме кейса. На данном этапе осуществляется структурирование материалов, конкретизация позиции преподавателя, макетирование, определение формы представления case-study - презентация, видеоролик, сюжетно-ролевая игра и т. п.). Основной этап работы с информацией - это ее поиск, приобретение, обработка и хранение.

Шестой этап. Получение разрешения на публичную демонстрацию кейса. Данный этап актуален в том случае, если представленная в кейсе информация содержит персональные данные конкретного человека или группы людей.

Седьмой этап. Предварительное обсуждение завершенного кейса перед широкой аудиторией, получение экспертной оценки со стороны присутствующих, внесение необходимых изменений для совершенствования кейса.

Восьмой этап. Подготовка методических рекомендаций по разработке и реализации технологии case-study в целях обучения студентов иностранному языку, составление для участников кейса комплекса заданий и перечня вопросов для оценки стиля и скорости их мышления, выяснения навыков работы с кейсами различной сложности.

Руководя процессом реализации кейса, который уже имел место в той или иной практике, преподаватель аргументирует альтернативную точку зрения при описании ситуации, добиваясь активизации критического мышления и деятельного включения всех участников case-study. Обсуждение кейса преподаватель может завершить, обобщив мнения всех участников кейса в единое коллективное решение рассматриваемой ситуации. Свободное обсуждение обычно начинается вопроса: «В чем, на ваш взгляд, заключаются функциональные возможности данного кейса?». Затем дает право выступления каждому члену группы, выслушивает все варианты решения проблемной ситуации, ответы и комментарии к поставленным вопросам, сопоставляет ответы каждого отдельного участника, делает обобщающие выводы.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Технология реализации case-study при обучении студентов английскому языку дает возможность оптимально сочетать мультимедийные ресурсы и информационно-коммуникационными технологии, что способствует совершенствованию приобретенных компетенций, активизации их научно-исследовательской, творческой, мыслительной деятельности. В зависимости от цели, объекта и формата рассма-

триваемого кейса, применяются разнообразные формы и средства представления - презентация, аналитический метод, видеоролик, спектральное представление оптимальных вариантов решения и др. С помощью электронных ресурсов удобно представить числовую информацию в виде диаграммы, графика, модели, схемы, знака, таблицы, гистограммы символа и т. п. Наиболее наглядными средствами успешной реализации case-study в подобных ситуациях выступают электронные таблицы и графики.

При реализации технологии case-study в процессе обучения студентов иностранному языку обычно основываются на двух позициях. Первая позиция основана на традиционной Гарвардской технологии обучения и функционирует под заглавием - «открытая дискуссия». Вторая, и основная, позиция базируется на индивидуальном или фронтальном опросе, в результате которого студенты дают примернуюоценку проблемной ситуации и предлагают некоторые варианты решения case-study, каждый излагает свою точку зрения для его дальнейшего решения и применения в других ситуациях. Такой метод развивает навыки работы с разнообразными источниками информации, способствует осуществлению более объективного контроля и оценки знаний обучающихся, значительно снижает уровень учебного напряжения студентов, вырабатывает у них навыки к быстрой ориентации в типичных ситуациях, развивает способности ясно выражать свои замысли. Обсуждая кейс, преподаватель сосредоточивает внимание студентов на главный объект кейса, направляя их на алгоритм принятия решения в данной ситуации. Он может даже подсказать, какие интерактивные технологии наиболее эффективны в данной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Минеева О.А., Оладышкина А.А., Клопова Ю.В. Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 125-128.

2. Евстропова Н.С., Опарина К.С. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе (на примере технологии «Командообразования») //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 6. С. 149-152.

3. Опарина К.С. Применение модульного подхода к изучению грамматики английского при обучении техническому переводу //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 152-155.

4. Бекоева М.И., Амбалова С.А. Использование кейс-технологий в образовательном процессе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 22-26.

5. Асташина Н.И., Симусева М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.

6. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Источник: http://evolkov.net/case/case.study.html

7. Михайлова Е.И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. Маркетинг.1999. № 1.

8. Смолянинова О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации». Красноярск, 2000.

9. Алиева Л.В., Руденко И.В. Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 11-13.

10. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педа-

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

179

Abaeva Fatima Borisovna

USE OF CASE STUDY TECHNOLOGY .

pedagogical sciences

гогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.

11. Бекоева М.И. Модульно-компетентностный подход к подготовке специалистов в северо-осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова // Школа будущего. 2013. № 3. С. 98-103.

12. Сурмина Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

13. Репинецкая Ю.С. Применение кейс-технологий в полной средней школе в контексте ФГОС // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 127-129.

14. Дружинина М.А. Формирование социальных умений у детей дошкольного возраста посредством кейс-технологии «ролевое проектирование» // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 57-60.

15. Сидакова Н.В. Групповая дискуссия - универсальный метод повышения степени креативности в обучении иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 234-248.

16. Дмитриева Д.Д. Учебная дискуссия как средство преодоления языкового барьера у иностранных студентов-медиков на занятиях по русскому языку // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 3740.

17. Беляев Г.Ю. Проблемы формирования профессионально-ориентированной компетентности студентов педагогических вузов в сфере воспитания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-16.

18. Горшенина С.Н., Неясова И.А. Организация профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 119-122.

19. Лейфа И.И., Глазкова Е.В. Формирование социальной компетенции на занятиях по иностранному языку в СПО //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

Статья поступила в редакцию 29.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

180

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.