Научная статья на тему 'Дидактические условия использования case-studies как активного метода формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза'

Дидактические условия использования case-studies как активного метода формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СASE-STUDY-ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DIDACTIC CONDITIONS / РЕАЛИЗАЦИЯ СASE-STUDIЕS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS / СASE-STUDY-TECHNOLOGIES / REALIZATION OF СASE-STUDIЕS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит Елена Ломбуевна

Целью статьи является анализ дидактических условий использования case-studies как активного метода формирования профессиональных компетенций студентов. В статье раскрываются проблемы актуализации метода сase-study в процессе обучения студентов педагогического вуза. Особое внимание уделено обоснованию внедрения данной технологии на современном этапе развития образовательной системы, как особо соответствующей внедрению компетентностного и личностно-ориентированного подхода в обучении будущих педагогов. Автор приходит к выводу, что использование данной технологии способствует формированию компетенций системного решения нестандартных задач профессиональной деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности технологии Case-Study как активного метода обучения, подчеркивается его значение в формировании и сохранении познавательной активности студентов педагогического вуза. В статье выяснены методологические особенности применения данной технологии с учетом специфики педагогического вуза, проанализированы основные условия ее реализации. На основе методологических концептуальных положений в статье раскрыты дидактические условия использования сase-studiеs. Автор дает обобщенную характеристику основных возможностей технологии Case-Study в формировании ключевых компетенций педагога, подчеркивая роль такой творчески-ориентированной практики в становлении будущей специфической роли педагога, его профессионально-важных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CONDITIONS OF USE OF CASE-STUDIES AS ACTIVE METHOD FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The purpose of the article is to analyze the didactic conditions of case-studies as an active method of forming the professional competencies of students. The article reveals the problems of actualizing the method of case study in the process of teaching students of a pedagogical university. Particular attention is paid to justifying the introduction of this technology at the current stage of the development of the educational system, which is especially appropriate for the introduction of a competence and personality-oriented approach in the training of future teachers. The author comes to the conclusion that the use of this technology contributes to the formation of the competence of the system solution of non-standard tasks of professional activity.The characteristic features of Case-Study technology as an active method of instruction are highlighted and described, its importance in the formation and preservation of cognitive activity of students of a pedagogical university is emphasized.The article clarifies the methodological features of the application of this technology, taking into account the specifics of the pedagogical university, the main conditions for its implementation are analyzed. On the basis of methodological conceptual provisions, the article deals with the didactic conditions of using case-studios. The author gives a generalized description of the main capabilities of Case-Study technology in the formation of key competencies of the teacher, emphasizing the role of such creatively-oriented practice in the formation of the future specific role of the teacher, his professionally important characteristics.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия использования case-studies как активного метода формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза»

педагогические науки

Иргит Елена Ломбуевна ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

УДК 378.147

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CASE-STUDIES КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2018

Иргит Елена Ломбуевна, кандидат педагогических наук, доцент

Тувинский государственный университет (667000, Россия, Кызыл, ул. Ленина, д.36, e-mail: [email protected])

Аннотация. Целью статьи является анализ дидактических условий использования case-studies как активного метода формирования профессиональных компетенций студентов. В статье раскрываются проблемы актуализации метода сase-study в процессе обучения студентов педагогического вуза. Особое внимание уделено обоснованию внедрения данной технологии на современном этапе развития образовательной системы, как особо соответствующей внедрению компетентностного и личностно-ориентированного подхода в обучении будущих педагогов. Автор приходит к выводу, что использование данной технологии способствует формированию компетенций системного решения нестандартных задач профессиональной деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности технологии Case-Study как активного метода обучения, подчеркивается его значение в формировании и сохранении познавательной активности студентов педагогического вуза. В статье выяснены методологические особенности применения данной технологии с учетом специфики педагогического вуза, проанализированы основные условия ее реализации. На основе методологических концептуальных положений в статье раскрыты дидактические условия использования сase-studiеs. Автор дает обобщенную характеристику основных возможностей технологии Case-Study в формировании ключевых компетенций педагога, подчеркивая роль такой творчески-ориентированной практики в становлении будущей специфической роли педагога, его профессионально-важных характеристик..

Ключевые слова: сase-study-технологии, студенты педагогического вуза, дидактические условия, реализация сase-studiеs, профессиональные компетенции, активные и интерактивные методы.

DIDACTIC CONDITIONS OF USE OF CASE-STUDIES AS ACTIVE METHOD FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

© 2018

Irgit Elena Lombuevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor

Tuvan State University (667000, Russia, Tyva, Kyzyl, Lenina str., 36, [email protected])

Abstract. The purpose of the article is to analyze the didactic conditions of case-studies as an active method of forming the professional competencies of students. The article reveals the problems of actualizing the method of case study in the process of teaching students of a pedagogical university. Particular attention is paid to justifying the introduction of this technology at the current stage of the development of the educational system, which is especially appropriate for the introduction of a competence and personality-oriented approach in the training of future teachers. The author comes to the conclusion that the use of this technology contributes to the formation of the competence of the system solution of non-standard tasks of professional activity.The characteristic features of Case-Study technology as an active method of instruction are highlighted and described, its importance in the formation and preservation of cognitive activity of students of a pedagogical university is emphasized.The article clarifies the methodological features of the application of this technology, taking into account the specifics of the pedagogical university, the main conditions for its implementation are analyzed. On the basis of methodological conceptual provisions, the article deals with the didactic conditions of using case-studios. The author gives a generalized description of the main capabilities of Case-Study technology in the formation of key competencies of the teacher, emphasizing the role of such creatively-oriented practice in the formation of the future specific role of the teacher, his professionally important characteristics.

Keywords: сase-study-technologies, students of pedagogical high school, didactic conditions, realization of сase-studiеs, professional competences, active and interactive methods.

Актуализация использования метода Case-Studies в образовательном процессе педагогических вузов обусловлена тенденциями трансформационных реформа-ций в отечественной системе образования. Привлечение внимания научно-педагогической общественности к уже не новой технологии доказывает ее эффективность и соответствие современных требованиям профессиональной подготовки в различных областях [1; 5].

Для студентов педагогических вузов эскалационная значимость данной технологии обусловлена следующими тенденциями:

- с одной стороны, она раскрывает радикально-политическую направленность трансформаций в области образования, сущность которых опосредована сменой традиционной «знаниевой» образовательной парадигмы на реализацию компетентностного подходов и личност-но-ориентированных педагогических технологий, которые в контексте новой парадигмы обеспечивают самоактуализацию и самореализацию студентов в процессе приобретениями ими творческого опыта саморазвития, совершенствования мыслительной деятельности, развития познавательных способностей, а также нового типа мышления, направленного на освоение мощных информационных массивов в заданном лимите времени;

- с другой стороны, вновь возросшее внимание к реализации технологии Case-Study отражает прогрессирую-

щее развитие профессиональных требований к педагогу, их соответствию современным социокультурным реалиям формируемых образовательных сред, а также необходимость развития и совершенствования способности будущих педагогов оптимально, эффективно и системно подходить к решению нестандартных создавшихся профессиональных ситуаций в условиях определенно организованной образовательной среды [3; 4].

Технология Case-Study является активным методом обучения и рассматривается как важнейший фактор формирования высокого уровня познавательной активности будущих педагогов, обеспечивающей глубокое понимание потенциала прогрессивных педагогических концепций, подходов, теорий и конструктивное использование их методологии в условиях осуществления будущей профессиональной деятельности. Помимо этого, особенность данного метода позволяет сохранять на высоком уровне познавательный интерес и познавательную активность будущих педагогов, способствую критическому осознанию и глубокому пониманию прикладного значения научно-нормативной базы психолого-педагогических наук, в связи с чем способствует развитию коммуникативных, конфликтологических, исследовательских и других профессиональных компетенций на основе нового творческого типа критического мышления [2; 3; 4].

Основным дидактическим условием, позволяющим

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)

81

Irgit Elena Lombuevna DIDACTIC CONDITIONS .

pedagogical sciences

рассматривать данную технологию именно как case-study, принято считать ее соответствие сущности проблемных профессионально-ориентированных ситуаций, которые разрабатываются на основе реально возникающих фактов в условиях осуществления будущей профессиональной деятельности. Данная методологическая особенность, выступающая как важнейшее условие определения концепции case-study, стала фактором широкого применения в различных научных областях [6].

Анализируя научно-методологические основания case-технологии, необходимо отметить следующие важнейшие условия ее реализации в образовательном процессе (в нашем случае, педагогического вуза):

- высокий уровень содержательного наполнения реализуемого кейса;

- соответствующая методология реализации case-studiеs.

Анализируя особенности дидактических условий использования сase-studiеs как конкретных ситуаций, отражающих реалии профессиональной деятельности, можем раскрыть их на основе следующих концептуальных положений:

- сase-studiеs подразумевают, что однозначного правильного ответа в контексте решения проблемной ситуации не существуют, что обусловливает множественность истины и исключает какую-либо однозначную схему разрешения поставленной проблемы; это говорит том, пути решения могут быть абсолютно различны, а их правильность не исключает других решений;

- исходя их первого положения, сase-studiеs не подразумевают апеллирование к уже имеющемуся конкретному знанию будущих педагогов, чем исключают, в большей степени, методологический инструментарий традиционных методик или известных паттернов решений; в процессе реализации сase-study-технологии образовательный статус студентов выравнивается как между собой, так и со статусом преподавателя, что предполагает в своей основе поиск рациональных путей решения проблемной ситуации на основе критического мышления, позволяющего синтезировать новое необходимое знание самостоятельно и практически креативно представить его как средство, способ или механизм достижения положительного образовательного результата; доля сопровождающей деятельности педагога здесь будет варьироваться индивидуально в зависимости от готовности студентов к продуктивной самостоятельной деятельности, творческого обращения к собственному опыту, степени познавательной активности и уровня сформированное™ необходимых компетенций;

- исходя из второго изложенного нами положения, можем справедливо отметить, что суммарным результативным эффектом использования сase-stUdiеs становится не только знания, но и навыки будущей профессиональной деятельности, профессиональные компетенции;

- исходя из того, что большинство сторон жизнедеятельности человека в социуме (в том числе и в профессиональной деятельности) являются проектируемыми на основе определенных модельных ориентиров, реализация сase-studiеs также подразумевает, что ее реализация будет осуществляться на основе разработки моделей каждой проблемной ситуации, которая буде подразумевать освоение студентами-будущими педагогами той совокупности знаний, практических умений, навыков и компетенций, которыми им необходимо овладеть в рамках освоения образовательной программы; преподаватель в рамках функционирования такой модели занимает тьюторскую позицию и обеспечивает генерацию вопросов, дискуссионный вектор, обратную связь, фиксацию ответов и т.п.;

- сase-studiеs, регулирующие формирование необходимых профессиональных компетенций, способствуют также и формированию ценностных ориентаций в выборе профессиональных позиций, мотивированных на основе ценностно-смысловых ориентаций профессиональных позиций, что в дальнейшем будет являться императивами профессиональной самореализации;

- решение сase-studiеs позволяет студентам пережить эмоциональный план реализации технологии, который изначально не является предписанным, а возникает, развивается и отражается в последующей рефлексии, являясь креативно конкурентным.

Таким образом, метод сase-study может быть позиционирован как творческий инструмент поиска и перевода теоретического знания в практическое русло. Продуктивная реализация сase-studiеs помогает студентам-будущим педагогам овладеть конфликтологической компетенцией, принимая во внимание формирование способности учитывать альтернативную позицию и аргументировать свою. Помимо этого, студенты получают возможность совершенствовать исследовательскую компетенцию, приобретать аналитические и оценочные навыки, осуществлять наиболее рациональные решения конкретной ситуации.

Также case-study позволяет сохранять на высоком уровне познавательную активность и познавательную деятельность, чем обеспечивает постоянное совершенствование профессионально ориентированной мотива-ционно-потребностной сферы будущих педагогов. Таким образом, благодаря использованию в образовательном процессе педагогического вуза case-study-технологии, студенты вступают в профессиональную деятельность, имея творческий опыт практической самореализации.

Необходимо также отметить, что case-study определяет и специфическую роль преподавателя, которая опосредуется концептом его субъектной парадигмы, формирующей особый образ мышления равноправного тьюторского сотрудничества и направляющей мысле-действие педагога на постоянное обновление его творческого потенциала, обеспечивающего стабильное профессиональное саморазвитие [1].

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дидактическая сущность case-study предполагает отсутствие однозначных правильных решений в предстоящей профессиональной деятельности. Исходя из активности позиции и высокого уровня профессиональных компетенций, формируемых посредством case-studiеs, студент-будущий педагог становится обладателем той компетентности, мотивации и характерологических черт, которые позволяют всегда находить интуитивное или четко просчитанное решение, которое будет самооценено ими как исключительно важное, подкрепленное положительным опытом достижения поставленной цели или задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Авдеева, Т. И. Применение метода case-study в преподавании / Т. И. Авдеева, М. И. Высокое, С. И. Зыкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 10-2. - С. 81-83.

Алиева, М. Б. Возможности использования технологий «Case-Study» в профессионально ориентированном обучении студентов / М. Б. Алиева, Э. М. Есенова // Инновационная наука. - 2016. - № 1-3 (13). - С. 76-78.

Лузан, Е. Н. Метод Case-study в образовательном процессе вуза / Е. Н. Лузан // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 4. - С. 47.

Покушалова, Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 155-157.

Сергеева, М. Г. Дидактические возможности кейсо-вого метода при подготовке специалиста [Электронный вариант] / М. Г. Сергеева // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/

Терешко, Н. В. CASE-STUDY: история и эволюция / Н. В. Терешко, В. С. Фокина // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. -2016. - № 2. - С. 187-193.

Статья поступила в редакцию 11.01.2018

Статья принята к публикации 28.03.2018_

82

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.