Научная статья на тему 'Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов'

Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7524
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CASE STUDY / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCES / SOLUTION OF CASE STUDIES / FUTURE TEACHERS’ TRAINING / PEDAGOGICAL SITUATION / MODELING OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л Р

Введение. В статье обоснована актуальность решения ситуационных задач как способа моделирования профессиональной деятельности будущих педагогов, представлен обзор основных идей исследователей ситуационной задачи и процесса ее решения. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию подготовки будущих педагогов и формирования их профессиональных компетенций на основе решения ситуационных задач. Материалы и методы. В статье обобщен опыт проектирования содержания образовательного процесса на основе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов. В ходе исследования были использованы методы анализа научной литературы по проблеме исследования, применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов. Результаты. Авторами представлена сущностная характеристика ситуационных задач; выявлены группы задач, обладающие дидактическим потенциалом. Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач. Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты использования ситуационных задач в профессиональной подготовке будущего педагога. Акцентируется внимание на функциональных возможностях решения профессиональных задач. Заключение. Делается вывод, что разработанная модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач будет способствовать освоению новых образцов профессиональной деятельности и создаст условия для эффективного формирования педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л Р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING CASE STUDIES AS A MEANS OF FORMING FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES

Introduction. The paper substantiates the urgency of solving case studies as a way of modeling the future teachers’ professional activityThe purpose of the article is to reveal the author’s approach to future teachers’ training and to developing their professional competencies on the basis of solving case studies. The review of the modern researchers’ ideas about the essential characteristics of case studies and the process of their solution is also presented in the paper. Materials and methods. The article summarizes the experience of designing the educational process content based on modeling the students’ professional activity in the future. In the course of the research the following methods were used: methods of analyzing scientific literature on the research problem, methods of pedagogical modeling, observation and diagnosis of the obtained results. Results. The author presents the essential characteristics of case studies and identifies groups of case studies with the didactic potential. A model for future teachers’ training in solving professional case studies has been developed. Discussion. The paper describes the organizational and methodical aspects of using situational tasks in future teachers’ professional training based on the conducted research. The functional possibilities of solving case studies are in the focus of the research. Conclusion. The research concludes that the developed model of future teachers’ training for solving professional case studies facilitates developing new models of professional activities and creates conditions for effective pedagogical competence development.

Текст научной работы на тему «Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.14

УДК 378.937 ББК 74.480.26

Л.Р. Салаватулина

ORCID № 0000-0002-9004-7827, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация, E-mail: salavatulinalr@cspu.ru

решение ситуационных задач как средство

формирования профессиональных компетенций будущих педагогов

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность решения ситуационных задач как способа моделирования профессиональной деятельности будущих педагогов, представлен обзор основных идей исследователей ситуационной задачи и процесса ее решения. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию подготовки будущих педагогов и формирования их профессиональных компетенций на основе решения ситуационных задач.

Материалы и методы. В статье обобщен опыт проектирования содержания образовательного процесса на основе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов. В ходе исследования были использованы методы анализа научной литературы по проблеме исследования, применены методы педагогического моделирования, наблюдения и диагностики полученных результатов.

Ре.зультаты. Авторами представлена сущностная характеристика ситуационных задач; выявлены группы задач, обладающие дидактическим потенциалом. Разработана модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач.

Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные и методические аспекты использования ситуационных задач в профессиональной подготовке будущего педагога. Акцентируется внимание на функциональных возможностях решения профессиональных задач.

Заключение. Делается вывод, что разработанная модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач будет способствовать освоению новых образцов профессиональной деятельности и создаст условия для эффективного формирования педагогической компетентности.

Ключевые слова: ситуационная задача, компетентность, профессиональные компетенции, решение ситуационных задач, подготовка будущих педагогов, педагогическая ситуация, моделирование профессиональной деятельности.

Основные положения:

• выделены сущностные характеристики ситуационной задачи, а также группы задач, обладающие дидактическим потенциалом; | • предложена модель подготовки педагогов к решению профессиональных ситуационных

задач;

g • обозначены организационные и методические аспекты использования ситуационных за-

S дач в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов;

^ • разработаны учебно-методические материалы по использованию ситуационных задач

^ в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин.

1. Введение (Introduction)

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования задают новые требования к компетентностям выпускников, а также их соответствие трудовым функциям Профессионального стандарта педагога. Нормативные документы, современные исследования регламентируют необходимость развития субъекта профессиональной деятельности в аспекте формирования его практического опыта, овладения профессиональными компетенциями.

Одна из актуальных проблем профессиональной подготовки будущих педагогов связана с противоречием между теоретическим предметным характером обучения и практическим межпредметным характером будущей профессиональной деятельности.

Анализ качества подготовленности специалистов свидетельствует о том, что выпускники высших учебных заведений не всегда способны перенести в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания. Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает, во-первых, обеспечение ее полноты (готовности к выполнению всех основных профессиональных функций, представленных в Профессиональном стандарте педагога), во-вторых, ее целостности (подготовленности к реализации не только отдельных операций, но и целостной деятельности от начального целеполагания до анализа результатов).

Одним из подходов к решению данной проблемы явилась идея моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе, которая позволяет воспроизводить эту деятельность в специально созданных условиях на учебных занятиях. На наш взгляд, овладению способами профессиональной деятельности будущих педагогов способствует использование ситуационных педагогических задач.

Что же представляет из себя ситуационная задача? В настоящее время в пе-

дагогических исследованиях существуют различные подходы к определению понятия «педагогическая ситуационная задача».

Так Ю.К. Бабанский рассматривает педагогическую ситуацию как способ подготовки учителя к проектированию, конструированию и организации оптимального учебно-воспитательного процесса [1]. В исследованиях Ю.Н. Кулюткина ситуация представлена как механизм развития у учителя целостной педагогической рефлексии [2]. В теории В.В. Серикова задачи-ситуации описаны как технология формирования у студентов целостного образа предстоящей педагогической деятельности [3]. В концепции А.А. Вербицкого учебные профессиональные ситуации представляют собой методологию реализации контекстного подхода в образовании [4]. Исследованы профессиональные ситуационные задачи как форма познавательной деятельности студентов (Н.В. Альбрехт) [5], как условие профессионального саморазвития учителя (Ю.В. Соколова) [6], как совокупность зависимых заданий тестовой формы по конкретной педагогической ситуации (Е.И. Трубицина) [7], как проблемная ситуация в реальном учебном процессе (Н.В. Языкова) [8], как объект мыслительной деятельности, содержащий вопросную ситуацию (Т.О. Болтянская)1, как вид контроля знаний и умений обучающихся (В.С. Аванесов) [9], как средство освоения интеллектуальных операций в процессе работы с информацией (О.В. Акулова) [10], как средство подготовки будущих педагогов к взаимодействию с обучаемыми (Н.С. Касаткина и др.) [11] и др.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Проблема внедрения деятельност-ных технологий в учебный процесс высшей школы является актуальной для кафедры педагогики и психологии [12-15]. Мы пришли к пониманию, что в процессе подготовки будущих педагогов необходимо моделирование профессиональной

1 Болтянская Т.О. Ситуативные задачи как средство формирования финансово-экономического мышления студентов техникума [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.О. Болтянская. Екатеринбург, 2006. 230 с.

s £ -0-ф

о с m х

0 Ё| £ ^

i£ S и

Го £

« с

* S

.0 о

1 *

и

0 о

Ф о S о

1 ф

^ о

ф Q.

CL с

го

X s

Sb

н го m

го ^

го

0

01

деятельности, в аспекте которого и рассматривается решение ситуационных задач. Наши результаты работы в этом направлении внедряются в образовательный процесс кафедры педагогики и психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В центре внимания преподавателей кафедры - проектирование содержания образовательного процесса на основе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов, использование ситуационных задач и кейс-технологий с целью формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.

3. Результаты (Results)

Мы уделяем внимание сущностной характеристике ситуационной задачи с целью исследования ее возможностей в профессиональной подготовке будущих учителей, которая требует новых подходов к построению образовательной среды практической направленности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выделены характерные особенности ситуационной задачи:

• проблемный, поисковый характер,

• практическая направленность,

• ориентация на профессиональную реальность,

• наличие личностно-значимого познавательного вопроса,

• обобщенность, отражающая наиболее существенные стороны профессиональной деятельности,

• основание задачи - конкретное знание и способ действия.

Таким образом, под ситуационной педагогической задачей мы будем понимать задание проблемного характера, в котором будущим педагогам предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения конкретной проблемы. В свою очередь, решение ситуационной педагогической задачи предполагает изучение предложенной модели реальной проблемной ситуации путем построения ориентировочной основы ее решения в виде прогноза с последующим выполнением этой деятельности.

Имитация студентами профессиональной деятельности в ходе решения ситуационной педагогической задачи обеспечивает овладение необходимыми профессиональными умениями и действиями. Это позволяет заключить, что именно комплекс задач и заданий представляет собой модель практического компонента профессиональной деятельности.

В своем исследовании мы определили, что при изучении психолого-педагогических дисциплин большим дидактическим потенциалом обладают следующие группы задач:

1. Простые операциональные задачи - задачи, опирающиеся на знания одной учебной дисциплины, включающие 1-2 операции, направленные на достижение конкретной цели.

Пример простой задачи: Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно приговаривая:

- Посмей только не спать! Сейчас же закрывай глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:

- Так с дочкой не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку.

Но девочка не слушает ее, возражает:

- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

Объясните действия ребенка в игре, основываясь на особенностях, характерных для детей дошкольного возраста. Назовите их. Какую роль в воспитании ребенка играют такие его особенности, как подражательность, стремление быть похожим на близких?

2. Комплексные задачи - сложные задачи, опирающиеся на знания нескольких учебных дисциплин, представляющие собой завершенной процесс выполнения трудовой функции.

Пример комплексной задачи: В пятом классе идет урок литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Вова нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые из них следуют его примеру. Ваши действия?

Определите мотивы поведения учащихся. Дайте оценку конструктивности действий учителя. Оцените выбор способа взаимодей-

ствия учителя и ученика. Каков результат и предполагаемое последствие ситуации.

Таким образом, при решении ситуационных задач будущие педагоги обсуждают реальную практическую ситуацию, которая возникает в профессиональной деятельности, демонстрируют конкретные знания и способы действия, сопряженные с трудовыми функциями.

Позиция нашего исследования такова, что специфика педагогической ситуационной задачи заключается в направленности на отражение педагогической реальности, которая представлена в содержании задачи как проблемная ситуация, решение которой создает условия для становления профессионализма и индивидуального стиля педагогического мышления будущего педагога.

Как мы отмечали ранее, технология решения ситуативных задач представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления обоснованного решения проблемы.

В педагогических исследованиях представлены различные алгоритмы решения ситуационных задач. Так В.А. Сла-стенин рассматривает следующие этапы: 1. Постановка задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий. 2. Конструирование способа педагогического взаимодействия. 3. Осуществление плана решения задачи на практике. 4. Анализ результатов решения задачи [16].

Г. Альтшулер при описании ТРИЗ-технологии указывает алгоритм решения ситуационной задачи: 1. Точно понять задачу. 2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат. 3. Составить модель задачи. 4. Поиск в каждой части модели задачи ресурса для решения. 5. Применить приемы разрешения противоречий. 6. Сформулировать несколько решений. 7. Выбрать самое сильное решение. 8. Провести анализ решения ситуации [17].

Т.С Шеромова в своем исследовании констатирует, что для принятия обоснованного решения ситуационной задачи необходимо: 1. Собрать информацию -выделить факты. 2. Выявить противоречия между фактами, предложить гипотезы. 3. Сформулировать словесную модель

решения проблемы. 4. Обозначить результаты. 5. Провести проверочный эксперимент [18].

Решение ситуационных задач, по мнению О.Е. Лебедева, имеет алгоритмическое предписание: актуализация, проблемный и целевой этап, выбор средств решения, теоретический и результативный этапы, генерализация [19].

А.А. Фролов предлагает иной подход к решению задачи: эмоциональное «присвоение» задачи, фиксация известных фактов, модельная фиксация условия задачи, формулировка закона для решения задачи, получение необходимой дополнительной информации, получение результата на основании использования закона, фиксация полученного результата [20].

О.Ю. Овченкова описывает методику решения профессионально-педагогической задачи как ряд последовательных этапов: мотивация, осмысление текста задачи, формулировка проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, принятие решения, коррекция, рефлексия [21].

Опираясь на анализ научных источников и собственный опыт работы, мы акцентируем внимание при решении ситуационной профессиональной задачи на традиционных операциях:

• анализ условия задачи,

• формулировка исходных данных и целей,

• разработка плана решения задачи,

• принятие и реализация плана решения,

• рефлексия, исследование результата решения, определение достижения поставленных целей, выработка плана дальнейшего развития.

Исходя из актуальности проблемы исследования, рассмотренных подходов к определению ситуационной задачи, считаем целесообразным разработать модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач.

Общая структура модели подготовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач включает в себя ряд компонентов: моти-вационный, целевой, операционально-

^ £ -0-ф

о с

£0 X

О Л £ ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГО

и ф

с

о

-О X -О

и

0 о О) о ^ о

1 ф

^ о

ф О.

О- с

-О X X

о

Ц

го

го

X

Sb

H го ш

го ç

го О

ÛL

деятельностный, контрольно-оценочный. Остановимся на описании заявленных компонентов и условиях реализации каждого.

Мотивационный компонент предполагает систему мотивов, которые помогут активизировать будущих педагогов на решение ситуационной задачи.

Условия реализации: 1. Установка студентов на устойчивую положительную мотивацию необходимости овладения логикой и алгоритмом решения профессиональной задачи. 2. Соответствие ситуационной задачи учебно-познавательным возможностям студентов. 3. Влияние процесса решения задач на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов.

Целевой компонент предполагает постановку разноуровневой системы задач и организацию на этой основе личност-но ориентированной работы студентов по их решению.

Условия реализации: 1. Определение видов и типов профессиональных ситуационных задач по учебной дисциплине.

2. Обеспечение пространства профессионального развития личности студента при решении ситуационной задачи с определением роли и поведения преподавателя и студента в этом пространстве.

3. Очевидная для будущих педагогов профессиональная значимость ситуационной задачи.

Операционно-деятельностный компонент предполагает формирование практических умений студентов в решении ситуационной задачи и непосредственное выполнение проблемных заданий по ее решению.

Условия реализации: 1. Включение профессиональных задач в структуру образовательного процесса. 2. Формирование профессиональных компетенций и развитие приемов самостоятельной познавательной деятельности. 3. Творческая реализация способностей через вариативность содержания и комплекса разнообразных педагогических ситуаций.

Контрольно-оценочный компонент обеспечивает контроль и коррекцию результатов решения ситуационных задач.

Условия реализации: 1. Проектирование индивидуального маршрута формирования профессиональных компетенций будущих педагогов. 2. Формирование готовности будущего педагога к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексии педагогического мышления.

Таким образом, модель подготовки будущих педагогов к решению профессиональных задач способствует последовательному овладению практическими умениями в сочетании с теоретическими знаниями. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению конкретной задачи и формированию профессиональных компетенций.

4. Обсуждение (Discussion)

Считаем необходимым остановиться на обсуждении важных организационных и методических аспектов использования ситуационных задач в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов.

При организации занятий по решению ситуационных задач, на наш взгляд, необходимо соблюдать ряд условий:

• обеспечение развивающей образовательной среды;

• руководство взаимодействием всех участников образовательного пространства;

• организация продуктивной творческой индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

• создание благоприятного эмоционального климата для осуществления рефлексии педагогического мышления.

Отметим, что педагогические ситуационные задачи могут быть использованы в различных видах деятельности и органично вписаны в образовательный процесс высшей школы. На первом этапе - первичное овладение знаниями - ситуационная задача может быть сформулирована как постановка учебной проблемы, противоречие, которое ведет к построению проблемной ситуации и последующему решению. На втором этапе - контроль знаний (закрепление) - ситуационная за-

дача может явится результатом коллективной мыслительной деятельности или одним из заданий средства оценивания. На третьем этапе - формирование профессиональных компетенций и развития творческих способностей - позволяет осваивать интеллектуальные операции и способы познания содержания обучения. Кроме того, ситуационная задача может быть представлена как индивидуальная работа студента на занятии, групповая работа по решению ситуационных задач и фронтальная работа с последующей дискуссией.

Учитывая точки зрения ученых, мы считаем, что оптимальным вариантом использования ситуационных задач на занятиях является: 1. Анализ ситуации в подгруппе. 2. Первичное обсуждение ситуации в аудитории (внутригрупповая дискуссия, ответы на вопросы преподавателя). 3. Межгрупповая дискуссия (сообщение подгруппы о решении, его обоснование, выбор оптимального решения). 4. Подведение итогов (рефлексия).

Решение профессиональных ситуационных задач является не только единицей содержания подготовки студентов, но и, как мы отмечали ранее, одной из форм их самостоятельной работы [22]. Следовательно, мы подчеркиваем и оценочно-диагностическую функцию ситуационных задач, которая отражает профессиональную подготовку студента. Это оценочное средство выступает как проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения конкретной проблемы.

Выделяя дидактическую важность ситуационной задачи, мы приходим к пониманию необходимости разработки методики ее конструирования. Методика разработки ситуационных задач профессиональной деятельности, на наш взгляд, предполагает четыре этапа.

Первый этап - на основе анализа трудовых профессиональных функций будущего педагога разрабатываются и определяются профессиональные ситуационные задачи, которые охватывают основные действия, входящие в его

будущую профессиональную деятельность.

Второй этап - определение вида и типа задачи, соответствующий характеру учебно-познавательной деятельности студентов, уровню сформированности профессиональных компетенций.

Третий этап - выбор ситуационных задач, выполнение которых имеет большую практическую значимость на определенном этапе обучения будущих педагогов или при изучении конкретной темы в рамках психолого-педагогического курса.

Четвертый этап - создание банка данных ситуационных задач, разработка дидактических материалов по их решению.

Мы считаем, что у каждого преподавателя может быть создан фонд ситуационных задач, в структуру которого входят:

• совокупность ситуационных задач разных видов и для разных этапов обучения,

• методические материалы и методические указания, определяющие процедуру решения задачи,

• требования и критерии оценивания решения задачи.

Безусловно, следует обозначить критерии методического построения ситуационной задачи:

• актуальность. Ситуационная задача должна содержать актуальную информацию, которая необходима для подготовки будущего педагога;

• практическая направленность. Ситуационная задача должна отражать реальные ситуации будущей профессиональной деятельности;

• аналитичность. Содержание задачи должно включать ситуации, требующие анализа и способствующие развитию аналитического мышления студентов;

• контекстуальность. Предполагает логическое включение решения конкретной ситуационной задачи в общую систему изучения темы или проблемы;

• структурность. Ситуационная задача как правило имеет одинаковую типовую структуру: название, текст (содержание ситуации), познавательный вопрос, задание (вопросы для работы с задачей);

• доступность. Ситуационная задача должна соответствовать психологиче-

-0-ф

О с £0 X

£ ^ ГО

и ф

С

О ¡£

X .0 -1 .0

и

0 О

О) о _ о

1 ф

^ о

ф О.

О- с

X .а X X

о

-

Ц

го

ским возрастным особенностям студентов, быть понятной, но, в то же время вызывать активную познавательную деятельность в разрешении возникших затруднений;

• вариативность. Содержание ситуационной задачи предполагает наличие множества решений, нахождение оптимального, наилучшего пути решения ситуации, что позволяет будущим педагогам не мыслить стереотипами, а развивать гибкость мышления.

5. Заключение (Conclusion) Моделирование профессиональной деятельности будущего педагога позволяет сформировать ряд важных профессиональных компетенций и будущих трудовых функций, обеспечивает готовность к работе в новых современных условиях образовательной среды. В ходе специально организованной деятельности по решению ситуационных задач создаются условия воспроизведения будущей профессиональной деятельности в процессе обучения и овладения основными операциями и действиями профессии. Мы полагаем, что разработанная модель под-

готовки будущих педагогов к решению профессиональных ситуационных задач способствует освоению новых образцов профессиональной деятельности и создает условия для эффективного формирования педагогической компетентности.

Таким образом, в процессе формирования профессиональных компетенций большое значение имеет решение ситуационных задач:

• способствует формированию трудовых функций,

• обеспечивает развитие самостоятельности мышления, ориентировки в новой ситуации, нахождению собственных подходов к решению проблем,

• повышает эмоциональный отклик в процессе познания, мотивацию учебной деятельности, познавательный интерес овладения новыми знаниями и практическом их применением,

• способствует развитию творческих способностей, умению формулировать и высказывать свою точку зрения,

• способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский. -4-е изд. - М.: ЛОГОС, 2012. - 192 с.

2. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя [Текст] / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 2016. - 120 с.

3. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: ЛОГОС, 2012. - 272 с.

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 2012. - 207 с.

5. Альбрехт, Н.В. Компетентностный подход в образовательных технологиях при преподавании иностранного языка [Текст] / Н.В. Альбрехт // Акмеология профессионального образования: материалы 13-й Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 марта 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 204-208.

6. Соколова, Ю.В. Профессиональное саморазвитие учителя в процессе разрешения стихийно возникающих педагогических ситуаций [Текст] / Ю.В. Соколова, Г.В. Палаткина // Человек и образование. - 2011. - № 3 (28). - С. 103-108.

7. Трубицина, Е.И. Профессионально-диагностическая деятельность учителя физики [Текст] ! / Е.И. Трубицина / / Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №9-4 (51). -^ С.90-92.

m 8. Языкова, Н.В. Об исследовательской деятельности учителя иностранного языка средней шко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[д лы [Текст] / Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 3. - С. 81-84. Я 9. Аванесов, В.С. Формы тестовых заданий [Текст] / В.С. Аванесов. - М.: Центр тестирования,

^ 2005. - 155 с.

10. Акулова, О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся [Текст] / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова. - М.: КАРО, 2008. - 96 с.

11. Касаткина, Н.С. Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми [Текст] / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 43-48.

12. Салаватулина, Л.Р. Особенности организации процесса обучения в высшей школе на основе кейс-метода [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Непрерывное педагогическое образование: глобальные и национальные аспекты: материалы III Международного конгресса. - Челябинск: Изд-во Юж.-Уральский гос. гуман.-пед. ун-т, 2017. - С. 230-232.

13. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017) Developing competitive vocational training teachers' professionally significant qualities of: dynamics of the process. Espacios. 38 (40), 34. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384034.html (Accessed 12 January 2018).

14. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the evaluating the potential of the regional pedagogical universities on the basis of benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/ a17v38n25/17382502.html (Accessed 12 January 2018).

15. Немудрая, Е.Ю. Готовность к инновационной деятельности как условие успешной профессиональной социализации выпускников педагогического вуза [Текст] / Е.Ю. Немудрая // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск, 2018. - С. 165-167.

16. Сластенин, В.А. Методологическая рефлексия в педагогическом исследовании [Текст] / В.А. Сластенин, П.В. Лепин, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова // Педагогическое образование и наука. -2012. - № 4. - С. 28-32.

17. Альтшулер, Г.С. Найти идею: в едение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшулер. - 4-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 400 с. <5

18. Шеромова, Т.С. Ситуационные задачи исторического характера: структура и специфика ис- с пользования в аспекте метапредметности [Текст] / Т.С. Шеромова // Вестник Костромского госу- "с^ дарственного университета. - 2017. - № 2. - С. 159-160. £

19. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школь- jf

ные технологии. - 2014. - № 5. - С. 3-12. с

о

L.R. Salavatulina

solving case studies as a means of forming future teachers' professional competencies

20. Фролов, А.А. Алгоритмизированный подход к проблемному обучению осознанной деятельности [Текст] / А.А. Фролов, Ю.Н. Фролова // Образование и наука. - 2008. - № 8 (56). - С. 96-104.

21. Овченкова, О.Ю. Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов [Текст] / О.Ю. Овченкова, И.В. Рубанова, Л.А. Богданова // Вестник Удмуртского университета. - 2016. - Т. 26. -Вып. 1. - С. 93-104.

22. Салаватулина, Л.Р. Фонд оценочных средств самостоятельной работы студентов творческого jÜ типа [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Тенденции развития психологии, педагогики и образования. Казань: ИЦРОН, 2017. - С. 42-45.

ф

■I—

га с

ORCID No. 0000-0002-9004-7827, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Pedagogics and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: salavatulinalr@cspu.ru |

Аnnotation

Introduction. The paper substantiates the urgency of solving case studies as a way of modeling the future teachers' professional activityThe purpose of the article is to reveal the author's approach to future teachers' training and to developing their professional competencies on the basis of solving

ro

ф

73

(Л Ф (Л

ro о

га

с

>

о

case studies. The review of the modern researchers' ideas about the essential characteristics of case studies and the process of their solution is also presented in the paper.

Materials and methods. The article summarizes the experience of designing the educational process content based on modeling the students' professional activity in the future. In the course of the research the following methods were used: methods of analyzing scientific literature on the research problem, methods of pedagogical modeling, observation and diagnosis of the obtained results.

Results. The author presents the essential characteristics of case studies and identifies groups of case studies with the didactic potential. A model for future teachers' training in solving professional case studies has been developed.

Discussion. The paper describes the organizational and methodical aspects of using situational tasks in future teachers' professional training based on the conducted research. The functional possibilities of solving case studies are in the focus of the research.

Conclusion. The research concludes that the developed model of future teachers' training for solving professional case studies facilitates developing new models of professional activities and creates conditions for effective pedagogical competence development.

Keywords: case study, competence, professional competences, solution of case studies, future teachers' training, pedagogical situation, modeling of professional activity.

Highlights:

• The essential characteristics of case studies are identified in the research, as well as case studies with the didactic potential;

• The authors propose the model of teachers' training for solving professional situational problems;

• The research indicates organizational and methodical aspects of using situational tasks in developing future teachers' professional competencies;

• The authors present educational and methodological materials on the use of situational problems in the teaching of psychological and pedagogical disciplines.

References

1. Babansky Yu.K. (2012) Optimizatsiya uchebnogo protsessa [Optimization of the educational process] Moscow, LOGO (In Russian).

2. Kulyutkin Yu.N. Suhobskaya G. S. (2016) Modelirovaniye pedagogicheskikh situatsiy: problemy povysheniya kachestva i effektivnosti pedagogicheskoy podgotovki uchiteley [Modeling pedagogical situations: problems of improving the quality and effectiveness of pedagogical teacher training] Moscow, Pedagogika (In Russian).

3. Serikov V.V. (2012) Obrazovaniye i lichnost'. Teoriya i praktika proyektirovaniya pedagogicheskikh sistem [Education and personality. Theory and practice of designing pedagogical systems] Moscow, LOGOS (In Russian).

4. Verbitsky A.A. (2012) Aktivnoye obucheniye v vysshem obrazovanii: kontekstnyy podkhod [Active learning in higher education: a contextual approach] Moscow, Starshaya shkola (In Russian).

5. Albrecht N.V. (2016) Kompetentnyy podkhod v obrazovatel'nykh tekhnologiyakh v prepodavanii inostrannogo yazyka [Competence approach in educational technologies in teaching a foreign language] Akmeologiyaprofessional'nogo obrazovaniya. 204-208 (In Russian).

6. Sokolova Yu.V., Palatkina G.V. (2011) Professional'noye samorazvitiye uchitelya v protsesse resheniya spontanno voznikayushchey pedagogicheskoy situatsii [Professional self-development of the teacher in the process of solving spontaneously arising pedagogical situations] Lichnost' i obrazovaniye.3 (28), 103-108 (In Russian).

7. Trubitsina E.I. (2016) Professional'no-diagnosticheskaya deyatel'nost' prepodavatelya fiziki [Physics teacher's professional and diagnostic activities] Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. 9-4 (51),

« 90-92. (In Russian).

3 8. Yazykova N.V. (2005) O nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti prepodavatelya inostrannogo yazyka

> sredney shkoly [On the foreign language teacher's research activities in secondary school] Inostrannyye yazy-jj ki v shkole. 3, 81-84. (In Russian).

9. Avanesov V.S. (2005) Formy testovykh zadaniy [Forms of test tasks] Moscow, Ispytatel'ny tsentr. —i (In Russian).

10. Akulova O.V, Pisareva S.A, Piskunova E.V. (2008) Postroyeniye situatsionnykh zadach dlya otsenki kompe-tentnosti studentov [Constructing of situational tasks for assessing the students' competence] Moscow, KARO (In Russian).

11. Kasatkina N.S., Nemudraya E.Yu., Shkitina N.S, Tsiulina M.V. (2017) Situatsionnaya zadacha kak sredstvo podgotovki budushchego uchitelya k vzaimodeystviyu s obuchayemymi [Situational task as a means of preparing the future teacher for interaction with trainees] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 9, 43-48 (In Russian).

12. Salavatulina L.R. (2017) Osobennosti organizatsii protsessa obucheniya v sisteme vysshego obrazo-vaniya na osnove metoda keys-stadi [Features of the organization of the learning process in higher education on the basis of the case-study method] Nepreryvnoye pedagogicheskoye obrazovaniye: global'nyye i natsional'nyye aspekty. Materialy III Mezhdunarodnogo kongressa, 230-232. (In Russian).

13. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Y. (2017) Developing competitive vocational training teachers' professionally significant qualities of: dynamics of the process. Espacios. 38 (40), 34. Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384034.html (Accessed 12 January 2018).

14. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the evaluating the potential of the regional pedagogical universities on the basis of benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/ a17v38n25/17382502.html (Accessed 12 January 2018).

15. Nemudraya E.Yu. (2018) Gotovnost' k innovatsionnoy deyatel'nosti kak usloviye uspeshnoy professional'noy sotsializatsii vypusknikov pedagogicheskogo universiteta [Readiness for innovation as a condition for graduates' successful professional socialization after a pedagogical university] Professional'noye samoopredeleniye molodezhi v innovatsionnom regione: problemy iperspektivy. 165-167 (In Russian).

16. Slastenin V.A. (2012) Metodologicheskаya Reflectciya v pedagogicheskikh issledovaniyakh [Methodological Reflection in Pedagogical Research] Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. 4, 28-32 (In Russian).

17. Altshuler G.S. (2011) Nayti ideyu: v khode TRIZ - teoriya resheniya izobretatel'skikh zadach [To find

an idea: in the course of TRIZ - the theory of solving inventive problems] Moscow, Alpina Pablisherz. ф (In Russian).

18. Sheromova TS. (2017) Situatsionnyye zadachi istoricheskogo kharaktera: struktura i spetsifika "5 ispol'zovaniya v aspekte meta-sub"yektivnosti [Situational tasks of historical nature: the structure and pe- E culiarities of using them in the metasubjectivity aspect] Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2, 159-160 (In Russian).

19. Lebedev O.E. (2014) Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii [Competence approach in education] Shkol'naya tekhnologiya. 5, 3-12. (In Russian).

20. Frolov A.A. (2008) Algoritmizirovannyy podkhod k problemnomu obucheniyu soznatel'noy deyatel'nosti [Algorithmized approach to problem-based learning] Obrazovaniye i nauka. 8 (56), 96-104 (In Russian).

21. Ovchenkova O.Yu. (2016) Iz opyta organizatsii setevogo vzaimodeystviya vuzov [From the experience of organizing networking cooperation between universities] Vestnik Udmurtskogo universiteta. 26, 93-104 (In Russian).

22. Salavatulina L.R. (2017) Fond dlya otsenki samostoyatel'noy raboty studentov tvorcheskogo tipa [Fund for evaluating creative students' independent work] Tendentsii v razvitii psikhologii, pedagogiki i obrazo-vaniya. 42-45 (In Russian).

с

го ф

E

го

(Л ф

73

ч-»

Ф (Л

го о

га

с

>

о СО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.