Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных свойств и рефлексии сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза'

Взаимосвязь личностных свойств и рефлексии сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
843
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ПРОЕКТНАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ / STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / PEDAGOGICAL REFLECTION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER: PEDAGOGICAL / PROJECT / RESEARCH / CULTURAL AND EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова И.К.

Введение. Обоснована актуальность развития навыков педагогической рефлексии у будущих педагогов для формирования профессиональных компетенций, представлен обзор основных идей исследователей рефлексии. Цель статьи представление результатов опытно-поискового исследования рефлексивной оценки студентов сформированности профессиональных компетенций и интереса к профессиональной деятельности педагога. Методология и методы исследования. Использовались личностно-деятельностный и субъектный методологические подходы, метод тестов (16-факторный личностный опросник Кеттелла, форма А, 187 вопросов), анкета. Результаты. Выявлены статистически значимые взаимосвязи между самооценкой сформированности профессиональных компетенций и личностными качествами студентов. Составлены психологические портреты студентов с разным уровнем самооценки сформированности компетенций и выраженности интереса к деятельности педагога. Обсуждение. Гипотеза о взаимосвязи психических свойств личности студентов и их рефлексивными оценками уровней сформированности профессиональных компетенций подтверждена. Студентов, выше оценивающих свой уровень компетенций, отличает эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, смелость, стремление к самоутверждению, самостоятельности. У студентов, ниже оценивающих уровень компетенций, выражены тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, конформность. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, психологами для развития адекватной самооценки студентов, навыков эмоциональной саморегуляции. Заключение. Результаты опытно-поискового исследования могут быть использованы для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, развития навыков педагогической рефлексии у студентов, их подготовке к прохождению педагогической практики и итоговой государственной аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова И.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных свойств и рефлексии сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза»

DOI 10.25588/CSPU.2018.30..4..009 УДК 159.9.072 ББК 88.60

И.К. Прохорова

ORCID № 0000-0003-1058-8488, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил, Российская Федерация.

E-maU: irina.prohorov@yandex.ru

взаимосвязь личностных свойств и рефлексии сформированности профессиональных компетенций у студентов

педагогического вуза

Аннотация

Введение. Обоснована актуальность развития навыков педагогической рефлексии у будущих педагогов для формирования профессиональных компетенций, представлен обзор основных идей исследователей рефлексии. Цель статьи - представление результатов опытно-поискового исследования рефлексивной оценки студентов сформированности профессиональных компетенций и интереса к профессиональной деятельности педагога.

Методология и методы исследования. Использовались личностно-деятельностный и субъект- ^ ный методологические подходы, метод тестов (16-факторный личностный опросник Кеттелла, 5 форма А, 187 вопросов), анкета. ^

Ре.зультаты. Выявлены статистически значимые взаимосвязи между самооценкой сформи- 1 рованности профессиональных компетенций и личностными качествами студентов. Состав- ^^ лены психологические портреты студентов с разным уровнем самооценки сформированности компетенций и выраженности интереса к деятельности педагога. с

Обсуждение. Гипотеза о взаимосвязи психических свойств личности студентов и их рефлексивными оценками уровней сформированности профессиональных компетенций подтверждена. Студентов, выше оценивающих свой уровень компетенций, отличает эмоциональная устой- то чивость, уверенность в себе, смелость, стремление к самоутверждению, самостоятельности. У студентов, ниже оценивающих уровень компетенций, выражены тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, конформность. Результаты исследования могут быть ис- ^ пользованы преподавателями вузов, психологами для развития адекватной самооценки студентов, навыков эмоциональной саморегуляции. § « Заключение. Результаты опытно-поискового исследования могут быть использованы для со- ф ш вершенствования процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, развития навыков педагогической рефлексии у студентов, их подготовке к прохождению педагогической ^ ф практики и итоговой государственной аттестации

Ключевые слова: студенты педагогического вуза, педагогическая рефлексия, профессио- £ ¡5

о ч

нальные компетенции, виды деятельности педагога: педагогическая, проектная, исследователь- § ^ ская, культурно-просветительская. ^ §

Основные положения: Е х

О Ф

■ определены методы диагностики (опрос, тестирование, анкетирование), способствующие ° ^ формированию у студентов умений рефлексивно оценивать свои способности и готовность вы т " полнять педагогическую деятельность в рамках профессиональных компетенций;

■ выявлены статистически значимые взаимосвязи между самооценкой сформированности ^ профессиональных компетенций и личностными качествами студентов; о

I-

о о

X X

ш о

с; ^

.0 >2

со

составлены психологические портреты студентов с высокой и низкой рефлексивной оцен-

кой сформированности компетенций. т °

го m

о ^

о

X

о ^

1=

1. Введение (Introduction)

В современных условиях развития профессионального образования реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС ВО) рассматривается как инновация. Результаты образования представлены в виде компетенций выпускника вуза, позволяющих решить многие проблемы современного школьного образования. Примером организационных (социальных) инноваций в образовательном процессе можно считать «изменение программ обучения, изменение требований к разработке методического инструментария, изменения в технологии образовательной деятельности» [1, с. 185]. Сегодня требуется серьезное расширение психолого-педагогического контента подготовки педагогов [2]. В связи с этим, осознание студентами новых требований и степени соответствия личностных качеств будущей профессиональной деятельности актуализирует проблему развития навыков педагогической рефлексии на этапе профессиональной подготовки.

Обращение к понятию рефлексия имеет глубокие традиции в отечественной науке. «Центральной смысловой единицей культурно-исторической теории Л.С. Выготского выступает идея овладения человеком собственной психикой, через которую трактуется, в том числе, и личностное развитие. Процессы самосознания и рефлексии представляют собой результаты овладения человеком своей собственной природой» [3, с. 98].

Рассмотрение феномена рефлексии в области педагогики связано с работами Б.З. Вульфова [4; 5; 6], Г.М. Коджаспиро-вой [7; 8], В.А. Метаевой [9], В.А. Сласте-нина [10], И.М. Юсупова [11] и др. Ими предпринята попытка приблизить теоретические положения к практике работы учителя. Авторы обращают внимание, что при изучении профессиональных способностей упускаются из вида рефлексивные процессы, связанные с особенностями педагогической деятельности, а также факторы, условия и способы

формирования профессиональной педагогической рефлексии.

Рефлексию в педагогическом процессе можно определить как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Педагогическая рефлексия - это глубоко личностное качество, проявляющееся в способности педагога быть сосредоточенным не на предмете собственной деятельности, а на самой деятельности и себе как ее субъекте. Процесс формирования педагогической рефлексии неразрывно связан с профессиональным саморазвитием, становлением профессиональной Я-концепции и креативности [12]. Благодаря рефлексии человек изучает, критикует и проектирует себя, реконструируя субъективное присутствие в любом типе ситуации [13, с. 10].

Одним из условий формирования педагогической рефлексии у студентов является проектирование содержания образовательного процесса на основе моделирования будущей профессиональной деятельности студентов [14], «поиск путей и способов организации педагогического процесса таким образом, чтобы учитывались личностные качества обучаемых, их потребности, способности к самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности» [15, с. 12-13]. Учитывать личностные качества должен и может не только преподаватель, но и сам студент, имеющий сложившуюся систему ценностных жизненных смыслов, представлений о своем профессиональном будущем, которые определяют его учебно-профессиональную мотивацию [16]. Несомненно, создание ситуаций для самоанализа личностных качеств, компетенций, профессиональных планов, связанных с педагогической деятельностью, будет способствовать развитию профессиональной педагогической рефлексии у студентов. В качестве средства формированияпрофессиональныхкомпе-тенций будущих педагогов можно рассматривать решение ситуационных задач как способа моделирования профессиональной педагогической деятельности [14].

Развитию рефлексивных навыков студентов могут способствовать проведение личностно-ориентированной диагностики, консультирование, проводимые в вузе опросы. В качестве примера инструмента независимой оценки ключевых для профессиональной педагогической деятельности компетенций выпускника может выступить диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профкарьера». «Комплекс позволяет выявить компетенции, оценить способности, личностные качества, мотивацию студентов и выпускников вузов и сориентировать их на должностные позиции и отрасли, где они будут наиболее востребованы и успешны» [17, с. 28].

В ходе исследования, проведенном в форме опроса студентов, было выявлено, что ключевой детерминантой качества университетского образования является компетентность преподавателя, затем - материально-техническая среда университета, организация университетом практик, связь университета с работодателями [18]. Взаимодействуя с компетентным преподавателем, студент может получить обратную связь, что способствует развитию профессиональной рефлексии, формированию образа «Я-профессионал».

Для развития навыков профессиональной педагогической рефлексии может быть использована разработанная Э.Ф. Зеером и Е.Ю. Журловой концептуальная модель сопровождения индивидуальной образовательной траектории как совокупность ориентиров освоения необходимых специалисту компетенций. Средства навигации при реализации индивидуальных маршрутов обучения соответствуют ФГОС ВО и имеют возможности учитывать цели и интересы каждой отдельно взятой личности [19].

Таким образом, проблема развития навыков педагогической рефлексии у студентов в период обучения в вузе может быть решена разными способами. Развитие рефлексивных навыков актуализирует субъектную позицию будущего педагога в оценке сформированности профессиональных компетенций.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Нами были определены методологические подходы исследования: личностно-деятельностный и субъектный. Проблема исследования заключается в развитии навыков педагогической рефлексии у студентов для формирования профессиональных компетенций. Цель опытно-поискового исследования - определение психологических особенностей студентов, по-разному оценивающих уровень сформированности профессиональных компетенций. Нами была выдвинута гипотеза о взаимосвязи психических свойств личности студентов и их рефлексивными оценками уровней сформированности профессиональных компетенций.

Методики: для диагностики психологических качеств студентов использовался 16-факторный личностный опросник Кеттелла (или 16 PF), форма А, 187 вопросов [20]. Диагностика рефлексивных оценок проводилась с помощью анкеты, включающей перечень профессиональных компетенций (ПК) в соответствии с ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Студентам предлагалось по 10-ти балльной шкале оценить уровень сформирован-ности четырнадцати ПК и степень выраженности интереса к видам деятельности педагога по каждой компетенции. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью статистического критерия корреляции r-Пирсона. Исследование проводилось в 2018 г. на базе НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО «РГППУ». В нем приняли участие 108 студентов второго курса (24 юноши, 84 девушки в возрасте 18-24 лет).

3. Результаты (Results)

Полученные данные тестирования

и анкетирования были обработаны с помощью коэффициента корреляции r-Пирсона. Было выявлено девять факторов из шестнадцати, которые имеют статистически значимые взаимосвязи с показателями самооценки уровня сформированности профессиональных компетенций и степени выраженности интереса к разным видам профессиональной деятельности педагога (Таблица 1).

-О X

-О ^

га х о

S

о

о ф

-&

о ^

с

S I-

о о

X X

го са о

о -&

о

5

0 ^ * m

1 2 -8-S

"-ф S т

m Е ь о

О l!

>S ГО

О Ч

са ф

о п.

х m

н

о Ф о ч:

=1 о

.0 >s

i? ^ к -т со ^

S ф S с

Ш

Табл. 1. Результаты корреляционного анализа Tab. 1. The results of the correlation analysis

Факторы Профессиональные компетенции по видам деятельности в соответствии с ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование

Педагогическая Проектная Исследовательская Культурно-просветительская

ПК-1 (1) ПК-1 (2) ПК-7 (1) ПК-8 (1) ПК-8 (2) ПК-9 (1) ПК-12 (2) ПК-13 (1) ПК-14 (1)

E 0,233 * 0,296 **

F 0,214*

G - 0,187 *

H 0,193* 0,189*

M - 0,245 ** - 0,221 *

N - 0,213 *

O - 0,205 *

Q2 - 0,284 **

Q4 - 0,225* - 0,217*

Примечание 1: (1) - уровень сформированное™ профессиональных компетенций, (2) - уровень интереса к профессиональной деятельности педагога; ПК-1 - готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; ПК-7 -способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности; ПК-8 - способность проектировать образовательные программы; ПК-9 - способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; ПК-12 - способность руководить учебно-

исследовательской деятельностью обучающихся; ПК-13 - способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп; ПК-14 - способность разрабатывать и реали-зовывать культурно-просветительские программы.

2. п = 108; * г = 0,187 при р < 0,05; ** г = 0,245 при р < 0,01; *** г = 0,310 при р < 0,001.

На основании полученных результатов корреляционного анализа нами были составлены психологические портреты студентов, по-разному оценивающих уровень сформированности профессиональных компетенций (Таблица 2) и свой интерес к деятельности педагога (Таблица 3).

Табл. 2. Психологический портрет студентов с разным уровнем рефлексивных оценок сформированности профессиональных компетенций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tab. 2. Psychological portrait of students with different levels of reflexive assessments of the formation of professional competences

Психологический портрет студентов, выше оценивающих уровень ПК Психологический портрет студентов, ниже оценивающих уровень сформированности ПК

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

невозмутимость, спокойное отношение к удачам и неудачам, удовлетворенность любым положением дел ^4+) тревожность, напряженность, эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения ^4-)

ПК-7 способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности

веселые, бодрые, жизнерадостные, легко переживают жизненные неудачи, верят в себя, не склонны к страхам (О-) большую часть времени находятся в тревожном, подавленном состоянии, склонны к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвергаются различным страхам и тяжело переживают любые жизненные неудачи (О+)

ПК-8 способность проектировать образовательные программы; ПК-9 способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся

выраженное стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости (Е+) не уверенные в себе, ведомые, скромные, робкие, осторожные, конформные (Е-)

ПК-8 способность проектировать образовательные программы

прямолинейные, менее скованные правилами и стандартами общества (N-) корректность, вежливость, сдержанность, дипломатичность (N+)

ПК-13 способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп; ПК-14 способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы

смелость, решительность, имеют тягу к риску и острым ощущениям, они не теряются при столкновении с неожиданными ситуациями и быстро забывают о неудачах. «Личность с Н+ не испытывает трудностей в общении, легко вступает в контакты, не боится публичных выступлений» [20, с. 32] застенчивость, осторожность, неуверенность в своих силах, сдержанность в выражении своих чувств, «они не могут поддерживать контакты с широким кругом людей» (Н-) [20, с. 33]

ПК-14 способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы

уравновешенность, здравомыслие, умение адекватно оценивать обстоятельства и людей, что делает их надежными в решении практических вопросов (М-) [20, с. 40] мечтательность, погруженность в себя, поглощенность своими идеями и фантазиями, в целом высокое напряжение внутреннего мира, что делает для личности М+ внешние ценности и реальные события незначимыми и непривлекательными [20, с. 40].

x .0 X .0

ro x о s

о

о ф

■о-

о с

s H о о

X X

го

о

о

■о-

о

го

— со

0 ^ * m

1 2 ■е-э

т m ЕЕ ь о

О l!

ГО О Ч

CÛ ф

о п. x m

и

о Ф о 5

m

Табл. 3. Психологический портрет студентов с разным уровнем рефлексивных оценок интереса к профессиональным компетенциям

Tab. 3. Psychological portrait of students with different levels of reflexive assessments

of interest in professional competencies

Психологический портрет студентов, выше оценивающих интерес к деятельности педагога Психологический портрет студентов, ниже оценивающих интерес к деятельности педагога

ПК-1 готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов

зрелость, уравновешенность, здравомыслие (М-) богатое воображение, поглощенность своими идеями, в целом высокое напряжение внутреннего мира (М+)

ПК-8 способность проектировать образовательные программы

отсутствует страх перед выполнением проектной деятельности, такая работа представляется им разнообразной, от которой можно получать удовольствие ответственные, серьезные в своем подходе к жизни, склонные все усложнять, старательно планируют все свои поступки, тревожатся об их последствиях, о возможных неудачах

слабо интересуются общественными стандартами, моральными ценностями обязательные, добросовестные, обладают хорошим самоконтролем

ПК-12 способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся

несамостоятельные в этом вопросе, нуждающиеся в поддержке, советах, одобрении окружающих, предпочитающие жить и работать вместе с другими людьми, потому что у них отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения ^2-). независимость, самостоятельность, самодостаточность, предпочитают работать и принимать решения самостоятельно. «Личность Q2+ избегает общества не из-за каких-то эмоциональных отклонений, а из-за того, что там много времени приходится тратить впустую» [20, с. 48]

4. Обсуждение (Discussion)

Результаты проведенного опытно-поискового исследования подтвердили выдвинутую гипотезу. Межу рефлексивными оценками сформированности профессиональных компетенций и психологическими личностными свойствами студентов существует статистически значимая взаимосвязь. Студентов, которые выше оценивают уровень сформированности компетенций, отличает эмоциональная устойчивость, положительный эмоциональный фон, уверенность в себе, стремление к самоутверждению, самостоятельности, общительность, отсутствие страха перед публичными выступлениями, меньшая скованность общественными правилами и стандартами. У студентов, ниже оценивающих уровень сформированности компетенций,

выражены тревожность, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, осторожность, конформность, вежливость, сдержанность, дипломатичность.

Больший интерес к педагогической (ПК-1) и проектной (ПК-8) деятельности проявляют студенты уравновешенные, воспринимающие ее как разнообразную, приносящую удовольствие. В меньшей степени этот интерес проявляется у студентов ответственных, поглощенных своими идеями, стремящихся все усложнять, они тревожатся о последствиях своих действий и возможных неудачах. Больший интерес к руководству учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) проявляют студенты, воспринимающие эту деятельность как коллективную, они нуждаются в поддержке, советах, одобрении окружающих. Ме-

нее интересна эта деятельность тем, для кого большую ценность представляют независимость, самостоятельность, самодостаточность.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов, психологами для развития адекватной самооценки студентов, навыков эмоциональной саморегуляции. Возможно проведение мониторинга рефлексивных оценок компетенций и личностных качеств студентов после участия в тренингах, консультациях, прохождения педагогической практики и рефлексивного анализа полученного опыта.

5. Заключение (Conclusion)

Проведение исследований рефлексивных оценок сформированности профессиональных компетенций и личностных качеств студентов может способствовать совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих педагогов. Рефлексивный анализ своих качеств поможет студентам развить навыки педагогической рефлексии, составить программу по саморазвитию, самовоспитанию, подготовиться к прохождению педагогической практики и итоговой государственной аттестации.

Библиографический список

1. Иванова, Н.Л. Профессионалы и проблема внедрения инноваций в вузе [Текст] / Н.Л. Иванова, Е.П. Попова // Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 184-206.

2. Прохорова, И.К. Профессиональный стандарт педагога - новые подходы к подготовке будущих учителей [Текст] / И.К. Прохорова // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: материалы XIV Международной науч.-практ. конф.

(г. Липецк, 25 ноября 2016 г.). - Липецк: Общество с ограниченной ответственностью «РаДуши» ^

!а с;

3. Леонтьев, Д.А. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского i [Текст] / Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева, В.Ю. Костенко // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - § С. 98 - 112. £

2016.- С. 168 - 174.

4. Вульфов, Б.З. Рефлексия: учить, управляя [Текст] / Б.З. Вульфов // Мир образования. 1997. - № 1. - С. 63-65.

5. Вульфов, Б.З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление [Текст] / о Б.З. Вульфов // Магистр. - 1995. - № 1. - С. 71-79.

6. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии [Текст] / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. - М.: Магистр, g

1999. - 111 с.

7. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога [Текст] / Г.М. Коджаспирова - М.: Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 1994. - 344 с.

8. Коджаспирова, Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Альфа, 1993. - 120 с.

9. Метаева, В.А. Рефлексия как метакомпетентность / В.А. Метаева // Педагогика. - 2006. -№ 3. - С. 57-61.

10. Сластенин, В.А. Профессиональное самосознание учителя [Текст] / В.А. Сластенин // Магистр. - 1995. - № 3. - С. 52-59.

11. Юсупов, И.М. Профессиональное самосознание педагога [Текст] / И.М. Юсупов // Педагогика. - 1989. - № 12. - С. 79-84.

12. Бессонова, И.Г. Модель формирования профессиональной рефлексии будущего педагога [Текст] / И.Г Бессонова // Сибирский педагогической журнал. - 2007. - № 1. - С. 176-183.

13. Анисимов, О.С. Авторефлексия и самопознание [Текст] / О.С. Анисимов // Живая психология. - 2016. - Т. 3. - № 1. - С. 11-28. DOI: 10.18334/lp.3.1.36413

14. Салаватулина, Л.Р. Решение ситуационных задач как средство формирования профессиональных компетенций будущих педагогов [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 138-147.

CL О

О

5

s to

о ^

* m

i2

-8-S

-ф т

ь о

О l! >S ГО О Ч

CÛ ф

о п. х m

п

о Ф о ч:

ÏË-s "

-Û >s

S ^ к -т m ^

M

S ф s с

S s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

m g

го >

о

CD CL

15. Шевцова, Г.В. Педагогическая рефлексия как фактор формирования коммуникативных стратегий студентов [Текст] / Г.В. Шевцова / / Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С.12-20.

16. Мешкова, И.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза с разным уровнем психологической готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории [Текст] / И.В. Мешкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 6. - С. 142-148.

17. Дикова, В.В. Возможности методов психологической диагностики в оценке компетенций выпускников педагогического вуза / В.В. Дикова // Современные технологии оценки качества образования в вузе: материалы науч.-практ. конф. (г. Нижний Тагил, 6 апреля 2017 г.). - Нижний Тагил: НТГСПИ (ф) ФГАОУ ВО «РГППУ». - 2017. - С. 26-31.

18. Стриелковски, В. Детерминанты качества университетского образования: мнение студентов [Текст] / В. Стриелковски, Л.С. Киселева, Е.Н. Попова // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22. -№ 2. - С. 220-236.

19. Зеер, Э.Ф. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории [Текст] / Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Жур-лова // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 3. - С. 77-93.

20. Рукавишников, А.А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла [Текст]: методическое руководство / А.А. Рукавишников, М.В. Соколова. - СПб.: Иматон, 2002. - 95 с.

I.K. Prokhorova

ORCID № 0000-0003-1058-8488. Candidate of Sciences (Education),

Head of the Chair of Pedagogy and Psychology, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) Russian State Vocational and Pedagogical University, Nizhny Tagil, Russia.

E-mail: irina.prohorov@yandex.ru

interrelation of personal properties and reflection of professional competence formation in students of pedagogical university

Abstract

Introduction. The relevance of the development of the skills of pedagogical reflection of future teachers for the formation of professional competences is substantiated, the review of the main ideas of the researchers of reflexion is represented. The purpose of the article is to present the results of an experimental research of the reflexive assessment of students in the formation of professional competencies and interest in the professional activity of the teacher

Materials and methods. We used personal-activity and subject methodological approaches, the test method (16-factor personal questionnaire of Cattell, Form A, 187 questions), questionnaire.

Results. Statistically significant interrelations between the self-assessment of the formation of professional competencies and the personal qualities of students. The psychological portraits of students with different levels of self-assessment of the formation of competences and the expression of interest in the activities of the teacher.

Discussion. The hypothesis of the relationship between the psychic properties of the student's personality and their reflective assessments of the levels of the formation of professional competencies is confirmed. Students are distinguished by emotional stability, self-confidence, courage, the desire for self-affirmation, independence. Self-confidence, courage, desire for self-affirmation, independence are peculiar to students who assess their level of competence above. Anxiety, emotional imbalance, self-doubt, conformity are expressed in students who assess the level of competence below. The results of the research can be used by university lecturers, psychologists to develop adequate self-esteem of students, and the skills of emotional self-regulation.

Conclusion. The results of the pilot research can be used to improve the process of professional training of future teachers, the development of pedagogical reflection skills of students, their preparation for the passage of pedagogical practice and the final state certification.

Keywords: students ofa pedagogical university, pedagogical reflection, professional competencies, types of professional activity of the teacher: pedagogical, project, research, cultural and educational.

Highlights:

• The methods of diagnostics (questioning, testing, questioning) are determined that contribute to the formation of students' ability to reflectively assess their abilities and readiness to perform pedagogical activity within the framework of professional competences;

• Statistically significant interrelations between the self-assessment of the formation of professional competencies and the personal qualities of students are revealed;

• Psychological portraits of students with a high and low reflexive assessment of competences formation are compiled.

References

1. Ivanova N.L. Professionaly i problema vnedreniya innovatsiy v vuze [Professionals and the problem of innovation in the university]. Voprosy obrazovaniya, 2017, no. 1. Р. 184-206 (in Russian).

2. Prokhorova, I.K. [Professional teacher standard - new approaches to training future teachers]. Materials XIV International. scientific-practical. Conf. "Psychology and pedagogy: modern methods and innovations, experience of practical application". [Materials XIV International. scientific-practical. Conf. "Psychology and pedagogy: modern methods and innovations, experience of practical application"]. Lipetsk, 2016. Р. 168-174 (in Russian).

3. Leont'yev D.A., Lebedeva, A.A., Kostenko, V.YU.. Trayektorii lichnostnogo razvitiya: rekonstruktsiya vzglyadov L.S. Vygotsky [Trajectories of personal development: reconstruction of the views of LS. Vygotsky]. Voprosy obrazovaniya, 2017, no. 2. Р. 98-112 (in Russian).

4. Vul'fov B.Z. Refleksiya: uchit', upravlyaya [Reflection: teaching, managing]. Mir obrazovaniya, 1997, no. 1, pp. 63-65 (in Russian).

5. Vul'fov B.Z. Professional'naya refleksiya: potrebnost', sushchnost', upravleniye [Professional reflection: need, essence, management]. Magistr, 1995, no. 1. Р. 71-79. (In Russisn).

6. Vul'fov B.Z., KHar'kin V.N. Pedagogika refleksii [Pedagogy of Reflection]. Moscow, Magistr Publ., 1999, 111 p. (in Russian).

7. Kodzhaspirova G.M. Kul'turaprofessional'nogo samoobrazovaniyapedagoga [Culture of professional self-education of teacher]. Moscow: Vserossiyskiy nauchno-prakticheskiy tsentr proforiyentatsii i psikholog-icheskoy podderzhki naseleniya Publ., 1994, 344 p. (in Russian).

8. Kodzhaspirova G.M. Teoriya i praktika professional'nogo pedagogicheskogo samoobrazovaniya [Theory and practice of professional pedagogical self-education]. Moscow, Al'fa Publ, 1993, 120 p. (in Russian).

9. Metayeva V.A. Refleksiya kak metakompetentnost' [Reflection as metacompetence]. Pedagogika, 2006, no. 3. Р. 57-61 (in Russian).

10. Slastenin V.A. Professional'noye samosoznaniye uchitelya [Professional self-consciousness of the teacher]. Magistr, 1995, no. 3. Р. 52-59 (in Russian).

11. Yusupov I.M. Professional'noye samosoznaniye pedagoga [Professional self-awareness of the teacher]. Pedagogika, 1989, no. 12. Р. 79-84 (in Russian).

12. Bessonova I.G. Model' formirovaniya professional'noy refleksii budushchego pedagoga [Model of formation of professional reflection of the future teacher]. Sibirskiy pedagogicheskoy zhurnal, 2007, no. 1. Р. 176-183 (in Russian).

13. Anisimov O.S. Avtorefleksiya i samopoznaniye [Autoreflection and self-perception]. ZHivaya psik-hologiya, 2016, vol. 3, no. 1. Р. 11-28. DOI: 10.18334/lp.3.1.36413 (in Russian).

14. Salavatulina L.R. Resheniye situatsionnykh zadach kak sredstvo formirovaniya professional'nykh kompetentsiy budushchikh pedagogov [Solution of situational exercises as a means of forming the profes-

ф о

с

ф

ч-»

Ф ^

Е о о

"rö с о

(Л (Л ¿2 о с!

с

о ф £

ч— ф

£ >

С 3

-О с

(Л О

та "С о ф та

<0 о

О« £ С

ff

О (Л

с с о — '•¡= с о

фЕ

СО

го >

о

CD CL

sional competencies of future teachers]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2018, no. 2. P. 138-147 (in Russian).

15. Shevtsova G.V. Pedagogicheskaya refleksiya kak faktor formirovaniya kommunikativnykh strategiy studentov [Pedagogical reflection as a factor in the formation of students' communication strategies]. Ka-zanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2010, no. 4. P. 12-20 (in Russian).

16. Meshkova I.V. Osobennosti uchebno-professional'noy motivatsii studentov pedagogicheskogo vuza s raznym urovnem psikhologicheskoy gotovnosti k proyektirovaniyu individual'noy obrazovatel'noy trayektorii [Features of the educational and professional motivation of students of a pedagogical university with different levels of psychological readiness for designing an individual educational trajectory]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 6. P. 142-148 (in Russian).

17. Dikova V.V. [Possibilities of methods of psychological diagnosis in assessing the competencies of graduates of a pedagogical university]. Materialy nauch.-prakt. konf. "Sovremennyye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniya v vuze" [Materials of scientific-practical. Conf. "Modern technologies for assessing the quality of education in the university"]. Nizhniy Tagil, 2017. P. 26-31 (in Russian).

18. Striyelkovski V., Kiseleva L.S., Popova E.N. Determinanty kachestva universitetskogo obrazovaniya: mneniye studentov [Determinants of the quality of university education: the views of students]. Integratsiya obrazovaniya, 2018, vol. 22, no. 2. P. 220-236 (in Russian).

19. Zeyer E.F., Zhurlova E.YU. Navigatsionnyye sredstva kak instrumenty soprovozhdeniya osvoyeniya kompetentsiy v usloviyakh realizatsii individual'noy obrazovatel'noy trayektori [Navigational aids as tools to accompany the mastery of competencies in the context of the implementation of an individual educational trajectory]. Obrazovaniye i naukai, 2017, vol. 19, no. 3. P. 77-93. The Education and Science Journal. Vol. 19, No. 3, 2017 (in Russian).

20. Rukavishnikov, A.A., Sokolova, M.V. Faktornyy lichnostnyy oprosnik R. Kettella: metodicheskoye rukovodstvo [Factorial personal questionnaire R. Cattell]. St. Petersburg, Imaton Publ., 2002, 95 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.