УДК 378 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ГОТОВНОСТИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кисляков П.А.
Цель: обосновать методические основы применения метода решения ситуационных задач в процессе формирования у студентов - будущих педагогов готовности к обеспечению социальной безопасности.
Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности; методология акмеологического подхода, личностно-ориентированного и интерактивного обучения.
Результаты: обоснованы методические основы применения метода решения ситуационных задач в процессе формирования у студентов - будущих педагогов готовности к обеспечению социальной безопасности.
Область применения результатов: система высшего профессионального образования.
Ключевые слова: решение ситуационных задач; методика обучения; подготовка педагога; социальная безопасность.
APPLICATION METHOD OF THE SOLUTION OF CASE STUDIES IN THE PROCESS OF FORMATION TO STUDENTS - FUTURE TEACHERS PREPAREDNESS TO ENSURE OF SOCIAL SAFETY
Kislyakov P.A.
Purpose: substantiate the methodological basis of the method solving of case studies in the formation to students - future teachers the preparedness to ensure of social safety.
Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the training of future teachers in the field of social safety; methodology of acmeological approach, student-centered and interactive learning.
Results: substantiated the methodological basis of the method solving of case studies in the formation to students - future teachers the preparedness to ensure of social safety.
Practical implications: the system of high education.
Keywords: solution of case studies; methods of teaching; teacher training; social safety.
Сегодня проблема обеспечения безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой - оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению социального здоровья общества.
Обеспечение социальной безопасности населения, особенно подрастающего поколения в условиях повседневной жизнедеятельности является приоритетным направлением как государственной политики, так деятельности общественных организаций, профессиональной деятельности людей в предметной сфере, прежде всего образовательной.
Подготовка студентов педагогических вузов в данном направлении обеспечит интеграцию знаний и навыков в единую систему, которая обусловит формирование готовности будущих педагогов к лично-профессиональной деятельности по обеспечению социальной безопасности. В структуру готовности к данной деятельности входят теоретические знания о факторах, сущности и структуре безопасности жизнедеятельности в социуме, мировоззренческие основы современных проблем безопасности личности, общества и государства, умения и навыки выявления и предотвращения опасностей социального характера, обеспечения личной и общественной безопасности; готовность к безопасному и здоровому образу жизни [2].
Нами разработано и реализуется в Шуйском государственном педагогическом университете проектно-технологическое обеспечение (методическая система) формирования у студентов - будущих педагогов готовности к обеспечению социальной безопасности в процессе изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» и спецкурсов «Социальная безопасность образовательной среды», «Акмеология безопасности жизнедеятельности», «Социальная психология безопасности».
Наряду с актуальной проблемой целей и содержания высшего образования в последние годы широко обсуждается вопрос о формах и методах подготовки студентов в вузах.
Многочисленные исследования показали, что лишь те знания становятся убеждением человека, которые усвоены сознательно, в процессе активной деятельности. В связи с этим, помимо традиционных, необходимо использовать активные формы и методы обучения (С.В. Белова, Е.В. Коротаева, К. Левин,
Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова). При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в группе.
Активные методы обучения являются акмеологическими по технологии их реализации, поскольку обеспечивают высокий уровень взаимодействия преподавателя и обучаемых, подкрепляемый положительным эмоциональным восприятием обучаемыми предлагаемых методов обучения.
Действительно, как показывает опыт, обучение вопросам социальной безопасности бывает эффективным и достигает поставленных целей, если:
- студенты открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности (рефлексии) и реализации творческого потенциала;
- могут практически подготовиться к решению задач обеспечения безопасности в чрезвычайных и кризисных ситуациях социального происхождения, с решением которых им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности;
- могут высказывать мнения относительно реализации образовательной программы.
Итак, содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Поэтому мы рассматриваем студента не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника образования в области социальной безопасности, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. С этой целью помимо традиционных (лекции, семинары, практикумы, коллоквиумы, консультации, самостоятельная работа) нами используются следующие активные формы и методы обучения: проблемная лекция, эвристическая беседа, презентации, тренинги, дис-
куссии, ролевые игры, круглые столы, «мозговой штурм», решение ситуационных задач, кейс-метод, групповая работа с авторскими пособиями, иллюстративными материалами и др. Активные формы обучения направлены на проектирование поведения в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации.
Реализация субъект-субъектной основы взаимодействия опирается на соблюдение участниками взаимодействия следующих гуманистических принципов: равноправия, взаимного уважения, взаимопонимания и сопереживания, сотворчества и сотрудничества. Также одним из ведущих принципов обучения является опора на имеющийся и приобретаемый опыт и знания студентов, которые служат источником взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, студенты берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что обеспечивает повышение их мотивации и способствует большей продуктивности обучения. Такая организация образовательного процесса требует от преподавателя использования разнообразных форм педагогического общения, создания комфортной, стимулирующей атмосферы, уважения к личности обучающихся.
При подготовке к занятию в интерактивном режиме необходимо обеспечивать ряд процессов, являющихся важнейшими условиями его эффективной организации:
- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;
- руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
- организацию продуктивной внутригрупповой и межгрупповой учебной деятельности;
- осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности.
В интерактивной форме нами проводятся занятия по следующим темам:
- основы безопасного поведения в социальных конфликтах;
- безопасность в зоне вооруженных конфликтов;
- защита населения в вооруженных конфликтах;
- безопасность в толпе;
- безопасность при угрозе или проведении террористического акта;
- действия сотрудников и обучающихся в условиях угрозы либо возникновения террористического акта;
- социально-экономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности;
- духовно-психическая безопасность личности;
- профилактика девиантного поведения в подростковой и молодежной среде;
- противодействие идеологии экстремизма и формирование толерантности;
- психологические угрозы в образовательной среде и защита от них;
- информационно-психологическая безопасность при взаимодействии со СМИ и Интернет;
- профилактика проституции и ВИЧ/СПИДа в подростковой и молодежной среде.
Остановимся на рассмотрении такого интерактивного метода обучения социальной безопасности, как решение ситуационных задач.
Решение ситуационных задач (анализ конкретных ситуаций) представляет собой глубокое и детальное исследование в учебном процессе реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Система таких ситуаций позволяет представить содержание обучения в динамике и обеспечить объективные предпосылки для формирования профессионального мышления, развитие потребности в сохранении своей безопасности и безопасности других. Основная цель решения ситуационных задач состоит в приобретении будущим педагогом опыта принятия решений при внезапно воз-
никшей критической ситуации, или если она неотвратима в ближайшее время
[5, 6].
Использование метода решения ситуационных задач в процессе формирования готовности студентов к обеспечению социальной безопасности позволяет им успешно решать следующие задачи [3]:
- овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций;
- оперативно принимать решения - «здесь и сейчас»;
- отрабатывать умения востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации;
- приобретать навыки применения теоретических знаний для анализа практических проблем;
- развивать умение самостоятельности принятия решений на основе группового анализа ситуации;
- овладевать практическим опытом извлечения пользы из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи и др.
Применение метода решения ситуационных задач должно отвечать следующим методическим требованиям [1, С. 159]:
- в учебной деятельности необходимо создать систему действий направленных на тренировку внимания, восприятия, памяти и мышления;
- задачей учебной деятельности является формирование не только автоматизированных действий, но и тех психофизиологических механизмов, которые способствуют активации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к любой вариантности условий деятельности;
- в процессе учебной деятельности необходимо учитывать взаимоотношения «человек - социальная среда»;
- учебная деятельность должна включать задачи, направленные на развитие таких функций психики, как познавательная, регулятивная, коммуникативная, прогностическая.
Различают четыре основных вида учебных ситуаций: ситуации иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации проблемы.
Ситуация-иллюстрация - представляет собой демонстрацию конкретного примера из практики, в котором проявляются закономерности и механизмы действий людей, типовые алгоритмы решения задач, эффективность использования методов руководства. Она может предъявляться студентам в виде видеофрагмента, доклада, набора фрагментов (фотографии, интернет-ресурсы и пр.) в форме выступления перед студентами приглашенных специалистов. Например, показ студентам видеофрагментов массовых беспорядков с участием молодежи и их последствий с последующим анализом способов обеспечения личной безопасности, а также факторов участия молодежи в массовых беспорядках.
Ситуация-упражнение - решается студентами при помощи обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам. Например, изучение характеристик взрывных устройств с целью определения зоны эвакуации при угрозе теракта.
Ситуация-проблема предполагает решение проблемной задачи, которая реально стояла или стоит в педагогической практике. Например, показ студентам видеофрагментов некорректного (возможно агрессивного) поведения учителя в отношении учащегося (или наоборот), с последующим обсуждением причин и последствий данных опасных ситуаций, а также возможностей их предупреждения.
Ситуация-оценка демонстрирует конкретные события и принятые по ним меры. По такой ситуации студенты получают задачу определить источники, механизмы развития опасной ситуации и принятые меры для ее ликвидации. Например, оценка выхода человека из криминальных опасностей: попытка к изнасилованию, шантаж и угрозы, провоцирование драки и др. Рассматривая ситуации, ведущие к угрозе жизни и здоровью человека, студенты получают представление о способах поведения, о характере принимаемых решений и их адекватности.
При решении ситуационных задач необходимо анализировать и искать пути предотвращения как физических угроз отдельному человеку, или социальной среде, т.е. угрозы здоровью людей и материальным ценностям, так и нравственные (отрицание нравственных убеждений), психологические (трудности в общении, потеря чувства референтной значимости), мировоззренческие (искажение религиозных взглядов, отрицание понимания роли человека в жизни общества и др.), правовые (нарушение правовых норм) угрозы социальной безопасности личности и обществу.
На занятиях ситуационные задачи решаются студентами в режиме реального времени в виде ролевых игр. Применение ситуационных задач позволяет каждому студенту проявить инициативу, самостоятельность, стимулирует их к применению методов решения проблемы на основе личных знаний и жизненного опыта. Каждый обучающийся должен выступить в роли лидера и взять на себя ответственность не только за правильность своих действий, но и за организацию группы людей для оказания экстренной помощи (в том числе в условиях образовательного учреждения). Во время решения таких задач, будущие педагоги кроме навыков по оказанию экстренной помощи, учатся учитывать множество различных факторов, таких как, угроза поражения, взрыва, интенсивное дорожное движение, негативно настроенные свидетели происшествия, сотрудники полиции, плохая связь с диспетчером «Службы спасения» и т.д. Источниками для разработки ситуационных задач по безопасности жизнедеятельности служат публикации в газетах и журналах, рассказы и описания очевидцев каких либо событий, произведения искусства (фильмы, повести, очерки и т.д.).
Можно выделить следующие методические особенности метода решения ситуационных задач [4]:
1) является специфической разновидностью исследовательской аналитической технологии, которая включает операции исследовательского процесса, аналитические процедуры;
2) выступает как способ коллективного обучения, важнейшие составляющие которого - работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией;
3) представляет собой синергетический вид деятельности, который заключается в погружении группы в ситуацию и формировании эффектов умножения знания;
4) представляет разновидность проектной деятельности, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения;
5) способствует активизации познавательной деятельности студентов, стимулированию их успеха;
6) представляет процесс формирования информационного поля, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций;
7) способствует развитию у студентов рефлексивных способностей посредством осуществления анализа и самоанализа деятельности по обеспечению социальной безопасности;
8) способствует адаптации студентов к всевозможным стрессогенным факторам.
Важным методическим приемом при обучении студентов вопросам социальной безопасности с помощью метода решения ситуационных задач является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При реализации интерактивного обучения с помощью компьютера создается обучающая среда. В отличие от «пассивных» подходов, в которых информация только выводится на экран, интерактивная (диалоговая) обучающая система вовлекает обучающегося непосредственно в процесс обучения, позволяет ему манипулировать данными, переструктурировать их форму, задавать вопросы, осваивать учебный материал в требуемом темпе и пр. Примером такой программы является игра «SPID.exe», разработанная информационным агентством «АнтиВИЧ-Пресс». Данная программа позволяет наглядно познакомиться с глобальной опасностью 21 века - ВИЧ/СПИДом. В игре можно принять уча-
стие и прожить виртуальную жизнь в круговороте ежедневных событий. Так же эта игра дает возможность узнать больше информации по данной проблеме, поговорить о ВИЧ/СПИДе, вместе задуматься над проблемой, которая сегодня может коснуться каждого. Благодаря моделирующей программе студент будет наглядно представлять, как ему действовать в различных опасных ситуациях. Студент может полностью проявить самостоятельность, но и понести за это определённого рода наказание, в случае ошибки.
Разумеется, что подготовить студентов ко всем опасным ситуациям, в том числе в условиях образовательного учреждения, невозможно. Однако посредством решения ситуационных задач формируется готовность к обеспечению социальной безопасности, которая является основой, позволяющей оказавшимся в условиях необходимости действовать и с меньшим ущербом выходить из опасной ситуации, если не удалось ее своевременно предвидеть и избежать.
Список литературы
1. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. Минск: Университетское, 1985. - 206 с.
2. Кисляков П.А. Понятие готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4. С. 71-77.
3. Панфилова А.П. Игровое моделирование и деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. - 368 с.
4. Писарь О.В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: Дис. ... докт. пед. наук. Казань, 2009. 436 с.
5. Ситка И.В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. 184 с.
6. Сорокина Л.В. Формирование готовности студентов средних специальных учебных заведений к обеспечению безопасности жизнедеятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. 152 с.
References
1. D'yachenko M.I. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennykh situatsiyakh: psikhologicheskiy aspekt [Willingness to work in stressful situations: the psychological aspect of]. Minsk, 1985. 206 p.
2. Kislyakov P.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], no. 4 (2010): 71-77.
3. Panfilova A.P. Igrovoe modelirovanie i deyatel'nost'pedagoga [Game modeling and activities of the teacher]. Moscow: Akademiya, 2006. 368 p.
4. Pisar' O.V. Dis. ... dokt. ped. nauk “Formirovanie lichnoy bezopasnosti studentov na osnove kompetentnostnogo podkhoda“ [Thesis Doct. of Ped. Sc.: “Forming personal safety of students on the basis of competence-based approach”]. Казань, 2009. 436 p.
5. Sitka I.V. Dis. ... kand. ped. nauk “Formirovanie u budushchikh uchiteley gotovnosti k deystviyam v chrezvychaynykh situatsiyakh na osnove situatsionnogo modelirovaniya” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “The formation of future teachers of readiness to act in an emergency situation on based on modeling of situations”]. Cheboksary, 2011. 184 p.
6. Sorokina L.V. Dis. ... kand. ped. nauk “Formirovanie gotovnosti studentov srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniy k obespecheniyu bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti“ [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “Formation of readiness of students of secondary specialized educational institutions to ensure the safety of life”]. Samara, 2006. 152 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, docent of department of ecology and life safety, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pack.81@mail. ru
Рецензент:
Шмелева Е.А., проректор по научной работе, доцент кафедры общей педагогики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»