DOI: 10.12731/2218-7405-2015-2-18 УДК 37.016:614
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВУЗЕ
Кисляков П.А.
В статье обосновывается необходимость подготовки студентов по вопросам социальной безопасности и здоровьесбережения. В качестве цели и результата образовательной программы в данном направлении определена готовность студентов к обеспечению социальной безопасности. В основу программы положен системно-личностный подход, предполагающий целостное изучение студента как индивида, личности и субъекта деятельности. Результатом исследования является содержательно-технологическое и организационно-управленческое обеспечение, направленное на теоретическую и психологическую подготовку студентов посредством аудиторных и внеаудиторных форм обучения, а также проектирования социально безопасной среды вуза.
Ключевые слова: социальная безопасность; здоровьесбережение; учащаяся молодежь; социально безопасная среда; образовательные технологии; готовность к обеспечению социальной безопасности; методологические принципы.
SOCIAL SAFETY AND HEALTH PRESERVATION STUDENTS: CONTENT-TECHNOLOGY AND ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL ENSURING IN HIGH SCHOOL
Kislyakov P.A.
The article discusses question of preparing students for social safety and health preservation. The goal of the educational program and the result in this direction is willingness of students to ensure social safety. The program is based on systemically-personal approach, which aims to study of the student as an individual, personal and subject of activity. The result of this study is content-technology and organizational-managerial ensuring aimed at the theoretical
and psychological training of students through curricular and extracurricular forms of learning, and the design of socially secure environment of the university.
Keywords: social safety; health preservation; students; socially secure environment; educational technology; willingness to ensure of social safety; methodological principles.
Введение
Одной из актуальных жизненных и профессиональных проблем на сегодняшний день стала проблема здоровья и безопасности человека и общества в целом. В последнее время значительно обострились проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью детей и молодежи. Социально-экономический кризис, национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизни и обучения и т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме.
По мере обострения социальных проблем, тематика безопасности занимает все большее место в психологической, философской, социологической, педагогической литературе. В исследованиях последних лет комплексно отражены социально-психологические, социально-политические, экономические, демографические, культурные, духовно-нравственные, информационные, криминальные и иные аспекты безопасности общества и личности. Социальная безопасность рассматривается авторами в разных сферах жизнедеятельности (политическая, экономическая, информационная, психологическая, медицинская, экологическая, образовательная и др.) и на разных уровнях (государство, общество, социальная группа/организация, личность).
Теория социальной безопасности
В целом социальная безопасность определяется как состояние защищенности социальных субъектов макро- и микроуровней (личности, общностей и общества в целом), их жизненно важных целей, идеалов, ценностей, систем их социализации и жизнеобеспечения от угроз любых видов, а также обеспечением их устойчивого развития [8].
Проблема социальной безопасности является многомерной. Во-первых, это различные источники опасности с различными вероятностями возникновения и размерами возможного ущерба. Во-вторых, это различные объекты защиты со своими уязвимыми местами. В третьих, это различные меры предотвращения неблагоприятных событий, методы их локализации, смягчения, ликвидации и т.п. Проблема обеспечения социальной безопасности существенно
осложнена тем, что человек одновременно является субъектом, созидающим опасности, объектом воздействия источников опасности и субъектом, противодействующим опасностям [9].
Главной причиной социальных катаклизмов остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный тип сознания большинства людей. Поэтому, чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный образ мышления и поведения. Отталкиваясь от этой идеи, Л.И. Шершнев считает, что концепция национальной безопасности должна мобилизовать государственные структуры, общественность, семью, школу, вуз на формирование личности безопасного типа, общества безопасного типа, государства безопасного типа [13].
Применительно к отдельному человеку (в нашем случае к учащемуся), социальная безопасность представляет собой систему его взаимодействия как личности, индивида и субъекта деятельности с социальной (в том числе образовательной) средой, включающую осознание ее возможных негативных воздействий, умения и навыки самозащиты и предотвращения социальных опасностей, обеспечивающие ей реализацию способностей и удовлетворение потребностей.
Происходящие в обществе изменения, связанные с общей виктимизацией и криминализацией населения, оказывают дезориентирующее воздействие, негативно отражаются на качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, В.П. Го-ряинов, Г.В. Грачев, Г.Г. Дилигенский, В.В. Лапкин, В.И. Пантин, Л.И. Шершнев). В данном случае под социальной безопасностью понимается состояние здоровья этноса, нации [7]. Соответственно, угрозы социальной безопасности понимаются как угрозы разрушения здоровья и исчезновения этноса. Социальные проблемы общества и государства являются причиной, так называемых, социальных болезней. Данный подход к проблеме можно охарактеризовать как социально-медицинский. В этом отношении нами исследуются проблемы здоровьесбере-жения личности в системе обеспечения социальной безопасности жизнедеятельности.
Важнейшим условием эффективного социального развития общества, а значит и обеспечения его социальной безопасности является соблюдение принципа активной самореализации каждым субъектом собственного социального потенциала в интересах удовлетворения своих потребностей и запросов общества [6].
Особое внимание сегодня необходимо уделить исследованию социальной безопасности включающей в себя систему мер по предупреждению и отражению вызовов и угроз, способных дестабилизировать социальную сферу, подорвать главную движущую силу общества - челове-
ческий потенциал. Важно выяснить, какие именно элементы социальной среды и ее факторы могут способствовать развитию человека, а какие, наоборот будут его ограничивать. Особенно это касается социальной среды образовательных учреждений, в которых воспитывается подрастающее поколение [5]. В современных условиях неизбежно формируется социальный заказ на разработку психолого-педагогических основ подходов к обеспечению социальной безопасности, как компонента национальной безопасности страны.
Знание основ социальной безопасности позволяет человеку полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для принятия решений, мер и систем безопасности в быту, в социуме, в том числе в образовательном пространстве. В связи с этим, каждый должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения чрезвычайной, кризисной ситуации социального происхождения.
Федеральные образовательные стандарты о социальной безопасности личности
Необходимость подготовки детей и молодежи к обеспечению социальной безопасности и здоровьесбережению отмечена и федеральных государственных образовательных стандартах. Так в стандарте основного общего образования описан следующий портрет выпускника основной школы: «выпускник -
- социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового ... образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» [11].
В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ изложены компетенции, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать задачи обеспечения социальной безопасности.
В частности, к данным компетенциям можно отнести следующие:
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [10].
Программа образования в области социальной безопасности и здоровьесбережения в вузе
Данные положения легли в основу разработанной нами межкафедральной программы образования в области социальной безопасности и здоровьесбережения, реализуемой в Шуйском филиале ИвГУ (далее Программа). Целью Программы является целенаправленное и системное воспитание и развитие будущих специалистов, готовых к обеспечению социальной безопасности.
В основу Программы положен системно-личностный подход, предполагающий целостное изучение студента как индивида, личности и субъекта деятельности. Таким образом, студент педагогического вуза выступает:
- во-первых, как индивид юношеского возраста, с присущими ему анатомо-физиологиче-скими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска;
- во-вторых, как субъект образовательного процесса, испытывающий комплекс негативных воздействий психологического, биоритмологического, биомеханического, информационного и социального характера;
- в-третьих, как будущий педагог, который в перспективе должен проектировать социально безопасную среду образовательного учреждения, быть носителем эталонов безопасного и здорового образа жизни для учеников, а также иметь хорошее физическое,
психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной профессиональной деятельности [4].
Готовность студента к обеспечению социальной безопасности представляет собой совокупность личностно-профессиональных качеств, позволяющих в перспективе осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению социальной безопасности и определяющих его безопасный и здоровый образ жизни. Безопасный и здоровый образ жизни студента характеризуется совокупностью биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, способствующих сохранению жизни, сохранению и укреплению здоровья, а так же успешному обучению, воспитанию и личностно-профессиональному развитию.
К личностно-профессиональным качествам, определяющим готовность личности к обеспечению социальной безопасности нами отнесены коммуникативные навыки, уровень социальной адаптации, ответственность, патриотизм, толерантность, гуманность, стрессоустойчи-вость, копинг-стратегии, жизнестойкость, антиципация, профессиональная направленность, способность к саморегуляции, уровень рискованности и пр.
Являясь сложным психологическим образованием, готовность будущего специалиста к обеспечению социальной безопасности включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты: ценностно-мотивационный (приоритет ценности безопасности и здоровья, мировоззренческие основы современных проблем безопасности личности, устойчивые профессиональные мотивы), когнитивный (система теоретико-прикладных знаний в области социальной безопасности, в сочетании с психолого-педагогическими, социологическими и гуманитарными знаниями); деятельностный (умения и навыки предотвращения опасностей социального характера, обеспечения личной и общественной безопасности владение способами и приемами профессиональной деятельности), рефлексивный (способность к адекватной оценке себя как личности, субъекта образовательного процесса в области социальной безопасности, осознание своей ответственности за обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих, адекватная самооценка образа жизни) и креативный (творческие способности, проявляющиеся в личностно-профессиональной деятельности по обеспечению социальной безопасности, формированию здорового и безопасного образа жизни).
Программа базируется на следующих психолого-педагогических принципах [4]: - принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки (безопасности жизнедеятельности, социологии, медицины, педагогики, психологии);
- принцип актуальности, который предполагает отражение в содержании образования современных потребностей в области социальной безопасности общества в целом, и обучаемого в частности; максимальную приближенность к реальным условиям жизни и профессиональной деятельности, что позволит ориентироваться в современном социуме и эффективно решать задачи обеспечения безопасности;
- принцип личностно-ориентированного подхода к образованию в области социальной безопасности заключаются в учете индивидуальных особенностей студентов: уровня знаний, информационных потребностей, образа жизни;
- принцип адаптивности, который подразумевает способность образовательной системы адаптироваться к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды, требованиями личности, общества, государства к обеспечению безопасности;
- принцип превентивности, который заключается в предупреждении социальных отклонений среди молодежи;
- принцип информационной безопасности, состоящий в четком отборе информации по вопросам безопасности жизнедеятельности, правильном распределении акцентов и строгом соблюдении этических норм и границ психолого-педагогической компетенции;
- деонтологический принцип, состоящий в формировании у будущего педагога в процессе изучения вопросов социальной безопасности системы социально-нравственных норм (норм морали, норм-обычаев, норм права и т.д.), определяющих его профессиональные ценности (правовые, этические, эстетические и др.) и профессиональное поведение;
- принцип здоровьесбережения состоит в формировании, сохранении и укреплении здоровья субъектов педагогического процесса, использовании здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, создании благоприятного психологического микроклимата в учебном процессе;
- принцип активного участия обучаемого говорит о том, что содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной образовательной деятельности; ориентирует процесс формирования готовности к обеспечению социальной безопасности на обеспечение осмысленности и прочности знаний, умений и навыков, способов поведения, их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Поскольку наиболее полно активность проявляется в деятельности свободной, творческой, интересной субъекту, то для ее развития необходимо создание педагогических условий, предусматривающих возможность относительно свободного выбора студентами средств, методов, содержания образовательной деятель-
ности. Соблюдение этого принципа имеет большое воспитательное значение, так как он направлен на выработку у студентов активной жизненной позиции по отношению к включению их в процесс формирования готовности к обеспечению социальной безопасности;
- принцип обязательного использования личного примера преподавателя говорит о том, что преподаватель должен являться образцом безопасного и здорового образа жизни;
- принцип оптимистического характера на фоне положительного эмоционального микроклимата - формирование у студента уверенности в возможности предупреждения или преодолении опасных и экстремальных ситуаций социального характера, вредных привычек;
- принцип социального закаливания, способствующего развитию социального иммунитета, стрессоустойчивости и четкой рефлексивной позиции;
- принцип креативности заключается в развитии креативных качеств личности, влияющих на ее самоопределение и самосовершенствование, творческий характер деятельности, способности к поиску принципиально новых подходов к решению известных задач или постановке и решению принципиально новых задач обеспечения социальной безопасности, как в профессиональной сфере, так и повседневной жизнедеятельности;
- принцип инновационности, предполагает вовлечение студентов в проектно-инноваци-онную деятельность (организация и реализация профессиональных социально-значимых проектов, выявление и оформление результатов интеллектуальной деятельности) с целью их личностно-профессионального развития;
- принцип межпредметной интеграции и единства медико-психолого-педагогических подходов к образованию в области социальной безопасности. При этом интеграция достигается не только благодаря использованию информации из отдельных областей знаний, но и в результате раскрытия многоаспектных решений комплексных проблем;
- принцип единства теории и практики, предполагающий возможность использования полученных студентом знаний на практике, в рамках реализации межведомственной интеграции в обеспечении социальной безопасности образовательного учреждения;
- принцип психологической защиты личности каждого субъекта образовательного процесса, заключающийся в устранении психологического насилия, реализации диалогического взаимодействия, и, как следствие, формировании психологически здоровой личности; на практике реализация этого принципа связана с социальной и психолого-педагогической поддержкой субъектов образовательного процесса, основанной на гуманистических отношениях преподавателей и студентов, педагогической этике;
- принцип толерантности предполагает опору на позитивный социокультурный опыт этноса, терпимость к чужому мнению и уважение инакомыслия при решении задач обеспечения безопасности в социуме;
- принцип комплексирования воспитательной, учебной и научной работы в вузе при формировании готовности студентов к обеспечению социальной безопасности, направленный на расширение интеллектуальной деятельности студентов, развитие у них учебной самостоятельности, способности к самообразованию, креативному мышлению, практических навыков обеспечения безопасности в социуме;
- принцип непрерывности состоит в том, что образование в области социальной безопасности обуславливается возникновением новых социальных угроз и опасностей и, следовательно, не ограничивается сроками обучения, а приобретает черты жизнедеятельности и процесса развития личности в течение всей социально активной жизни.
Для реализации Программы нами разработано содержательно-технологическое и организационно-управленческое обеспечение. Применительно к теме нашего исследования, на основе определений Б.З. Вульфова и М.И. Рожкова, под организационно-управленческим и содержательно-технологическим обеспечением мы понимаем универсальный педагогический комплекс, повышающий эффективность формирования и развития у студентов готовности к обеспечению социальной безопасности на основе рефлексии происходящего. Данное обеспечение отражает содержание социальных и педагогических задач (целевая функция) и технологии их решения (инструментальная функция). Целевыми функциями являются: образовательная, личностно-развивающая, функция педагогической поддержки и психолого-педагогической помощи, коррекционная функция. Относительно формирования у студентов готовности к обеспечению социальной безопасности социальными задачами организационно-управленческого обеспечения является формирование в вузе социально безопасной среды, способствующей развитию гармоничной, здоровой, социально успешной личности будущего специалиста, облегчению адаптации первокурсников к студенческому образу жизни, коррекции факторов риска образа жизни студентов. К инструментальным функциям относятся: диагностическая, коммуникативная, прогностическая и организаторская. Эти функции обеспечивают выявление имеющихся у студентов проблем образа жизни, установление оптимальных, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, прогнозирование и отслеживание позитивных изменений в состоянии готовности студентов к обеспечению социальной безопасности, а также организацию комплекса организационных и педагогических мероприятий, спо-
собствующих повышению готовности студентов - будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности субъектов образования.
Социально безопасная среда вуза характеризуется совокупностью условий, организуемых администрацией, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих студентов с целью обеспечения безопасности, охраны и укрепления здоровья, создания оптимальных условий деятельности субъектов образования [3].
В число основных компонентов проектируемой нами социально безопасной среды вуза входят:
1. Обучение студентов вопросам социальной безопасности в рамках дисциплин госстандарта и дисциплин по выбору студента.
2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.
3. Система комплексного социологического и психолого-педагогического исследования образа жизни студентов и социально опасных явлений.
4. Благоприятный психологический микроклимат в академических группах и в вузе в целом.
5. Система социальной поддержки студентов.
6. Толерантное образовательное пространство, построенное на принципах гуманности и интернационализма.
7. Система профилактики курения, употребления студентами алкоголя и наркотических средств.
Проектирование социально безопасной среды вуза играет значительную роль в социализации личности, выполняя ряд важных функций: профилактика, коррекция, ориентация в социальных условиях жизни, гуманизация отношений участников образовательного процесса, снижение количества рисков и опасных ситуаций социального происхождения.
Функционально организационно-управленческое обеспечение социальной безопасности и здоровьесбережения учащихся осуществляется на пяти уровнях: ценностно-методологическом, организационно-педагогическом, технолого-методическом, психолого-педагогическом и рефлексивном. При этом в число внутренних функциональных элементов (субъектов) модели соответственно входят администрация (ректорат и соответствующие организационные структуры: административно-хозяйственная часть, профсоюзный комитет, учебное управление, от-
дел воспитательной работы со студентами), служба безопасности, факультет, кафедра, преподаватель, студент.
В основу содержательно-технологического обеспечения социальной безопасности и здоро-вьесбережения учащейся молодежи нами положены следующие педагогические задачи:
- теоретическая подготовка студентов к обеспечению социальной безопасности (изучение видов, закономерностей развития опасных ситуаций социального характера и способов защиты от них);
- психологическая подготовка студентов к действиям в экстремальных ситуациях социального характера;
- профессиональная подготовка к обеспечению социальной безопасности в повседневной жизнедеятельности и условиях экстремальной ситуации (формирование профессиональной компетентности).
Подготовка студентов по вопросам социальной безопасности и здоровьесбережения осуществляется нами в рамках дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», реализуемых на 2 курсе. Данные дисциплины закладывают базу знаний о безопасности жизнедеятельности в целом и социальной безопасности в частности, на основании которых образование в данном направлении осуществляется в рамках спецдисциплин и гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин (табл. 1) [2].
Таблица 1
Программа образования в области социальной безопасности и здоровьесбережения в Шуйском филиале ИвГУ
ЦЕЛЬ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1-2 КУРС 3 КУРС 4-5 КУРС
1. Формирование готовности к обеспечению личной социальной безопасности Обучение по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Научно-исследовательская и проектная работа студентов
Диагностика стартовых проблем и потребностей студентов. Консультирование и поддержка Текущее консультирование и коррекция проблем образа жизни студентов
Продолжение таблицы 1
2. Формирование готовности к обеспечению социальной безопасности субъектов образования Обучение по психолого-педагогическим, гуманитарным дисциплинам (федеральный компонент) Обучение по психолого-педагогическим дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки (по специальностям) Обучение в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин
Обучение по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Отработка навыков в ходе педагогической практики
Отработка навыков в ходе общественно педагогической практики Научно-исследовательская и проектная работа студентов
Обучение по спецкурсу «Социальная безопасность образовательной среды»
В структуру основных образовательных программ гуманитарных и педагогических направлений подготовки нами включен курс «Социальная безопасность образовательной среды». Данный курс реализуется на 2-4 курсе (по выбору студента) и имеет системообразующую, интеграционную функцию.
Авторский подход в разработке курса связан с реализацией следующей системы идей, составляющих концептуальные основы образования в области социальной безопасности:
- курс носит общеобразовательный гуманитарный характер, поскольку изучаемый материал направлен на обогащение знаний, способствует обогащению социальной ориентации, выработке самостоятельных оценок и суждений, анализу действительности, оказывает влияние на формирование нравственных ценностей личности, вовлекает в деятельность по обеспечению безопасных условий в социальной (образовательной) среде;
- сделан акцент на психолого-педагогические умения и навыки в работе по профилактике социальных отклонений в молодежной и подростковой среде, в состав требований к умениям внесены разделы по обеспечению безопасности в различных социальных системах, организации и методике пропаганды безопасного и здорового образа жизни;
- основные категории (безопасность, риск, опасность, угроза, социальная среда, конфликт) преподаются на теоретико-методологической основе научных исследований;
- курс имеет гуманистическую направленность, которая обеспечивается учетом принципов общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, толерантности, свобод-
ным развитием личности, что способствует формированию мировоззрения студентов, обоснованному и сознательному выбору социального поведения, формированию общей культуры безопасности;
- в задачи курса входит психологическая подготовка студентов, направленная на формирование ценностного отношения к себе, к другим людям, их здоровью и безопасности; развитие умений самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации, в нормальных условиях и в условиях экстремальной ситуации; освоение способов противостояния информационно-психологическим воздействиям, манипуляциям; формирование жизненно важных навыков позитивного общения, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений;
- курс имеет интегрированный характер за счет использования межпредметных связей, что позволяет более полно раскрывать взаимосвязь понятий и фактов, закономерностей функционирования общества;
- содержание курса сформировано с учетом данных опытно-экспериментальной работы в этом направлении (исследования особенностей образа учащейся молодежи, информационных потребностей студентов, состояния социальной безопасности в вузе и городе, современных взглядов на роль педагога в обеспечении безопасности образовательного учреждения и др.).
Нами разработано и реализуется технологическое обеспечение, включающее обучение студентов способам и средствам обеспечения безопасности жизнедеятельности в социальной (в том числе образовательной) среде, сохранения и укрепления здоровья в нормальных условиях жизнедеятельности и условиях чрезвычайной, кризисной ситуации (табл. 2).
Согласно развивающей парадигме образования результатом процесса образования должны стать не только знания, но и социально зрелая личность (а значит и социально безопасная), субъект имеющий творческую готовность, умения и навыки созидать это общество и решать его проблемы, готовность самосовершенствоваться, саморазвиваться в области избранной профессии. Важнейшим, «объединяющим» элементом всех компонентов субъектности студента является его индивидуальный опыт, его субъектная позиция как устойчивая система отношений к миру и самому себе [12]. В системе профессионального образования этого нельзя достигнуть без применения системно-личностного подхода, основанного на технологиях проблемного, личностно-развивающего, личностно-ориентированного, акме-ориентированного обучения.
Таблица 2
Технологическое обеспечение формирования у студентов готовности к обеспечению социальной безопасности
Технологии Методы Средства
- интерактивные (дискуссия, проблемная - авторские базы данных
- проблемное лекция, тренинг); и учебные пособия,
обучение; - игровые (ролевые, деловые); учебно-методические
- личностно- - эвристические (анализ конкретных ситуаций, комплексы
развивающее кейс-метод, мозговой штурм); по дисциплинам;
обучение; - метод проектов; - медиаобразование;
- личностно- - метод наблюдения (ведение дневника - технологии
ориентированное наблюдения); психической
обучение; - проектирование авторской системы саморегуляции;
- акме-ориенти- деятельности; - здоровьесберегающие
рованное - вовлечение в инновационную деятельность технологии;
обучение (выявление и оформление интеллектуальной - инновационная
собственности) деятельность
Отличительной чертой средств образовательной коммуникации, повышающих эффективность формирования у будущих педагогов готовности к обеспечению социальной безопасности субъектов образования, является использование акмеологических технологий обучения и воспитания, способствующих развитию личности до уровня «акме», широко востребующие в процессе их реализации весь спектр личностных качеств, предполагающие реализацию дея-тельностного подхода к их развитию. В качестве таких технологий нами используются методы проблемного обучения, методы активного обучения, методы психической саморегуляции, проектирование моделей авторских систем деятельности. Также в преподавании сделан акцент самообразование и использование информационных технологий обучения [1].
Реализуемый нами курс «Социальная безопасность образовательной среды» предоставляет студентам возможность изучить проблемы социальной безопасности, с одной стороны, и проектировать будущую профессиональную деятельность, с другой - стать тем самым субъектом установления межпредметных связей и принимать решения о том, что должно войти в его авторскую систему деятельности. Частичную проверку, апробацию создаваемой авторской системы деятельности студент - будущий педагог осуществляет как на семинарских, практических занятиях, так и в процессе прохождения педагогической практики.
Формирование у студентов готовности к обеспечению социальной безопасности осуществляется нами поэтапно на основании системно-личностного подхода и в соответствии с разра-
ботанным нами психолого-педагогическим механизмом [4]. На первом этапе (мотивационно-информационном) осуществляется формирование ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов на основе сообщающего и наглядного обучения.
Мотивирование студентов на подготовку к обеспечению социальной безопасности субъектов образования происходит через показ значимости учебного материала, разъяснение личной жизненной необходимости подготовки к обеспечению безопасности в социуме.
Для формирования когнитивного компонента готовности используются проблемные лекции, групповые дискуссии. Для повышения мотивации к самосовершенствованию в области социальной безопасности применяются задания поискового, проблемного характера с использованием ресурсов Интернет и направленные на подготовку докладов, презентаций, проведение наблюдений за состоянием социальной безопасности в вузе, в городе.
Формированию ценностно-мотивационного и когнитивного компонентов способствует участие студентов во внеаудиторных мероприятиях. Так, нами ежегодно проводятся:
- межвузовская студенческая олимпиада по безопасности жизнедеятельности «Безопасность в социуме» (Шуя);
- консультации с привлечением специалистов Ивановского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом, Шуйского межрайонного наркологического диспансера (Шуя, Иваново);
- дискуссии по вопросам профилактики социальных опасностей образовательной среде («Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в образовательном социуме», «Проблемы насилия и криминальных угроз в образовательной среде», «Информационные угрозы СМИ и Интернета» др.);
Второй этап направлен на формирование деятельностного компонента и связан с развитием умений и навыков, обеспечивающих успешные действия в опасных и экстремальных ситуациях, а также умений разработки и реализации профилактической работы с последующей рефлексией. Для этого используются следующие методы: решение ситуационных задач, кейс-стади. Также студентами осуществляется работа по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, профилактике социальных отклонений в вузе (метод «равный - равному»).
При этом студенты овладевают умениями прогнозировать опасность, предотвращать ее, адекватно действовать в сложившейся ситуации. Что способствует развитию антиципации, формированию стрессоустойчивости в реальной ситуации, снятию тревожности, повышению эмоциональной устойчивости, ответственности за себя и окружающих. Студенты приобре-
тают умение планировать свое поведение, анализировать и оценивать собственные действия (рефлексивные навыки), выстраивать взаимоотношения с другими людьми (коммуникативные навыки, толерантность).
Развитие у студентов деятельностного компонента готовности к обеспечению социальной безопасности связано с формированием у них безопасного и здорового образа жизни.
Формированию деятельностного и рефлексивного компонентов также способствует и участие студентов в следующих внеаудиторных мероприятиях:
- Всероссийский молодежный форум «Молодежь против терроризма, экстремизма и ксенофобии» (Саранск);
- Всероссийский форум студентов «Вуз - территория здорового образа жизни» (Иваново);
- «День здоровья» с санитарно-просветительской и оздоровительной направленностью (Шуя);
- эстафета «Спасатель», по отработке навыков оказания помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях (Шуя).
Третий этап процесса формирования готовности - творческий (акмеологический) осуществляется на основе самостоятельного научения с помощью использования заданий научно-исследовательского, проектного, творческого, характера, вовлечения в инновационную деятельность как на практических занятиях при решении кейсов, так и во внеаудиторное время при участии в следующих мероприятиях:
- конкурс творческих разработок (презентаций, плакатов, эссе) «Скажи жизни «Да»» (Шуя);
- конкурс социальной рекламы «Твое здоровье - твое богатство» (Шуя);
- Всероссийский конкурс студенческих научных работ и проектов «Безопасность общества: инициативы и инновации» (Шуя, Москва);
- студенческие научные конференции «Здоровье, образ жизни и образование», «Безопасность жизнедеятельности глазами студентов» (Шуя);
- межвузовская научная конференция «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (секция «Здоровьесберегающие технологии в образовании») (Шуя, Иваново);
- Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ среди студентов и молодых ученых «Наука и образование против террора» (Москва);
- Всероссийская олимпиада научных и прикладных работ по национальной безопасности и геополитике России (Москва);
- Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» (секция «Психолого-педагогические вопросы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи») (Москва).
С целью личностно-профессионального становления студентов в области обеспечения социальной безопасности на основе интеграции образовательной и производственной деятельности в структуру содержательно-технологического и организационно-управленческого обеспечения нами включено научно-методическое сопровождение организации малого инновационного предприятия, как самообучающейся структуры университета на базе лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи. Студенты, проходя стажировку на базе лаборатории, обучаются по программе «Спасатель» на базе городского спасательного отряда МЧС; реализуют авторскую систему деятельности по профилактике социальных отклонений подростков на базе образовательных учреждений, а также выполняют инновационные проекты, сопряженные с выявлением и оформлением интеллектуальной собственности. Студенты совместно с научными сотрудниками лаборатории принимают посильное участие в работе по выдвижению и производству идей. Так, например, студенты, обучающиеся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности, приняли активное участие (в процессе написания курсовых и выпускных работ, творческих и научных проектов) при составлении баз данных «Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения» (свидетельство госрегистрации №2010620663) и «Безопасность образовательных учреждений» (свидетельство госрегистации №2010620664), а также разработке программы для ЭВМ «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи» (автор - студент 5 курса Смолин М.В.), исключительные права на которые принадлежат вузу и которые также используются для организации самостоятельной работы студентов. Таким образом, конечный творческий продукт студенческой деятельности обладает не только теоретической новизной, но и общественно-практической значимостью.
Необходимым условием успешной реализации комплексной системы учебной, воспитательной и научной работы в области социальной безопасности является повышение квалификации преподавательского состава в данной сфере. В связи с этим в Шуйском филиале ИвГУ реализуется программа цикла тематического усовершенствования для преподавателей вузов по направлению «Социальная безопасность образовательной среды», кроме того, нами прово-
дятся межкафедральные семинары, занятия с кураторами по проблемам социальной безопасности учащейся молодежи.
Таким образом достигается цель превращения образовательной среды в профессионально-педагогическую, когда детерминирующим фактором, обеспечивающим процесс формирования готовности будущего специалиста к обеспечению социальной безопасности, является формирование представления об этом процессе как ценности и развитие потребности в его осуществлении у всего преподавательского состава, принимающего участие в подготовке студентов.
Список литературы
1. Кисляков П.А. Инновационные образовательные технологии подготовки будущих педагогов // В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 554-559.
2. Кисляков П.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии интеграции // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 14-18.
3. Кисляков П.А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здоровьесберегающей среды вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 7. С. 86-90.
4. Кисляков П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога: ав-тореф. дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - Нижний Новгород, 2014. 49 с.
5. Коджаспиров А.Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М.: Экон-Информ, 2008. С. 36-42.
6. Кораблин Ю.А. Личность как субъект социальной безопасности общества. URL: http:// slavzso.narod.ru/1-9/16.html (дата обращения 20.01.2015).
7. Потрубач Н.Н., Максутов Р.К. Общественная безопасность // Социально-гуманитарные знания. 2000. №3. С. 137-142.
8. Пугин В.Б. Социальная безопасность личности: Региональный аспект: дис. ... канд. филос. наук. - Архангельск, 2003. 144 с.
9. Ситка И.В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: дис. ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2011. 184 с.
10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация «бакалавр») (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2009г. №788).
11. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. №1897).
12. Царев С.А. Субъектность студента и ее формирование как педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). №1(45). 2015. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-3.
13. Шершнев Л.И. Стратегия развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности в России». URL: http://www.studzona.com/referats/view/37331 (дата обращения: 20.01.2015).
References
1. Kisliakov P.A. Vmire nauchnykh otkrytiy [In the world of scientific discoveries], no. 3.1 (2011): 554-559.
2. Kisliakov P.A. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], no. 2 (2011): 14-18.
3. Kisliakov P.A. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. no. 7 (2010): 86-90.
4. Kisliakov P.A. Dis. ... d-rapsikhol. nauk «Formirovanie sotsial'noy bezopasnosti lichnosti budu-shchegopedagoga avtoreferat» [Formation of social safety of the person of the future teacher]. - Nizhny Novgorod, 2014.
5. Kodzhaspirov A.Y. Sbornik statey «Bezopasnost' obrazovatel'noy sredy» [Collected papers «Safety Educational Environment»]. - Moscow, 2008, pp. 36-42.
6. Korablin Y.A. Lichnost'kak sub»ekt sotsial'noy bezopasnosti obshchestva [Personality as a subject of social security of the society]. http://slavzso.narod.ru/1-9/16.html (accessed: January 20, 2015).
7. Potrubach N.N., Maksutov R.K. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Socially-humanitarian knowledge], no. 3 (2000): 137-142.
8. Pugin V.B. Dis. ... cand. philos. nauk «Sotsial'naya bezopasnost'lichnosti: Regional'nyy aspekt» [Social security of the person: Regional aspect]. - Arkhangelsk, 2003.
9. Sitka I.V. Dis. ... cand. ped. nauk «Formirovanie u budushchikh uchiteley gotovnosti k deyst-viyam v chrezvychaynykh situatsiyakh na osnove situatsionnogo modelirovaniya» [Formation at the future teachers of readiness to act in emergency situations on the basis of situational modeling]. - Cheboksary, 2011.
10. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya «bakalavr») [State educational standard of higher education, 050100 Teacher Education (qualification «bachelor»)] (approved December 22, 2009).
11. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya [State educational standard of basic general education] (approved December 17, 2010)
12. Tsarev S.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Modern Research of Social Problems scientific e-journal], no. 1 (2015). DOI: 10.12731 / 22187405-2015-1-3.
13. Shershnev L.I. Strategiya razvitiya obrazovatel'noy oblasti «Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti v Rossii» [The development strategy of the educational field of «Safety in Russia»]. http://www. studzona.com/referats/view/37331 (accessed: January 20, 2015).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения, доктор психологических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета, ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1375-5625
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, docent of department of life safety, doctor in Psychology, docent Shuya branch of Ivanovo State University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Шмелева Е.А., заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал)