8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Дата обращения 01.01.2016.
REFERENCES
1. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.
2. Minyaylenko, N.N. (2015), "Application of the modern information technologies in models of pedagogical activity of graduate military courses of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 100-104.
3. Minyaylenko, N.N. (2015), "Retrospective analysis of the activity of graduate military courses of the military higher education institutions in the conditions of the changing educational environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 178-183.
4. Minyaylenko, N.N. (2016), "Factors defining the high efficiency of training of the graduates in military academy in higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of internal affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 166-169.
5. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.
6. The presidential decree Russian Federation from 4/5/2016 N 157 "Questions of Federal service of troops of national guard of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196284/.
7. The federal law from 7/3/2016 No. 226-FZ "About troops of national guard of the Russian Federation", available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201607030007.
8. The federal law from 12/29/2012 N 273-FZ (an edition from 7/3/2016) "About education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.06.2016
УДК 37.022
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алексей Александрович Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, директор,
заведующий кафедрой, Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя
Аннотация
В статье рассматривается содержание модели методической системы профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Приводится авторское определение инновационной социокультурной образовательной среды вуза, этапы ее проектирования.
В соответствии с разработанной моделью создана методическая система организации процесса подготовки студентов - будущих педагогов безопасности жизнедеятельности на основе интеграции психолого-педагогической, профессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся средних и высших учебных заведений в правовой, социальной, военной, дорожно-транспортной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: модель, методическая система, учитель безопасности жизнедеятельности, проектирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p114-125
MODEL FOR METHODICAL SYSTEM OF TRAINING OF FUTURE HEALTH AND SAFETY TRAINING COURSE TEACHERS
Aleksey Aleksandrovich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Director, Department chairman, Shuya branch of Ivanovo State University, Shuya
Annotation
The article discusses the content of the model for the methodical system of training of the future teachers of health and safety training course. The article presents the author's definition of the innovative socio-cultural educational environment of higher school, the stages of its design.
According to the developed model the methodical system for the organization of the process of training of the students - future teachers of health and safety on the basis of the integration of psychology and pedagogical, professional and personal readiness for provision of the safety of activity of the pupils of average and higher educational institutions in the legal, social, military, road and transport safety and safety in emergency situations has been created.
Keywords: model, methodical system, life safety teacher, design.
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая процесс развития методической системы как совокупность качественных, необратимых, направленных измерений системы, обусловленных ее противоречиями, можно выделить две группы развития системы: внешние и внутренние. Внешние основываются на том, что развитие системы является следствием того, что любая методическая система функционирует на определенном социальном и культурном фоне. Внутренние изменения одного или нескольких компонентов методической системы ведет к необходимости изменения системы в целом [1].
Проектируя методическую систему подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности, мы полагали, что это должна быть открытая, динамично развивающаяся система, откликающаяся на все изменения в образовании и адекватно отражающая эти изменения при подготовке учителя к работе в новых условиях. Такая система должна стать действенным инструментом формирования компетенций учителя современной школы, что в свою очередь будет способствовать достижению новых образовательных результатов школьниками при обучении безопасности жизнедеятельности (личностных, предметных и метапредметных).
Безусловно, модель методической системы должна отражать все элементы реальной методической системы. Наиболее близкими нашему пониманию методической системы являются дидактический, функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Отметим, методическая система только тогда функционирует, когда она определяется целями, задачами и содержанием обучения, если она включает планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса. Все это должно учитываться при построении модели методической системы.
В качестве рабочего определения методической системы мы использовали такую трактовку: методическая система подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности - это сложная, открытая динамическая система, включающая цели, содержание, методы и средства, организационные формы, ориентированная на личность будущего педагога, обеспечивающая взаимодействие преподавателей и обучающихся в инновационной образовательной социокультурной среде вуза и учитывающая социальный контекст развития общества и образования.
МЕТОДИКА
При построении данной методической системы мы основывались на следующей совокупности общенаучных (комплексности, системности, сущностного анализа, целост-
ности, детерминизма, объективности, развития, оптимальности, гуманизма, субъекта деятельности, социальной обусловленности личности) и специальных принципов (научности, продуктивности обучения, интеграции, субъектности, непрерывности, динамичности, комплементарного взаимодействия).
Проектирование методической системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности рассматривается нами с позиций ряда методологических подходов: гуманистического, системного, личностно ориентированного, аксиологического, де-ятельностного, компетентностного, средового, проектно-технологического.
При разработке модели методической системы подготовки выпускников педвузов - будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности мы базируемся на научном представлении о том, что все компоненты методической системы должны быть взаимосвязаны. Считаем, что обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система. К наиболее характерным чертам проектируемой методической системы можно отнести: научно обоснованное планирование процесса обучения; единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки; высокий уровень трудностей и индивидуальный темп изучения учебного материала; максимальную активность и достаточную самостоятельность обучения; сочетание индивидуальной и коллективной работы; насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения.
Построенная нами модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и диагностического блоков (рисунок 1).
Целевой блок отражает цель модели - формирование компетентного конкурентоспособного специалиста, который может достигать поставленных профессиональных целей в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач, т.е. обладает соответствующими профессиональными компетенциями, и владеет компонентами профессионального творчества в области безопасности жизнедеятельности.
Содержательный блок включает в себя совокупность и взаимосвязь предметов, через которые формируется компетентность будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности. В качестве эффективного средства, которое позволяет обеспечить преемственность и интеграцию изучения дисциплин выступает формирование будущими педагогами портфолио.
В основу конструирования учебной информации нами положены следующие принципы (по В. А. Сластенину):
- соотнесение учебной информации с конечными целями обучения, универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку;
- интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса;
- фундаментальность - научная основательность и высокое качество подготовки;
- профессиональность - овладение многообразными педагогическими технологиями;
- вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов.
Структурирование материала учебных дисциплин идет в соответствии с «методической сеткой». Она позволяет структурно и содержательно регулировать, вносить планомерность в учебный предмет и сопоставить определенным образом учебные элементы в соответствии с компонентами учебной деятельности.
Рассматривая содержательную область дисциплины, можно выделить основные (укрупненные) учебные элементы. Если на одной оси сетки разместить учебные элемен-
ты в линейном порядке, а на другой оси - формы учебной деятельности, то пересечение
дает следующие методические элементы (рисунок 2).
н
Внешние факторы
Проектирование методической системы подготовки выпускников педвузов - будущих специалистов в области безопасности жншеделтельности
т
Внутренние факторы
Теоретико-методологические основы
Общенаучные и специальные принпипы
1Г
Инновационная социокультурная образовательная среда вуза
2 X
Я ч § »
си
и
«
3 3
с.
С
5
н 1Е
г = §
^ а 5
Г ы 5
= о «
Требования ФГОС ВО
Требования ФГОС для начальной школы
Требования ФГОС для средней школы
Требования ФГТ дошкольного образования
Содержание подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности
Дисциплины профессиональной подготовки
Интеграция содержания
Формы обучения
Система лекционных, практических, исследовательских лабораторных, интегративных
занятий, самостоятельная деятельность и др.
Методы обучения
Метод проектов, кейс метод, деловые игры, дискуссии, мозговой штурм, моделирование профессиональной деятельности И*.
Дисциплины специальной подготовки
Средства обучения
Ситуационные задачи, учебно-методические задачи, портфолио, средства ИКТ, «методическая сетка», комплексные курсовые работы и Ф-
Оценка профессиональной компетентности выпускников педвузов -будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности
Пороговый уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Г
Компетентный педагог в области безопасности жизнедеятельности
Рисунок 1. Модель методической системы подготовки выпускников педвузов - будущих учителей
безопасности жизнедеятельности
Процессуальный блок модели методической системы подготовки выпускников педвузов - будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности содержит формы, методы и средства обучения студентов. Процесс обучения в вузе должен способствовать развитию студента как личности, обладающей высоким уровнем профессиональной компетентности.
Учебный элемент 1 Учебный элемент 2 Учебный элемент 3
Теоретический материал
Структурно-логическая схема изучения -г -. '
т п Г
Лабораторные работы - J J 1
Алгоритм выполнения лабораторной работы - ,- >
Т 1 Г
Контроль ________J____________1____________1_________(
Критерии оценки
Самоконтроль _
Критерии самооценки ---------------------------------------|
Самообучение Л J I. __ Консультирование студентов т 1 р
Рисунок 2. «Методическая сетка»
Компетентностный подход предъявляет новые требования к обучению, определяющие смещение дидактических акцентов с пассивного усвоения знаний на их активное приобретение. Поэтому становится особенно актуальным расширение форм и методов исследовательской, самостоятельной работы в образовательном процессе. Знания, приобретенные в процессе самостоятельной познавательной деятельности, эффективнее применяются студентами. Условия обучения, при которых требуются нестандартные решения, определение комплекса самостоятельных действий для принятия данного решения, смещают акцент на развитие мышления, а не памяти, студенты усваивают не только сами знания, но и способы овладения ими, приобретают способность к поиску путей и средств решения проблем.
Организуя процесс подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности, мы выдвигаем и определенные критерии психологических потребностей самого обучаемого, среди которых высокая мотивационная потребность обучаемого, направленность личности на достижение поставленной цели, стремление к саморазвитию и самокоррекции, соответствие содержания практического обучения и внутренних личностных потребностей обучаемого.
Обучаемые выполняют самостоятельные работы с достижением «собственных образовательных границ», что позволяет не только постигать определенный объем содержания, но и выходить за рамки основного уровня содержания образования в ходе свободного выбора получаемой информации путем структурирования содержания обучения. При обучении студентов становится актуальной разработка индивидуальной образовательной траектории с учетом потребностей и возможностей личности.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В соответствии со сформулированным нами принципом интеграции обучения студентов и деятельности организаций при проведении занятий используется система межведомственного взаимодействия (рисунок 3).
Такое социальное партнерство выгодно для обеих сторон. Организации видят в вузе наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. Вуз получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные, кадровые и другие резервы ведомственных организаций.
Образовательные учреждения
Система здравохране-ния
Управление по делам ГО и ЧС
Управление Федеральной
службы контроля за оборотом наркотиков
Управление социальной защиты
ВУЗ
Центр профилактики и борьбы со СПИДом
Управление внутренних
дел
Наркологический диспансер
Комитет по
делам ГИВДД
Управление гос. противопожарной службы
Рисунок 3. Система межведомственного взаимодействия
Реализация подобного сотрудничества позволяет повысить роль вуза в регионе за счет создания научно-образовательного пространства, которое обеспечивает подготовку профессионалов высокой квалификации, способных эффективно реализовывать актуальные задачи региональной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Мы стремимся создавать такие педагогические условия, чтобы предметные знания в значительной своей части не передавались в готовом виде. Образовательный процесс в вузе ориентирован на проектное изучение материала. Все подготовленные проекты включаются в портфолио студента. Его материалы отражают проектную и продуктивную деятельность студента и одновременно служат показателем его компетентности и готовности выполнять профессиональную деятельность.
При выполнении проектов используется работа в малой группе (2-3 студента). Это позволяет развивать способности будущего педагога работать в коллективе, в ходе совместной деятельности как руководить группой, так и выступать в роли исполнителя, при выполнении группового проекта.
Применение метода проектов позволяет актуализировать творческую деятельность студентов. Примерами учебно-творческих заданий могут служить следующие задания:
- составить характеристику объекта (например, характеристику конкретного образовательного учреждения с выделением потенциальных угроз и систем защиты от них) или процесса (например, процесса развития конфликта между педагогом и учащимся и технологией его урегулирования);
- провести сравнительный анализ (например, анализ нормативно-правовых документов);
- написать эссе, отражающее индивидуальную точку зрения студента относительно тех или иных угроз безопасности личности, общества, государства (пожар, наводнение, молодежный экстремизм, наркомания, терроризм, детская преступность и пр.);
- подобрать проблемные вопросы в области безопасности жизнедеятельности;
- изготовить фотоколлаж, видеоролик, презентацию и т. д.
Проявить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена ими подвести к всестороннему видению предмета позволяет групповая дискуссия. Этот метод мы используем при выявлении противоречий, разных точек зрения, обсуждении актуальных, сложных проблем в области безопасности жизнедеятельности (например, дискуссии по проблемам межнациональных, межконфессиональных конфликтов и толерантности).
Использование метода анализа конкретных ситуаций в процессе подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности помогает нам решать следующие задачи по формированию важных умений и навыков:
- овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций;
- оперативно принимать решения;
- отрабатывать умения востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации;
- приобретать навыки применения теоретических знаний для анализа и решения практических проблем;
- развивать умение самостоятельно принимать решение на основе группового анализа ситуаций;
- осваивать умение извлекать пользу из своих и чужих ошибок.
Основная цель решения ситуационных задач состоит в приобретении будущим педагогом опыта принятия решений при внезапно возникшей опасной ситуации, или если она возможна в ближайшее время.
При классификации по содержанию выделяют четыре вида учебных ситуаций: ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации-оценки; ситуации-проблемы.
Ситуация-иллюстрация демонстрирует конкретный пример из практики, в котором проявляются закономерности и механизмы действия людей, алгоритмы решения задач (например, показ студентам видеофрагмента массовых беспорядков).
Ситуация-упражнение рассматривается студентами при помощи обращения к специальным источникам информации, справочникам, учебной литературе (например, ситуация по оказанию первой помощи пострадавшим).
Ситуация-проблема предполагает решение проблемной задачи (например, проблема обеспечения безопасности школьников во время походов и экскурсий), с обсуждением причин и последствий возможных опасных ситуаций, а также возможностей их предупреждения.
Ситуация-оценка описывает конкретные события и принятые по ним меры. В этом случае студентам необходимо оценить механизмы развития чрезвычайной ситуации и принятые меры для ее ликвидации (например, оценка выхода человека из криминальных опасностей: попытка изнасилования, шантаж, провоцирование драки и т.п.).
Ситуационные задачи решаются студентами в виде ролевых игр или кейс метода.
Во время решения ситуационных задач, в ходе ролевой игры будущие педагоги учатся учитывать множество различных факторов, влияющих на безопасность (например, интенсивное дорожное движение, негативно настроенные свидетели пришествия, сотрудники полиции, плохая связь с диспетчером Службы спасения и т.д.)
При использовании кейс метода учебный материал подается в виде проблемной ситуации, решение которой осуществляется в результате активной исследовательской и творческой деятельности. Используемые нами кейсы по проблемам безопасности жизнедеятельности разнообразны (например, учащийся оказался в трудной жизненной ситуации: неразделенная любовь, трудности в общении с одноклассниками, отказ от вредных привычек и пр.; асоциальное поведение учащихся: насилие в школе, экстремистские настроения, агрессия, совершение противоправных поступков и т.д.).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе используются нами и как средство обучения (электронные учебники, справочники,
базы данных, презентации, тренажеры, сетевые проекты, различные сервисы Веб 2.0 и др.) и как предмет изучения (анализ информационных ресурсов сети Интернет, возможности оказания ими деструктивного воздействия, манипуляций и т.д.).
ИКТ при правильной организации деятельности студентов могут стать средством стимулирования интереса к знанию в области безопасности жизнедеятельности, могут стать пространством, где будут формироваться общности, культивирующие ценности безопасности личности, общества, государства.
Общее для студентов коммуникативное пространство предоставляет возможность коллективной деятельности, наблюдения за развитием участников группы и оценки вклада каждого в процесс и результаты работы. Интернет используется для проведения электронных конференций и семинаров, что позволяет повысить качество проводимых мероприятий путем привлечения широкой аудитории для публичного обсуждения, обмена мнениями и замечаниями. Так, нами ежегодно проводится конференция «Психолого-педагогические вопросы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи» в рамках Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Кроме того, студенты принимают участие в инновационной деятельности, сопряженной с выявлением и оформлением интеллектуальной собственности (баз данных) [2, 3].
Рассматриваемые формы, методы и средства обучения в модели методической системы подготовки выпускников педвузов - будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности представляют собой систему воздействий, направленных на формирование, развитие или коррекцию необходимых студенту профессиональных качеств, мотивов и ценностей, профессионального самосознания.
Диагностический блок модели методической системы определяет готовность специалиста к будущей профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности и направлен на диагностику уровня компетентности будущего педагога, которую можно определить следующими уровнями: пороговый, средний, высокий.
Большое значение в организации процесса подготовки будущих педагогов - специалистов в области безопасности жизнедеятельности имеет проектирование инновационной социокультурной образовательной среды.
Особую актуальность приобретают вопросы проектирования инновационной социокультурной образовательной среды в вузе, в которой происходит организация подготовки студентов к профессиональной деятельности, личностный рост педагогов.
Образовательная среда - относительно новое понятие, вошедшее в педагогику в последние годы. Оно характеризует целостное описание общих и специфических особенностей конкретного образовательного учреждения.
Отметим, что в современной педагогике сложился так называемый средовый подход в образовании, который рассматривает процесс развития личности в зависимости от условий окружающей среды и взаимодействия человека с ней. Данный подход тесно связан с идеей включения образовательного учреждения в окружающую среду и наоборот.
Всякая среда отражает определённую культуру. Она активно влияет на личность, ее развитие своим эстетическим, идейным, духовно-нравственным содержанием, отношениями людей, живущих и действующих в ней. Практически всякая среда, в которой находится определенное время человек и ощущает на себе ее влияние, выступает как культурно-образовательная (образовательно-воспитательная, социокультурная).
В исследовании Д.А. Пряхина культурно-образовательная среда представляет собой исторически сложившуюся, функционирующую в диалектическом единстве образовательно обучающие (семья, учебные заведения) и культурно-воспитывающие (учреждения культуры, культура жизни: традиции, устои, мировоззренческие установки) сферы жизни [4].
Когда речь идет об образовательном учреждении, то в этом случае под образовательной (культурно-образовательной, социокультурной) средой следует понимать - специально организованную среду обучения человека, группы, имеющие свои особенности, характерные условия. Данные особенности существенно влияют на процесс подготовки будущего специалиста, формирование его личности.
Понятие социокультурная среда может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком - особенности образовательного учреждения в целом, его профессорско-преподавательского состава, богатство традиций и культура отношений в нем, возможности в предоставлении качественных образовательных услуг, материальная база и информационные возможности для самостоятельной работы обучаемых. В узком - особенности непосредственной среды обучения (аудиторий, центров (агентств), прохождения практики студентов), профессиональной подготовки и педагогической культуры профессорско-преподавательского состава, его менталитета, сложившихся традиций обучения на факультете (в аудиториях, центрах практики), взаимоотношений преподаватель - студент.
В общенаучном смысле социокультурную среду следует понимать как некую составляющую бытия, доступную для восприятия, в которой субъекты в процессе жизнедеятельности имеют возможность удовлетворять свои потребности в образовании, расширять способы познания мира, развивать личностные качества. Передача культурного наследия молодому поколению происходит через учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. В процессе образования происходит становление индивидуальной культуры, взаимодействующей с социокультурной средой образования. Познавательные, нравственные, ценностно-смысловые задачи образования определяются обществом, а способы их достижения вузом через факультеты, кафедры, профессорско-преподавательский состав.
Инновационная образовательная среда вуза по нашему мнению должна включать следующие составляющие: авторские образовательные программы, инновационные учебно-методические материалы, обучающие контролирующие программные средства, в разработке и внедрении которых участвуют студенты, образовательную инфраструктуру, состоящую из тренировочных залов, площадок, научно-образовательных центров студентов, центров инициатив, центров консультирования, включенность студентов в инновационную деятельность, тренинги преподавательского и студенческого состава.
Вхождение инновационной образовательной среды вуза в международное образовательное пространство сопровождается следующими показателями: переход на многоуровневую систему обучения: бакалавриат-специалитет-магистратура-аспирантура; внедрение модульно-рейтинговой системы обучения; разработка и внедрение кредитной системы зачетов; переход на международные стандарты в образовании; академическая мобильность преподавателей и студентов; совершенствование качества образования средствами компетентностного подхода; создание общеевропейских программ обучения; внедрение Европейского приложения к диплому.
Образовательное инновационное пространство вуза создается последовательными шагами:
1) разработкой новых специальностей и профилей профессионального образования, соответствующих профилю вуза;
2) включением и интеграцией новых и ранее разработанных учебных дисциплин в тематические планы и учебно-методические комплексы;
3) созданием сетевого взаимодействия с вузами соответствующего профиля;
4) включением дистанционного и смешанного типов учебной деятельности;
5) переходом на включенное обучение, предполагающим обучение в нескольких
вузах.
Само понятие инновационной социокультурной образовательной среды вуза в педагогической теории и практике не разработано в должной мере. Обобщая все вышесказанное, дадим следующее определение: инновационная социокультурная образовательная среда вуза в области безопасности жизнедеятельности - образовательная среда, основанная на социальном партнерстве с вузами МЧС России, подразделениями МВД РФ, ГИБДД, прокуратуры и других организаций, обеспечивающая формирование профессионала в области безопасности жизнедеятельности, способного обеспечить безопасность личности и социума в целом.
Инновационная социокультурная образовательная среда современного вуза представляет собой безопасное пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого обусловлена особенностями учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. Эта среда является интегративным фактором личностного становления студентов, она должна быть способна обеспечить комплекс возможностей для вариативного выбора студентом собственной траектории личностного развития и позволить ему активно действовать, реали-зовываться и совершенствоваться в различных способах культурно-творческой и профессиональной деятельности.
При подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности необходимо учитывать влияние образовательной среды, тех основных социокультурных факторов, которые ее определяют и придают своеобразие в предоставлении образовательных услуг, формировании личности будущего специалиста. С одной стороны, это даёт возможность лучше понять, что представляет собой образовательное учреждение и факультет, где обучается конкретный студент, с другой - видеть какие и каким образом создаются условия и обеспечивается его обучение, творческое развитие, подготовка будущего специалиста в области безопасности жизнедеятельности, который владеет как теоретическими знаниями в области безопасности, так и характеризуется готовностью к профессиональной деятельности по формированию культуры безопасности у подрастающего поколения.
Формирование профессиональной готовности будущих учителей безопасности обеспечивается функционированием в учебно-воспитательном процессе вуза целостной системы подготовки, включающей в качестве основных компонентов следующие блоки: блок общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин; блок психолого-педагогических и методических дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок дисциплин дополнительной специальности; педагогические и технологические практики; систему учебного проектирования. Этим умозаключением мы хотим подчеркнуть глубину интегративности подготовки учителя безопасности жизнедеятельности, а, следовательно, многоаспектность микросред, в которых происходит профессиональное становление будущего специалиста.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проектирование инновационной социокультурной образовательной среды профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в Шуйском филиале Ивановского государственного университета опирается на реальные возможности вуза, определение трудностей и аспектов, содействующих развитию среды, наличие учебно-материальной базы, учебных средств и с учетом потребностей студентов в их личностном росте. Особую актуальность данная работа приобретает при реализации основной образовательной программы бакалавриата направления Педагогическое образование профилей «Безопасность жизнедеятельности» и «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
При проектировании инновационной социокультурной образовательной среды профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности можно выде-
лить следующие этапы:
1. Проведение диагностики возможностей среды вуза, ее анализ.
2. Постановка задач по разработке программного комплекса.
3. Выделение круга возможных для данных условий среды образовательных технологий.
4. Разработка мотивационных и личностно развивающих ситуаций, «встраивание» их в структуру деятельности обучающихся.
5. Определение структуры управляющей деятельности педагогов в образовательном процессе.
6. Подбор учебно-материальной базы, информационного сопровождения.
7. Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: социального, производственного и природно-климатического окружения вуза.
8. Прогнозирование развития среды с учетом внутренних и внешних факторов.
9. Фиксация проекта в виде документа в письменной или графической форме.
10. Реализация проекта в образовательном процессе вуза.
Реализация вышеперечисленных нами этапов проектирования должна наиболее полно содействовать качественной организации образовательного процесса профессиональной подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности в развивающейся безопасной инновационной социокультурной образовательной среде, создать благоприятные условия для педагогического сопровождения ее развития, что необходимо для того, чтобы каждый обучающийся получил максимальную возможность самореализации в вузе и в своей дальнейшей работе. Все это стало возможным благодаря внедрению в вузе системы менеджмента качества [2]. Все процессы университета имеют четкую регламентацию, что существенным образом повышает качество подготовки будущих учителей, в том числе и учителей безопасности жизнедеятельности.
ВЫВОДЫ
В соответствии с разработанной моделью нами создана методическая система организации процесса подготовки студентов - будущих педагогов безопасности жизнедеятельности на основе интеграции психолого-педагогической, профессиональной и личностной готовности к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся средних и высших учебных заведений в правовой, социальной, военной, дорожно-транспортной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Готская, И.Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики (теоретические основы, практика проектирования) : дис. ... д-ра пед. наук : спец. 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика) / Готская Ирина Борисовна. - Волгоград, 2003. - 314 с.
2. Михайлов, А.А. Университет в движении / А.А. Михайлов // Высшее образование в России. - 2012. - № 1. - С. 66-72.
3. Михайлов, А.А. Проектирование социокультурной среды профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузе [Электронный ресурс] / А.А. Михайлов, О.Н. Рябова // Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2013. № 6 (14). - Режим доступа : http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-14. - Дата обращения 01.01.2016.
4. Пряхин, Д.А. Уникальность историко-культурной территории как фактор образовательного процесса в регионе (на примере Ельца и его исторической округи) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пряхин Дмитрий Анатольевич. - Елец, 2000. - 19 с.
5. Ходусов, А.Н. Оптимизация виртуального образовательного пространства в системе профессиональной подготовки специалистов на основе компетентностного подхода / А.Н. Ходусов // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4. - С. 88-91.
REFERENCES
1. Gotskaya, I.B. (2003), Methodical system of training to computer science of students of teacher training Universities in the market economy (the theoretical foundations), dissertation, Volgograd.
2. Mikhailov, A.A. (2012), "University of motion", Higher education in Russia, Vol 1, pp. 6672.
3. Mikhailov, A.A. and Ryabova O.N. (2013), "Design of social and cultural environment of training of teachers of health and safety in high school", Recent studies of social problems. Electronic scientific journal, Vol. 6 (14), available at: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-6-14.
4. Pryakhin, D.A. (2000), Unique historical and cultural territory as a factor in the educational process in the region (for example, Yelets and its historic district), dissertation, Elets.
5. Khodusov, A.N. (2009), "Optimization virtual educational space in the system of professional training based on competency approach", Yaroslavl Pedagogical Journal, Vol 4, pp. 88-91.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2016
УДК 796.83
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ САВАТИСТОВ
Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, Геннадий Макарович Максимов,
Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ), Уфа, Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается оптимальная модель тренировочной нагрузки на этапе предсорев-новательной подготовки саватистов. С этой целью был проведен эксперимент с привлечением квалифицированных саватистов Башкортостана (перворазрядники, КМС, МС). Практической основой модели являются упражнения общей и специальной направленности, выполняемые с заданными уровнями объемов и интенсивности в определенный период времени и последовательности.
Ключевые слова: модель, предсоревновательная подготовка, методика планирования тренировочных нагрузок, средства тренировки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p125-128
PRECOMPETITIVE MODEL OF PREPARATION OF SAVATE-BOXERS
Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Gennady Makarovich Maksimov,
The Ufa State Aviation Technical University, Ufa,
Ekaterina Gennadievna Mokeeva, the doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the optimum model for the training load at the stage of precompetitive preparation of savate-boxers. Experiment with attraction of the qualified savate-boxers of Bashkortostan has been carried out for this purpose (first-rank sportsmen, KMS, MS). Practical bases of model include the exercises of the general and special orientation which are carried out with the set levels of volumes and intensity during the certain period of time and sequence.
Keywords: model, pre-competition preparation, technique for planning the training loads, training
means.
Известно, что на специальном, т.е. повышенной напряженности заключительном этапе подготовки к соревнованиям особую значимость обретают вопросы дозирования